УДК 378.147:347.96
ББК Ч448.023+Хр ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02
Кузнецова Галина Николаевна,
аспирант, кафедра русского языка и методики преподавания, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова; преподаватель, Кемеровский объединенный учебно-методический Центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, сейсмической и экологической безопасности, филиал в г. Новокузнецке; 654000, г. Новокузнецк, ул. Грибоедова, 5; e-mail: [email protected].
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
АННОТАЦИЯ. Новые образовательные стандарты в Российской Федерации базируются на компе-тентностном подходе. В свете этого совершенствуются, меняются и создаются новые модели обучения. Они служат опосредующим звеном для передачи представления об учебной деятельности на научно-эмпирическом уровне. В новых федеральных образовательных стандартах список компетенций включает единицы трех разновидностей: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. В данном исследовании нас будет интересовать общекультурная компетенция, так как она является важной компетенцией, на основе которой формируется профессиональный облик выпускника вуза. При создании модели общекультурной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению «Юриспруденция», мы придерживались концепции С. Л. Троянской, изложенной в исследовании «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования». В соответствии с представленной моделью обучения мы можем отследить то, как складывается профессиональный облик выпускника и даже отследить посредством каких дисциплин формируется его общекультурная компетенция. В результате сопоставления перечня компетенций, необходимых специалисту в конкретной предметной области (модель специалиста), с перечнем планируемых компетенций выпускника по специальности в той же предметной области (модель выпускника) можно усовершенствовать систему образования так, чтобы целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; компетентность, компетенция, модель общекультурной компетенции, модель обучения, модель выпускника.
Kuznetsova Galina Nikolayevna,
Post-graduate Student of Department of Russian and Methods of its Teaching, Khakass State University named after N.F. Katanov; Teacher of Novokuznetsk Branch of United Training and Methods Center in Civil Defence, Emergency Situations, Seismic and Ecological Security, Novokuznetsk, Russia.
CONTENT AND STRUCTURE OF THE MODEL OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE LAWYERS
KEYWORDS: competence approach; competence; model of general cultural competence; teaching model; model of a graduate.
ABSTRACT. The new educational standards in Russia are based on the competence approach. As a result, new models of education are created, perfected and modified. They serve as links for transmission of the essence of the notion of leaning activity on a scientific-empirical level. The list of competences of the new Federal Educational Standards includes units of three kinds: professional competences, general cultural competences and special competences. In the given research, the author deals with the general cultural competences as they are very important for the formation of the professional image of higher school graduates. While designing the model of the general cultural competence of bachelors in the field of "Jurisdi c-tion" the author follows the views of S.L. Troyanskaya expressed in her paper "General Cultural Competence: experience of definition and structuring". In accordance with the presented model of education the teacher could control the process of formation of the professional image of a future university graduate and see what disciplines are involved in the formation of his general cultural competence. By comparing the list of competences necessary for a specialist in a concrete subject field (model of a specialist) with the list of curriculum competences of a university graduate in the same field (model of a graduate) it is possible to improve the system of education with the purpose of preparation of specialists meeting current requirements of the labor market.
В профессиональной трудовой сфере сегодня пересматриваются основные термины, относящиеся к системе подготовки специалиста. Отказываясь от традиционной триады знаний, умений и навыков, работодатель желает видеть человека коммуникабельного, ответственного, творческого, с набором определенных компетенций, т. е. компетентного.
Политика России, выражая общенациональные интересы в рамках мирового сообщества, отражает неизбежность существенных изменений в системе образования, поэтому компетентностый подход, так популярный на Западе, в российской образовательной системе завоевывает свое место. Новые образовательные стандарты в образовании создаются с учетом данного факта.
© Кузнецова Г. Н., 2015
Педагогика как наука имеет социально-исторический характер. Последнее проявляется в открытиях, затрагивающих теорию и практику обучения, новых проблемах и подходах, пересмотре основных категорий данной области знаний. В результате меняются существующие и создаются новые модели обучения.
Модель обучения в педагогике определяется как отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом [8]. Она служит определенным опосредующим звеном для передачи нашего представления об учебной деятельности на научно-эмпирическом уровне [5].
Процесс обучения (как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях) в ходе развития прошел ряд стадий: модель догматического обучения, объяснительно-иллюстративная модель, проблемно-развивающий тип обучения. Такое непрерывное совершенствование приводило к изменению существовавших и созданию новых моделей обучения. Процесс обучения становится все более целостным. Сегодня высшее профессиональное образование предлагает компетентностную модель обучения.
Сущность целостности компетентност-ного типа обучения - в соподчинении его компонентов основной задаче: формированию хорошо образованного, компетентного в своей профессии, конкурентоспособного, профессионально мобильного, творческого, инициативного, способного к самообучению специалиста.
О том, что компетентностный подход характеризуется личностными и деятельными аспектами, говорят многие исследователи (Б. С. Гершунский, Л. И. Панарин, П. В. Чекалева, А. Д. Щекатунов, и др. [3; 7; 14; 15]). Материалы Симпозиума Совета Европы (Берн, 1996 г.) задали практическую, прагматическую, гуманистическую направленность данного подхода, так как для результатов образования важно знать не только ЧТО, но и КАК делать [10].
Компетентностный подход, по мнению В. Г. Сотник [11, с. 10-56], на сегодняшний день является технологией достижения нового качества образования, потому что обозначает курс модификации образовательного процесса, главные приоритеты развития. Действительно, если раньше студенты усваивали прошлый научный и социальный опыт, то сейчас появляется потребность в самореализации, требуются умения планировать, достигать чего-либо, продуктивно действовать в постоянно меняющихся современных условиях жизни. Справедлива мысль о том, что компетентный специалист XXI в. должен обладать интегративными и аналитическими способностями, а под ком-
петентностью фактически подразумеваются основные психологические характеристики - анализ, внутренний план действия, рефлексия в форме способности к практическому действию.
Л. А. Осипова [6, с. 14-28] высказывает мысль о том, что при компетентностном подходе результатом обучения является не просто сумма знаний, умений и навыков, а готовность и способность применять их в различных новых, может быть, и нетипичных ситуациях.
При компетентностном подходе информированность обучаемого отходит на второй план, главными становятся умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: «1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов» [1, с. 10].
Компетентностный подход ориентирован на результат обучения - подготовку специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда. Таким образом, целью вузов является построение определенной модели выпускника с четким набором компетенций.
В новых федеральных образовательных стандартах выделяются три разновидности компетенций: профессиональные, общекультурные, специальные.
Для того чтобы уточнить, как представлены требования к результатам и содержанию образования в ФГОС ВПО, сравним основные образовательные программы (ООП) Казанского института экономики, управления и права, например, по направлению 050000 «Образование и педагогика». Количество, формулировки общекультурных и профессиональных компетенций ощутимо различаются в зависимости от направления подготовки. Например, общее число компетенций варьируется в диапазоне от 25 до 62, количество общекультурных компетенций - от 8 до 16, профессиональных компетенций - от 17 до 51. Следовательно, при одинаковой продолжительно-
сти и трудоемкости ООП у выпускников вуза должно сформироваться разное количество компетенций.
Вызывает интерес тот факт, что перечень общекультурных компетенций отличается по направлениям подготовки не только количеством, но и формулировками, разнящимися степенью детализации. Например, перечни общекультурных компетенций бакалавров по направлениям 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», 050100.62 «Педагогическое образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» совершенно разные. В частности, общекультурная компетенция коммуникативной направленности у первых характеризуется так: «...способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5)», у вторых - «способен логически верно вести устную и письменную речь (ОК-6)», у третьих - «способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5)».
Также надо отметить, что компетенции у выпускников по одним направлениям подготовки являются профессиональными, а у других - общекультурными. Например, компетенция бакалавра по направлению «Драматургия» (070800) «Способность пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7)» является общекультурной, а у бакалавра по направлению «Искусство костюма и текстиля» (072700) - профессиональной (ПК-4).
Обращает на себя внимание и синонимичность формулировок, задающих разные уровни владения ОК одного направления: «Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного» и «Владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения». Сложно представить, чем отличаются эти уровни.
Таким образом, анализ разных ФГОС выявил некоторые проблемы в их структуре и содержании:
- при одинаковой продолжительности и трудоемкости ООП у выпускников
вуза формируется разное количество компетенций;
- формулировки отличаются разной степенью детализации;
- овладение одной и той же компетенцией является результатом освоения разных циклов;
- при формировании одних и тех же компетенций по одинаковым направлениям подготовки предлагается достигать различных уровней сформированности.
Данные несовершенства в силах исправить любой вуз созданием таких ООП, которые обеспечивали бы качественное образование, предоставляли бы «на выходе» конку-рентноспособных профессионалов, отвечающих последним требованиям рынка труда.
В данном исследовании нас будет интересовать общекультурная компетенция, так как она является важной компетенцией, на основе которой формируется профессиональный облик выпускника вуза.
При создании модели общекультурной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению «Юриспруденция», мы придерживались идей С. Л. Троянской, изложенных в исследовании «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования».
В своей работе автор отождествляет понятия «компетентность» и «компетенция». На наш взгляд, данные понятия стоит разграничить на уровне разделения «общего» (компетентность) и «индивидуального» (компетенция).
В понимании работодателей на современном этапе модель компетенции - набор характеристик, который позволяет специалисту хорошо и результативно осуществлять функции, входящие в его должностные обязанности. Эффективность модели предусматривает простоту структуры, ясность и легкость при восприятии [2].
С. Л. Троянская представляет модель общекультурной компетенции в виде совокупности, которая включает компоненты когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный [12]. Данная классификация будет использоваться как базовая, потому что отражает практическую направленность в исполнении профессиональных задач: осознание проблемы (когнитивный компонент), пропускание проблемы через призму ценностей (ценностно-ориентационный компонент) для принятия верного решения проблемы (коммуникативно-деятельностный компонент).
Когнитивный компонент ориентирован на восприятие и усвоение объектов культуры. Компонент обладает познавательной
направленностью, отвечает за изучение и понимание.
Ценностно-ориентационный компонент связан с освоением культурно-образовательного пространства, является показателем развития общей культуры.
Коммуникативно-деятельностный компонент имеет операционно-поведенче-скую направленность. Соответствующими способами освоения культуры являются научение и сотворчество. Усвоенная культурно-образовательной составляющая обусловливает способность к культурной деятельности и общению.
В целом важны все три аспекта, так как профессиональное образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности [9, с. 23-35].
Общекультурной компетенцией мы будем считать базовую компетенцию, представляющую собой освоение круга вопросов как теоретического, так и практического характера, связанное с профессиональной, социальной и ценностно-мировоззренческой подготовленностью личности обучаемого.
Попытаемся определить состав общекультурных компетенций, который дает право считать профессионалом бакалавра в области юриспруденции. Основным документом, определяющим состав общекультурных компетенций, будет являться образовательный стандарт по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [13].
Представим содержащиеся в этом документе общекультурные компетенции, разделив их структурно по компонентам на когнитивные, ценностно-ориентационные и коммуникативно-деятельностные. Нумерация компетенций производится в соответствии со стандартом.
К компонентам когнитивной компетенции относятся общекультурные компетенции ОК-3, ОК-8, ОК-9, ОК-10. Коммуника-
тивно-деятельностные компетенции включают в себя ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14. Ценностно-ориентационные компетенции представлены ОК-1, ОК-6, ОК-7.
В соответствии с представленной моделью обучения мы можем отследить то, как складывается профессиональный облик выпускника, и даже отследить, посредством каких дисциплин формируется его общекультурная компетенция. Например, за формирование коммуникативно-деятель-ностных компетенций отвечают дисциплины «Профессиональная этика» (ОК-2, ОК-5); «Информационные технологии в юридической деятельности» (ОК-11, ОК-12); «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (ОК-13); «Безопасность жизнедеятельности» (ОК-14); «Русский язык и культура речи» (ОК-4).
В исследовании Р. Ю. Евсеева проводится важная мысль о том, что «мировое экономическое сообщество во все времена следовало принципу "спрос-предложение". Именно спрос рынка на специалистов с четким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных стандартов. Сопоставляя перечень компетенций, необходимых специалисту в конкретной предметной области (модель специалиста), с перечнем планируемых компетенций выпускника по специальности в той же предметной области (модель выпускника), система образования сможет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда» [4, с. 61-70].
Мы уверены, что только целенаправленная и систематическая работа по формированию общекультурной компетенции студента юридического вуза обеспечит ему возможность постоянно самосовершенствоваться, что является необходимым и одним из важнейших условий в профессии юриста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 10.
2. Володина Н. Модель компетенций - это несложно // Кадровик.ру. 2007. № 6. URL: http://www.kadrovik.ru/modules.php?lile=article&name=News&op=modload&sid=9037 (дата обращения: 30.03.2015).
3. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев : Высшая школа, 1986.
4. Евсеев Р. Ю. Организационно-педагогические условия контроля качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении на основе компетентностного подхода : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009.
6. Осипова Л. А. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - будущих учителей математики в процессе обучения теории чисел в педвузе как условие формирования их предметной компетентности : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
7. Панарин Л. И. Многоуровневое педагогическое образование / / Педагогика. 1993. № 1. С. 54.
8. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика : слов. / С. М. Вишнякова. М. : НМЦ СПО, 1999.
9. Синякова M. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / / Междунар. журн. экспериментального образования. 20l0. № 9. С. 23-35.
10. Совет Европы. Симпозиум по теме «Ключевые компетентности для Европы»: докл. DECS/SC/ Sec (9б) 43/. Берн, ^9б.
11. Сотник В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности : дис. ... канд. пед. наук. М., 200б.
12. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования / / Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. l9-23.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
14. Чекалева П. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., l998.
15. Щекатунов А. Д. Образовательная модель «школа - школа искусств» как личностно-развивающая система : дис. . канд. пед. наук. Волгоград, l995.
LITERATURE
1. Bolotov V. A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme // Pedagogika. 2003. №l0. S. l0.
2. Volodina N. Model' kompetentsiy - eto ne slozhno // Kadrovik.ru. 2007. № б. URL: http://www. kadrovik.ru/modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=9037 (data obrashcheniya: 30.03.20l5).
3. Gershunskiy B. S. Pedagogicheskaya prognostika: metodologiya, teo-riya, praktika. Kiev: Vysshaya shkola, 1986. S. l92.
4. Evseev R. Yu. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya kontrolya kachestva podgotovki spetsialistov v srednem spetsial'nom uchebnom zavedenii na osnove kompetentnostnogo podkhoda: dis. ... kand. ped. nauk. M. , 200б.
5. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i prak-tika obucheniya yazykam). M. : Izdatel'stvo IKAR. E. G. Azimov, A. N. Shchukin. 2009.
6. Osipova L. A. Vneauditornaya samostoyatel'naya rabota studentov-budushchikh uchiteley matematiki v protsesse obucheniya teorii chisel v pedvuze kak uslovie formirovaniya ikh predmetnoy kompetentnosti: dis. ... kand. ped. nauk. M. , 200б. S. l4-28.
7. Panarin L. I. Mnogourovnevoe pedagogicheskoe obrazovanie // Pe-dagogika. l993. № l. S. 54;
8. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, ter-miny, aktual'naya leksika. M. : NMTs SPO. S. M. Vishnyakova. l999.
9. Sinyakova M. G. Osnovnye podkhody k opredeleniyu sushchnosti obshche-kul'turnoy kompetentnosti bakalavra menedzhmenta / / Mezhduna-rodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 20l0. № 9. S. 23-35.
10. Sovet Evropy: Simpozium po teme «Klyuchevye kompetentnosti dlya Evropy»: Dok. DECS/SC/ Sec (9б) 43/ - Bern, ^9б.
11. Sotnik V. G. Formirovanie issledovatel'skoy kompetentnosti studentov v protsesse organizatsii samostoyatel'noy proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. M. , 200б. S. Ю-5б.
12. Troyanskaya S. L. Obshchekul'turnaya kompetentnost': opyt opredele-niya i strukturirovaniya // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2008. №2. S. l9-23.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»).
14. Chekaleva P. V. Teoreticheskie osnovy uchebno-metodicheskogo obes-pecheniya protsessa izucheniya pedagogicheskikh distsiplin v pedagogi-cheskom vuze: dis. ... dokt. ped. nauk. SPb., l998.
15. Shchekatunov A. D. Obrazovatel'naya model' «shkola-shkola iskusstv» kak lichnostno -razvivayushchaya sistema: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, l995. S. 23.
Статью рекомендует д-р пед. наук, доц. Т. Г. Иргашева.