Научная статья на тему 'Дидактические возможности текстов судебных ораторов XIX - начала XX века в системе обучения будущих юристов'

Дидактические возможности текстов судебных ораторов XIX - начала XX века в системе обучения будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕ-ТЕНЦИИ / CULTURAL COMPETENCE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIAL COMPETENCE / АНАЛИЗ ТЕКСТОВОБРАЗЦОВ / ANALYSIS OF TEXT SAMPLES / СУДЕБНЫЕ РЕЧИ / JUDICIAL SPEECH / KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N. F. KATANOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Галина Николаевна

Список компетенций в новых федеральных образовательных стандартах включает три компонента: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. Формирование общекультурной компетенции занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке студентов юридических вузов. Данная компетенция является базовой, так как на ее основе создается профессиональный облик выпускника вуза. В статье проведен анализ современного состояния формирования общекультурной компетенции в российских вузах, рассмотрен один из эффективных методов использования в обучении будущих юристов текстов-образцов известных судебных ораторов XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF THE TEXTS OF JUDICIAL SPEAKERS XIX - EARLY XX CENTURIES IN THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE LAWYERS

The list of competences in the new Federal educational standards comprise three elements: the professional competence, general cultural competence, special competence. The formation of common cultural competence is one of the leading places in the professional training of law students. This competence is basic, because it creates a professional image of the University graduate. The article analyzes the current state of formation of common cultural competence at Russian universities, consideres one of the most effective methods of use in the training of future legal texts of court-sample of known speakers XIX early XX centuries. Offers the samples of contribution to the formation of skills to analyze judicial speech: to see their logical structure, to select the means of artistic imagery in the text, to observe the efficient use of resources of speech evidence, as well as to develop the mastery of practical skills of creating a professional texts in the framework of cultural competence.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности текстов судебных ораторов XIX - начала XX века в системе обучения будущих юристов»

Г. Н. Кузнецова. Дидактические возможности текстов судебных ораторовXIX- началаXXвека...

УДК 372.8

Г. Н. Кузнецова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТОВ СУДЕБНЫХ ОРАТОРОВ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Список компетенций в новых федеральных образовательных стандартах включает три компонента: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. Формирование общекультурной компетенции занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке студентов юридических вузов. Данная компетенция является базовой, так как на ее основе создается профессиональный облик выпускника вуза. В статье проведен анализ современного состояния формирования общекультурной компетенции в российских вузах, рассмотрен один из эффективных методов использования в обучении будущих юристов текстов-образцов известных судебных ораторов XIX - начала XX в.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции, анализ текстов-образцов, судебные речи.

К настоящему моменту можно констатировать, что компетентностный подход стал одним из приоритетных в российской образовательной системе, и новые образовательные стандарты разрабатываются с учетом данного факта.

Рынок труда сегодня требует от высшего профессионального образования конкурентоспособных, профессионально мобильных, творческих, инициативных, способных к самообучению будущих специалистов. В исследовании Р. Ю. Евсеева проводится важная мысль о том, что именно рыночный спрос на специалистов с четким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных стандартов [1, с. 69-70].

В новых федеральных образовательных стандартах список компетенций содержит три их разновидности: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. В данном исследовании нас интересует общекультурная компетенция, так как она является базовой, на основе которой формируется профессиональный облик выпускника вуза. По мнению Г. С. Корытовой и Н. А. Никифоровой, суть профессионального становления заключается в том, что человек обретает необходимые качества личности, обобщает и систематизирует профессиональные умения и знания в новой ситуации развития, успешно реализует функции своей социальной роли. При этом интересы человека проникают вглубь всех сфер его жизнедеятельности, а также происходит развитие профессиональной мотивации [2].

Важность формирования общекультурной компетенции отмечает М. Г. Синякова, говоря о том, что профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), в то время как базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой

новый профессиональный облик. Вследствие этого общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста [3].

Объектом нашего внимания является общекультурная компетенция ОК-4, сформулированная в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция высшего профессионального образования (бакалавриат) таким образом: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Юридические факультеты вузов России с большей степенью схожести реализуют формирование данной компетенции. Выслеживается три основных наименования дисциплин, отвечающих за формирование ОК-4: «Русский язык и культура речи» (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Петрозаводский государственный университет), «Риторика» (Ярославский государственный университет), «Профессиональная речь юриста» (Кемеровский государственный университет). Сравним содержание данных дисциплин и то, насколько они соответствуют раскрытию способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает в себя темы, касающиеся: орфоэпических, акцентологических, лексических, морфологических, синтаксических норм современного русского литературного языка; стилей (научного, официально-делового, публицистического); жанров научной речи (аннотация, реферат, конспект, научная статья, отзыв, курсовая работа); этикета делового общения, культуры спора. Таким образом, основное внимание уделяется овладению литературной нормой на разных уровнях языка в устной и письменной речи, освоению лексических, фоне-тико-интонационных и грамматических ресурсов русского литературного языка.

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 9 (162)

Учебно-методические комплексы по риторике включают в себя сведения из истории становления риторики, темы о мастерстве публичной речи (составление, запоминание, украшение, произнесение речи), знания об аргументирующей речи, информацию об этике судебного оратора. Здесь главный акцент делается на умении строить устную и письменную речь для успешного публичного выступления, но упускаются из вида владение нормами русского литературного языка и умение создавать ар-гументативные тексты.

Программа курса «Профессиональная речь юриста» по своему содержанию сходна с программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Здесь также даются знания о культуре речи, письменных и устных нормах русского литературного языка, функциональных стилях, основах ораторского мастерства, культуре полемической речи. Таким образом, данная дисциплина позволяет овладеть навыками ясной и логичной речи, но не уделяет достаточно внимания созданию аргументатив-ных текстов.

Проведенный анализ учебно-методических комплексов, отвечающих за формирование ОК-4 у студентов юридического профиля в разных вузах России, привел нас к выводу об отсутствии целостности и системности в процессе формирования профессионального речевого развития обучающихся. Это является большим упущением в профессиональном становлении будущего юриста, потому что от способности к качественной профессиональной коммуникации зависит успех в процессуальных (выступление на суде, допрос, очная ставка и т. д.) и непроцессуальных (правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения и т. д.) формах его работы.

Одним из эффективных методов формирования коммуникативной компетенции будущего юриста является, по нашему мнению, использование в обучении текстов-образцов известных судебных ораторов XIX - начала XX в. Выбор классических текстов продиктован, во-первых, использованием большого количества средств художественной образности, во-вторых, наличием четкой структуры судебной речи (защиты или обвинения), в-третьих, выверенным построением тезисов, аргументов, средств доказательной речи. Тексты таких судебных ораторов, как А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков, Н. П. Карабчевский, увлекают, заставляют следить за мыслью автора, концентрируют внимание слушателей. Эти судебные речи соответствуют важнейшим принципам формирования логических основ доказательного текста (тезис, аргументация, выводы) и коммуникативных качеств речи (точность, ясность, логичность, богатство, выразительность, образность и т. д.).

Для глубокого проникновения в профессионально ориентированный учебный материал студентам предлагаются отрывки из работ известных судебных ораторов-теоретиков об эффективной судебной речи и система заданий к ним. Например: прочитайте отрывок из работы А. Ф. Кони «Красноречие судебное и политическое». Ответьте на вопрос: «Какие требования к себе должен предъявлять оратор?» Студенты, ссылаясь на текст, должны ответить, что оратору нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний. Чтобы научиться говорить публично, надо соблюдать три условия: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами, причем, конечно, к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы.

Эвристически успешным является задание на сравнение современной судебной речи адвоката и речи судебного защитника XIX в. Н. П. Караб-чевского: прочитайте предложенные тексты. Сравните два отрывка из судебных речей. Какой из них Вам показался более интересным, успешным, эмоционально-насыщенным, убедительным? Почему?

Студенты должны отметить, что речь современного адвоката не является богатой, образной, убедительной, кроме того, в ней отсутствуют выразительные средства и нарушено такое условие хорошей речи, как точность (есть фактическая ошибка):

Председательствующий (защитнику):

- Вы ошиблись, свидетель Несин не был допрошен в судебном заседании. Были оглашены его показания на предварительном следствии. Прошу присяжных заседателей при вынесении вердикта не учитывать ссылку на допрос Несина в судебном заседании.

Будущие юристы должны отметить, что речь Н. П. Карабчевского, напротив, изобилует выразительными средствами, яркими эпитетами, сравнениями: Страшная и многоголовая гидра - предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в этом злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершенное почти над ребенком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Оратор использует красочные образные средства: Достаточно было затем констатировать, что хозяином ссудной кассы был не кто иной, как Миронович, прошлое которого будто бы не про-

Г. Н. Кузнецова. Дидактические возможности текстов судебных ораторов XIX - начала XX века.

тиворечило возможности совершения гнусного преступления, насилия, соединенного с убийством, и обвинительная формула была тут же слажена, точно сбита накрепко на наковальне.

Задание на выделение средств диалогизации речи на занятии по теме «Особенности судебной речи» прекрасно иллюстрирует отрывок из речи Я. С. Киселева. Студенты должны выделить такие приемы, как вопросно-ответный ход: Для чего же приобщен фельетон? Неужели для эдакого деликатного предупреждения судьям: «Вы, конечно, свободны вынести любой приговор, но учтите, общественное мнение уже выражено?» Нет, не могу я допустить, что обвинительная власть пыталась таким путем воздействовать на суд. Так для чего же приобщен фельетон? Неизвестно; глаголы, обозначающие побуждение к действию: попытаемся проверить эти показания; глагольно-ме-стоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд примет его точку зрения: Суд их (показания) помнит, и если я позволю что-то повторить, то только потому, что теперь, когда все материалы дела проверены, легко обнаружить в показаниях Туркиной то, что раньше ускользало от внимания.

Одним из эффективных приемов работы является составление плана текста. Данный прием помогает студенту, во-первых, обратить внимание на ключевые составляющие структуры судебной речи, во-вторых, проводить оценку текста, пропуская его через призму собственных суждений, учитывая нормативно-правовую сторону проблемы, в-третьих, видеть достоинства и возможные недочеты судебного выступления.

Методически полезным приемом становится и анализ текста по предложенному преподавателем

плану. Так, по теме «Композиция судебной речи» на практическом занятии предлагается проанализировать композиционную структуру обвинительной речи П. Н. Обнинского по делу Качки по следующему плану.

1. Удачность/неудачность выбора тематики вступления.

2. Описание микротем, используемых в основной части. Какие необходимые микротемы не затронуты?

3. Наличие/отсутствие общих мест, их значение.

4. Наличие/отсутствие в речи различных типов изложения (рассуждение, повествование, описание).

5. Удачность/неудачность заключения, его функция в данной речи.

Таким образом, в процессе анализа текстов известных судебных ораторов XIX - начала XX в. будущие юристы приходят к видению структуры любой судебной речи, ее критическому осмыслению и созданию собственного стиля, начинают видеть несовершенства в собственных коммуникативных умениях и речевых навыках, что подталкивает их к совершенствованию общекультурной компетенции, мотивирует к восполнению пробелов в багаже профессиональных знаний. Кроме того, классические тексты судебных ораторов обладают большими дидактическими возможностями в плане формирования умений анализировать судебные речи, видеть их логически выстроенную структуру, выделять средства художественной образности в тексте, наблюдать эффективное использование средств доказательной речи, а также развивать владение практическими коммуникативными навыками в рамках общекультурной компетенции.

Список литературы

1. Евсеев Р. Ю. Организационно-педагогические условия контроля качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении на основе компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 215 с.

2. Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 9-16.

3. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Междунар. журн. эксперим. образования. 2010. № 9. С. 24-25.

Кузнецова Г. Н., аспирант.

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Ул. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 654084. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 14.07.2015.

EecmHUK Wm (TSPUBulletin). 2015. 9 (162)

G. N. Kuznetsova

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF THE TEXTS OF JUDICIAL SPEAKERS XIX - EARLY XX CENTURIES IN THE SYSTEM OF

TRAINING FUTURE LAWYERS

The list of competences in the new Federal educational standards comprise three elements: the professional competence, general cultural competence, special competence. The formation of common cultural competence is one of the leading places in the professional training of law students. This competence is basic, because it creates a professional image of the University graduate. The article analyzes the current state of formation of common cultural competence at Russian universities, consideres one of the most effective methods of use in the training of future legal texts of court-sample of known speakers XIX - early XX centuries. Offers the samples of contribution to the formation of skills to analyze judicial speech: to see their logical structure, to select the means of artistic imagery in the text, to observe the efficient use of resources of speech evidence, as well as to develop the mastery of practical skills of creating a professional texts in the framework of cultural competence.

Key words: competence approach, professional competence, cultural competence, special competence, analysis of text samples, judicial speech.

References

1. Evseev R. Y. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya kontrolya kachestva podgotovki spetdialistov v srednem spetsial'nom uchebnom zavedenii na osnove kompetentnostnogo podkhoda: dis. kand. ped. nauk [Organizational-pedagogical conditions of quality of training control in specialized secondary schools on the basis of competence approach. Thesis dis. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2006. 215 p. (in Russian).

2. Korytova G. S., Nikiforova N. A. Professional'noye stanovleniye lichnosti pedagoga: problemnoye pole i kontseptual'nye modeli [Professional development of a teacher: the problem field and the conceptual]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 11 (139), pp. 144-149 (in Russian).

3. Siniakova M. G. Osnovnye podkhody k opredeleniyu sushchnosti obshchekul'turnoy kompetentnosti bakalavra menedzhmenta [The general approaches to the definition of the essence of cultural competence of bachelor of management]. Mezhdunarodnyy zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya - International journal of experimental education, 2010, no. 9, pp. 24-25 (in Russian).

Kuznetsova G. N.

Khakass State University named after N. F. Katanov.

St. Lenin, 90, Abakan, Republic of Khakasia, Russia, 654084. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.