Научная статья на тему 'Содержание и структура инновационной деятельности учителя'

Содержание и структура инновационной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1185
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / INNOVATIVE / INNOVATION / NEW / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ACTIVITY / CREATIVE / REFLEXIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агузумцян Гаяне Вазгеновна, Даллакян Армине Грачиковна

В статье представлены сущность инновационной деятельности учителя, ее особенности и структурные составляющие. Подвергнуты анализу различные концептуальные подходы относительно инновационной деятельности и исследованием обосновывается, что инновационная деятельность учителя обусловлена его природой, личностными качествами, профессиональной подготовленностью, способностью к рефлексии и творческой активностью. Установлено, что инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Также важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ учителем собственного сознания и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агузумцян Гаяне Вазгеновна, Даллакян Армине Грачиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND STRUCTURE OF TEACHER`S INNOVATIVE ACTIVITY

The article touches upon the essense, peculiarities and structural components of teacher՛s innovative activity. Different conceptional approaches concerning innovative activity have been analyzed.According to the research teacher՛s innovative activity agress upon his or her character,personal peculiarities,professional willingness,the level of reflexive ability and creative activity. It is established that innovation activity is associated not only with the ability to solve problems of a known circle, but also with the availability of motivational readiness to search and solve problems outside of any external control. Also, the most important and necessary component in the structure of innovation activity is reflection as knowledge and analysis consciousness and activity.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура инновационной деятельности учителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Агузумцян Г.В.1, Даллакян А.Г.2 Email: [email protected]

'Агузумцян Гаяне Вазгеновна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Даллакян Армине Грачиковна - кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра профессионального образования и прикладной педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье представлены сущность инновационной деятельности учителя, ее особенности и структурные составляющие. Подвергнуты анализу различные концептуальные подходы относительно инновационной деятельности и исследованием обосновывается, что инновационная деятельность учителя обусловлена его природой, личностными качествами, профессиональной подготовленностью, способностью к рефлексии и творческой активностью. Установлено, что инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Также важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ учителем собственного сознания и деятельности.

Ключевые слова: нововведение, инновация, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность, креативность, рефлексия.

THE CONTENT AND STRUCTURE OF TEACHER S INNOVATIVE

ACTIVITY Aghuzumcyan G.V.1, Dallakyan A.H.2

'Aghuzumcyan Gajane Vazgenovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent;

2Dallakyan Armine Hrachikovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION AND APPLIED PEDAGOGY, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AFTER KH. ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article touches upon the essense, peculiarities and structural components of teacher s innovative activity. Different conceptional approaches concerning innovative activity have been analyzed.According to the research teachers innovative activity agress upon his or her character,personal peculiarities,professional willingness,the level of reflexive ability and creative activity. It is established that innovation activity is associated not only with the ability to solve problems of a known circle, but also with the availability of motivational readiness to search and solve problems outside of any external control. Also, the most important and necessary component in the structure of innovation activity is reflection as knowledge and analysis consciousness and activity. Keywords: innovative, innovation, new, innovation process, innovation activity, creative, reflexive.

УДК 37.013

Традиционная система подготовки учителей, в основе которой лежало достижение определенного объема знаний, перестала удовлетворять социально-культурные, организационно-педагогические, научно-содержательные требования школы и общества. Становление учителя, как субъекта инновационных процессов, требует коренных изменений системы педагогического образования, изначально ориентируя ее на изменения в образовательной системе.

Деятельность педагога в современном образовательно-воспитательном процессе, эффективность любой его инициативы обусловлена внедрением новых педагогических идей в сферах своей деятельности, их экспериментом, сознательным усвоением воспитательных моделей и систем инновационных технологий. Возникает вопрос: что необходимо учителю для осознания необходимости инновационной деятельности, формирования убеждений, подготовки и осуществления их внедрения?

Известно, что учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Поэтому процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от учителя переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой инновационной педагогической деятельности [6, с. 118].

В настоящее время широко развивается новая область научного знания - педагогическая инноватика. Изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога [7, с. 12-13].

Само понятие «инновация» (англ. «innovation») впервые появилось в научных исследованиях XIX в. со значением «введение некоторых элементов одной культуры в другую» [1, с. 25]. В отношении педагогического процесса термин «инновация» означает введение нового в цели, содержание, метода и формы обучения и воспитания, организацию совместное деятельности учителя и учащегося [6, с. 118].

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, О.Г. Хамерики. Для педагогики традиционны исследования инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (А.А. Варламов, Ю.К. Чабанский, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьёв, А.М. Гельминт, В.И. Гусев, М.Н. Скатки, Я.С. Трубовский и др.) [4].

Проводимые исследования в области инновационной деятельности педагога выдвигаются работы теоретическо-методологического характера, которые рассматривают задачи организации педагогической деятельности и нововведения.

Установлено, что инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Проблема мотивационной готовности восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечивает гармоническое осуществление этой деятельности самораскрытие личности педагога.

В.И. Зягвязинский в своей работе «Педагогическое творчество учителя» (1978) отмечал, что «Без творчества нет педагога - мастера» [2, с. 56].

Согласно литературным данным в нововведении деятельности учителя входят:

1. Внешние стимулы, связанные материальными вознаграждениями за те или иные элементы по внедрению инноваций. К таким стимулам можно относить материальное вознаграждение за участие в конкурсе «Учитель года». Эту группу факторов можно условно назвать стимулами внешней мотивации. Особенность работы учителя с внешней мотивацией заключается в том, что он выполняет необходимый и достаточный с формальной точки зрения объем работы. Он ориентирован на внешние показатели своего труда.

2. Мотивы внешнего самоутверждения учителя. Этот мотив можно назвать мотивом престижа. Эти мотивы также могут быт как осознанными, так и неосознанными. В обоих случаях они имеют высокую побудительную силу.

3. Профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает как желание учить и воспитывать детей. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности.

В психологии креативность рассматривается как «творчество», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность.

В специальной литературе для разведения понятий «творчество» и креативность пользуются двумя характеристиками: процессуально-результативной (для обозначения творчества) и субъективно-обусловливающей (для обозначения креативности).

Креативность в современной психологии рассматривается как возможность творческой деятельности человека, посредством чего и проявляется интеллектуальная активность учителя.

Выделены три уровня интеллектуальной активности:

1. Пассивный уровень. Люди с таким уровнем при самой добросовестной и энергичной работе остаются в рамках первоначально найденного способа действия. Для них характерно безынициативное принятие того, что задано извне.

2. Эвристический уровень интеллектуальной активности. Имея достаточно надежный способ работы, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности,

которая приводит его к открытию новых, более остроумных способов решения. Главным инструментом познания таким людям служит сравнительный анализ. Это экспериментаторы.

3. Креативный уровень интеллектуальной активности. Для людей с креативным уровнем эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а самостоятельной целю дальнейшего исследования. Это новая цель его деятельности. Характерным для умственной деятельности креативного уровня является углубленный процесс анализа, не требующий обязательного сравнения ряда ситуаций.

Таким образом, становится очевидным, что освоение инновационной деятельности разными педагогами осуществляется по-разному. Это означает, что учителя, «входят» в инновационную деятельность разными и по-разному, по-разному же они осваивают эту деятельность и производят в ее ходе разные продукты.

Следовательно, операционные компоненты инновационной деятельности учителя можно представить следующим образом:

• профессионально-мотивированный анализ;

• личностно-мотивированная переработка имеющих образовательных проектов;

• формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;

• создание «месива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;

• реализация инновационных действий;

• осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности.

Установлено также, что важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ учителем является собственного сознания и деятельности.

Характеристики рефлексии в инновационной деятельности учителя - это прямой анализ. И обратный анализ. Рефлексия на этапе реализации инновационной деятельности сопровождается двумя процессами:

• учитель как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие концепции;

• второй процесс связан с рефлексией на собственную деятельность: анализируются навыки, педагогические действия, содержание инноваций.

На следующем этапе учитель анализирует себя как преодолевающего, корректирующего свою деятельность субъекта.

Инновационная деятельность педагога строится под влиянием доминирующих мотивов. К ним можно отнести:

1) внешние стимулы (материальное вознаграждение );

2) мотивы внешнего (самоутверждение педагога или мотивы престижа);

3) профессиональный мотив (желание учить, воспитывать);

4) мотивы личностной самореализации.

С целью выяснения содержания инновационной деятельности учителя, отношения и представления об этой деятельности, нами было проведено исследование среди учителей основных школ № 104 и № 57: им были даны практические задания по выбору, анализу и рассмотрению авторских концепций, о которых они должны были высказать свое мнение, комментируя и представляя собственное.

В ходе проведенного нами исследования выявлено, что учителя не всегда осознают свои индивидуальные возможности, из-за чего и не могут отличить особенности инновационных процессов, принять их и учесть в педагогическом процессе. Суть инновационной деятельности заключается в том, что в ее структуре объединяются личностные и креативные особенности учителя, которые осознаются с большим трудом их учениками. Следовательно, учитель-новатор в своей работе стремится выбрать такие приемы и средства педагогической деятельности, такое содержание инноваций, которые будут максимально способствовать развитию его личности. Чтобы составить представление о «мыслящем учителе», с нашей стороны учителям было предложено выбрать ту или иную авторскую концепцию и поручено:

• воспринять авторскую концепцию;

• прокомментировать ее;

• сформулировать собственное мнение по рассматриваемой концепции;

• объяснить собственное мнение путем противопоставления с авторским.

Работа, проводимая вокруг такого задания, даст возможность исследовать в педагогической деятельности как стилистические качества, так и интеллектуальные, творческие и личностные особенности процесса обработки собственного мнения через индивидуальный подход к авторской концепции.

На первом этапе учителям были предложены концепции М. Монтессори, С. Френе и Р. Штайнера как обсуждаемые авторские технологии.

Затем - предоставление письменно зафиксированного мнения и проведение группового обсуждения по теме.

На втором этапе учителям был предложен специальный контрольный опросник:

1. Укажите место, абзац или текстовый раздел, к которому Вы задали бы свой первый вопрос; сформулируйте его.

2. Что было для вас интереснее: оригинальный вопрос или авторская позиция, анализ, точка зрения?

3. Какие позиции у Вас вызвали противоречие? Какие противоречия вы обнаружили?

После фиксирования ответов проводится анализ проделанной работы.

А на третьем этапе нами была проведена групповая беседа - диалог, в ходе которого учителя объяснились, обосновывая свои варианты.

В результате анализа письменной и групповой работы, проведенной среди учителей, нам стали понятны следующие виды их интерпретации авторских концепций:

• Репродуктивный тип - высказывание или формулирование гипотезы;

• Творческий тип - импровизация, включение «старого» подтекста в новые коммуникационные системы (смысл и содержание);

• Оценивающий тип - обнаружение смысла для самого себя;

• Критический тип - стремление объяснить «для чего все это?» и формирование концепции.

Полученные результаты отражены в Таблице 1:

Таблица 1. Виды интерпретации учителями авторских концепций

№ Виды интерпретации авторской Количество учащихся Процентное

концепции соотношение

1 Репродуктивный 20 52%

2 Творческий 4 9%

3 Оценивающий 14 42%

4 Критический 6 13%

Рис. 1. Работа учителей над концептуальным анализом

Характер работы над концептуальным анализом автора во многом обусловлен выбором содержания материала, конструктивным подходом учителя и умением перестраивать, потому как именно в процессе развития таких навыков будущий учитель сталкивается с необходимостью проанализировать методологические разработки по теме предмета и выбрать свой собственный сценарий (Рис. 1).

Таким образом, развитие индивидуального стиля работы учителя обусловлено его индивидуальными особенностями, профессиональной подготовленностью, степенью переизбрания и его творческой активностью.

Работы по формированию и развитию индивидуального стиля необходимо начинать еще со времен получения профессионального образования, способствуя формированию творческих способностей студента. Следовательно, формирование и развитие индивидуального стиля учителя способствует эффективной организации и реализации в дальнейшем инновационных процессов.

Список литературы / References

1. ДрукерП.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1978. 99 с.

3. КларинМ.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997. 223 с.

4. Левыкина О.В. Подготовка студентов к построению инновационной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения // Информация в свободном доступе в Интернете в PDF-формате. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8322/1/Levykina_Podgotovka.pdf/ (дата обращения: 18.06.2019).

5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 718 с. ISBN 985-443-481-8.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

7. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. // Среднее профессиональное образование, 2011. № 10. С. 12-13.

8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие. // Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. 83 с.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА, СУЩНОСТЬ,

ПРИНЦИПЫ Гочошвили Н.Г. Email: [email protected]

Гочошвили Наталья Гочевна - магистр, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассматривается инклюзивная образовательная среда как одна из актуальных проблем обучающихся с ОВЗ. Инклюзивная образовательная среда определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, если будут соблюдены в общеобразовательном учреждении условия организации инклюзивной среды. Реализация данной программы позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником образовательной деятельности. Для создания общедоступной образовательной среды необходимо использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, доступная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.