Научная статья на тему 'Содержание и структура глянцевых журналов'

Содержание и структура глянцевых журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40257
3595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / ТЕНДЕНЦИИ МОДЫ / «ГЛЯНЕЦ» / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ромах О. В., Слепцова А. А.

в статье рассматривается феномен глянцевого журнала как своеобразная энциклопедия гламурной жизни, идея гламура навеяна просвечивающими сквозь страницы модных журналов современными мифами (миф о Золушке, миф о супергерое, миф о вечной молодости, миф о чудодейственных лекарствах ит.п.). Особенность этой иллюзии в том, что у каждого читателя свой миф, хотя глянец общий для всех. Здесь и кроются корни той самой нивелировки личности (обезличивания), к которой в конечном итоге и приводит слепое следование навязанным системой «модным» стереотипам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура глянцевых журналов»

УДК 008 РОМАХ О.В., СЛЕПЦОВА А. А.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ.

Ромах О.В., Слепцова А. А. - ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматривается феномен глянцевого журнала как своеобразная энциклопедия гламурной жизни, идея гламура навеяна просвечивающими сквозь страницы модных журналов современными мифами (миф о Золушке, миф о супергерое, миф о вечной молодости, миф о чудодейственных лекарствах ит.п.). Особенность этой иллюзии в том, что у каждого читателя свой миф, хотя глянец - общий для всех. Здесь и кроются корни той самой нивелировки личности (обезличивания), к которой в конечном итоге и приводит слепое следование навязанным системой «модным» стереотипам.

Ключевые слова: глянцевый журнал, тенденции моды, «глянец», успех.

Глянцевый журнал - это журнал, который рассчитан на определенную читательскую аудиторию и основной целью которого является формирование определенного стиля жизни у читателя и помощь в достижении успеха, путем освещения различных аспектов деятельности в современной городской жизни, фокусируясь на красоте и гендерных коммуникациях. «Мы научим вас, как достичь успеха», - обещают авторы глянцевых статей, а за этим обещанием стоит другое, более значимое и объемное: «Мы расскажем вам, что такое успех».(16:98)

Глянцевый журнал - это энциклопедия гламурной жизни, идея гламура навеяна просвечивающими сквозь страницы модных журналов современными мифами (миф о Золушке, миф о супергерое, миф о вечной молодости, миф о чудодейственных лекарствах ит.п.). Особенность этой иллюзии в том, что у каждого читателя свой миф, хотя глянец - общий для всех. Здесь и кроются корни той самой нивелировки личности (обезличивания), к которой в конечном итоге и приводит слепое следование навязанным системой «модным» стереотипам. «Жизнь, рекламируемая глянцевыми журналами, протекает в мире информации, которой нужно лишь умело воспользоваться. Иначе и быть не может. Проблемные материалы — удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов». (17:16)

Суть «глянцевой» жизненной установки — принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное — позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки. Как следствие, единообразие финалов всех историй жизни, описанных в глянцевых журналах: это восстановление нормы и стабильности. (18:3) Нельзя, не обратить внимание, на то, что глянцевый журнал явился своеобразным противовесом огромному потоку негативной информации. Современный человек подвергается прессингу негативных новостей с самого утра и до позднего вечера, таким образом, глянцевый журнал и все те СМИ, специализирующиеся на описании, рассмотрении пороков современного общества, это два своеобразных полиса современной массовой культуры.

Классификация глянцевых журналов осуществляется путем анализа их содержательной направленности. Многие глянцевые журналы ограничены гендерными рамками, т.е. адресованы аудитории определенного пола. В связи с этим представляется любопытным рассмотреть особенности содержания женских и мужских глянцевых изданий. (51:23)

Основные сюжеты женского журнала касаются ухода за собой , ухода за домом, устройства семьи, путешествий, карьеры и формирования определенного образа жизни, характеризующегося подчиненностью временным циклам (неделя делится на будни и уикенды, в году есть еще праздники и время отпуска). Этими циклами определяются занятия и образ жизни. «В рекламе журнала “Cosmopoliten” в трех словах «карьера», «красота» и «кавалеры» определена концепция всех глянцевых журналов. Интересно будет обратиться к истории в плане видения роли женщины в обществе, исходя из перечисления сфер ее жизни. В XIX веке прусский король и последний канцлер Германии Вильгельм II, также четко обозначил сферы жизни женщины-Kmder, ЮгЛе, КиЛе ( три К т.е. дети, церковь, кухня)».(7:30)

Таким образом, анализируя содержательную сторону глянцевых журналов, можно безошибочно

представить образ, к которому должна стремиться, по мнению авторов статей, современная женщина.

Еще одна характерная особенность женского глянца — псевдодраматизация жизни. Этот эффект возникает вследствие появления на журнальных страницах многочисленных «женских историй» в рубриках под названием «Крик души», «Признание» и т.п.. Сложность жизни доказывается посредством подглядывания в чужую жизнь (интервью со звездами, вымышленные жизненные истории, так называемых, «простых» женщин, письма в редакцию). Жанры душевного доверительного интервью и «исповеди», формирующие спектр женских эмоций и поведенческих реакций, провоцируют возникновение у читательниц журнала навязчивой привычки к вуайеризму.

Традиционное информационно-развлекательное содержание характерно почти для всех женских журналов: «Elle», «Marie Claire», «Glamour», «Cosmopoliten» и других.

Впрочем, так дело обстоит не везде. Во Франции или Испании глянец зачастую гораздо серьезнее. Отдельные номера испанского Cosmopolitan, наполовину посвящены проблеме насилия в семье. Женские французские журналы, не только Cospmopolitan, но и Elle, и Marie Claire, систематически публикуют статьи о бедных или воюющих регионах планеты (в том числе о конфликте в Чечне), призывают к благотворительности или общественной мобилизации... Впрочем, и здесь номера изобилуют теми же психологическими статьями, тестами, гороскопами, заметками о моде и путешествиях.. .(29:511)

Содержание мужских глянцевых журналов ("Playboy", «Андрей», «Товарищ», «Баловень судьбы», «Она» и др.), как правило, противоположно содержанию изданий, ориентированных на женщин: советы по общению с противоположным полом, информация об автомобилях и т.д. Все остальные материалы предназначены для создания "правильных" предпочтений и вкусов у читателей журнала, которые чаще всего направлены на те же самые продукты, которые рекламирует издание.(8:32)

По сравнению с названными выше журналами определенной оригинальностью содержания, можно сказать, обладают гендерно-нейтральные специализированные, узкопрофильные издания, посвященные определенной теме, а не определенному полу. Например, компьютерам, автомобилям, оружию, интерьеру помещений и офисов и т.д. Примерами подобных изданий являются «TopGear», «ABC-Авто» (об автомобилях и сервисе), «Автопанорама»(об автозапчастях, автомобилях, ремонте и сервисе, охране и страховании), «Автомобиль и закон», «Охота» и др. В качестве «идеал-типической» аудитории специализированных журналов выступают «любители», т.е. та группа читателей, которая интересуется тематикой, представляемой в журнале, но не обязательно обладает профессиональной подготовкой в данной области, т.к. эти издания не относятся к группе профессиональных изданий. Также к ним относятся журналы для семейного чтения, например, «Домовой», «Домашний очаг», «Караван историй».

Нельзя не упомянуть в рамках данной темы и коммерческие глянцевые издания, такие как «Еженедельный журнал», «Итоги», «Коммерсантъ-Власть», «Профиль». «Эксперт», «Столица» и др., специализирующиеся на аналитике общественно-политической и культурной жизни .

Еще большей нетривиальностью содержания в сравнении с женскими и мужскими журналами, нежели специализированные издания, отличаются профессиональные журналы. Хотя рекламный материал в них по-прежнему присутствует, он обильно разбавляется текстовой информацией. Для них характерна значительная информационная насыщенность, нацеленность на четко обозначенную аудиторию, конкретность содержания.

Таким образом, содержательное наполнение значительной части современных глянцевых журналов призвано служить достижению главной цели, которую преследуют такие издания -развлекать массового читателя, погружать его в мир иллюзий и красивой жизни, задавать определенные стандарты поведения и жизни в целом.

Этим же целям соответствует и структура этих журналов. Визуальное представление информации в них явно преобладает над текстовым, при этом фотографии и графика зачастую бывают принципиально неформальны, авангардны. «Сам текст в журнале входит составным элементом в визуальном оформлении почти каждой страницы. Всё это, и постоянные эксперименты с дизайном, превращают номера отдельных журналов в произведения современного изобразительного искусства, хотя и часто затрудняют восприятие конкретной информации, чтение самого текста. Эпоха глянцевой журналистики потребовала нового символического языка, которым стала яркая иллюстрация». (27:335) Интересно ее рассмотрение с семантикосемиотических позиций. Иллюстрация в глянцевом журнале играет особую роль, это визуальный

код, выстраивающий систему символических ценностей: эстетических, моральных, социальных, гендерных и других. Глянцевый журнал естественным образом, чисто визуально, подсказывает, чего от вас ждут окружающие в более или менее типичной ситуации и каковыми должны быть ваши действия. Тем не менее иллюстрации, даже в глянцевых журналах, почти всегда требуют поддержки текста: слова усиливают повествовательную способность иллюстраций.

При этом возникает впечатление, что создатели некоторых глянцевых журналов более всего боятся утомить внимание читателя избытком информации по какой-либо теме. Поэтому материалы одной и той же рубрики оказываются разбросанными по разным страницам издания. К примеру, журнал для семейного чтения «Караван историй», предлагает ознакомиться со статьями наиболее любимой читателем рубрики Love story в начале номера журнала, в середине и в конце. Подобным же образом обстоят дела со статьями других рубрик этого журнала: Искусство жить, Штрих, Звездный след, Имена, Факт.

Реклама является важным элементом глянцевого журнала. Глянцевые издания выступают очень эффективными рекламоносителями в связи с рядом факторов: своей практичностью (можно брать с собой повсюду), длительностью чтения и хранения, возможно, большим количеством читателей на один экземпляр журнала, четко определенной целевой аудиторией каждого издания.(19:102)

Реклама - основной доход таких журналов. Большая часть визуальной информации в них так или иначе является рекламным материалом. По этой причине весь журнал превращается в своеобразный рекламный каталог, разбавленный крупицами нерекламной информации, Рекламируются потребительские товары в зависимости от уровня и направленности издания. Реклама в глянцевых журналах - это мир роскоши.

Реклама и журналистика в данном случае связаны, так как последние новости с подиумов и актуальные бренды сезона приходят к читателю именно со страниц глянцевых журналов. Мода -это главный аспект, который рассматривает любой глянцевый журнал не зависимо от специализации.(23:92)

Структура гламура, как ценностного ориентира глянцевого журнала, напоминает машину, воплощающую желания. Эта машина устроена как конвейер: создание образов - порождение желания - воплощение. Товары, услуги, способ проведения досуга, правила поведения, круг чтения - в этом и многом другом проявляется гламурный миф, настойчиво и жестко форматируя реальность и исключая из нее запретные темы, требующие серьзного осмысления.: болезни, старость, смерть. Появляется, так называемый, «тюнинг реальности», который заявляется не только как необходимый, но и как неизбежный. Именно поэтому столь модными в последнее время становятся передачи по превращению «обыкновенной» барышни в настоящую красавицу. Согласно социологическим исследованиям представления об идеальной внешней красоте формируют, именно глянцевые журналы. Красота сейчас стала неплохой торговой маркой. Ею занимаются отдельные агентства, компании и даже отрасли промышленности. За деньги благодаря пластической хирургии теперь возможно обрести красоту и воскресить молодость. Для обитателей глянцевого мира старость стала страшнее смерти, а для достижения идеала они жертвуют даже продолжительностью своей жизни. «Гламур - это заведомо приукрашенный или искусственно сконструированный образ действительности, соблазняющий иллюзорно привлекательными качествами, близкими к общепринятым стандартам роскоши: красотой, артистичностью,

богатством».(11:374)

На сегодняшний день нереальный идеал эпохи пытаются отобразить на картинах, а под влиянием средств массовой информации у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что как раз и выступает чистым символом желания - желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью красоты. На успешное продвижения очередного бренда работает огромная индустрия, использующая законы психологии для привлечения покупателя.

Нельзя, не обратить внимание на преобладание женских образов на обложках журналов, это, один из самых главных символов в мифологии потребления. Особое внимание следует уделить значению слов и образов на обложке глянцевого журнала. Сочетание слов, образов, даже цветов выстраивается таким образом, что выбор покупателя в идеале предопределен. Яркие цвета, привлекательные образы, доходчивая и краткая фраза в совокупности с интригующим смыслом, все это должно убедить потенциального покупателя в ценности приобретения. Купивший же журнал как бы становится сопричастным с изображенным «глянцевым» миром.(15:98) Таким образом, создатели журнала в соответствии с общими характеристики психики человека

выстраивают стратегию успешного продвижения своей продукции. «Глянцевый же журнал, безусловно, строится по принципу экрана (плаката, фильма, комикса и т.п.) — просмотра на плоскости, где все оказывается развернутым в поверхность образным рядом. Таким образом, содержание переводится в информацию».(6:32)

В структуре большинства женских и мужских журналов также обращает на себя внимание отсутствие последовательности и стройности, что при первом обращении к изданию ставит читателя в тупик и заставляет подолгу привыкать к своеобразной «логике» журнала.

И лишь структура построения некоторых специализированных и профессиональных журналов возвращает нас к строгому следованию обозначенного в «Содержании» порядку.

Говоря о структуре глянцевых изданий, следует отметить, что многие из них открываются «Письмом редактора», повествующим о жизни и новостях редакции журнала за последний месяц, о письмах и адресах. «В каждом женском или мужском журнале, как правило, имеются статьи под характерными названиями «История с обложки», «Лицо с обложки», рассказывающие о жизни и пристрастиях звезд, чьи фото украшают обложки издания». (5:32)

Характеризуя, стилистические особенности текстов в глянцевых журналов, следует выделить следующие положения. Журналистика — явление многогранное, формирующее новое культурное пространство. Расширение источников информации и участников процесса коммуникации породило полифонию разных культурных языков, что повлекло за собой экспансию городской культуры, молодежной контркультуры. Многие журналисты связывают это явление с обретением свободы слова, свободы проявления индивидуальности, что является очень характерным для любого глянцевого издания. Журналист теперь выступает как личность, способная оценивать и осмыслять реальную ситуацию, демонстрировать свое мировоззрение языковой раскрепощенностью. Центральным понятием является понятие интертекстуальности. Согласно Р. Барту, «текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников». «Цитирование вовлекает читателя в процесс формирования смысла, в процесс формирования картины мира. Обращение к цитатам объясняется усталостью от огромного культурного наследия, и поэтому уже незачем придумывать что-то новое. Гораздо проще отыскивать уже готовые речевые формулы и вплетать их в речевой акт, даже не ссылаясь на авторство. При этом первичный текст приобретает совершенно другое звучание, которое служит передаче того смысла, который хочет заложить в него журналист».(50:94)

Другим важным принципом написания статей в глянцевых журналах является интерстилевое тонирование. Суть этого приема состоит в использовании лексических единиц ограниченной сферы употребления как вариативных средств для воспроизведения в тексте реальных ситуаций. В результате описываемое получает в тексте содержательные добавки, свойственные менталитету посредника. Разговорные единицы, жаргон, просторечие, заимствование в письменной речи дают новые способы сочетаемости слов.

Третьим важным принципом является принцип языковой игры. Она помогает создать образную картину мира. Эта игра может осуществляться по нескольким параметрам: в частности, игры с языком. «Журналисты играют со словами и в слова в поисках свежих, необычных названий для лиц и фактов, ломая традиционные модели словообразования, грамматики, снимая табу на сочетаемость слов ».(1:70)

Таковы специфические особенности содержания и структуры глянцевых журналов как продуктов современной массовой культуры.

Функциональная сторона глянцевого журнала естественным образом связана с феноменом его появления. Глянцевый журнал является определенным жанром массовой культуры, продуктом индустрии досуга, его возникновение связано с тем, что в связи с появлением у значительного слоя населения избытка свободного времени, «досуга», у людей все больше возникает потребность «убивать время», т.е. одной из функций глянцевого журнала, является заполнение свободного времени. Кроме того, можно выделить развлекательную функцию, глянцевый журнал, поэтому и избегает серьезных тем, специализируясь всегда на проблемах, решение которых не требует принятия сложных решений, сохраняя при этом некоторую интригу на протяжении всего повествования.(49:85) Главной же функцией глянцевого журнала является снятие стрессов, это отвлечение читающего от насущных проблем решение которых, на данный момент не представляется возможным. Это наиболее важная, несомненно, положительная функция, которая позволяет получить необходимую в таких случаях эмоциональную разрядку.

При потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается

«коллективным настроением». При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама. «Человек, очарованный гламурными мифами, может потерять контроль над своей жизнью, если за него начинают решать модные эксперты и консультанты по стилю, он может оказаться целиком внутри потребительского механизма».(12:131)

В этом плане будет интересно, какое влияние объективно оказывают глянцевые журналы. Всю пестроту оценок можно свести к двум основным позициям. Вот первая. Глянцевые журналы направлены на определенную аудиторию, другими словами они далеко не для каждого. В них напечатаны темы, которые могли бы быть интересны только определенным людям, т.е. гламурная жизнь доступна далеко не всем.(23:34)

Можно, конечно, сказать, что влияние такие журналы оказывают сугубо негативное, но всё это немного не так. Ведь в «глянцевых» журналах, как и в любой другой литературе, содержится определённого рода информация и информация актуальная (правила собеседования, здоровый образ жизни и т.п.)

А влияние определённой информации на человека зависит от субъективного восприятия этой информации данным конкретным человеком. В наибольшей степени это зависит от личностных особенностей читающего. Кто-то воспринимает эти журналы как чтение для досуга, однодневную литературу, и это правильно. Но есть люди, воспринимающие глянцевые журналы слишком серьёзно, т.е. как руководство к действию (что хуже). Этого делать не стоит. То, что пишут в журналах можно взять на заметку, но не больше.

Суммируя сказанное, можно определить позицию первой группы психологов так: «Глянцевые журналы вещь вполне безобидная».

Второе мнение достаточно сильно отличается от первого. И его суть в том, что чтение глянцевых журналов вредит самооценке. Это мнение распространено среди психологов. Естественно, что глянцевая жизнь доступна не каждому, этот фактор и порождает определенное негативное влияние на самовосприятие читателя. Как видно из выше сказанного, вторая группа психологов оценивает роль глянцевых журналов резко негативно, рассматривая, прежде всего ту группу читающих, которые начинают безаппеляционно примерять на себя стандарты гламурной жизни.(48:93)

Подводя итог, можно сделать следующий вывод.

На вопрос осуществляют ли глянцевые журналы влияние на жизненные установки, ответить можно так: влияние действительно есть, но не стоит его абсолютизировать, то есть делать безусловным. На каждого отдельного читателя один и тот же журнал может влиять по-разному. На кого-то положительно, а на кого-то отрицательно. Это зависит от конкретных особенностей личности. Верный способ противостоять негативному влиянию глянца - читатель должен понимать, что, держа в руках журнал, он имеет дело, прежде всего с чьей-то рекламной продукцией, в какую бы оболочку она не была при этом упакована, какими бы полезными материалами не сопровождалась. Очень важно, чтобы в жизни было то, что можно противопоставить глянцевой продукции, то есть какие-то личные увлечения, занятия, стремления, цели. Например, полноценное общение, интеллектуальная деятельность, различные хобби. И тогда глянец займёт то место в жизни, которого, по сути, и достоин. То есть станет просто глянцевым журналом, который можно пролистать, взять полезную информацию, если такая будет в наличии, и отложить.

Чтобы удостовериться в «качественности» глянцевого журнала, необходимо проанализировать его по нескольким критериям:

1. «качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Преподносится заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, - что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию».

2. «отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, отказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы».

3. «качественное издание старается избегать упрощения, спрямления ситуаций и проблем», «стремится объективно, полно освещать события и проблемы, циркулирующие в

обществе. Издания этого типа формируют у своего читателя высокий уровень культуры и самосознания. «Массовая» пресса, стремясь удовлетворить утилитарные читательские потребности, ставит на первый план не социальную значимость материала, а его интересность, захватывающий сюжет, осуществляя тем самым только гедоническую функцию СМИ, в то время как для «качественной» прессы приоритетной остается гносеологическая функция».

Таким образом, такой жанр массовой культуры как глянцевый журнал является своеобразным стандартом красивой жизни, это своеобразный экстракт из типичных целей и устремлений типичного преуспевающего в жизни человека. Само относительно недавнее появление этого жанра свидетельствует об определенных качественных характеристиках современного общества. Рассматривая, таким образом, содержательную сторону глянцевого журнала в ретроспективе, можно делать определенные выводы о многих сферах современного ему общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова, И.В. Язык современных СМИ в контексте русской культуры: попытка риторического осмысления / И.В. Анненкова // Русская речь. - 2006. - № 1.

2. Ардышева, М. Свобода - это добровольное и радостное ограничение себя / М. Ардышева // Учительская газета. - 2005. - № 37.

3. Арнольдов, А.Н. Введение в культурологию: Учебное пособие. - М., 1993.

4. Балла, О. Смысл и назначение масскульта / О. Балла // Знание - сила. - 2004. - № 1.

5. Белякова, Е.П. Новая культура России - глянец / Е.П. Белякова// http://www.a-s-1:.ги/п^е\.рЬр?раае=пе\у 1&Ппе= 1

6. Блумер, Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. -М., 1994.

7.Ванштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки. - М. 2000.

8. Веселов, С. Формирование рынка рекламы в России // Маркетинг.- М., №1, 2004.

9. Воронкевич, А.С. Русские иллюстрированные еженедельники в 19 веке / А.С. Воронкевич // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. - 1984. - № 1.

10. Грабельников, А.А. История русской периодической печати (1703-2003): в 2-х томах / А.А. Грабельников. - М., 2004.

11. Голубович, Кс. Наслаждение плоскостью: новый образ // Новое литературное обозрение. -1998.

- № 33.

12. Гофман, А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. -М., 1994.

13. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С.

Гуревич. - М., 2000.

14. Добро и зло массовой культуры // Литературная газета. - 2003. - № 19-20.

15. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. - М., 1999.

16. Засурский, Я.Н., Алексеева, М.Д., Болотова, Л.Д. Система средств массовой информации. - М., 1999.

17. Зверева, В. Позывные гламура / В. Зверева // Искусство кино. - 2006. - № 11.

18. Идлис, Ю. О грязи, глянце и гламуре / Ю. Идлис// http://polit.ru/culture/2006/03/01/glamuridlis.html

19. Ильин, В.И. Поведение потребителей. Учебное пособие.- Сыктывкар, 1998.

20. Килошенко, М.И. Психология моды. Учебное пособие. - СПб., 2000.

21. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. - СПб., 2001.

22. Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. - М., 1999.

23. Костина, А.В. История. Культурология. Учебник для ВУЗов., - М., 2008.

24. Котлер, Ф. Маркетиг менеджмент. СПб., 1999.

25. Культурология. Курс лекций./ Под ред. Радугина, А.А. - М., 1997.

26. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Драча, Г.В. - Ростов-на-Дону., 1997.

27.Маккей, Дженни « Всё о журналах». — М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008.

— 338 с.)

28. Макари, И.Г. Реклама и методические подходы к целенаправленному формированию спроса. -М., 2004.

29. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». - М., 2003.

30. Махарон, Л.С. Свободный доступ к свободной прессе / Л.С. Махарон // Журналист. - 2005. - №

9.

31. Морев, Г. После глянца. Медиа 90-х: историко-юбилейные заметки/ Г. Морев // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 50.

32. Мороз, О. Масскульт: Заметки читателя, слушателя, зрителя / О. Мороз // Литературная газета.

- 2001. - № 50.

33. Мужские глянцевые журналы // Газета «Труд», -2003, -№ 101.

34. Никитина, И.В. Маски массовой культуры / И.В. Никитина// Человек. - 2004. - № 6.

35. Новикова, Е. Ю. Социально-психологический аспект отношения подростков к моде // Вопр. психол. -1989. -№1.

36. Обманчивый глянец // Московский комсомолец. - 2008. - 30 января.

37. Пенская, Е. Все слопает гламур / Е. Пенская// Русский журнал. - 2006. - 9 августа.

38. Петров, Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1973.

39. Петроченкова, М.А. Первые немецкоязычные женские журналы / М.А. Петроченкова // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. - 2004. - № 6.

40. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

41. Разлогов, К.Э. Глобальная и/или массовая / К.Э. Разлогов // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Ровянская, Л. Для милых дам / Л. Ровянская // Российская провинция. - 1996. - № 3.

43. Рогинская, О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. - 2004. - № 1.

44. Савичева, И. Не все то золото, что блестит / И. Савичева // Московский комсомолец. - 2007. - 1 апреля.

45. Ситников, В.П. Мир глазами фотографа / В.П. Ситникова // Вестник Московского ун-та. Серия

10. Журналистика. - 2004. - № 4

46. Скляр, И. Женские журналы: от 1779 до ... / И. Скляр// Работница. - 1992. - № 7/8.

47. Смутова, О.П. Языковая игра как стилистический прием //Филологические чтения. Оренбург, 2006.

48. Социологический энциклопедический словарь.- М., 1998.

49. Сурикова, Т.И. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама / Т.И. Сурикова // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. - 2004. - № 1.

50. Тулупов, В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.

51. Фрумкина, Р. Ода глянцевым журналам / Р. Фрумкина// Русский журнал. - 2000. - 14 марта.

52. Холт, Р. Аудитория Glamour сложилась в России только сейчас / Р. Холт // Новости СМИ. -2008. - 29 февраля.

53. Чернышова, В. Глянцевый мир / В. Чернышова// http://www.gazeta.ru/style/2006/11/a 1102254.shtml

54. Чечеткина, Г.И. Основные тенденции развития мировой рекламной индустрии в 90-е гг. // Вестник МГУ. - 1995.-№6.

55. Ярхо, В. Для милых дам. Из истории женских журналов в России / В. Ярхо // Литература. -2006. - № 5. (1-15 марта).

56. Ятина, Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998.- №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.