Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190). Право. Вып. 23. С. 13-17.
И. Ю. Захарова
содержание и социальная ценность конституционных принципов
Раскрываются содержание и социальная ценность конституционных принципов.
Ключевые слова: конституционный принцип, социальная ценность, понятие.
Принципы конституционного права являются фундаментом современного цивилизованного общества. Создание правового, демократического, социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и т. д., находит свое отражение в национальных государственных программах, которые затрагивают каждого человека, определяют качество его жизни, социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны, внутреннюю и внешнюю безопасность государства.
В условиях формирования правового государства именно конституционные принципы, отраженные в национальных государственных программах, призваны обеспечить развитие и правильное применение правовых норм всех отраслей права, регулирующих общественные отношения.
Прежде чем перейти к толкованию понятия «конституционные принципы», необходимо рассмотреть понятие «принцип», его признаки и социальную значимость (насколько велико значение принципов права в регулировании общественных отношений), а также конституционное закрепление принципов и их роль по отношению к другим отраслям права.
По мнению крупнейшего этимолога-слависта М. Фасмера, ранее отсутствовавшее в русском языке слово «принцип» стало употребляться на Руси со времен правления Петра I и имело в переводе с немецкого, польского, французского и латинского языков следующие значения: основные идеи, руководящие положения, убеждение, взгляд, основа1.
В римском праве слово Рппиршт означает начало, первооснову, в юстиниановской компиляции — вводную часть текстов; principia
(мн. число) — главную ставку, главную площад-
2
ку в военном лагере .
В словаре М. И. Михельсона под «принципом» понимается научное или нравственное начало, правило, основа, которой придерживаются .
В Малом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона слово «принципъ» означает начало, то, что является основанием для существующего, объединяет в мысли и в действительности, совокупность фактов, а также руко-
4
водящее правило .
В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под «принципом» следует понимать научное или нравственное начало, основание, правило, основу, от которой не отступают5.
Необходимо отметить, что в некоторых словарях слово «принцип» имеет три значения: 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная особенность в устройстве чего-нибудь6; в других источниках: 1) основное начало, основа какой-либо науки, мировоззрения политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к деятельности, нормы поведения и деятельности; 3) основа устройства или действия какого-либо прибора,
7
машины и т. п.
В общетеоретической и специальной литературе, касающейся вопросов, связанных с принципами права, содержатся различные определения данного понятия.
Так, С. С. Алексеев рассматривает принципы права как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни8.
Г. Ф. Ярош принципами называет «теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и госу-
9
дарства» .
По мнению М. Н. Марченко, принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права10.
Аналогичной позиции в формулировке понятия «принципы права» придерживается М. И. Байтин11.
В. М. Корельский и В. Д. Перевалов также определяют принципы права как руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, отмечают авторы, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов12.
В. Н. Кудрявцев и А. В. Наумов считают, что принципом права является «основополагающее утверждение, закрепленное в правовой науке или вытекающее из толкования совокупности норм (институтов) права»13. В то же время С. И. Никулин и М. П. Журавлев под принципами права видят наиболее общие, основополагающие идеи, исходные начала, которые положены в основу какой-либо теории, доктрины, мировоз-
14
зрения, вида деятельности .
Такие ученые, как А. И. Коваленко, С. А. Авакь-ян, определяют принципы как «основополагающее, общее начало»15.
Е. Е. Мачульская под принципами права понимает «руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений»16.
Е. А. Суханов считает, что под правовыми принципами следует понимать «основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. Такие основные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже институтам и субинститутам»17.
Как трактуют понятие «принцип» представители других отраслей права?
А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой под принципами гражданского права понимают «основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений, которые пронизывают всё гражданское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства»18.
Н. М. Коршунов принципы гражданского права определяет как «обусловленные объективны-
ми потребностями развития экономических отношений и официально институированные основные начала (идеи), определяющие сущность и содержание структурных элементов данной отрасли права, а также деятельность по их за-
19
конодательному закреплению и реализации» .
Такие теоретики уголовного права, как М. П. Журавлев, А. В. Наумов, Б. В. Здраво-мыслов, А. И. Чучаев, Р. А. Базаров, В. П. Ревин, С. И. Никулин, под принципами уголовного права понимают основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного права, которые определяют как его содержание в целом, так
20
и содержание отдельных его институтов .
Ю. И. Ляпунов принципы права определяет как «выраженные в уголовном законодательстве, прокурорской следственной и судебной практике руководящие идеи, основополагающие начала, отражающие экономические, политические, социальные закономерности общества, особенности его правовой системы»21.
Схожую точку зрения обосновывает и О. Ф. Ши-шов, представляющий принципы уголовного права как закрепленные в уголовном законодательстве и воплощаемые в правоприменительной практике основополагающие идеи, отражающие экономические, социально-политические
и идеологические закономерности развития об-
22
щества .
А. Б. Агапов под принципами административного права понимает основополагающие идеи, обосновывающие предназначение этой право-
23
вой отрасли .
И. В. Панова в своей работе «Административнопроцессуальная деятельность в Российской Федерации» пишет, что «принципом административно-процессуальной деятельности может быть признано не любое проявление, не любая часть административно-процессуальной деятельности, а ее качественно обособленная черта,
24
исходная установка» , посредством чего определяются особенности, специфика, назначение административно-процессуальной деятельности.
Ю. А. Тихомиров считает, что принципы административного права выступают своего рода ценностным ориентиром для правотворчества и правоприменения в данной сфере. По его мнению, довольно часто принципы, закрепленные в законе, ином акте, приобретают строгий, нор-мативно-ориентирующий и систематизирующий смысл для всех норм того или иного акта, инсти-
25
тута и подотрасли .
В приведенных выше дефинициях можно отметить как общие, так и особенные черты. Общим для них является указание на руководящий характер принципов права, их определяющее воздействие на систему права и правового регулирования. Различия выражаются в определении характера этого воздействия и сущности самих принципов.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что принципы права — это основные идеи, носящие руководящий характер, оказывающие воздействие на систему права и правового регулирования и определяющие сущность и смысл права и всей правовой действительности в целом.
Для того чтобы быть реально действующими нормативно-правовыми предписаниями, а не благими пожеланиями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества.
М. Н. Марченко считает, что основой принципов права является правосознание, т. е. совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Но на формирование правосознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой26. При этом одни факторы действуют объективно, а другие — субъективно.
Объективно-субъективные свойства принципов права отмечают Н. И. Матузов, А. В. Малько, которые считают, что принципы права должны рассматриваться с учетом единства и особенностей обеих сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном
27
в праве27.
Какова же социальная ценность принципов права? Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества28. Понять социальную ценность принципов права — значит уяснить, раскрыть их положительную роль для личности и общества, выявить, насколько велико их значение в регулировании общественных отношений.
Сущность и социальное значение принципов права проявляются в его функциях. Так,
Л. С. Явич полагает, что принципы права вносят единообразие во всю систему юридических норм, придают единство правовому регулированию общественных отношений, цементируют все компоненты юридической надстройки. Эта «внутриправовая функция» служит повышению действенности всего механизма правового регулирования общественных отношений.
Принципы права оказывают и самостоятельное воздействие на общественные отношения, выступая в виде специфических норм-принципов, норм-программ, норм-задач, а также в формулах, содержащих основные идеи, заключенные в преамбулах законов. Эти положения, хотя и не содержат моделей прав и обязанностей, составляющих содержание обыкновенных юридических норм, тем не менее отражают «программирующую функцию» принципов права.
Принципы права играют важную роль и в общем закреплении общественных отношений. Это проявляется в оказании ими идейного, информационного влияния на общественные отношения, то есть на формирование официально признаваемых устоев общества.
Таким образом, Л. С. Явич выделяет следующие функции принципов права: обеспечение единства и внутренней согласованности правового регулирования; программирующая функция; функция общего закрепления обществен-
~29
ных отношений .
Представляется, что в регулировании общественных отношений принципы права имеют первостепенное значение. В частности, принципы конституционного права выступают ценностным ориентиром для правотворчества и правоприменения в данной сфере. Они выполняют свою основную социально-нравственную и организационно-правовую миссию, так как выработаны многовековой житейской мудростью сотен предшествующих поколений.
В. Н. Кудрявцев и В. В. Лунеев отмечают, что принципы права способствуют формированию правового сознания граждан, приучают их к соблюдению норм права. С помощью социологических исследований установлено, что граждане лучше усваивают не конкретные уголовно-правовые нормы и институты, а как раз общие положения, принципы, трактуя их как справедливые
30
или несправедливые законы .
Принципы конституционного права составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую
демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Принципы конституционного права выступают своеобразной несущей конструкцией, на которой создаются и реализуются не только отдельные нормы, институты или отрасли права, но и вся система права31. Они служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности российской правовой системы.
Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции отражают, в первую очередь, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления.
Под конституционными принципами в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства. К таким принципам относятся: принцип справедливости, демократизм, принцип равноправия, принцип законности, принцип приоритета и уважения прав и свобод личности, принцип верховенства конституции и законов, гуманизм, принцип государственного единства, принцип разделения властей, федерализм, принцип судебной защиты.
Принципы конституционного права являются моделью для всех других нормативных правовых актов, которые определяют систему прин-
ципов различных институтов конституционного права, а также институтов других отраслей права.
Следует отметить, что каждой исторической эпохе, любому общественно-политическому строю присущи правовые принципы, отражающие существующие реалии общественного развития. Отрасли права выражают и закрепляют как общие правовые принципы, так и отраслевые. При этом право основывается не на каком-нибудь одном принципе, а на их совокупности, т. е. системе принципов, тесно связанных между собой.
Нельзя забывать и о том, что развитие российской государственности происходит под влиянием Конституции РФ 1993 г., основанной на принципах, которые признаны в демократических странах и отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1948 г.
В соответствии со своим назначением конституция, прежде всего, отражает отношения между государством и народом, государством и человеком. Поэтому социальную значимость конституционных принципов трудно переоценить. Выражается она, во-первых, в том, что если конституционные нормы определяют порядок деятельности государственных органов, их компетенцию, правовой статус человека и гражданина, то конституционные принципы сочетают в себе как обязательные на данный момент правила, так и юридический вектор правовой системы, определяющий ее развитие в настоящем и будущем. Во-вторых, руководящие идеи конституции позволяют законодателю и судам, прежде всего конституционному суду, не только определять содержание будущих законов, но и толковать их с точки зрения соблюдения основных принципов, заложенных в ней. В-третьих, конституционные нормы и принципы формируют правовую парадигму, так как они отражают и в то же время создают концепцию законодательного развития государства и общества. Другими словами, конституционные принципы исполняют регулятивную и программную функции.
На наш взгляд, конституционным принципам помимо названных функций присущи такие функции, как нормотворческая, обеспечивающая формирование концепции российского законодательства и адекватность отражения в его нормах объективных потребностей общества (экономических, политических, культурных
и иных отношений); функция, связанная с выявлением и преодолением противоречий в системе норм российского законодательства (в том числе в конституции); информационная функция. В рамках последней функции конституционные принципы являются носителями дескриптивной (описывающей) информации, используемой в качестве основы для выработки предписывающей (прескриптивной) информации, содержащейся в российском законодательстве.
Таким образом, конституционные принципы имеют общесоциальную сущность, служат интересам всех членов общества, обеспечивают организованность, упорядоченность и стабильность социальных связей, способствуют юридическому регулированию общественных отношений.
Примечания
1 См., напр.: Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. СПб., 1996. Т. 3. С. 365; Бабкин, А. М. Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода / А. М. Бабкин, В. В. Шендецов. СПб., 1994. С. 1059.
2 См.: Бартошек, М. Римское право (понятия, термины, определения). М., 1989. С. 259.
3 См.:Михельсон, М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыты русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний : в 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 124.
4 См.: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 1082.
5 См.: Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1995. Т. 3. С. 431.
6 См.: Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2003. С. 595-596.
7 См.: Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова, М., 1989. С. 1071.
8 См: Алексеев, С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
9 Ярош, Г. Ф. Административное право РФ : учеб.-практ. пособие. М., 1999. С. 6.
10 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. М. Н. Марченко, М., 1997. С. 295.
11 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. С. 151.
12 См.: Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1998. С. 237.
13 Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М., 2001. С. 36.
14 См.: Уголовное право. Общая и Особенная части : учеб. для вузов / под ред. М. П. Журавлева, С. И. Никулина. М., 2004. С. 11.
15 См.: Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 90; Коваленко, А. И. Конституционное право России. М., 1997. С. 50.
16 Мачульская, Е .Е. Право социального обеспечения. М., 1997. С. 27.
17 Гражданское право : учебник / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2002. С. 37.
18 Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998. С. 16.
19 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 201.
20 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник / под ред. М. П. Журавлева, А. В. Наумова. М., 2004. С. 9; Уголовное право России. Общая часть : учебник / отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 16; Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части : учебник / под ред. Р. А. Базарова, В. П. Ревина. Челябинск, 2003.
С. 8.
21 Уголовное право России: Общая и Особенная части : учеб. для вузов / под ред. Н. Г. Кадникова. М., 2006. С. 16.
22 См.: Российское уголовное право. Общая часть :
в 2 т. / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. М., 2003. С. 16.
23 См.: Агапов, А. Б. Административное право : учебник. М., 2006. С. 31.
24 Панова, И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации : монография. Саратов, 2001. С. 114-115.
25 См.: Курс административного права и процесса / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1998. С. 72.
26 См.: Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 2000. С. 577.
27 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько, М., 2001. С. 152.
28 См.: Философский словарь. М., 1987. С. 534.
29 См.: Явич, Л. С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). М., 1978.
С. 32-33.
30 См.: Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М., 2001. С. 37.
31 См.: Головистикова, А. Н. Теория государства и права : учебник /А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. М., 2005. С. 330-331.