Научная статья на тему 'Содержание и реализация права граждан на обращение в органы публичной власти'

Содержание и реализация права граждан на обращение в органы публичной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / право на обращение / жалоба / обращение / государственные услуги / муниципальные услуги / производство по делам об административных правонарушениях / Constitution of the Russian Federation / right to appeal / complaint / appeal / public services / municipal services / proceedings in cases of administrative offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Владимирович Цветков

В научной статье исследуются вопросы, касающиеся содержания конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти. Выделяются функции данного права, а также некоторые актуальные проблемы в его реализации. Обосновывается вывод, что данное право выполняет коммуникативную, охранительную и контрольную функцию, а также, что оно является неотъемлемой составляющей демократической системы, гарантирующей защиту и уважение гражданских прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and implementation of the right of citizens to appeal to public authorities

This scientific article examines issues related to the content of the constitutional right of citizens to appeal to public authorities. The functions of this right are highlighted, as well as some current problems in its implementation. The conclusion is substantiated that this right performs a communicative, protective and control function, and also that it is an integral component of a democratic system that guarantees the protection and respect of civil rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Содержание и реализация права граждан на обращение в органы публичной власти»

Закон и право. 2023. № 12. С. 105-109. Law and legislation. 2023;(12):105-109.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-105-109 NIION: 1997-0063-12/23-705

EDN: https://elibrary.ru/VOPWZG MOSURED: 77/27-001-2023-12-905

Содержание и реализация права граждан на обращение в органы публичной власти

Артем Владимирович Цветков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Аннотация. В научной статье исследуются вопросы, касающиеся содержания конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти. Выделяются функции данного права, а также некоторые актуальные проблемы в его реализации. Обосновывается вывод, что данное право выполняет коммуникативную, охранительную и контрольную функцию, а также, что оно является неотъемлемой составляющей демократической системы, гарантирующей защиту и уважение гражданских прав и свобод.

Ключевые слова. Конституция РФ, право на обращение, жалоба, обращение, государственные услуги, муниципальные услуги, производство по делам об административных правонарушениях.

Для цитирования: Цветков А.В. Содержание и реализация права граждан на обращение в органы публичной власти // Закон и право. 2023. № 12. С. 105—109. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-105-109 EDN: https://elibrary.ru/VOPWZG

Original article

Content and implementation of the right of citizens to appeal to public authorities

Artem V. Tsvetkov

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Abstract. This scientific article examines issues related to the content of the constitutional right of citizens to appeal to public authorities. The functions of this right are highlighted, as well as some current problems in its implementation. The conclusion is substantiated that this right performs a communicative, protective and control function, and also that it is an integral component of a democratic system that guarantees the protection and respect of civil rights and freedoms.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, right to appeal, complaint, appeal, public services, municipal services, proceedings in cases of administrative offenses.

For citation: Tsvetkov A.V. Content and implementation of the right of citizens to appeal to public authorities // Law and legislation. 2023;(12):105—109. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-105-109 EDN: https://elibrary.ru/VOPWZG

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, т.е. в органы публичной власти, закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Согласно данному конституционному предписанию граждане и их объединения, во-первых, имеют право о бращаться лично, а также направ -

© Цветков А.В. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

лять индивидуальные и коллективные обращения в органы публичной власти, а также организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Во-вторых, граждане реализуют право на основе принципов свободы и добровольности, при запрете нарушения прав и свобод других лиц. Не менее важным правилом является и бесплатность рассмотрения об-

ращений граждан уполномоченными на это органами и должностными лицами.

Базовыш нормативным правовым актом, регламентирующим сферу обращений граждан, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. В данном Федеральном законе определены три категории обращений: предложение, заявление и жалоба.

Однако анализ научной литературы позволяет поддержать позицию о том, что фактически в системе права России гораздо больше видов обращений, которые выходят за рамки указанной легальной классификации [5].

В целом право на обращение является одним из важнейших способов коммуникации государства и общества, отдельно взятых индивидов. Посредством реализации права на обращение граждане добиваются соблюдения или восстановления других своих прав. Отсюда следует, что содержание коммуникативной функции права на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления тесно взаимосвязано с механизмом реализации иных прав граждан.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления выполняет защитную функцию, она реализуется посредством обжалования действий или бездействия органов исполнительной власти.

Так, из материалов судебной практики следует, что предприятие обратилось в районный суд области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю районного отдела УФССП России по области об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов.

В обоснование требований истец указал, что в 08.2022 г. судебным приставом-исполнителем районного отдела судебных приставов УФССП России по области возбуждено исполнительное производство. По состоянию на 11.2022 г. вышеуказанная задолженность перед должником не погашена и составляет 486 585,86 руб. Ввиду того, что вышеуказанная задолженность по состоянию на 11.2022 г. не погашена и составляет 486 585,86 руб., суд считает, что судебный пристав-исполнитель проявляет бездействие в реализации предоставленных ей полномочий и допускает факт волокиты при исполнении судебного постановления, что привело к нарушению прав взыскателя1.

1 Решение № 2А-568/2022 2А-568/2022~М-523/2022 М-523/2022 от 29.12.2022 по делу № 2А-568/2022 // URL: https://sudact.ru/regular (Дата обращения: 27.10.2023)

Граждане имеют право обратиться в государственные (муниципальные) органы для получения информации, касающейся самых различных вопросов, имеющих публично-правовое значение. Последнее означает, что гражданин безосновательно (в отсутствие в том числе правовых оснований) не может получить личную информацию другого лица (информацию частного характера). Не случайно в нормах ст. 137 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законодательством. Например, в соответствии с другим конституционным предписанием граждане имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

Граждане и их объединения могут обратиться в органы по предоставлению государственных услуг для получения информации о доступных услугах или обратиться в органы правопорядка для получения информации о безопасности и правопорядке.

Предоставление государственных и муниципальных услуг является одной из основных функций органов публичной власти и их должностных лиц. Реализуется данная функция после инициирования со стороны граждан при подаче соответствующего обращения. На сегодняшний день система предоставления государственных услуг в России является достаточно совершенной. Большое значение играет реализация концепции электронного правительства (е-ОоуегпшеП:), развитие системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг как посредников между публичными органами власти и гражданами в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Примечательно, что административно-правовой статус многофункциональных учреждений исследовался эпизодически [2], его место в системе публично-правового управления в настоящее время не является до конца определенным.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Многофункциональные центры не входят в систему органов государственной или муниципальной власти, они являются учреждениями, которые занимаются организацией процесса приема граждан и предоставления государственных услуг. Технологическими и организационными решениями, которые позволяют оптимизировать и ускорить процесс обслуживания граждан, являются электронные очереди, предварительная запись, дистанционное оказание услуг.

Одним из потенциальных способов повышения скорости процесса предоставления государственных услуг является вариативность организации их оказания на платной и бесплатной основе. То есть, физическое или юридическое лицо сможет выбрать, в каком порядке будут рассматривать его обращение на получение государственной (муниципальной) услуги. Оказание государственной услуги на платной основе будет предполагать приоритет ее оказания и, соответственно, ускоренное получение.

Представляется, что такой порядок не будет противоречить конституционным предписаниям, а также иным нормам федерального законодательства. На сегодняшний день предоставление большинства государственных (муниципальных) услуг является бесплатным, но существуют услуги, которые требуют оплаты государственной пошлины. Организация оказания государственных услуг на платной основе в сущности предполагает дополнительный платеж по инициативе гражданина или организации, который направлен на ускорение процедуры, ее приоритет.

Организация такого порядка позволит реализовать скрытый экономический потенциал многофункциональных центров, а также позволит оптимизировать саму процедуру предоставления услуги, создаст дополнительные возможности для физических и юридических лиц, нуждающихся в срочном получении государственной (муниципальной) услуги.

Предложенное является одним из вариантов дальнейшей оптимизации организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в многофункциональных центрах. Он не является совершенным, а его организация может быть достаточно трудоемкой, требующей дополнительного обсуждения.

В свою очередь, развитие в России электронного правительства должно происходить в контексте провозглашенной и формально-опреде-

ленной политики социального государства, в данной части следует согласиться с авторами в том, что задачами электронного правительства должны стать: «повышение эффективности использования бюджетных средств за счет снижения расходов при оказании услуг онлайн, более быстром, не требующем помещений и затрат времени на прием граждан, ускоряющем обработку; создание инвариантной общественной ценности: часть услуг, предоставляемых онлайн, раньше отсутствовала вообще, другая часть оказывалась, но удобство нового формата принципиально повысило их качество и востребованность; повышение качества исполнения государственных функций в целом, в том числе за счет адекватного и полного учета информации, поступающей в форме обратной связи от граждан, предпринимателей и бизнес-структур» [4].

Право обращения в государственные и муниципальные органы способствует участию граждан в принятии решений и формировании государственной политики, это также является функцией института обращений граждан. Граждане могут обратиться к Правительству с предложениями, мнениями и жалобами. Это позволяет учитывать мнение граждан при формировании государственной политики и принятии решений.

Еще одной важной функцией права граждан на обращения в государственные (муниципальные) органы дает возможность гражданам контролировать их деятельность. Кроме того, граждане могут обращаться в различные контрольные органы или другие независимые организации для выражения своих мнений или жалоб на действия должностных лиц.

Например, абсолютно любой гражданин имеет право обратиться с жалобой к Уполномоченному по правам человека в России, который является государственным должностным лицом, осуществляющим независимый контроль за деятельностью исполнительной власти, Правительства РФ и подчиненных ему органов в вопросах соблюдения прав человека.

В научной литературе отмечается, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет действующую систему административных гарантий, а его положительными сторонами являются бесплатность подачи жалобы, прямая связь с омбудс-меном, а также способность урегулирования споров между должностными лицами и гражданами [6].

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

Без преувеличения фундаментальным является право граждан на обращение в Конституционный Суд РФ. Граждане и их объединения (юридические лица), муниципальные образования могут обращаться в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение (по их мнению) конституционных прав и свобод в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом или иными нормативными правовыми актами.

Принимаемые Конституционным Судом РФ решения существенно видоизменяют правовую материю, благодаря постановлениям корректируются, принимаются или отменяются нормы практически всех отраслей, подотраслей и институтов права.

Отдельного внимания заслуживают обращения граждан, подаваемые в рамках юрисдикци-онных процессов, связанных с привлечением к ответственности. Речь идет о ходатайствах и обжаловании принятых в отношении участников производства процессуальных решений. В данной части имеются некоторые проблемы, которые требуют своего разрешения.

Как известно, в производстве по делам об административных правонарушениях обжалование принятого в отношении лица решения является факультативной стадией процесса, но следует отметить, что обжаловать решение можно только по окончанию производства (ст. 30.1 КоАП РФ — право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении) [3].

По нашему мнению, такой порядок обжалования в производстве по делам об административных правонарушениях хотя и ускоряет его, делает более динамичным, при этом снижает уровень правовых гарантий для участников производства, которые не могут обжаловать принимаемые в отношении них процессуальные действия во время производства по делу об административном правонарушении.

В связи с этим предлагается в новом Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотреть такую возможность, она будет отвечать конституционным требованиям, гарантирующим защищенность граждан от злоупотреблений со стороны юрис-дикционных органов и их должностных лиц.

Таким образом, право граждан на обращение играет фундаментальную роль в правовом государстве. Оно является неотъемлемой составляющей демократической системы, гарантирую-

щей защиту и уважение гражданских прав и свобод. Право на обращение способствует демократическому контролю и прозрачности в деятельности органов публичной власти.

В итоге реализация института обращений граждан на практике помогает предотвратить злоупотребления властью и коррупционные правонарушения, а также повысить эффективность и качество государственных услуг.

Институт обращений выполняет коммуникативную, охранительную, контрольную функцию, способствует реализации большинства прав граждан в России. Вместе с тем в данной статье были выявлены некоторые недостатки правового регулирования, предложены способы их разрешения.

Список источников

1. Алексеев С.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5: Линия права. Отдельные проблемы концепции. М.: Статут, 2010.

2. Белова О.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами на территории Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования / / Вестник экономич. безопасности. 2021. № 3. С. 328-332.

3. Малахов С.А. К вопросу об административ-но-деликтном праве и системе законодательства об административных правонарушениях // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения»): Сб. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 21 декабря 2020. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2020. С. 208-211.

4. Преображенский Б.Г., Сальникова А.А. Концепция и технологические практики «электронного правительства» // РСЭУ. 2022. № 3 (58). С. 136-147.

5. Савоськин А.В. Новый подход к системе обращений граждан в Российской Федерации // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2014. № 2. С. 44-48.

6. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. 2022. № 1 (134). С. 41-48.

References

1. Alekseev S.S. Collected works: In 10 vol. Vol 5: Line of Law. Selected problems of the concept. M.: Statute, 2010.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

2. Belova O.A. Provision of state and municipal services by multifunctional centers on the territory of the Russian Federation: problems and ways of improvement // Bulletin of Economic Security. 2021. № 3. Pp. 328-332.

3. Malakhov S.A. On the issue of administrative tort law and the system of legislation on administrative offenses // Current issues in the application of administrative law norms («Korenev Readings»): Collection of scientific works of the IV International Scientific and Practical conference. Moscow. December 21, 2020. Moscow: Moscow University of the Ministry of internal affairs of the Russi-

an Federation named after. V.Ya. Kikot, 2020. Pp. 208-211.

4. Preobrazhensky B. G, Salnikova A.A. Concept and technological practices of «electronic government» // RSEU. 2022. № 3 (58). Pp. 136-147.

5. Savoskin A.V. A new approach to the system of citizens' appeals in the Russian Federation // Bulletin of the Ural Legal Institute of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 2. Pp. 44-48.

6. Shamrin M. Yu, Migacheva E. V. Institute of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // Current problems of Russian law. 2022. № 1 (134). Pp. 41-48.

Информация об авторе

Цветков А.В. — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права

Статья поступила в редакцию 08.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.1 1.2023.

Information about the author Tsvetkov A.V. — candidate of law, senior lecturer at the department of administrative law

The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

В.П. Малахов

Мифологизации права

W" ///'Л в ОБЩЕСТВЕННОМ ///

СОЗНАНИИ

тш

Малахов В. П. Мифологизации права в общественном сознании.

Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

ISBN: 978-5-238-03649-6

Все принципиальные положения и все содержание монографии объединены тремя идеями, придающими общеправовой теории методологический и мировоззренческий смысл и уровень: 1) мифологизации права — не историко-культурный атавизм, не порок современной общеправовой теории и не "побочный эффект", характерный исключительно для общественного правосознания, а фундаментальный и органичный элемент любой формы общественного сознания права; 2) мифологизации права представляют собой сложный синтез понимания права, складывающегося в рамках каждой из форм общественного сознания; 3) лишенная мифологического компонента правовая теория возможна только как догма, как чисто прикладное знание.

Исследование предназначено для занимающихся или просто интересующихся проблемами правовой жизни современного общества и личности, которые получают свое выражение и решение как в общеправовой теории, так и в правосознании.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.