Научная статья на тему 'ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
государственная услуга / муниципальная услуга / механизм защиты / право на обращение. / public service / municipal service / protection mechanism / right to appeal

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игина Кристина Александровна

Статья посвящена анализу субъективного права на обращение получателей государственных и муниципальных услуг. В современных реалиях делается все возможное для того, чтобы упростить и ускорить предоставление государственных и муниципальных услуг. В то же время, даже в условиях цифровой экономики, существуют граждане, которые не довольны качеством государственной и муниципальной услуги, а также условиями, при которых она предоставляется. В таком случае, получатели услуги, оказываемой соответствующими государственными органами, реализуют право на обращение. Право на обращение – одно из важнейших прав человека и гражданина, которое позволяет участвовать в управлении государственными делами и одновременно является гарантией реализации и защиты всех иных прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO APPEAL TO RECIPIENTS OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES

The article is devoted to the analysis of the subjective right to appeal of recipients of state and municipal services. In modern realities, everything possible is being done to simplify and speed up the provision of state and municipal services. At the same time, even in the digital economy, there are citizens who are dissatisfied with the quality of public and municipal services, as well as the conditions under which they are provided. In this case, the recipients of the service provided by the relevant state bodies exercise the right to appeal. The right to appeal is one of the most important human and civil rights, which allows you to participate in the management of public Affairs and at the same time is a guarantee of the implementation and protection of all other rights

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

THE RIGHT TO APPEAL TO RECIPIENTS OF STATE AND MUNICIPAL

SERVICES

УДК 342.5

Игина Кристина Александровна, студент (магистрант) юридического факультета Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Igina K. A. е-mail: kristinaigina842@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу субъективного права на обращение получателей государственных и муниципальных услуг. В современных реалиях делается все возможное для того, чтобы упростить и ускорить предоставление государственных и муниципальных услуг. В то же время, даже в условиях цифровой экономики, существуют граждане, которые не довольны качеством государственной и муниципальной услуги, а также условиями, при которых она предоставляется. В таком случае, получатели услуги, оказываемой соответствующими государственными органами, реализуют право на обращение. Право на обращение - одно из важнейших прав человека и гражданина, которое позволяет участвовать в управлении государственными делами и одновременно является гарантией реализации и защиты всех иных прав

Annotation

The article is devoted to the analysis of the subjective right to appeal of recipients of state and municipal services. In modern realities, everything possible is being done to simplify and speed up the provision of state and municipal services. At the same time, even in the digital economy, there are citizens who are dissatisfied with the quality of public and municipal services, as well as the conditions under which they are provided. In this case, the recipients of the service provided by the relevant state bodies exercise the right to appeal. The right to appeal is one of the most important human and civil rights, which allows you to participate in the management of public Affairs and at the same time is a guarantee of the implementation and protection of all other rights

Ключевые слова: государственная услуга, муниципальная услуга, механизм защиты, право на обращение.

Keywords: public service, municipal service, protection mechanism, right to appeal

Следует отметить, что в современных реалиях делается все возможное для того, чтобы упростить и ускорить предоставление государственных и муниципальных услуг. Активно развивается дистанционный формат оказания государственных и муниципальных услуг посредством электронных ресурсов. Сегодня абсолютно все государственные структуры предоставляют возможность гражданам записаться на прием, подать заявление в электронном виде, а некоторые службы допускают обработку заявления и вовсе без личного обращения в подразделение. Все вышеуказанное повышает эффективность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления и популярность государственных и муниципальных услуг, ими предоставляемых.

Как известно, особенности оказания государственных услуг регулируется нормами Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

(далее - Федеральный закон №210-ФЗ) в статье 2 дает регламентированное определение этих категорий [1].

К сожалению, в настоящее время в России сложилась ситуация дефицита доверия населения к действующей власти. Причинами этого является то, что население зачастую своевременно не получает качественную защиту своих прав и законных интересов от государства, а также не может оказывать воздействие и влияние на проводимую государством политику. При этом государство, не имея отлаженной системы общественного отклика, не может своевременно и качественно корректировать проводимую политическую тактику. Налаживание действенного и эффективного диалога власти и граждан возможно только путем повышения прозрачности и открытости коммуникаций. Одним из элементов коммуникации является институт обращений граждан, который на современном этапе развития общества, на наш взгляд, нуждается в модернизации.

Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 (ред. от 13.06.2018) регламентирует порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников». В контексте данного Постановления №840 регулируется право на обращение как специфическая форма обратной связи между населением и органами власти.

Право на обращение - одно из важнейших прав человека и гражданина, которое позволяет участвовать в управлении государственными делами и одновременно является гарантией реализации и защиты всех иных прав. С другой стороны, осуществление данного права играет важную роль, так как на основании обращений граждан, которые поступают в органы государственной власти и органы местного самоуправления можно оценить как реализуются в государстве иные права и законные интересы граждан. То есть для публичных органов власти обращения являются и средством обратной связи, источником сведений.

Право на обращение имеет двойственную природу: с одной стороны, данное право закреплено в Конституции РФ, служит защите основных прав и свобод, обеспечивает взаимодействие человека и государства, и потому является конституционным, а с другой стороны, вызывает необходимость регламентации работы органов государственной власти, то есть затрагивает вопросы административного права.

Значимость права на обращение наглядно демонстрируется историей правового регулирования института права граждан на обращение. В период с момента принятия Конституции РФ до 2006 года предлагались различные законопроекты, регламентирующие порядок подачи и рассмотрения обращений граждан. Высшие государственные органы и должностные лица (Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Президент РФ) имели свои точки зрения на данные законопроекты; разногласия были настолько существенными, что принятие закона блокировалось верхней палатой парламента и Президентом РФ.

Право на обращение, дарованное населению Конституцией РФ, не может быть отнято у него тем или иным органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом ни при каких обстоятельствах, а ограничение права возможно только при наступлении конкретных условий (например, ограничение права на повторное обращение, содержащее вопросы, ответ на которые ранее заявителю уже давался). При

этом законодательством не установлено ограничений к субъекту права на обращение. В связи с этим право на обращение не имеет возрастного и иных цензов, и каждый, кто способен писать и осознавать суть того, что он пишет, независимо от пола, расы имущественного положения, профессиональной, религиозной принадлежности, имеет право обратиться в органы публичной власти, а его обращение должно быть принято, зарегистрировано и рассмотрено по компетенции.

Право на обращение может быть реализовано двумя способами: путем подачи письменного либо устного обращения в органы власти. Данный признак характеризует форму выражения обращения - письменную или устную, которую определяет сам субъект права. Так как обращение гражданина направлено на достижение каких-либо целей в виде решения конкретного вопроса, оно должно носить определенную конкретную форму.

Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет следующие виды обращений:

«предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» [2].

Таким образом, право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам на практике реализуется индивидуально или коллективно путем устного обращения или письменных предложений, заявлений, жалоб.

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 01.04.2019г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179

2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.05.2006. № 19, ст. 2060.

References

1. Federal Law No. 210-FZ of 27.07.2010 «On the organization of provision of state and municipal services» (as amended on 01.04.2019) // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2010. No. 31, article 4179

2. Federal Law No. 59-FZ of 02.05.2006 «On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 19, article 2060.

© К. Игина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.