Научная статья на тему 'Содержание и обслуживание многоквартирных домов в свете реформирования городского хозяйства'

Содержание и обслуживание многоквартирных домов в свете реформирования городского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбалка А. Т., Кавыршина В. А.

Розглянуто взаємини об'єднань співвласників багатоквартирних будинків зі спеціалізованими житлово-експлуатаційними організаціями. Запропоновано проведення заходів системного характеру для усунення невиправданих витрат у всіх ланках житлово-комунального господарства.Рассматриваются взаимоотношения объединений совладельцев многоквартирных домов со специализированными жилищно-эксплуатационными организациями. Предлагается проведение мероприятий системного характера для устранения неоправданных расходов во всех звеньях жилищно-коммунального хозяйства.Relations between associations of joint owners of blocks of flats with specialized housing departments are considered. Systematic measures are offered to avoid unjustified expenditures in all links of the housing and communal services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и обслуживание многоквартирных домов в свете реформирования городского хозяйства»

А. Т. Рыбалка, В.А. Кавыршина

СОДЕРЖАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Одной из наиболее острых проблем украинских городов в современных условиях является реформирование сферы жилищно-коммунального

обслуживания населения. Этот процесс имеет важное стратегическое значение с точки зрения социального развития всего общества. Сфера коммунального обслуживания населения должна

соответствовать общему уровню развития производительных сил общества, обеспечивать создание и поддержание определенных жизненных стандартов, необходимых для

воспроизводства населения, сохранения его здоровья и стимулов к активной трудовой и общественной деятельности.

Исследованию проблем жилищно-коммунального хозяйства и путей их разрешения посредством

реформирования посвящены работы многих ученых, в

том числе В.Н. Амитана, А.И. Безлюдова, С.В. Богачева, Г.К. Губерной, В.В. Дорофиенко, А.Л. Завады, А.Ю. Кучеренко, Г.И. Онищука, В.В. Рыбака, Г.М. Семчука и других. В этих работах предлагаются следующие мероприятия по организации эффективного управления в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг: более четкое разграничение полномочий органов местного самоуправления и региональных госадминистраций в сфере ЖКХ; совершенствование отношений

собственности и формирование

института управляющих жилыми домами; установление экономически и социально оправданных тарифов на услуги; передача коммунальных предприятий в концессию; обеспечение государственного регулирования

деятельности субъектов естественных монополий в сфере централизованного тепло- и водоснабжения и водоотведения. В то же время серьезных научных исследований, посвященных улучшению отношений в сфере жилищных услуг, очень мало. В тех же, которые имеются, не раскрываются некоторые важные аспекты проблемы. Среди них вопросы взаимосвязи различных элементов (компонентов) системы обеспечения потребности в жилищно-коммунальных услугах

населения, проживающего в

многоквартирных домах. Исследование этих вопросов является целью данной статьи.

На современном этапе

экономического развития Украины большая часть многоквартирных жилых домов находится в коммунальной собственности городов и поселков. В Донецкой области

территориальным громадам принадлежит жилищный фонд площадью почти 50 млн. м . В г. Донецке в коммунальной собственности территориальной громады находится 11460 жилых домов площадью 12,6 млн м . Протяженность внутренних систем инженерных коммуникаций в них около 15,0 млн.п.м.

© Рыбалка Алексей Терентьевич - кандидат наук государственного управления, доцент. Государственный университет управления, Донецк. Кавыршина Виктория Алексеевна - кандидат экономических наук. Институт экономико-правовых исследований НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

При переходе на рыночные отношения произошло резкое изменение структуры финансовых источников содержания и эксплуатации жилищного фонда. Вместо государственных дотаций основными источниками

финансирования стали: квартирная плата и компенсации из бюджета для льготных категорий населения. Это привело к возникновению серьезных проблем для органов местного самоуправления, жителей многоквартирных домов, предприятий по обслуживанию жилищного фонда.

Суть этих проблем состоит в том, что за время эксплуатации жилого дома затраты на его содержание и эксплуатацию фактически складываются в значительную сумму. Так, при использовании капитального здания на протяжении 50-ти и более лет, структура совокупных расходов на обеспечение потребности в жилье составляет: 5% -затраты на строительство и 95% -расходы на обслуживание и эксплуатацию [1, 61]. В тех городах мира, где население полностью несет бремя оплаты жилищно-коммунальных услуг (например в Лондоне), содержание жилья составляет самую большую статью расходов семейных бюджетов, превосходя затраты на продовольствие и одежду. В Украине средний уровень доходов населения не позволяет иметь подобную структуру расходов. Поэтому величина тарифов на жилищно-эксплуатационные услуги формируется исходя, главным образом, из возможности их оплаты населением. И она не обеспечивает покрытия всех нормативных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда [2]. Ситуация усугубляется наличием большого числа льгот, предусмотренных законодательством, несвоевременной оплатой услуг.

В данных условиях обслуживание жилищного фонда приобрело

дискретный, «реактивный» характер. Оно осуществляется в основном в форме выполнения мелких локальных работ по текущему ремонту в местах возникновения аварий и неисправностей. Потребность в капитальном ремонте удовлетворяется лишь на 10-14%. Планово-предупредительные ремонты жилых домов по причине недостаточного финансирования вынужденно

заменяются аварийно-восста-

новительными. Это ведет к ускоренному старению жилищного фонда, ухудшению его технического состояния. Уже сейчас острой проблемой является содержание жилых домов первых массовых серий застройки (60-70-х годов), степень износа которых превысила 50%. Основные элементы конструкции таких зданий -кровля, лифты, внутридомовые системы отопления, водоснабжения и

канализации, электроснабжения

находятся в критическом состоянии. Это дает основание прогнозировать рост аварийности данных элементов, увеличение нагрузки на ремонтные службы и дальнейшее ухудшение качества обслуживания.

Неудовлетворительное состояние обслуживания жилищного фонда оборачивается сверхнормативными

затратами для других отраслей ЖКХ. Каждая авария на инженерных сетях сопровождается потерями: воды, бытового газа, тепловой или электрической энергии. В целом по Украине потери питьевой воды в сетях составляют 30-50% (а в некоторых городах и выше), и значительная их часть происходит внутри домовых сетей. Просачивание воды сквозь разрушенные стенки и стыки трубопроводов ведет к затоплению фундаментов и подвалов, к провалам и просадкам грунта, и, в конечном счете, грозит обрушением

домов. Из-за утечек, которые, кстати, нормативная база СНиП не предусматривает, возникает

необходимость подачи сверхнормативных объемов воды населению, что приводит к перегрузке насосных агрегатов и возникновению избыточных напоров в городской сети. Вследствие избыточных напоров учащаются порывы на городских сетях.

По расчетам специалистов, в Украине из-за потерь воды и тепловой энергии расходуется без пользы для общества более 30% электроэнергии, отпускаемой на цели тепло- и водообеспечения [3].

Многие ученые и специалисты отмечают возможность улучшения финансовых результатов деятельности теплоснабжающих организаций ЖКХ на основе ресурсосбережения внутри зданий [4, 5, 6]. По экспертным оценкам Госстроя РФ, в жилых зданиях из-за низких теплотехнических качеств ограждающих конструкций, из-за наличия отложений на теплопередающих поверхностях в системах отопления может непроизводительно расходоваться до 40% поступающего в них тепла [7].

Таким образом, при планировании мероприятий по реформированию ЖКХ необходимо учитывать особенности сложившейся материально-

технологической среды, которая обладает технологической целостностью. По этой причине отсутствие конструктивных преобразований в одном из ее звеньев оборачивается снижением эффективности системы в целом. Роль деятельности по содержанию и эксплуатации жилищного фонда является ключевой в данной системе, поскольку последняя

замыкается на уровне здания - жилого дома.

Предотвращению потерь ресурсов на конечной стадии коммунального

обслуживания способствует

применяемый в городах многих стран принцип максимального использования возможностей имущественно-

финансового контроля со стороны потребителей услуг - собственников жилого дома. Он проявляется в использовании такой формы организации жилищно-эксплуатационного обслуживания, как объединение совладельцев многоквартирных домов или кондоминиум. Объединение совладельцев многоквартирных домов (кондоминиум) - это единый имущественный комплекс, включающий дом и находящуюся под ним землю и принадлежащий более чем одному собственнику. Потребитель является не только владельцем квартиры, но и совладельцем (на правах совместного долевого владения) всех частей здания, которыми пользуются жители более чем одной квартиры, а именно: общих помещений, несущих конструкций строения, механического,

электрического, сантехнического

оборудования. Общим имуществом собственники распоряжаются сообща и по своему усмотрению.

Объединение совладельцев многоквартирных домов дает возможность:

контролировать использование средств, собираемых на техническое обслуживание и эксплуатацию здания и прилегающей территории;

обеспечивать выполнение

устанавливаемых жильцами внутренних правил проживания и содержания жилого дома и придомовой территории;

заключать без посредников договоры на содержание, эксплуатацию и ремонт дома;

совместно защищать интересы совладельцев, в том числе и в суде.

Такая форма самоорганизации населения не только позволяет более четко и организованно предъявлять и

отстаивать законные требования к поставщикам услуг, но и стимулирует ресурсосбережение. Так, в странах Прибалтики в зданиях, принадлежащих объединениям совладельцев

многоквартирных домов, не только устраняются видимые дефекты внутридомовых сетей, но и проводится энергоаудит: определение утечек тепловой и электрической энергии. На затраты по данной операции с последующим ремонтом предоставляется кредит. Возврат кредита осуществляется жильцами дома за счет снижения расходов на оплату услуг теплоснабжения, уменьшения

потребления электроэнергии. Экономия при этом достигает как минимум четверти первоначальной величины оплаты. В Украине также имеется подобный опыт: в городах Луцке, Коростене, Комсомольске, Хмельницком к финансированию энергосберегающих проектов с гарантированным возвратом средств за счет экономии привлекаются частные подрядчики [8].

В г. Луцке также внедряется интересный государственный пилотный проект: «Компьютерное управление содержанием жилого дома». Он заключается в установлении на внутренних сетях дома электронных датчиков, которые обеспечивают контроль и управление не только количеством, но и качеством услуг. Эти приборы круглосуточно непрерывно фиксируют давление воды в трубах и температуру, и в конце месяца выводят средний результат. Они не только фиксируют нарушения параметров услуг, но и сигнализируют о наступлении аварийных ситуаций [9].

Таким образом, ОСМД обладают большим потенциалом улучшения жилищно-эксплуатационного обслуживания населения, повышения уровня ответственности жильцов за

сохранность жилищного фонда, экономии ресурсов. Однако они не создаются для решения всего комплекса проблем, возникающих в ходе эксплуатации жилых зданий. Например, ремонт зданий, особенно капитальный, в современных условиях в очень редких случаях может быть проведен «хозяйственным» способом, силами самих жителей, без привлечения специализированных организаций. Еще более сложную проблему представляют различного рода аварии, для устранения которых требуется быстрая мобилизация материальных и денежных ресурсов. Объединения совладельцев

многоквартирных домов могут нуждаться также в привлечении специалистов в области бухгалтерского учета, эксплуатации и ремонта строительных конструкций,

внутридомовых и подземных

коммуникаций и т.д.

Наиболее простым и рациональным способом решения таких проблем является заключение договора на обслуживание со специализированными жилищно-эксплуатационными организациями, обладающими

достаточным числом

квалифицированных специалистов, таких как: газо- и электросварщики, слесари-сантехники, плотники и столяры, штукатуры и маляры, кровельщики, печники. Заключение договора позволит автоматически повысить степень удовлетворения потребностей населения в благоустроенном жилье благодаря обеспечению их услугами

круглосуточной аварийной службы. Специализированные жилищно-

эксплуатационные организации имеют возможности ликвидировать мелкие и крупные аварии на внутридомовых инженерных коммуникациях в наиболее сжатые сроки, определять необходимость

и осуществлять планово-предупредительные ремонты.

Существующие в настоящее время жилищно-эксплуатационные организации выполняют также другие

(дополнительные) функции: проводят операции паспортного контроля, занимаются вопросами оплаты жилищных услуг, осуществляют за дополнительную плату ремонты квартир и инженерных коммуникаций в них.

Вместе с тем ЖЭКи и приравненные к ним другие сохранившиеся с советских времён организации по предоставлению жилищно-эксплуатационных услуг (ЖКП, ККП, КП) не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним обществом на современном этапе развития. Переход экономики Украины к рыночным отношениям привел к тому, что обострились внутренние системные проблемы жилищно-коммунальных

предприятий, которые ранее не играли столь существенной роли. Среди них:

снижение уровня комплексности и целенаправленности управления,

преобладание реактивного стиля управления;

ориентация на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным, отсутствие

стратегического подхода к своей деятельности;

устаревание технологий; падение технологической

дисциплины как в результате старения основных фондов, так и по причине низкого уровня квалификации рабочих кадров;

отсутствие персонала,

подготовленного для работы в новых рыночных условиях, недостаточная информированность о состоянии рынка, непонимание важности затрат усилий и ресурсов на инновации, а также на поиск поставщиков относительно недорогого

или более качественного сырья и материалов.

Неэффективность структуры и организации управления жилищно-эксплуатационных предприятий

оказывает влияние на их взаимоотношения с партнерами. Эти предприятия зачастую проявляют неспособность своевременно разрешать проблемы взаимодействия с

поставщиками коммунальных услуг и другими градообслуживающими

организациями. Потребители также вынуждены расходовать немало времени и средств на обеспечение взаимодействия с предприятием для получения от него необходимых услуг.

Реформирование предприятий в сфере предоставления жилищно-эксплу-атационных услуг необходимо. Но оно должно происходить одновременно с преобразованием среды, в которой эти предприятия функционируют, и, прежде всего, с оптимизацией входящих в него финансовых потоков. К этому вынуждает особая роль, которую играет жилищно-коммунальное обслуживание в жизни общества. Специфической отраслевой особенностью реформирования ЖКХ должна стать двусторонность процесса адаптации макроэкономической и микроэкономической структур. Адаптация должна быть взаимной.

Этот процесс, не имеющий исторических аналогов, должен осуществляться по следующей схеме: разрушение старых отношений, создание новой правовой и экономической среды деятельности объектов хозяйствования. В то же время невозможно в одночасье ликвидировать организации по предоставлению жилищно-

эксплуатационных услуг для того, чтобы создавать новые, соответствующие рыночным условиям и на современной технологической базе. Во-первых, обслуживание населения не должно

прерываться. Во-вторых, процесс организации объединений совладельцев многоквартирных домов может оказаться длительным, поэтому необходимо учитывать необходимость временного функционирования в новой системе жилищного обслуживания некоторых элементов старой системы.

Формирование института

собственников жилья посредством создания объединений совладельцев многоквартирных домов фактически означает кардинальное изменение функциональной структуры субъектов имущественно-финансового контроля состояния жилищного фонда города или поселка. Основные функции текущего контроля переходят от организаций по предоставлению жилищно-эксп-

луатационных услуг к их потребителям. Опыт развитых стран свидетельствует, что таким образом удается под давлением потребителей добиться повышения качества услуг, а также большей экономичности и гибкости инфраструктурных систем,

рационального распределения их затрат. Однако система управления

предприятиями жилищно-коммунального хозяйства должна поддерживать заинтересованность их работников в оперативном реагировании на

требования и запросы потребителей и обеспечивать им физическую

возможность для этого.

Развитие жилищно-эксплуатацион-ных услуг в количественном и качественном аспектах может быть достигнуто лишь при условии, что на предприятиях будут использоваться современные универсальные и специализированные средства труда, разнообразные строительные материалы.

Для перевода жилищного хозяйства на индустриальную материально-техническую базу можно пойти по пути укрупнения предприятий. Но в нашей

стране уже имеется подобный опыт реорганизации системы жилищного хозяйства: более 20 лет назад проводилась кампания по созданию жилищно-эксплуатационных объединений, деятельность которых охватывала, как правило, городские районы или небольшие города. Этот опыт позволяет проанализировать и оценить как положительные, так и отрицательные последствия укрупнения предприятий жилищного хозяйства. К возможным положительным моментам данного направления реформирования можно отнести следующие:

а) сокращение управленческого аппарата и технического персонала;

б) повышение степени концентрации денежных и материальных ресурсов, что даёт возможность удешевления закупок оборудования и материалов, а также осуществления маневра этими ресурсами при необходимости ликвидации крупных аварий;

в) создание в структуре предприятий подразделений, концентрирующих крупную технику (автомашины, автокраны, автовышки, тракторы, прицепы, компрессоры) и станочный парк (токарные, сверлильные и другие станки);

г) ускорение решения некоторых вопросов взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг электро-, водо-, теплоснабжения и другими организациями.

Но опыт компании по созданию крупных жилищно-эксплуатационных объединений свидетельствует о том, что потенциальные возможности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

модернизации производственной базы, предоставляемые повышением степени концентрации денежных и материальных ресурсов, могут быть не использованы. Современное состояние ЖКХ подтверждает истинность данного тезиса.

Кроме того, излишняя концентрация складского хозяйства является фактором роста накладных расходов по доставке механизмов, оборудования и материалов к местам их использования.

Укрупнение предприятий также связано с созданием ряда проблем, вызванных территориальным отдалением их офисов от мест обслуживания. Из-за этого затрудняется контроль со стороны предприятия над своими работниками, усложняется процедура воздействия жильцов обслуживаемого дома на этих работников посредством обращения к их руководству.

Анализ отечественного опыта деятельности по содержанию и эксплуатации жилья свидетельствует об ухудшении качества предоставляемых услуг при укрупнении субъектов обслуживания.

Спецификой деятельности по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда является высокая степень автономности работников, особенно тех, которые выполняют аварийные и ремонтно-строительные работы. Это обусловливает

необходимость применения по отношению к ним гибких форм управления и контроля (с участием потребителей услуг как

заинтересованных лиц). В связи с этим для улучшения качества жилищного обслуживания целесообразно

обеспечение более тесного

взаимодействия обслуживающих

предприятий с потребителями. Большим потенциалом в этом отношении обладают частные предприятия.

В Донецкой области в сфере деятельности по содержанию и технической эксплуатации зданий работает 55 предприятий с участием частного капитала, которые обслуживают 17% всего жилищного фонда (около 8,5 млн. м2). В г. Донецке таких предприятий

три. Это: ООО «Содействие», ЗАО «Арк-96», и ООО ДПЦ «Магистр», которые обслуживают 8% жилищного фонда города (860 тыс. м2 жилой площади).

В процессе их деятельности выявились следующие положительные моменты, характерные для

предпринимательских структур в сфере содержания и эксплуатации жилья:

а) использование, особенно в начальный период, возможности привлечения дополнительных финансовых и других материальных ресурсов;

б) повышение трудовой дисциплины и ответственности работников предприятий перед жильцами за исполнение своих обязанностей;

в) более оперативное рассмотрение жалоб, заявлений и просьб жильцов и быстрое устранение неполадок;

г) как результат, улучшение показателя своевременности оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, частные предприятия в сфере содержания и эксплуатации жилищного фонда имеют потенциальную возможность маневрировать своими финансовыми средствами за счет договоренности с жильцами домов о сроках оплаты услуг, осуществлять их временную концентрацию для

проведения каких-либо работ. Но фактически она используется очень редко из-за недоверчивого отношения населения к предпринимательским структурам.

В то же время частные предприятия в сфере содержания и эксплуатации жилищного фонда отягощены теми же проблемами, что и обычные ЖЭКи и ЖКП. Предпринимательские структуры, как правило, не имеют достаточной собственной материальной базы: машин, механизмов, станков. И возможности её

улучшения ограничены, так как размер квартплаты не предусматривает финансирования её развития. Анализ опыта содержания и эксплуатации жилищного фонда частными

предприятиями г. Донецка показывает, что в таких условиях, как правило, через один-два года после начала деятельности инвестирование прекращается. И все же это нельзя отнести к недостаткам предпринимательской деятельности как метода хозяйствования в сфере содержания и эксплуатации жилищного фонда, поскольку это является следствием несовершенства тарифных отношений и недофинансирования сферы ЖКХ со стороны государства.

Выводы. Выход из сложившейся ситуации возможен только путем осуществления ряда мероприятий системного характера, направленных на преобразование структуры тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Для этого необходимо рассматривать тарифы на данные услуги как единую совокупность, поскольку все они финансируются из одного источника (и он ограничен). С точки зрения покупателя услуг (семьи или индивидуума) все они являются потребностями одинаковой степени значимости и удовлетворяются совместно, как комплекс. Следовательно, устранение неоправданных расходов по одной из услуг дает возможность безболезненного увеличения оплаты других. Как было указано выше, в современных условиях существует реальная возможность сокращения расходов на водо- и теплоснабжение за счет наведения порядка в жилищно-эксплуатационном обслуживании. А значит, при повышении качества жилищно-эксплуатационного обслуживания увеличение тарифов является оправданным и с

экономической точки зрения, и с позиций справедливости. Поэтому необходима разработка механизма экономического стимулирования улучшения качества жилищно-эксплуатационного обслуживания путем создания на уровне городов и поселков специальных фондов (в том числе и за счет субвенций из государственного бюджета) для доплат предприятиям, повышающим качество обслуживания.

Кроме того, ввиду критического состояния значительной части жилищного фонда целесообразно освободить жилищно-эксплуатационные предприятия от налогов на прибыль и на добавленную стоимость, а также от платы за землю.

Научные исследования системы отношений жилищных и коммунальных предприятий нуждаются в дальнейшем развитии. Одним из важных направлений является установление чётких критериев разграничения границ ответственности предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, в случае сбоев в предоставлении услуг.

Литература

1. Царев И.Г. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства // ЭКО. - 2001. - № 5. - С. 53-67.

2. Богачов С., Жданко С. Економiчнi аспекти i специфша тарифно! полггики комунальних пщприемств Донецька як суб'екпв природно! монополи // Схщ. - 2005. - № 4. - С. 611.

3. Семчук Г.М. Реформа стосусться вах // Мюьке господарство Украши. -2002. - № 3. - С. 2-16

4. Амитан В.Н. Мы: вчера, сегодня, завтра! // Новые технологии - путь в будущее: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Амитана. - Донецк, 1999. - С. 9-20.

5. Гапуник М.Л. Возможности снижения затрат на теплоснабжение города // Энергосбережение. - 2001. - № 3. -С. 5-6.

6. Олшник Н. Управлшня енергоресурсозбереженням у житлово-комунальному господарсга та будiвельнiй сферi Укра'ни // Зб. наук. пр. УАДУ при Президент Украши. - 2002. -№ 2. -С. 212-219.

7. Калинушкин В.П. Как увидеть тепло // Энергия: экономика, техника, экология. - 2005. - № 10. - С. 42-46..

8. Новосельцев О. Мехашзм фшансування мюьких програм енергозбереження // Аспекти самоврядування. - 2004. - № 2. - С. 2-4.

9. Кирильчук Л. Реформування системи житлово-комунальних пщприемств Луцька: досвщ, гiдний наслiдування // Аспекти самоврядування. - 2004. - № 7. - С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.