Научная статья на тему 'Модернизация воспроизводства жилищного фонда региона на основе внедрения энергосберегающих технологий'

Модернизация воспроизводства жилищного фонда региона на основе внедрения энергосберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / КОМПЛЕКСНЫЙ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С.Н.

В статье раскрыты современные особенности модернизации сферы ЖКХ и обоснована целесообразность наращивания объемов капитального ремонта как наиболее перспективной формы воспроизводства жилищного фонда. Освещены новые подходы к решению жилищной проблемы и повышению энергоэффективности воспроизводства жилищного фонда путем проведения капитального ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация воспроизводства жилищного фонда региона на основе внедрения энергосберегающих технологий»

17 (320) - 2013

Анализ видов экономической деятельности

УДК 332.81

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ*

С. Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

В статье раскрыты современные особенности модернизации сферы ЖКХ и обоснована целесообразность наращивания объемов капитального ремонта как наиболее перспективной формы воспроизводства жилищного фонда. Освещены новые подходы к решению жилищной проблемы и повышению энергоэффективности воспроизводства жилищного фонда путем проведения капитального ремонта.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, комплексный капитальный ремонт, повышение энергоэффективности.

Сегодня в России более 70 % населения проживает в городах, и поэтому существующий жилищный фонд и обеспечивающая его функционирование коммунальная инфраструктура по своим масштабам составляют весомую долю в национальном богатстве нашей страны. В структуре жилищного фонда преобладают многоквартирные дома (МКД). Многоквартирный жилой фонд со-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № П-06-00101а).

стоит из 3,2 млн зданий общей площадью 2,237 млн м2. В стоимостном измерении доля основных фондов сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) достигает 14 % общей стоимости основных фондов страны. На сегодняшний день в этой сфере функционирует более 5,2 тыс. организаций с общим числом занятых свыше 4,2 млн чел. Среднегодовой объем производства сферы ЖКХ достигает 6 % от ВВП, а расходы консолидированного бюджета России на эту сферу составляют около 8 % от общей суммы затрат [9].

Однако, несмотря на это, в большинстве регионов России остается доминирующей тенденция ветшания жилищного фонда и морального старения инженерных сетей и коммунального оборудования. По данным Росстата, на конец 2011 г. износ от 30 до 65 % имеют более 1,6 млн МКД. В них проживают около 45 млн чел. Объем жилищного фонда, имеющего износ более 65 %, составляет 56,1 млн м2. Из них 39,3 млн м2 относятся к ветхому жилью, а 16,8 млн м2 - к аварийному [9].

Концепция реформирования сферы ЖКХ была разработана и принята к реализации еще в середине

1990-х гг. Но в концепции были определены только общие направления, практически не учитывалась региональная и отраслевая специфика этой сферы. В результате многие цели реформы не были реализованы на практике. Так, не получила своего развития конкуренция в сфере эксплуатации жилья, не были созданы механизмы стимулирования производителей услуг к снижению издержек и тарифов, соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов качества. Объем привлекаемых в сферу ЖКХ инвестиций не позволяет поддерживать нормальное воспроизводство жилищного фонда и своевременную модернизацию основных фондов хозяйствующих субъектов. Совокупность указанных и ряд других факторов не способствуют росту мотивации участия собственников жилья в управлении жилищным фондом [5]. Именно по этим причинам проблема реформирования сферы ЖКХ приобретает особую социальную значимость и актуальность.

Нормальное воспроизводство жилищного фонда осуществляется за счет строительства нового жилья и проведения модернизации, текущего или капитального ремонта существующего жилья. Но в современных условиях рост объемов строительства нового жилья в России незначителен и покрывает лишь часть потребности в воспроизводстве жилищного фонда. Уровень жилищного строительства в 2011 г. по количеству введенного жилья составляет около 80 % от наибольшего ввода, достигнутого в 1987 г. (72,8 млн м2) [8].

Наряду с тенденцией снижения ввода общей площади жилья с каждым годом наблюдается увеличение темпов старения и выбытия существующего жилищного фонда. Именно поэтому больше внимания необходимо уделять поиску новых подРаспределение жилищного фонда по

ходов к решению жилищной проблемы, вопросам эффективного распределения ресурсов в жилищной сфере, а также проблемам рационального использования существующего жилищного фонда и его воспроизводства посредством проведения капитального ремонта. В комплексном капитальном ремонте нуждаются 93-96 % МКД со средним сроком эксплуатации не менее 25 лет, или 58-60 % всех МКД [1].

Необходимость переориентации воспроизводства жилищного фонда с нового строительства на увеличение объемов капитального ремонта существующего жилищного фонда подтверждается данными, приведенными в табл. 1 и 2 [9].

В структуре жилищного фонда преобладают жилые дома постройки 1946-1970 и 1971-1995 гг., физический износ которых находится в пределах от 31 до 65 %. Отталкиваясь от этих цифр, можно с большой долей вероятности утверждать, что в ближайшие 5-10 лет следует ожидать значительного увеличения доли жилищного фонда с износом более 65 %. Это обстоятельство повлечет за собой необходимость увеличения объемов модернизации, текущего и капитального ремонта существующего жилищного фонда для поддержания его нормальной эксплуатации.

На законодательном уровне стимулировать решение данной проблемы был призван институт собственности. С принятием новой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации ответственность за проведение капитального ремонта была переложена с местных администраций на собственников жилья [3]. Однако затраты на капитальный ремонт жилищного фонда достаточно значительны, а учитывая высокий уровень его износа, в будущем можно прогнозировать их дальнейший

Таблица 1

годам постройки (на конец 2011 г.)

Показатели распределения жилищного фонда До 1920 1921-1945 1946-1970 1971-1995 После 1995

Число жилых домов (индивидуально 814 109 1 710 393 7 183 862 4 581 958 1 972 430

определенных зданий)

Число многоквартирных жилых домов 143 468 236 593 1 211 776 1 415 606 216 309

Общая площадь жилых 83 405,7 150 958,6 980 830,0 1 387 830,3 570 063,5

помещений, тыс. м2

Таблица 2

Распределение жилищного фонда по износу (на конец 2011 г.), %

Показатели распределения жилищного фонда 0-30 31-65 66-70 Свыше 70

Число жилых домов (индивидуально определенных зданий) 6 252 917 8 854 503 850 543 277 925

Число многоквартирных жилых домов 1 262 405 1 655 577 206 267 75 157

Общая площадь жилых помещений, тыс. м2 1 949 592,0 1 098 463,7 86 006,4 31 622,6

ГКап/м" в год

0,25

После модернизации

Финляндия 128

Швеция

145

Дания

152

Россия

294

Россия

151

кВт • ч/м2 в год

Потенциал экономии энергии в МКД по странам

рост. Представляется очевидным, что в обозримой перспективе (8-10 лет) собственники жилья будут не в состоянии самостоятельно покрывать весь объем затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Все это предопределяет необходимость совершенствования подходов к формированию программ воспроизводства жилищного фонда и изменения функций всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) [10].

Один из таких подходов был предложен государством и закреплен в Федеральном законе от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [7]. Его значимость заключается не только в стимулировании собственников жилья вкладывать свои средства в проведение капитального ремонта принадлежащего им жилищного фонда, но и в принципиальном изменении функций органов муниципального управления. Этот федеральный закон фактически заставляет их отказаться от практики прямого вложения бюджетных средств в проведение капитального ремонта жилищного фонда и перейти к реализации нового механизма использования бюджетных средств - предоставлению субсидий. Для получения бюджетных субсидий органы муниципального управления разрабатывают региональные адресные программы воспроизводства жилищного фонда. Основой их практической реализации стало понятие «комплексный капитальный ремонт» многоквартирного дома, а также размер его предельной стоимости в расчете на 1 м2 помещений в доме [6].

Назначение этого показателя заключается в ограничении максимального размера бюджетной субсидии в случае, если собственниками жилья будет принято решение о проведении очень дорогого ремонта. Так, если расчетная стоимость капитального ремонта окажется больше произведения суммарной

общей площади помещений собственников жилья и утвержденного в региональной адресной программе размера показателя предельной стоимости капитального ремонта, то сумма субсидии будет определяться исходя из полученного в результате расчета объема средств. Затраты на капитальный ремонт сверх расчетного объема средств собственники помещений будут оплачивать самостоятельно.

Комплексный капитальный ремонт позволяет сэкономить до 49 % энергоресурсов. Все работы, осуществляемые в рамках такого ремонта, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности. Проведение комплексного капитального ремонта МКД, финансируемого из бюджетных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, должно обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). За счет этого можно существенно (почти в два раза) повысить энергоэффективность жилищного фонда России. Общий потенциал экономии энергии в МКД в среднем равен или превышает 40 % по тепловой энергии, 37 % по электроэнергии, 30 % по природному газу, 25 % по воде (см. рисунок [2]). Тем самым, повышение энергоэффективности становится важнейшей составляющей комплексного капитального ремонта жилищного фонда.

Одной из основных целей реформирования сферы ЖКХ является смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты ЖКУ при переходе на режим безубыточного финансирования [6]. Для рассмотрения вопроса о возможности влияния мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда на сумму платежей собственников жилья и объемы потребляемых ими ЖКУ разделим их на три группы: 1) ЖКУ, объем потребления которых не может меняться в зависимости от желания потребителя

(вывоз твердых бытовых отходов, отопление без регуляторов и счетчиков);

2) ЖКУ, объем потребления которых может регулироваться потребителем, но оплата осуществляется по определенным нормативам вне зависимости от объема потребления (холодное и горячее водоснабжение без счетчиков, газоснабжение);

3) ЖКУ, оплата которых происходит по счетчикам (электроэнергия, холодное и горячее водоснабжение).

Первые две группы ЖКУ потребители оплачивают по утвержденным нормативам и установленным тарифам. Для изменения величины платежа необходимо выполнить монтаж соответствующих приборов учета (счетчиков) в квартирах с последующим переводом услуги в третью группу. Проанализируем последствия подобной возможности.

Рассмотрим вариант массовой установки счетчиков и последующего перехода от нормативных объемов потребления к фактическим, определяемым на основании показателей поквартирных приборов учета. В пределах замкнутой системы перевод оплаты услуги по фактическому потреблению с документальным подтверждением уменьшения объемов потребления повлечет за собой сокращение нормы прибыли коммунального предприятия сферы ЖКХ, специализирующегося на поставке конкретных услуг.

В зависимости от вида услуги замкнутой системой может быть:

- жилой микрорайон, услуги по обеспечению теплом которому предоставляются котельной;

- группа муниципальных образований (например, городов и поселков), услуги по водоотве-дению в которых предоставляются системой очистных сооружений региона;

- территория региона, услуги по обеспечению электроэнергией которой предоставляются объединенной межрегиональной сетевой компанией.

При этом существует закономерность - чем меньшую по масштабам замкнутую систему мы рассматриваем, тем большее влияние на динамику получаемых ею последующих поступлений оказывает снижение оплачиваемого расхода потребленной услуги, возникшее в результате либо перехода на оплату фиксированного количества потребителей по счетчикам, либо в результате выхода части потребителей из системы.

Изменения технологии предоставления услуги не произошло, сумма издержек коммунального предприятия осталась неизменной, изменился в сторону уменьшения только объем оплаты фактически потребленных услуг в рамках установленного тарифа текущего периода. В соответствии с действующей системой формирования тарифов по схеме «затраты+» руководство коммунального предприятия для урегулирования этой ситуации на следующий период произведет перерасчет себестоимости единицы услуги и утвердит величину экономически обоснованного тарифа с фиксированной нормой прибыли на более высоком уровне. Таким образом, руководство коммунального предприятия в любом случае оказывается заинтересованным в повышении тарифа, чтобы окупить возникающее увеличение удельных издержек.

Следовательно, в долгосрочном периоде изменить сумму оплаты за ЖКУ потребитель практически не имеет возможности. Это утверждение справедливо при постоянстве технологического процесса. Единственный способ уменьшения суммы оплаты - это снижение издержек путем перехода на новые технологические решения, обеспечивающие энергосбережение. Рассмотрим кратко примеры таких решений в сферах экономии электрической и тепловой энергии, а также водоснабжения и выполним расчеты энергоэффективности от внедрения некоторых из них.

Экономия электроэнергии кажется наиболее простым подходом, поскольку в большинстве МКД установлены приборы учета и проводимые малозатратные мероприятия дают немедленный экономический эффект. Если же принять во внимание неизбежный рост тарифов на электроэнергию в ближайшем будущем, инвестирование в энергосбережение можно рассматривать как один из наиболее выгодных источников вложений. Ощутимый эффект для жителей современных МКД может обеспечить реализация следующих технологических решений:

- установка многотарифных электросчетчиков, которая позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование энергоемких бытовых приборов. При этом расходы на приобретение и установку многотарифного электросчетчика в среднем окупаются в течение двух лет, а его использование обеспечивает экономию электроэнергии до 30 %;

- модернизация освещения в подъездах жилых домов с установкой высокоэффективных све-

тильников и систем управления светом обеспечивает экономию электроэнергии до 90 % от текущего потребления;

- модернизация уличного освещения с установкой систем управления светом обеспечивает экономию электроэнергии до 30 % от текущего потребления;

- установка частотно-регулируемых электроприводов на асинхронные электродвигатели (90 % всех электродвигателей, используемых в сфере ЖКХ) обеспечивает экономию электроэнергии до 30 % от текущего потребления [4]. Расходы на отопление являются одной из

существенных статей расходов при оплате коммунальных услуг. В современных условиях тепло используется наиболее расточительно, а качество обеспечения МКД теплом остается самым низким из всех поставляемых ресурсов. В этой ситуации внедрение систем учета позволяет контролировать получение и управлять использованием тепловой энергии, а также дает собственникам жилья важные экономические рычаги для регулирования взаимоотношений с поставщиками тепла. Учет и регулирование потребления тепловой энергии - основа энергосберегающих мероприятий.

Обеспечение комфортной температуры в квартирах является основной задачей отопления жилищного фонда. Однако до настоящего времени всех жителей МКД можно разделить на две группы, одна из которых испытывает недостаток тепла, а другая страдает от его избытка. Ко второй группе чаще всего относятся жители, находящиеся ближе всех к источнику теплоснабжения. Основной причиной избытка тепла является отсутствие возможностей регулирования системы теплоснабжения. Практическим решением этого вопроса является установка систем регулирования теплопотребления. Но в условиях центрального отопления это сделать достаточно сложно, поскольку центральные тепловые пункты выведены за пределы дома и обслуживают сразу несколько многоквартирных домов.

Основной причиной создания центральных тепловых пунктов явилось отсутствие малошумных насосов, способных обеспечивать требуемый режим работ без нарушения комфорта проживания. Однако уже существуют малошумные насосы, технология использования которых позволяет оснащать ими индивидуальные тепловые пункты в каждом многоквартирном доме. Это позволяет снизить затраты на подогрев воды, регулировать объемы потребляемой

тепловой энергии и тем самым значительно (до 30 %) снизить затраты на теплоснабжение дома.

Оборотной стороной избытка тепла является его недостаток. Для решения этой проблемы требуются значительные затраты. Обычно причиной ненормативных (низких) температур в квартирах является не плохое качество теплоснабжения, а значительные потери тепла в МКД. По некоторым оценкам они составляют для оконных и дверных проемов от 40 до 50 %; для перекрытий чердаков и подвалов - до 20 %; для наружных стен - от 30 до 40 % [4].

Установка узла учета и регулирования тепловой энергии позволяет вести учет фактически потребленной тепловой энергии и автоматически регулировать подачу тепловой энергии в системы отопления, горячего водоснабжения, вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, температуры внутри помещения, графиков суточного и часового потребления тепла. Автоматизация систем теплопотребления позволяет существенно улучшить качество теплоснабжения и обеспечить потребителю необходимый уровень комфорта при минимальном расходе тепловой энергии.

Результаты обследования систем водоснабжения показывают, что сверхнормативный расход образуется по следующим причинам:

- утечка воды во внутридомовой системе водоснабжения, в сантехнической арматуре жилых помещений МКД, в междомовых сетях холодного и горячего водоснабжения;

- завышенное давление после хозяйственных насосов;

- погрешности в учете численности проживающих в МКД.

Для устранения большинства из указанных причин применяется установка общедомовых приборов учета водопотребления, которая позволяет:

- оплачивать только тот объем энергоресурса, который получает МКД;

- контролировать качество получаемых энергоресурсов;

- использовать информацию об объеме потребляемых энергоресурсов для их экономии [4]. Конкретные значения отмеченных эффектов

энергосбережения в МКД определяются на основании соответствующих расчетов. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности на примере МКД. В качестве объекта был выбран типовой трехподъезд-ный 16-этажный жилой дом в Балашихе Московской области. В доме была произведена замена светиль-

ников мощностью 40 Вт на «черных» (маршевых) лестницах во втором подъезде на антивандальные оптико-акустические светильники мощностью 60 Вт. Всего было заменено 48 светильников. Общая стоимость работ и материалов - 32 400 руб.

В результате существенно вырос уровень комфортности (освещенность повысилась на 39 %), и жильцы получили высокотехнологичное электронное оборудование. Экономия в первый месяц эксплуатации составила 1 204 кВт-ч, или 2 540 руб. (стоимость 1 кВт-ч согласно договору с ОАО «Мосэнерго» составляет 2,11 руб.). Срок окупаемости этого мероприятия составил 12,3 мес.

Рассмотрим далее более комплексный пример реализации проекта в области энергосбережения по инициативе собственников жилья в ТСЖ «Гагарин-ское» в Балашихе Московской области. В качестве объекта был выбран одноподъездный 12-этажный кирпичный дом, относящийся к категории бизнес-класса, который был сдан в эксплуатацию в 2002 г. В доме 84 квартиры (общая площадь жилых помещений - 1 365 м2, общая площадь дома - 1 879 м2).

Основными проблемами со снабжением теплом и горячей водой были:

- неравномерное распределение тепла по дому -в торцевых квартирах температура зимой не превышала 17 °С, а в санузлах - 14 °С;

- недостаточная циркуляция горячей воды и ее дефицит в пиковые часы.

По договору с сервисной компанией были проведены три этапа работ.

На первом этапе был установлен электронный контроллер ECL. Это позволило регулировать нагрев воды в зависимости от интенсивности разбора, понижать температуру циркулирующей воды в ночные часы и в часы минимального разбора, снижать потери от циркуляции горячей воды в летние месяцы. Затраты составили 32 тыс. руб.

На втором этапе были выполнены модернизация теплового узла и установка автоматической системы регулирования. Затраты на оптимизацию схемы горячего водоснабжения (установка новых насосов, грязевиков, автоматики и др.) составили около 150 тыс. руб.

На третьем этапе были установлены баланси-ровочники. Это позволило обеспечить равномерное распределение тепла по дому, повысить температуру в торцевых квартирах и уменьшить потери тепла в результате так называемого форточного регулирования в квартирах с повышенной температурой.

Для компенсации достаточно высоких затрат потребовалось решить вопрос обеспечения финансирования работ. На общем собрании был утвержден тариф по статье расходов «текущий ремонт» в размере 7 руб./м2. Вместе с утвержденным администрацией города тарифом на капитальный ремонт (3,53 руб./м2) ежемесячная сумма сбора составила 10,53 руб./м2. В результате общая сумма сбора с собственников жилья за месяц составила 19 785,87 руб. (10,53 руб./м2 х 1 879 м2).

Городской норматив оказался в два с лишним раза ниже тарифа, сложившегося в МКД. Каждый собственник получил ощутимую экономию по оплате отопления своей квартиры - 125,46 руб. с каждого квадратного метра. Общая экономия только за один отопительный сезон составила 235,7 тыс. руб. Расчет экономического эффекта приведен в табл. 3.

Особенно заметен эффект автоматики в «теплые» месяцы - октябре и апреле (соответственно 8,47 и 8,28 руб.), когда автоматика отключала отопление при плюсовых дневных температурах.

Снабжение МКД горячей водой осуществлялось по тупиковой схеме. Поэтому при установке квартирных счетчиков расхода холодной и горячей воды многие жильцы опасались, что их счета за воду вырастут. Чтобы не допустить этого, было предложено в летний период обеспечить циркуляцию воды во внутридомовой системе горячего водоснабжения через полотенцесушители при одновременном поддержании ее температуры в пределах 55 °С во время отсутствия водоразбора в автоматическом режиме. Для этого был установлен проточный нагреватель мощностью 7 кВт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При наличии водоразбора свежая горячая вода поступает из подающего трубопровода в систему горячего водоснабжения при температуре 65 °С. Но нагреватель установлен на 55 °С, следовательно, он

Таблица 3

Расчет экономии затрат тепловой энергии по МКД в ТСЖ «Гагаринское» за отопительный сезон 2010/11 г., руб./м2

Месяц Оплата по фактическому расходу по дому Городской норматив Экономия

Октябрь 8,47 20,92 12,45

Ноябрь 16,24 33,44 15,20

Декабрь 20,76 46,29 25,53

Январь 19,41 39,89 20,48

Февраль 17,63 38,96 21,33

Март 15,01 33,14 18,13

Апрель 8,28 20,62 12,34

Итого... - - 125,46

не будет включаться. Но как только температура воды в системе снизится до 54 °С, использование воды сократится и не будет притока свежей горячей воды, проточный нагреватель включается и насос обеспечивает циркуляцию воды через полотенцесушители и поддерживает ее температуру на уровне 55 °С.

Все работы были произведены собственными силами ТСЖ. Затраты на приобретение необходимого оборудования составили 24 тыс. руб. В результате собственники жилья получили не только более комфортные условия проживания, но и стали потреблять меньше горячей воды (летом примерно на 100 м3/мес.). При стоимости 1 м3 116,41 руб. в 2011 г. экономия на горячем водоснабжении составляет 11 641 руб./мес. Однако годовые затраты на работу установленной системы требуют примерно 2 400 кВт электроэнергии в месяц, что при стоимости 2,10 руб./кВт составляет 5 040 руб./мес. Следовательно, общая сумма экономии составляет 6 601 руб. Окупаемость вложений составит менее 3,6 года.

Таким образом, реализация описанных технологических решений по энергосбережению способна принести не только достаточно ощутимый экономический эффект для собственников жилья и повысить уровень комфортности их проживания, но и обеспечить в ближайшей перспективе существенную экономию энергии за счет внедрения энергосберегающих технологий при проведении комплексного капитального ремонта существующего жилищного фонда.

Список литературы

1. Анализ текущего состояния жилого фонда в России. М.: Институт экономики города, 2011.

2. Ассоциация региональных банков России. URL: http://www. asros. ru/media/File/fileHst/PoHcy_ Sum-mary_-_Housing_Repairs_ %28RUS %29.pdf.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 166-ФЗ.

4. Зотов В. Б. Практика проведения мероприятий по энергосбережению на территории ЮВАО Москвы // Энергосбережение. 2006. № 6.

5. Ларин С. Н., Герасимова Л. И. Региональные аспекты формирования кластеров в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Проблемы экономики и современного менеджмента: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (22.02.2012) Новосибирск: СибАК, 2012. С. 110-114.

6. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Разработка программ капитального ремонта жилищного фонда: новый подход // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 7. С. 58-68.

7. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ.

8. Статистика жилищного строительства в России // Expert Development. URL: http://www. expert-d. ru/press/analytics/_aview_b18878.

9. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru.

10. Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н. Анализ методов сетевого планирования и управления для формирования программ воспроизводства жилищного фонда // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 23. С. 59-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.