ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов
ISSN 2073-4484 (Print)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И УЧЕТНОГО РАЗВИТИЯ
Дмитрий Сергеевич ШЛЫЧКОВ3^, Ольга Владимировна ЯНДЛЕЧЕВАЬ
а кандидат экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация sds457@mail.ru
ь магистрант кафедры экономики и организации производства, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация Shvaleva_ov@mail.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 22.11.2016 Принята в доработанном виде 16.12.2016 Одобрена 19.12.2016 Доступна онлайн 15.02.2017
УДК 332.871
JEL: С20, D21, М37, М40, 022
Ключевые слова:
жилищно-коммунальное хозяйство, реформа, развитие, учет, калькулирование
Аннотация
Тема. Экономическое развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в настоящее время претерпевает различного рода изменения, в первую очередь на законодательном уровне. В связи с этим возникает необходимость в изменении финансово-хозяйственной деятельности организаций данной отрасли в части учетного процесса, который затрагивает как внешние факторы экономического развития, так и внутренние локальные производственные и административные процессы.
Цели. Раскрыть социально-экономические и учетные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства.
Методология. В исследовании использованы описание экономического и учетного развития, графический метод, а также метод калькулирования.
Результаты. В ЖКХ формируется множество параметров качества жизни населения и экономического потенциала государства. Сегодня основным направлением реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства является переход отрасли на современный этап развития, в частности использование учетно-аналитической информации в управлении организацией. В статье представлены основы формирования системы потоков информации, поступающих от внешних источников, и передачи данных конечным потребителям в виде жилищно-коммунальных услуг.
Выводы. Дана характеристика работы организаций ЖКХ с точки зрения нормативного регулирования в вопросах экономического развития управления многоквартирными домами. Предложены способы формирования учетной информации с учетом процессов, а также статьи затрат для формирования калькуляции себестоимости услуг ЖКХ.
Применение. Учетно-аналитические методы предложены для организаций ЖКХ.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Жилищный фонд и коммунальная инфраструктура России по масштабу занимают весомую долю в национальном богатстве, однако их состояние не соответствует технологическому и экономическому потенциалу страны. Несмотря на продолжающиеся уже более 15 лет реформы жилищно-коммунального комплекса, ситуация ухудшается, а для поддержания его в рабочем состоянии требуется все больше средств.
До сих пор не завершено формирование рыночных отношений в отрасли. Остается неэффективной система управления, признаками чего служит неудовлетворительное финансовое положение. Высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры влечет за собой непроизводительные потери. Растет неудовлетворенность потребителей качеством получаемых услуг [1-4].
В наши дни нередки случаи одновременного выставления квитанций за коммунальные услуги разными организациями, направления жителям квитанций от компаний-однодневок. Эти проблемы возникли из-за того, что доступ к обслуживанию многоквартирных домов имеет практически любое юридическое лицо, а надлежащего надзора за деятельностью субъектов хозяйствования нет.
Существенной проблемой является также отсутствие критериев ответственности управляющих компаний за исполнение регламента безопасности. В результате технической безграмотности специалистов энергоресурсы потребляются неэффективно, завышается стоимость работ и увеличивается аварийность домов [5-8].
Жилищный кодекс РФ возлагает на собственников большую ответственность за принятые решения по поводу управления общим имуществом объектов недвижимости, а также за их состояние. Чтобы принимать объективные решения, собственники должны обладать достоверной, полной и своевременной информацией, а управляющие организации в свою очередь обязаны доводить ее до собственников.
Для реализации данного принципа был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», целью которого стало создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов власти и организаций информацией о жилищно-коммунальном комплексе.
По данным государственной статистики, в России основные фонды ЖКХ изношены примерно на 40%, полностью изношены - 11% (в Республике Марий Эл - соответственно 42 и 15%), что свидетельствует о неэффективном долгосрочном планировании капитального ремонта объектов недвижимости.
В результате растут процент износа и потери коммунальных ресурсов, объем ветхого и аварийного жилищного фонда, ухудшается внешний облик городов, сдерживается развитие городской инфраструктуры, а также
падает инвестиционная привлекательность1. Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всех субъектах Российской Федерации составляет 2,7% всего жилищного фонда (в Республике Марий Эл - 4,8%) [3].
Существует ряд факторов, не позволяющих эффективно проводить реформирование ЖКХ.
Первым из них является отсутствие в России единых стандартов, а именно методик, применяемых при расчете цен на жилищные и коммунальные услуги.
Многие специалисты понимают, что тарифы на услуги ЖКХ сегодня экономически не обоснованы. Цены на коммунальные услуги однозначно завышены, а на жилищные услуги (содержание и ремонт) - явно занижены. Поэтому управляющие компании в изучаемой сфере не имеют возможности для повышения прибыльности и рентабельности своих организаций [9-13].
Второй фактор - низкий уровень активности и ответственности собственников при принятии названных решений, что зачастую зависит от уровня информированности.
Третий фактор - отсутствие системного подхода к краткосрочному и долгосрочному планированию капитального и текущего ремонта общего имущества. Об этом свидетельствует тот факт, что размер платы за капитальный ремонт ниже размера платы за
1 В помощь собственнику помещений
многоквартирного дома: практическое пособие
в вопросах и ответах. Комментарии и разъяснения
экспертов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Федеральной службы по тарифам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. 160 с.; Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2007. 319 с.; ЖКХ. Новые правила оказания услуг: сборник документов. М.: КноРус, 2012. 320 с.; Белобородова В.А., Чечета А.П., Слабинский В.Т. и др. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. 279 с.; Поздеев В.Л. Актуальные задачи анализа экономической безопасности предприятия // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2.
С. 16-23.; СоколоваМ.С., ШемякинаМ.С. К вопросу
об оценке налоговой нагрузки организации // Вестник международных научных конференций 2015. № 9. С. 104-109.
текущий ремонт, что не позволяет выполнять капремонт в нормативные сроки в полном объеме.
Для сокращения влияния указанных сдерживающих факторов и решения проблем ЖКХ необходимо разработать целый комплекс мер.
Во-первых, по типологии рынков отрасль ЖКХ (как специфический рынок) должна быть приближена к свободной конкуренции для формирования здорового соперничества между участниками за лучшие условия производства, купли и продажи товара (услуг). В комплексе с разработкой нормативных методик по расчету цен на различные товары и услуги в сфере ЖКХ на государственном или региональных уровнях это позволит разрешить существующие проблемы в области ценообразования.
Во-вторых, Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» позволил ужесточить требования к лицензированию управляющих компаний в сфере ЖКХ, в результате чего многие организации были вынуждены покинуть рынок.
Указанный закон, как и названный до него, вступил в силу не так давно, поэтому существуют некоторые погрешности, связанные с фирмами-однодневками и отсутствием полной информации о продавцах жилищных и коммунальных услуг. Для ликвидации этих проблем требуется особое внимание соответствующих контролирующих органов.
В-третьих, при финансировании ЖКХ для поддержания жилищного фонда в нормальных условиях, а инженерных коммуникаций - в рабочем состоянии можно рассматривать государственно-частное партнерство -сотрудничество публичного и частного партнеров, основанное на объединении ресурсов и распределении рисков с целями привлечения в экономику инвестиций, обеспечения доступности и повышения
качества товаров, работ, услуг. Как следствие, будет решен ряд сопутствующих проблем: изношенность основных фондов ЖКХ, аварийность объектов недвижимости, потери коммунальных ресурсов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что у каждой меры по улучшению и совершенствованию современной системы ЖКХ существуют как достоинства, так и недостатки, и для решения перечисленных проблем необходимо использовать комплекс мер в совокупности. От качества в этой сфере зависит уровень жизни населения. Хорошие условия являются предпосылкой повышения благополучия людей и функционирования экономики страны.
Система жилищно-коммунального комплекса охватывает множество организаций, оказывающих услуги населению. Ключевой в управлении всеми ресурсами является управляющая компания, которая выступает связующим звеном между ресурсоснабжающими предприятиями и населением.
Если бы мы судили о любой другой коммерческой организации, например промышленной, торговой или об оказывающей услуги, мы сказали бы, что цель их работы -получение (извлечение) прибыли. Говоря же об организации, оказывающей услуги в сфере ЖКХ (управляющей компании), надо помнить, что главная ее цель - обеспечение комфортного проживания граждан.
Согласно законодательству РФ, ответственность управляющих компаний достаточно высока -это вытекает из того, что они являются поставщиками коммунальных услуг (рис. 1).
Возложенные законодательством на управляющую компанию обязанности по управлению многоквартирными домами (МКД) и оказанию коммунальных услуг приводят к необходимости организовывать четкое взаимодействие ресурсоснабжающих организаций и конечного потребителя -населения. Таким образом, выделяются две составляющие группы затрат:
1) управление МКД;
2) оказание коммунальных услуг.
Первая группа включает в себя содержание мест общего пользования МКД, ко второй относятся обеспечение светом, газом, водой, отопление.
Данные группы затрат у каждой управляющей компании различны по содержанию. Это зависит от формы управления многоквартирными домами. Согласно Жилищному кодексу РФ выделяют следующие формы управления МКД:
• непосредственное управление;
• работа управляющей организации;
• деятельность товарищества собственников жилья.
Последняя форма управления МКД не применима к управляющей компании и реализуется как альтернатива ей.
В общем виде процесс движения информации в изучаемой сфере можно представить в виде бизнес-процесса (рис. 2).
При формировании услуг в части содержания мест общего пользования МКД необходимо руководствоваться следующей номенклатурой статей затрат:
1) материалы;
2) топливо;
3) электроэнергия;
4) оплата труда;
5) отчисления на социальные нужды;
6) амортизация;
7) ремонтный фонд, в том числе ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату всех видов ремонтов;
8) содержание, а также обслуживание внутридомовых сетей (комплекс инженерного оборудования, находящегося внутри задания: трубопроводы ввода в здание, обратные трубопроводы, стояки, расширители, баки, поэтажная и поквартирная разводка, сантехническое оборудование, электрощиты
и др. Границей ответственности принято считать стену здания);
9) проведение аварийно-восстановительных работ;
10) покупная продукция;
11) прочие прямые затраты, в том числе отчисления на оплату работ службы заказчика;
12) цеховые расходы;
13) общеэксплуатационные расходы;
14) внеэксплуатационные расходы.
Учет затрат в организациях жилищно-коммунального хозяйства осуществляется по статьям калькуляции на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.
Основными задачами учета являются:
• объективное отражение затрат на производство и оказание услуг; обеспечение контроля за рациональным использованием средств;
• выявление резервов ресурсосбережения.
Организации жилищно-коммунального хозяйства составляют отчеты по себестоимости услуг в виде форм калькуляций, утвержденных по каждому виду деятельности ЖКХ с учетом специфики.
Состав себестоимости, содержание ее отдельных элементов и статей затрат зависят от конкретного вида деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Отчетную калькуляцию себестоимости услуг по содержанию мест общего пользования можно представить в виде рис. 3.
Управление полученной информацией является определяющим фактором развития организации независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Управляющая компания как центральное звено в потоке информации должна обеспечить четкое управление в учетно-аналитической системе.
На современном этапе развития науки и практики применимы подходы построения системы данных на основе бизнес-процессов, которые могут быть применимы в различных учетных и управленческих схемах. Нами рассмотрен и представлен процесс получения
Рисунок 1
Управляющая компания как центр ответственности Figure 1
Managing company as a responsibility center
и обработки информации в части взаимодействия контрагентов и потребителей через оказание услуг по управлению МКД. На наш взгляд, это основа для формирования себестоимости оказываемых услуг.
Ресурсоснабжающие организации
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Бизнес-процесс формирования услуг в управляющей компании Figure 2
Business process of forming the managing company's services
N Входящая информация (ресурсы)
Контрагенты —>
—^
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Управляющая
компания (формирование услуг)
Исходящая информация (услуги)
Î>
Потребители услуг - население
Рисунок 3
Форма рабочего документа с калькуляцией Figure 3
Working document with estimates
ОТЧЕТНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ
Утверждаю
Директор управляющей компании_
Содержание и ремонт мест общего пользования МКД по адресу
Показатель Код строки Фактически за период По отчету за аналогичный прошлый период
1 Натуральные показатели, тыс. м2
Среднеэксплуатируемая общая площадь жилых помещений
Среднеэксплуатируемая общая площадь нежилых помещений
II. Полная себестоимость содержания и ремонта, тыс. руб.
Ремонт конструктивных элементов жилых зданий, всего В том числе: - оплата труда рабочих, выполняющих ремонт конструктивных элементов жилых зданий; - отчисления на социальные нужды; - материалы; - прочие прямые расходы на ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, всего В том числе: - оплата труда рабочих, выполняющих ремонт и обслуживание внутридомового оборудования; - отчисления на социальные нужды; - материалы; - прочие прямые расходы на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования
Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий, всего В том числе: - оплата труда рабочих, занятых благоустройством и обслуживанием; - отчисления на социальные нужды; - материалы; - электроэнергия; - услуги сторонних организаций; - прочие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
Ремонтный фонд
Прочие прямые затраты, в том числе страхование имущества
Общеэксплуатационные расходы
Итого расходов на эксплуатацию
Внеэксплуатационные расходы
Всего расходов по полной себестоимости
Себестоимость содержания и ремонта 1 м2 общей площади жилья
Себестоимость содержания и ремонта 1 м2 нежилой площади
Главный бухгалтер
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Алигаджиев М.И., Мамаева У.З. Современные проблемы и перспективы развития ЖКХ в РФ. URL: http://nauchforum.ru/node/784.
2. Азарская М.А. Некоторые проблемы систематизации основных и дополнительных наказаний / Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: м-лы науч.-практ. конф. В 5 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. Ч. 3. С. 6-7.
3. Бабин В.А., Бакулевская Л.В. Генезис финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации / Развитие теории и методологии аудита: м-лы науч.-практ. семинара. Йошкар-Ола: Стринг, 2008. С. 202-208.
4. Галеженко О.Н. Проблемы функционирования ЖКХ в условиях реформирования отрасли. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.m/artide/n/proWemy-funktsionirovaniya-zhkh-v-usloviyah-reformirovaniya-otrasli.
5. Коржавина Е.Н. Особенности анализа инновационной деятельности промышленных предприятий / Современные проблемы и перспективы социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. С. 107-111.
6. Михайлиди П. Реформа ЖКХ: без саморегулирования бизнеса и самоуправления жильцов нам не обойтись. URL: http://blog.liga.net/user/mikhailidi/article/5205.aspx.
7. Моторин А.Л. Формирование внутренней отчетности о прочих доходах и расходах предприятий и методика ее анализа // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4. С.113-122.
8. Никифорова Е.В. Аналитические аспекты обоснования модернизации производственного капитала экономических субъектов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3. С. 101-106.
9. Петрова А.Н. Развитие бухгалтерской отчетности в условиях изменения запросов пользователей / Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: м-лы науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2015. С. 112-116.
10. Переверзева Л.В. и др. Выявление проблем и перспектив развития ЖКХ / Проблемы и перспективы экономики и управления: м-лы межд. науч. конф. СПб: Реноме, 2013. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/77/3962.
11. Терешина В.В. Сущность финансового анализа для принятия решений по оптимизации интересов пользователей / Актуальные проблемы экономики современной России. Йошкар-Ола: МарГУ, 2015. Т. 2. № 2. С. 160-172.
12. Щербакова Н.В. К вопросу о совершенствовании результативности проведения выездных налоговых проверок / Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2015. С. 171-176.
13. Чалдаева Л.А., Кузьменко М.Г. и др. Финансовые источники инновационной экономики: международная практика и российские реалии. М.: Московская гуманитарно-техническая академия, 2011. 168 c.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Monitoring of Economic Processes
CONTEMPORARY ISSUES OF THE HOUSING AND UTILITIES SECTOR AND THE PROSPECTS FOR ITS SOCIO-ECONOMIC AND ACCOUNTING DEVELOPMENT
Dmitrii S. SHLYCHKOV^, Ol'ga V. YANDLECHEVAb
a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation sds457@mail.ru
b Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation Shvaleva_ov@mail.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 22 November 2016 Received in revised form 16 December 2016 Accepted 19 December 2016 Available online 15 February 2017
JEL classification: C20, D21, M37, M40, O22
Keywords: housing, utilities, reform, development, accounting, calculation
Abstract
Importance The housing and utilities sector undergoes various changes in its economic development. Thus it is necessary to alter financial and business activities of organizations in the sector in terms of their accounting procedure, which involves external factors of economic development and internal local processes of production and administration. Objectives The research unveils socio-economic and accounting aspects of the development of the housing and utilities sector.
Methods The research involves the description of economic and accounting development, graphic method, and costing method.
Results The housing and utilities sector shapes a lot of aspects of the population's standards of living and economic capabilities of the State. Today the sector should move towards a contemporary development phase, and use accounting and analytical information for corporate governance. The article includes principles of setting up the system of information flows from external sources and communicating the data to ultimate users as housing and utilities services.
Conclusions and Relevance The article describes operations of organizations in the housing and utilities sector in terms of legislative regulations on economic development of management of multifamily apartment buildings. We propose methods to generate accounting data using the above processes, and items for calculating the cost of housing and utilities services. The article also presents accounting and analytical methods for housing and utilities organizations.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Aligadzhiev M.I. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya ZhKKh v RF [Modern issues and prospects of the housing and utilities sector development in the Russian Federation]. Available at: http://nauchforum.ru/node/784. (In Russ.)
2. Azarskaya M.A. [Some problems of systematization of basic and additional charges]. Innovatsionnaya nauka: proshloe, nastoyashchee, budushchee: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Innovative Science: the Past, the Present, the Future]. Ufa, AETERNA Publ., 2016, pp. 6-7.
3. Babin V.A., Bakulevskaya L.V. [Genesis of financial management and its influence on the development of the entity's financial strategy]. Razvitie teorii i metodologii audita: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Development of Theory and Methodology of Audit]. Yoshkar-Ola, String Publ., 2008, pp. 202-208.
4. Galezhenko O.N. [Issues of operations in the housing and utilities sector during its reforms]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of Volgograd State University. Global Economic Systems, 2012, no. 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-funktsionirovaniya-zhkh-v-usloviyah-reformirovaniya-otrasli. (In Russ.)
5. Korzhavina E.N. [Specifics of analyzing innovative activities of industrial enterprises]. Sovremennye problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya predpriyatii, otraslei, regionov: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Contemporary Issues and Prospects of Socio-Economic Development of Entities, Industries, Regions]. Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology Publ., 2016, pp. 107-111.
6. Mikhailidi P. Reforma ZhKKh: bez samoregulirovaniya biznesa i samoupravleniya zhil'tsov nam ne oboitis' [Reform of the housing and utilities sector: it does no go without self-regulation of business and self-governance of residents]. Available at: http://blog.liga.net/user/mikhailidi/ article /5205.aspx. (In Russ.)
7. Motorin A.L. [Internal reporting on other income and expenses of entities and methods to analyze such reports]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2015, no. 4, pp. 113-122. (In Russ.)
8. Nikiforova E.V. [Analytical aspects of the rationale for modernizing working capital of economic agents]. VestnikNGIEI = Bulletin of NGII, 2016, no. 3, pp. 101-106. (In Russ.)
9. Petrova A.N. [Development of financial reporting along with changes in users' needs]. Rynochnaya transformatsiya ekonomiki Rossii: problemy, perspektivy, puti razvitiya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Market Transformation of Russia's Economy: Issues, Prospects, Development Paths]. Yoshkar-Ola, Interregional Open Social Institute Publ., 2015, pp.112-116.
10. Pereverzeva L.V., Kazakova A.I., Kirova N.Yu., Kanunnikova A.P. [Identifying difficulties and prospects of the housing and utilities sector in the Arsen'ev city]. Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Difficulties and Prospects of Economy and Management]. St. Petersburg, Renome Publ., 2013, pp. 141-143. Available at: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/77/3962. (In Russ.)
11.Tereshina V.V. [Substance of financial analysis to make decision on optimization of users' interests]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Economy in Modern Russia]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2015, vol. 2, no. 2, pp. 160-172.
12. Shcherbakova N.V. [Improving the efficiency of field tax audits]. Rynochnaya transformatsiya ekonomiki Rossii: problemy, perspektivy, puti razvitiya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Market Transformation of Russia's Economy: Issues, Prospects, Development Paths]. Yoshkar-Ola, Interregional Open Social Institute Publ., 2015, pp. 171-176.
13.Chaldaeva L.A., Kuz'menko M.G. et al. Finansovye istochniki innovatsionnoi ekonomiki: mezhdunarodnaya praktika i rossiiskie realii [Financial sources of innovative economy: international practices and the Russian realities]. Moscow, Moscow Academy of Humanities and Technology Publ., 2011, 168 p.
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.