Научная статья на тему 'Содержание и методика самостоятельной работы студентов по дисциплине физическая культура в модульной системе обучения'

Содержание и методика самостоятельной работы студентов по дисциплине физическая культура в модульной системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречко А. С., Симон А. А.

В статье рассмотрены вопросы содержания самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «физическая культура» в системе модульного обучения, алгоритм ее построения: диагностика, программа самосовершенствования, реализация программы, контроль и анализ результатов. Предложена структура процесса физического воспитания с позиций организации СРС в системе модульного обучения. Рекомендовано для преподавателей физической культуры высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гречко А. С., Симон А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and methodic of the students self contained work on the subject of physical culture in the module system of study

There are several problems in this article which are reviewed, such as the organization of students self studying, the algorithm of its formation; the diagnostics, the program of self improvement, the programs achievement, the monitoring and the analysis of students results. Also the authors suggest the structure of the physical education from the point of view of organization the self studying process. This article is dedicated to the teachers of physical training of high schools of all types.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика самостоятельной работы студентов по дисциплине физическая культура в модульной системе обучения»

адаптации имели 26 (13 %) человек. Отсутствие студенток с хорошей и отличной оценкой работоспособности свидетельствовало о низком уровне физической подготовленности, неспособности адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Улучшение физического состояния может стать ключевым фактором в создании правильной самооценки и в повышении уверенности в себе, что обычно свойственно лидеру [3].

Заключение. Внедрение городского транспорта, интенсификация учебного процесса в вузах, способствуют психоэмоциональному напряжению, а также снижению двигательной активности и мышечных

усилий студенческой молодёжи. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальным фактором изменения психофизиологического состояния человека является тренировка как специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определённых формах, объёмах, интенсивности соизмеримых с возможностями организма.

Библиографический список

1. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодёжь и современность /Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2-72.

2. Буслаков А.П. Воспитание у студентов МИСиС готовности к здоровому образу жизни. / Зайцева Г.А., Суркова М.Ю.// Сборник научных трудов. — Казань, 2007. — С. 133.

3. Левченко У.С. Факторная структура социальной адаптации студентов. / У.С. Левченко// Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 3. — С. 26-29.

ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Статья поступила в редакцию 12.10.07 г.

© О. В. Тимофеева

УДК 378.147.88:621,3+796/799 Д. С. ГРЕЧКО

А. А. СИМОН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Тюменский государственный институт мировой экономики, управления, права

СОДЕРЖАНИЕ

И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы содержания самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «физическая культура» в системе модульного обучения, алгоритм ее построения: диагностика, программа самосовершенствования, реализация программы, контроль и анализ результатов. Предложена структура процесса физического воспитания с позиций организации СРС в системе модульного обучения. Рекомендовано для преподавателей физической культуры высшей школы.

Учебное время студентов в среднем составляет 52 — 58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 — 9 часам, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Как показали исследования М. Я. Виленского [2], суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56 — 65 %

необходимого двигательного режима, а во время экзаменов и того меньше — 39 — 46 % от минимальной нормы. Наши собственные исследования двигательного режима студентов ТГИМЭУП подтвердили эти данные. Несоответствие двигательного режима студентов гигиеническим нормам данной возрастной группы является проблемой № 1. Другим противоречием

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

является отсутствие в ГОСО выделенных на самостоятельную работу студентов часов по дисциплине «физическая культура». Хотя СРС является одним из важнейших компонентов высшего профессионального образования, в процессе которой у студентов формируются умения и навыки самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности т.е. физическая культура личности.

Следовательно, основной проблемой процесса физического воспитания студенческой молодежи является увеличение объема двигательной активности.

Одним из путей ее решения является организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «физическая культура».

Понятие «самостоятельная работа» используется в педагогической литературе в различных значениях. Но наиболее полное и близкое к нашему пониманию дает И. А. Зимняя [3], согласно которому «самостоятельная работа — это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня

ТяблацвI

Гп^«ужди» СРС

1-Й СеМЗСТр

N2 мідуля Содержания СРС Цаль Форма контроля СРС Сроки □бз-ем г. 'исах

1 И ляп рен № гіа ра vest рои зелспложса-i и я, ны ч ислан и е его ri риггар ционалпнспти | мезцдегм имдексои) On ределен № га р мин и Ч НЗСТИ зелот ложе ни я (Магистра ци п в тетради резулигазов измерений к ПЫ Ч К!лени и 1-6 педеля 2 чата

2 О предел-;! i ие проблем і м,j x зам з-елисложен и я, подбор фи зи час к и х ум раж і-ісйі-іи й и ги гиени чспк их фа к/горо г. для та кар рнкц и и Таэрвпхчв- кок обве нона нн(^ программы гармзнизации физичепкога рад пития Подбор и описание разpaSzmaнных комплектов и ги гинн и ча= ки х фа кто pan 7—12 неделя 4 часа

2, Р «зал и за ц и я рад работа нп ы х комплекс о п. И то га поз на мврввдія а и трога квпр и чсйгк их данных. Ашлил р езул I. га з~о в,ОГТрОДеЛВЯ№ зффекзипнепти са мх:'ю ятелы-юй работы Гармонизация собственного зелосгложени я Он разделен № тли чи я и величины липа мики а нтрзпонатри чні ки х гс ка за зеле й. 1 Лг-1 А неделя 12 чашп

2-й семигтр

N2 мздуля Содержа н ие СР С Цаль Форма контроля СРС Срз ки □бьем п часа х

4 И оглодана ние фун кц ИОШЛІ.І ІОІЮ ссптая ни я системы вжшшотздыхшап. П раба Ген чи □ Еф од елен ие фи з и челкой рабогсп пспйбнспти. Т етгтРуф ua-Ди ксона Ист ледени ние к и маезвти ческой чувств и талона: ти. Днматмотрш Иагледеіпа нив near т у л ярмо га аппарата. Проба Ромберга ИсглеАРіи ние нер и 1-ю-мы теч ного а ппа |м іа (тайлинг — знсз} Изучен ие фу і-ікц ионалпн ы х ПОЗ МПЖ ІІОСЗЄИ о рга ПИЛ St3 Резулизаты ИССЛ£ВДрНа Н ИЙ и оцен ка |за пис и п зетради) 1-6 незделя 4 часа

5 Разработка комгілексоп физичетких у 11 раж ннн и й го улуч імен инп фун кц и о l-Є Л M-І и X поз мпж нефтей орга н из ма Теороти чопка я разработка програ мми гоны те пи я фун к ционалин ы х поз мпж нспзкй о рга низ т За пис п п зетради ко милкеє п ф из и чяг ки х угі раж №Н и Й і напрашченних на улучіиение функциональных сигтам ор га низ № 7—12 неделя 4 часа

б Реализация разрабшанних комплексен. Итоговое измерен № фун кц ионалш ы х ноз мпж и се той. Анализ результатов, on ределен № эффекти иности са мпсто я чел um й работы Попы те ние фун к ционалин ы х поз мпж ноезей о рга низ ма OnpsAa^i-ws налтия и воли ч ин ы ди на ми ки показателей функ ционалы-сго сспзоя н и я ор га низ № 1 Лг-1 А неделя 12 часоп

Д-Й СЄМЄСТР

№ мэдуля Содержал ие С Р С Цолп Форш контроля СРС Сроки Объем п часах

7 Измеран ие соЁпзпен 1-І ы х с ко ргпзгіо-с илоны X с п аго б и car тай Изучение уронн я раз нити я с к о рос тип-с ИЛОНЫ X сп от об н от та й Регистрация: резулі.знзон в зетради. С ра внезн ие с контролины м и нормати нам и 1-6 надел я 2 часа

Л Разработка комп.Ч£Ксон физических упражнений с ко р от тн о-сило пой на пра плен near ти Тео реги час кое О6сп нова 1-і иез программы развития с к о рос тип-с иловой гадготовлен і ех: ти □пісйнив разработанпых ком гілексоп и ги гиени чес ки X факзшрпп в зетради 7—12 невделя 4 часа

0 Реализация разрабтннных комп/ексоп. Изогоной измерение.Анализ резулпівтон, определении зффектиннепти самэгзоятелы-ой работы Повышен ие уровня развития ск. о рост из-с ИЛОНЫ X СП саг об н саг зе й Регистрация: резулпзазов итогапого №мврвн№, оценка эф фаз кт и в плети СР в зетради 1 Лг—І й педеля 12 часов

N2 мэдуля Содержа иийа СРС Цадь Фарма контрили СРС Сроки 05шм г. часах

10. Помарам ие соёегтпёем и ы х пшкв-залэтинй гк£5 катти Млучаниа показателей гИб кисти Рагислрал и и ралудитвло а плат ради 1—3 издали 2 часа

Галрабопиэ ко мллаксо в фили чес ки х уп раж нанин на правдам м и х на рал витиа гибкссти: Тсо рати чех: коа с&зс мопа н иа программы развития гйбкссти Оп ига н иа рал работа н ны х плот ради 4-—С5 недоля 4 часа

11. Рсилила ии п рал раб ты и выжка мллаксо п. Низ га нею! и л марам и а. А пыли л р&лулилвлии, оп радален иа эффакти иное:™ са м=сло я лады юй работы Повышенна уровня {зал нити и гйбкссти Рагисграц и я результата и итогового № мс^зезн та, оценка лффакти внехгги С Р в люгрвди 7-3 падал я 6 чаши

И л марин ивсс&твшпшх п о кала пала й к норд и на циан н ы х с псхзлбмсслай Млучаниа уропм я рал пити и кссзрди Ш Ц №3 МП Ы X с пот Об и от лай Регислроц ин релудьлвло а плат ради 10-12 надаля 2 часа

12 Разработка ка мллаксо в фили чес: ки х уп раж мани й, «апрд планмых на ралшгггиа каирди на циан н ы х с поли б мне: лай Тот- рати час коа абог мопа н иа программы развития ксорди лмшнних слсссбнсслай □пкга ниа рал работа н мы х ком плакс он № лшради 13-15 1 кде-лм 4 часа

Реи ли л а ни я рол раб ты м н и х ко мллаксо п. И логанов илмарамиа. Анвдил рсАлудилнгап, оп радален ие эффакти вности са м=сло иледы-ой работы Папы шен иа уровня рал витии кссзрди Ш Ц №3 МП Ы X слсатЬбнотлей Рагистрол ин: релудьлвло а итогоиога ил мир октан и: оцанка лффакти ш-атт и СР плат ради 1 6—1 й 1 ЕДСЛМ 6 чага»

5-й СаМОСТр

№ модуля Содержание СРС Цоль Форма контроля СРС С р:ж и Обьем в часах

13 Млмараииа покялалалей обитай и специальной аы на: ли шгпти Опроделан иа слапани фил и чет: кой гад галоп га нм сэтти и: кси шлииаго гюгрнблам и я кислорода. Регистрация результатов платради 1 -6 падали 2 часа

14 Рал работка ком плаксав физи час к.и х упражнений 1 ыпраш^ппих на ралвитга пы нссли вссти Тяорети час к о» Обос 1-сз па ниа программы ралвития ВЫ НССЛИЖЗГТИ Оп иса п иа рал робота п пы х комплаксопи ги гиан ичезт ки х фа ктарз п в ют ради 7-12 надели 4 часа

15 Реял и ля и ия рал работа н ны х комплексов Итоговоа илмараниа. Аналил ралудьтдтоп, ап разделение лффактивнссти аамсслоялюльмай работы Попы шамиа у |з::<пп я рал вити я пы мсзтливсатти Рагистра ци я результата в итогопот илмаранин и<::>1К:пш эффакти анссти СР и тетради 13-1 й недели 6 часов

6-й самистр

№ модуля Соднрхв ПИ С: С Р С Цель Форма контроля СРС С!р::<ки О бьем в часах

16 Рас чатлалрат и наступления энергии, йбала ней рапа ныссти пилы пин 1 гарядка Илу чан иа раж и ма и илв ни я, а го охзтватстпие дпи палелы-о му ражи му Хронометраж рабочего дня иссстювлание таблицы кала ри йнссти иилания 1 —6 НСЗДС2ЛЯ 2 часа

17 Сссгавчзмиа прафассиограммы спациалынссти. Ралработка комплекса пфил ичсэтки х упражнений ППФП. Подбор видавс порта Илу чен иа пгрофессиогра мм ы, сопсатла влониа и ндивидуали-1 ы х вол шж ногтей и лребопа ни й п ро фаг си и За лис: ь п лот ради: оспавп ыа рабочие полы:, тр^Еопания, п рсйдт.и плнамыа к :пс таомзлор 11ы м фу та ци я м, двигалалиный ражш 7-12 нцдоля 4 часа

1й Ралработка комплекса п фи л ичаски х упраж пени й и ги гиани чек: ки х п |х:ч 1сздур, 1 ы п ра вча нныхна п р::ф ила кти ку п росту да ыхи 1 трсфасс ни 1 калины х заболзпа м и й П/рофилокти КВ п |хзф-ассио налы-1 ы х и п рсплудны х забодана н и й За пи с и п лат рад и: комплекс ы п рзфилокти чс«: ки х у праж мани й и г и гиани час ки х прл 1к-дур 13—1 й надаля 6 часов

самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Вопросам совершенствования СРС по дисциплине «физическая культура» посвящены работы Р. А. Белова [1], в. А. Зиновьева [4], Л. И. Лубышевой [6] и др. Авторы отмечают, что продуктивная самостоятельная работа студентов складывается из оптимизации

объема двигательной активности, подбора методик и видов ее проведения, планирования и организации, объективного контроля.

По форме организация самостоятельной работы студентов различают аудиторную (самостоятельная работа на лекциях и в процессе проведения методикопрактических, учебно-тренировочных занятий) и внеаудиторную (самостоятельная работа вне учебных занятий) [7]. Наибольший интерес представляет, на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

наш взгляд, внеаудиторная работа, построенная в соответствии с модульной системой обучения.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса предполагает: структуризацию содержания обучения на обособленные элементы, цельность и завершенность построения учебных единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Каждый студент достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей с реализацией обратной связи. Модульная система обучения в качестве одной из основных целей преследует формирование у студентов навыков самообразования [9].

В ходе предварительного эксперимента и по данным авторов [5] мы установили, что оптимальной является продолжительность одного модуля — 6 недель, что соответствует продолжительности одного мезо-цикла. Дисциплина «физическая культура» преподается в течение 6 семестров. Таким образом, общее количество модулей — 18. Мы предположили, что СРС, разбитая на 18 модулей (табл. 1), повысит эффективность процесса физического воспитания, что, в первую очередь, отразится на:

• увеличении двигательного режима студентов;

• совершенствовании собственного телосложения, адекватности его самооценки;

• повышении работоспособности функциональных систем организма;

• увеличении уровня развития двигательных способностей;

• увеличении объема теоретических знаний.

Промежуточный, текущий и итоговый контроль осуществляется по выполнению всех зачетных требований, важнейшим из которых является выполнение СРС.

Содержание СРС выстроено по следующему алгоритму: изучение собственных возможностей и способностей, разработка программ самосовершенствования, реализация программ и анализ результатов.

Структура процесса физического воспитания с позиций организации СРС представляется нам следующей.

Модульное обучение происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Предполагает многократно повторяющуюся учебную деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуальном уровне сложности [9]. В теории спортивной тренировки такие повторяющиеся циклы занятий известны как макроцикл, мезо-цикл, микроцикл. Поэтому считаем возможным использование положений теории спорта в учебном процессе физического воспитания студентов. Макроцикл в учебном процессе охватывает весь период обучения в вузе и ставит своей целью формирование физической культуры личности. Состоит из 3 повторяющихся мезоциклов (рис. 1).

Мезоцикл представляет собой относительно целостный этап учебного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель [8]. Построение процесса физического воспитания на основе мезоциклов позволяет систематизировать учебно-тренировочный процесс в соответствии с содержанием СРС. В спортивной литературе различают втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные мезоциклы [8].

Поскольку конечная цель процесса физического воспитания отличается от целей спортивной тренировки, следовательно, мы предполагаем, что основными мезоциклами в учебном процессе будут являться диагностический, программный и тренировочный мезоциклы. Все мезоциклы характеризуются разнообразием средств, широким использованием теоретических и методико-практических занятий.

В диагностических мезоциклах проводится изучение собственных возможностей, способностей студента. На основе полученных теоретических знаний, методических рекомендаций студенты проводят необходимые измерения. Анализируя полученные результаты определяют цель и направления дальнейшего совершенствования. Параллельно на занятиях формируется соответствующая мотивация (рис. 2).

Программные мезоциклы ставят своей целью формирование концептуальной модели, подбор средств и методов воздействия, полной программы самосовершенствования (рис. 3).

Тренировочные мезоциклы включают реализацию разработанной на предыдущем этапе программы самосовершенствования. Проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма занимающихся, воспитанию физических качеств, коррекции антропометрических показателей, профессионально-прикладной подготовке, профилактике заболеваний (рис. 4).

Сочетание и содержание микроциклов в мезоцик-лах во многом зависят от типа мезоцикла. В спортивной литературе различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные. В учебном процессе, в связи с отсутствием компонента соревнований, классификация микроциклов может быть следу-

ющей: мотивационные, теоретико-методические, диагностические, программные, тренировочные, контрольные.

Мотивационные микроциклы включают в себя формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, т.е. формирование мотивов (познавательные, социальные), формирование целеполагания, положительных эмоций. Ими начинается каждый мезоцикл. Эти микроциклы отличаются относительно невысокой суммарной нагрузкой по отношению к нагрузке последующих микроциклов.

Теоретико-методические микроциклы. Основным содержанием является усвоение теоретических знаний, методических рекомендаций, составление плана выполнения СР. Отличаются большим объемом теоретических и методико-практических составляющих занятий. Физическая нагрузка также невысокая.

Диагностические микроциклы направлены на формирование у студентов умений исследования собственных способностей и возможностей. В течение занятий и самостоятельно студенты выполняют исследования, анализируют полученные результаты.

Программные микроциклы включают в себя составление программы достижения дидактических целей (самосовершенствования).

Тренировочные микроциклы направлены на выполнение программы самосовершенствования. Отличаются большим суммарным объемом самостоятельной физкультурно-оздоровительной работы. Их основной задачей является достижение поставленных дидактических целей: оптимизация физического развития, ППФП, профилактика заболеваемости.

Контрольные микроциклы завершают мезоцикл и включают в себя анализ результатов самостоятельной работы, подготовку и защиту самостоятельной работы.

Эксперимент по внедрению СРС проводился в течение 2005/06 учебного года в Тюменском государственном институте мировой экономики, управления, права. Экспериментальные группы выбирались методом случайных чисел и составили 12 групп (по 4 группы на каждом курсе). Количество студентов, обучающихся по экспериментальной программе, составило 336 человека (215 девушек и 121 юношей). До эксперимента выборка была однородной. В статье мы обсудим данные, достоверные на уровне Р < 0,05.

В результате в экспериментальной группе (рис. 5) статистически достоверно увеличился двигательный режим студентов с 3, 2 до 4, 4 (в часах в неделю).

Наибольшая статистически значимая положительная динамика у студентов экспериментальной группы прослеживается в показателях телосложения. В частности у девушек значительно уменьшились обхват-ные размеры талии, а у юношей увеличились окружности плеча и грудной клетки (рис. 6).

У студентов экспериментальной группы достоверно изменилась самооценка собственного телосложения, функциональных возможностей. Эта самооценка стала более критичной, адекватной, аналитичной и информационной. Так, до эксперимента 86 % студентов контрольной и экспериментальной групп считали, что физическое развитие у них хорошее и ничего изменять не надо. После эксперимента 94 % студентов экспериментальной группы отметили в анкетах, что необходимо изменить некоторые параметры телосложения и режим питания, повысить уровень функциональных возможностей. В контрольной группе, несмотря на дисгармоничные показатели физического развития, число студентов, считающих необходимым самосовершенствоваться, не изменилось.

Показатели функциональных систем студентов экспериментальной и контрольной групп не имеют статистически достоверных различий, что говорит о недостаточности времени для положительных физиологических сдвигов.

Уровень развития двигательных способностей студентов экспериментальной группы повысился по сравнению с контрольной группой. Так, силовые способности (рис. 7) у юношей в экспериментальной группе увеличились в подтягивании с 7,8 до 10, 2 раза.

Уровень теоретических знаний студентов экспериментальной группы оказался достоверно выше, что связано с самостоятельным поиском информации, ее актуализацией и практическим использованием.

Таким образом, самостоятельная работа студентов, организованная по модульной системе обучения и включающая в себя самоизучение, составление программ самосовершенствования и их реализацию, приводит к следующим результатам:

• увеличение объема двигательной активности студентов;

• положительная динамика параметров телосложения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самооценка собственного физического развития становится адекватной, информативной и аналитичной;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

• прирост уровня развития двигательных способностей;

• статистически достоверно увеличился объем двигательной активности студентов.

Библиографический список

1. Белов Р.А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой. — Киев: Выща школа, 1988. — 208 с.

2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов: учебное пособие. — М.: МНЭПУ, 1995. — 96 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 125 с.

4. Зиновьев В.А. Методика самостоятельных занятий студентов старших курсов. Автореферат диссертации канд. пед. наук. — М., 1990. - 18 с.

5. Коробова Н.Ю. Модульно-рейтинговая система обучения высшей математике в вузе. Автореферат диссертации канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000. — 21 с.

6. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Оптимизация самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов вузов // Медико-биологические и социально-педагогические проблемы массовой физической культуры: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ.

конф. 22-23 июня 1989 г. — Новосибирск, 1989. — С. 50-51.

7. Манжелей И.В., Молодкин А.Г. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «физическая культура»: учебно-методическое пособие. — Тюмень:ТГУ, 2006. — 81 с.

8. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев: Олимпийская литература, 1998. — 583 с.

9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения. - М.: «Новая школа», 1997. — 224 с.

ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета теории и методики физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

СИМОН Александр Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права.

Статья поступила в редакцию 20.12.07 г.

© А. С. Гречко, А. А. Симон

УДК 378 4 Л. Г. ХАРИТОНОВА

Н. А. ЛУКЬЯНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ПРОГРАММА

ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100103 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»______________________________

Переход России к рыночным отношениям и усиление конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг привели к формированию на современном этапе новых профессионально важных качеств специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма. В статье представлена оценка сформированности профессионально важных качеств у студентов 1-го курса физкультурного вуза специальности 100103 «Социальнокультурный сервис и туризм».

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в сфере туризма занято 212 млн чел., или 10,6 % от общих показателей занятости в мире. Туризм — это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, крупнейшая индустрия мира. Более точно туризм можно определить как науку, искусство и бизнес по привлечению туристов и орга-

низации их перевозки, проживания, а также созданию условий для лучшего удовлетворения их потребностей и запросов.

Всемирный совет по путешествиям и туризму определил Россию в число туристических держав со стабильными показателями роста. По их оценке, в настоящее время туризм в России предоставляет более 5 млн рабочих мест, предполагается, что в 2015 году на туристов в России будет работать уже 6,4 млн человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.