Научная статья на тему 'Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура»'

Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / PHYSICAL EDUCATION / ACADEMIC DISCIPLINE / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / MODULAR APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Грязева Елена Дмитриевна

Рассмотрены особенности реализации модульного обучения в условиях вуза. Кратко представлен программный материал изучения теоретико-методических основ дисциплины «Физическая культура», на основе модульного структурирования ее содержательной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Грязева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR STRUCTURIZATION THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONTENT OF DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION"

Features of realization of modular training in terms of high school. Program material is summarized study theoretical and methodological foundations of the discipline "Physical Education", based on its modular structure the content part.

Текст научной работы на тему «Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура»»

Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., Заслуженный тренер РФ, kiekpaevaov@susu.ac.ru, Россия, г. Челябинск, Южно-уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),

Шайхетдинов Рашит Гильметтинович, преп., kiekpaevaov@susu.ac.ru, Россия, г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

MANAGEMENT OF DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL EXERCISES AT MILITARY FACULTY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

V.A. Gromov, R.G. Shaykhetdinov

Questions of use of achievements of the advanced pedagogical technologies on discipline "Physical culture" in a complex with military training for increase of professional applied readiness are considered. The organization and technique of carrying out complex occupations has to bear lines of modular two-level creation of process of development of a training material on interests, personal planning of the wave network schedule, introduction of means of increase of activity of the student.

Key words: physical culture, continuity, military training, training modules, professional and applied skills.

Gromov Victor Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Honored trainer of the Russian Federation, kiekpaevaov@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural state university (national research university),

Shaykhetdinov Rashit Gilmettinovich, teacher, kiekpaevaov@susu.ac. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural state university (national research university)

УДК 796.011

МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева

Рассмотрены особенности реализации модульного обучения в условиях вуза. Кратко представлен программный материал изучения теоретико-методических основ дисциплины «Физическая культура», на основе модульного структурирования ее содержательной части.

Ключевые слова: физическая культура, учебная дисциплина, теоретикометодические основы, модульный подход.

На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний основ здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ,

проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи приобретает все большую актуальность [3].

Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов повлекли за собой усложнение учебных программ обучения, их интенсификацию, увеличило число раздражителей, постоянно воздействующих на организм школьников и студентов. Интенсивный умственный труд учащихся при минимальных затратах физических усилий сопровождается неуклонным снижением их двигательной активности и, вместе с другими неблагоприятными факторами, угрожает их здоровью и общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В значительной мере из-за недостаточной двигательной активности процесс адаптации учащейся молодежи к среде обучения протекает медленно и болезненно, вызывая у них нервно-психические срывы и разнообразные расстройства функциональных систем [4].

Проблема охраны здоровья подрастающего поколения, ее социальные, медицинские, педагогические, психологические аспекты приобрели государственное значение и требуют дополнительной активизации поиска новых эффективных направлений в разработке здоровьесберегающих технологий [11] .

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи в образовательной среде решается посредством включения в перечень обязательных учебных дисциплин Федерального компонента предмета «Физическая культура». Примерные программы по данной дисциплине разрабатываются с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре. Примерная программа отражает требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предполагает внесение изменений, в соответствии с регионально-территориальными, социокультурными, климатическими факторами, а также особенностями подготовки профессиональных кадров [2, 8, 10, 11].

Процесс изучения дисциплины «Физическая культура» направлен, прежде всего, на формирование такой компетенций, как владение методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности [1, 5, 9].

В результате изучения дисциплины студент должен знать научнопрактические основы физической культуры и здорового образа жизни. Уметь использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавра и специалиста, общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура» составляет 2 зачетные единицы (400 академических часов)

На освоение учебно-программного материала дисциплины рекомендуется придерживаться следующего распределения аудиторных занятий:

• лекции - 18 часов;

• методико-практические занятия - 22 часа;

• практические занятия - 360 часов.

На наш взгляд, для создания гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации необходимо использование модульного подхода к обучению, который предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью.

Цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса. В практике обучения цели часто формулируются расплывчато и декларативно, заменяются содержанием программного материала дисциплины, как правило, акцентируется внимание на познавательных и операционных целях [7].

Реализация познавательных целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала. Информационный материал модулей формируется по гносеологическому признаку, то есть вокруг базовых понятий и методов учебной дисциплины. Модульные программы познавательного типа разрабатываются с целью формирования системы фундаментальных знаний обучающихся.

Реализация операционных целей обеспечивается практической частью учебного содержания и предполагает формирование умений и навыков обучающихся. Содержание модуля формируется по функциональному признаку, то есть вокруг функций, способов, приемов познавательной и (или) профессиональной деятельности. Модульные программы операционного типа разрабатываются чаще всего для профессиональной подготовки специалистов [6].

Отличительными особенностями модульного обучения являются: обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях; четкая

структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения; вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся [7].

В теории модульного обучения существует ряд мнений о терминологическом представлении модуля. Нами за основу взято определение, в котором модуль рассматривается как организационнометодическая структурная единица в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Реализация модульного подхода показывает, что целесообразно модуль обучения представлять в сжатом виде, в компактной и удобной для усвоения форме.

Программа обучения теоретико-методическим основам физической культуры включает 3 модуля: теоретический, методико-практический и контрольный.

Теоретический модуль дисциплины «Физическая культура» предполагает изучение 6 тематик:

1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента - 2 часа.

2. Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания -6 часов.

3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности -2 часа.

4. Физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе - 4 часа.

5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий - 2 часа.

6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов -2 часа.

Методико-практический модуль дисциплины ориентирован на изучение:

• методики проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда - 2 часа.

• средств и методов мышечной релаксации в спорте; основ методики самомассажа; оценки двигательной активности и суточных энергетических затрат - 6 часов.

• методов оценки уровня здоровья; методов самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) - 4 часа.

• методов регулирования психоэмоционального состояния; методики самооценки уровня и динамики общей и специальной

физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений или системе физических упражнений; методики проведения учебно-тренировочного занятия - 4 часа.

• методов оценки и коррекции осанки и телосложения; методов самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности - 4 часа.

• методик самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки; методик эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание) -2 часа.

Модуль самоконтроля теоретической подготовленности направлен на проверку реальных знаний по теоретико-методическим основам физической культуры и задействуется в конце каждого семестра. Контрольные вопросы к тестовым заданиям разрабатываются в соответствии с тематикой и содержанием учебного материала.

Таким образом, рассматривая модуль как организационнометодическую структурную единицу учебной дисциплины, учитывая требования основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов в области физической культуре, нами предложена модульная компоновка теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура». Модульное структурирование позволяет представить учебный материал в детализированном и компактном виде, удобном для формирования теоретико-методических знаний у обучающихся, создавая базис для эффективного формирования должной общекультурной компетенции.

Список литературы

1. Грязев М.В., Егоров В.Н., Попов Э.М. Физическая культура: обязательный минимум знаний: учеб. пособие для вузов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 134 с.

2. Грязева Е.Д., Егоров В.Н., Лотарев А.Н. Базовый курс теоретической подготовки студентов по физической культуре: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 192 с.

3. Егоров В.Н. Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи // Известия ТулГУ. Серия: Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. C. 49-55.

4. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. C. 32-37.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2008. 366 с.

6. Крылова Г.В. Модульное обучение как фактор повышения

эффективности учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. ...канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 236 с.

7. Насырова Э.Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредитно-зачетных единиц // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 6.

С. 18-20.

8. Примерная программа дисциплины физическая культура /

Координационный совет учебно-методических объединений и научнометодических советов Высшей школы. URL: http://www.fgosvo.ru/

uploadfiles/ppd/20110323164024.pdf (дата обращения: 25.05.2014).

9. Примерная программа дисциплины физическая культура /

Министерство образования Российской Федерации, 2000. URL: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.02.htm (дата обращения: 22.05.2014).

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx? 1646176 / сайт Президента России (дата обращения: 21.05.2014).

11. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения:

22.05.2014).

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., EgorovW@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, ed.sryazeva@gmaii.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MODULAR STRUCTURIZATION THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONTENT

OF DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION"

V.N. Egorov, E.D. Gryazeva

Features of realization of modular training in terms of high school. Program material is summarized study theoretical and methodological foundations of the discipline "Physical Education", based on its modular structure the content part.

Key words: physical education, academic discipline, theoretical and methodological foundations, modular approach.

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, E2orovW@maU.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair,

ed.sryazeva@,smaii.com, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.