Научная статья на тему 'Содержание и компетентностная технология обучения основам религиоведения студентов - будущих специалистов по связям с общественностью'

Содержание и компетентностная технология обучения основам религиоведения студентов - будущих специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридина В. В.

В данной статье показана необходимость преподавания дисциплины «Религиоведение» для студентов будущих специалистов по связям с общественностью. Излагаются принципы отбора содержания и основные модули дисциплины, приводятся примеры проведения учебных занятий по религиоведению. Особое внимание уделено рассмотрению сущности компетентностного похода и проектированию модели формирования профессиональных религиоведческих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и компетентностная технология обучения основам религиоведения студентов - будущих специалистов по связям с общественностью»

Инновационные педагогические технологии

УДК 37.014.522 В.В. Гридина

СОДЕРЖАНИЕ И КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В данной статье показана необходимость преподавания дисциплины «Религиоведение» для студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Излагаются принципы отбора содержания и основные модули дисциплины, приводятся примеры проведения учебных занятий по религиоведению. Особое внимание уделено рассмотрению сущности компетентностного похода и проектированию модели формирования профессиональных религиоведческих компетенций.

В последнее десятилетие в системе образования произошли глубокие изменения, направленные на повышение качества подготовки специалистов. Особенно серьезно стоит вопрос о соответствии отечественного образования европейской образовательной системе. Одной из важнейших задач образования является формирование специалиста, способного трудоустроиться и успешно работать по выбранной специальности. Основной задачей вуза является обучение будущих специалистов самостоятельно мыслить, уметь критически оценивать происходящие события и выносить взвешенные и рациональные решения.

С развитием рыночных отношений и ростом конкуренции спрос на специалистов по связям с общественностью в современном российском обществе постоянно повышается.

РЯ-специалисты востребованы в общественно-политической, международной, некоммерческой сферах, успешно занимаются рекламной деятельностью, взаимодействуют со средствами массовой информации, находят точки приложения своих сил в научной, культурной, образовательной и других областях. Квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение знаниями и навыками, необходимыми для работы в области межкультурной и межконфессиональной коммуникации, в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации.

Согласно образовательному стандарту специальности «Связи с общественностью» выпускник на основе полученных знаний должен уметь изучать и вырабатывать соответствующие рекомендации по процессам, происходящим во внутриполитической и международной жизни, межнациональным, межэтническим и религиозным вопросам. РЯ-специалист должен знать положения важнейших международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций, регламентирующих деятельность в области международной информации, гуманитарного, религиозного и культурного сотрудничества, уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи с государственными и общественными структурами, партиями и движениями, в том числе религиозными; владеть навыками работы в кризисных ситуациях; постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение.

Разносторонняя деятельность специалиста по связям с общественностью предполагает умение грамотно вести беседу с человеком, уважительно относиться к его жизненным и религиозным позициям.

Формирование этических принципов, выработка ценностных ориентиров развития связей с общественностью, обоснование необходимости социальной ответственности - обязательные требования подготовки специалиста по связям с общественностью в высшем учебном заведении.

Учебная дисциплина «Религиоведение» направлена не только на формирование базовых представлений о мировых религиозных системах и системы нравственных и духовных ценностей существующих религий, но и на воспитание в студентах таких качеств, как терпимость к инакомыслию, понимание и толерантность в общении. Преподавание религиоведения призвано воспитать у студентов уважение к чувствам и религиозным убеждениям других людей, что поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности при взаимоотношениях с представителями различных религиозных конфессий. Кроме того, религиоведческие знания помогут будущему специалисту критически оценивать информацию о религиозных проблемах современности, о месте и роли религии в обществе. Курс религиоведения не только познакомит студентов с мировыми и национальными религиями, но и учит их понимать поступки, совершенные людьми, относящими себя к той или иной религиозной группе.

Сегодня многие преподаватели сталкиваются с проблемой содержательной части курса религиоведения. Это связано с нехваткой профессиональных кадров в данной области. С учетом необходимости квалифицированного подхода к решению данной проблемы в России было создано несколько научных сообществ, ставящих своей целью распространение религиоведческих знаний на высоком профессиональном и научном уровне. Одним из таких сообществ является Московское религиоведческое общество. Оно основано в 2004 г. на базе семинара по религиоведческой проблематике, учрежденного студентами кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кроме того, на территории РФ успешно действует Центр религиоведческих исследований «Этна» (Санкт-Петербург), Научное общество «Традиции Востока» (Санкт-Петербург), на Украине

- ассоциация МАР (Молодежная Ассоциация Религиоведов Украины). В 2006 г. при МГУ было создано Российское сообщество преподавателей религиоведения (РСПР). Сообщество разрабатывает предложения по структуре и содержанию основных образовательных программ в области религиоведения, проводит экспертизу учебнометодической документации для обеспечения подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, координирует деятельность преподавателей религиоведческих дисциплин в РФ, разрабатывает основополагающие документы, определяющие государственную политику в сфере религиоведческого образования (примерные учебные планы, программы курсов), содействует внедрению новых методик в учебный процесс и популяризации передовых методов в преподавании.

По словам декана философского факультета МГУ, доктора философии, профессора Владимира Миронова, религиоведение - это "надконфессиональное изучение религии", поэтому при отборе содержательной части учебной дисциплины необходимо учитывать ряд условий.

Во-первых, курс религиоведения не может быть использован для пропаганды атеистических или богословских знаний. Вместе с тем он знакомит студентов со всеми существующими альтернативами религиозных взглядов.

Во-вторых, среди студентов, обучающихся по данной дисциплине, встречается немало исповедующих ту или иную религиозную систему. Это необходимо учитывать при подготовке преподавателя к занятиям по курсу. Его отношение к обучаемым должно быть максимально корректным в религиозном плане, поскольку преподаватель - это пример для студенческой аудитории.

В-третьих, содержание дисциплины должно включать творческие задания, работу в небольших группах, выступление групп с аргументированной позицией, анализ основных положений той или иной религии и изучение священных текстов. Будущая трудовая деятельность специалиста по связям с общественностью может включать проведение деловых встреч с представителями различных религиозных конфессий и подготовку фуршетных столов для гостей. Особенно это касается подготовки делового обеда для представителей иудаизма, православия во время поста. Поэтому целесообразно на семинарских занятиях подробно остановиться на практических примерах и составлении программы подобных встреч.

Рабочая программа по религиоведению также должна содержать дискуссионные вопросы по межконфессиональным отношениям, экуменическим процессам, роли религии в жизни человека и общества.

Содержание рабочей программы по религиоведению автором было поделено на несколько логических блоков-модулей в соответствии с образовательным стандартом специальности (рис. 1). Широкие возможности в преподавании религиоведения связаны с тем, что на аудиторный курс дисциплины отводится 96 часов. Это позволяет достаточно глубоко и полно освоить дисциплину и закрепить полученные знания.

Заключительное место в изучении дисциплины неслучайно отведено нетрадиционным религиозным объединениям. Чтобы уметь самостоятельно отличать нетрадиционное учение от традиционной религиозной организации, необходимо знать основные принципы и каноны национальных и мировых религий.

Каждый модуль включает в себя лекции, практические занятия, вопросы для самостоятельного изучения. По окончании каждого модуля следует проводить контрольные работы или тестирование. Это позволит вовремя отслеживать затруднения в понимании тех или иных тем курса и корректировать их последующее осмысление. Поскольку студенты изучают и анализируют учения национальных и мировых религий, целесообразно по окончании лекций (по конкретной теме) вводить в учебный курс посещение культовых мест с экскурсией. Например, после рассмотрения лекций по иудаизму можно посетить синагогу и ответить на все вопросы студентов на конкретном месте отправления культа. При изучении христианства можно провести экскурсии в православном храме, католическом костеле и лютеранской кирхе, а при изучении ислама посетить мечеть. Кроме того, для наиболее полного закрепления знаний по учебной тематике эффективным и интересным будет показ учебных и документальных видеофильмов, прослушивание национальных и религиозных песнопений (богослужебное православное, григорианское пение, тексты сур из Корана, тексты мантр, еврейские тексты молитв в музыкальной обработке).

В качестве примера можно взять за основу следующие видеоматериалы: по буддизму - фильм Б. Бертолуччи «Маленький Будда», документальный фильм о тибетском буддизме «Непал-Тибет», документальный фильм «Кумари - девочка-богиня»; по исламу - документальный фильм «Сема - танец для бога» о суфизме, видеофильмы «Мекка», «Кааба», аудиоматериалы «Основы исламской веры и намаз»; по православию - видеоматериалы «Паломничество в вечный город», «Монастыри Афона», «Чудо веры», «Чудеса Иисуса», аудио о православной иконе «Лики, смотрящие в души» и энциклопедия «История христианской церкви»; по протестантизму - видеофильм «Лютер», серия аудиокассет «Катехизис»; по НРО - документальные видеофильмы «Сеты в законе», «Религиозные секты: журналистское расследование», «Империя преподобного Муна» и другие материалы.

Преподавание курса «Религиоведение» должно носить исследовательский характер. Студенты, изучающие эту дисциплину, знакомясь со священными текстами

различных мировых конфессий и работами исследователей и критиков, имеют возможность сформировать собственное представление о деятельности религиозных организаций. На практических занятиях студенты знакомятся со священными текстами «Трипитаки», джатак, Библии, Корана, Торы и других книг и анализируют их.

Наиболее предпочтительным в преподавании данной дисциплины видится ком-петентностный подход, позволяющий не только сформировать основные знания и умения по дисциплине, но и успешно применять их на практике, когда они могут быть востребованы. Компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена демократического общества.

В свете происходящих изменений в социально-экономических отношениях ком-петентностный подход в образовании стал главным направлением стратегии государственной политики стран Европейского союза и России.

Принято считать, что компетентностный подход зародился в США. Одной из первых публикаций, рассматривавших данную проблематику, была статья D. McClelland "Тестировать компетентность, а не интеллект", вышедшая в 1973 г. Однако не в Америке, а в Великобритании концепция компетентностно-ориентированного образования с 1986 г. была положена в основу национальной системы квалификационных стандартов и получила официальную поддержку правительства.

Проблема компетентности в вопросах управления образовательной деятельностью - одна из наиболее сложных проблем. Темы компетентности и профессионализма освещаются в работах А.Г. Бермуса, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, Н.В. Кузьминой, И.Ф. Исаева, А.К. Марковой, В.И. Местечкина, В.В. Серикова, Л.М. Сухоруковой, А.В. Хуторского и других ученых-педагогов.

С середины 80-х годов компетентностно-ориентированное образование стало широко распространяться в системах образования Австралии, Великобритании, Финляндии, Австрии, США, Канады, Нидерландов и т.д. Среди причин, побудивших правительства этих стран обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, можно отметить следующие: требование работодателей к подготовке кадров, способных максимально быстро и квалифицированно работать по специальности; необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию средствами эффективной профессионализации; создание основы для взаимопризна-ния профессиональных сертификатов выпускников в рамках создания единого европейского образовательного пространства.

В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной «Программе модернизации российского образования до 2010 года» и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, в том числе - в компе-тентностном подходе к профессиональному образованию.

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" и "компетентность". Понятия "компетентность" и "компетенция" трактуются по-разному. Словарь иностранных слов объясняет понятие "компетентный" как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - со-

ответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняющими понятиями.

Понятие «компетентности», согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», «... включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Таким образом, компетентность - способность студента успешно выполнять различные виды деятельности, сформированные в виде знаний, умений и навыков при обучении конкретной работе.

В большинстве зарубежных исследований, появившихся в последние 5-7 лет (Cl. Beelisle, M. Linard, B. Rey, G. LeBooterrf, L. Turkal, N. Guignon, M. Joras и др.), понятие "компетенция" толкуется не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действия.

Компетенции - это характеристики, благодаря которым достигается высокая результативность в той или иной деятельности. В них интегрированы умения, личностные характеристики, мотивация. Главная их особенность - они проявляются в поведении и поэтому легко поддаются изучению и измерению.

Ключевые профессиональные компетенции - это способности работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной деятельности и не зависят от профессии или специальности. Ими должен обладать каждый член общества, они универсальны и применимы в самых различных ситуациях.

Все компетенции Еврокомиссия рекомендовала разделить на два вида: универсальные (межличностные, социальные, межкультурные) и профессиональные.

В. Хутмахер в своем докладе приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Это следующие компетенции: «... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение -resurgence) расизма и ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

В формировании компетенций важную роль играет каждая учебная дисциплина, поскольку она формирует собственные компетенции, а в комплексе с другими дисциплинами закрепляет их у студентов. На формирование компетенций влияют многие факторы. Это и интерес к дисциплине, осознание необходимости получаемых знаний в дальнейшей трудовой деятельности, среда вуза, применение эффективных образовательных технологий, самостоятельная работа студента.

Основными компонентами религиоведческой компетенции являются: когнитивный (знания по дисциплине и ее понимание), деятельностно-ориентированный (практическое и оперативное применение полученных знаний на практике), ценностно-ориентированный (наличие ценностей как способа восприятия окружающей действительности и жизни с другими людьми в обществе). Каждая тема курса позволяет формировать конкретные компетенции на лекциях и практических занятиях.

Нами разработана модель формирования профессиональных религиоведческих компетенций у будущих специалистов по связям с общественностью, которая представляет собой целостную обучающую систему, состоящую из ряда элементов, которые выполняют определенные функции (рис. 2). Системообразующим элементом модели является заказ общества на подготовку специалиста, а заканчивается подготовкой специалиста, способного выдержать конкуренцию в современном обществе.

Религиоведение формирует те профессиональные компетенции, которые связаны с жизнью в многокультурном обществе. Рассмотрим содержание основных компонентов этой компетенции.

Когнитивный компонент:

— знание общих теоретических положений и понятий религиоведения;

— знание типологии, основных этапов развития и ведущих направлений основных религиозных систем;

— знание истории возникновения и развития различных религий;

— знание основ вероучений и культа наиболее известных религиозных систем;

— владение информацией о современном состоянии мировых и национальных религий;

— знание основных мировоззренческих альтернатив религии;

— владение знаниями о наиболее известных деятелях в истории религии и свободомыслия;

— умение разбираться в современных НРО и знать их воздействие на личность и общество;

— знание законодательных актов РФ и международных правовых документов, регулирующих деятельность религиозных организаций.

Деятельностный компонент:

— навыки работы с религиозными текстами;

— навыки общения с людьми, придерживающимися религиозных взглядов, при условии уважения и понимания их конфессиональных представлений в процессе профессиональной деятельности и вне ее;

— готовность принятия различий во взглядах и мультикультурности во время межличностных контактов;

— формирование исследовательских навыков в ходе изучения сакральных текстов различных религий;

— понимание культуры и обычаев других стран;

— способность учитывать интересы и точки зрения других людей;

— умение находить решения и консультировать во время межкультурных и религиозных конфликтов;

— умение грамотно составлять тексты обращений, поздравлений и деловых писем к представителям различных религиозных конфессий.

Ценностный компонент:

— наличие у студентов представлений о системах нравственных и духовных ценностей в мировых религиях и отечественной традиции;

— формирование идеалов и ориентиров в жизни и профессии;

— способность использовать такие качества личности, как понимание, терпение, отзывчивость, широкий кругозор;

— творческое отношение к собственной деятельности;

— умение принимать нестандартные решения в сложных и проблемных ситуациях;

— уважение духовной культуры народов мира;

— формирование устойчивой жизненной позиции;

— знание и умение применять в жизни такие общечеловеческие ценности, как нравственность, приверженность традициям, создание крепкой и здоровой семьи, патриотизм, гражданственность, уважение и толерантность по отношению к другим людям, порядочность, честность, справедливость;

— приверженность морально-нравственным и этическим ценностям общества.

Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией человека, его

личностными приоритетами.

Религиоведение, как и любой учебный предмет, включает в себя учебный материал, зафиксированный в различных формах (тексты, задания, упражнения, иллюстрации и другое), и средства представления и передачи учебного материала учащимся (работа с текстами, ответы на вопросы, решение задач, самостоятельная работа, лабораторно-практическая работа и другое).

Сформированность каждого из указанных компонентов профессиональной религиоведческой компетенции можно замерять в ходе изучения дисциплины и по окончании каждого модуля. Формы оценки сформированности компетенций выбираются в зависимости от поставленных задач - в виде деловых игр, интервью, тестов.

Когнитивный компонент можно проверять на практических занятиях, проводя работу с первоисточниками, самостоятельные работы, разбирая тестовые задания. Эффективным способом проверка знаниевого компонента является проведение коллоквиума по завершении модуля. В коллоквиум можно включать изучение позиций классиков и критиков мирового религиоведения с последующим рассмотрением и анализом в учебной группе. По окончании изучения дисциплины одним из методов диагностики сформированности данного компонента станет зачет и экзамен, который позволит с помощью экзаменационных билетов проверить усвоение знаний по религиоведению.

Деятельностный компонент подразумевает рассмотрение и получение навыков при работе с людьми и текстами. Целесообразно в ходе практических занятий ставить проблемные задачи, проводить деловые игры и подробно рассматривать возможные варианты выхода из разработанных ситуаций. При работе с текстами стоит выполнить сравнительный анализ ранее полученной информации о других религиях, подчеркивая различное отношение и поиски «смысла жизни» в разнообразных конфессиях. Во время контроля стоит подобрать отрывки из священных текстов, чтобы студенты самостоятельно попробовали отнести конкретные фрагменты к той или иной религиозной системе.

Рис. 1. Модульная структура дисциплины «Религиоведение»

Модуль 1. Теоретические основы религиоведения

Модуль 2. Религии Древнего мира

Религиоведение как наука и предмет познания

Религия в системе культуры

Социальные функции религии

Происхождение

религии

Модуль 3. Национальные религии

Религии

Средиземноморья

Древние европейские религии

Религии Древнего Востока

Модуль 4 Мировые религии

Даосизм,

конфуцианство

Синтоизм

Индуизм, джайнизм,сикхизм

Иудаизм

Модуль 5 Религия и современность

Буддизм

Христианство

(православие,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

католицизм,

протестантизм)

Ислам

Религия и свободомыслие

Религиозное сознание в современном мире

Особенности эволюции религии в России на современном этапе

Г осударственноконфессиональные отношения в РФ и осуществление свободы совести

Модуль 6 Современные нетрадиционные религиозные объединения (НРО) и культы

Теоретические проблемы исследования НРО

Особенности и распространение НРО в России

Синкретическая религия новейшего времени - вера Бахай

Социальный заказ на подготовку специалиста по связям с общественностью

Содержание и покомпонентный состав религиоведческих компетенций

Когнитивный компонент Деятельностный Ценностный компонент

компонент

Информационно-дидактическая база формирования религиоведческих компетенций

Содержание лекций, семинаров Содержание курсовых и дипломных проектов Содержание учебных и производственных практик

Педагогическая технология формирования профессиональных религиоведческих компетенций

Методы и средства освоения теоретических знаний Методы и приемы ведения диалога с представителями религиозных конфессий Комплекс воспитывающих ситуаций и задач, создание и решение проблемных ситуаций

Критерии и диагностическая методика оценки уровня сформированности профессиональных компетенций

Специалист, обладающий сформированными религиоведческими компетенциями, профессионал

Рис. 2. Модель формирования религиоведческих компетенций у будущих специалистов по связям с общественностью

Ценностный компонент может быть реализован с помощью различных методов, используемых в педагогике. Это метод эмоционально-ценностных контрастов, метод ценностного «распредмечивания» и «опредмечивания», метод решения моральных дилемм (Л. Кольберг), метод воспитывающих ситуаций, метод введения в рефлексию и другие.

К средствам, позволяющим эффективно реализовывать эмоционально-ценностный компонент в процессе обучения, относят современные технологии обучения: диалоговые, игровые, проблемные, технологии драматизации и другие. Кроме того, одной из возможностей формирования когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов является успешная работа религиоведческого клуба «Ваш выбор» в Самарском государственном техническом университете. Посещая клуб, студенты не только получают новые знания о религиозной ситуации в стране и проблемах, связанных с религией, но в ходе обсуждений и дискуссий с представителями религиозных конфессий формируют личностное отношение к религии и делают собственный осознанный выбор «за» или «против» религии.

Сегодня перед российской педагогикой стоит комплекс сложных проблем, связанных с преодолением последствий атеистической идеологии, господство которой в течение долгих десятилетий лишало педагогов возможности изучать влияние религии на становление личности, развивать новые подходы в области религиозного просвещения. Гуманитарное образование призвано предотвратить появление межрели-гиозных и межэтнических конфликтов, контролировать проявление нетолерантно-сти. Образовательная система должна сформировать у молодых людей религиоведческие компетенции и научить их принимать различия, уважать людей других культур, языков и религий. Преподавание учебной дисциплины «Религиоведение», на наш взгляд, поможет молодому поколению не только ориентироваться в окружающем мире, но и строить безопасное будущее для себя и своих потомков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzez-land 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Официальный сайт «Президент России». http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

4. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.