Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
УДК 371 Давтян А. В.
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-1-16-22
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_
Гаварский государственный университет, ул. Грант Акопян, д. 1, г. Гавар, 0054, Республика Армения;
E-mail: [email protected]
Аннотация
Преподавание предметов цикла религиоведения в средней и высшей школе предполагает научно-исследовательский подход в решении проблем, связанных с неоднозначной трактовкой многих понятий и явлений, связанных с религией. В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки и переподготовки преподавателей религиоведения в контексте компе-тентностного подхода, где рассмотрена роль духовной компетенции педагога в формировании религиозно-толерантной культуры учащихся.
Ключевые слова: религиоведение, преподавание религиоведения, компетентность педагога религиоведа, История армянской церкви.
Davtyan A.V. ROFESSIONAL APPROACH IN TRAINING OF TEACHERS,
WORKING WITH THE SUBJECTS OF RELIGION IN MIDDLE
AND HIGH SCHOOLS
Gavar State University 1 Hrant Hakobyan St., Gavar, 0054, Armenia; E-mail: [email protected] Abstract
Teaching of religion-related subjects in middle and high schools requires a deeper scientific approach, that is because many concepts and phenomena associated with religion have a controversial meaning and are differently interpreted. The article covers some crucial aspects, which should be taken into consideration during the process of training the lecturers and teachers of religious studies. The author emphasizes the role of spiritual intelligence of teachers, which is a fundamental element for building the culture of tolerance in students.
Keywords: religious science; religious science teaching; teacher competence in religious studies.
Преподавание предметов цикла религиоведения в средней и высшей школе стало в последнее время одним из актуальных тем в связи с происходящими глобализационными процессами. При внедрении этих дисциплин отмечаются два основные векторы целеполагания:
1. Глобализационно-культурный, через который специалисты пытаются решить вопрос формирования толерантной культуры в обществе и в мире в целом, и отсутствие которого становится причиной межрелигиозные конфликтов и нетерпимости, что все чаще становится причиной межнациональных, межрелигиозных и межконфессиональных войн (История религии, Этика религии, Философия религии, Социология религии, Психология религии, Феноменология религии, Антропология религии и т.п.).
2. Регионально-культурный, через который управляющие власти решают проблему этниче-
ского самосохранения наций и культур, в стихийном глобализационном процессе. Здесь религия и традиционные религиозные институты играют важную, если не главную роль, как субъекты управления духовно-нравственными приоритетами общества в целом («История Армянской церкви», «История православия», «Духовно-нравственные основы христианства» (ислама, иудаизма) и т. п.).
Предметы религиоведения и социологии религии внедрены так же в вузах, при подготовке лингвистических, географических, социологических, политологических, культурологических специальностей, где важным компонентом образовательной программы являются изучение религий и религиозных особенностей стран, этносов и народов.
Нужно отметить, что в процессе целеполага-ния религия рассматривается как социально-культурный феномен, который отражает также
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
культурно-нравственные приоритеты той или иной группы, этноса, народа. Но мы должны заметить, что религия - не только социально-культурный, но и психолого-педагогический феномен, поскольку религия есть мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественного. Через религию из поколения в поколение передаются вероисповедание, духовные чувствования, знания и ценности, формируется духовно-нравственные приоритеты, поведенческий характер группы людей и отдельной личности.
Но необходимо признать, что многогранность Религиоведения как науки, его частое отождествление с теологией, и неоднозначная трактовка специализации «преподаватель-религиовед» привели к тому, что предметы религиоведения, особенно в школах, преподают теологи, историки, литературоведы, которые не всегда имеют психо лого-педагогическое образование в соответствии с особенностями религиоведения.
В связи с этим, личностные, религиозно-мировоззренческие качества преподавателя становятся важными социально-психологическими и педагогическими факторами формирования мировоззрения, толерантности, отношения к свободе воли и совести учащихся в педагогическом процессе, через познание и понимание духовно-нравственных, культурных и социальных аспектов разных религий и вероисповеданий.
На примере внедрения предметов религиоведения в общеобразовательных школах Армении, рассмотрим компетенции преподавателя - религиоведа, где важным компонентом является духовная компетентность педагога.
Под духовной компетентностью мы понимаем качество профессионала с гармонично развитой системой духовно-ценностных ориентиров и способность формирования ценностно-смысловых ориентаций и мировоззрения учащихся.
Для выявления компетентности характеристики педагога-религиоведа, во-первых, мы исследовали цели внедрения предметов религиоведения в общеобразовательных школах для понимания того, насколько они направлены на решение глобализационно-культурных и регионально-культурных задач.
Например, при рассмотрении цели внедрения предмета «История армянской церкви» (далее -ИАЦ) непонятно, из какого цикла этот предмет -религиоведения или теологии, поскольку невозможно выявить четкого вектора его направленности. В содержании предмета собран несистемати-
зированный теологический, исторический, религиозно-этический, богословский материал и очень мало религиоведческой информации [12].
По изучению целей предмета можно отметить, что группа экспертов - историков и литературоведов ориентировалась на национально-исторически-культурологическую значимость доминирующей религиозной организации в Армении, которой является Армянская апостольская церковь в Армении (ААЦ). Церковь же, в тесном сотрудничестве с государством, диктует свою национально-религиозно-этическую идеологию, нормы и принципы. В некотором смысле учтены и социально-педагогические факторы, но не в научном аспекте, поскольку не было исследованы философские, социальные, психолого-педагогические научные основания при внедрении такой дисциплины в школах.
В контексте общенаучного, социально-педагогического целеполагания преподавание предметов Религиоведения в школах (мы не подразумеваем теологических предметов, поскольку их внедрение запрещено законами и Конституцией АР) должно основывается на правовых аспектах и направляется на формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии и религиозных идей, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей. Важная социально-культурная цель внедрения предметов религиоведения, таких как, например, предотвращение межрелигиозных, межнациональных, межэтнических и межличностных конфликтов, формирование толерантной культуры учащихся, фактически не определена. В основном выявляется региональный компонент, который формирует целепо-лагание на уровне отдельного региона.
При исследовании цели преподавания предмета выявлены 4 направления: общегосударственное, общеобразовательное и национально-культурно-историческое, религиозно-церковное (или теологическое) [1].
К таким относятся: познание исторического, культурного значения ААЦ, основы его вероисповедания, как важного фактора сохранения этнической идентичности народа и т. п. Но как цер-ковно-религиозный компонент, одной из целей внедрения предмета «Истории армянской церкви» авторами сформулирована как борьба с различными тоталитарными, деструктивными религиозными направлениями, которые пытаются «вторгаться» в школы. Нужно отметить, что эта конкретная цель не соответствует правовым и научно-этическим концептам образования, так же как и конституционно-правовым аспектам стратеги-
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
ческой роли школы. В результате, при постановке задач преподавания предмета, учителя сталкиваются с нижеприведенными проблемами.
В связи с недостаточной научно -педагогической и психологической обоснованностью содержания и преподавания «История армянской церкви», со 2-ого по 11 классы, выявлялись случаи не толерантного и неэтичного поведения по отношению к учащимся разных религиозных взглядов и принадлежностей со стороны педагогов и учеников в основном к другим христианским конфессиям. Исследования и материалы об этих случаях были опубликованы в специальных сборниках ОО «Центр сотрудничества во имя демократии» [11].
При всем этом, целью внедрения предмета так же является формирование духовно-этической культуры учащихся, как государственного и культурного компонента образования. Это делает личность преподавателя, его мировоззрение источниками такой культуры, которые становятся важными, если не сказать главными, факторами влияния на мотивацию обучения и воспитания, вне зависимости от теоретического материала.
Содержание учебника не соответствует также положениям Типовой учебной программы по курсу «Основы религиоведения». Так, в учебнике отсутствует тематический раздел, раскрывающий учащимся историю и причины возникновения религий, религиозных войн, экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.
В решении вышесказанных проблем мы отмечаем несколько направлений: 1) пересмотр цели (целей) преподавания религиоведческих предметов в общеобразовательных школах и соотнесение их с правовыми аспектами государства и международных договоренностей; 2) реконструкция содержания учебников, их соотнесение с психолого-педагогическими, социально-культурными и историческими аспектами; 3) подготовка и переподготовка кадров.
Особенности религиоведения как науки и методологической основы для формирования системы компетенций преподавателя религиоведения должны рассматриваться как направляющие векторы при формировании целей предметов данного направления.
- Религиоведение - междисциплинарная наука, сочетающая достижения в изучении религии таких наук, как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др.
- Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами, изучать не только свои, но и различные религиозные традиции. Но есть здесь важный момент, главное условие: нужно придерживаться строгих принципов академичности.
- Но есть и условия для академических религиоведов, то есть, не имеющих религиозного конкретного верования или принадлежащих религиозным объединениям. В изучении религий важно понимание, что это связано с изучением не только социально-культурных феноменов, но и личных эмоционально-душевных переживаний каждого человека.
- Еще есть разница в изучении и преподавании религиоведческих наук и школьных предметов. В первом случае психолого-педагогические знания, навыки и умения - не главные компоненты профессионализма, научно-исследовательские качества - на первом плане. Во втором случае, психолого-педагогические знания, навыки, умения и педагогическое мастерство становятся важными не только как средство, но и как фактор формирования мировоззрения и духовно-этических качеств учащихся.
Для преподавателя, имеющего определенное религиозное мировоззрение и принадлежность, важно придерживаться нейтральной позиции, не критического отношения к другим религиям и верованиям, толерантности и уважения к принадлежности и к выбору других людей, особенно родителей и учащихся, знание и уважение прав человека.
Для решения этой проблемы необходим системный подход в целеполагании подготовки и переподготовки кадров. В формировании цели процесса мы предлагаем основываться не на дея-тельностном, а на компетентностном подходе. Последний, по своей системности, является наиболее продуктивным в оценке не только профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, но и их личностных качеств.
В контексте компетентностного подхода, определяются общие принципы сопоставления целей, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Преподавание религиоведения или предметов того же направления, является сегодня важной частью всеобщего образовательного процесса, поэтому важно его рассмотреть в системе общих образовательных целей и стандартов.
Для осуществления компетентностного подхода для преподавателей религиоведения, необходимы теоретическая и методическая подготовка, и
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
переподготовка кадров, изменения в нормативной базе образовательных учреждений, формирование новых учебных программ и учебных пособий.
Вопросами исследования и разработки компе-тентностной модуля педагога занимались Ф.Н. Го-ноболин, С.Е. Шишов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Б.Ф. Ломов, И.А. Зимняя, С.Г. Молчанов, В.Н. Введенский, А.В. Хуторской и др. О.А. Козырева исследовала феноменологию понятия «профессиональная педагогическая компетентность учителя» [3]. Научные основы проектирования и реализации компетентностного образования, рассматриваются в трудах А.В. Хуторского [7]. Исследователи, в области компетентностного подхода в образовании, отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но также способен реализовать и реализует их в работе [4].
«В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные куль-туросообразные виды действий и др. Эта способность, определяющая меру профессионализма, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [1].
Разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, знание-вого, культурологического и других. Согласно исследованиям Дж. Равена [6], компетентность характеризует единство когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности.
Понятие «компетентность» для преподавателя-религиоведа мы рассмотрим в контексте целе-полагания, поскольку цели высшего профессионального и общего образования различны. Так же различны цели подготовки и переподготовки кадров для преподавания религиоведения.
В вузах, при профессиональной подготовке специалистов преподавателей-религиоведов, учащийся должны получать ключевые знания и умения не только в сфере религиоведения - истории и культуры религий, этических основ религий, социологии и психологии религий, но и психолого-педагогические, которые формируют пер-
вый уровень профессиональных компетенций специалиста, и развиваются по истечению уже дальнейшего педагогического опыта. Целью преподавания Религиоведения в общеобразовательных школах должно являться формирование таких ключевых компетенций у учеников, как: ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные, информационные коммуникативные социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [8]. Это возможно при освоении религиозно-ценностного опыта разных народов, культур, знаний и развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирования духовно-религиозной грамотности, культуры мышления и поведения.
При целеполагании формирования компетенций преподавателя-религиоведения в базовом и дополнительном образовании, можно выделить, три уровня его разработки:
- общие для всех педагогов-знания и умения в области философии, истории, права, психологии, педагогики, искусства и культуры;
- специальные, для религиоведов - его должны разрабатывать эксперты, с учетом условий микро и макро среды, культурных особенностей и возрастными особенностями учащихся;
- и конкретные (его определяют и принимают сами педагоги).
По замечанию Т. Н. Щербаковой, психологическая компетентность является интегральной акмеологической характеристикой учителя, обеспечивающей конструктивное решение задач профессиональной деятельности, общения и саморазвития. Данная характеристика позволяет учителю целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, актуализировать скрытые возможности других, конструировать продуктивные модели саморазвития [9].
Ионина О. С. отмечает, что психологическую компетентность педагога можно определить как комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности [2].
Наряду с профессиональными, педагогическими, технологическими, коммуникативными и др. компетенциями, для преподавателей-религиоведов одним из главных компонентов профессионального мастерства мы считаем так же и духовную компетентность. Под этим мы подразумеваем такие качества специалиста, через которое система его этических, эстетических, об-
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
щечеловеческих, религиозных ценностей отражаются в его жизненной, профессиональной деятельности, создавая вокруг себя гармоничный психолого-педагогический климат.
В современной педагогической литературе до сих пор не определено такие ключевые понятие, как «духовность», «духовные качества», «духовная компетентность». В духовную жизнь общества зачастую включают науку, образование, искусство, хотя в общественном сознании закреплен смысл духовного, как сферы общественной жизни, которая образуется под воздействием двух форм мировоззренческого сознания - религии и философии.
Под понятием «духовно-нравственная», мы часто понимаем систему взглядов, убеждений и нравственных установок в соответствии с определенным типом мировоззрения. По словам учёного В.И. Павлова [11], духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Система морали фактически становится частью мировоззрения определенного типа (так же и религиозного), его практическим компонентом. Духовно-нравственное воспитание - практический способ реализации определенного мировоззрения, так как обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека в соответствии со своими ценностными ориентирами.
Духовно-нравственная культура педагога, прежде всего, отражение его внутреннего мира, мотивов нравственного выбора, путях коррекции этого выбора и мерах помощи, в поиске полезного, ценного и приятного.
По нашим представлениям, духовная компетентность, как специально-профессиональная компетентность для религиоведов, формируется по нескольким направлениям: право, этика, эстетика, психология, культурология, аксиология, антропология и религиоведение. Эта компетентность отражает общие ценностные ориентиры и специалиста, и личности в целом.
Можно заметить, что часто именно религиозная вера и религиозные чувства, как социально-психологические, духовно-нравственные феномены, являются причиной и результатом поиска человеком источника и смысла жизни и деятельности. Религиоведы в этом плане не исключение. А также религии играли немаловажную роль в формировании государств, их законов, внутренних и международных взаимоотношений. Через веру и чувства человек создаёт ценности культуры: архитектуру, музыку, живопись и т. д., которые отражают именно его веру в божественное. Во многих произведениях искусства выражаются духовно-религиозное мировоззрение, приоритеты не только авторов, но и той культуры, времени и эпохи, в которых они творили.
Поэтому преподаватель-религиовед должен:
- понимать значения религий в историко-культурном и личностям аспекте, более глубоком плане традиционной религии своего народа;
- объяснять феномен религиозной веры, его влияния на формирование ценностных ориентиров народов, групп и личности;
- анализировать культурные, социально-психологические и психолого-педагогические аспекты разных религий в разные исторические периоды;
- распознавать религиозно-поведенческие особенности, ценностные ориентиры учащихся, коллег и родителей;
- формировать толерантные межличностные отношения, культуру общения.
Под специальными компонентами профессиональной компетенции религиоведа-педагога мы отмечаем духовно-религиозную и нравственно-религиозную компетентность.
Духовно-религиозная компетенция - это знание роли религиозной веры и её социально-психологическое значение в формировании мировоззрения личности, культуру народов, в политических взаимоотношениях и творениях искусства, умение преподавать об этом, с целью формирования у учащихся общих духовных и эстетических знаний и чувствований, уважения по отношению выбора других людей и народов.
Нравственно-религиозный компетенция - это знание нравственных основ разных религий, их влияние на формирование общей культуры разных народов и этносов, через критическое мышление, умение формировать у учащихся чувство толерантности и уважения к другим религиям и культурам.
У каждого человек, без исключений, есть собственно личные религиозные представления и приоритеты (даже у атеистов). Религиовед - в
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
первую очередь личность, у которой есть причинно-следственные связи с выбором изучения или обучения религиоведческих дисциплин. Во многих случаях это именно личная религиозная вера. Но психолого-педагогическая компетентность преподавателя религиоведения превыше личных предпочтений, поскольку психолого-педагогические компетенции подразумевают умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; формирования ответственного отношения к учёбе среди учащихся; желание сохранять контингент учащихся; способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося, учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности.
На основе вышесказанного, для поднятия уровня академичности и эффективности преподавания религиоведения и его целенаправленности, предполагается проведение работ по следующим направлениям:
- необходимо концептуально определить цели и задачи, учебное направление и содержание предметов цикла религиоведения со стороны государства. Содержание базовых (основных) и профильных (по специальности) дисциплин при подготовке и переподготовке специалистов должны соответствовать единой программе;
- для соотношения содержания, цели и названия нужно пересмотреть почти все курсы религиоведческих предметов общеобразовательной школы;
- необходимо совершенствовать механизмы подготовки будущих специалистов-религиоведов и научно-педагогических кадров;
- необходимо сформировать механизмы подготовки будущих историков-педагогов к профессии «Историк, дополнительная специальность -религиовед» посредством углубленного изучения ими истории и психологии религии, основ религиоведения, а также разработать типовой образец и содержание учебной программы по данной специальности в тесном сотрудничестве с кафедрами религиоведения.
В заключение, назовем ряд приоритетных задач по совершенствованию профессионально-педагогических компетенций религиоведов: разработка программы учебно-методического обеспечения для общего и дополнительного образования; изучение характеристики развития профессиональной компетентности педагогов в процессе профессионализации; разработка методов самосовершенствования и саморазвития, с целью поднятия их духовной компетентности педагогов.
Список литературы
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога, 2007. URL: http://portalus.ru (дата обращения 02.12.2016).
2. Ионина О.С. Психологическая компетентность педагога, НИЦ «Социосфера», 2014, 253 с. URL: http://sociosphera.eom/publication/conference/2014/253/p sihologicheskaya_kompetentnost_pedagoga/(дата обращения 02.12.2016).
3. Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-kompetentnost-uchitelya-fenomenologiya-ponyatiya (дата обращения 03.12.2016).
4. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012 г. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения 03.12.2016).
5. Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 322—325.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М., 2002. 145 с.
7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций, 2012. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 02.12.2016).
9. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Ростов н/Д., 2006. 120 с. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01003308343 (дата обращения 04.12.2016).
10. Давтян А.В. Предмет «История армянской церкви» (Христианское образование) со 2-4 классы в общеобразовательных школах Армении. Е., 2013.
11. Даниелян С., Казарян А., Оганесян Ог., Ав-тандилян А. Проблемы религиозного образования в общеобразовательных школах АР, 2010 г. URL: http://www.religions.am/arm/documents/comments/ (дата обращения 05.12.2016).
12. Учебная программа предмета «История армянской церкви». URL: http://www.apkpro.ru/doc/jornal_2/11 (дата обращения 05.12.2016).
References
1. Vvedenskiy V.N. Modeling of professional competence of the teacher, 2007. URL: http://portalus.ru (date of access: December 02, 2016).
Давтян А.В. Компетентностный подход в процессе подготовки кадров для преподавания предметов религиоведения в средней и высшей школе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.3, №1,2017.
2. Ionina O.S. The psychological competence of the teacher, NIC «Sociosfera», 2014, 253 p.URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/253/p sihologicheskaya_kompetentnost_pedagoga/ (date of access: December 02, 2016).
3. Kozyreva O.K. Professional pedagogical competence of the teacher: the phenomenology of the concept // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-kompetentnost-uchitelya-fenomenologiya-ponyatiya (date of access: December 02, 2016).
4. Medintseva I.P. A competence approach in education / / Pedagogical Excellence: materials II Intern. Sci. Conf. M .: Buki-Vedi, 2012. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (date of access: December 03, 2016).
5. Pavlov V.I. Spiritual and moral education of young students on examples of life and activities of astronauts / / Fundamental research. 2011. № 12-2. Pp. 322-325.
6. Raven Dzh. Competence in modern society: identification, development and implementation: Per. With the English. M., 2002. 145 p.
7. Hutorskoj A.V. A competence approach in training. Scientific and methodical manual. M .: Publishing house "Eidos"; Publishing house of the Institute of Human Education, 2013. 73 p.
8. Hutorskoy A.V. Technology for designing key and subject competencies, 2012. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (date of access: December 02, 2016).
9. Scherbakova T.N. Psychological competence of the teacher: acmeological analysis: Author's abstract. Dis. ... Dr. psycho. Sciences. Rostov n / D., 2006. 120 pp. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01003308343 (date of access: December 02, 2016).
10. Davtyan A.V. The subject "The History of the Armenian Church" (Christian Education) from grades 2-4 in general education schools of Armenia. E., 2013.
11. Danielyan S., Kazaryan A., Oganesyan Og., Avtandilyan A. Problems of religious education in secondary schools in Azerbaijan, 2010. URL: http://www.religions.am/arm/documents/comments/ (date of access: December 05, 2016).
12. Curriculum of the subject "History of the Armenian Church". URL: http://www.apkpro.ru/doc/jornal_2/11(date of access: December 05, 2016).
Данные автора:
Давтян Армине Ваграмовна, лектор педагогических наук
About the author:
Davtyan Armine Vagramovna, Lecturer of Pedagogy