Научная статья на тему 'Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение»'

Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / RELIGIOUS STUDIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна

В статье рассмотрена актуальность религиоведческих знаний и необходимость формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих специалистов по связям с общественностью. Рассмотрены критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций в процессе обучения дисциплины «Религиоведение», описана методика проведения и результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности использования авторской технологии формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND EVALUATION OF THE TECHNOLOGY EFFICIENCY FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AS FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC RELATIONS BY TEACHING «RELIGIOUS STUDIES»1

In this article we considered the relevance of religious knowledge and the need for a professional competence of students-the future specialists in public relations. Reviewed the criteria and indicators of organization professional competence, described the methodology and results of the pedagogical experiment evaluating the effectiveness of the author's technology formation professional competence among students who study in the PR.

Текст научной работы на тему «Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение»»

УДК 378

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

©2013 В.В.Гридина

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 24.04.2013

В статье рассмотрена актуальность религиоведческих знаний и необходимость формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Рассмотрены критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций в процессе обучения дисциплины «Религиоведение», описана методика проведения и результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности использования авторской технологии формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Ключевые слова: религиоведение, профессиональные компетенции, связи с общественностью.

Подготовка квалифицированных специалистов является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования, поэтому важной задачей высшей школы является формирование компетентного, востребованного на рынке труда профессионала. В профессиональной подготовке будущего специалиста серьезное внимание должно уделяться формированию качеств, связанных с мировоззренческими и ценностными аспектами личности. Особенно это актуально в сфере связей с общественностью, которая направлена на достижение взаимопонимания между различными целевыми общественными группами. Адекватность нормам общественных ценностей, соответствие поведенческим традициям - обязательные требования подготовки специалиста по связям с общественностью в высшем учебном заведении. Особую роль в реализации данного принципа играют дисциплины, содержание которых направлено на воспитание у студентов уважения и внимания к ценностям и нормам поведения различных социальных, этнических и религиозных групп, формированию мировоззренческой толерантности1. Одной из таких дисциплин является «Религиоведение». Учебная дисциплина «Религиоведение» отнесена образовательным стандартом к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих ба-

Гридина Вера Валерьевна, старший преподаватель кафедры социологии, политологии и истории Отечества, аспирант кафедры психологии и педагогики. E-mail: samavera@mail. ru

1Гридина В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе обучения студентов религиоведению // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки». - Самара: 2010. - №6 (14). -С.48 - 52.

зовые представления о мировых и национальных религиях, системе нравственных и духовных ценностей различных религий. За последние десятилетия религия заняла серьезное место в жизни российского общества. Сфера религиозных норм и традиций приобрела особое значение в системе общественных отношений, оказывая тем самым существенное влияние на уровень компетентностных требований к РИ-специалисту.

Анализ педагогических исследований, по-свящённых обучению будущих специалистов по связям с общественностью и практике преподавания религиоведения в учреждениях высшего профессионального образования позволил выявить ряд противоречий между: 1) возросшими требованиями работодателей к качеству религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью и традиционной системой обучения в вузе, не ориентированной на формирование у них совокупности профессиональных компетенций; 2) необходимостью использования компетентностного подхода в подготовке специалистов по связям с общественностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ ее проектирования и реализации.

Обозначенные противоречия позволяют сделать вывод о необходимости проектирования и реализации педагогической технологии формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения религиоведению в контексте компетентностного подхода.

Религиоведческие знания призваны помочь будущим специалистам по связям с общественностью критически оценивать информацию о религиозных проблемах современности, месте и

роли религии в обществе. Религиоведение позволяет формировать общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в жизни каждого гражданина, живущего в муль-тикультурном обществе. Под профессиональными компетенциями специалиста по связям с общественностью в условиях культурного многообразия современного российского общества мы понимаем готовность выпускника вуза ис-

пользовать полученные религиоведческие знания, умения и личностные качества (доброжелательность, умение принимать других, адаптивность) в профессиональной деятельности при осуществлении коммуникаций с представителями религиозных, государственных, общественных, образовательных и других организаций в рамках конфессиональной тематики, а также в повседневном общении.

Таб. 1. Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням сформированности ПРК на этапе констатирующего эксперимента

Уровни сформированности ПРК Контрольная группа до начала эксперимента, % Экспериментальная группа до начала эксперимента, %

Пороговый уровень 68,2 71,8

Средний уровень 22,4 19,4

Высокийуровень 9,4 8,8

Для обоснования необходимых профессиональных компетенций был проведен экспертный опрос среди работодателей и РИ-специалистов, выпускников данной специальности, изучавших религиоведение, а также представителей академического религиоведческого сообщества2. Общая численность экспертов составила 109 человек. Все эксперты подчеркнули важность формирования профессиональных компетенций в процессе обучения религиоведению для успешной деятельности РИ-специ-алистов и выделили среди наиболее значимых компетенций те, что связаны с письменной и речевой коммуникацией, а также способностью специалиста по связям с общественностью поддерживать межличностные и деловые отношения с представителями различных конфессий3. В соответствии с выделенными компетенциями нами была разработано содержание информационно-дидактической базы религиоведческой подготовки специалистов по связям с общественностью. Оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов-будущих специалистов по связям с общественностью в процессе их обучения дисциплине «Религиоведение» проводилось при помощи педагогического эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета среди студентов специальности «Связи с общественностью» с 2010 по 2012 гг.

2Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: 2006.

3Гридина В.В. Разработка и обоснование кластера религиоведческих компетенций будущих специалистов по связям с общественностью // Вектор науки ТГУ. -2012. - №2(9). - С.89 - 91.

На этапе констатирующего эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы, выявлена степень заинтересованности и мотивации к приобретению необходимых студентам профессиональных компетенций; на формирующем - реализовано содержательно-технологическое обеспечение формирования профессиональных компетенций; на заключительном - проанализированы полученные результаты и сделаны соответствующие выводы.

Контрольная группа студентов специальности «Связи с общественностью» состояла из студентов 4 - 5 курсов (109 человек) очной формы обучения. Экспериментальная группа состояла из студентов 4 - 5 курсов (103 человека), также очной формы обучения.

Для оценки достоверности совпадений и различий результатов, полученных по итогам входного контроля в контрольных и экспериментальных группах, нами был использован непараметрический статистический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни. Эмпирическое значение данного критерия составило 0,2182 при критическом 1,96. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05. Таким образом, статистически значимые различия характеристик экспериментальных и контрольных групп студентов на констатирующем этапе эксперимента по данному статистическому критерию отсутствуют. Таким образом, к началу изучения дисциплины «Религиоведение» уровень религиоведческой подготовки студентов и сформированность профессиональных компетенций экспериментальной группы оказался почти таким же, как и у студентов контрольной группы. Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням сфор-мированности ПРК на этапе констатирующего эксперимента представлено в таб. 1.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить основные затруднения в знаниях студентов, низкую заинтересованность в изучении религиоведения, поверхностные, несистематизированные представления о феномене религии. Это свидетельствует о необходимости реализации специально разработанной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение».

Цель формирующего эксперимента заключалась в выявлении изменений в уровнях сфор-мированности профессиональных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп после изучения ими дисциплины «Религиоведение». В контрольных группах обучение студентов происходило по традиционной методике на репродуктивном уровне, без использования активных методов и технологий обучения. В экспериментальных группах использовались интерактивные методы обучения, в содержание дисциплины были включены темы, представляющие профессиональный интерес для студентов по результатам анкетирования. На лекционных и практических занятиях использовались различные средства обучения (мультимедийные презентации, видеофильмы и аудиозаписи, наглядные пособия и учебные плакаты, схемы и т.д.).

Проведенные индивидуальные беседы и итоги контрольного тестирования студентов, обучавшихся по экспериментальной программе показали, что в процессе изучения религиоведения повысилась их академическая активность и мотивация к обучению, они получили более основательное представление о феномене религии, что и определило положительные изменения в системе религиоведческой подготовке будущих РИ-специалистов и стимулировало приобретение ими необходимых профессиональных компетенций.

Для оценки эффективности педагогической технологии формирования профессиональных компетенций нами был разработан комплект критериально-ориентированных тестовых заданий, состоящих из 25 вопросов. Большинство вопросов в тесте были закрытыми и предполагали выбор одного или нескольких вариантов из предложенного набора ответов. Для повышения объективности результатов тестирования в тест были включены задания открытого типа, в которых ответ не мог быть сформулирован дословно. Студенты должны были подтвердить имеющиеся знания и оформить их в виде краткого (описать, закончить предложение), полуразвернутого (выписать причины событий, сделать краткие выводы по предложенной инфор-

мации) или развернутого ответа на вопрос (составить небольшой текст, используя религиоведческую терминологию, написать текст выступления, используя предложенные источники, составить рекомендации, заполнить таблицу)4. Вопросы были составлены с учетом контроля сформированности каждой из компетенций. Блок вопросов в тесте был представлен заданиями по религиозному протоколу и этикету. По заданию требовалось сопоставить или выбрать из предложенных утверждений те, которые должны отражать приобретенные студентом компетенции при подготовке деловых встреч, фуршетов, презентаций, переговоров и т.д. Успешность прохождения теста определялась не только наличием у студентов необходимых знаний по религиоведению, но и предварительной работой со специальной литературой, которую студенты изучали и конспектировали в течение семестра (в качестве обязательной самостоятельной работы), а также составлением памяток по религиозному протоколу, подготовке публикаций на религиозную тематику, защитой мультимедийных презентаций по религиозному туризму. К итоговому тестовому заданию прилагалась ситуационная задача.

При оценке сформированности компетенций учитывались уровни их проявления. Мы придерживались трехуровневой шкалы, принятой в большинстве педагогических исследований: минимально допустимый (пороговый), средний и продвинутый (творческий) уровни, что в нашем исследовании соответствует допустимому (пороговому), среднему и высокому уровням.

Пороговый уровень сформированности профессиональных компетенций соответствует количеству набранных баллов в тестовом задании в интервале 60 - 70%; средний уровень - в интервале 70 - 80%; высокий уровень - выше 80%. Названные уровни сформированности профессиональных компетенций обладают следующими характеристиками:

1. Пороговый уровень - отличается поверхностным анализом значимости религиозного фактора в жизни современного общества, низкой или неустойчивой мотивацией к изучению религиоведения, неумением налаживать контакты с представителями религиозных организаций, репродуктивным воспроизведением религиоведческих знаний и умений, способностью к нахождению необходимой информации при выполнении самостоятельной работы из 1 - 2 источников (учебник), выполнением несложных заданий;

2. Уровень средний — характеризуется осознанностью и результативностью выполняемых

4Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Центр тестирования. - М.: 2002.

действий, способностью к анализу собственной деятельности, положительной мотивацией к овладению религиоведческими знаниями, пониманием их значимости для использования в профессиональной сфере, умением находить необходимую информацию в различных источниках (учебник, Интернет, печатные издания) и работать с нею, умением решать междисциплинарные задачи, способностью аргументировано и логично презентовать результаты своей деятельности (выступать во время дискуссии, составить памятку по религиозному протоколу, религиозному туризму и т.д.).

3. Уровень высокий, творческий - характеризуется наличием устойчивой и осознанной профессиональной мотивации к приобретению профессиональных компетенций, вариативностью, целенаправленностью и творческому выполнению учебных заданий, способностью к социальному проектированию и реализации профессиональных функций с учетом особенностей психологии людей, придерживающихся религиозных взглядов, способностью самостоятельно обнаруживать и корректировать недочеты в работе с РИ-материалом (деловой корреспонденцией, информационными письмами, публикациями), умением планировать, проектировать и прогнозировать результаты своей деятельности (коммуникационные мероприятия с участием представителей конфессий), представ-

лять результаты своей деятельности на профессиональном уровне в виде аргументированного и структурированного материала, анализировать и оценивать данные по религиозной проблематике, полученные в результате работы с разными источниками.

На этапе обработки данных был проведен анализ в контрольной и экспериментальной группах, позволивший сопоставить данные констатирующего и формирующего эксперимента. Эмпирическое значение критерия Вилкоксона-Манна-Уитни составило 2,6112 при критическом 1,96. Таким образом, достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составила 95%. Анализ результатов эксперимента позволяет утверждать, что показатели сфор-мированности по всей совокупности профессиональных компетенций оказались выше для студентов экспериментальных групп по сравнению с результатом контрольных групп. Динамика роста уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы в процессе их обучения по авторской педагогической технологии выявлялась в результате сравнения исходных уровней сформированности у них профессиональных компетенций на этапе констатирующего эксперимента с соответствующими интегративными значениями на заключительном этапе формирующего эксперимента.

Рис.1. Динамика роста уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы в процессе их обучения дисциплине «Религиоведение» по разработанной авторской технологии

Полученные экспериментальные данные по динамике роста уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы в процессе обучения религиоведению представлен на рис.1. Они свидетельствуют о том, что на формирующем этапе эксперимента обладателями высокого уровня профессиональных компетенций в экспериментальной группе являются 40,4% испытуемых, средний уровень продемонстрировали

37,4%, пороговый уровень - 22,2% студентов. Данные педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессиональных компетенций в процессе обучения дисциплине «Религиоведение» у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью и готовность к их реализации в профессиональной сфере.

DIAGNOSTICS AND EVALUATION OF THE TECHNOLOGY EFFICIENCY FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AS FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC RELATIONS BY TEACHING «RELIGIOUS STUDIES»

© 2013 V.V.Gridina

Samara State Technical University

In this article we considered the relevance of religious knowledge and the need for a professional competence of students-the future specialists in public relations. Reviewed the criteria and indicators of organization professional competence, described the methodology and results of the pedagogical experiment evaluating the effectiveness of the author's technology formation professional competence among students who study in the PR. Keywords: religious studies, professional competence, public relations.

Vera Valerievna Gridina, senior teacher, chair of sociology, politology and national history, post-graduate student, chair of psychology and pedagogy. E-mail: samavera@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.