ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
В.В. Гридина 1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected].
В статье рассматривается место религиоведения в содержании светского гуманитарного образования и его роль в воспитании духовно-нравственных качеств личности. Обосновывается значимость религиоведческих дисциплин в формировании знаний о национальной культуре, уважения прав и свобод личности, в овладении навыками меж-культурного и конфессионального диалога, формировании способности анализа социальных процессов, происходящих в обществе.
Ключевые слова: религиоведение, обучение, национальные традиции, вероучение, нравственность, толерантность, мировоззрение, межконфессиональный диалог.
Сегодня асоциальные явления среди российских подростков и молодежи наблюдаются повседневно: рост суицида, наркомании, алкоголизации, насилия, жестокости свидетельствует об отсутствии нравственного стержня у молодежи. Президент Д. Медведев, обращаясь к участникам совместного заседания Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями в 2009 г., отметил, что «утрата нравственных ориентиров стала одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи. Есть печальная цифра: более 17 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркологическими расстройствами в нашей стране. Утрата ценностных ориентиров привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографическую динамику нашей страны» [1].
Одним из путей решения задач духовно-нравственного воспитания является введение в образовательный процесс предметов религиоведческого цикла. К ним относят различные дисциплины, изучаемые в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта или в форме факультатива. Это «История религии», «Религиоведение», «Религия и памятники», «Религии мира», «Религия в истории и культуре», «Культура и религия», «Искусство и религия», «Великие книги человечества», «Государственно-конфессиональные отношения» и другие. Их авторами являются известные педагоги и ученые в данной области В.И. Гараджа, Н.С. Капустин, Л.Н. Митрохин, М.В. Вагабов, М.Г. Писманик, И.Н. Яблоков и другие. Вопросы реализации религиоведческого и религиозного образования в нашей стране рассматривались такими авторами, как И.В. Метлик, А.В. Колодин, Ю.Н. Карпова, Ф.Н. Козырев, А.Ю. Лаврентьева, И.Н. Кондратенко, Н.А. Лазарев и др.
Сегодня в нашей стране религиоведение только начинает развиваться, делая первые шаги. Появляются первые научные сообщества религиоведов и педагогов, преподающих дисциплины, связанные с изучением религий. Отметим роль религиоведения как научной дисциплины. Религиовед и философ А.В. Колодин отмечает, что «религиоведческое образование - деятельность по трансляции специфических видов знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемая профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся. В результате получе-
1 Вера Валерьевна Гридина, аспирант каф. социологии, политологии и истории Отечества
ния религиоведческого образования мы воспитываем личность, способную осуществлять осознанный выбор мировоззренческих установок» [2].
Религиоведческие дисциплины рассматривают теоретические проблемы истории, социологии и философии религии, вопросы вероучения, устройства и функционирования древних, национальных и мировых религий, раскрывают роль религий в современных мировых общественно-политических процессах, а также основные тенденции межрелигиозных и межконфессиональных отношений.
Религиоведческое образование, по мнению религиоведа Ф.Н. Козырева, способно ставить и решать следующие задачи: избавление учащихся от предубеждений и предрассудков в отношении религии и религиозных традиций; преодоление религиозного или атеистического фанатизма (воспитание толерантности); избавление учащихся от последствий недоброкачественного религиозного опыта, от психологической зависимости на религиозной почве (психотерапевтическая помощь); обогащение ценностной системы и морального самосознания учащихся категориями религиозного плана (нравственно-этическое воспитание); развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами духовной культуры (эстетическое воспитание). Кроме того, он называет подготовленность учащихся к встрече с различными проявлениями религиозности в окружающей действительности и развитие умения ориентироваться в религиозных вопросах (социальная адаптация); углубление понимания отечественной истории и современных проблем России с учетом ее исторического пути (гражданское воспитание); развитие способности рефлексивно оценивать свой и чужой религиозный опыт, а также предвидеть последствия принятия тех или иных религиозных убеждений (воспитание духовной проницательности ) [3].
На сегодняшний день в восемнадцати из двадцати семи стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных - факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику.
В Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании» определены основные принципы образования, касающиеся изучения религий в России как светском государстве.
В послании Федеральному собранию президент Д.А. Медведев перечислил те ценности, которые являются предметом государственной защиты: это справедливость, свобода, благосостояние и достоинство человека, семейные традиции и патриотизм [4]. Кроме того, он подчеркнул, что «молодёжь необходимо приобщать к межкультурному диалогу, к сотрудничеству, воспитывать в духе толерантности, но в то же время помнить и о российском патриотизме, который направлен на поддержание межнационального согласия, сохранение единства в нашем многоконфессиональном обществе».
Изучение религий разных времен и народов позволяет окунуться в мир религиозной литературы, полной нравственных принципов и поучений. Чтение и анализ христианских и хасидских притч, сказаний, буддийских джатак, исламских хадисов позволяет увидеть, что идеал нравственной личности строится на общих для всех религий и культур понятиях любви к Богу и ближним, добра, щедрости, благотворительности, помощи, уважения к старшим, честности.
Среди наиболее значимых духовно-нравственных качеств личности, которые могут быть сформированы с помощью религиоведения, отметим патриотизм, знание и уважение национальной культуры и наследия предков, прав и свобод личности, семейных ценностей, религиозная и мировоззренческая толерантность, владение навыками межкультурного и межконфессионального диалога, способность к осознанному мировоззренческому выбору.
Религиозные ценности играют важнейшую роль в любой культуре. Особое внимание в преподавании курсов религиоведческой направленности должно быть уделено изучению отечественной религиозной традиции. Это связано не только с тем, что христианство - самая многочисленная в мире религия, но и с тем, что с десятого века н.э. православие играет огромную роль в жизни нашего общества. Тысячелетняя история русского народа содержит богатейшее культурное и историческое наследие, во многом связанное с религиозным укладом (письменность, иконопись, литература, храмовая архитектура). В основе православной традиции лежат особенно актуальные сегодня понятия, связанные с патриотизмом, - долг, любовь к Родине, верность, забота об окружающих, традиции, язык. Без уважения к прошлому своей страны невозможно нравственно-патриотическое воспитание молодого поколения. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить» [5]. Воспитание патриотизма неразрывно связано с пониманием традиций чужих народов. Многие из них связаны с религиозными традициями на протяжении всей истории. Изучение обычаев, религиозных праздников и символов помогает понимать культуру других народов и ценить то наследие, которое оставили наши предки.
Семья играет первостепенную роль в воспитании детей, в том числе в выборе религиозного воспитания. Девяностые годы прошлого столетия в нашей стране были отмечены спадом рождаемости, последствия которого общество наблюдает и сегодня. Истоки демографических проблем лежат в кризисе традиционной российской семьи. Неуверенность в завтрашнем дне, неготовность справляться с возникающими трудностями, стремление к карьерному росту заставляют молодое поколение откладывать рождение детей. Демографы отмечают, что на одну российскую семью приходится рождение 0,8 детей [6]. Прагматическое, узко профессиональное мышление и недостаточный уровень знаний об окружающем мире привели к тому, что связь с традициями, в том числе религиозными, оказалась утраченной. Современная молодежь оказалась неспособной объективно оценивать то общество, в котором ей предстоит жить. Тем не менее, социологические опросы показывают, что семья и воспитание детей вызывают интерес и занимает одно из первых мест в иерархии ценностей современной молодежи. Религиоведение позволяет в некоторой степени удовлетворить эту заинтересованность через знакомство с традициями воспитания детей и отношениями в семье в разных религиях.
Самоопределение и осознанный выбор мировоззренческих установок - один из признаков зрелой личности. Посещение культовых мест знакомит студентов с людьми, для которых их вера неразрывно связана с повседневной жизнью, а изучение нерелигиозного мировосприятия позволяет задуматься: каково мое отношение к вере или неверию? из чего оно складывается? есть ли оно у меня или я никогда не задумывался об этом? В конечном итоге, религиоведческие дисциплины позволяют любому человеку найти ответы на самые важные в жизни вопросы о смысле жизни.
Существует мнение, что религиоведение предполагает простое изложение основ той или иной религии и должно быть нейтральным. Однако следует отметить, что изучение религиозного мировоззрения затрагивает эмоциональную сферу личности и потому не может быть нейтральным в полной мере. В противном случае существует опасность сведения религиоведческих дисциплин к простому изложению фактов о той или иной религии, что стало бы неинтересным и породило бы индифферентное отношение к изучаемому курсу. Профессор А.В. Колодин отмечает, что простое изложение альтернатив религиозных учений может воспитать у молодого поколения
скорее индифферентное отношение и отсутствие четких представлений о добре и зле. Это не означает, что необходимо отрицать какое-либо вероучение или воспитывать приверженцев какой-либо конфессии, но важно помнить и о чувствах тех верующих, которые могут находиться среди обучаемых.
Религиоведение предусматривает изучение международного и отечественного законодательства по вопросам свободы совести и вероисповедания. Сравнительный анализ реализации принципов свободы совести в нашей стране и за рубежом, обсуждение нормативных документов на практических занятиях позволяют студентам находить творческие решения вопросов, связанных с реализацией религиозной правоприменительной практики (особенно в связи с появлением в нашей стране новых религиозных движений).
Последние годы во многих странах Западной Европы наблюдается приток эмигрантов, что вызывает оживленные дискуссии среди общественности. Одним из актуальных вопросов в связи с этим становится мирное сосуществование и диалог религий и культур. История российского государства традиционно связана с культурами многих народов. Отсутствие знаний о чужих, а порой и о собственных традициях нередко приводит к возникновению этнических или конфессиональных конфликтов. Знакомство с разными религиями значительно расширяет кругозор, открывая молодому поколению новые грани самых разнообразных культурных систем и мировосприятий. Возможность личного общения с представителями конфессий во время экскурсий или дискуссий в религиоведческом клубе позволяет глубже понять мотивы людей иных взглядов, их внутренний мир и относиться к ним как к равным себе.
Преподавателю религиоведения необходимо учитывать в своей педагогической деятельности профессиональные интересы студентов. Например, если дисциплина читается студентам-философам, то особое внимание следует уделять философии религии (анализу сущности и методологии религии, проблемам религиозного сознания); если курс предназначен для студентов-социологов, то - социологии религии (место и роль религии в обществе, социальные процессы, связанные с религией, и социологические теории религии); если это студенты-психологи, то - психологии религии (психологические концепции религии, теории, связанные с изучением мотивации поступков религиозных людей, религиозный опыт); для студентов-филологов интерес будет представлять история и семиотика религии (религиозные традиции и культура, символика религий, специфика семиотической организации религиозных текстов, проблема метода толкования сакральных текстов в религиозной традиции); студенты-юристы будут заинтересованы в получении информации по криминологии религии (религия и право, мировое и отечественное законодательство по вопросам религии, причины и профилактика религиозных преступлений, основные формы взаимоотношений религиозных организаций и государств). Автор читает курс студентам специальности «Связи с общественностью». Профессиональная направленность PR-специалистов предполагает постоянное и грамотно построенное общение с людьми разных социальных групп, культур, этносов и мировоззрений. Практические занятия, на которых отрабатываются профессиональные навыки и религиоведческое понимание различных процессов, усиливает заинтересованность студенческой аудитории в дисциплине и понимание необходимости ее изучения.
Изложенные в статье методы преподавания религиоведения были успешно апробированы автором в течение нескольких лет на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета при работе со студентами специальности «Связи с общественностью». По завершении курса проверяется уровень сформированности религиоведческих компетенций у студентов. Среди
положительных итогов изучения религиоведения следует отметить рост интереса к религиозным традициям разных народов, способности конструктивно взаимодействовать с представителями различных конфессий независимо от их мировоззрения, а также умения анализировать и критически оценивать информацию, публикуемую в средствах массовой информации о религиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вступительное слово на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религи-
озными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи». URL:
http://archive.kremlin.ru/appears/2009/03/11/1802_type63378type82634_213863.shtml. Дата обращения: 06.10.2010.
2. Колодин А.В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: дис. канд. филос. наук / А.В. Колодин; М, 2007. - 183 с.
3. Козырев Ф.Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дисс. д-ра пед. наук / Ф.Н. Козырев; СПб, 2006. - 412 с.
4. Степанова Е.А. Нравственность и/или религия. - URL:
http://www.madipi.ru/mdex.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=87&Itemid=77. Дата обращения: 06.10.2010.
5. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. - М, 1999. - С. 233.
6. Почему вымирают русские. - М.: Эксмо, 2004. - 288 с.
Поступила в редакцию - 12/X/2010 В окончательном варианте - 12/X/2010
UDC 378.14
THE INFLUENCE OF RELIGIONS STUDIER ON MORALS AND VALUES FORMATION AMONG STUDENTS
V.V. Gridina
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected].
This article attends to the importance of teaching Religious Studies at secular education and attempts to explain the role the discipline plays in moral and spiritual development of the students. Special attention is given to the influence of Religious Studies on the formation among students of such concepts as: national culture, individual rights and freedoms, acquiring the necessary knowledge and skills for cross-cultural and interconfessional dialogues and the ability to understand and judge critically the social processes found in the world.
Key words: religious studies, education, traditions, faith teaching, religious beliefs, moral and spiritual education, tolerance, worldview, interconfessional dialogue
Original article submitted - 12/X/2010 Revision submitted - 12/X/2010
Vera V. Gridina, university teacher Department of Sociology, Politology and National History