Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА ЛУГАНЩИНЫ В 1920-е гг.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА ЛУГАНЩИНЫ В 1920-е гг.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-краеведческая деятельность / студенчество / высшие учебные заведения / Донецкий институт народного образования / local-history activities / students / higher educational institutions / Donetsk Institute of People's Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анпилогова Татьяна Юрьевна

На основе историко-педагогического анализа в статье представлена классификация форм историко-краеведческой деятельности советского студенчества в 1920-е гг. На примере студенческой молодежи Луганщины автор выделяет наиболее доступные и распространенные в исследуемый период формы данного вида деятельности, применение которых будет эффективным и в современной системе высшего образования на территории постсоветского пространства. В публикации делается акцент на значимости историкокраеведческой работы для формирования в программной и внепрограммной деятельности студентов социально значимых знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анпилогова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND FORMS OF STUDENTS’ LOCAL-HISTORY ACTIVITIES IN LUGANSHINA IN TWENTIES OF THE PREVIOUS CENTURY: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

The classification of the forms of Soviet studentslocal-history activities in twenties of the previous century, based on historical and pedagogical analysis was presented in the article. The author identified the most accessible and widely used forms of local-history activities in the analysis period using Luganshina’ student youth as an example, and effective use of these forms in the modern system of higher education in the post-Soviet space. The importance of local-history activities for the formation of socially significant knowledge, skills and abilities in the programme and extra-curricular students’ activities was emphasized in the article.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА ЛУГАНЩИНЫ В 1920-е гг.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.24412/2541-9056-2021-1-58-65 УДК 378.016:908(477.61)«192»

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА ЛУГАНЩИНЫ В 1920-е гг.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Т.Ю. Анпилогова

Статья поступила в редакцию 1 февраля 2021 г.

На основе историко-педагогического анализа в статье представлена классификация форм историко-краеведческой деятельности советского студенчества в 1920-е гг. На примере студенческой молодежи Луганщины автор выделяет наиболее доступные и распространенные в исследуемый период формы данного вида деятельности, применение которых будет эффективным и в современной системе высшего образования на территории постсоветского пространства. В публикации делается акцент на значимости историко-краеведческой работы для формирования в программной и внепрограммной деятельности студентов социально значимых знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: историко-краеведческая деятельность, студенчество, высшие учебные заведения, Донецкий институт народного образования.

CONTENT AND FORMS OF STUDENTS' LOCAL-HISTORY ACTIVITIES IN LUGANSHINA IN TWENTIES OF THE PREVIOUS CENTURY: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

T.Yu. Anpilogova

The classification of the forms of Soviet students' local-history activities in twenties of the previous century, based on historical and pedagogical analysis was presented in the article. The author identified the most accessible and widely used forms of local-history activities in the analysis period using Luganshina' student youth as an example, and effective use of these forms in the modern system of higher education in the post-Soviet space. The importance of local-history activities for the formation of socially significant knowledge, skills and abilities in the programme and extra-curricular students' activities was emphasized in the article.

Key words: local-history activities, students, higher educational institutions, Donetsk Institute of People's Educa tion.

Одной из наиболее актуальных про- ской молодежи, ставшей в современных блем системы образования на территории условиях более мобильной и менее ори-государств постсоветского пространства ентированной на сохранение этнорегио-сегодня является формирование граждан- нальной идентичности. Решение данной ско-патриотической позиции студенче- проблемы предполагает активизацию со-

циально значимых видов деятельности, представляющих собой средства граж-данско-патриотического воспитания студенчества, не последнее место среди которых занимает историко-краеведческая деятельность. Отдельным аспектам организации краеведческой деятельности детей и молодежи посвящены работы современных ученых В.А. Грибановой, В.С. Елагиной, О.А. Лаврут, Д.С. Лихачева, И.В. Патрушевой, М.Т. Студеникина, Е.В. Судариковой, Е.Н. Трегубенко, П.Т. Тронько и др.

В процессе организации историко-краеведческой деятельности студенчества в современных учреждениях высшего профессионального образования перспективным является использование советского исторического опыта, дающее возможность вычленить наиболее эффективные формы организации данного вида деятельности, оценить его результативность.

Период становления новой системы высшей школы в 1920-е гг. характеризовался выбором новых форм и методов обучения. Историко-краеведческая деятельность студентов, являвшаяся неотъемлемой частью образовательного процесса высших учебных заведений Луган-щины, в 1920-е гг. получила активное распространение во время аудиторных и внеаудиторных занятий. Анализ многочисленных источников позволяет выделить шесть основных форм организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в указанный период.

Humanities researches of the Central Russia

Первой из наиболее распространенных и простых в организации форм реализации историко-краеведческой работы студенчества Луганщины в 1920-е гг. стала кружковая работа с различными категориями населения. Особое значение ей уделялось Луганской окружной секцией научных работников, в состав которой входили преимущественно педагоги Донецкого института народного образования (далее - ДИНО) и луганских техникумов. Ряд кружков был открыт на базе самого ДИНО. Наибольшей активностью характеризовалась деятельность членов археологического кружка под руководством известного археолога и этнографа С.А. Локтюшева. Участники кружка, включая обучающихся старших классов, принимали участие в археологических раскопках, организуемых социальным музеем [2, с. 7]. Благодаря С.А. Локтюшеву между членами археологического кружка ДИНО и местным музеем были налажены тесные связи, дающие возможность формировать у студентов умения и навыки проведения историко-краеведческой работы.

Организацию кружковой работы в школе с помощью педагогов осуществляли и сами студенты. Эта работа рассматривалась в качестве культурного шефства, являвшегося распространенной практикой в системе вузов в 1920-е гг. В качестве подшефных часто выступали школы, детские дома, колонии, пионерские отряды, детские кружки и т.д. [9, л. 4.]. Однако анализ источников свидетельствует о том, что в целом краеведческая составляющая в работе школьных кружков, организуе-№ 1 (18), 2021 59

мых студентами, была минимальной. Это объяснялось как приоритетом политико-идеологической направленности работы кружков, ставшим общереспубликанской тенденцией, так и недостатком краеведческих знаний у самих студентов.

Второй формой организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи стало проведение так называемых научно-исследовательских экскурсий, имевших ознакомительный характер. В зависимости от направленности они решали такие задачи, как знакомство общественности с методикой археологических исследований, освещение отдельных вопросов истории, природы, культуры родного края, формирование ответственного отношения к историко-культурным ценностям, популяризация охраны культурных памятников. Кроме того, подобные экскурсии являлись одной из форм научно-исследовательской деятельности.

Исследователь О.О. Лаврут выделяет два типа экскурсий, организуемых для студентов вузов в 1920-е гг.: общеобразовательные и учебные. «Первые, - пишет исследователь, - имели своей целью поднять общеобразовательный уровень молодежи, познакомить экскурсантов с географическими особенностями местности, чертами хозяйственной и культурной жизни, изучить работу промышленных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений. Вторые углубляли знания по конкретной дисциплине» [5, с. 99]. Экскурсии для студентов, учащихся и других заинтересованных лиц периодически организовывались препо-

давателями ДИНО совместно с членами краеведческого общества и социального музея в границах Луганского округа [4, с. 443].

Проведение экскурсий для студентов характеризовалось поэтапностью и имело свою методику. Описывая алгоритм данного процесса, историк О.О. Лаврут отмечает: «Составляющими экскурсионной работы стала подготовка к путешествию, проработка материала, итоги. Планируя проведение и организацию поездки, необходимо было увязать экскурсионный материал с курсом предмета с целью конкретизации тем, которые уже были изучены на занятиях, и материалом, необходимым для дальнейшего изучения. Необходимо было перед экскурсией дать студентам общее представление о месте ее проведения, его роли в исторической эпохе, а также характере и значении памяток, которые предполагалось осмотреть» [5, с. 100].

Экскурсии являлись одной из самых доступных, распространенных и вместе с тем эффективных форм историко-краеведческой деятельности. Как отмечает исследователь Е.Н. Трегубенко, «экскурсии и прогулки познавательного характера (экскурсионно-иллюстративный метод) позволяли конкретизировать очевидные общие знания и формировать новые представления и понятия на основе наблюдения местных объектов или явлений окружающей действительности» [11, с. 118]. Большое образовательное значение студенческих экскурсий заключалось в их связи с учебным материалом: они «давали студентам представление о кон-

кретных событиях и явлениях, были наглядными, а потому наполняли реальным содержанием историко-социологические схемы, помогали сформировать точные, ясные представления, облегчали усвоение материала» [5, с. 102].

Третьей и одной из наиболее эффективных форм организации историко-краеведческой деятельности студенчества, предполагавшей активное включение молодежи в практическую работу, стала археологическая практика членов археологического кружка ДИНО, заключавшаяся в их участии в раскопках на территории Луганского края.

В середине 1920-х гг. по инициативе профессора ДИНО С.А. Локтюшева, одновременно занимавшего должность директора Луганского социального музея, было организовано планомерное археологическое изучение территории Луганского округа при активном участии студенчества и старшеклассников. Начиная с 1927 г., археологические исследования, ранее носившие случайный характер, были приведены к единой системе. Методика обучения студентов археолого-краеведческой работе предполагала не только выработку у них практических навыков и умений, но и была направлена на усвоение совокупности знаний по истории края, археологии, этнографии, геологии, формирование определенной культуры мышления и поведения. Описывая методику раскопок, С.А. Локтюшев в статье «Полевые научно-исследовательские работы Луганского музея» отмечал: «Все эти работы в основе своей были проникнуты идеею охраны Humanities researches of the Central Russia

памятников материальной культуры и природы. Так, например, все полевые пальэтнологические изыскания сопровождались для присутствующих объяснительными лекциями... Содержанием лекций обычно служило значение памятников материальной культуры вообще, социально-научное значение открытого при работах, - заканчивались лекции призывом оберегать и не разрушать памятники прошлого и природы» [8, с. 89-90]. Таким образом, данная форма краеведческой работы студентов приобретала просветительскую направленность. Кроме того, формирование сознательного отношения к археологическим артефактам и культурным памятникам имело целью упреждение их хищения местным населением.

Четвертой формой осуществления ис-торико-краеведческой работы студенческой молодежи Луганщины, заключавшейся в знакомстве с опытом обучения студентов в других вузах страны, являлись научно-педагогические экскурсии. Ярким примером проведения научно-педагогической экскурсии стала организованная профессором Ф.А. Бельским в мае 1924 г. командировка студентов и преподавателей ДИНО в Нежинский институт народного образования. Экскурсионная группа, состоявшая из 20 человек (18 студентов и двух руководителей) получила сокращенное название «ДЭКОН», что означало «Донецкий экскурсионный коллектив, отправляющийся в Нежин». Экскурсионный маршрут, занявший по времени 15 дней, охватывал крупные города и культурно-образовательные цен-

№ 1 (18), 2021 61

тры - Харьков, Нежин, Киев, Екатерино-слав [1, с. 13].

Экскурсия проходила по тщательно намеченному заранее плану и включала в себя:

- подготовительный этап (формирование органов самоуправления - комиссий, обеспечивающих потребности участников поездки, знакомство с целями и задачами поездки, инструктаж);

- непосредственно экскурсию (обеспечение досуга участников во время передвижения лекциями-беседами об истории Донбасса, Харьковщины, других регионов страны; знакомство с Харьковским ИНО, Нежинским ИНО, Киевским ИНО, Екате-ринославским ИН: посещение лекций ведущих профессоров, музеев, научных обществ, библиотек и других достопримечательностей; выработка направлений плана дальнейшей совместной работы со студентами и педагогами данных вузов);

- подведение итогов (фиксация наблюдений, обсуждение впечатлений, обобщение позитивного опыта и выделение тех моментов в организации работы других вузов, которые целесообразно применить в ДИНО).

Результаты экскурсии и возможности педагогического и научного взаимообмена опытом были описаны Ф.А. Бельским в статье «Научно-педагогическая экскурсия Донецкого института народного образования», изданной в журнале «Просвещение Донбасса» в 1924 г. (№5-6) [3].

Научно-педагогические экскурсии, несмотря на сложность организации и проблему финансирования, являлись эффективным средством развития студенческо-

го самоуправления, обмена ценным опытом. Они позволяли студентам не только углубить знания по истории родного края, но и расширить кругозор, ознакомиться с региональными особенностями и историей других регионов, позаимствовать опыт организации научной, учебной, историко-культурной, краеведческой деятельности других вузов.

Пятой формой организации историко-краеведческой деятельности студенчества в 1920-е гг. стала работа в пионерских лагерях и лагерях-кочевках в летний каникулярный период.

С целью оздоровления школьников в межвоенный период в УССР была организована единая сеть детских оздоровительных учреждений (оздоровительные площадки, физкультурные базы, пионерские лагеря, детские оздоровительные колонии, дома отдыха подростков и дома отдыха пятого дня (на выходные) для подростков, оздоровительные учреждения санаторного типа и др.) Наиболее доступным видом организованного досуга городских школьников в летний период стал отдых на школьных площадках или в пионерских лагерях. Особую популярность получили первые пригородные пионерские лагеря. В методических рекомендациях «Летняя работа городского и деревенского отряда юных пионеров» (1927) по поводу организации экскурсионной деятельности в пионерских отрядах приводилась классификация возможных экскурсий: «В летней работе отряда немаловажное место должна занять работа по организации и проведению экскурсий и прогулок с целью оздоровления и обра-

зования пионеров. Экскурсии и прогулки могут быть: образовательные, краеведческие и с целью оздоровления» [6, с. 8].

Так называемые «лагеря-кочевки» и длительные экскурсии, организуемые комитетами комсомола и юных пионеров, впервые стали практиковаться на Луган-щине летом 1923 г. Они не были стационарными и обустраивались в лесной местности, на полянах или берегах рек самими пионерами с помощью комсомольцев. Отдых в них длился от нескольких дней до нескольких недель и позволял городским подросткам поближе познакомиться с природой и историей родного края. Летом 1925 г. пионерские лагеря начали открывать повсеместно, а пребывание в них детей стало более организованным. В качестве вожатых к работе в лагерях привлекались студенты Донецкого института народного образования. Они проходили летнюю практику на городских детских и сельских площадках для дошкольников и пионерских лагерях. Например, летом 1925 г. 36 студентов работали во время практики в лагерях юных пионеров, 2 - в детдомах, 3 - на детских площадках, остальные - в опытно-показных учреждениях нового типа (так называемых «лесных учреждениях») Москвы, Крыма, Славянска, Старобельска [10, л. 154-155-об.].

В период пребывания на детских школьных площадках и в лагерях школьники с помощью студентов-практикантов расширяли свой кругозор, посещали различные объекты народного хозяйства и учреждений культуры, знакомились с фактами из истории родного края. Орга-Humanities researches of the Central Russia

низация педагогической практики в пионерских лагерях способствовала получению не только теоретических знаний, но и практических навыков студентов в организации историко-краеведческой работы, направленной на идеологическое и политическое воспитание школьников.

Шестой формой деятельности, позволявшей усовершенствовать навыки исто-рико-краеведческой деятельности студентов, являлась педагогическая практика в школе. Во время ее прохождения студенты фактически дублировали функции учителя, наполнявшего программу комплекса краеведческим материалом. Во время прохождения педпрактики в школе студенты имели возможность получить и закрепить навыки как краеведческой работы, так и методики ее организации.

Итак, анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что в 1920-е гг. в ряде вузов были разработаны собственные результативные методики организации историко-краеведческой работы студентов, созданные на основе обобщения опыта различных учебных заведений. Ее доминирующим направлением стала ар-хеолого-исследовательская работа, что способствовало реальному вкладу обучающихся в изучение истории Донбасса в древнейший период.

Развитие историко-краеведческой работы студенческой молодежи Луганщины в 1920-е гг. стало возможным благодаря деятельности ряда местных научных и образовательных учреждений, среди которых - научный краеведческий кружок (общество) по изучению бассейна среднего течения Донца, Государственный соци-№ 1 (18), 2021 63

альный краевой музей, Луганское отделение института истории партии (истпарт), Научное общество на Донетчине и педагогический музей при Донецком институте народного образования, Луганская секция научных работников. Отдельный, весомый вклад в развитие краеведения и педагогической мысли на Луганщине внесли ученые - преподаватели Донецкого института народного образования.

Таким образом, приобщение учащейся и студенческой молодежи к краеведческой работе в 1920-е гг. стало возможным благодаря ряду субъективных и объективных факторов, среди которых: политическая линия центрального руководства, направленная на популяризацию краеведения на местах с целью экономического освоения региона; наличие опыта осуще-

ствления исследовательской и историко-культурной деятельности сотрудниками краевого музея; личная инициатива ученых и педагогов; создание при ДИНО ряда структур, связанных с изучением Донбасса. Вследствие взаимодействия указанных факторов в структуре луганских вузов была создана эффективная система истори-ко-краеведческой работы студенчества, реализовывающаяся в процессе учебной и внеучебной деятельности в таких формах как: 1) кружковая работа; 2) научно-исследовательские экскурсии по Луганску и окрестностям; 3) археологическая практика; 4) научные педагогические экскурсии в другие города УССР;

5) участие студентов в организации лагерей-кочевок и пионерских лагерей;

6) педагогическая практика в школе.

Список литературы

1. Адаменко Е.В. Работы Фомы Антоновича Бельского на страницах журнала «Просвещение Донбасса / Радянська школа» // Современное педагогическое знание: сборник научный статей по итогам педагогических чтений, посвященных 1000-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилев, МГУ имени А.А. Кулешова / под научной ред. Е.И. Снопковой. - Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2014. -С. 10 - 19.

2. Археологические раскопки Луганского музея // Луганская правда. - 1928. - 10 мая. - №107(3296). -С. 7.

3. Бельский Ф. Научно-педагогическая экскурсия Донецкого института народного образования // Просвещение Донбасса. - 1924. - №5 -6. - С. 57 - 79.

4. Историко-археологическая экскурсия // Краeзнавчi записки. Випуск V. Археолопчне надбання С.О. Локтюшева (до 130^ччя вщ дня народження). Наукова збiрка /Автор-упорядник 1.М. Ключнева. -Луганськ: Вид-во «Шико» ТОВ «^ртуальна реальшсть», 2009. - С. 443.

5. Лаврут О.О. Екскурсп студенев УСРР: досвщ 1920-х рошв // Плея. 1сторичш науки. - 2009. - Вип. 24. -С. 98 - 105.

6. Летняя работа городского и деревенского отряда юных пионеров. - Кострома, 1927. - 29 с.

7. Листування з СНР м. Луганська (1ачня 1926 - 31 ачня 1926) // ЦГАВОВУ. Ф. 331. Оп. 1. Д. 258. Л. 12.

8. Локтюшев С.А. Полевые научно-исследовательские работы Луганского музея // Краезнавчi записки. Випуск V. Археолопчне надбання С.О. Локтюшева (до 130^ччя вщ дня народження). Наукова збiрка / Автор-упорядник 1.М. Ключнева. - Луганськ: вид-во «Шико» ТОВ <^ртуальна реальшсть», 2009. С. 89-96.

9. Протоколы заседаний правления института (15 октября - 31 декабря 1923) // Госархив ЛНР. Ф. Р-416. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

10. Протоколы заседаний членов правления окружного комитета профсоюза работников просвещения (14 декабря 1924 - 11 августа 1925) // Госархив ЛНР. Ф. Р-165. Оп. 1. Д. 1. Л. 154 - 155-об.

11. Трегубенко О.М. Природниче краезнавство в системi втизняноТ шктьноТ осв^и (20-80-т роки ХХ столбя: монографiя. - Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса шевченка», 2011. - 504 с.

References

1. Adamenko E.V. Raboty Fomy Antonovicha Bel'skogo na stranicah zhurnala «Prosveshchenie Donbassa / Radyans'ka shkola» // Sovremennoe pedagogicheskoe znanie: sbornik nauchnyj statej po itogam pedagogicheskih chtenij, posvyashchennyh 1000-letiyu kafedry pedagogiki, 17 dekabrya 2013 g., g. Mogilev, MGU imeni A.A. Kuleshova / pod nauchnoj red. E.I. Snopkovoj. - Mogilev: MGU imeni A.A. Kuleshova, 2014. -S. 10 - 19.

2. Arheologicheskie raskopki Luganskogo muzeya // Luganskaya pravda. - 1928. - 10 maya. - №107(3296).

- S. 7.

3. Bel'skij F. Nauchno-pedagogicheskaya ekskursiya Doneckogo instituta narodnogo obrazovaniya // Prosveshchenie Donbassa. - 1924. - №5 -6. - S. 57 - 79.

4. Istoriko-arheologicheskaya ekskursiya // Kraeznavchi zapiski. Vipusk V. Arheologichne nadbannya S.O. Loktyusheva (do 130-richchya vid dnya narodzhennya). Naukova zbirka /Avtor-uporyadnik I.M. Klyuchneva.

- Lugans'k: Vid-vo «SHiko» TOV «Virtual'na real'nist'», 2009. - S. 443.

5. Lavrut O.O. Ekskursiï studentiv USRR: dosvid 1920-h rokiv // Gileya. Istorichni nauki. - 2009. - Vip. 24. -

5. 98 - 105.

6. Letnyaya rabota gorodskogo i derevenskogo otryada yunyh pionerov. - Kostroma, 1927. - 29 s.

7. Listuvannya z SNR m. Lugans'ka (1sichnya 1926 - 31 sichnya 1926) // CGAVOVU. F. 331. Op. 1. D. 258. L. 12.

8. Loktyushev S.A. Polevye nauchno-issledovatel'skie raboty Luganskogo muzeya // Kraeznavchi zapiski. Vipusk V. Arheologichne nadbannya S.O. Loktyusheva (do 130-richchya vid dnya narodzhennya). Naukova zbirka / Avtor-uporyadnik I.M. Klyuchneva. - Lugans'k: vid-vo «SHiko» TOV «Virtual'na real'nist'», 2009. S. 89 - 96.

9. Protokoly zasedanij pravleniya instituta (15 oktyabrya - 31 dekabrya 1923) // Gosarhiv LNR. F. R-416. Op. 1. D. 1. L. 4.

10. Protokoly zasedanij chlenov pravleniya okruzhnogo komiteta profsoyuza rabotnikov prosveshcheniya (14 dekabrya 1924 - 11 avgusta 1925) // Gosarhiv LNR. F. R-165. Op. 1. D. 1. L. 154 - 155-ob.

11. Tregubenko O.M. Prirodniche kraeznavstvo v sistemi vitchiznyanoï shkil'noï osviti (20-80-ti roki HKH stolittya: monografiya. - Lugans'k: Vid-vo DZ «LNU imeni Tarasa shevchenka», 2011. - 504 s.

Для ссылки: Анпилогова Т.Ю. Содержание и формы историко-краеведческой деятельности студенчества Луганщины в 1920-е гг.: историко-педагогический анализ // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №1 (18). - С. 58-65.

Humanities researches of the Central Russia № 1 (18), 2021

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.