Научная статья на тему 'Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953-1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области)'

Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953-1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ХРУЩЕВСКАЯ "ОТТЕПЕЛЬ" / СТАЛИНГРАДСКАЯ (ВОЛГОГРАДСКАЯ) ОБЛАСТЬ / ORGANIZATION OF LEISURE / CHILDREN'S RECREATION / TOURISM / EXCURSION / CULTURAL INSTITUTIONS / KHRUSHCHEV'S "THAW' / STALINGRAD (VOLGOGRAD) REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Липатов Александр Вячеславович, Меркурьева Вера Сергеевна, Такташева Флюра Анваровна

Актуальность темы обусловлена современными междисциплинарными исследованиями в области исторической антропологии и социальной истории, освещающей период существования СССР. Статья основана на репрезентативных источниках, позволяющих охарактеризовать развитие туризма и экскурсионной деятельности как основных форм досуга детей и молодежи. На основе анализа неопубликованного архивного материала и периодической печати выявляются цель и содержание туристско-экскурсионного направления досуга подрастающего поколения Сталинградской (Волгоградской) области в условиях хрущевской «оттепели». На основе документального материала были определены основные направления походов и экскурсий школьников и студентов города и области. Определена роль местных государственных структур в организации досуга детей, а также место учреждений образования и культуры, спортивных обществ и личной инициативы детей и молодежи в проведении туристических походов и экскурсий. Результаты научного исследования дополняют уже известные сведения о повседневной культуре советских людей и их жизни в условиях изменения роли государства и общества в организации и проведении досуга в 1953-1964 годах. Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта РФФИ и Администрации Волгоградской области (проект № 18-49-340004 р_а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and Excursions as Forms of Organization of Leisure of Children and Youth in USSR in 1953-1964 (on Materials of Stalingrad (Volgograd) Region)

The relevance of the topic is due to modern interdisciplinary research in the field of historical anthropology and social history, covering the period of the USSR. The article is based on representative sources that allow to characterize the development of tourism and excursion activities as the main forms of leisure for children and young people. Based on the analysis of unpublished archival material and periodicals revealed the purpose and content of tourist and excursion leisure activities of the younger generation of Stalingrad (Volgograd) region in the conditions of Khrushchev's “thaw.” On the basis of the documentary material the main directions of hikes and excursions of schoolchildren and students of the city and region were determined. The role of local government agencies in the organization of children's leisure, as well as the place of educational and cultural institutions, sports societies and personal initiatives of children and youth in organizing hiking and excursions are determined. The results of the research complement the already known information about the everyday culture of the Soviet people and their lives in the changing role of the state and society in the organization and conduct of leisure in 1953-1964. The article is prepared within the research grant of RFBR and administration of Volgograd region (project No. 18-49-340004 p_a).

Текст научной работы на тему «Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953-1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области)»

Липатов А. В. Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953—1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области) / А. В. Липатов, В. С. Меркурьева, Ф. А. Такташева // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 377—392. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-377-392.

Lipatov, A. V., Merkuryeva, V. S., Taktasheva, F. A. (2018). Tourism and Excursions as Forms of Organization of Leisure of Children and Youth in USSR in 1953—1964 (on Materials of Stalingrad (Volgograd) Region). Nauchnyy dialog, 12: 377-392. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12377-392. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА

^fr hbbaw.ru

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 379.8(470.45)"1953/1964"

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-377-392

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

Туризм и экскурсии как формы организации досуга детей и молодежи в СССР в 1953—1964 годах (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области)1

© Липатов Александр Вячеславович (2018), orcid.org/0000-0001-8536-4732, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Отечественной истории и историко-краеведческого образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия), elita_lee@mail.ru.

© Меркурьева Вера Сергеевна (2018), orcid.org/0000-0002-8975-6511, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Отечественной истории и историко-краеведче-ского образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия), merkuvera@yandex.ru.

© Такташева Флюра Анваровна (2018), orcid.org/0000-0002-0960-8288, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Отечественной истории и историко-крае-ведческого образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия), flyura34@mail.ru.

Актуальность темы обусловлена современными междисциплинарными исследованиями в области исторической антропологии и социальной истории, освещающей период существования СССР Статья основана на репрезентативных источниках, позволяющих охарактеризовать развитие туризма и экскурсионной де-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-49-340004 р_а («Досуг детей и молодежи в 1945—1964 гг.: на материалах Сталинградской (Волгоградской) области»).

ятельности как основных форм досуга детей и молодежи. На основе анализа неопубликованного архивного материала и периодической печати выявляются цель и содержание туристско-экскурсионного направления досуга подрастающего поколения Сталинградской (Волгоградской) области в условиях хрущевской «оттепели». На основе документального материала были определены основные направления походов и экскурсий школьников и студентов города и области. Определена роль местных государственных структур в организации досуга детей, а также место учреждений образования и культуры, спортивных обществ и личной инициативы детей и молодежи в проведении туристических походов и экскурсий. Результаты научного исследования дополняют уже известные сведения о повседневной культуре советских людей и их жизни в условиях изменения роли государства и общества в организации и проведении досуга в 1953—1964 годах. Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта РФФИ и Администрации Волгоградской области (проект № 18-49-340004 р_а).

Ключевые слова: организация досуга; детский отдых; туризм; экскурсия; учреждения культуры; хрущевская «оттепель»; Сталинградская (Волгоградская) область.

1. Введение

В исторической науке заметна тенденция обращения к истории советской повседневности, в частности, к проблемам организации и проведения досуга, его форм и средств для разных возрастных групп советского общества [Лебина, 2015, с. 17—19], среди которых значительное внимание отводится детям и молодежи. Тем не менее сфера детского и молодежного досуга в СССР остается малоизученной как на всероссийском, так и на региональном уровне. Так, анализ проблем организации и специфики проведения досуга детей и молодежи никогда не являлся специальным предметом исследования волгоградских историков и краеведов. В связи с этим рассмотрение состояния сферы досуга и развития его форм приобретает актуальный характер для формирования представления о проведении свободного времени столь значимых социальных групп населения в условиях продолжающегося восстановления области в период после германской агрессии и трансформации форм досуга под влиянием социальных изменений в период хрущевской «оттепели». Также отметим, что восстановление экономического потенциала Сталинградской (Волгоградской) области, высокая степень урбанизации за счет приезжавших специалистов с семьями, сокращение рабочего времени, массовое строительство типового жилья и социально-бытовых объектов, реформы в области образования и культуры в 1950-х — 1960-х годах обусловливали рост общественной инициативы и самодеятельности в сфере досуга.

Изменения материального положения населения, улучшение социальной стороны жизни и некоторая либерализация общественных отношений позволили расширить формы и средства досуга. Особенное место в системе досуга детей и молодежи заняли туристические походы и экскурсии,

проведение которых стало возможно после восстановления облика городов и сельских районов области, развития её инфраструктуры и расширения сети учреждений образования и культуры с 1943 по начало 1950-х годов. характеристика развития туристско-экскурсионного направления досуга детей и молодежи, определение его значения в воспитании подрастающего поколения и выявление роли государства, общественных организаций и личного отношения всех участников походов и экскурсий к делу организации этих форм досуга являются задачами нашего исследования.

Изучение досуга как одной из сфер советского общества позволяет показать социокультурное развитие в исследуемый период, в условиях взаимного детерминирования общественных сфер и структур (политики, экономики, культуры и развития личности в идеолого-воспитательной системе).

В условиях функционирования общественных институтов в СССР досуг, как и все сферы жизни людей, находился в поле влияния властных структур и рассматривался в качестве одного из инструментов идеолого-политической и воспитательной работы среди всех категорий населения [Ульянова, 2017, с. 531—540], в том числе подрастающего поколения. Свободное время и досуг, которые расценивались как одно из завоеваний советской власти, оставались сферами, зависимыми от уровня социально-экономического развития общества и политической конъюнктуры. Организация и проведение досуга включались в культурно-массовую и просветительскую деятельность учреждений образования и культуры, общественных организаций и спортивных обществ. Это создавало условия для развития вариативных досуговых форм и практик, таких, например, как туристические походы и слеты, экскурсии. По своему характеру обозначенные формы досуга, несомненно, были социально ориентированы и являлись эффективными формами коллективного проведения свободного времени, предназначенными для развития способностей детей и молодежи. В своей основе туристско-экскурсионное направление исходило как из государственных интересов в отношении подрастающего поколения, заключающихся в формировании «сознательного строителя коммунизма», так и из общественных потребностей — всесторонне развивать личность через вовлечение её в различные формы социальной деятельности.

В период восстановления комплекса народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны и дальнейшего социалистического строительства в 1950-х — начале 1960-х годов советское общество переживало глубокие структурные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах. Повышение материального состояния рабочих,

выполнение производственных планов промышленных предприятий и реализация социальных программ в области образования и культуры напрямую отразились на развитии сферы досуга. Туристические походы и экскурсии, которые включались в систему культурного обслуживания населения (в том числе для детей и молодежи), определялись властями как «общественно-социальное явление, способствовавшее выполнению важных общественно-политических функций» [Завьялова, 2015, с. 218]. Они стали играть важную роль в проведении досуга, расширяя у детей и молодежи представление о природных богатствах, строительстве крупных экономических объектов, вкладе трудовых коллективов организаций и предприятий в развитие советского общества.

2. Становление местных структур, решающих задачу организации туристических походов и экскурсий

Проблемы в организации досуга и отдыха особенно остро ощущались в городах и районах, подвергшихся разорению в период Сталинградской битвы, когда были уничтожены материальные и социально-культурные основания для проведения досуга. Если опыт организации экскурсий и туристических выездов как для взрослого населения, так и для детей и молодежи был накоплен ещё до Великой Отечественной войны, то в новых, послевоенных условиях требовалось восстановить деятельность государственных органов и общественных институтов по организации туристических походов и экскурсий. Возобновление работы структур в сфере ту-ристско-экскурсионного дела позволило расширить формы, средства и направления работы с разными возрастными категориями населения.

В Сталинградской (Волгоградской) области в 1950-х — 1960-х годах по сравнению с восстановительным периодом (1943 — начало 1950-х годов) расширилась сеть учреждений образования и культуры, возобновилась деятельность ячеек и отделений всесоюзных и республиканских общественных организаций. В эти же годы заметен рост при Домах культуры и спортивных обществах детско-юношеских клубов и секций, что так или иначе отражалось на формах проведения досуга и свободного времени. Изменяющееся пространство досуга и его форм позволило дать импульс туристско-экскурсионному направлению в досуге подрастающего поколения.

В Сталинграде-Волгограде развитие туристических выездов и экскурсий как форм досуга началось с момента возникновения при музее Обороны Царицына-Сталинграда небольшой экскурсионной базы в 1951 году, держащейся на энтузиазме музейных работников. Она располагалась

в крайне неудобных полуподвальных помещениях и не имела достаточного материального обеспечения, что не позволяло туристические выезды и экскурсии сделать массовыми, централизованными формами досуга. С 1 апреля 1960 года при Отделе культуры г. Сталинграда (Волгограда) было организовано Городское экскурсионное бюро. В его функции входили организация туристических выездов и проведение экскурсии по местам военной и трудовой славы и крупным промышленным объектам как для жителей города, так и гостей, а также оказание методической помощи всем самодеятельным организациям, работающим в данном направлении. Однако у Городского экскурсионного бюро на первый год работы в штате не были предусмотрены экскурсоводы, деятельность по проведению экскурсий легла на плечи работников учреждений образования и культуры, учителей и общественников [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 153, л. 22].

Для оптимизации туристско-экскурсионного направления досуга среди детей и молодежи в 1952 году была открыта первая детская экскурсионная база на 150 мест на базе школы N° 18 (решение Исполнительного комитета Сталинградского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1952 года), позже была открыта вторая на 130 мест (в 1955 году). Затем, 13 сентября 1952 года решением исполкома областного Совета и приказом областного Отдела народного образования № 170 была открыта сталинградская Областная детская экскурсионно-туристская станция. Все это позволило дать импульс развитию туристического направления, централизовать и структурировать направления работы со школьниками в этой сфере досуга. Так, за сезон 1954—1955 годов база на своих площадках приняла 1920 человек [ЦДНИВО, ф. 113, оп. 48, д. 191, л. 2], а в 1955 году — уже более 2000 учеников (из которых 1200 приехали из области) [ЦДНИВО, ф. 113, оп. 51, д. 152, л. 20]. Сталинградская Областная детская экскурсионно-туристская станция была призвана организовывать групповые формы работы по сплочению детско-юношеских коллективов и проводить массовые мероприятия к юбилейным и знаковым датам города, области и страны.

3. Содержание и направления туристических походов и экскурсий для детей и молодежи города и области. Совместное участие общественных структур и роль властей в проведении досуга

В середине 1950-х годов для учащихся школ силами районных Отделов народного образования и городской экскурсионной базы проводились пешеходные экскурсии по историческим местам Царицына-Сталинграда. Экскурсии включали места героической обороны красного Царицына от сил «белых» в 1918 году, подвигов советских солдат в период Ста-

линградской битвы 1942—1943 годов, памятники героям-защитникам города, новые отстроенные улицы и скверы, а также выезды на стройки крупных экономико-технологических гигантов, которые были возведены в статус «Великих коммунистических строек» — Волго-Донского канала им. В. И. Ленина и стройки Сталинградской (Волжской) ГЭС [Экскурсии по Сталинграду, 1955, с. 4].

В условиях экономического роста и социального развития Сталинграда и сельских районов области туристические походы и экскурсии прочно входят в учебно-воспитательную работу учреждений образования и культуры. Так, например, в течение всего 1955 года, особенно в весенне-летний период, тысячи школьников из городов и сел Сталинградской области выходили на экскурсии для изучения истории и природы, жизни региона после восстановления. Основным содержанием школьных экскурсий являлось изучение новаторского опыта в сельскохозяйственном производстве, развитии аграрной и промышленной отраслей в области и успешных показателей районных колхозов и совхозов. Важным элементом экскурсий было знакомство с сельхозтехникой и особенностями выращивания различных сельскохозяйственных культур в природно-климатических условиях области, что тесно связывало процесс познания с трудовыми буднями, процессом производства и механизмом внедрения передового опыта деятельность колхозов и совхозов. Например, учащиеся Гмелинской средней школы Старополтавского района под руководством старшей пионервожатой И. А. Мокряковой совершили выход на Валуевскую опытную станцию, где школьники познакомились с работой садовода Г. Т. Куликова. Он провел ребят по колхозному фруктовому саду и рассказал о выведении гибридов слив, груш и яблок мичуринским способом. Также директора средних школ Фроловского района И. И. Кирсанов и М. А. Романов провели ряд комплексных экскурсий в МТС своего района и познакомили учеников с новыми видами сельскохозяйственной техники. Учащиеся Даниловской средней школы под руководством преподавателя литературы Т. А. Тамож-никовой провели поход по сбору русского фольклора [Ежкова, 1955, с. 3]. Подобные мероприятия способствовали приучению детей к труду, что для советской системы ценностей играло важную роль, — это являлось одним из условий духовного развития личности, всестороннего становления личности гражданина будущего коммунистического общества.

Для вовлечения в экскурсии большего количества школьников и оказания методической помощи руководителям туристических групп Обком ВЛКСМ и работники сталинградской Областной детской станции проводили различные культурно-массовые мероприятия. Среди них особо сле-

дует отметить проведение областных звездно-эстафетных походов для юных туристов, организацию слетов, открытие в летний период детских туристических баз и оказание методической помощи школам в проведении походов по родному краю и экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Такие мероприятия на протяжении 1950-х годов привлекали и вовлекали детей и подростков в туризм и экскурсии по сельских районам и крупным производственным центрам области — Волжскому, Камышину, Урюпинску, Михайловке. В 1954 году значительно увеличилось количество проведенных туристских походов и участников в них: по области было проведено около 500 походов с охватом 9000 человек. Непосредственно на станции было организовано 2 экскур-сионно-краеведческих и 2 туристских кружка, что показывает большой рост интереса самих детей и подростков к коллективно-творческому делу [Ежкова, 1955, с. 3].

Летом 1955 года сталинградская Областная детская экскурсионная база провела межрайонные звездно-эстафетные и кольцевые походы, в которых приняли участие 60 средних и 90 семилетних школ области. В отличие от ранее проводившегося Областного звездно-эстафетного похода, маршруты которого проходили по рекам и озерам области, а конечным пунктом был Сталинград, в 1955 году межрайонные звездно-эстафетные и кольцевые маршруты стали проводиться по 10 маршрутам, лучи и кольца которых сходились в 10 районах-округах. Лучшие группы туристов приняли участие в Областном слете юных туристов в Сталинграде, который стал крупным организованным мероприятием по объединению сил юных туристов. Дети-экскурсанты, прибывшие из районов Сталинградской (Волгоградской) области или других областей РСФСР и республик СССР, получили возможность ознакомиться с историческими местами города, со строительством Сталинградской (Волжской) ГЭС, посетить музей героической Обороны Царицына-Сталинграда, детскую железную дорогу, сталинградский планетарий и Областной краеведческий музей [Ежкова, 1955, с. 3].

В период летних каникул учителя нередко организовали водные и пешие маршруты. В июле-августе 1955 года 16 учеников школы № 11 Сталинграда (Волгограда) (8 девушек и 8 мальчиков) под руководством учителя физической культуры Д. Д. Курыкина совершили спуск на лодках: вниз по Волге до Владимировки, вверх по реке Ахтубе до строительства Сталинградской ГЭС, а затем снова вернулись в Сталинград. Надо заметить, что их маршрут проходил через колхозы, рыболовецкие артели и крупные волжские стройки, которые ребята посещали и составляли путевые за-

метки для того, чтобы потом включить в отчет для школьной пионерской и комсомольской ячеек [Гуров, 1955, с. 4].

В 1957 году в честь 40-й годовщины Великого Октября газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения РСФСР организовали Всесоюзную конференцию пионеров и школьников. В её задачу входило изучение родного края в сочетании с поисковой работой по заданиям местных Советов, научных и других организаций и предприятий. В рамках выполнения задач, поставленных Всесоюзной конференцией, в области было сформировано 374 экспедиционных отряда, в которые вошли 5700 учащихся пятых — десятых классов. Во время походов участники экспедиции собирали предметы быта и орудия труда, записывали рассказы участников Гражданской и Великой Отечественной войн, раскрывавшие изменения, произошедшие за 40 лет социалистического строительства. Кроме того, эти отряды оказали большую помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, а также выступили с концертами совместно с художественной самодеятельностью в самых отдаленных населенных пунктах области [Ежкова, 1957, с. 4].

В 1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», определивший основы образования и воспитания подрастающего поколения в период перехода к развёрнутому строительству коммунизма в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Теперь важное место в идеолого-воспитательной системе отдавалось формированию социальной активности, инициативности, ответственности и повышению культурно-образовательного уровня будущих рабочих и служащих Советского Союза. Несомненно, важным проводником реализации этой идеи служили не только учреждения образования и культуры, но и детские общественные организации. Ключевую роль, конечно, играла пионерская организация, которая представляла собой массовую самодеятельную коммунистическую организацию детей и подростков СССР. Внедрение туристических походов и популяризация туристических маршрутов в рамках культурно-массовой работы пионерских организаций способствовали развитию самых высоких моральных и физических качеств у будущих строителей коммунизма, ведь при их проведении от юных пионеров требовалось напряжение всех сил и умений. О большом значении этой практики досуга среди пионеров свидетельствует внимание со стороны местной ячейки ВЛКСМ и партийных структур. Так, в начале июня 1962 года в рамках проведения Областного праздника юных ленинцев состоялся съезд представителей районных ячеек пионерии и слёт юных туристов. Пионеры докладывали перед комсомольцами

и местными партийными деятелями об успехах деятельности пионерских организаций. Уже 3 июня 1962 года за Волгой, на городской туристско-экс-курсионной базе встретились юные туристы-пионеры со всех районов области (Михайловский, Ленинский, Урюпинский, Еланский, Николаевский, Дубовский и др.). В форме докладов они рассказывали о своих туристических маршрутах и совершаемых экскурсиях, о том, как привлекали других школьников к своей деятельности, и о совершенных открытиях в родных местах [Праздник смелых ..., 1962, с. 3]. Анализ периодической печати показывает, что в этой встрече была заложена важная идея объединения сил юных туристов, формирования положительной дружеской атмосферы и чувства коллективизма.

В 1957 году рабочая молодежь Сталинградского тракторного завода, входящая в добровольное спортивное общество «Торпедо», совершала каждую субботу туристический поход. Так, на страницах «Сталинградской правды» рассказано о походе молодых туристов по маршруту: Волжский — Средняя Ахтуба — Красная слобода, о том, как было найдено место для ночлега, как разжигать костёр и ориентироваться по звездам. В результате туристического вылаза, пользуясь компасом и картой, был составлен план местности с дополнительными ориентирами и описанием пути, которым могли бы воспользоваться новички туристического дела. Автор статьи — участник этого туристического похода, отмечал «.думаем, мы, может быть туризмом заинтересуется городской комитет физкультуры и туристско-экскурсионная база, которые. не проявляют заботы об этом виде спорта» [Чудин, 1957, с. 3].

В 1958 году в целях развития массового туризма среди населения города и области Обком КПСС обязал «областной и городской отделы народного образования включить в планы внешкольной работы с учащимися путешествия по родному краю в свободные от занятий дни, а физкультурным организациям оказывать помощь школам в этой работе» [ЦДНИВО, ф. 113, оп. 57, д. 15, л. 175]. Это привело к появлению пионерских туристских лагерей. Так, к 1960 году на реке Судомойке для детей Сталинского района г. Сталинграда (Волгограда) был создан летний пионерский туристский лагерь, материальная база которого была сформирована с долевым участием предприятий этого же района (завод № 5 силикатного кирпича, железобетонный завод, ремонтно-механический завод Облпромсовета, завод тракторных деталей и нормалей, «Красная застава»). Основным видом отдыха являлись экскурсии и походы, срок путевки составлял 15 дней. Сам лагерь мог принять до 150 человек [Пионерский ..., 1960, с. 4]. Как отмечали сами школьники в лагере, «жизнь в палатках, экскурсии, песни у вечерних ко-

стров, почти полная самостоятельность — это и есть настоящий отдых» [Замечательно ...,1960, с. 4]. Ребята отправлялись в поход на местное озеро и совершили экскурсию в колхоз «Красный октябрь». Школьники оказали колхозникам помощь в сборе яблок. Также они выпускали стенгазету «Турист», самостоятельно помогали друг другу проводить свет к палаткам от электростанции.

Во время слёта юных ленинцев, уже с 12 июня 1962 года, при поддержке Обкома КПСС и Волжского горисполкома был открыт городской слёт туристов Волжского, в котором приняли участие молодые активисты из числа энергетиков Волжской ГЭС, ремонтно-механического завода, подшипникового завода № 15 и спортсменов — представителей Волго-градгидростроя. В программу слёта были включены спортивные состязания, эстафеты и преодоления водных преград [Кокин, 1962, с. 2].

В период зимних каникул студенты техникумов и вузов Сталинграда (Волгограда), как и в весенне-летнее время, продолжали выезжать за Волгу. Так, студенты педагогического института выехали на туристическую базу возле ерика Верблюд для прохождения пешего лыжного маршрута [Студенческие ..., 1964, с. 3]. Студенты медицинского института остановились в заволжском парке культуры и отдыха «Бакалда», где прошел семинар по туристическому делу, целью которого было получение звания «младший инструктор по туризму» для всех сподвижников туристического движения [Студенческие ..., 1964, с. 3]. Группа отдыхающих этого же парка под руководством второкурсника медицинского института А. Ефименко, лыжника-второразрядника, провела лыжный туристический поход по селениям Среднеахтубинской поймы, составивший более 200 км. [Студенческие ..., 1964, с. 3].

Во многом рост интереса к туристическим походам по дельте реки и участие в экскурсиях по районам области объяснялись слабой материальной базой учреждений культуры. Например, Сталинградский (волгоградский) городской сад, как крупный центр досуга для горожан, в летний период 1956 года не располагал оборудованными детскими игровыми уголками, не имел спортивного инвентаря, а имеющиеся в нем аттракционы из-за давнего использования пришли негодность [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 97, л. 22—23]. Это позволяет предположить, что самодеятельный туристический поход или экскурсия вызывали более живой отклик у детей и подростков. Они не требовали специальной материальной базы и оборудования, значительного финансирования, а романтика приключений и открытие новых горизонтов привлекали юных путешественников.

Необходимо отметить большую роль музеев Сталинграда (Волгограда) в организации и развитии экскурсионной работы. Музей Обороны Царицына-Сталинграда и Областной краеведческий музей, по сути дела, были единственными центрами, способными составить маршруты туристических походов и экскурсий, обогатить содержание этих мероприятий историческими сведениями, наглядным материалом и предметами быта. XXI съезд КПСС поставил важную задачу перед учреждениями образования и культуры в области идеологической работы — улучшить «работу по воспитанию советских людей, повышению их сознательности и активности <...> следует обратить особое внимание на коммунистическое воспитание подрастающего поколения <...> добиться того, чтобы советская школа, тесно увязывала обучение с производством, с практикой коммунистического строительства.» [По докладу Хрущева ..., 1986, с. 302]. Музей Обороны в этом векторе развития приобрел функцию помощника партийных, комсомольских, общественных организаций в коммунистическом воспитании, особенно подрастающего поколения, на героических традициях Царицына-Сталинграда. В этой связи особое значение приобретала экскурсия, выступавшая не только как форма проведения досуга, но и как средство политического просвещения. Поэтому музей Обороны сделал акцент на экскурсионном направлении для учащихся: в 1959 году музей Обороны посетило 24942 школьника, было проведено 550 экскурсий с охватом 14761 школьника с обзорными лекциями о героях-защитниках Царицына-Сталинграда, по местам боевой славы Гражданской войны и Сталинградской битвы [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 153, л. 49—51].

В соответствии с решением XXII съезда КПСС в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры необходимо было совершенствовать условия для коммунистической идейности в жизни, труде, в отношениях между людьми, для развития умений разумно пользоваться благами коммунизма [Двадцать второй ..., 1986, с. 74]. Это напрямую отразилось на развитии культурного обслуживания, повышении культуры быта, организации досуга. Так, в 1963 году музеями города было пересмотрено содержание экскурсий и в них привнесено новое знание о развитии советского общества. Экскурсии для детей и молодежи теперь включали не только материалы, посвященные боевой славе города, но и примеры трудовых подвигов сталинградцев (волгоградцев): «Генеральный план строительства», «Волгоград в действии», «Мамаев курган — величественный памятник славы» [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 193 а, л. 6], показывающие успехи социалистического строительства и роль КПСС в общественном развитии. Также важным компонентом коммунистического воспитания с принятием

решений XXII съезда КПСС являлось вовлечение в воспитательную систему объектов истории и культуры для эстетического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим в 1964 году экскурсоводы Городского экскурсионного бюро разработали новые темы экскурсий с целью приобщения детей и подростков к эстетическим идеалам социалистического общества: «Волгоград театральный», «Скульптурные памятники и памятные места г. Волгограда» [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 208, л. 61].

В 1964 году Городское экскурсионное бюро специально для школьников разработало экскурсионные маршруты, которые учитывали социально-педагогические характеристики и возрастные интересы детей, а также включали новые объекты промышленности, культуры и искусства, заново отстроенные улицы и проспекты, заводские скверы и районные парки: «Люби и знай свой город», «Волга работает на коммунизм», «Наш зелёный друг», «Возрожденный Волгоград», «По военным дорогам наших отцов». Для старших школьников проводились экскурсии на темы: «Город-герой Волгоград», «Большая химия Волгограда», «Волжский — новый социалистический город», «Славный путь волгоградского комсомола». Анализ содержания экскурсий показывает, что большой удельный вес занимали тезисы о роли КПСС в объединении народных масс для выполнения планов экономического развития, характеризовались темпы развития новых отраслей промышленности, например, химическая и нефтеперерабатывающая отрасли, а также раскрывался вклад комсомольцев в восстановление Сталинграда (Волгограда).

Надо отметить, что в конце 1950-х — начале 1960-х годов деятельность по организации туристических выездов и экскурсий со школьниками и комсомольцами приобретала все большее значение из года в год. Это проявилось в развитии общественных начал в этом направлении, выразившихся в проведении шефских экскурсий с учащимися школ Сталинграда (Волгограда) и оказании помощи в организации комсомольских слётов и собраний на Мамаевом кургане. Также работники экскурсионного бюро оказывали методическую помощь экскурсоводам молодежной секции городского Дворца пионеров [ГАВО, ф. 6019, оп. 2, д. 127, л. 39—41] при составлении планов экскурсий, подборке необходимого краеведческого материала, разработке маршрутов экскурсий для детей и подростков.

4. Заключение

Таким образом, в исследуемый период туристические походы и экскурсии стали одной из наиболее простых и эффективных форм проведения досуга детей и молодежи области. Их тематика, как и в целом организация,

следовала логике идеолого-воспитательной работы с населением, определявшейся КПСС на партийных съездах, и государственными планами развития советского общества.

Изучение туристско-экскурсионной деятельности в пределах области позволило увидеть направления туристических походов: по Волго-Ахту-бинской пойме, по местам боевых действий Гражданской и Великой Отечественной войн, по объектам социалистического производства для знакомства с трудовыми успехами рабочих местных заводов и тружеников села.

Необходимо отметить рост популярности этих форм среди детско-юношеского и молодежной среды. Об этом свидетельствовало увеличение сети учреждений, организующих экскурсии и туристические походы: от городского экскурсионного бюро в Сталинграде (Волгограде), школ и добровольных спортивных обществ до туристических баз и станций. Заметно, что туризм и экскурсии стали прочно входить в системы внеклассной работы школ и учреждений культуры. Являясь частью воспитательной системы, они становились не только эффективными средствами физического развития, познания окружающей природной среды или социальной действительности, но и инструментом коммунистического воспитания. Туристические походы и экскурсии позволяли развивать все необходимые качества будущих строителей коммунистического общества: коллективизм, ответственность за общее дело, активность, что позволяло формировать школьников и студентов как участников общественных процессов.

Такой широкий охват населения этими практиками досуга объяснялся отсутствием крупных затрат на их организацию, а также возможностью проявить свободу, инициативу в составлении маршрутов туристических походов и экскурсий. Эти формы досуга отвечали общественным потребностям, во-первых, создавали условия для целостного, гармоничного развития личности, во-вторых, позволяли объединить и сплотить детские и молодежные коллективы, в-третьих, служили положительной альтернативой неорганизованному досугу среди детей и молодежи. Последнее определило большое участие учителей и общественников, комсомольских и профсоюзных ячеек, ставших основными проводниками при реализации этого направления досуга для детей и молодежи.

Тем не менее анализ местного документального материала и периодической печати выявляет слабую материальную базу туристско-экскурси-онного направления: не хватало туристических баз, в станциях за Волгой не хватало туристического снаряжения, — что сдерживало превращение его в массовый вид досуга.

В целом отметим, что в исследуемый период развитие туристско-экс-курсионного направления в досуге детей и молодежи в Сталинградской (Волгоградской) области только стало набирать темп развития. Как покажет развитие дальнейшее развитие советского общества, эти туристические походы и экскурсии станут массовыми формами проведения свободного времени как среди взрослого населения, так и среди детей и молодежи.

Источники и принятые сокращения

1. Гуров В. В поход, друзья! / В. Гуров // Сталинградская правда. — 1955. — 20 июля.

2. ГАВО — Государственный архив Волгоградской области. Ф. 6019. Оп. 2. Д. 97. Лл. 22—23; Д. 127. Лл. 39—41; Д. 153, Л. 22, Лл. 49—51; Д. 193 а. Л. 6.; Д. 20. Л. 61.

3. Ежкова Р. Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников / Р. Ежкова // Сталинградская правда. — 1957. — 1 ноября.

4. Ежкова Р. Экскурсии школьников летом / Р. Ежкова // Сталинградская правда. — 1955. — 21 мая.

5. Замечательно быть туристом // Сталинградская правда. — 1960. — 16 августа.

6. Кокин Б. Горят костры за Волгой / Б. Кокин // Волгоградская правда. — 1962. — 13 июня.

7. Пионерский, туристский // Сталинградская правда. — 1960. — 31 июля.

8. Праздник смелых, ловких и умелых // Волгоградская правда. — 1962. — 3 июня.

9. Студенческие каникулы // Волгоградская правда. — 1964. — 25 января.

10. ЦДНИВО — Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 113. Оп. 48. Д. 191. Л. 2; Оп. 51. Д. 152. Л. 20; Оп. 57. Д. 15. Л. 175.

11. Чудин Н. На туристической тропе / Н. Чудин // Сталинградская правда. — 1957. — 28 мая.

12. Экскурсии по Сталинграду // Сталинградская правда. — 1955. — 20 мая.

Литература

1. Двадцать второй съезд КПСС. Резолюции и постановления по отчету Центрального комитета КПСС // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1988). Т. 10. (1961—1965). — 9-е изд. — Москва : Политиздат, 1986. — С. 59—203.

2. Завьялова С. В. Формирование и развитие законодательства СССР о турист-ско-экскурсионном обслуживании: второй этап / С. В. Завьялова // VII Международная молодежная научно-практическая конференция : Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2015. — С. 217—222.

3. Лебина Н. Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград, 1950—1960-е годы / Н. Б. Лебина. — Санкт-Петербург : Крига; Победа, 2015. — 484 с.

4. По докладу т. Хрущева Н. С. «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы» : Внеочередной двадцать первый съезд КПСС // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1988). Т. 9. (1959—1965). 9-е изд. — Москва : Политиздат, 1986. — С. 297—321.

5. Ульянова С. Б. «Культурный досуг» в пространстве советской фабрики в 1920-е — начале 1930-х годов / С. Б. Ульянова // Культура и власть в СССР. 1920— 1950-е годы : материалы IX Международной научной конференции (24—26 октября 2016 г., г. Санкт-Петербург). — Москва : Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2017. — 741 с.

Tourism and Excursions as Forms of Organization of Leisure of Children and Youth in USSR in 1953—1964 (on Materials of Stalingrad (Volgograd) Region)1

© Lipatov Aleksandr Vyacheslavovich (2018), orcid.org/0000-0001-8536-4732, PhD in History, associate professor, Department of Domestic History and Historical and Local History Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), elita_lee@mail.ru. © Merkuryeva Vera Sergeyevna (2018), orcid.org/0000-0002-8975-6511, PhD in History, доцент, associate professor, Department of Domestic History and Historical and Local History Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), merkuvera@ yandex.ru.

© Taktasheva Flyura Anvarovna (2018), orcid.org/0000-0002-0960-8288, PhD in History, associate professor, Department of Domestic History and Historical and Local History Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), flyura34@mail.ru.

The relevance of the topic is due to modern interdisciplinary research in the field of historical anthropology and social history, covering the period of the USSR. The article is based on representative sources that allow to characterize the development of tourism and excursion activities as the main forms of leisure for children and young people. Based on the analysis of unpublished archival material and periodicals revealed the purpose and content of tourist and excursion leisure activities of the younger generation of Stalingrad (Volgograd) region in the conditions of Khrushchev's "thaw." On the basis of the documentary material the main directions of hikes and excursions of schoolchildren and students of the city and region were determined. The role of local government agencies in the organization of children's leisure, as well as the place of educational and cultural institutions, sports societies and personal initiatives of children and youth in organizing hiking and excursions are determined. The results of the research complement the already known information about the everyday culture of the Soviet people and their lives in the chang-

1 The study is financially supported by Russian Foundation for Basic Research and Administration of the Volgograd region in the framework of the scientific project No. 18-49-340004 p_a ("Leisure of children and youth in 1945—1964: on the materials of Stalingrad (Volgograd) region").

ing role of the state and society in the organization and conduct of leisure in 1953—1964. The article is prepared within the research grant of RFBR and administration of Volgograd region (project No. 18-49-340004 p_a).

Key words: organization of leisure; children's recreation; tourism; excursion; cultural institutions; Khrushchev's "thaw'; Stalingrad (Volgograd) region.

Material resources

Chudin, N. (1957). Na turisticheskoy trope. Stalingradskayapravda. 28 maya. (In Russ.).

Ekskursii po Stalingradu. (1955). Stalingradskaya pravda. 20 maya. (In Russ.).

Ezhkova, R. (1955). Ekskursii shkolnikov letom. Stalingradskaya pravda. 21 maya. (In Russ.).

Ezhkova, R. (1957). Vsesoyuznaya ekspeditsiya pionerov i shkolnikov. Stalingradskaya pravda. 1 noyabrya. (In Russ.).

GAVO — Gosudarstvennyy arkhiv Volgogradskoy oblasti. (In Russ.).

Gurov, V. (1955). V pokhod, druz'ya! Stalingradskaya pravda. 20 iyulya. (In Russ.).

Kokin, B. (1962). Goryat kostry za Volgoy. Volgogradskaya pravda. 13 iyunya. (In Russ.).

Pionerskiy, turistskiy. (1960). Stalingradskaya pravda. 31 iyulya. (In Russ.).

Prazdnik smelykh, lovkikh i umelykh. (1962). Volgogradskaya pravda. 3 iyunya. (In Russ.).

Studencheskie kanikuly. (1964). Volgogradskaya pravda. 25 yanvarya. (In Russ.).

TsDNIVO — Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Volgogradskoy oblasti. (In Russ.).

Zamechatelno byt' turistom. (1960). Stalingradskaya pravda. 16 avgusta. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Dvadtsat' vtoroy syezd KPSS. Rezolyutsii i postanovleniya po otchetu Tsentralnogo komiteta KPSS. (1986). In: Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK (1898—1988). (9nd ed.). Moskva: Politizdat. 10. 59—203. (In Russ.).

Lebina, N. B. (2015). Povsednevnost' epokhi kosmosa i kukuruzy. Destruktsiya bolshogo sti-lya. Leningrad, 1950—1960-e gody. Sankt-Peterburg: Kriga; Pobeda. (In Russ.).

Po dokladu t. Khrushcheva N. S. «O kontrolnykh tsifrakh razvitiya narodnogo khozyay-stva SSSR na 1959—1965 gody»: Vneocherednoy dvadtsat' pervyy syezd KPSS. (1986). In: Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy iplenumov TsK (1898—1988). (9nd ed.). Moskva: Politizdat. 9. 297—321. (In Russ.).

Uliyanova, S. B. (2017). «Kulturnyy dosug» v prostranstve sovetskoy fabriki v 1920e — nachale 1930-kh godov. In: Kultura i vlast 'v SSSR. 1920—1950-e gody: mat. IXMezhd. nauch. konfer. Moskva: Politicheskaya entsiklopediya; Pre-zidentskiy tsentr B. N. Eltsina. (In Russ.).

Zavyalova, S. V. (2015). Formirovanie i razvitie zakonodatelstva SSSR o turistsko-ekskursionnom obsluzhivanii: vtoroy etap. In: VIIMezhdunarodnaya molo-dezhnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodykh uchenykh. 217—222. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.