Научная статья на тему 'Использование материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела'

Использование материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК ЛУГАНЩИНЫ / СТАНОВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ ДОНБАССА / LOCAL HISTORY RESEARCH / LOCAL HISTORY MATERIAL / PROFESSIONAL TRAINING / HISTORY OF LUGANSK REGION LIBRARIES / THE ESTABLISHMENT OF THE BIBLIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянченко Ольга Григорьевна

Изложен опыт работы преподавателей кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Л. Матусовского по использованию материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела. Автор раскрывает актуальность обновления содержания образования в высшей школе посредством дополнения учебно-методического сопровождения подготовки специалистов результатами научных исследований в области истории становления библиотечной сети Луганщины, зарождения и развития библиографии Донбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of teachers of the Department of Library, Documentation and Information work of the Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. L. Matusovsky of scientific local history studies of teachers in professional training of library work specialists. Author reveals the urgency of updating the content of education in high school by supplementing the educational and methodical support the specialists training with research results in the field of history of the establishment of the library work of Lugansk region, the origin and development the bibliography of Donbass.

Текст научной работы на тему «Использование материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела»

УДК [001.8:908]+[02:378]

О. Г. Лукьянченко

Использование материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела

Изложен опыт работы преподавателей кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Л. Матусовского по использованию материалов научных краеведческих исследований преподавателей в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела. Автор раскрывает актуальность обновления содержания образования в высшей школе посредством дополнения учебно-методического сопровождения подготовки специалистов результатами научных исследований в области истории становления библиотечной сети Луганщины, зарождения и развития библиографии Донбасса.

Ключевые слова: краеведческие исследования, краеведческий материал, профессиональная подготовка, история библиотек Луганщины, становление библиографии Донбасса

Olga G. Lukianchenko

Application of the material of scientific local history studies of teachers in professional training of library work specialists

The article describes the experience of teachers of the Department of Library, Documentation and Information work of the Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. L. Matusovsky of scientific local history studies of teachers in professional training of library work specialists. Author reveals the urgency of updating the content of education in high school by supplementing the educational and methodical support the specialists training with research results in the field of history of the establishment of the library work of Lugansk region, the origin and development the bibliography of Donbass.

Keywords: local history research, local history material, professional training, history of Lugansk region libraries, the establishment of the bibliography

Обновление содержания образования в подготовке библиотечных специалистов предполагает направленность на формирование ключевых компетентностей, среди которых компетентности функционального аспекта, связанные с умением оперировать фактическим материалом, достаточно эффективно влияют на специальную подготовку будущих библиотечных работников-краеведов.

Библиотека - обязательная составляющая каждого учебно-воспитательного заведения, ведь одной из ведущих ее функций является формирование информационной культуры читателей. И эффективность образовательной системы в значительной степени зависит и от культурологических, воспитательных, развивающих факторов, составляющих сущность деятельности библиотеки как информационно-

110

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

культурного центра. Исследователи А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба, Н. М. Кушнаренко, А. М. Бученков, И. Корнейчик, анализируя пути формирования профессиональной компетенции библиотечных специалистов, неоднократно подчеркивали ведущую роль библиотек в формировании устойчивого интереса к чтению, привитии мотивированной заинтересованности, умении работать с литературой как источником информации. Человечество активно накапливает знания, кодируя их в бумажные и электронные носители. И современный библиотекарь - это, прежде всего, проводник в мир информации. Более того, воспитательная функция библиотеки побуждает к созданию такого культурологического пространства, в котором библиотека опережает запросы читателей, прогнозирует и формирует уровень информационного развития общества. И, конечно, современный библиотечный работник, заботясь об уровне профессиональной компетенции, должен развивать свои личностные качества. Специфика работы библиотекаря предполагает наличие глубоких патриотических убеждений, и именно краеведение способствует формированию этих социально необходимых качеств.

Среди информационного потока, поступающего в библиотечные фонды, особое внимание уделяем краеведческому материалу, который используем в подготовке библиотекарей-краеведов.

Краеведение в учебно-воспитательном процессе Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского приобретает сквозной характер: от использования краеведческого материала в преподавании дисциплин и отдельных тем учебных дисциплин, организации краеведческих культурологических проектов к проведению комплексных научных исследований и обобщения их результатов на разного рода научных собраниях. Исследуются такие вопросы, как развитие публичных, специализированных, детских, профсоюзных библиотек, библиотек промышленных предприятий и образовательных учреждений, форм и методов работы, вводимых в библиотечную деятельность в разные времена и др.

Ряд ученых (П. Тронько, Н. Кушнаренко, О. Малевич, В. Калиниченко, Н. Горбачевская и др.) занимается исследованием отдельных аспектов библиотечного краеведения. Но, к сожалению, до сих пор еще нет комплексного исследования по всеобщей истории культуры Луганщины и истории библиотечной сети края в частности. Поэтому научно-исследовательская работа преподавателей и студентов Луганской государственной академии культуры и искусств по указанной тематике имеет непреходящее значение не только для учебного заведения, но и для культурологического социума восточного региона.

Обращение к истокам национальной библиотечной сети, реконструкция исторического пути библиотек нашего края - это освещение истории культуры Луганщины, ее отдельных районов и городов в определенный исторический период. Мы глубоко убеждены в том, что выпускники

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

111

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Целью нашего сообщения является определение роли научных краеведческих исследований преподавателей в системе профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов. Прокомментируем освещения темы из опыта работы по библиотечному краеведению преподавателей кафедры книговедения, документоведения и информационной деятельности Луганской государственной академии культуры и искусств. Материалы кандидатских исследований, статей, учебных пособий активно внедряем в учебно-воспитательный процесс подготовки бакалавров, специалистов и магистров библиотечного дела. Эти материалы существенно дополняют учебно-методическое сопровождение профессионально-ориентированных дисциплин, в частности, в актуализации содержания образования по «Библиотечному краеведению», «Украиноведческой и краеведческой библиографии», «Истории библиотечного дела», «Книговедение, история книги» и др.

С методикой изучения, обработки краеведческих материалов и их донесения до читателей студенты знакомятся при непосредственном изучении специальных курсов. В частности, как отмечает Н. Н. Кушнаренко, «библиотекарь (библиограф)-краевед - это тип библиотечной профессии, который объединяет наличие не одной, а совокупности профессиональных и личностных качеств специалиста», и активная гражданская позиция, коммуникабельность, контактность не менее важны, чем широкая эрудиция, скрупулезность и т. д.1

Ученый аргументирует определенные профессиональные и личностные качества функционалом, обязательным для библиотекаря - «уметь налаживать тесную связь с этническими, национальными, краеведческими союзами, библиотеками, музеями, архивами, информационными центрами и другими организациями, осуществляющими краеведческую работу»2. Считаем целесообразным дополнить изложенные аргументы еще профессиональной необходимостью общения с пользователями библиотеки, умением убедительно и доброжелательно доносить до читателя необходимую краеведческую информацию.

Положительный потенциал краеведческого массива объективно помогает профессиональному становлению, эффективной адаптации молодых библиотечных специалистов. Специальные учебные дисциплины ориентируют будущих специалистов на получение знаний, формирования соответствующих умений и навыков по организации краеведческой деятельности - одного из ведущих направлений работы по сохранению культурных, исторических традиций родного края, популяризации краеведческих знаний среди читателей.

Эффективным дополнением к учебным материалам с украиноведческой и краеведческой библиографии являются научные исследования кандидата педагогических наук Н. К. Литвиненко.

В учебном пособии Н. К. Литвиненко «Краеведческая библиография Донбасса: учебное пособие» охарактеризованы основные этапы развития краеведческой библиографии Донбасса3. Материал структурирован по 3-м разделам.

112 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Раздел 1. Зарождение и развитие краеведческой библиографии Донбасса (1859-1017 гг.).

Раздел 2. Формирование системы краеведческих библиографических пособий Донбасса (1917-1991 гг.).

Раздел 3. Современное состояние краеведческой библиографии Донбасса (с августа 1991 г.).

Автор предлагает студентам проанализировать состояние эволюции библиографической мысли в Донбассе, сравнивая материалы разделов пособия. В руководстве также приведен указатель «Библиография краеведческой библиографии Донбасса». Работа с ним не только расширяет информативные пределы истории библиографии Донбасса, но и закрепляет библиографические навыки студентов по описанию источников согласно ГОСТ 7.1-2003. Например, на практических занятиях в качестве образца предлагается краеведческая библиография по следующим разделам.

Научно-вспомогательные пособия

Пособия универсального и комплексного характера (1-18 единиц)

1. Максименко Ф. Материалы к библиографии Донецкого края: преимущественно Бахмутского уезда // Просвещение Донбасса. 1922. № 6/7. С. 100-104.

Отраслевые пособия (19-44 единицы)

1. Искусство Донбасса: (Донецкая область): указ. лит. за 1963-1973 гг. / Донецк. обл. б-ка им. Н. К. Крупской; сост. Л. К. Волкова, Т. А. Гирич; науч. ред. Г. С. Костинская. Донецк, 1977. 109 с.

Тематические пособия (45-111 единиц)

1. Горошкша О. М. Ыколаенко I. М., Окорська З. С. Науковий доробок виклада-чiв кафедри украТнськоТ мови Луганського державного педагопчного шституту iм. Тараса Шевченка: бiблiогр. покаж. / Луган. держ. пед. i-т. iм. Тараса Шевченка. Лу-ганськ, 1998. 47 с.

Показатели содержания изданий (112-120 единиц)

1. Указатель статей «Горного журнала» с 1849 по 1860 г. / сост. И. Штильке. СПб.: тип. Иосафата Огризко, 1861.285 с.

Библиографические пособия (121-174 единицы)

1. Володимир Сосюра i Донецький край: бiблiограф. покаж. / Донец. обл. унн верс. наук. б-ка iм. Н. К. КрупськоТ; уклад. Т. М. Дрьомова; наук. ред. О. В. Башун. До-нецьк, 1997. 32 с.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

113

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере Показатели местных изданий (175-186 единиц)

1. Анотований тематичний план Сталшського обласного видавництва на 1958 рж / СталЫ. обл. контора книготоргу. Сталшо, 1957. 35 с.

Показатели краеведческих библиографических пособий (187-193 единицы)

1. Бiблiографiчнi поабники // Донецька обласна уыверсальна наукова бiблiоте-ка iM. Н. К. КрупськоТ: сторЫки кторп i сучасшсть (1926-2001 рр.): бiблiогр. покажч. Вип. 2 / Донец. упр. культури облдержадмшктрацп, Донец. обл. унiверс. наук. б-ка iM. Н. К. КрупськоТ. Донецьк, 2001. С. 51-53.

После обработки материалов пособия студенты значительно обогащают свои знания по истории библиографии Луганщины, вместе с автором приходят к выводу об актуальности проблем краеведческой библиографии Донбасса, целесообразности развития библиографии библиографии, издания печатных пособий, хранения и предоставления широкого доступа удаленным пользователям к краеведческим библиографическим ресурсам.

Исследование становления библиотечной сети Луганщины - направление комплексной научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Луганской государственной академии культуры и искусств по созданию летописи истории культуры Луганщины. Одним из результатов проведенных исследований является монография «Библиотечное дело Луганщины в 20-30-х гг. ХХ столетия» и учебное пособие «Становление библиотечной сети Луганщины: исторический аспект»4. Прокомментируем использование материалов пособия в подготовке специалистов библиотечной сферы нашего учебного заведения.

Предлагаемое пособие составлено на основе ряда материалов Государственного архива Луганской области (преимущественно), отдельных наработок краеведов по истории библиотечного дела Луганщины, фондов музея Луганского паровозостроительного завода им. Октябрьской революции (ныне - ОАО «Лугансктепло-воз»), Луганской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького, других источников.

Предложенные материалы позволяют воссоздать историю становления библиотечной сети края и дополняют предыдущие исследования краеведческой украиники Донбасса. Содержание пособия является существенным дополнением учебно-методического сопровождения учебных курсов по истории библиотечного дела и других, изучающих историю культуры родного края.

Руководство оснащено списком рекомендуемой литературы, заданиями для самоконтроля и самостоятельной работы студентов, а также лексико-грамматическим комментарием основных понятий общественно-гражданской лексики, ко-

114

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

торые были присущи указанному историческому периоду. Материал приложений иллюстрирует соответствующую информацию.

Учебно-методическое пособие состоит из трех разделов. Первый раздел - «Зарождение библиотек Луганского края (XIX - начало XX века)» - посвящен анализу истоков первых библиотек Луганщины. Во втором разделе - «Библиотечная сеть города Луганска (1917-1936 гг.)» - отражена история становления библиотечной сети города Луганска. В третьем разделе - «Развитие библиотечного дела на Луганщине (1917-1936 гг.)» - реконструирована история создания библиотечной сети Луганского края ХХ столетия как базовой основы современной библиотечной системы Луганской области.

В то же время структура пособия позволяет также использование краеведческого материала в изучении отдельного интегрированного краеведческого спецкурса, посвященного истории развития культуры региона указанного периода. Отдельными содержательно самостоятельными темами научных исследований стали материалы по становлению библиотечных сетей города Луганска и Луганского края, истории развития некоторых крупных ведомственных библиотек, Луганской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького, библиотек системы образования, информация о краеведческой деятельности, формировании системы методической работы и кадрового обеспечения.

Цель учебного пособия - расширить знания студентов по истории становления библиотечной сети Луганщины от истоков до периода конца 30-х гг. ХХ столетия.

Задачи пособия:

- ознакомить студентов с истоками библиотечного дела Луганского края (вторая половина XIX - начало XXI ст.);

- раскрыть главные особенности становления библиотечной сети края (2030-е гг. ХХ ст.);

- осветить направления деятельности и формы работы библиотек указанного периода;

- определить особенности краеведческой деятельности библиотек в годы «золотого десятилетия краеведения»;

- дать представление о кадровой и методической работе библиотек в годы становления советской власти и развития советской Луганщины;

- определить историческую роль библиотек в формировании культуры Луганского края;

- способствовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе по библиотечному краеведению.

Изложенный в руководстве материал дает студентам возможность доступа к достоверной архивной информации, а преподавателям - творчески использовать историческую информацию в профессиональной подготовке. Особенно это касается исследований послереволюционного послеоктябрьского периода начала ХХ

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

115

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

столетия, ведь созданная в те времена библиотечная сеть края стала прочной основой современной разветвленной библиотечной системы Луганской области.

Предложенные материалы позволяют воссоздать историю становления библиотечной сети края и дополняют предыдущие исследования краеведческой украиники Донбасса.

Ряд творческих заданий углубляют и закрепляют полученные знания студентов по истории библиотечного дела края. Приведем в качестве примера некоторые задания к материалам по темам: «Из истории Луганской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького», «Зарождение советской библиотечной системы в районах Луганского края», «Золотое десятилетие краеведения» в истории библиотек Луганщины».

1. Составьте библиографический список периодических изданий, освещающих деятельность научно-технической библиотеки завода «Октябрьской революции» г. Луганска в разные исторические периоды.

2. Проведите историческое исследование деятельности библиотек промышленных предприятий Луганщины в начале ХХ столетия, используя материалы краеведческого отдела Луганской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького.

3. Посетите Музей истории города Луганска, ознакомьтесь с экспозициями, посвященными частным библиотекам выдающихся людей края. Подготовьте сообщение о частной библиотеке одного из известных луганчан.

4. Какие произведения мировой художественной литературы о библиотеках и библиотекарях вы читали? Подготовьте письменный обзор одного из них.

5. Сравните статистические данные показателей работы Центральной окружной библиотеки Луганска в 1920-е гг., выстройте диаграмму по указанным показателям.

6. Прокомментируйте свое отношение к «Обращению» неизвестного читателя луганской библиотеки перед спектаклем, на какие мысли наводит это обращение?

7. Подготовьте рассказ о настоящем Луганской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького.

8. Пофантазируйте, какой вы представляете областную библиотеку будущего. Напишите сочинение-эссе «Будущее моей библиотеки».

9. Проанализируйте предложенный библиотекам выставочный «Уголок батрака». Смоделируйте свой вариант наглядного оборудования для избы-читальни на селе 1920-1930-х гг.

10. Подготовьте аналитический обзор «Библиотеки крестьянина» по рекомендованной тематике разделов. Аргументируйте свою точку зрения.

11. Что вам известно из истории становления вашей публичной библиотеки? Проведите историческое исследование, собранные материалы изложите в письменной форме.

116 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

12. Ознакомьтесь с электронной базой данных «Литературно-исторический архив» краеведческого отдела ЛОУНБ им. А. М. Горького, подготовьте обзорную информацию.

13. Ознакомьтесь с творчеством первых писателей советского Донбасса. Подготовьте сообщение о творчестве одного из них (по выбору).

14. Составьте сценарий вечера поэзии по материалам произведений поэтов «Союза пролетарских писателей Донбасса «Забой».

Выполняя задания, студенты прорабатывают краеведческие материалы научно-практических конференций, студенческих и магистерских чтений, краеведческих библиотечных фондов библиотек города Луганска и библиотек по месту жительства. Интересную информацию собирают, посещая краеведческие музеи, музеи истории городов. Указанная поисковая работа значительно расширяет границы учебной информации, побуждает студентов к самостоятельному творческому поиску, формирует коммуникативные качества, способствует, в конце концов, социализации личности.

Заинтересованность краеведческим материалом побудила студентов к углубленной научно-исследовательской работе в дипломных и магистерских исследованиях. Традиционной формой апробации собственных наработок стали ежегодные студенческие и магистерские чтения.

На традиционную Всеукраинскую конференцию Луганской государственной академии культуры и искусств «Время. Общество. Библиотека» для работы в краеведческой секции студенты прорабатывают широкий спектр краеведческой тематики. Назовем темы некоторых тезисов выступлений:

- «Луч добра» Бориса Гринченко в исследованиях луганских гринченковедов»;

- «Луганский поэт-песенник Михаил Матусовский»;

- «Календарь знаменательных дат - эффективная форма донесения краеведческой информации»;

- «Культурно-образовательная краеведческая деятельность - ведущее направление работы современной библиотеки»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Роль библиотек в формировании интереса читателей к литературе о родном крае»;

- «Жизнь известных земляков на страницах библиотечных источников Луганщины»;

- «Изучение краеведческой библиографии - перспективный путь научно-исследовательской деятельности»;

- «Краеведение в системе работы современной библиотеки»;

- «Выдающиеся краеведы Луганщины»;

- «Х. Д. Алчевская - педагогический деятель дореволюционного периода Луганщины»;

- «Историческая хроника Луганской областной библиотеки для детей» и др.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

117

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Активное использование краеведческого материала повлекло за собой глубокую заинтересованность историей культуры края, желание больше узнать об истории зарождения и развития библиотечного дела своей «малой родины». Как результат - предметом ряда дипломных и магистерских работ стали вопросы по истории становления центральных районных библиотек, центральных городских библиотек Луганщины, изучение форм и методов краеведческой деятельности библиотек различных типов в историческом измерении. Результаты исследований стали весомым достижением в создании общей летописи культуры Луганского края, по обработанным материалам собрана информация об историческом пути и деятельности Старобельской, Марковской, Кременской, Свердловской, Лутугин-ской районных библиотек, Центральной Стахановской библиотеки, Луганской областной детской библиотеки, Луганской областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького.

Студенты активно участвуют в различных академических проектах краеведческого направления, одним из таких интересных проектов стало справочной издание «Имена на карте Луганска»5. В него вошли биографические сведения о выдающихся личностях, в честь которых названы улицы города Луганска, - это исследователи Донбасса, государственные деятели, писатели, художники, композиторы, участники боевых действий, ученые, изобретатели и др.

Уже традиционным на кафедре книговедения, документоведения и информационной деятельности является ежегодный выпуск календаря знаменательных дат в области культуры Луганщины. Практикуется составление библиографических списков по темам: «Развитие театрального искусства Луганщины», «Развитие музыкального искусства Луганщины», «Развитие изобразительного искусства Луганщины», «Развитие кино-, телеискусства Луганщины», «Литературная Луганщина» по библиографическим базам данных Луганской областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького, Луганской областной библиотеки для юношества, библиотеки Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Ма-тусовского. Составленные студентами библиографические списки - это своеобразные навигаторы для преподавателей и студентов академии, которые интересуются вопросами духовного развития Луганского региона.

Таким образом, выполненная студентами научно-исследовательская работа по библиотечному краеведению не только закрепила профессиональные библиографические навыки студентов, но и приобрела практическую значимость в учебном процессе академии. Расширяя границы научного познания студентов средствами краеведения, развиваем еще и этнокультурный аспект подготовки будущих библиотековедов.

Таким образом, внедрение краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс подготовки специалистов и магистров библиотечной сферы повышает эффективность обучения, способствует развитию творческой самостоятель-

118 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

ности, устойчивых познавательных потребностей, формирует прочные навыки работы с библиографическим материалом, воспитывает глубокие национальные убеждения, заинтересованность историей культуры родного края.

Примечания

1 Кушнаренко Н. М. Бiблiотечне красзнавство: глдручник. Киев: Знання, 2007. С. 353.

2 Там же. С. 354.

3 Литвиненко Н. К. Краезнавча бiблiографiя Донбасу: навч. поаб. Луганськ: Вид-во ЛД1КМ, 2010. 144 с.

4 Лук'янченко О. Г. Бiблiотечна справа Луганщини у 20-30-х роках ХХ сторiччя: монографiя. Луганськ: Вид-во ЛДКМ, 2014. 226 с.; Лук'янченко О. Г., Литвиненко Н. К. Становлення бiблютечноT мережi Луганщини: кт. аспект: навчальний поабник. Луганськ: Вид-во ЛДАКМ, 2013. 168 с.

5 Имена на карте Луганска. Луганск: Виртуальная реальность, 2011.496 с.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.