ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ ЛУГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
© Кобзова С.Н.*
Луганский университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск
В статье освещены цели, задачи и направления деятельности научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения, созданного при кафедре туризма, гостиничного и ресторанного дела Луганского университета имени Тараса Шевченко, а также сформулированы перспективы его развития.
Ключевые слова центр, научно-исследовательский туристический центр, кафедра туризма, гостиничного и ресторанного дела.
На сегодняшний день теоретикам и практикам туристического бизнеса хорошо известно, что наличие культурно-исторических и природных туристических ресурсов на определенной территории само по себе не является достаточным условием для развития туризма. А вот мощная информационная поддержка въездного и внутреннего туризма способствует стимулированию туристической активности в стране, развитию таких сфер экономической деятельности, как транспорт, общественное питание, услуги коллективных средств размещения, связь, торговля, производство сувенирной продукции и т.п. Учитывая, что туризм во все времена был средством нравственного, духовного и патриотического воспитания молодежи, одной из первоочередных задач в сферах образования и туризма становится популяризация среди учащейся молодежи туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.
Психолого-педагогические принципы туристско-краеведческой деятельности, содержание, формы и методы туристической и краеведческой работы с детьми и молодежью становились предметом исследования большого количества ученых, среди которых А. Остапец-Свешников [3], Н. Кострица, В. Обозный [2], Н. Крачило. Следует также упомянуть работы Г. Ищук [1], Е. Трегубенко [5], А. Целовальниковой [6]. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В. Березиной, В. Горского, Е. Евладовой, О. Лебедевой, А. Щетининской и других. Однако решению проблемы вовлечения учащейся молодежи в туристическую и краеведческую деятельность в контексте деятельности научно-
* Доцент кафедры Туризма, гостиничного и ресторанного дела, к.п.н.
исследовательских туристических центров в научной литературе не уделено должного внимания.
Отсутствие достаточного количества работ по этой проблематике обусловили цель данной публикации - определить перспективные направления развития Научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения, созданного при туристической кафедре ЛУ имени Тараса Шевченко.
Приступим к изложению основного материала. Обычно специалисты в сфере туризма под научно-исследовательским центром понимают организацию, учреждение, научно-исследовательский институт, которые проводят теоретические и экспериментальные исследования в различных областях индустрии туризма и гостеприимства, занимаются оказанием молодежи образовательных услуг по дополнительным программам [4, 6], консультационных услуг в области развития туристско-рекреационной деятельности в регионе, организации туристического и гостиничного бизнеса, экскурсионной деятельности. Создаются и функционируют такие центры обычно при кафедрах туризма высших учебных заведений.
В предыдущих публикациях мы детально анализировали различные трактовки понятия «туристический центр», изучали опыт российских образовательных учреждений по созданию и организации деятельности научно -исследовательского центра, обосновывали целесообразность создания центра при туристической кафедре вуза. В рамках этой статьи остановимся на перспективах развития Научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения, созданного при кафедре туризма, гостиничного и ресторанного дела Института торговли, обслуживающих технологий и туризма Луганского университета имени Тараса Шевченко.
Целью деятельности Центра была заявлена реализация комплекса мероприятий, направленных на изучение современного состояния туристических объектов Луганщины, популяризацию достопримечательностей территории и разработку технологий по их использованию для развития регионального туризма и краеведение.
Предмет деятельности Центра - реализация дополнительных образовательных программ, организационно-методическое руководство развитием туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности учащейся молодежи.
Задачи Центра:
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей учащейся молодежи в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании;
- личностное развитие, социальная адаптация, профессиональное самоопределение, гражданско-патриотическое воспитание студентов;
- организационно-методическая работа по развитию туризма и краеведения в регионе;
- популяризация туристических объектов Луганщины;
- содействие в организации содержательного досуга учащейся молодежи.
В условиях ориентации современной системы образования на личностно-ориентированное обучение, когда особое значение приобретают эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности и опыт творческой деятельности учащихся, актуальной становится организация участия молодежи в различных туристско-краеведческих программах и проектах, способствующих формированию научного обеспечения их мировоззрения [5].
Поэтому для достижения заявленных целей Центр реализует комплекс мероприятий воспитательного, учебно-методического, научного и научно-исследовательского, информационно-рекламного и организационного характера, в том числе:
- разработка дополнительных авторских образовательных программ;
- составление по заказу профильных министерств и местных органов власти каталогов туристических объектов;
- разработка алгоритма действий по использованию туристических объектов Донбасса для популяризации существующих или развития принципиально новых направлений регионального туризма;
- проектирование разнообразных по сложности и тематике туристических маршрутов, рассчитанных на разный возрастной и образовательный уровень туристов;
- осуществление экскурсионной и краеведческой деятельности;
- публикация статей на туристическую тематику в популярных изданиях и сети Интернет для широкого круга читателей;
- оказание консультационных услуг по профилю работы Центра.
Перспективные направления развития Научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения Луганского университета имени Тараса Шевченко целесообразно сформулировать следующим образом:
1. Увеличение численности студентов, принимающих участие в деятельности Центра.
2. Привлечение членов Центра к решению задач социально-экономического развития региона (непосредственно в сфере развития туризма и краеведения).
3. Создание единой коммуникационной площадки в сети Интернет на базе сайта научно-исследовательского центра.
4. Увеличение количества и расширение тематики проводимых Центром мероприятий.
Так, с целью содействия в удовлетворении потребностей учащейся молодежи в занятиях туризмом, краеведением, физической культурой и спортом планируется:
- организация и проведение для школьников и студентов членами Центра тематических экскурсий под руководством преподавателей вузов и администрации школ;
- организация и проведение туристических мероприятий по спортивному туризму (турслеты, походы, туристические соревнования и т.д.);
- учитывая геологическую уникальность местности проведение совместно с ведущими географами региона археологических экспедиций;
- организация выставок с использованием фотографий, плакатов, коллекций минералов, горных пород;
- проведение, ярмарок, аукционов, выставок-продаж, конференций, семинаров, благотворительных и иных аналогичных мероприятий (в том числе: очных и заочных конкурсов, олимпиад, тематических школ, праздников, фестивалей, видеолекториев) и других мероприятий.
В перспективе рассматривается необходимость:
- разработки совместно с преподавателями вузов программ курсов повышения квалификации для работников системы дополнительного образования детей и молодежи различной направленности;
- организации и проведения семинаров и тренингов по туризму и краеведению для учителей-географов, преподавателей вузов, иных педагогических работников, а также менеджеров по туризму;
- организации и проведения конференций, семинаров, курсов, выставок и других мероприятий по обобщению и распространению новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие дополнительного эколого-туристического образования молодежи.
5. Организация волонтерских туристических программ.
Усиливающаяся в обществе с каждым годом потребность в добровольческой помощи и несформированность понимания у молодежи общественной полезности волонтерской деятельности актуализируют необходимость реализации волонтерских туристических проектов. Целесообразно будет организовать мероприятия по инвентаризации туристических объектов Донбасса с составлением их характеристики; проведение оценки экологического состояния туристических ресурсов и осуществление разработки системы мероприятий, направленной на сохранение природных туристических объектов; при поддержке местных органов власти проводить работы по реставрации и восстановлению туристических объектов, наполнению фондов музеев.
6. Налаживание связей и организация сотрудничества с различными туристическими ассоциациями, союзами, центрами туризма, краеведения и другими организациями по профилю деятельности Центра.
Таким образом, опыт функционирования различных учреждений дополнительного образования и анализ специфики туристско-краеведческой деятельности подтверждают, что научно-исследовательские туристические центры обладают наиболее оптимальными возможностями предоставления образовательных услуг туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической, физкультурно-спортивной и патриотической направленности в контексте воспитания учащейся молодежи.
Направления дальнейших исследований заключаются в разработке программ дополнительного образования молодежи и составлении соответствующих учебно-методических комплексов для Научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения.
Список литературы:
1. Ищук Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Ищук. - СПб., 2000. - 221 с.
2. Костриця М.Ю. Шшльна краезнавчо-туристична робота: Нав. Поаб-ник / М.Ю. Костриця, В.В. Обозний. - К.: Вища шк., 1995. - 223 с.
3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации / А.А. Остапец. - М.: РМАТ, 2001. - 87 с.
4. Сайт Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turcentrrf.ru/istoriya-razvitiya (дата обращения: 08.02.2015).
5. Трегубенко О.М. Розвиток шильного природничого краезнавства в Укрш'т (20-80-ri роки ХХ столгття): Навч. поабник / О.М. Трегубенко. -Луганськ: ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2011. - 197 с.
6. Целовальникова А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.С. Целовальникова. - Чита, 2006. - 232 с.
ЭТАПЫ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлен ответ на второй вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подго-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.