Научная статья на тему 'Этапы и методы научных исследований, используемые в методике графической подготовки школьников'

Этапы и методы научных исследований, используемые в методике графической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ / ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРИИ / ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ / НАБЛЮДЕНИЕ / БЕСЕДЫ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ЭКСПЕРИМЕНТ / СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ЦИКЛОГРАФИЯ / ТЕНЗОМЕТРИЯ / ПЬЕЗОМЕТРИЯ / ОКУЛОГРАФИЯ / ХРОНОМЕТРАЖ / МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н. Г.

В статье представлен ответ на второй вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. На основе классического учебного пособия «Методика обучения черчению» под редакцией Е.А. Василенко [2] в докладе рассмотрены четыре этапа научных исследований, а также общенаучные и специальные методы исследования, применяемые в методике обучения школьников черчению (графике).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и методы научных исследований, используемые в методике графической подготовки школьников»

Направления дальнейших исследований заключаются в разработке программ дополнительного образования молодежи и составлении соответствующих учебно-методических комплексов для Научно-исследовательского центра молодежного туризма и краеведения.

Список литературы:

1. Ищук Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Ищук. - СПб., 2000. - 221 с.

2. Костриця М.Ю. Шшльна краезнавчо-туристична робота: Нав. Поаб-ник / М.Ю. Костриця, В.В. Обозний. - К.: Вища шк., 1995. - 223 с.

3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации / А.А. Остапец. - М.: РМАТ, 2001. - 87 с.

4. Сайт Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turcentrrf.ru/istoriya-razvitiya (дата обращения: 08.02.2015).

5. Трегубенко О.М. Розвиток шильного природничого краезнавства в Укрш'т (20-80-л роки ХХ столггтя): Навч. поабник / О.М. Трегубенко. -Луганськ: ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2011. - 197 с.

6. Целовальникова А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.С. Целовальникова. - Чита, 2006. - 232 с.

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен ответ на второй вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подго-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

товки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. На основе классического учебного пособия «Методика обучения черчению» под редакцией Е.А. Василенко [2] в докладе рассмотрены четыре этапа научных исследований, а также общенаучные и специальные методы исследования, применяемые в методике обучения школьников черчению (графике).

Ключевые слова этапы научного исследования, выявление проблемы, построение гипотезы, построение теории, внедрение результатов, общенаучные методы, наблюдение, беседы, анкетный опрос, эксперимент, сравнение результатов, специальные методы, циклография, тензометрия, пьезометрия, окулография, хронометраж, мультиплицирование.

В одной из своих публикаций [3] мы поместили методический материал для студентов по написанию научной (курсовой и выпускной квалификационной) работы по методике обучения школьников черчению на примере кандидатской диссертации автора данной статьи [4-5].

Следует отметить что, для более эффективной исследовательской работы студенту также необходимо хорошо знать об этапах и методах научных исследований, применяемых в методике обучения школьников черчению (графике).

1. Этапы научных исследований. Исследовательской деятельностью студенты занимаются в процессе выполнения курсовой работы по методике обучения черчению (графике). Затем более основательно ею занимаются на последнем курсе обучения в вузе - в ходе выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы. Необходимое условие исследовательской работы - хорошее знание состояния преподавания предмета в школе. Учитель, проработавший много лет в школе, базируясь на прежнем опыте выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в вузе, сможет продолжить исследовательскую деятельность в форме написания кандидатской, а затем и докторской диссертации, особенно, при наличии опыта преподавательской деятельности в школе или вузе. Каждый вид названной выше исследовательской работы постепенно усложняется, охватывая с каждым разом более широкий круг решаемых вопросов.

При этом важно знать, что целью исследований в области методики обучения черчению является выявление закономерностей и особенностей обучения, разработка и внедрение в практику эффективных методов и приёмов работы при изучении тем программы, разработка системы средств обучения (графических задач, материалов для индивидуальных занятий, наглядных пособий, технических средств обучения и др.), рекомендаций, позволяющих улучшить работу учителей черчения по совершенствованию графической подготовки школьников.

Процесс педагогического исследования учёные условно представляют в виде ряда взаимосвязанных этапов, имеющих свои определённые задачи.

Первый этап - выявление актуальности проблемы исследования на основе изучения литературы и опыта работы учителей.

В процессе анализа и изучения литературы выявляется:

- основная идея автора издания, его позиция по исследуемой проблеме;

- чем отличается его позиция от традиционной, что нового внёс он в изучение этой проблемы;

- какие основные вопросы темы не нашли отражения в его работе;

- какие задачи встают по дальнейшему исследованию проблемы.

В процессе анализа и изучения опыта работы учителей необходимо выявить:

- какие затруднения испытывает учитель;

- причины затруднений и недостатков.

Второй этап - построение гипотезы. Гипотеза - это предположение, например, того, что если в процессе обучения школьников темы «Сечения» использовать демонстрационные объёмные модели, иллюстрирующие способы получения различных видов сечений, то это будет способствовать более эффективному усвоению школьниками изучаемого материала по данной теме.

В процессе исследовательской деятельности исследователь может уточнять гипотезу, переходить к более обоснованной.

Третий этап - проверка гипотезы и построение теории с помощью проведения эксперимента с применением различных методов исследования (методы см. ниже).

Четвёртый этап - оформление и внедрение результатов исследования.

Последовательность этапов исследования может быть произвольной. Для удобства исследования исследователь её может выстроить по своему усмотрению.

2. Методы исследования делятся на: 1) общенаучные и 2) специальные.

1. Общенаучные методы исследования:

- Теоретический метод - анализ и изучение литературы, обобщение педагогического опыта. Работа с литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений: диссертаций, авторефератов, книг, журналов, статей в сборниках научных трудов и др., близких по содержанию к теме и проблематике исследования. Для этого необходимо обращаться к справочно-библиографическим указателям, библиотечным каталогам, информациям о выходящей литературе. В библиотеках в этом деле большую помощь могут оказать библиотекари-консультанты.

- Наблюдение основано на длительном восприятии, осуществляемом без вмешательства в педагогический процесс. Оно может быть прямым и косвенным. Наблюдение, осуществляемое непосредственно на уроке, является прямым. Косвенное наблюдение проводится че-

рез ознакомление с графическими работами, со школьной документацией. Наблюдение должно вестись по плану, иметь ясную цель и задачи. В связи с этим исследователь перед наблюдением может сформулировать необходимые вопросы - своеобразный план наблюдения.

- Беседы позволяют получить ответы на вопросы, которые, например, возникают при наблюдении. Их можно проводить с учащимися, учителями, родителями, руководителями образовательных учреждений и др. С учащимися беседы проводят тогда, когда необходимо понять ход мысли ученика. Например, после практической работы по выполнению эскиза детали могут быть заданы такие вопросы: для чего деталь брал в руки? Зачем поворачивал? И т.д. Результаты бесед фиксируются в виде протокола для последующего их анализа.

- Анкетный опрос. В соответствии с поставленными целями исследователь формулирует вопросы, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Вопросы должны быть конкретными и понятными для написания ответов опрашиваемыми. Учащимся необходимо разъяснить цели опроса и порядок оформления ответов. Для большей объективности ответа фамилии ученики могут не указывать.

- Эксперимент - это важный метод, дающий возможность наблюдать педагогическое явление изолированно от побочных, несущественных факторов, в условиях поддающихся контролю и учёту.

Эксперимент подразделяют на: 1) естественный и 2) лабораторный. При проведении естественного эксперимента охватываются учащиеся всего класса. Он позволяет проводить экспериментальное обучение с целью проверки программ, учебников, формирования графических понятий и экспериментальные уроки при проверке отдельных разделов учебника, метода или приёма обучения, эффективности использования учебных таблиц, моделей.

Лабораторный эксперимент проводится с небольшим числом учащихся с целью, чтобы более тщательно проследить за их работой, например, при определении последовательности построения ими аксонометрической проекции и т.д.

Сравнение результатов используется при подведении итогов эксперимента. С помощью этого метода можно выявить уровни сформированности графических знаний, умений и навыков у учащихся контрольных и экспериментальных групп через проведение контрольной работы в обеих группах. До этого учащиеся контрольных групп обучались по традиционной методической системе обучения, а учащихся экспериментальных групп обучали с применением экспериментальных разработок (графических задач, наглядных пособий, инновационных методов и приёмов обучения и т.д.).

2. Специальные методы исследования (их применение вызвано тем, что выполнение графических работ связано с точностью движения рук испол-

нителя, целесообразностью этих движений, формированием рациональных двигательных навыков при выполнении изображений):

- Циклография - регистрация кинематики движений.

- Тензометрия и пьезометрия - регистрация величины усилий.

- Окулография - регистрация движений глаз.

- Хронометраж - регистрация времени.

- Мультиплицирование - регистрация последовательности выполнения графических изображений и др.

Метод мультиплицирования состоит в том, что последовательность выполнения изображения фиксируется через определённые промежутки времени. Фиксация производится путём выполнения изображений на заранее подготовленной стопке тонкой бумаги, состоящей из 8-10 листов, переложенных копиркой. Через установленный промежуток времени лист бумаги, лежащий над первым листом, вместе с копиркой снимается. По истечении следующего отрезка времени снимается третий лист, а на первом продолжается построение до полного завершения и т.д. Этот метод позволяет проследить за ходом мысли ученика, выявить рациональную последовательность выполнения различных изображений, проанализировать ошибки на каждом этапе.

Следует также отметить, что результаты исследования могут быть оформлены не только в виде курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ, кандидатских и докторских диссертаций [4-5], но и в виде докладов, статей [1, 3], брошюр, учебных пособий [2], диафильмов, кинофильмов, таблиц и других средств обучения.

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы педагогического исследования.

2. Перечислите задачи каждого этапа исследования.

3. Гипотеза - что это такое?

4. Какие методы исследования относятся к общенаучным методам? Дайте характеристику каждого метода из них.

5. Из каких методов состоят специальные методы исследования? Охарактеризуйте их.

6. В чём заключается сущность эксперимента как метода? К числу каких методов относится эксперимент?

7. К какому методу следует отнести мультиплицирование? Раскройте сущность этого метода.

8. Поясните сходство и разницу между контрольной и экспериментальной группой школьников.

Список литературы:

1. Михайлов Н.Г. Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза по учебной дисциплине

«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2014. - № 41. - С. 147-153

2. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. зав. / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Аль-хименок и др.; под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. -176 с.: ил. - С. 8-12.

3. Михайлов Н.Г. Как писать студенту вуза научную работу по методике обучения школьников черчению (графике) // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 16. - С. 59-68.

4. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов): дисс. .канд. пед. наук. - М., 1998. - 196 с.: прил.

5. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.