Научная статья на тему 'Содержание формирования вокальноисполнительских навыков у студентов в вузах Китая'

Содержание формирования вокальноисполнительских навыков у студентов в вузах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
вокальные и исполнительские навыки / песенный репертуар / вокальное искусство / певческое искусство. / vocal and performing skills / song repertoire / vocal art / singing art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вэнь Сю, Туравец Н. Р.

В статье представлен анализ китайских и российских исследований по проблеме формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в процессе подготовки в вузе. Цель исследования – рассмотреть основные тенденции и факторы, определяющие содержание данного процесса и нацеленные на формирование готовности студентов к работе в качестве учителя музыки в школе. Научная новизна обусловлена неразработанностью теоретических подходов и практических рекомендаций к проблеме формирования вокально-исполнительских навыков, являющихся важнейшей компетенцией будущего учителя музыки в школе. На основе проведенного анализа и рекомендаций определены основные направления процесса формирования вокально-исполнительских навыков, способствующих практическому освоению механизмов формирования вокальных и исполнительских навыков, овладение особенностями формирования репертуара для школьников с учетом возрастных и психологических особенностей, их художественных интересов, формирования музыкально-эстетических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the formation of vocal and performing skills among students at universities in China

The article presents an analysis of Chinese and Russian studies on the problem of formation of vocal and performing skills among students in the process of preparation at the university. The purpose of the study is to consider the main trends and factors determining the content of this process and aimed at forming students' readiness to work as a music teacher at school. The scientific novelty is due to the lack of development of theoretical approaches and practical recommendations to the problem of formation of vocal and performing skills, which are the most important competence of a future music teacher at school; based on the analysis and recommendations, the main directions of the process of formation of vocal and performing skills are determined, contributing to the practical development of the mechanisms of formation of vocal and performing skills, mastering the features of the formation of a repertoire for schoolchildren, taking into account age and psychological characteristics, their artistic interests, formation and psychological characteristics, their artistic interests, the formation of their musical and aesthetic qualities.

Текст научной работы на тему «Содержание формирования вокальноисполнительских навыков у студентов в вузах Китая»

The content of the formation of vocal and performing skills among students at universities in China

Wen Xiu, Postgraduate student

Turavets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, member of the Union of Composers

Moscow Pedagogical State University of Russia, Moscow

The article presents an analysis of Chinese and Russian studies on the problem of formation of vocal and performing skills among students in the process of preparation at the university. The purpose of the study is to consider the main trends and factors determining the content of this process and aimed at forming students' readiness to work as a music teacher at school. The scientific novelty is due to the lack of development of theoretical approaches and practical recommendations to the problem of formation of vocal and performing skills, which are the most important competence of a future music teacher at school; based on the analysis and recommendations, the main directions of the process of formation of vocal and performing skills are determined, contributing to the practical development of the mechanisms of formation of vocal and performing skills, mastering the features of the formation of a repertoire for schoolchildren, taking into account age and psychological characteristics, their artistic interests, formation and psychological characteristics, their artistic interests, the formation of their musical and aesthetic qualities.

Keywords: vocal and performing skills; song repertoire; vocal art; singing art.

Цитировать: Вэнь Сю, Туравец Н.Р. Содержание формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в вузах Китая // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 199-202. EDN: RZHBKA. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.34

Вэнь Сю, аспирантка

Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор, член Союза композиторов России

Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье представлен анализ китайских и российских исследований по проблеме формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в процессе подготовки в вузе. Цель исследования – рассмотреть основные тенденции и факторы, определяющие содержание данного процесса и нацеленные на формирование готовности студентов к работе в качестве учителя музыки в школе. Научная новизна обусловлена неразработанностью теоретических подходов и практических рекомендаций к проблеме формирования вокально-исполнительских навыков, являющихся важнейшей компетенцией будущего учителя музыки в школе. На основе проведенного анализа и рекомендаций определены основные направления процесса формирования вокально-исполнительских навыков, способствующих практическому освоению механизмов формирования вокальных и исполнительских навыков, овладение особенностями формирования репертуара для школьников с учетом возрастных и психологических особенностей, их художественных интересов, формирования музыкально-эстетических качеств.

Ключевые слова: вокальные и исполнительские навыки; песенный репертуар; вокальное искусство; певческое искусство.

5.8.2

Вэнь Сю, Туравец Н.Р.

Содержание формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в вузах Китая

Введение

Вокальная педагогика в Китае на современном этапе характеризуется поиском оптимальный путей развития подготовки студентов, ориентированных как на исполнительскую, так и педагогическую деятельность в качестве учителя музыки [1; 2]. Модернизация музыкального образования в Китае нацелена на определение приоритетных направлений, созвучных социально-экономическим и культурным тенденциям развития общества. Важнейшей задачей обучения студентов в вузах становится не только сохранение и развитие национальной вокальной культуры, но и использование опыта мирового вокального образования. Сложившаяся практика в профессиональной подготовке специалистов в области певческого искусства в различных странах обнаруживает множество общих тенденций и, главное, овладение певческим искусством.

Певческое искусство любого народа преемственно связано традициями. Певческого искусство в Китае отражает этические, религиозные и нравственные ценности. Изменения, связанные с реформированием вокального образования, основываются на обеспечении образовательного процесса новейшими разработками лучших образцов отечественной и зарубежной классической и современной музыки.

Научно-методическое обеспечение процесса подготовки высококвалифицированного вокалиста представлено в работах Ли Сяоэр, который подробно рассматривает народно-вокальное искусство Китая [6], Ван Цюн изучил и описал национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве китайского и русского певческого искусства [1], Чжан Сухуа изучал особенности голоса в китайской народной песне» [10] и др. Авторы рассматривают историю и культурные традиции вокального искусства, вопросы преемственности вокального искусства в древности и на этапе современного вокального исполнительства.

Основная часть

Выпускники высших учебных заведений Китая в процессе своей профессиональной подготовки должны быть компетентными как в области исполнительского искусства, так и в методических вопросах развития вокальных навыков у своих учеников. Учитывая, что голос представляет собой дар природы, который дан человеку для передачи своих чувств, эмоций, настроения, учитель должен сохранять и развивать, заложенные природой качества обучаемых: неповторимый тембр, музыкальный слух, темперамент, индивидуальность – эти и другие качества должны формироваться в процессе начального музыкального образования на уроках пения в школе.

Известно, что не все люди имеют вокальные данные от природы. Однако вокальные данные могут быть сформированы на уроках музыки на основе развития навыков, к которым отнесены такие качества, как звукообразование, дыхание, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности и др. Ученые обращаются к классификации вокальных навыков. Так, китайский исследователь Чжан Сухуа считает, что вокальные навыки предполагают развитие «звукообразования, работу над эмоциональным образом произведения» [10]. А.Г. Менабени выделяет следующие вокальные навыки: дыхание, артикуляцию, дикцию и пр. [7]. И. Цуканова, говоря о профессиональной подготовке вокалиста, выделяет следующие вокальные навыки: звукообразование, дыхание, артикуляцию, дикцию, разбор произведения, работу с микрофоном, актерское мастерство [11].

Независимо от того, каковы природные задатки, в процессе обучения в школе ученики нуждаются в выработке вокальных навыков. Так, М. И. Глинка писал, что «по моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны, без всякого усилия берущиеся, ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки» [3].

Формирование певческого голоса представляет собой длительный и кропотливый процесс. Велика роль работы над вокально-исполнительскими навыками, основанная на совершенствовании голосового аппарата, правильных приемов звукоизвлечения. Методика формирования вокально-исполнительских навыков представлена в работах Л.Б. Дмитриева [4], А.Г. Менабени [7], В.П. Морозова [8], В.В. Емельянова [5], которые разработали и описали универсальные компоненты целостного подхода к формированию вокально-исполнительских навыков:

– направленность на вокальную подготовку и деятельность;

– в процессе занятий приобретение навыков слуха, голосообразования, дыхания, артикуляции;

– постоянный контроль и самоконтроль за результатами вокального обучения, преодоление технических трудностей;

– индивидуализация в овладении навыками, дифференциация темпов развития и самореализации.

Учитель музыки в процессе формирования вокально-исполнительских навыков учитывает и добивается положительных результатов при:

– интонировании, чистоте звучания, ровности звучания голоса в регистрах, его подвижности и свободы;

– точной артикуляции, правильности дикции, логической выразительности, фразировки, выразительности, характерных для той или иной песни;

– стремления к эмоциональной окраске звучания.

Учитель музыки в школе работает с детьми разной начальной подготовки и исходным уровнем сформированности вокальных навыков, что предопределяет необходимость кропотливой работы по вокальному обучению. В период начального процесса формирования вокально-исполнительских навыков педагог способствует приобретению учениками новых рефлексов, певческих ощущений. Данный процесс сложен с точки зрения физиологии, так как психологический дискомфорт усложняет работу над голосовым аппаратом школьника. Необходимо обратить внимание на индивидуальные свой¬ства нервной системы ученика, которые могут способствовать достижению положительных результатов, формированию познавательной деятельности в постижении вокального искусства. В начальных классах у обучаемых формируются не только вокальные навыки, но и оформляются слуховые представления, накапливается информация в различных областях знаний: истории, культуре, сложившихся национальных традициях, обычаях, ценностях.

Первые вокально-исполнительские навыки формируются на основе определенных условий:

– необходимым условием является формирование таких качеств личности, как внимательность, умение сосредоточиться на информации, которую транслирует педагог, певческое внимание которого должно быть направлено на реализацию таких факторов, как естественность дыхания, положение головы, тела, особенности звукоизвлечения;

– важнейшим навыком становится достижение певческого дыхания, освоение основ обучения правильному дыханию, обеспечивающему равномерное давление воздуха на голосовые связки, выработке навыков приспособления процесса дыхания к пению, устранение мешающих мышечным сокращениям;

– понимание возможностей своего голоса, изучение его качеств и особенностей, поиск способов результативного использования своего голосового аппарата, резонанса. Необходима работа над согласованием всех отделов речевого аппарата, звукообразования;

– работа над артикуляцией, навыками владения возможностями своего голоса, развитие способности передавать различные оттенки чувств на основе вокальной выразительности; правильное произнесение текста;

– направленность на сохранение здоровья, на гигиену голоса.

Особое значение имеет последовательность формирования вокально-исполнительских навыков у учеников в процессе урока музыки. Студенты, будущие учителя музыки, должны быть готовы не только к постановке голоса, но и к работе над вокальной техникой, развитию слуха, способствующего самоконтролю звучания своего голоса. Особого внимания заслуживает проблема достижения учеником верного звукообразования, развитию необходимого диапазона голоса. Достижение даже небольших успехов требует отработки имеющихся навыков на основе разработанных музыкальных упражнениях. С учетом индивидуальных особенностей учеников педагог разрабатывает систему упражнений, направленных на четкое произношение и звуковедение. Выработанные навыки способствуют совершенствованию вариантов интонационной работы, что способствует приобретению умений передать голосом различные эмоциональные нюансы, верное звучание.

Важнейшая роль в данном процессе принадлежит педагогу, осуществляющему контроль за качеством закрепленных навыков. Так, обучение пению, как правило, должно начинаться с объяснений о дыхании, об атаке звука, под¬держке возникшего звучания. При этом необходимо формировать согласованность всех движений, которое достигается при помощи правильно выбранного упражнения, способствующего осознанию необходимых оттенков звучания, пониманию правильного воспроизведения мелодического и ритмического рисунка.

Особое внимание следует уделять фонетике китайского языка, которая связана с мелодией произведения. Взаимосвязь языка и мелодической линии обусловлена тем, что «особенностью интонационного строя китайской музыки является преимущественно семантический (смысловой) характер интонирования (в отличие от европейского, в котором доминирует эмоциональная интонация), что связано с природой китайского языка..., обладающего четырьмя типами семантического интонирования» [9, с. 809]. Смысл слова или даже фразы может поменяться в зависимости от интонации.

На занятиях школьники знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, в том числе и с произведениями китайского певческого искусства, в которых особенностью китайских песен является одноголосный мелодической рисунок, передающий образно-смысловое значение поэтического текста, что расширяет представления о содержании музыки, её связях с окружающей школьников жизнью. Изучая музыкальные произведения различных жанров, ученики развивают слуховые навыки, память, способность эмоционального отклика на различные явления жизни.

Заключение

Будущий педагог в процессе обучения в вузе должен быть готов к отбору репертуара для формирования вокально-исполнительских навыков школьников на уроках музыки в школе. Отбор репертуара для школьников представляет собой сложный творческий процесс, требующий знаний в области возрастной психологии, особенностей певческого голоса детей, владения методикой работы со школьниками. Песенный материал, составляющий основу репертуара, должен учитывать уже сложившиеся вокально-исполнительские навыки, ориентироваться на имеющиеся предпочтения, учитывать возможности развития музыкальной культуры. Для того, чтобы сформировать репертуар для школьников на начальном этапе вокально-исполнительской подготовки, будущим педагогам следует освоить музыкальный материал, способствующий творческому развитию детей определенного возраста. Содержание песен должно выражать чувства, удовлетворять потребности детей, формировать позитивное отношение к жизни.

Таким образом, отметим, что формирование вокально-исполнительских навыков у студентов в вузах Китая является важнейшей составляющей их общей подготовки, направленной на достижение готовности к работе со школьниками на уроках музыки в школе. Важнейшими факторами данного направления подготовки студентов к работе с детьми является:

– использование традиционной музыкальной культуры Китая, формирование ценностных ориентаций в процессе разработки репертуара для школьников в зависимости от возрастных особенностей детей;

– индивидуальная работа с детьми с учетом степени сложности музыкального материала, их вокальной подготовки, знаний в области дыхания, артикуляции, интонирования и пр., позволяющих решать творческие задачи;

– использование развивающего потенциала вокального музыкального материала, создание атмосферы творчества, самореализации, ответственности за результаты своей учебной деятельности;

– формирование музыкальной культуры обучаемых на основе изучения произведений мирового музыкального искусства, традиционного и современного песенного искусства Китая.

Следует подчеркнуть, что формирование вокально-исполнительских навыков требует систематичности, непрерывности, последовательности и настойчивости, так как вокальное искусство основано на полной самоотдаче, направлено на постоянное саморазвитие.

Литература:

1. Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокальносценическом искусстве : на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра : дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / Цюн Ван; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. – СПб., 2007. – 298 с.

2. Ван Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования / Ван Хуайцзянь // Вестник Гуанчжоуского технического педагогического института. - 2010. - № 2. - С. 76-79 (на китайском языке).

3. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио: учеб. пособие / М. И. Глинка. - М., 1997.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов // Стереотип. – Изд. 3 е, испр. – СПб. : Лань, 2007. – 192 с.

6. Ли Сяоэр. Народно-вокальное искусство / Сяоэр Ли. – Чанша: Художеств. лит., 2001. – 418 с.

7. Менабени А.Г. Вокальные навыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете / А.Г. Менабени. – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – С. 74-79.

8. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов // Наука. – Л., 1967. – 204 с.

9. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - Т. 2 / гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974.

10. Чжан Сухуа. Голос в китайской народной песне / Сухуа Чжан // Музыковедение. – 2008. – № 1. – С. 57–63.

11. Школа вокала Ирины Цукановой // Сайт школы «ImproviNation» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://impro.kiev.ua/index.php. – Дата доступа: 28.09.2022.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.