Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокальное исполнительство / профессионализм певческого голоса / вокально-педагогические навыки / vocal performance / professionalism of the singing voice / vocal and pedagogical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куаншалиева Раушан Жардемовна

В данной статье мы рассматриваем, как педагог-вокалист использует методы при формировании вокально-исполнительских навыков будущих учителей музыки. В нашем исследовании мы используем одну из педагогических технологий, системный метод обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOCAL AND PERFORMING SKILLS IN FUTURE TEACHERS-MUSICIANS

In this article, we consider how a vocal teacher uses methods in the formation of vocal and performing skills of future music teachers. In our study, we use one of the pedagogical technologies, the systematic method of teaching.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ»

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Куаншалиева Раушан Жардемовна

аспирант 2 года обучения СГУ имени Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов E-mail: kuaka090677@mail. ru

FORMATION OF VOCAL AND PERFORMING SKILLS IN FUTURE

TEACHERS-MUSICIANS

Kuanshalieva Raushan Zhardemovna

2 year postgraduate student SGU named after N.G. Chernyshevsky,

Saratov

E-mail: kuaka090677@mail.ru

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем, как педагог-вокалист использует методы при формировании вокально-исполнительских навыков будущих учителей музыки. В нашем исследовании мы используем одну из педагогических технологий, системный метод обучения.

Abstract. In this article, we consider how a vocal teacher uses methods in the formation of vocal and performing skills of future music teachers. In our study, we use one of the pedagogical technologies, the systematic method of teaching.

Ключевые слова, вокальное исполнительство, профессионализм певческого голоса, вокально-педагогические навыки.

Keywords: vocal performance, professionalism of the singing voice, vocal and pedagogical skills.

Техническое обеспечение учебного процесса, современное музыкальное образование путем соединения лучших образцов классической и современной музыки позволяет создать учебный процесс, повышающий интерес обучающихся к пению.

В образовании сочетание образцов классической музыки с современной музыкой в духовной связи возможно только в том случае, если сам учитель музыки компетентен и может сам исполнять некоторые произведения. Важной частью урока музыки является формирование навыков преподавания и исполнения песен. При этом подача учителя музыки в его исполнении зачастую играет решающую роль в формировании отношения учащихся к песне и мотивации к усвоению музыкального материала. Для этого учитель музыки должен изучить тонкости певческого голоса как музыкального инструмента.

Профессионализм певческого голоса и однородность в звучании - это длительный процесс, который совершенствуется систематическими распевками по формированию голоса с правильным выбором техники, точностью приемов звукоизвлечения, правильным владением музыкальными стилями и общей исполнительской культурой.

Голос певца в исполнительском мастерстве раскрывается через присущие ему внутреннее чувство, настроение, диапазон голоса, глубину смысла музыкально-поэтического текста, через богатство художественного содержания изучаемого произведения.

Достижение высокого уровня пения начинается с овладения передовыми вокальными данными. Поэтому формирование вокально-исполнительского мастерства следует рассматривать как составляющую профессионального развития будущего учителя музыки. Методика системного обучения вокалу рассматривает исполнительское мастерство как сложное, многоуровневое, многогранное явление. Ученые, педагоги-музыканты такие как Э.Б. Абдуллин,

Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, В.Я. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, А.Л. Гоцдинер, Л.Л. Бочкарев, Л.А. Баренбойм, Н.К. Бакланова, Р.Ф. Сулейманов, М.М. Берлянчик разработали и использовали в своих экспериментах системные методы обучения [1, с. 32]. С целью выявления структурных компонентов системного подхода к обучению и их содержания они классифицировали их следующим образом:

1) Мотивационно-волевой компонент в методике систематического обучения включает направленность на исполнительскую вокальную деятельность и психологическую подготовку к публичному пению при формировании фокусно-исполнительских навыков;

2) оперативно-технологический метод в методе систематического обучения предусматривает приобретение навыков слуха, голосообразования, дыхания, артикуляции;

3) метод систематических занятий направлен на развитие самоконтроля, саморегуляции на пути профессионального становления, умения преодолевать технические трудности при выполнении нормативно-психологической деятельности;

4) индивидуальная творческая деятельность в методе систематического обучения показывает индивидуально-творческий характер исполнения.

Методика систематических занятий по формированию вокально -исполнительских навыков является универсальной для любого педагога-музыканта. Однако наиболее специфические характеристики профессионального описания компонентов исполнительского мастерства вокалиста относятся к операционально-технологической подсистеме и базируются на вокальном мастерстве. Л.Б. Дмитриев понимал характер работы голосового аппарата, определенные «динамические стереотипы певческого мотора», обеспечивающие профессиональное звучание голоса [2, с. 628]. Педагоги по вокалу - Л.Б. Дмитриев, Г.П. Стулова, А.Г. Менабени, В. Багадуров, В.П. Морозов, А.М. Вербов, В.В. Емельянов и др. в своих работах

среди основных приемов голосовой техники, выделяют следующие: дыхание, резонанс, артикуляция, звукоизвлечение, вокальный слух, эмоциональная выразительность исполнения. Используя в своей работе вокальные подсказки из научных исследований этих педагогов, мы выделили и сгруппировали следующие компоненты технологической подсистемы, которые являются наиболее важными в формировании вокально-исполнительских навыков будущего учителя музыки:

- навыки звукообразования: правильное интонирование, чувство резонанса, целенаправленное управление регистром звука, использование различных видов звуковой атаки, подвижность голоса;

- навыки аудирования: выделение из звукового потока качественных характеристик звучания песни, сопоставление их с развитыми вокально -слуховыми выражениями, определение эмоциональной окраски звучания;

- навыки дыхания: пение, оптимальный объем дыхания для определенного вида вокальной партии, умение передать дыхание всей музыкальной фразе;

- артикуляционные навыки: четкость и правильность дикции, логическая выразительность, фразировка, выразительность [3, с. 138].

Дадим краткую характеристику основным направлениям вокальной работы на начальном этапе, которые формируются посредством вышеназванных умений.

1. Первые шаги в работе педагога через необходимые условия подготовки к вокально-исполнительскому процессу певца связаны с усвоением новой привычки внимательного отношения не только к голосу ученика, но и ко всему телу. Правильное и удобное положение тела, его свобода в звукообразовании, способность координировать работу мышц определяют эффективность работы голосового аппарата. Поэтому певческое внимание будущего учителя музыки должно быть направлено с первых занятий на свободное положение тела, головы, рук, ног, естественность дыхания, чувство зевоты при пении. В этом случае процесс исполнения музыкального произведения будет продуктивным.

2. Дыхание, т. е. певческое дыхание, - основа образования гласных, энергетическая система, определяющая силу, продолжительность и окраску тона. Опираясь на свой опыт, педагог предлагает певцу, начинающему осваивать новую певческую азбуку, возможные варианты обучения правильному дыханию, при которых обеспечивается нормальное и равномерное давление воздуха под голосовыми связками. Однако работа дыхательной системы характеризуется рефлекторностью. Поэтому приспособление процесса дыхания к пению требует нахождения реакций, последовательной и длительной интеграции ощущений, устранения различных мешающих мышечных сокращений.

3. В работе со звуком будущий учитель музыки должен обучаться изучению возможностей и особенностей своего голоса под руководством педагога по вокалу, а формируя исследовательские навыки, он будет искать способы эффективного использования своего голосового аппарата, резонанса, работать над согласованием работы всех отделов речевого аппарата, звукообразованием, выработкой правильных звукоизводящих механизмов.

4. Для достижения мастерства вокального искусства в работе над артикуляцией необходимо знать не только владение звуковыми возможностями своего голоса, но и характер музыки, умение выражать различные оттенки чувств, музыкального произведения является важным условием четкого и правильного произнесения текста.

5. Вокально-исполнительский навык формируется только тогда, когда особое внимание уделяется гигиене голоса и тренировке голоса.

С первого занятия вокалист, формирующий будущего учителя музыки, должен соблюдать ряд вокальных правил:

- работа в комфортном диапазоне и динамике;

- постепенное расширение звукового и динамического диапазона;

- уроки вокала должны быть ежедневными и систематическими [4].

Следуя указанным выше методическим рекомендациям, мы сочли

целесообразным дать определение изучаемому явлению на основе изучения

компонентов вокально-исполнительского мастерства. Вокально-исполнительское мастерство будущего учителя музыки зависит от развития определенного уровня вокальной деятельности, обеспечиваемого его составными элементами, а именно: мотивационно -волевой, операционально-технологической, нормативно-психологической, индивидуально-творческой деятельностью. Формирование составных элементов также определяет формирование и развитие его профессионального мастерства [5, с. 262]. Обобщая вышесказанное, отмечаем, что в формировании вокально -исполнительского мастерства будущего учителя музыки каждый урок должен быть спланирован и систематически комплексно использован, и только тогда будет достигнут результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Царькова Е.Г. Формирование вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки // Современные наукоемкие технологии. - 2018. -№ 7. - С. 229-232.

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной техники. - М.: Музыка,1968. - 628 с.

3. Кожахметова А.Ш. Формирование вокального мастерства у будущих учителей музыки на основе фонетики казахского языка: дисс. ... канд. иск. наук. - Алматы, 2002. - 138 с.

4. Романов С.Е. Методика массовой постановки певческого голоса [Электронный ресурс]. - URL: https://vokal-1.ru/postanovka-golosa.html.

5. Юшманов В.Я. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: дисс. ... доктор искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2004. - 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.