Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ДЛЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ДЛЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокальная музыка / освоение вокальной музыки / китайские студенты-вокалисты / русский романс / модель освоения вокальной музыки / исполнительские техники / современная музыкальная среда / вокальные произведения / vocal music / mastering vocal music / Chinese vocal students / Russian romance / model of mastering vocal music / performing techniques / modern musical environment / vocal works

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лян Юй

В современной музыкальной среде представители восточных народов и культур придают огромное значение эмоциональному воздействию русского романса. Признанным мастером русского романса был П.И. Чайковский. Романсы Чайковского наполнены художественными и техническими возможностями для вокалистов, именно поэтому к ним обращаются преподаватели российских и иностранных вузов. В Китае каждый год проводится немало конкурсов среди вокалистов на лучшее исполнение романсов Чайковского, создаются произведения в жанре китайского романса. Романсы Чайковского отражают общечеловеческие ценности, пропитаны национальной русской спецификой, в них прослеживаются характерные черты русского человека и русского народа. В данной статье представлена авторская разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского, предназначенная для китайских студентов-вокалистов. Особого внимания заслуживает методологическая основа данной модели и разработанные методические рекомендации для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. Русские романсы создают уникальный материал для освоения вокальной музыки. Вокальные партии из романсов П.И. Чайковского удобны для разучивания, что позволяет рассматривать их в качестве учебного материала для обучения вокалу в вузах. Разработанная модель позволит представить и проанализировать поэтапно весь творческий процесс освоения романсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR MASTERING TCHAIKOVSKY'S VOCAL MUSIC BY CHINESE VOCAL STUDENTS

In the modern musical environment, representatives of Oriental peoples and cultures attach great importance to the emotional impact of Russian romance. P.I. Tchaikovsky was a recognized master of Russian romance. Tchaikov-sky's romances are filled with artistic and technical possibilities for vocalists, which is why teachers of Russian and foreign universities turn to them. In China, many competitions are held every year among vocalists for the best per-formance of Tchaikovsky's romances, and works in the genre of Chinese romance are created. Russian romances reflect universal human values, are imbued with national Russian specifics, they trace the characteristic features of the Russian person and the Russian people. Russian romances create unique material for mastering vocal music. Vocal parts from Tchaikovsky's romances are convenient for learning, which allows them to be considered as educational material for teaching vocals in universities. Russian is also studied by foreign students who resort to learning Russian romances. However, mastering Tchaikovsky's vocal music requires a special approach and methodology. It is much more difficult for international vocal students to master performing techniques. In this regard, the issue of developing an optimal model for mastering the vocal music of P.I. Tchaikovsky is relevant. The developed model will allow to present and analyze step by step the entire creative process of mastering romances.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ДЛЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ»

УДК 378 EDN PBAQXN

Ю. Лян

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ДЛЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ

В современной музыкальной среде представители восточных народов и культур придают огромное значение эмоциональному воздействию русского романса. Признанным мастером русского романса был П.И. Чайковский. Романсы Чайковского наполнены художественными и техническими возможностями для вокалистов, именно поэтому к ним обращаются преподаватели российских и иностранных вузов. В Китае каждый год проводится немало конкурсов среди вокалистов на лучшее исполнение романсов Чайковского, создаются произведения в жанре китайского романса. Романсы Чайковского отражают общечеловеческие ценности, пропитаны национальной русской спецификой, в них прослеживаются характерные черты русского человека и русского народа.

В данной статье представлена авторская разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского, предназначенная для китайских студентов-вокалистов. Особого внимания заслуживает методологическая основа данной модели и разработанные методические рекомендации для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. Русские романсы создают уникальный материал для освоения вокальной музыки. Вокальные партии из романсов П.И. Чайковского удобны для разучивания, что позволяет рассматривать их в качестве учебного материала для обучения вокалу в вузах. Разработанная модель позволит представить и проанализировать поэтапно весь творческий процесс освоения романсов.

Ключевые слова: вокальная музыка, освоение вокальной музыки, китайские студенты-вокалисты, русский романс, модель освоения вокальной музыки, исполнительские техники, современная музыкальная среда, вокальные произведения

Для цитирования: Лян Ю. Разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского для китайских студентов-вокалистов / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.195-203. EDN PBAQXN.

Yu Liang DEVELOPMENT OF A MODEL FOR MASTERING TCHAIKOVSKY'S VOCAL MUSIC BY CHINESE VOCAL STUDENTS

In the modern musical environment, representatives of Oriental peoples and cultures attach great importance to the emotional impact of Russian romance. P.I. Tchaikovsky was a recognized master of Russian romance. Tchaikovsky's romances are filled with artistic and technical possibilities for vocalists, which is why teachers of Russian and foreign universities turn to them. In China, many competitions are held every year among vocalists for the best performance of Tchaikovsky's romances, and works in the genre of Chinese romance are created. Russian romances reflect universal human values, are imbued with national Russian specifics, they trace the characteristic features of the Russian person and the Russian people.

Russian romances create unique material for mastering vocal music. Vocal parts from Tchaikovsky's romances are convenient for learning, which allows them to be considered as educational material for teaching vocals in universities. Russian is also studied by foreign students who resort to learning Russian romances.

However, mastering Tchaikovsky's vocal music requires a special approach and methodology. It is much more difficult for international vocal students to master performing techniques. In this regard, the issue of developing an optimal model for mastering the vocal music of P.I. Tchaikovsky is relevant. The developed model will allow to present and analyze step by step the entire creative process of mastering romances.

Keywords: vocal music, mastering vocal music, Chinese vocal students, Russian romance, model of mastering vocal music, performing techniques, modern musical environment, vocal works

For citation: Liang Yu. Development of a model for mastering Tchaikovsky's vocal music by Chinese vocal students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.195-203. EDN PBAQXN.

Введение местная работа поэта, композитора, певца

Слушая и исполняя русские романсы, и аккомпаниатора [10, c. 59]. слушатель и исполнитель склонны не- Следует отметить, что русские музы-вольно поддаться влиянию их эмоцио- кальные традиции оказывают влияние на нального воздействия. Представительни- развитие вокального искусства Китая. ца научного музыкального сообщества в Стремление овладеть данным жанром Китае госпожа Хань Ин (Ying) подчерки- иностранными вокалистами только воз-вает, что китайские песни получили но- растает. Кроме того, процесс обучения во-вую жизнь благодаря русскому и западно- калистов на основе романсов П.И. Чайков-европейскому романсу. Песня - это сов- ского способствует воспитанию у студен-

тов нравственности, духовности, появлению чувства патриотизма. Романсы П.И. Чайковского наполнены гаммой чувств и эмоций. Однако иностранные студенты-вокалисты сталкиваются с трудностями в освоении исполнительских техник.

Цель данного исследования связана с разработкой модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами. Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач: раскрыть значимость русских романсов в качестве учебного материала в процессе обучения вокалу в вузах; проанализировать работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих вопросы вокальной методики, совершенствования вокальных навыков; представить модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского для китайских студентов-вокалистов; описать методологическую основу представленной модели; представить комплекс тренировочных упражнений для развития вокальных навыков.

П.И. Чайковский мастерски владел исполнительскими техниками, что позволяло писать вокальные произведения с учетом индивидуальных особенностей певца. В романсах П.И. Чайковского присутствует духовность, мораль, нравственное начало, в них можно найти искреннюю лирику, трагичность и драматизм, широту и многообразие ярких эмоциональных состояний.

Материалы и методы

При создании вокальных произведений композитор использовал большое количество выразительных средств. Именно благодаря выразительным средствам жанр русского романса до сих считается одним из самых популярных и востребованных жанров у исполнителей и слушателей во всем мире.

В настоящее время романсы Чайковского оказались созвучны и внутреннему миру восточного человека. Китайские вокалисты находят в них чувство свободы, ощущение полета и внутренней гармонии. Демонстрация разных эмоций во

время исполнения вокального произведения требует высокой степени владения исполнительскими техниками, а также понимания основ драматургии и художественного образа.

Однако освоение вокальной музыки П.И. Чайковского требует особого подхода и методологии. В процессе обучения иностранных студентов необходимо разработать модель, отражающую необходимые составляющие процесса освоения вокальным навыкам и техникам.

Литературный обзор

В основу написания данной статьи легли работы отечественных и зарубежных авторов. К работам XX века следует отнести труды Л.Б. Дмитриева [3], В.В. Емельянова, А.Г. Менабени [6], В.П. Морозова [7], И.К. Назаренко [8], Р. Юссона (Jusson) [14]. Авторы освещали вопросы вокальной методики, разрабатывали упражнения для совершенствования вокальных навыков, исследовали основы физиологических и акустических явлений.

В XXI веке следует отметить научные работы Ю.М. Ильинова, Н.Н. Илларионовой [4], Н.И. Кашиной, Н. Г. Тагильцевой, Л.В. Добровольской, О.А. Овсянниковой [5], в которых затрагиваются вопросы, касающиеся роли русской музыкальной традиции и вокального образования, а также рассматриваются модели подготовки вокалистов в современном образовательном пространстве. В связи с возросшими предпосылками формирования педагогических ресурсов и современными проблемами вокального образования в КНР, а также возросшим интересом к русскому романсу в учебном репертуаре вокалиста китайских университетов, появляются научные статьи китайских авторов, посвященные вопросам вокального искусства и развитию вокальных навыков.

В работах зарубежных авторов Вэнь С. (Wen) [1], Хуайцзянь В. (Huaijian), Хань Ю. (Han) [12], Синьжуй Ю. (Xinzhui) [9], Чжан Я. (Zhang) [13], Сюй Ч. (Xu) [10] и др. подчеркивается роль романса как нового жанра в музыкальной культуре Китая XXI века, влияние русской музыкальной тра-

диции на развитие вокального искусства Китая, а также необходимость освоения вокальной музыки китайскими студентами. Анализ научной литературы показал, что, несмотря на возросший интерес к вокальной музыке П.И. Чайковского, стремление к ее овладению иностранными вокалистами, вопросы, касающиеся разработки модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами, подробно не рассматривались и не были описаны ранее [1]. Все вышесказанное вызывает необходимость разработки модели, позволяющей описать процесс освоения вокальной музыки композитора.

Результаты

Разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами является результатом четвертого этапа диссертационного исследования. На первом этапе исследования был произведен набор контрольной и экспериментальной групп на кафедрах вокала Лудунского и Шаньдун-ского университетов. На втором этапе на основе выделенных критериев сформиро-ванности вокальных навыков была проведена их диагностика в контрольной и экспериментальной группах. На третьем

этапе осуществлялась разработка методических рекомендаций для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. В данной статье рассматривается разработанная модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского, предназначенная для китайских студентов-вокалистов (рис. 1.). При создании своих романсов композитор уделял особое внимание вокальному мастерству. Восприятие вокального искусства происходит через призму сложившихся в середине XIX века музыкальных тенденций и накопленного опыта и знаний в сфере музыковедения.

Обсуждение

Основу авторской модели составляет Первый блок, который называется целевой блок. В первом блоке располагаются три компонента: стратегическая цель, методологическая основа и объект педагогического воздействия. С точки зрения интегративного подхода, любое музыкальное произведение, в том числе и романсы Чайковского, имеет под собой социально-историческую основу, оно раскрывает идеи, которые заложил автор с учетом эпохи и своего жизненного опыта (рис.2).

Рис. 1. Модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского

Аксиологический подход

рассматривает человека как высшую ценность общества, мир целостного человека, анализирует процессы образования с ориентацией на ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране

С:

Компетентностный подход

предполагает результаты образования в виде компетенций, способствует практико-ориентнрованному харакетру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитнрмошнх профессиональные проблемы

ч:

Коммуникативны» подход

ознэтает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов

Рис. 2 Методологическая основа целевого блока модели

Знания в сфере музыковедения и истории помогают обучающимся сопоставить стиль написания музыкального произведения с историческими фактами, которые напрямую или косвенно могли повлиять на него.

Освоение вокальной музыки предполагает разностороннее развитие обучающегося, наличие исполнительской культуры, знакомство со смежными областями искусства, профессиональную компетентность, богатый и развитый эмоционально-духовный мир. Кроме того, владение музыкальным инструментом повышает уровень развития и культуры обучающегося. В процессе освоения вокальной музыки происходит знакомство с замыслом автора, формируется индивидуальная ис-

полнительская концепция, а также поиск путей совершенствования исполнительских техник. Благодаря этим трем составляющим вокалист отражает глубину вокального произведения, его идейно-художественное и образно-

эмоциональное содержание [3].

С точки зрения аксиологического подхода, социально-историческая канва в основе музыкального произведения связана с социальной и эстетической сутью произведения. П.И. Чайковский отражал эстетические и нравственные ценности своего времени в музыкальных произведениях. Вокальные произведения прошлого имеют гуманистическое, идейное содержание, социальную направленность, что важно для потомков.

С точки зрения компетентностного подхода, необходимо внедрять творческие задания при изучении вокальных произведений композитора, изучать художественную литературу. Чтение литературы по теме исследования позволяет погрузиться в творчество П.И. Чайковского, рассмотреть особенности создания жанровых композиций. В результате происходит развитие важных качеств, таких как способность к анализу произведения, воображение, абстрагирование. В ходе работы студент должен не только уметь осуществлять исторический анализ, но также и определять особенности музыкального языка композитора, музыкальную выразительность произведения. Кроме того, имеет место быть рассмотрение интонационной выразительности различных элементов текста, работа с оркестровкой, фактурой, темпом и другими элементами композиции, их соотношение между собой. Познавательная работа связана с определением социальной ценности произведения. Деятельно-ценностный подход позволяет формировать навыки и знания, необходимые в профессиональной подготовке будущего вокалиста [11, с 140].

Формирование музыкальной компетентности следует рассматривать как личностное пространство, в котором аккумулируются профессиональные теоретические знания, ценностные ориентации и практические умения в сфере музыкального образования, а также личностные качества, отношение к профессиональной сфере, которые обуславливают выбор профессиональной сферы [2, с 143].

Профессиональная компетентность объединяет и интегрирует в себе не только знания, умения и навыки обучающегося, личностные качества, но и факторы, влияющие на мотивацию исполнять вокальные произведения [2, с 145]. К компетенциям первого ранга отнесем информационные, коммуникативные и регулятивные компетенции. Если говорить об информационных компетенциях, то они включают знание теоретического мате-

риала в процессе музыкального обучения, методику, методы, технологии. Регулятивные компетенции - это практические навыки, приобретенные благодаря эффективным методикам и техникам в процессе обучения. Коммуникативные компетенции - это отражение активности, самовыражения, артистизма, творчества. К компетенциям второго ранга относятся операционные компетенции, а именно -умения и навыки интерпретировать музыкальные произведения. Следует также отнести в эту группу интеллектуальные компетенции, умения и навыки применять разнообразные методы и технологии, способствующие неординарно и нестандартно мыслить в процессе анализа музыкального произведения.

К вокальным навыкам следует отнести певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, дикцию, эмоциональную выразительность исполнения. К вокальным умениям относятся интонирование, ансамблирование с концертмейстером. Вокальные знания предполагают основные характеристики певческого звука, правила охраны и гигиены голоса, алгоритм работы над художественным образом (анализ структуры содержания и формы произведения, взаимосвязи музыкального и поэтического текста, средств музыкальной выразительности и т.д.), рассмотрение стилистических особенностей вокальной музыки П.И.Чайковского

[4].

Следует отметить принципы обучения: принцип индивидуального подхода; развитие вокального и художественного мышления студента; принцип постепенного усложнения учебного материала; принцип слуховой и зрительной наглядности; принцип сознательности и творческой активности. Кроме вокальной работы необходимо организовывать и музыкально-инструментальную деятельность (игра на музыкальных инструментах) во внеучебное время (работа с ученическими инструментальными ансамблями, оркестрами, фольклорными группами, эстрадными группами), навыки аранжировки, обработки и переложение музыкального

материала; умение пользоваться техническими средствами и применять компьютерные технологии. Содержание интеллектуально-педагогических компетенций также следует расширить внеучебной работой [8].

К третьему компоненту целевого блока относится объект педагогического воздействия. У иностранных студентов проявляется интерес к русским романсам П.И. Чайковского [10, с 98]. В Китае среди вокалистов проводятся ежегодно конкурсы исполнения романсов Чайковского, со-

здается жанр собственного китайского романса [9, с 329].

Организационно-содержательный блок состоит из тактической цели, критериев сформированности вокальных навыков. В этом блоке рассматриваются основные задачи и особенности критериев. Вокальное исполнительство характеризуется широким разнообразием звучания голоса. В настоящем исследовании были разработаны критерии для оценки уровня сформированности вокальных навыков обучающихся (рис.3).

Рис. 3 Критерии сформированности вокальных навыков в организационно-содержательном блоке

Третий деятельностный блок имеет практикоориентированную направленность. В этом блоке большое значение имеет разработка рекомендаций по освоению вокальных навыков. К основным условиям относятся: интеграция учебно-профессиональной, научно-

исследовательской, социокультурной деятельности студента на основе внедрения вокальной музыки в образовательный процесс. В рамках третьего блока предполагается теоретическая и практическая подготовка. Теоретическая подготовка связана с изучением творчества И.П. Чайковского. Практическая подготовка связана с отработкой вокальных навыков на основе романсов И.П. Чайковского.

В качестве музыкального материала были выбраны романсы П.И. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А.А. Фета, «Песнь Земфиры» на слова А.С. Пушкина, «Колыбельная песня» на слова А.Н. Майкова, «Благословляю вас, леса» на слова А.К. Толстого, «Весна (Уж тает снег)» на слова А.Н. Плещеева.

Особого внимания заслуживает дея-тельностный блок. В соответствии с целью опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. В данном блоке были представлены правила, упражнения на разминку и комплекс тренировочных упражнений. К правилам относятся девизы: "В здоровом теле - здоровый голос",

"Мы состоим из воды", "Соблюдай технику безопасности", "Разогрев голоса как разминка для тела", "Волшебная трель", "Ох и ах", "Воздушный поршень", "Корпус - это основание", "Зеваем в зеркало", "Гимнастика для языка", "Упорство, умение и ускорение", "Массаж связок", "Разминка -это не быстрый тренировочный раунд". Названия позволяют выработать определенные ассоциации у иностранных студентов из Китая, связанные со стихиями, гармонией, силой земли, древними традициями, которые чтут в Поднебесной. Название упражнений для разминки связаны с определенным действием и эмоциональным состоянием, сопровождающим это действие: "Резинка", "Задержка дыхания", "Активный шепот", "Беззвучный крик", "Испуг", "Согрей ладошки".

Для развития вокальных навыков был представлен комплекс тренировочных упражнений:

1. Увеличение диапазона голоса. "Терпение - необходимое условие в обучении вокалу".

2. Смешивание регистров.

3. Улучшение слуха: тренировка слуха и гармония "Базовые пять нот, затем одна октава, мажорные гаммы - хорошее начало".

4. Развитие подвижности, вокальной гибкости и скорости - "Систематическая тренировка голоса".

5. Улучшение поддержки дыхания и повышение выносливости. "Увеличение объема дыхания не приводит к увеличению силы голоса".

6. Упражнение для поддержания дыхания и выносливости (техника апподжио). "Поощрение здорового вибрато".

Кроме того, упражнения расписаны поэтапно на начальном этапе, на среднем и продвинутых этапах обучения для работы над улучшением вокальных навыков.

Заключение

В результате разработки модели, мы приходим к выводу, что эффективность владения вокальными навыками зависит от методики обучения. Музыкальные произведения помогают овладеть вокальными навыками, позволяют преодолевать технические трудности, исходя из индивидуальных физических и психологических особенностей, способностей и личных музыкальных предпочтений [3]. Кроме того, важно научиться использовать приобретенный методический опыт в дальнейшей творческой музыкально-педагогической деятельности. Исполнению вокального произведения предшествует знакомство с музыкальным образом, замыслом композитора, со средствами выразительности, развитие вокальных навыков посредством разработанной модели.

Овладение вокальной музыкой П.И. Чайковского является непростой задачей для иностранных студентов-вокалистов. Для полного погружения в атмосферу русского романса, необходимо знакомиться с русской музыкальной культурой, владеть русским языком, важно учитывать возрастные особенности иностранных студентов и особенности их менталитета.

Литература:

1. Вэнь С., Туравец Н.Р. Содержание формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в вузах Китая // Kant. 2023. № 3(48). С. 199-202.

2. Дегтерева К.С. Формирование профессиональной компетенции педагога-музыканта: способы, приёмы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 144-147.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 675 с.

4. Илларионова Н. Н. Основные черты вокального искусства в развитии отечественной культуры // Наука и современность. 2012. № 18. С. 27-31.

5. Кашина Н.И. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Добровольская, О. А. Овсянникова // Язык и культура. 2019. № 45. С. 220-234.

6. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1987. 95 с.

7. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Ленинград: Наука, 1967. 204 с.

8. Назаренко И.К. Искусство пения : Очерки и материалы по истории, теории и практике худож. пения :

Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Музгиз, 1963. 512 с.

9. Синьжуй Ю. Русский романс в учебном репертуаре вокалиста китайских университетов I Ю. Синьжуй II Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 11-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 22-23 июня 2023 года. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"). 2023. С. 327-330.

10. Сюй Ч. Предпосылки формирования педагогических ресурсов и современные проблемы вокального образования в КНР 11 Общество. Среда. Развитие. 2022. № 2(63). С. 97-100.

11. Хань Ин. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая XX века II Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С.59.

12. Хань Ю. Особенности подготовки китайских студентов-вокалистов в рамках концепции компетентностного подхода 11 Научное мнение. 2022. № 4. С. 137-142.

13. Чжан Я. Влияние русской музыкальной традиции на развитие вокального искусства Китая I Я. Чжан II Музыкальная культура глазами молодых ученых : Сборник научных трудов XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09-11 декабря 2021 года I Ред.-сост. Н.И. Верба, научн. редактор Р.Г. Шитикова. Том Выпуск 17. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2022. С. 137-140.

14. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиол. и акуст. явлений певчевского голоса. Москва : Музыка, 1974. 263 с.

References:

1. Vjen' S., Turavec N.R. Soderzhanie formirovanija vokal'no-ispolnitel'skih navykov u studentov v vuzah Kitaja // Kant. 2023. № 3(48). S. 199-202.

2. Degtereva K.S. Formirovanie professional'noj kompetencii pedagoga-muzykanta: sposoby, prijomy // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 63-2. S. 144-147.

3. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki. Moskva: Muzyka, 19бВ. б75 s.

4. Illarionova N. N. Osnovnye cherty vokal'nogo iskusstva v razvitii otechestvennoj kul'tury // Nauka i sov-remennost'. 2012. № 18. S. 27-31.

5. Kashina N.I. Osvoenie kitajskimi studentami russkogo jazyka v processe vokal'nogo ansamblevogo ispolnitel'stva I N. I. Kashina, N. G. Tagil'ceva, L. V. Dobrovol'skaja, O. A. Ovsjannikova 11 Jazyk i kul'tura. 2019. № 45. S. 220-234.

6. Menabeni A.G. Metodika obuchenija sol'nomu peniju: ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov. Moskva: Pros-veshhenie, 19В7. 95 s.

7. Morozov V.P. Tajny vokal'noj rechi. Leningrad: Nauka, 19б7. 204 s.

В. Nazarenko I.K. Iskusstvo penija : Ocherki i materialy po istorii, teorii i praktike hudozh. penija : Hrestomatija. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Muzgiz, 19б3. 512 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sin'zhuj Ju. Russkij romans v uchebnom repertuare vokalista kitajskih universitetov / Ju. Sin'zhuj / / Kategori-ja «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii : materialy 11 -j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem, Ul'janovsk, 22-23 ijunja 2023 goda. Ul'janovsk: IP Ken'shenskaja Viktorija Valer'evna (izdatel'stvo "Zebra"). 2023. S. 327-330.

10. Sjuj Ch. Predposylki formirovanija pedagogicheskih resursov i sovremennye problemy vokal'nogo obrazovanija v KNR II Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2022. № 2(63). S. 97-100.

11. Han' In. Romans kak novyj zhanr v muzykal'noj kul'ture Kitaja XX veka / / Gumanitarnye issledovanija v Vos-tochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008. № 3. S.59.

12. Han' Ju. Osobennosti podgotovki kitajskih studentov-vokalistov v ramkah koncepcii kompetentnostnogo pod-hoda II Nauchnoe mnenie. 2022. № 4. S. 137-142.

13. Chzhan Ja. Vlijanie russkoj muzykal'noj tradicii na razvitie vokal'nogo iskusstva Kitaja / Ja. Chzhan // Muzykal'naja kul'tura glazami molodyh uchenyh : Sbornik nauchnyh trudov XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 09-11 dekabrja 2021 goda / Red.-sost. N.I. Verba, nauchn. redaktor R.G. Shitikova. Tom Vypusk 17. Sankt-Peterburg: Centr nauchno-informacionnyh tehnologij "Asterion", 2022. S. 137-140.

14. Jusson R. Pevcheskij golos: issledovanie osnovnyh fiziol. i akust. javlenij pevchevskogo golosa. Moskva : Muzyka, 1974. 2б3 s.

УДК 78.07+159.90 EDN \CCRSZ

М. Ци

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ НАД МЮЗИКЛОМ

Актуализация процесса формирования специальных компетенций у студентов-музыкантов является приоритетной с точки зрения современных требований профессиограммы специалиста музыкального театра. Цель исследования заключается в раскрытии педагогической специфики и условий формирования специаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.