Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Юлия Александровна

Статья посвящена освещению особенностей организации и содержательного наполнения вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях профессионально-направленного обучения в учреждениях высшего образования. Раскрыта сущность научно-теоретического, художественно-исполнительского и музыкально-педагогического направлений вокальной подготовки обучающихся. Обоснована целесообразность внедрения в процесс вокальной подготовки таких научно-педагогических принципов организации обучения: научности, осознанности, персонификации, интеграции художественного и технического компонентов, методической направленности обучения. Выделены профессионально-необходимые знания, умения и навыки, способствующие активизации творческой самореализации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF VOCAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to highlighting the features of the organization and content of the vocal training of future music teachers in the conditions of professionally-oriented training in institutions of higher education. The essence of scientific-theoretical, artistic-performing and musical-pedagogical directions of vocal training of students is revealed. The expediency of introducing such scientific and pedagogical principles of organization in the process of vocal training is substantiated: scientific, awareness, personification, integration of artistic and technical components, methodological orientation of training. The professionally necessary knowledge, skills and abilities that contribute to the activation of creative self-realization of students.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147:784

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

старший преподавателъДавыдова Юлия Александровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федералъныйуниверситет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Постоянное и неукоснительное развитие науки, искусства, социальных процессов обуславливают потребность в повышении качества образовательных процессов, поисках новых форм, способов и методов передачи знаний и практического опыта следующим поколениям. В свете этого актуальна сегодня проблема усовершенствования профессиональной, в частности вокальной подготовки будущих учителей музыки. Изменения и актуализации также требуют принципы организации вокальной подготовки обучающихся в условиях получения профессионального образования в учреждениях высшего образования.

Проблемы вокального искусства и обучения вокалистов исследуются в разных аспектах: истории и теории развития вокальной культуры (В. Антонюк, М. Микиша, А. Стахович и др.); психолого-физиологических и дидактических основ обучения сольного и хорового пения (А. Менабени, Г. Стулова, Ся Цзюань, Цинь Чэнь, Цяо Линь и др.); особенностей реализации вокального образования в педагогических заведениях высшего образования (Л. Василенко, О. Петрикова, С. Ябковская, Ян Сяохань и др.); методики музыкального, вокально-хорового воспитания школьников (Н. Добровольская, Л. Каменецкая, В. Попов)

Цель статьи - обоснование принципов эффективной организации вокальной подготовки будущих учителей музыки в высших учебных заведениях.

Изложение основного материала исследования. Содержание учебных дисциплин вокально-хорового цикла в системе профессионального образования направлено на теоретическое и методическое подкрепление обучающихся знаниями и практическими навыками работы с собственным голосовым аппаратом, средствами его оптимальной организации и функционирования. Специфика будущей профессиональной деятельности учителя музыки обуславливает особенности реализации его вокальной подготовки, в ходе которой формируются важные профессиональные компетенции, вокально-исполнительские навыки и умения, среди которых: постановка правильного вокального дыхания, овладение средствами певческого звукоизвлечения, приемов музыкального голосоведения и фразировки, соблюдения чистоты интонирования, ощущения ансамбля, реализация собственной манеры и стиля исполнения и т.д. Кроме того, будущий учитель музыки является творческой личностью, владеющей современными знаниями и методами работы с детским голосом, его развитием и гигиеной.

Указанное выше требует такой организации образовательно-воспитательного процесса в классе постановки голоса, на хоровых дисциплинах, что обеспечивает формирование целого комплекса профессионально-необходимых знаний, умений и навыков обучающихся для активной творческой самореализации, самосовершенствования личности специалиста средствами вокально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности. Ведущее место в данной системе принадлежат:

- навыкам внутри-слухового и исполнительского интонирования;

-умением проводить художественно-педагогический и музыкально-исполнительный анализ вокальных произведений;

- знанием алгоритмов отбора средств и приемов образно-выразительного, технически совершенного исполнения произведений;

- самонацеленность будущих специалистов на разработку и использование действенных инновационных методов вокальной работы с учащимися (при прохождении педагогической производственной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности).

Углубление и систематизация вокально-теоретических знаний, формирование обозначенных умений и навыков у обучающихся может происходить в условиях: целенаправленного развития художественного компонента сознания будущих специалистов (активное музыкальное восприятие, развитое вокально-исполнительское мышление, музыкально-слуховые представления, память и др.) как основы полноценного понимания всех составляющих музыкального содержания и индивидуально-творческого проектирования образов звучания; развитию способности создавать оригинальные интерпретации вокальных произведений, владение специальными художественно-техническими приемами пения, проявление творчески-самостоятельной личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, нацеленность на постоянное самосовершенствование и самореализацию как исполнителя и педагога средствами вокального искусства.

Из вышеизложенного становится понятным, что вокальная подготовка будущего учителя музыки занимает научно-теоретическое, художественно-исполнительское и музыкально-педагогическое направления образовательной деятельности, предусматривает решение задач формирования важных профессиональных компетенций в области вокальной педагогики, теории и методики обучения пению. Многовекторность и сложность решения поставленных задач обуславливает необходимость обновления принципов организации вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях учреждения высшего образования.

В теории и практике вокального образования будущих учителей музыки большое внимание уделяется обоснованию и разработке базовых научных положений. Такие исследователи, как Ю. Мережко, Т. Киченко, Чжан Яньфэн в своих работах указывают на важность внедрения научных подходов в систему вокальной подготовки обучающихся. Чжан Яньфен, например, считает наиболее актуальными комплексный, интегративный и компетентностный подходы. «Указанные подходы, - отмечает автор, - уже доказали свою эффективность в теории и практике. Однако, в русле нашего исследования они приобретают несколько иной ракурс - направляют стратегию обучения на полифукциональность вокальной подготовки обучающегося [9, С. 145].

Ю. Мережко и Т. Киченко подчеркивают: «В связи с этим особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию будущих специалистов, максимальному развитию их познавательной сферы. Современная высшая школа, с одной стороны, должна организовать образовательный процесс в строжайшей и четкой последовательности, а с другой стороны, она должна предоставить студентам определенную свободу» [3, С. 76].

Сущность понятия принципа в дидактике связана с определением причинно-следственных связей, закономерностей основных положений относительно организации, направления и реализации педагогического (образовательного) процесса, формулирования базовых требований к целям, задачам, содержанию и методам обучения и воспитания, соблюдение которых обеспечивает эффективность решения неотложных проблем.

Вокальная педагогика выступает составной частью общей педагогики, в то же время специфика содержания, форм и методов обучения требует разработки специальных педагогических принципов, отражающих сущностные характеристики вокального обучения будущих учителей музыки. Принцип научности в дидактике предполагает постоянное и непосредственное движение знаний и способов преподавания по восходящей траектории, использование межпредметных связей, распределение и структурирование учебного материала, а также применение различных форм планирования, усложнение содержания и контроля в учебной деятельности Принцип научности в вокальном обучении, в частности, обуславливает применение передовых научных знаний и эмпирических данных в области анатомии, физиологии, психологии, искусствоведения для успешной постановки и развития голосового аппарата личности, планирования и организации учебно-воспитательного процесса, разработки его содержательных компонентов.

Актуальные научные сведения о процессах голосоведения, звукообразования, развития и гигиены певческого голоса должны тщательно изучаться, осмысливаться и использоваться специалистами на практике. Принцип научности также отражает направленность вокально-теоретической подготовки обучающихся, вооружение их соответствующими знаниями, представлениями относительно сущности вокальных процессов и явлений (певческое дыхание, атака, способы звукообразования, фразировка, дикция и артикуляция и т.п.) с целью совершенствования собственных вокальных навыков в будущей профессиональной работе с обучающимися.

Данный принцип организации вокальной подготовки будущих учителей музыки связан с принципом осознанности обучения. Осознанное отношение обучающихся к вокально-учебной деятельности должно основываться на глубоком анализе и понимании различных аспектов работы голосового аппарата, выявлении и развитии всех его художественно-исполнительских возможностей.

В контексте будущей профессиональной деятельности обучающимся важно уметь осознавать, выявлять и исправлять все имеющиеся негативные причины и результаты вокального обучения школьников. А. Менабени указывает: «Будущему преподавателю необходимо также знание причин образования нежелательных качеств звука (горлового, носового призвуков) и способов их устранения. Разоблачение причинно-следственных зависимостей между явлениями певческого процесса опирается на анализ воспроизводимого звука (следствие) и технологию голосообразования (причина), что по своей сути составляет вокально-методическую подготовку будущего учителя» [2, С. 75]. Принцип осознанности в обучении отражает организацию вокальной подготовки, при которой обучающиеся нацелены на активную, в том числе самостоятельную деятельность, решение учебных задач и проблем, достижение личного успеха, осуществление текущего мониторинга и контроля за собственным развитием и обучением. Следовательно, данный принцип включает в себя целенаправленное и осознанное отношение обучающихся к образовательному процессу, активность проявлений личностных волевых качеств и нацеленность на достижение высоких результатов в вокальной подготовке.

В контексте понимания неповторимой уникальности художественно-исполнительских способностей и индивидуальных возможностей каждого студента важное значение приобретает соблюдение принципа персонификации обучения. Необходимость реализации этого принципа обуславливается особенностями природного (физиолого-анатомического, психологического) и специально-музыкального развития субъекта вокального обучения, а затем - потребностью в различных методах и приемах работы с каждым отдельным индивидуумом. Фактически данный принцип учитывает общие, возрастные и индивидуальные параметры личностного развития обучающихся, учитывает особенности жизненного, певческого и творчески-исполнительского опыта, интеллектуальные, эмоциональные, деятельные характеристики психики, влияющие на процесс обучения.

Принцип персонификации направляет процесс обучения вокалу на поиски вариативно изменяющихся составляющих его организации и методов педагогического воздействия. Положение о важности персонификации обучения приобретает особое значение именно в плане постановки голоса, ведь «...на передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого

ученика, которые обуславливаются строением и работой его голосового аппарата», - испытывает А. Менабени [2, С. 76]. Реализация принципа персонификации обучения требует от субъектов образовательного процесса: творчески-диалогового взаимодействия для разработки и реализации специальных методов и приемов вокального развития; нацеленность на обновление существующих и создание личностно-ориентированных технологий индивидуальной работы с каждым обучающимся, коллективом; осуществление постоянного педагогического наблюдения за учебной и исполнительской деятельностью, творческими успехами подопечных и т.д.

Эффективность вокальной подготовки будущих учителей музыки, на наш взгляд, зависит от соблюдения принципа интеграции художественного и технического компонента в обучении. Этот специальный для музыкальной педагогики принцип нацеливает обучающихся на достижение высокого уровня исполнительского мастерства на основе создания целостных художественно-выразительных образов звучания, донесение их до слушателей с помощью мастерско-технического владения средствами вокального исполнительства. Реализация этого принципа в образовательном процессе возможна при условии нахождения определенного соотношения баланса между художественными и технически сложными задачами, которые выдвигаются перед обучающимися на каждом занятии, репетиции, при проработке различных музыкальных произведений. Данное положение также актуально для музыкантов разного профиля.

Данный принцип отражает сущностные процессуальные и функциональные взаимосвязи в вокальной деятельности, а также целостную неделимость художественно-образного и технически-исполнительского компонентов звучания. Обучение пению настраивает работу всего организма, голосового аппарата человека в определенном направлении, приспосабливая его к реализации специальных функций, творчески-исполнительских задач. С одной стороны, вокальная деятельность постоянно контролируется музыкальным слухом певца, его сознанием и подсознательными (интуитивными) процессами психики. Кроме того, выразительность, эмоциональность и художественная убедительность звучания зависят от владения техническими приемами звукоизвлечения, сформированности вокально-исполнительских умений и навыков.

Г. Стулова в контексте дидактических основ вокального обучения подчеркивает, что «Задача технического развития певческого голоса... должна постоянно подчиняться художественным целям. Вокальный слух педагога и самих учащихся управляет процессами формирования вокальной техники последних. Отсюда возникает необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса и др.» [7, С. 54]. Реализация этого принципа способствует интеграции художественно-стилевых, технически-содержательных, эмоционально-смысловых представлений и вокально-исполнительских умений певца в единый образ-концепцию звучания.

Выразительная интерпретация музыкального содержания требует от вокалиста владения комплексом необходимых навыков, умений применять нужные для донесения характера и настроений произведения техники фразировки, тембральной окраски, динамического соотношения музыкального смысла. Таким образом, принцип интеграции художественного и технического компонентов в вокальном обучении подтверждает целостно неделимую природу творческо-исполнительского процесса и ориентирует обучающихся на достижение высокого уровня вокального мастерства, раскрытие собственного личностного потенциала.

Для будущей профессиональной деятельности учителя музыки особое значение приобретает принцип методической направленности обучения. Система вокального обучения базируется на сочетании общедидактических и особых способов и приемов обучения. Однако вокальная подготовка будущих учителей музыки предполагает оснащение их методиками развития певческого голоса учащихся всех возрастов. Следовательно, в профессиональной подготовке обучающихся, вокальное обучение в значительной степени направлено не только на формирование практических навыков пения, но и овладение методикой работы с голосовым аппаратом школьников.

Теория и практика вокального образования содержит богатый методический опыт в области развития певческого голоса. Среди проверенных временем традиционных методов вокального обучения и воспитания выделяются объяснительный, иллюстративный, наглядно-демонстративный, имитационный, аналитический, репродуктивный, ассоциативный и другие. В последнее время внимание специалистов привлекают современные методы вокального обучения, как проектные, интерактивные, диалоговые методы, сотворчества, активизации музыкально-слухового восприятия, эмоционального стимулирования, целостного охвата музыкального содержания, мышечного контроля и т.д.

При использовании различных методов вокального обучения нужно учитывать, что наиболее действенным способом формирования интереса к пению остается эмоционально выразительное, привлекательное звучание голоса педагога. Благодаря этому у обучающихся возникает целый комплекс слуховых ощущений, эмоциональных впечатлений, смысловых представлений о характере и содержании музыкального произведения, у них появляется желание учиться, добиваться определенных успехов. В работе с детьми учитель должен демонстрировать такую манеру пения, которая максимально выгодно представляла все художественные качества голоса и приближалась к характеру звучания детских голосов. Таким образом, принцип методической направленности отражает потребность в методической оснащенности будущих специалистов современными средствами и приемами педагогической работы (владения методическими компетенциями) и реализации творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса на уроках музыкального искусства.

Выводы. В материалах данной статьи обоснованы и раскрыты направления и сущностные характеристики вокальной подготовки будущих учителей музыки. Доказано, что в условиях обучения студентов в

педагогических заведениях высшего образования по выбранной специальности наиболее целесообразными принципами организации вокальной подготовки выступают принципы: научности, осознанности, персонификации, интеграции художественного и технического компонентов и методической направленности обучения.

Аннотация. Статья посвящена освещению особенностей организации и содержательного наполнения вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях профессионально-направленного обучения в учреждениях высшего образования. Раскрыта сущность научно-теоретического, художественно-исполнительского и музыкально-педагогического направлений вокальной подготовки обучающихся. Обоснована целесообразность внедрения в процесс вокальной подготовки таких научно-педагогических принципов организации обучения: научности, осознанности, персонификации, интеграции художественного и технического компонентов, методической направленности обучения. Выделены профессионально-необходимые знания, умения и навыки, способствующие активизации творческой самореализации обучающихся.

Ключевые слова: вокальная подготовка; будущий учитель музыкального искусства; педагогический принцип; методы обучения.

Annotation. The article is devoted to highlighting the features of the organization and content of the vocal training of future music teachers in the conditions of professionally-oriented training in institutions of higher education. The essence of scientific-theoretical, artistic-performing and musical-pedagogical directions of vocal training of students is revealed. The expediency of introducing such scientific and pedagogical principles of organization in the process of vocal training is substantiated: scientific, awareness, personification, integration of artistic and technical components, methodological orientation of training. The professionally necessary knowledge, skills and abilities that contribute to the activation of creative self-realization of students.

Key words: vocal training; future music teacher; pedagogical principle; teaching methods.

Литература:

1. Антонюк, В.Г. Вокальная педагогика (сольное пение): Учебник / В.Г. Антонюк. - М.: ЗАО «Випол», 2007. - 174 с.

2. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

3. Мережко, Ю.В. Формирование навыков самостоятельной работы будущих учителей музыкального искусства на занятиях по постановке голоса / Ю.В. Мережко // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 14. Теория и методика художественного образования. - Вып. 26: сб. наук, трудов К.: Изд-во НПУ, 2019. -С. 75-82

4. Микиша, М.В. Практические основы вокального искусства: [лит. изложение М. Головащенко] / М.В. Микиша. - 2-е изд. - К.: Муз. Украина, 1985. - 80 с.

5. Можайкина, Н.С. Методика преподавания вокала. Хрестоматия: Учеб. пособие / Н.С. Можайкина. - М.: Изд-во Лира, 2016. - 216 с.

6. Стахевич, О.Г. Основы вокальной педагогики. Ч. 1. Естественно-научные теории сольного пения. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. дир-хор. фак. и пед. вузов X. / О.Г. Стахевич. - Сумы: ХГАК - СумГПУ им. А.С. Макаренко, 2002. - 92 с.

7. Стулова, Г.П. Дидактические базы обучения пению: учеб. пособие / Г.П. Стулова. - М.: МГПИ,

1988. -69 с.

8. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь. - М.: Музыка,

1989. - 175 е., нот.

9. Чжан, Яньфэн. Педагогические условия формирования вокальной художественно-исполнительской подготовки будущих учителей музыки / Чжан Яньфэн // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 14. Теория и методика художественного образования: сб. наук, работ / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Гуманистические ориентиры художественного образования», 27-29 апреля 2011 года. - Вып. 11 (16). -М.: Изд-во НПУ, 2011.-С. 145-148

10. Ябковская, С.П. Формирование вокальных навыков у начинающих певцов / С.П. Ябковская. - Луцк: ПВД «Твердыня», 2009. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.