Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ВОКАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ВОКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров А. В.

Рассматриваются некоторые этапы становления будущего педагога-вокалиста в процессе профессиональной деятельности в период прохождения практики. Описан системный подход к формированию методических, теоретических и практических основ профессиональных вокально-исполнительских и вокально-педагогических навыков магистранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ)»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 378

А.В. Захаров

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ)

Рассматриваются некоторые этапы становления будущего педагога-вокалиста в процессе профессиональной деятельности в период прохождения практики. Описан системный подход к формированию методических, теоретических и практических основ профессиональных вокально-исполнительских и вокально-педагогических навыков магистранта.

Ключевые слова: вокальный педагог; вокальные компетенции; певческий голос; вокальная методика.

В отечественной и зарубежной науке известно немало исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие системы подготовки профессионального певца и сформулировали методические принципы работы над постановкой голоса (Ю. С. Василенко, Г. П. Стулова, М. Гарсия, Г. Фант, Л. Дмитриев, А. Менабени, Н. Полякова, Н. Малышева, Ф. Аникеева, Ю. Ковнер и др.)

В сфере современного высшего образования наиболее актуальной остается проблема подготовки педагога-вокалиста, так как она связана с особенностями формирования профессиональных качеств, которые основываются не столько на исполнительских навыках, а сколько на теоретических знаниях, физических ощущениях и слуховых впечатлениях.

В период прохождения практики выпускник-магистрант овладевает не только вокально-техническими навыками и исполнительским мастерством, но и приобретает качества активной, музыкально-твор-

© Захаров А.В., 2019.

Научный руководитель: Стороженко Лариса Николаевна - доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 11-1 (98)

ческой личности: способность к самостоятельному творческому поиску; направленность на профессиональное и личностное самосовершенствование; рефлексия; неординарное мышление; настойчивость в поиске собственных методов и приемов взаимодействия с учениками; способность создания на занятиях творческой атмосферы; способность добиваться результативной работы [2].

Педагогические вузы, имеющие двухуровневую систему подготовки выпускника - бакалавриат и магистратуру - имеют необходимые ресурсы для подготовки педагога-вокалиста.

Выпускник-бакалавр обладает общими музыкально-теоретическими знаниями и первоначальными навыками в области вокальной педагогики. Это связано с общей подготовкой учителя музыки в школе. Но именно в магистратуре формируются и закрепляются профессиональные вокально-педагогические навыки, знания и вырабатывается индивидуальная методика работы с певческим голосом.

Анализ опубликованной научно-методической литературы по этой проблеме показал, что разработанность вопросов речевой и вокально-педагогической подготовки магистранта недостаточная. Пробелы в знаниях теоретического, методического материала и низкий практический уровень готовности магистрантов к профессиональной голосовой деятельности, часто приводит к функциональным нарушениям голоса и, как следствие, к потере квалификации.

Наблюдения за работой магистрантов-вокалистов в период профессиональной практики привели к выводу, что будущий педагог во время профессиональной деятельности должен справляться с вокально -техническими задачами и сохранять качественные характеристики собственного голоса. То есть, иметь достаточно высокий уровень вокального мастерства, чтобы выдерживать голосовую нагрузку в течение рабочего времени.

Поскольку в вокальной педагогике не существует единой методики подготовки вокального педагога, то методы выбираются педагогами-профессионалами индивидуально, основываясь на собственном опыте и используя весь свой арсенал знаний и умений.

Многие преподаватели в процессе подготовки магистранта-вокалиста применяют метод «навязывания» своих исполнительских и педагогических приемов работы с голосом, тем самым лишая магистранта возможности поиска собственных навыков преподавания, а также возможностей сохранить свою естественную певческую индивидуальность.

В статье вокального педагога и исследователя Моисеевой Т.Г. приводятся общепринятые характеристики вокально-педагогических и вокально-исполнительских навыков, необходимых для профессиональной вокально-практической деятельности: «координация между слухом и голосом, слуховое восприятие, наблюдательность, умение концентрировать и переключать внимание, способность к анализу и художественно-творческому выражению, владение речью, мимикой, жестами» [4].

Анализ результатов вокально-педагогической практики магистрантов показал, что профессиональные умения и навыки формируются у них при наличии вышеперечисленных качеств. Как же этого добиться?

Работа по подготовке педагога-вокалиста должна быть поэтапной и систематической. «Уровень практических профессиональных компетенций характеризует основные вокальные навыки, структурирование которых в классической вокальной педагогике производится на дифференциальной основе, тематически, в соответствии с педагогическим принципом постепенности и последовательности» [2].

Многие известные методики, в т.ч. вокальная методика Дмитриева Л.Б., предлагают несколько ступеней формирования вокальных навыков, которые составляют основу методологических принципов будущих педагогов:

1) постановка певческого дыхания (опертого, с изменением продолжительности фаз вдоха--выдоха);

2) постановка правильной певческой позиции голосового аппарата и нахождение верной певческой работы голосового аппарата (мышцы гортани, и внутренние и внешние, не должны работать в напряжении: правильная позиция гортани - её «подвешенное» естественное состояние - любая другая позиция приводит к зажимам);

3) формирование правильного звукообразования на ограниченном участке диапазона (то есть координация дыхания и позиции для тембрового выравнивания певческих гласных определенной),

4) формирование певческих фонем,

5) развитие вокального слуха,

6) выработка автоматизма работы всех органов голосообразования [3].

В процессе педагогической практики магистрант вокалист сталкивается с несколькими проблемами - с воспитанием в себе вокалиста-исполнителя, способного к концертным выступлениям, с выработкой индивидуальной «вокальной манеры» и формированием способов передачи исполнительского опыта в своей педагогической деятельности.

Особую важность при подготовке магистранта приобретают три направления деятельности:

- обобщение опыта ведущих педагогов-вокалистов (по методическим материалам);

- обобщение опыта педагогов базы практики, освоение профессиональной терминологии, визуальное изучение способов и приемов постановки голоса;

- регулярные классные и самостоятельные занятия по закреплению и усложнению вокально-исполнительской техники и применение её для реализации исполнительских и художественных задач.

Данный процесс включает анализ магистрантом результатов его работы и усвоение рекомендаций, данных педагогом во время занятий.

Профессиональные навыки магистранта-вокалиста невозможно сформировать без воспитания у него ориентированности на творческий рост и развития общей музыкальной грамотности, расширения его профессиональной вокальной лексики, понимания художественной образности и музыкального стиля. В этом огромную помощь оказывают различные методы обучения:

- ассоциативный (выстраивание художественных впечатлений и определение физических ощущений),

- словесный (разъяснение),

- наглядный (показ правильного звучания голоса и действия дыхательного, мышечного и артикуляционного аппаратов),

- метод творческой активности и самостоятельности (прослушивание и просмотр видео- и аудиозаписей,

- участие в концертах и музыкальных спектаклях, посещение концертных мероприятий).

Итак, в процесс подготовки магистранта-выпускника включается весь спектр задач по формированию основных профессиональных навыков, учитывающий многоплановую специфику вокально-речевой деятельности. Теоретическая база подготовки вокального педагога должна включать сведения о режиме и охране певческого голоса, функционировании всех органов голосового аппарата при пении и речи. Поскольку классическая школа пения остается приоритетным направлением в постановке голоса, то система профессиональной подготовки магистрантов-вокалистов предполагает готовность будущего педагога к практической деятельности в вокально-речевом и речевом режимах, исполнения вокальной музыки с использованием

различных манер голосообразования (народной, академической, эстрадной и др.).

Приобретение умений и навыков работы голоса в вокальном режиме (с использованием различных манер голосообразования), в вокально-речевом режиме (с использованием приемов безопасной смены режимов работы голоса) и речевом режиме (с использованием приемов сценической речи) является необходимым условием для формирования профессиональных навыков педагога-вокалиста.

Таким образом, формирование основных профессиональных навыков магистрантов-вокалистов в процессе прохождения вокально-педагогической практики заключается и в развитии исполнительских навыков и в поиске единого инструментария, обеспечивающего стабильность качественных характеристик и здорового состояния голосов всех участников образовательного процесса.

Библиографический список

1. Антонова Л.В. О проблемах современного вокального образования // Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 32-35.

2.Войтик И.А. Сравнительный анализ динамики формирования профессиональной компетентности у студентов - вокалистов и педагогов по вокалу // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2015. - С. 93-97.

3.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., Музыка, 1968. 675 с.

4.Моисеева Т.Г. Развитие профессиональных компетенций педагога вокалиста // Достижения и перспективы развития профессионального образования: сборник статей участников Всероссийской заочной научно-практической конференции. М., 2014. С. 209-213.

5.Петрова Н.О. Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста // Южно-Российский музыкальный альманах. Ростов н/Д., 2017. № 4. С. 39-43.

6.Трифонова И.А. Вокально-педагогическая подготовка учителя музыки: эстетический аспект проблемы // Педагогика искусства. Тюмень., 2011. № 1. С. 160-168.

ЗАХАРОВ АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.