УДК 378:613.4 ББК 74.484(2):51.204
В.В. Шкляев, Д.В. Викторов
содержание физкультурного образования в вузе
В российской экономике стержневой социально-экономической и политической проблемой, таящей в себе постоянное противоречие, является тот факт, что, с одной стороны, обеспечение физкультурного образования представляет собой систему социальной политики по обеспечению учащемуся его прав и гарантий в отношении уровня и качества здоровья, с другой - предполагается ставка на личную ответственность каждого за свое здоровое состояние. Особое внимание уделяется содержанию здоровьесберегающей деятельности, осуществляемой в рамках физической культуры.
Ключевые слова: эффективность, надежность, физкультурное образование, деятельность, физическая культура.
V.V. Shklyaev, D.V. Viktorov the content of physical education
in higher school
In the Russian economy core socio-economic and political issue, fraught with constant conflict is the fact that, on the one hand, ensuring physical education is a system of social policy to ensure student rights and guarantees regarding the level and quality of health, on the other rate on: personal responsibility for one's health is assumed. Special attention is paid to the content of health saving activities in physical culture.
Key words: efficiency, reliability, physical education, activity, physical culture.
Современные условия требуют нового подхода к проблемам обеспечения управления физкультурным образованием, т.к. от этого зависит качество здоровья населения. Здоровье - одно из основных условий счастья человека. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нём отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире. Самые энергичные усилия врачей не могут гарантировать здоровья человеку, поскольку его здоровье зависит от конкретных жизненных факторов, в которых будет жить и развиваться человек.
Стоит сказать, что здоровье человека не сводится к некоторой природной данности: оно формируется, укрепляется, и, к сожалению, утрачивается. Причины и факторы, негативно влияющие на состояние здоровья, кажутся малозначительными, когда они взяты в отдельности,
но в совокупности дают отрицательный эффект, который характерен для всех учебных заведений. Анализ предлагаемых педагогических мер показывает, что основное внимание уделяется охране здоровья, а не его образованию.
Образование представляется как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, развития мировоззрения, творческих задатков и способностей, осваивания систематизированной совокупности нравственных и культурных ценностей. Проблема формирования культуры здорового поведения становится особенно актуальной в области образования потому, что практическая работа службы здравоохранения не приносит ощутимых результатов. При этом хронически больной и слабый учащийся, как и его здоровый сверстник, должен быть готов к самостоятельному выбору жизненной позиции, к сознательному профессио-
m
о ^
о
m od ci
CÜ
Ф к
m od
нальному выбору и становлению с учётом состояния его здоровья.
В литературе указывается, что образование осуществляется не обособленно, а в единстве с воспитанием и обучением. Закон РФ «Об образовании» подчёркивает связь между образованием и воспитанием, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества. Следовательно, образование расширяет кругозор человека, даёт ему возможность ориентироваться в окружающей действительности, принимать участие, с точки зрения нашего исследования, в вопросах здоровья и его сбережения. Воспитание формирует в человеке не умение, не способность выполнять ту или иную работу, а вырабатывает определённое отношение к действительности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического.
Образование, обучение и воспитание представляют собой элементы единой, целостной системы - педагогической деятельности, в рамках которой они неразрывно связаны друг с другом. Важную роль в обучении играют знания, формирование которых составляет главную задачу образования. Воспитание также во многом базируется на образовании, выступает как механизм превращения знаний в убеждения, во внутренние установки личности. Вместе с тем воспитание, формируя эти установки, оказывает самое существенное влияние на процесс формирования знаний и умений личности.
Именно с этой точки зрения в настоящее время решение проблемы здоровья молодёжи является приоритетом образовательной системы, поскольку, согласно современным представлениям, установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия
физического и психического становления профессионалов.
В новых социокультурных обстоятельствах жизни содержание оздоровительной работы в современной системе образования может привести к достаточно эффективным результатам, включающим апробацию сберегающих здоровье технологий обучения (Э.М. Ка-зин, Н.Э. Касаткина и др.); внедрение авторских образовательных программ, направленных на здравосозидание и построенных на профилактической идее (Н.А. Сирота, К.А. Шаповалов и др.); разработку гигиенических требований к организации учебных занятий и построению обучения с учётом психофизиологических особенностей занимающихся (Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучма и др.); проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в сексуальном поведении (Г.Л. Билич, Л.В. Назарова); индивидуализации подхода в физическом воспитании, способствующей усилению потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности (В.Г. Аля-мовская, Л.Д. Гусарова), что в целом характеризует наиболее актуальный для всех учащихся процесс - формирование здоровья.
Следовательно, можно зафиксировать, что в свойственном нашему времени понимании здоровья рушатся те устойчивые стереотипы содержания образования, которые достаточно жестко привязывают здоровье к медицине. Здоровье начинает восприниматься и пониматься в гораздо более широком контексте, в том числе, что особенно важно для нас здесь - в контексте педагогического (образовательного) знания. Здоровье отражает структурно-содержательный аспект понятия «образование» и, несомненно, показывает нам, чем отличается образование от других социальных явлений - это соответствие проектируемых целей и реально достигнутых результатов без заметного отклонения в здоровье личности в ходе её профессионального развития. Здесь образование следует рассматривать как ключ к устранению или исправлению многообразных проблем
в здоровье студентов. Это и социальные проблемы, которые раскрывают степень соответствия жизнедеятельности учащихся (тех или иных его сторон) потребностям развития общества (стресс, нерациональное питание, различные экологические и другие факторы), и личностные, отражающие степень соответствия реального образа жизни его личностным потребностям, желаниям, планам (отказ от вредных привычек, активные занятия физкультурой, рациональный режим труда и отдыха).
Любой образовательный процесс (в том числе и вузовский) можно рассматривать с двух сторон: как процесс присвоения личностью накопленного опыта, культурного потенциала, которые существуют объективно независимо от конкретного человека; и как процесс осмысления ценности получаемых знаний, их роли в становлении личности, возможность применения в жизнедеятельности, что имеет чисто субъективный характер.
И все-таки обществу необходим такой фактор в отношении к здоровью, которое было бы одновременно осознанным, ценностным и ответственным.
Фактор, напрямую относящийся к здоровью - оптимальный двигательный режим, в основе которого лежат систематические занятия физической культурой, физкультурно-оздоровительной деятельностью, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей и физических качеств, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
Формы физической культуры, выступающие как составные элементы воспитательной системы (двигательная деятельность, физкультурная деятельность, занятия физкультурой), могут быть охвачены понятием «физическое воспитание», но применимы они только к непосредственным участникам. Физическую культуру применяют для решения широкого круга социально значимых задач -для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, формирования нравственной и эстетиче-
ской культуры, культуры общения, отдыха, развлечения и т.д. [2].
Такое понимание физической культуры позволяет осуществить переход от категории физических упражнений как основного средства физического воспитания к понятию «физкультурная деятельность», выступающее основным технологическим звеном в формировании физической культуры личности обучаемого.
Таким образом, в физкультурном образовании учитывается более широкая социальная значимость двигательной активности, а формы двигательной деятельности могут быть использованы за пределами не только физического воспитания - целенаправленного воздействия на физическое состояние человека, - но и воспитательного процесса вообще. Следовательно, понятие «физическое воспитание» является более узким понятием, чем «физическая культура». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическая культура», оно совмещает в себе процессы обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки.
Понимаемое таким образом физкультурное образование включает в себя систему социально-педагогических средств физической культуры (физические упражнения, физическое воспитание, спортивная деятельность), функцией которой является обучение и воспитание, ориентированное на овладение личностью здоровьесберегающими знаниями, способов их овладения и результатов по осмыслению, сохранению и развитию компонентов здоровья человека.
Включение человека в физкультурное образование предполагает его позитивную оценку физического воспитания, форм физической культуры. При этом, ориентируясь на определенные знания, идеалы, культурные образцы, он учитывает те аспекты, стороны, компоненты, функции занятий, которые для него выступает как ценности. Значит, физкультурное образование - это педагогическая деятельность, призванная содейство-
ф
со >.
ш
X
го ей о
со
го
Ю О
0 X
¡5
1
со
О) ^
X
ГО
X ^
ф ч о О
ш
о ^
о
Ш Ш
со Ф К
т
Ш
вать человеку при его активном участии в формировании и развитии здоровьес-бережения.
Чтобы четко фиксировать, не смешивать педагогические элементы структуры и основные направления физкультурного образования целесообразно использовать определенные термины для их обозначения:
• педагогическая деятельность, ориентированная на формирование и повышение уровня знаний, характеризующих здоровьесбережение, обозначается термином «образование»;
• педагогическая деятельность, ориентированная на формирование и повышение уровня интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.п., характеризующих здоровьесбережение, - термином «воспитание»;
• педагогическая деятельность, ориентированная на обучение умениям и навыкам, которые предполагает здоро-вьесбережение, обозначается термином «обучение».
Физкультурное образование не является альтернативой другим системам и подходам в образовании: все указанные термины - «образование», «воспитание» и «обучение» - употребляются в узком значении. Но для обозначения педагогической деятельности, включающей в себя все эти компоненты, составляющие логически связанное, целостное образование, целесообразно сохранить термин «физкультурное образование», понимая его в широком значении. Нормативная структура физкультурного образования является не хаотической суммой элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие заменять элементы педагогической системы и взаимодействий в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении определенного периода времени.
Таким образом, несмотря на то, что современные технологии в области сохранения, сбережения и укрепления здоровья могут быть различной направлен-
ности, основное место для основы образования в сфере здоровья мы отводим физической культуре, потому что:
• во-первых, «использование средств физической культуры получило первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья» [1, с. 5];
• во-вторых, при этом происходит «целесообразное изменение физического организма» [5, с. 184];
• в-третьих, физическая культура «даёт возможность совершенствования гораздо выше» [6, с. 214], чем другие виды физической деятельности;
• в-четвёртых, физическая культура, несущая в своём внутреннем содержании элементы мобилизации физического и духовного потенциала личности, естественные природные и гигиенические факторы, рассматривается как системное единство здоровья [4];
• в-пятых, современная стратегия оздоровления основана не на пассивном принятии проводимых органами здравоохранения мер, а на физической активности, направленной на заботу о своём здоровье, физическом совершенствовании индивидуальной, социальной среды, всего образа жизни, внедрение полезных привычек [2];
• в-шестых, физическая культура, опираясь на потребности личности, стимулирует их доступными педагогу средствами, создавая установку на здоровый образ жизни, видит возможность ненасильственного приобщения учащихся к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью [3].
Таким образом, чтобы физическая культура стала основополагающим процессом физкультурного образования, необходимо, чтобы доминирующим началом стал бы приоритет выбора средств физического самовоспитания и физического самосовершенствования учащихся в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности, самообразование в этой сфере деятельности в течение всей жизни.
В основе такой новейшей концепции лежит идея совмещения содержательного, процессуально-действенного и
организационно-управленческого компонентов при подаче и восприятии учебного материала в сфере физической культуры. Идея предоставления альтернативы выбора позволяет обозначить следующие сценарии развития ситуации с учетом обстоятельств малого социума и с указанием тех образовательных и социальных рисков, которые могут возникнуть в каждом из прогнозируемых сценариев. Платные дополнительные услуги, дублирующие обязательный курс обучения, нацелены на «доводку» уровня обученности по отдельным видам физической культуры.
Стоит отметить, что в данном случае именно от педагога, от его профессионализма зависит умение организовать спортивную среду образовательного учреждения, умение организовать стимулы, поступающие из среды и деятель-
ность студентов навстречу этим стимулам. Этот опыт работы сталкивается с трудностями:
• согласования с администрацией вуза изменений организационных форм физического воспитания и приоритета интересов раздела (дисциплины) «Физическая культура» при составлении учебных расписаний структурных подразделений;
• присутствие дефицита времени в студенческом расписании из чего следует трудность достижения высоких спортивных результатов за время учебы.
Сама жизнь требует широкого использования физической культуры во всём комплексе мероприятий, связанных с повышением действенности формирования физкультурного образования молодых людей.
Библиографический список
1. Артамонов, В.Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни (Методологическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации) [Текст] / В.Н. Артамонов, Р.Е. Мотылянская. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 52 с.
2. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
3. Найн, А.А. Валеологическое воспитание школьников средствами физической культуры [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Найн. - Челябинск, 2003. - 193 с.
4. Сериков, С.Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Сериков. - Челябинск, 2002. - 39 с.
5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: Вопросы воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский; под ред. В.Я. Струминского. - М.: АПН СССР, 1953. - Т. 1. - 683 с.
6. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.Г. Чернышевский; под ред. А.Ф. Смирнова / сост. А.В. Плеханов. - М.: Педагогика, 1983. - 336 с.
Referencеs
1. Artamonov V.N., Motylyanskaya R.E. Medico-biological bases of a healthy lifestyle. M.: GTSOLIFK, 1992. P. 52 . [in Russian].
2. Lubysheva L.I. Modern value potential of physical culture and sports and the ways of its mastering by society and personality. Theoria i practika fizicheskoi kultury, 1997. №. 6. P. 10-15. [in Russian].
3. Nayn A.A. Valeological education of schoolchildren by means of physical culture. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2003. P.193. [in Russian].
4. Serikov S.G. Ensuring parity of education and health ofpupils in the theory and practice of education. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). - Chelyabinsk, 2002. P. 39. [in Russian].
5. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works: Education. M.: APN SSSR, 1953. Vol. 1. P. 683. [in Russian].
6. Chernyshevsky N.G. Selected pedagogical works. M.: Pedagogika, 1983. P.336. [in Russian].
Сведения об авторах: Шкляев Владислав Витальевич,
старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Викторов Дмитрий Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и здоровья
Южно-Уральский государственный университет
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Shklyaev Vladislav Vitalievich,
Senior lecturer,
Department of Physical Education, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Viktorov Dmitry Valerievich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Physical Education and Health South Ural State University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 372 ББК 74.100
Е.А. Шумилова, Н.В. Сутковая
содержание индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями фгос до
В статье представлен анализ понятия «индивидуальная образовательная программа». Приведено авторское понимание содержательного наполнения индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показана реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности. Раскрыты теоретические и практико-ориентированные основы индивидуального подхода.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа.
E.A. Shumilova, N.V. Sutkovaya
the content of the individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the gef fe gef fe
The analysis of the concept of "individual educational program" is presented. The author's understanding of the content of individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the GEF FE is given. The implementation of the principle of individualization in education, theoretical and practical principles of individual approach are shown.
Key words: individualization, individual approach, individual educational program.
В системе дошкольного образования тил А.Г. Асмолов, выступая на Первом
появляются новые тенденции, в част- Всероссийском съезде работников до-
ности - индивидуализация образования школьного образования (2014), техно-
детей дошкольного возраста. Как отме- логия развития дошкольного детства