УДК 796.01:371.037.1-057.874(470.344)"19" ББК Ч420.055.4(2Рос.Чув)
Н.Н. ПЬЯНЗИНА, Т.Н. ПЕТРОВА, О.В. ШИЛЕНКО, Н.А. МАТВЕЕВА
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: И.Я. Яковлев, Симбирская чувашская школа, физическое воспитание, гимнастика.
В статье раскрываются содержание и особенности организации физического воспитания в Симбирской чувашской школе. И.Я. Яковлев сумел сохранить и приумножить народные традиции физического воспитания, обеспечив гармоничную взаимосвязь физического воспитания с трудовым и семейным в едином педагогическом процессе. Программа по физическому воспитанию состояла из трех частей: обзор телесной природы человека; очерк из сведений психологии и логики; учение об организации начальной школы. В школе И.Я. Яковлева четко прослеживалась православная концепция физической культуры, согласно которой основными условиями воспитания гармоничного и здорового человека были чистый воздух, здоровая пища, одежда и жилище, движение и покой, гимнастика. Активно использовались и средства народной педагогики для физического совершенствования воспитанников. И.Я. Яковлев понимал и обосновывал ценность народных традиций в физическом воспитании с опорой на использование оздоровительных сил природы для укрепления физического здоровья посредством прогулок, экскурсий и путешествий на свежем воздухе. Исторические факты доказывают разнообразие физкультурных занятий в Симбирской чувашской учительской школе. Процесс физического воспитания был неразрывно связан с трудовым, народным, а также эстетическим, нравственным и другими сторонами воспитания. Система образования Симбирской чувашской школы являлась целостной воспитательно-образовательной средой. Подобный подход к формированию знаний и умений в физическом воспитании остается актуальным и обладает потенциалом использования этого богатого наследия.
Общество в своем развитии проходит через ряд этапов, каждый из которых отражает своеобразие социальных отношений, определяющих, в свою очередь, требования к его членам, в том числе, к их физическому здоровью. Содержание образования обогащается опытом народного воспитания.
На основе анализа научных исследований об образовании чувашей эт-нопедагогов Г.Н. Волкова, В.Д. Димитриева, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой и др. нами было выявлено, что прогрессивное развитие их образования и воспитания приходится на конец XVIII - начало XX в. Этот исторический период характеризуется возникновением православных новокрещенских школ на территории Среднего Поволжья, а также образованием неформальных трудовых, хозяйственных школ [1, 3, 10]. В системе данных школ берут свое начало новые традиции уже официально организованного физического воспитания [9].
Содержание программы подготовки учащихся в первых государственных учебных учреждениях предъявляло особые требования к физической подготовке детей. Это было связано также с участием воспитанников в воинских повинностях русской армии, и, как следствие, в народе усилилось желание следовать воинским традициям, а праздничные, ритуальные и трудовые традиции получили некоторое послабление [7].
Наиболее содержательная программа физического воспитания была разработана и внедрена И.Я. Яковлевым в педагогический процесс Симбирской чувашской учительской школы. В школе он сумел сохранить и приумно-
жить народные традиции физического воспитания, обеспечив гармоничную взаимосвязь физического воспитания с трудовым и семейным в едином педагогическом процессе [4, 12].
Чувашский педагог считал, что труд является важнейшим условием физического, духовного и морального богатства народа, основой воспитания гармоничной личности. В трудовом воспитании обучающихся он придавал огромное значение привитию потребности в труде, как в физическом, так и в умственном: «В основу всей жизнедеятельности, задуманной мной школы я убеждённо решил заложить труд физический и умственный, обратив это заведение, главным образом, в демократически-трудовое» [6, 11]. Воспитанники школы не только получали знания, но и занимались общественно полезным трудом: «Для своих хозяйственных надобностей школа нуждалась в рабочих руках, и в свободное от занятий время, воспитанники и воспитанницы обслуживали некоторые школьные нужды крестьянской «помочью»: таскали дрова, рубили капусту, ухаживали за садом и огородом, изготовляли в школьной мастерской парты, классные доски, шкафы и т.д.» [11].
И.Я. Яковлев привнес в практику работы чувашских школ спортивно-трудовые праздники по аналогии с праздниками, распространёнными в среде чувашского народа. Он высоко оценивал праздник акатуй, отмечая, что «при этом придумывалось много удовольствий для детей, в которых и я принимал участие. Устраивались хороводы с песнями, бега, езда на лошадях взапуски. Происходила борьба, тяганье на палках, другие состязания в силе и ловкости».
Весьма важным и основополагающим в организации физического воспитания чувашский просветитель считал соблюдение режима дня, правил санитарии и гигиены. Весь внутренний распорядок в Симбирской чувашской учительской школе был ориентирован на гармоничное развитие духовных и физических способностей учащихся. Жизнь воспитанников была подчинена определённому режиму: 06:00 - подъём, 06:30 - утренняя молитва, 07:00 - завтрак, 08:00 - классные занятия, 11:00 - большая перемена, 11:30 -13:30- классные занятия, 14:00 - обед, прогулка, работы и игры на дворе, 15:00 - занятия ремёслами или спевка, 17:00 - прогулка на свежем воздухе, 18:00 - приготовление уроков, 20:30 - ужин, вечерняя молитва, 21:00 - свободное время, 22:00 - сон [8].
По мере появления государственных учебных учреждений происходил процесс упорядочивания в них требований к физическому воспитанию обучающихся. В связи с этим огромное значение в них придавалось совершенствованию физического воспитания учащихся. Содержание практических занятий по физическому воспитанию основывалось на положениях, разработанных другими научными дисциплинами, такими, как анатомия, физиология человека, педагогика. Анатомия и физиология человека, общая гигиена преподавались во втором классе при двух уроках в неделю. Воспитанники изучали
такие разделы, как органы движения (кости, мышцы), органы питания, органы «чувствования». При освоении этих дисциплин учащиеся использовали учебник К.Н. Ярошевского «Описание человеческого тела» [11].
Учебная программа по педагогике, внедренная в учебный процесс в 1880/81 учебном году, содержала 8 разделов:
1) физическое воспитание;
2) духовное воспитание;
3) учение об организации начальной народной школы;
4) внутренняя организация школы;
5) школьное обучение и его главные правила;
6) методы обучения предметам начального курса;
7) обучение церковнославянскому чтению;
8) обучение счислению.
Особую ценность представляет первый раздел «Физическое воспитание», в рамках которого обучающиеся получали знания в области медицины, гигиены через изучение следующих вопросов: большая детская смертность, ее причины; влияние физического здоровья на духовную природу детей; главнейшие условия здоровья; пища, качество, количество пищи и время её принятия, лакомства; питьё, напитки, чистый воздух; сон, купание, гимнастика [14].
Содержание данного раздела связано не только с выполнением физических упражнений, но и с получением ряда теоретических знаний и опыта организации гигиенических и оздоровительных мероприятий.
Школьная программа по педагогике продолжала совершенствоваться. Так, программа 1898 г.отличалась от предыдущей тем, что в ней содержание физического воспитания основывалось на положениях анатомии и физиологии человека. В содержании учебного материала был выделено три раздела: обзор телесной природы человека; очерк из сведений психологии и логики; учение об организации начальной школы [2. Д. 75. Л. 12].
Обзор телесной природы человека был нацелен на ознакомление обучающихся с основными этапами развития детей, возрастными особенностями воспитания, изучение основ анатомии и физиологии во взаимосвязи с гигиеной человека.
К моменту становления Симбирской учительской школы мировая система образования «опробовала» множество педагогических идей для успешной реализации задач воспитания детей, в том числе и в организации физического воспитания. И в этих системах основным средством физического воспитания являлась гимнастика.
В школе И.Я. Яковлева четко прослеживалась православная концепция физической культуры, согласно которой основными условиями воспитания гармоничного и здорового человека были чистый воздух, здоровая пища, одежда и жилище, движение и покой, гимнастика. Основываясь на мировых педагогических достижениях и собственном опыте, чувашский педагог ввел в учебный процесс ежедневные занятия по гимнастике, которые было поручено проводить педагогу В.Д. Билетникову [2. Д. 35. Л. 38].
С сентября 1910 г., для преподавания гимнастики был принят в штат преподаватель В.З. Лепарский, капитан охранной стражи, с годовым жалованьем 108 руб. (рис. 1). Продолжительность занятий гимнастикой составляла 30 мин, они проводились во время большой перемены. Всего лишь за пол-
тора месяца обучающиеся (151 человек) достигли значительных успехов по строевой подготовке и военной гимнастике [2. Д. 250. Л. 64].
А. Сколько иогЬшныхъ и изъ какихъ классовъ?
П. Есть ли знамя, ружья и барабапиУ
В. Кто обучаетъ, сколько нрсмспп?
Рис. 1. Фрагмент отчета И.Я. Яковлева об организации занятий гимнастикой воспитанников Симбирской чувашской учительской школы
Учителями школы прилагались все усилия и максимально использовались возможности по улучшению качества преподавания гимнастики. В целях совершенствования её преподавания И.Я. Яковлев распорядился о выписке ежемесячного журнала «Сокол», в котором широко освещались проблемы физического воспитания, публиковались новые разработки и методики [2. Д. 834. Л. 2]. Например, из фрагмента информационного письма следует, что русское общество обеспокоено отсутствием опытных учителей по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. И это побуждает просвещать специалистов публикациями в учебно-методическом журнале (рис. 2).
Кроме того, школа по возможности обогащала библиотеку и другой специальной литературой по гимнастике, например: «Наставление для обучения войсковой гимнастике»; «Учебник для ведения строевых гимнастических занятий в народных школах»; «Руководство для изучения сокольской гимнастики» (рис. 3). Библиотекой могли пользоваться как преподаватели, так и воспитанники.
Школа была укомплектована методическими разработками по разным видам гимнастики. Так, учителя могли составлять комплексный учебный материал, используя разработки министерской, сокольской, шведской, немецкой, военного ведомства систем гимнастики.
С учетом использования рекомендаций, имеющихся в методической литературе, и наличия гимнастического оборудования в Симбирской чувашской учительской школе была составлена программа физического развития и обучения военному строю, которая включала в себя следующие разделы: «общие сведения и предварительные понятия о строе (строевые упражнения, взводное и ротное учение, церемониальный марш и смотр, упражнения с ружьями); приготовительные гимнастические упражнения (вольные движения головой, руками, туловищем, ногами; сложные движения с ружьями, ходьба,
бег, прыжки); гимнастика на снарядах (прыганье, бревно, конь, лестница, параллельные брусья, шесты, канат, забор, горка); гимнастические игры на воздухе, вне здания; прогулки и экскурсии» [2. Д. 918. Л. 11].
РЕДАКЦ1Я
К. УРН АЛ А
„СОКОЛЪ".
МОСКВА, ричистенка, д. Истомина. Мещфоиъ 105-27.
Растущее съ каждымъ днемъ стремлеме всего русскаго общества кь сризи-ческому воспитамю, на которое въ последнее время обратило серьезное вниманге и Министерство Народнаго Просвпщемя (проэктъ новой средней тколы и циркулярным распоряжемя отъ р дек. од г. за М 37865 и др.),—съ одной стороны и отсутств1е опытныхъ и ултлыхъ преподавателей-спегуалистовъ гимнастики— съ другой, заставили членовъ существующаго въ гор. Москвп II Гимнастического Общества „ СОКОЛЪ" пойти на встргьчу этимъ нуждамъ и, въ цпломъ рядгъ своихъ предпр1ятгй по этому пути, между прочимъ, издавать еще и постоянный органъ, посвященный вопросамъ о физическомъ воспитант.
Рис. 2. Фрагмент информационного письма об издании журнала «Сокол»
см. ¿г
у/1 ¿Лум*^
О. Каю'е ирттти учебники?
VI. д^^М^Мьс^
ВОЕННЫЙ СТРОЙ И ПОТЬШНЫЕ: УЫ^^
Рис. 2. Фрагмент отчета И.Я. Яковлева об организации учебной деятельности воспитанников Симбирской чувашской учительской школы, отражающий наличие учебной литературы
по гимнастике в библиотеке
Данная программа имела высокую методическую ценность, отличаясь от подобных программ того времени наличием в её содержании определенной структуры построения разделов и использования основных средств физического воспитания. Программа предполагала соединение гимнастики и игр с пением, поэтому упражнения выполнялись с музыкальным сопровождением, что позволяет указывать на тесную взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Это подтверждает факт использования И.Я. Яковлевым элементов античной, в частности афинской, системы гармоничного всестороннего формирования личности.
Гимнастическое оборудование изготавливалось в школьных мастерских самими воспитанниками, так как не было достаточных финансовых средств
для его приобретения: «Параллельные брусья, стойки для прыганья через верёвку, трапеция; все приборы собственного производства» (рис. 3) [5].
Рис. 3. Фрагмент отчета И.Я. Яковлева об организации учебной деятельности воспитанников Симбирской чувашской учительской школы, отражающий наличие спортивного инвентаря
В Симбирской чувашской учительской школе активно использовались и средства народной педагогики для физического совершенствования воспитанников. И.Я. Яковлев хорошо понимал и обосновывал ценность народных традиций в физическом воспитании с опорой на использование оздоровительных сил природы для укрепления физического здоровья посредством прогулок, экскурсий и путешествий на свежем воздухе. Послеобеденные прогулки, прогулки во время перемен и перед сном были необходимым компонентом режима дня воспитанников. И.Я. Яковлев считал, что познавательные экскурсии на природу не только укрепляют физическую силу молодежи, но и обогащают их умы знаниями о природе, воспитывают к ней бережное отношение.
И.Я. Яковлев придавал важное значение и эмоциональному комфорту своих воспитанников в стенах школы. В учебном процессе использовались не только строго регламентированные занятия, но и досуговые мероприятия: дети с огромным удовольствием катались на лодках, иногда на пароходе по Волге, в летнее время активно использовались велосипедные прогулки, а в зимнее время особой популярностью у детей пользовались катания на коньках и лыжах.
Обучение плаванию воспитанников также имело огромное оздоровительное и прикладное значение. В период трудового воспитания, которое организовывалось на сельскохозяйственной ферме, купание было обязательным занятием. Здесь в самодельном пруду при ферме детей обучали плаванию [13].
Все вышеприведённые исторические факты доказывают разнообразие физкультурных занятий в Симбирской чувашской учительской школе. Процесс физического воспитания был неразрывно связан с трудовым, народным, а также с эстетическим, нравственным и другими сторонами воспитания. Система образования Симбирской чувашской учительской школы представляла собой целостную воспитательно-образовательную среду. И.Я. Яковлеву удалось организовать учебно-воспитательный процесс так, что все компоненты органически дополняли друг друга.
Подобный подход к формированию знаний и умений в физическом воспитании остается актуальным и обладает потенциалом использования этого богатого наследия.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 376 с.
2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 207. Оп. 1.
3. Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1959. 531 с.
4. Земляков А.Е. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и современная школа / ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 1994. 166 с.
Е. Гимнастически приборы, перечислить ихъ, указать, изъ какого матер1ала едЬланы, нъ какихъ • мастерскихъ, местные или привозные, их ь стоимость, гд1> они хранятся; если не нъ томь по-мФ.щешп, гд'Ь происходить занячме гимнастикой, удобно ли ихъ туда переносить?
Литература
5. Илларионов Г.Г. О роли И.Я. Яковлева в развитии физкультурного движения в Чувашии // Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта / ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 1995. Т. 1. С. 236-246.
6. Краснов Н.Г. Выдающийся педагог-просветитель. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992. 413 с.
7. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVIII вв.: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 296 с.
8. Пьянзина Н.Н. Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа: дис... канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. 171 с.
9. Серебрякова М.Н. Традиционные институты социализации детей у сельских турок // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. С. 37-67.
10. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: МГОПУ, 1997. 384 с.
11. Яковлев И.Я. Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы (по случаю сорокалетия, 1868-1908). Симбирск: Губ. тип., 1908. 13 с.
12. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. 684 с.
13. Яковлев И.Я. Отчёт о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 г. Симбирск, 1913. С. 83-94.
14. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч. 2 / сост. Н.Г. Краснов, Г.Н. Плечов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. С. 151-162.
ПЬЯНЗИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ПЕТРОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ШИЛЕНКО ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
МАТВЕЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
N. PYANZINA, T. PETROVA, O. SHILENKO, N. MATVEEVA PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL
Key words: I.Y. Yakovlev, Simbirsk Chuvash school, physical education, gymnastics.
The article reveals the content and features of the organization of physical education in the Simbirsk Chuvash school. I.Y. Yakovlev has managed to preserve and enhance the folk traditions of physical education, achieved a harmonious relationship between physical education and family and labor education as part of a single pedagogical process.The physical education program consisted of three parts: a review of the bodily nature of man; essay from the information of psychology and logic; doctrine of the organization of elementary school. At the I.Y. Yakovlev school the Orthodox concept of physical education clearly traced, according to which the main conditions for the education of a harmonious and healthy person were clean air, healthy food, clothing and housing, movement and rest, gymnastics. Means of folk pedagogics for the physical improvement of students actively used. I.Y. Yakovlev understood and justified the value of folk traditions in physical education, relying on the use of the healing forces of nature to strengthen physical health through walks, traveling and excursions in the fresh air. Historical facts prove the variety of physical education classes in the Simbirsk Chuvash teacher's school. The process of physical education was inextricably linked with labor, folk, as well as aesthetic, moral and other aspects of education. The educational system of the Simbirsk Chuvash school was an integral educational environment. This systematic approach to the formation of knowledge in the field of physical education continues to be relevant to this day, which gives us the basis for using the heritage of the great Chuvash teacher in modern conditions.
References
1. Volkov G.N. Etnopedagogika [Pedagogy]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1974, 376 p.
2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 207. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 207. Anagraph 1].
3. Dimitriev V.D. Istoriya Chuvashii XVIII veka [The history of the Chuvash Republic of the 18th century]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1959, 531 p.
4. Zemlyakov A.E. Pedagogicheskoe nasledie I.Ya. Yakovleva i sovremennaya shkola [Pedagogical heritage of I.Ya. Yakovlev and the modern school. Cheboksary, 1994, 166 p.
5. Illarionov G.G. O roli I.Ya. Yakovleva v razvitii fizkul'turnogo dvizheniya v Chuvashii [On the role of I. Ya. Yakovlev in the development of sports movement in Chuvashia]. In: Voprosy ukrepleniya zdorov'ya naseleniya, teorii, metodiki i psihofiziologii fizicheskogo vospitaniya i sporta [Issues of health promotion, theory, methodology and psychophysiology of physical education and sport.]. Cheboksary, 1995, vol. 1, pp. 236-246.
6. Krasnov N.G. Vydayushchiisya pedagog-prosvetitel' [Outstanding educator]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1992, 413 p.
7. Petrova T.N. Istoriya vospitaniya i pedagogicheskoi mysli chuvashskogo naroda v XV-XVIII vv.: dis. ... cand. ped. nauk [The history of education and pedagogical thought of the Chuvash people in the 15th - 18th centuries. Cand. Diss.]. Moscow, 1996. 296 c.
8. Pyanzina N.N. Ehtnopedagogicheskoe soderzhanie traditsii fizicheskoi kul'tury chuvashskogo naroda: dis. ... kand. ped. nauk [Ethnopedagogical content of the traditions of the physical culture of the Chuvash people. Cand. Diss.]. Cheboksary, 2002, 171 p.
9. Serebryakova M.N. Traditsionnye instituty sotsializatsii detei u sel'skikh turok [Traditional institutions of socialization of children in rural Turks]. Etnografiya detstva [Pedagogy of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1983, p. 37-67.
10. Sokol'nikova E.I. Ehtnopedagogika chuvashskoi sem'i [Ethnopedagogy of the Chuvash family]. Moscow, 1997, 384 p.
11. Yakovlev I.Ya. Kratkii ocherk Simbirskoi chuvashskoi uchitel'skoi shkoly (po sluchayu sorokaletiya, 1868-1908) [A brief outline of the Simbirsk Chuvash teacher's school (on the occasion of the fortieth anniversary, 1868-1908)]. Simbirsk, 1908, 13 p.
12. Yakovlev I.Ya. Moya zhizn': Vospominaniya [My life: Memories]. Moscow, Republic Publ., 1997, 684 p.
13. Yakovlev I.Ya. Otchet o sostoyanii sel'skokhozyaistvennoi fermy Simbirskoi chuvashskoi uchitel'skoi shkoly za 1912 g. [Report on the state of the agricultural farm Simbirsk Chuvash teacher's school for 1912]. Simbirsk, 1913, pp. 83-94.
14. Krasnov N.G. Shoulders G.N., comps., Yakovlev I.Ya. S dumoi o narodnom prosveshchenii: Iz perepiski. [With the Duma on public education: from correspondence]. Cheboksary, 1998, vol. 2, pp. 151-162.
PYANZINA NADEZHDA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Physical Culture and Sports, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
PETROVA TATIANA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Sports Disciplines Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
SHILENKO OLGA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Sports Disciplines Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
MATVEEVA NADEZHDA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Sports Disciplines Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Пьянзина Н.Н., Т.Н. Петрова, Шиленко О.В., Матвеева Н.А. Содержание физического воспитания учащихся в Симбирской чувашской школе // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. -С. 140-147.