содержание физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в экономическом вузе
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 26.10.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Симина1 Д.А.О. Фарзалиев1 В.А. Прошкина1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION OF ECONOMICS UNIVERSITY STUDENTS WITH HEALTH DEVIATIONS
PhD, Associate Professor T.E. Simina1 D.A.O. Farzaliev1 V.A. Proshkina1 PhD A.L. Yurchenko2
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Аннотация
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности модели физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты специальной медицинской группы (СМГ) 1-го курса (n=40) РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва). В экспериментальной группе (ЭГ) занятия проходили по разработанной методике с использованием ИКТ и цифровых технологий, в контрольной группе (КГ) - по рабочей программе вуза для студентов СМГ.
Результаты исследования и выводы. В ЭГ по сравнению с КГ с помощью MS FIT зафиксировано повышение функциональных возможностей: результаты выносливости улучшились в ЭГ с 5,85 до 8,13 балла, в КГ - с 5,88 до 6,90 балла; выявлена положительная динамика в состоянии отделов позвоночного столба в ЭГ с 5,43 до 9,25 балла. При сравнении характеристик физической подготовленности у студентов ЭГ по сравнению с КГ отмечены достоверные улучшения во всех контрольных упражнениях. Практическая реализация модели физического воспитания студентов СМГ способствовала повышению функциональных возможностей и совершенствованию физических качеств у студентов ЭГ, укреплению здоровья и успешной социальной адаптации в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: студенты с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, адаптивная физкультурно-образовательная среда, моделирование.
Annotation
Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the physical education model in application to students with health deviations. Methods and structure of the study. Subject to the study were the first-year students of Plekhanov Russian University of Economics (Moscow) attributed to the special health group (n=40). The Experimental Group subjects were trained in accordance with the developed methodology using the information and communication technologies and digital technologies, while the Control Group subjects - in accordance with the university physical education program for special health group students.
Results of the study and conclusions. The MS FIT tests showed that the functionality rates increased significantly in the Experimental Group rather than in the Control Group: the endurance rates improved from 5.85 to 8.13 points and from 5.88 to 6.90 points in the Experimental and Control Group respectively. A positive dynamics was observed in the Experimental Group in the functionality of the regions of the spine- from 5.43 to 9.25 points. When comparing the physical fitness rate of the Experimental and Control Group students, we observed significant improvements in all the control exercises.
The practical implementation of the physical education model for special health group students contributed to the improvement of the functional capabilities and physical qualities of the Experimental Group students, gain in their health, and successful social adaptation in the educational environment of the university.
Keywords: students with health deviations, physical education, adaptive physical education environment, modeling.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Анализ социально-экономического развития российского общества констатировал востребованность современного рынка труда в компетентностных работниках с профессиональным уровнем здоровья [1, 3, 9]. Однако ученых и практиков тревожит систематическое увеличение числа бакалавров с неинфекционными заболеваниями: более 50 % студенческой молодежи определены по состоянию здоровья в СМГ для занятий физической культурой, до 20 % обучающихся освобождены от практических занятий, 5 0% имеют инвалидность и ограниченные возможности здоровья [2, 10]. Проблема укрепления здоровья бакалавров СМГ направля-
ет специалистов к разработке инновационных методик физического воспитания для активного вовлечения молодежи в физкультурные занятия и успешной социальной интеграции в кросс-коммуникативное пространство вуза [6-8, 14]. Проведенный анализ литературы в сфере моделирования организации физической активности молодежи с отклонениями в состоянии здоровья в Великобритании, США, ФРГ и Франции и других странах позволил выявить эффективные практики вовлечения их в физкультурные занятия: применение привлекательных видов физической активности (чер-данс, туризм, танцевальные направления, парусный спорт,
38
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Junuar
гольф и др.); проведение ежегодных спортивных игр, где население принимает участие вне зависимости от возрастных ограничений и уровня здоровья; продвижение и развитие специальных проектов для увеличения участия молодых людей с различными нозологиями в физической активности [4, 5, 8, 12, 13].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность педагогической модели физического воспитания студентов СМГ для укрепления здоровья и успешной социальной интеграции.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г. В. Плеханова, всего приняло участие 40 студентов, которые были разделены на экспериментальную (п=20) и контрольную (п=20) группы. Изучение психофизического состояния студентов на основе электронного анализатора состава тела MS WELLNESS-OXi показало, что уровень стресса у студентов выше нормы (удовлетворительно), состояние позвоночника - 59-71 балл (удовлетворительно). Исходя из этого, была определена необходимость разработки методик психоэмоциональной разгрузки, направленных на повышение стрес-соустойчивости студентов и увеличение объема физических упражнений на укрепление мышечного корсета и формирование правильной осанки для студентов СМГ
Для выявления интересов в области физической культуры (ФК) было проведено онлайн-анкетирование среди студен-
Результаты функционального состояния здоровья студентов СМГ, M±m
тов СМГ 1-го курса (п=318). Основная масса респондентов (48,1 %) указали, что отсутствие воли мешает поддерживать здоровый образ жизни (ЗОЖ), недостаток времени отметили 67,9 % бакалавров. В то же время студенты находят возможность для развлечений и общения в социальных сетях. При этом 76,1 %о респондентов не имеют в наличии фитнес-браслета, который помогает следить за состоянием здоровья, 23,9 %о не используют его в полной мере.
Модель адаптивной физкультурно-образовательной среды (АФОС) включала следующие блоки: обязательная программа (инвариантный и вариативный); дополнительные образовательные программы (ДОП). В вариативный блок входят методико-практические семинары (лекторий и ворк-шоп) и практические занятия. Практические занятия распределены в модулях по направлениям: коррекция и профилактика физического развития и соматических нарушений (профилактическая и оздоровительная гимнастика); коррекция и развитие физических способностей (спортивные игры (адаптивные формы и виды): бочче, гольф, голбол, боулинг, волейбол сидя); физическое совершенствование («Изотон», «Танцевальная пластика», «Разумное тело», «Ментальный фитнес»); профессионально-прикладная подготовка.
В ходе эксперимента студенты ЭГ занимались по экспериментальной программе, участники КГ - по традиционной учебной программе для обучающихся СМГ. Студенты ЭГ (14 девушек и 6 юношей) 2 раза в неделю посещали
Показатели Группы До исследования После исследования Прирост, % ^критерий Стьюдента
Стресс индекс, баллы ЭГ 5,13±1,11 9,18±1,01 79,024 2,694
КГ 5,20±1,38 6,62±1,29 27,403 0,752
Усталость, баллы ЭГ 5,25±1,24 9,25±0,95 76,191 2,562
КГ 5,23±0,95 6,60±1,26 26,315 0,871
Выносливость, баллы ЭГ 5,85±1,44 8,13±1,49 38,889 1,097
КГ 5,88±1,06 6,57±0,93 11,440 0,479
Производительность, баллы ЭГ 6,50±0,75 9,65±1,69 48,462 1,705
КГ 6,55±0,88 7,63±1,21 16,412 0,718
Артериальная жесткость, баллы ЭГ 6,30±0,94 8,70±0,93 38,095 1,807
КГ 6,33±1,14 7,25±1,28 14,624 0,540
Артериальное давление, баллы ЭГ 6,68±0,92 9,13±0,97 36,704 1,840
КГ 6,65±0,86 7,35±1,00 10,526 0,529
Микроциркуляция, баллы ЭГ 5,53±1,06 9,05±1,06 63,801 2,348
КГ 5,60±1,34 6,82±0,87 21,875 0,767
Жидкость тела, баллы ЭГ 6,58±0,71 8,53±0,82 29,658 1,800
КГ 6,48±1,43 7,08±1,04 9,266 0,338
Состав тела, баллы ЭГ 5,53±1,11 9,03±0,86 63,348 2,492
КГ 5,58±1,13 6,55±1,26 17,488 0,576
Позвоночник, баллы ЭГ 5,43±1,39 9,25±1,28 70,507 2,024
КГ 5,45±1,11 6,87±1,34 26,147 0,812
Общий баллы ЭГ 58,33±3,49 90,03±3,57 54,351 6,351
КГ 58,95±3,71 67,30±3,24 14,165 1,697
Примечание. * - достоверный прирост (р<0,05).
№ 1 • 2021 Январь | Juпuar
http://www.teoriya.ru
39
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
обязательные занятия по ФК и 2 раза в неделю - ДОП, где
4 девушки занимались в группе «Ментальный фитнес»,
5 студенток - «Коррекция нарушений осанки», 5 - «Танцевальная пластика»; юноши - «Атлетическая гимнастика» и «Адаптивные спортивные игры». Для овладения студентами специальными знаниями были введены ДОП в режиме on-line: «Формирование антидопинговой культуры» и «Мобильные фитнес-приложения». Дистанционный формат позволил вести обучение в индивидуальном для студентов темпе, оперировать большим объемом информации, активно общаться с преподавателем и сокурсниками. Также участники ЭГ принимали активное участие в физкультурных мероприятиях (1 раз в месяц - мастер-класс по оздоровительным методикам и соревнование по адаптивным видам спорта с упрощенными правилами). Студенты КГ посещали 2 раза в неделю обязательные занятия, группы по ДОП и физкультурные мероприятия посещали по желанию и нерегулярно.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование функционального состояния студентов проходило с помощью MS FIT по показателям: стресс, усталость, выносливость, артериальная жесткость, артериальное давление, жидкость и состав тела, производительность, микроциркуляция, позвоночник (см. таблицу).
В начале исследования индекс стресса в ЭГ и КГ был выше нормы, что обусловлено психоэмоциональными учебными перегрузками и малой физической активностью. В конце эксперимента в ЭГ показатели повысились до 9,18 балла (прирост 79 %), в КГ - 27 %. Также, в ЭГ произошли улучшения в показателях состояния позвоночного столба на 70,5 0%, что обусловлено применением методик «Изотон», «Здоровая спина».
При сравнительном анализе физической подготовленности в ЭГ по сравнению с КГ выявлена достоверность (р<0,05).
Зафиксирован прирост в ЭГ в пробе Ромберга на 66,89-80,00 %, что подтверждает эффективность применения методики «Танцевальная пластика» и Ментальный фитнес» с использованием упражнений для вестибулярного аппарата; в КГ изменения незначительны.
Выводы. Адаптивная физкультурно-образовательная среда способствовала консолидации эффективных методик в целостную модель физического воспитания указанной категории студентов с учетом состояния здоровья, интересов в физической активности и потребностей в успешной социальной адаптации среди сверстников. Итоговые результаты зафиксировали достоверные улучшения функциональных возможностей и физической подготовленности студентов ЭГ по сравнению с КГ, что доказывает эффективность реализации педагогической модели в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы.
Литература
1. Андрющенко Л.Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник под редакцией С.И. Филимоновой / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Глазкова и др. - М.: Изд-во: ООО «Русайнс», 2020. - 356 с.
2. Глазкова Г.Б. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход: монография / Г.Б. Глазкова, О.В. Мамонова, Д.В. Грачева и др. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. - 160 с.
3. Грачева Д.В. Роль физической культуры и спорта в социализации личности / Д.В. Грачева, К.А. Птицына // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами, 2018. - С. 107-111.
4. Мамонова О.В. Новые педагогические подходы в физическом воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 2. - С. 48-50.
5. Пуховская М.Н. Антидопинговая культура в системе культуры личности / М.Н. Пуховская, Л.Б. Андрющенко // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 4 (72). - С. 12-14.
6. Пуховская М.Н. Методическое обеспечение исследований, направленных на борьбу с допингом / М.Н. Пуховская // В сборнике: Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы Всерос. научно-практ. конфер. с межд. участием, 2020. - С. 451-455.
7. Эльмурзаев М.А. Культуросозидающий потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С 102-104.
References
1. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I., Glazkova G.B. et al. Fiziches-kaya kultura studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Physical education of special health group students]. Textbook. Moscow: Ru-science publ., 2020. 356 p.
2. Glazkova G.B., Mamonova O.V., Gracheva D.V. et al. Fizicheskoe vos-pitanie studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy: kompetentnostny podkhod [Physical education of special health group students: competency-building approach]. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics publ., 2020. 160 p.
3. Gracheva D.V., Ptitsyna K.A. Rol fizicheskoy kultury i sporta v sotsial-izatsii lichnosti [Physical education and sports in socialization of individual]. Strategiya razvitiya sportivno-massovoy raboty so studentami [Strategy for the development of sports-mass work with students]. Proc. national research-practical conference, 2018. pp. 107-111.
4. Mamonova O.V., Filimonova S.I. et al. Novye pedagogicheskie podk-hody v fizicheskom vospitanii obuchayushchikhsya s osobymi obrazo-vatelnymi potrebnostyami [New pedagogical approaches to physical education of students with special educational needs]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 2. pp. 48-50.
5. Pukhovskaya M.N., Andryushchenko L.B. Antidopingovaya kultura v sisteme kultury lichnosti [Anti-doping culture in personality culture system]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2019. No. 4 (72). pp. 12-14.
6. Pukhovskaya M.N. Metodicheskoe obespechenie issledovaniy, napravlennykh na borbu s dopingom [Methodological support of antidoping research].Aktualnye problemy, sovremennye tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta s uchetom realizatsii natsionalnykh proektov [Actual problems, modern trends in development of physical education and sports in view of implementation of national projects]. Proc. national research-practical conference with international participation, 2020. pp. 451-455.
7. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A. Kulturosozidayushchiy potentsial fizicheskoy rekreatsii [Cultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 4. Pp. 102-104.
8. Al-Khelaifi F., Georgakopoulos C., Abraham D., Hingorani A., Yous-ri N.A., Diboun I., Albagha O., Semenova E.A., Kostryukova E.S., Kulemin N.A., Borisov O.V., Larin A.K., Generozov E.V., Ahmetov I.I., Andryushchenko L.B., Miyamoto-Mikami E., Zempo H., Takaragawa M., Kumagai H., Naito H. et al. Genome-wide association study reveals a novel association between mybpc3 gene polymorphism, endurance athlete status, aerobic capacity and steroid metabolism. Frontiers in genetics. 2020. V. 11. may. P. 595
9. Andrushenko L., Baker J., Budakovsky S., Galunov N., Titar V., Yer-molenko I. Combined detectors based on crystalline p-terphenyl for detection of uv-radiation. Molecular Crystals and Liquid Crystals Science and Technology, Section A: Molecular Crystals and Liquid Crystals. 2001. V. 361. pp. 293-298.
10. Bukova L.M., Bukov Yu.A., Andryushchenko L.B., Kobza M. Efficient academic pe service model to improve rehabilitation and work efficiency. Theory and Practice of Physical Culture. 2019. No. 9. P. 6.
11. Kondrakov G.B., Andryushchenko L.B., Yablochkina I.V., Podoruev Y.V. Recreational physical Culture formation concept for university of economics. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. No. 9. P. 6.
12. Razmakhova S.Yu., Gernet I.N., Pushkina V.N., Andryushchenko L.B., Sharenkova L.A., Olyashev N.V. A comparative gender analysis of quality of life in students exempted from practical works on physical culture. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. V. 8. No. 2. P. 571.
13. Semenova E.A., Kostryukova E.S., Kulemin N.A., Larin A.K., Borisov O.V., Generozov E.V., Ahmetov I.I., Miyamoto-Mikami E., Zempo H., Takaragawa M., Kumagai H., Naito H., Fuku N., Akimov E.B., Al-Khelaifi F., Murakami H., Miyachi M., Popov D.V., Boulygina E.A., Pushkarev V.P. et al the Association of hfe gene h63d polymorphism with endurance athlete status and aerobic capacity: novel findings and a meta-analysis. European Journal of Applied Physiology. 2020.
14. Zakirov F.Kh., Krasilnikov A.A., Pushkina V.N., Gernet I.N., Andryushchenko L.B., Yamaletdinova G.A. The role damages and epigenetic modifications of DNA in alzheimers disease. Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. 2019. v. 6. No. 5. pp. 97009703.
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Junuar