УДК 796.015
йО!: 10.14529/Ивт200216
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
12 1 Л.А. Парфенова', Г.Б. Глазкова2, Е.А. Герасимов'
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия,
2Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия
Цель. Изучение эффективности экспериментальной методики физического воспитания школьников с различными нозологиями на основе реализации спортивно-видового подхода. Материалы и методы. В исследовании участвовали 90 школьников 5-6-х классов с отклонениями в состоянии здоровья. В экспериментальной группе (ЭГ, п = 45) обучение проходило по разработанной методике с использованием средств волейбола и русской лапты, в контрольной группе (КГ, п = 45) ученики занимались по традиционной программе для школьников специальной медицинской группы (СМГ). В ходе эксперимента оценивались показатели физического развития, функционального состояния и адаптационных возможностей организма, физической подготовленности, сформированности предметных компетенций по физической культуре. Результаты. В конце эксперимента у школьников ЭГ, по сравнению с КГ, было зафиксировано значительное повышение функциональных возможностей организма. Показатели индекса Шаповаловой в ЭГ улучшилось на 8,90-21,70 %, в КГ - 0,20-7,80 %; показатели индекса Руфье улучшились в ЭГ - 21,30-29,10 %, в КГ - до 7,80 %. Также у обучающихся в ЭГ было отмечено более значительное, чем в КГ, развитие силовых и координационных способностей. Заключение. Применение экспериментальной методики в физическом воспитании указанной категории подростков привело к повышению уровня развития физических способностей, улучшению здоровья, сформи-рованности предметных компетенций по физической культуре.
Ключевые слова: учащиеся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, спортивно-видовой подход.
Введение. Традиционный подход в физическом воспитании школьников СМГ ориентирован на применение общеразвивающих упражнений коррекционно-оздоровительной направленности без учета их интересов и предпочтений. Сложившаяся ситуация ведет к потере мотивации к физкультурным занятиям у данной категории обучающихся, которые объясняют свое нежелание в посещении урочных и внеурочных форм двигательной деятельности унитарностью и отсутствием привлекательного содержания занятий физической культурой [2-4, 6, 7].
Одним из перспективных направлений оптимизации физического воспитания учащихся с различными нозологиями может выступить спортивно-видовой подход, способствующий формированию стремления и готовности к эффективному использованию средств физической культуры (ФК) для укрепления здоровья. Однако специалисты кон-
статируют недостаточное программно-методическое сопровождение учебного процесса, в котором акцентированно применяются не противопоказанные данной категории школьников средства различных видов спорта [1, 8, 9].
Анализ научно-методической литературы, инновационных практических разработок и собственного педагогического опыта позволил разработать экспериментальную методику физического воспитания с учетом состояния здоровья данной категории школьников, их интересов и предпочтений в двигательной деятельности [5, 6, 8-10].
Цель исследования. Проверить эффективность экспериментальной методики физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья с использованием спортивно-видового подхода.
Материалы и методы исследования. Констатирующий эксперимент (п = 180) среди учащихся СМГ 11-14 лет г. Ульяновска ука-
Нитап. БроЛ. Мелете 2020, vol. 20, по. 2, рр. 132-138
Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Герасимов Е.А.
Оценка эффективности спортивно-видового подхода...
зал на низкие показатели уровня физического развития и физической подготовленности современных подростков в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Проведенный мониторинг (n = 180) для определения у школьников СМГ мотивацион-но-потребностных ориентиров в области физической культуры и спорта позволил определить привлекательные виды деятельности -волейбол, лапта.
Для оценивания эффективности физкуль-турно-образовательного процесса были выделены предметные компетенции по ФК (учебно-познавательные, ценностно-смысловые), разработаны критерии и показатели их уровня развития [1].
В педагогическом эксперименте 90 школьников с различными нозологиями были распределены на 2 ЭГ и 2 КГ, однородные по составу, физическому развитию и подготовленности. Экспериментальная методика реа-лизовывалась в течение 9 месяцев на базе гимназии № 44 и лицея № 11 г. Ульяновска. Каждый месяц разработан по недельным циклам спортивной направленности с учетом интересов учащихся (волейбол и лапта): 3 урока физической культуры и 3 факультативных занятия (1 метапредметное занятие и 2 спортивно-оздоровительных занятия). Обучение школьников средствам волейбола и русской лапты, проведение игр по упрощенным правилам были запланированы как на уроках ФК, так и на занятиях спортивно-оздоровительной секции [1, 6].
Результаты исследования. Значительные положительные изменения физического развития и функционального состояния детского организма в экспериментальной группе подтверждают эффективность реализации авторской методики на основе спортивно-видового подхода.
Понижение ЧСС в ЭГ произошло на 11,8014,20 уд./мин; в КГ - на 0,30-1,40 уд./мин. Частота дыхания в ЭГ уменьшилась: у мальчиков (5-6-х классов) - на 3,70-4,80 раз/мин, у девочек (5-6-х классов) - на 3,00-3,40 раз/мин; в КГ соответственно - на 0,80 раз/мин, на 0,30-0,50 раз/мин.
Результаты динамометрии в ЭГ улучшились по сравнению с КГ: ДПК у мальчиков (5-6-х классов) - на 5,00-6,00 кг, у девочек (5-6-х классов) - на 4,40-6,00 кг; ДЛК у мальчиков на 5,00-6,00 кг, у девочек - на
5,70-6,00 кг, что обусловлено применением средств из раздела игр (волейбол, лапта).
Изменения функциональных резервных возможностей школьников:
- показатели индекса Робинсона улучшились в ЭГ, где произошло уменьшение - 4,0025,50 %, в КГ - 0,30-1,50 % («ниже среднего»);
- числовое значение индекса Шаповаловой в ЭГ изменилось на 8,90-21,70 %, произошел переход учащихся из группы «средний уровень» в группу «выше среднего»; в КГ -0,20-7,80 %;
- итоговый анализ индекса Руфье показал лучшие результаты в ЭГ - 21,30-29,10 %, в КГ - до 7,80 %, что обусловлено повышением адаптационных возможностей кардио-респираторной системы подростков.
Результаты контрольных тестов для оценивания силовых показателей участников эксперимента представлены в табл. 1, 2.
Введение в учебный процесс волейбола и игры лапта привело к улучшению развития силовых способностей у школьников ЭГ: результаты в броске набивного мяча улучшились на 25,10-25,70 % (мальчики 5-6-х классов), на 14,60-27,90 % (девочки 5-6-х классов); в КГ - 6,80-7,22 %; 0,80-10,40 %. Результаты в тесте «сгибание, разгибание рук в упоре лежа» - в ЭГ на 44,90-45,10 % (мальчики), на 60,70-85,10 % (девочки), в КГ - изменения незначительны.
Результаты тестов на развитие координационных способностей показали более значительное повышение средних значений относительно исходного уровня в ЭГ. В беге к пронумерованным мячам показатели достоверно (р < 0,05) улучшились в ЭГ у девочек (5-6-х классов) - на 6,50-7,30 %, у мальчиков (5-6-х классов) - на 6,20-8,60 %; в КГ соответственно - на 0,20-0,40 %, на 1,00-1,70 %, что обусловлено применением упражнений на способность к быстроте перемещений (волейбол и лапта).
Также при использовании игровых видов деятельности в физкультурно-образователь-ном процессе экспериментальной группы были выявлены положительные результаты в развитии скоростно-силовых способностей: произошло повышение показателей в тесте «прыжок в длину с места» на 6,50-11,60 % (мальчики 5-6-х классов), на 5,70-6,50 % (девочки 5-6-х классов); в КГ - 1,30-1,40 %; 1,40-1,80 % соответственно.
Человек. Спорт. Медицина 2020. Т. 20, № 2. С. 132-138
со
Показатель Test Группа Group Девочки 5класс Grade 5 girls Девочки 6 класс Grade 6 girls
До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment Прирост, % Growth, % tKp Стьюдента Student's t-test До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment Прирост, % Growth, % ticp Стьюдента Student's t-test
Прыжок в длину с места, см (прирост от исходного) Standing long jump, cm (in comparison with reference values) КГ/CG 140,10 ± 1,37 142,60 ± 1,46 1,80 -1,25 144,00 ± 0,47 146,00 ± 1,07 1,40 -1,71
ЭГ / EG 141,00 ±0,93 150,10 ±0,66 6,50* -7,98 146,20 ± 1,20 154,50 ± 1,43 5,70* ^1,44
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во (прирост от исходного) Push-ups, number of times (in comparison with reference values) КГ/CG 4,50 ± 0,54 4,90 ± 0,66 8,90 -0,47 5,60 ± 0,34 5,80 ± 0,63 3,60 -0,28
ЭГ / EG 4,70 ± 0,40 8,70 ± 0,42 85,10* -6,91 5,60 ± 0,40 9,00 ± 0,39 60,70* -6,05
Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками, сидя на полу, см (прирост от исходного) Overhead medicine ball throw - seated, cm (in comparison with reference values) КГ/CG 191,00 ±8,37 204,00 ± 7,20 10,40 -1,09 228,00 ±7,41 230,00 ± 7,40 0,80 -0,18
ЭГ / EG 188,00 ±9,27 240,00 ± 7,44 27,90* ^,40 236,00 ± 7,32 270,00 ±5,14 14,60* -3,86
ю о ю
о
<
о
о 3
- Q)
? M ю тз
' а
-О Г*
Ca) CD
Ю Q.
L. ^
Ca) 5"
00 CD
Таблица 1 Table 1
(M ± m, n = 45)
Прыжок в длину с места, см (прирост от исходного) Standing long jump, cm (in comparison with reference values)_
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во (прирост от исходного) Push-ups, number of times (in comparison with reference values)_
Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками, сидя на полу, см (прирост от исходного) Overhead medicine ball throw - seated, cm (in comparison with reference values)_
КГ/CG
ЭГ / EG
КГ/CG
ЭГ / EG
КГ/CG
ЭГ / EG
the experiment
140,10 ± 1,37
141,00 ±0,93
4,50 ± 0,54
4,70 ± 0,40
191,00 ±8,37
188,00 ±9,27
the experiment
142,60 ± 1,46
150,10 ±0,66
4,90 ± 0,66
8,70 ± 0,42
204,00 ± 7,20
240,00 ± 7,44
Прирост,
%
Growth, %
1,80
6,50*
1,90
85,10*
10,40
27.90*
tKp
Стьюдента Student's t-test
-1,25
-7,98
-0,47
-6,91
-1,09
—4.40
До
эксперимента
Before the experiment
144,00 ± 0,47
146,20 ± 1,20
5,60 ± 0,34
5,60 ± 0,40
228,00 ±7,41
236.00 ± 7.32
Девочки 6 класс Grade 6 girls
После эксперимента
After the experiment
146,00 ± 1,07
154,50 ± 1,43
5,80 ± 0,63
9,00 ± 0,39
230,00 ± 7,40
270,00 ±5,14
Прирост,
%
Growth, %
1.40
5,70*
3.60
60,70^
0,80
14.60^
ticp Стьюдента Student's t-test
-1,71
^1,44
-0,28
-6,05
-0,18
-3,86
Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05. Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05.
00 о
О
0 H
ш
1
о
CD S H CD S СГ X Ш
я
о
"О H
s
CD X Ш
я
2 CD Ь
X
Ш
к -С
я <D
Ю
Р О
_. ГО
Г1 CD Ю *
я о
z =>
îo О
!°ч
Р§
Ю S
w I
00 Q)
Таблица 2 Table 2
Силовые показатели физической подготовленности мальчиков КГ и ЭГ в конце эксперимента Strength indicators of physical fitness in boys of CG and EG at the end of the experiment
(M ± m, n = 45)
Показатель Test Группа Group Мальчики 5 класс Grade 5 boys Мальчики 6 класс Grade 6 boys
До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment Прирост, % Growth, % tKp Стьюдента Student's t-test До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment Прирост, % Growth, % tKp Стьюдента Student's t-test
Прыжок в длину с места, см (прирост от исходного) Standing long jump, cm (in comparison with reference values) КГ/CG 147,00 ± 1,15 149,00 ± 1,35 1,40 -U3 150,00 ±0,84 152,00 ±0,84 1,30 -1,68
ЭГ / EG 143,40 ±0,85 160,00 ± 1,80 11,60* -8,34 149,90 ± 1,76 159,60 ±2,07 6,50* -3,57
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во (прирост от исходного) Push-ups, number of times (in comparison with reference values) КГ/CG 10,30 ±0,42 11,20 ±0,89 8,70 -0,91 11,30 ±0,34 11,80 ±0,20 4,40 -1,27
ЭГ / EG 10,70 ±0,67 15,50 ±0,40 44,90* -6,16 11,30 ±0,52 16,40 ±0,50 45,10* -7,10
Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками, сидя на полу, см (прирост от исходного) Overhead medicine ball throw - seated, cm (in comparison with reference values) КГ/CG 235,00 ± 5,79 252,00 ± 6,85 7,22 -1,89 264,00 ±8,17 282,00 ± 8,60 6,80 -1,52
ЭГ / EG 240,00 ± 5,93 300,00 ± 6,79 25,10* -6,65 270,00 ± 7,97 340,00 ± 8,44 25,70* -6,03
Примечания. * - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р < 0,05. Note. * - significant differences in comparison with reference values p < 0.05.
I ■8-<D I О № 0)
ь
?
0)
CO
s 00 0)
n
СП ?
0) о
с
о №
Fi ь
со сл
о «
3
§ О
о $
X <
№ 35;
с а>
Qi о
<т> "О" 0-8-
S <т>
° §
з 3
о с
а о
* 1
2 °
оj о
Р> 3
: с
Восстановительная и спортивная медицина
Применение в физическом воспитании ЭГ спортивно-видового подхода привело к повышению у школьников сформированности мотивации к физкультурным занятиям: увеличилось количество учащихся, посещающих урок ФК, - с 8,9 % до 68,9 %. В КГ, напротив, увеличилось число подростков, редко посещающих урок, - с 55,6 % до 68,9 %.
Реализация экспериментальной методики положительно повлияла на формирование в ЭГ по сравнению с КГ предметных компетенций по ФК (учебно-познавательные, ценностно-смысловые).
Внедрение разработанной методики позволило достигнуть у школьников ЭГ повышения уровня сформированности учебно-познавательных компетенций, что проявлялось в успешном овладении школьниками знаний («Методы самоконтроля физического развития и физической подготовленности» -с 4,4 % до 93,3 %) и грамотном использовании их на практике («Умение правильно показать технику выполнения ФУ» - с 4,4 % до 88,8 %). В КГ - мало изменений.
Применение в ЭГ привлекательных для школьников с отклонениями в состоянии здоровья видов двигательной деятельности (волейбол, лапта) привело к следующим результатам: посещаемость занятий спортивно-оздоровительной секции улучшилась с 4,4 % до 93,2 %; увеличилось количество подростков, выполняющих дома комплексы АФК, -с 2,2 % до 97,8 %. Данные результаты указывают на сформированность в ЭГ ценностно-смысловых компетенций. В КГ, где обучение проходило по традиционной методике для школьников СМГ, посещаемость обязательных занятий снизилась с 4,4 до 2,2 %.
Заключение. Таким образом, результаты эксперимента подтверждают эффективность методики физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе спортивно-видового подхода, практическая реализация которой способствует повышению развития физических качеств, улучшению здоровья, формированию предметных компетенций по физической культуре. Оздоровительная эффективность подтверждена переводом (после окончания эксперимента) 9 подростков (20,0 %) в подготовительную группу, 6 школьников (13,3 %) - в основную группу.
Литература
1. Глазкова, Г.Б. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: моногр. / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова. - Казань: Отечество, 2019. - 175 с.
2. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин // Физ. культура в школе. - 2016. -№ 1. - С. 36-41.
3. Жарова, О.Ю. Организация физического воспитания детей специальной медицинской группы в условиях общеобразовательной школы / О.Ю. Жарова, Н.Л. Язынина, С.В. Барков // Физ. культура: воспитание, образование и тренировка. - 2014. - № 4. - С. 75-77.
4. Лубышева, Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформи-рующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - Т. 16, № 2. - С. 52-61.
5. Ненашева, А. В. Реализация инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города Челябинска / А.В. Ненашева, И.В. Изаровская // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования». - Киров, 2018. - С. 389-392.
6. Парфенова, Л. А. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова //Наука и спорт: современ. тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4. -С. 55-62.
7. Проблемы физкультурного образования и спорта в России, пути решения, процесс подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО / В.В. Эрлих, А.П. Исаев, В.В. Рыбаков и др. // Материалы Международной научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО». - Челябинск, 2015. - С. 570-579.
8. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: моногр. / Л.И. Лубышева, И. В. Манжелей, Е.А. Черепов и др. - М.: Тео-
Human. Sport. Medicine 2020, vol. 20, no. 2, pp. 132-138
Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Герасимов Е.А.
Оценка эффективности спортивно-видового подхода...
рия и практика физ. культуры, 2017. - 200 с.
9. Черепов, Е.А. Система спортизирован-ного физического воспитания в здоровьефор-мирующем образовательном пространстве школы: моногр. / Е.А. Черепов. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. - 309 с.
10. Ericsson, I. Motor skills and school performance in children with daily physical education in school-9-year intervention study /1. Ericsson, M.K. Karlsson // Scand. J. Med. Scientific. Sports. - 2012. - Vol. 24. - Р. 273-278. DOI: 10.HH / j.1600-0838.2012.01458.x
Парфенова Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6433-7214.
Глазкова Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0885-4612.
Герасимов Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1905-2794.
Поступила в редакцию 24 марта 2020 г.
DOI: 10.14529/hsm200216
EVALUATION OF A SPORTS-SPECIFIC APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS WITH HEALTH-RELATED ISSUES
L.A. Parfenova1, [email protected], ORCID: 0000-0002-6433-7214, G.B. Glazkova2, [email protected], ORCID: 0000-0002-0885-4612, E.A. Gerasimov1, [email protected], ORCID: 0000-0003-1905-2794
1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russian Federation, 2Russian Economic University G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation
Aim. The article deals with the evaluation of experimental methods in the physical education of students with different nosologies based on a sports-specific approach. Materials and methods. The study involved 90 secondary school students (grades 5-6) with health-related issues. In the experimental group (EG, n = 45), training sessions were conducted according to the developed program that included volleyball and Russian lapta elements. In the control group (CG, n = 45), students were engaged in traditional activities for students of the special medical group (SMG). During the experiment, physical development, functional status, adaptive abilities, physical fitness, and physical education competencies were evaluated. Results. At the end of the experiment, the students of the experimental group showed a significant increase in the functional capacity of the body. The Shapovalova Index in EG improved by 8.90-21.70%, in CG -by 0.20-7.80%; the Ruffier Index in EG improved by 21.30-29.10%, in CG - by up to 7.80%. Moreover, students in EG had a more significant development of strength and coordination abilities than in CG. Conclusion. The experimental technique in physical education of secondary school students contributed to the development of physical abilities, health, and physical education competencies in participants.
Keywords: secondary school students, health-related issues, physical education, sports-specific approach.
Человек. Спорт. Медицина 2020. Т. 20, № 2. С. 132-138
Восстановительная и спортивная медицина
References
1. Glazkova G.B., Parfenova L.A. Fizicheskoye vospitaniye uchashchikhsya srednego shkol'nogo vozrasta s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya na osnove kompetentnostnogo podkhoda: monografiya [Physical Education of Students of Secondary School Age with Health Deviations Based on the Competency-Based Approach]. Kazan', Otechestvo Publ., 2019. 175 p.
2. Durkin P.K. [Formation of Interest in Physical Education in Schoolchildren]. Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical Education at School], 2016, no. 1, pp. 36-41. (in Russ.)
3. Zharova O.Yu., Yazynina N.L., Barkov S.V. [Organization of Physical Education of Children of a Special Medical Group in a Comprehensive School]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye i trenirovka [Physical Culture. Education, Education and Training], 2014, no. 4, pp. 75-77. (in Russ.)
4. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. [Justification of Effectiveness of a Designed Health-Forming Education Space in School Based on Sportization of Physical Education]. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 52-61. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160205
5. Nenasheva A.V., Izarovskaya I.V. [The Implementation of Inclusive Education in Educational Institutions of the City of Chelyabinsk]. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Pedagogika i psikhologiya v XXI veke: sovremennoye sostoyaniye i tendentsii issledovaniya" [Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference Pedagogy and Psychology in the XXI Century. Current State and Trends of Research], 2018, pp. 389-392. (in Russ.)
6. Parfenova L.A., Glazkova G.B. [The Formation of Physical Culture and Health Motivation in Schoolchildren with Health Deviations Based on the Competency-Based Approach]. Nauka i sport: sov-remennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2015, vol. 9, no. 4, pp. 55-62. (in Russ.)
7. Erlikh V.V., Isayev A.P., Rybakov V.V. et al. [Problems of Physical Education and Sports in Russia, Solutions, the Process of Preparation for Passing the Standards of the TRP Complex]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauchno-metodicheskoye obespecheniye i so-provozhdeniye sistemy fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy podgotovki v kontekste vnedreniya kom-pleksa GTO" [Materials of the International Scientific-Practical Conference Scientific and Methodological Support and Support of the System of Physical Education and Sports Training in the Context of the Implementation of the TRP Complex], 2015, pp. 570-579. (in Russ.)
8. Lubysheva L.I., Manzheley I.V., Cherepov E.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike: monografiya [Sportization in the System of Physical Education. From a Scientific Idea to Innovative Practice]. Moscow, Theory and Practice Physical Culture Publ., 2017. 200 p.
9. Cherepov E.A. Sistema sportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya v zdorov'yeformiruyushchem obrazovatel'nom prostranstve shkoly: monografiya [The System of Sportized Physical Education in the Health-Forming Educational Space of the School]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2015. 309 p.
10. Ericsson I., Karlsson M.K. Motor Skills and School Performance in Children with Daily Physical Education in School-9-Year Intervention Study. Scand. J. Med. Scientific. Sports, 2012, vol. 24, pp. 273-278. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2012.01458.x
Received 24 March 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Парфенова, Л.А. Оценка эффективности спортивно-видового подхода в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова, Е.А. Герасимов // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. -Т. 20, № 2. - С. 132-138. DOI: 10.14529/hsm200216
FOR CITATION
Parfenova L.A., Glazkova G.B., Gerasimov E.A. Evaluation of a Sports-Specific Approach in Physical Education of Secondary School Students with Health-Related Issues. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 132-138. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200216
Human. Sport. Medicine 2020, vol. 20, no. 2, pp. 132-138