Научная статья на тему 'Содержание экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства'

Содержание экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МОДЕЛЬ / MODEL / БЛОКИ МОДЕЛИ / MODEL BLOCKS / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / TARGET BLOCK / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / TECHNOLOGICAL BLOCK / ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ / TARGET AUDIENCES / СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МОДЕЛИ / КРЕАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ / SOCIAL SECTION OF MODEL / CREATIVE SECTION / МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК / КОНТРОЛЬНООЦЕНОЧНЫЙ БЛОК / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ / METHODICAL BASIC PROVISIONS OF MODEL / РИСКИ / RISKS / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / WEAKNESSES / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / BEST PEDAGOGICAL PRACTICES / MOTIVATIONAL BLOCK / CONTROL AND ESTIMATED BLOCK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов А. Б., Орлова Э. А., Тарасенко А. А.

В настоящей статье авторы рассматривают компоненты реализованной в 2010-2013 гг. экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства в муниципальном образовании город Краснодар. В статье сформулированы цель, задачи, педагогические условия реализации модели, представлены структура и межкомпонентные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of Experimental Model of physical education forming of children aged 7-10 on sports grounds in a residence

The authors of the present article consider components of experimental model of physical education forming of children aged 7-10 on sports grounds in a residence in municipality city of Krasnodar. This model was realized in 2010-2013. In the article the purpose, tasks, pedagogical conditions of model realization were formulated; the structure and intercomponent communications are presented.

Текст научной работы на тему «Содержание экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства»

УДК 373.103.71

СОДЕРЖАНИЕ эКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ НА СПОРТИВНыХ ПЛОщАДКАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Преподаватель А. Б. Орлов, доцент Э. А. Орлова,

кандидат педагогических наук, профессор А. А. Тарасенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в настоящей статье авторы рассматривают компоненты реализованной в 2010-2013 гг. экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства в муниципальном образовании город Краснодар.

в статье сформулированы цель, задачи, педагогические условия реализации модели, представлены структура и межкомпонентные связи.

Ключевые слова: моделирование; модель; блоки модели; целевой блок; технологический блок; целевые аудитории; социальный раздел модели; креативный раздел; мотивационный блок; контрольно-оценочный блок; методические опорные положения модели; риски; слабые стороны; передовой педагогический опыт.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. В нашем исследовании, где целью является обоснование и создание модели, за основу взята процессуальная модель. Концептуальная основа предлагаемой модели - использование креативного подхода и инструментов интегрированных коммуникаций к процессу формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства. Структура модели представлена на рисунке.

Цель модели - формирование личностной физической культуры детей 7-10 лет. Экспериментальная модель базируется на положениях теории физкультурного воспитания [24, 25], декларирующей необходимость формирования у индивида трех основных

компонентов личностной физической культуры: интеллектуального, социально-психологического (мо-тивационного) и собственно биологического.

Следовательно, и задачи, решаемые в ходе реализации модели, были следующие:

1) интеллектуальные;

2) социально-психологические;

3) собственно биологические. Педагогические условия реализации модели:

1. Наличие большого числа площадок в МО город Краснодар.

2. Правовое обеспечение процесса.

3. Внимание со стороны местных органов власти.

4. Наличие инструкторов с высшим профессиональным образованием.

5. Наличие системы планирования, организации и контроля через МБУ «Детско-юношеский клуб массового спорта».

6. Доступность занятий в течение календарного года.

7. Наличие программы повышения квалификации по вопросам пропаганды и популяризации физической культуры детей.

Структура модели и межкомпонентные связи. Экспериментальная модель формирования физической культуры детей 7-10 лет в ходе спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства состоит из трех блоков.

Первый блок - целевой, включает цель, группы решаемых задач и целевые аудитории воздействия.

Второй блок модели - технологический. Он, в свою очередь, состоит из 5 блоков: правового, социаль-

ного, креативного, мотивационного и контрольно-оценочного, каждый из которых отвечает за определенные процессы.

В основе третьего блока модели «Методические опорные положения» лежит передовой практический опыт по формированию физической культуры и спортивно-массовой работы по месту жительства, выделение и преодоление рисков, а также по формированию самостоятельности и деятельностного отношения к физической культуре.

Целевой блок, помимо целей и задач, включает «первичные целевые аудитории». В теории коммуникации кроме первичных целевых аудиторий существуют вторичные и третичные. Первичные целевые аудитории

- это группы людей, непосредственно участвующие в процессе. В нашем случае в процессе формирования физической культуры детей 7-10 лет. Первичными аудиториями в нашем исследовании также являются родители и педагоги-организаторы (тренеры).

Вторичные аудитории - средства массовой информации как основные каналы передачи сообщений. Третичные аудитории - это, прежде всего, «лидеры мнений» - известные люди: спортсмены, актеры, политики, те, кто может, в силу своей публичности, влиять на мнения других людей. Категории «вторичные и третичные аудитории» не указаны в модели, поскольку в работе их влияние рассматривалось косвенно. В коммуникационной программе продвижения детско-юношеского массового спорта в городе Краснодаре описана методика работы со СМИ и партнерами.

Правовая составляющая технологического блока

- его основа. МБУ ДЮКМС в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации [1, 4, 8, 9, 10], подзаконными актами [5, 6], целевыми программами [7, 12-20] и Программой деятельности клуба. Документация клуба ведется строго в соответствии с Программой и включает: приказы и распоряжения, регламентирующие деятельность клуба; правила внутреннего трудового распорядка; приказы и рапорты о зачислении занимающихся; штатное расписание; смету расходов на год с расшифровками по статьям; личные дела работников клуба; протоколы заседаний коллектива; книгу учета приема, перемещения, увольнения работников; расписание тренировочных занятий; журналы учета работы тренеров по физической культуре; календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий; приказы, сметы и отчеты о проведении и участии в соревнованиях; планы и итоги комплектования; табеля учета рабочего времени работников; личные карточки учащихся и тренеров по физической культуре; договоры аренды; акты приема-передачи и т. п.; положение об условиях и организации премирования и материального стимулирования работников и членов клуба; инструкции по технике безопасности; отчеты по форме 1-ФК, что обеспечивает легитимность процесса организации занятий по месту жительства граждан.

Социальный раздел технологических блоков отве-

чает за определение состава и содержание работы с целевыми аудиториями - обязательные компоненты коммуникационного процесса.

Креативный раздел - особая компонента модели. Сначала создать, а потом внедрить и проверить эффективность вербальных и визуальных посланий аудиториям - такова была одна из задач в начале исследования. Миссия, видение, философия, история организации, логотип, баннер, фирменный стиль, слоганы, имиджевая продукция - это перечень того, что выполнено в ходе работы. Можно сказать, что именно креативный блок, использование инструментов интегрированных коммуникаций существенно повлияли на общественное мнение и мотивацию первичных и других целевых аудиторий.

Мотивационный блок отвечает за влияние на ценности, потребности, интересы, отношения, мнения и действия целевых аудиторий. При этом мы воздействуем на педагогов, на родителей и детей.

В процессе формирования у детей 7-10 лет мотивов и потребностей в систематическом освоении и реализации в повседневной жизни ценностей физической культуры и спорта, а также принципов здорового образа жизни ведущей технологической основой является когнитивный подход, базирующийся на доказанном во многих исследованиях положении о взаимосвязи уровня мотивации индивида к определенному виду деятельности и освоения занимающимися комплекса знаний о его особенностях [21, 22, 23].

Контрольно-оценочный технологический блок. В основе блока лежат организационно-методические мероприятия по оценке уровня развития основных компонентов физической культуры детей 7-10 лет, а также различных составляющих профессиональной деятельности специалистов образовательных спортивных учреждений, ответственных за организацию и качество спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства.

Блок № 3 - Методические опорные положения. В ходе исследования были определены слабые стороны в работе спортивных площадок по месту жительства и риски, способные помешать эффективности процесса формирования физической культуры младших школьников.

К «слабым сторонам» работы спортивных площадок по месту жительства эксперты отнесли:

1. Несоответствие числа площадок числу инструкторов.

2. Недостаточное финансирование оплаты труда инструкторов площадок.

3. Неудовлетворенность детей и родителей состоянием площадок.

4. Отсутствие у детей знаний о ценностях физической культуры.

5. Слабую мотивацию детей к занятиям на спортивных площадках по месту жительства.

6. Отсутствие моды на спорт и здоровый образ жизни.

Модель процесса спортивно-массовой работы, проводимой на площадках по

месту жительства

Цель: формирование личностной физической культуры детей 7-10 лет

Группы задач

Формирование компонентов личностного развития: повышение уровня физической культуры личности занимающихся; спортивная ориентация детей

Воздействие на сферу физической культуры муниципалитета: повышение массовости физической культуры и спорта; активизация коммуникационной

деятельности

Первичные целевые аудитории

Дети 7-10 лет: освоение интеллектуальных ценностей физической культуры; формирование мотивации; физическая подготовка; освоение основ техники видов

спорта

Педагоги-организаторы (тренеры): спортивная ориентация детей, учебно-тренировочные занятия; спортивно-массовые мероприятия; организация соревнований; разработка и реализация коммуникационных программ

Родители: знания в сфере физической культуры, о средствах и методах контроля за процессом физического воспитания, об организации пространства жизнедеятельности в семье и месте в ней физических упражнений

Технологические блоки

1

Правовой (обеспечение правовой основы организации процесса спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства)

Социальный (определение состава и содержания работы с целевыми аудиториями)

Креативный (создание коммуникационного продукта, активизация коммуникационного процесса с использованием инструментов интегрированных коммуникаций)

Мотивационный (влияние на ценности, потребности, интересы, отношения, мнения

целевых аудиторий)

Ко нтрольно-оценочный (контроль и оценка уровня сформированности личностной физической культуры детей 7-10 лет, контроль за содержанием, реализацией целевых

установок самого процесса)

Методические опорные положения

т

х х х х

~> X

X

■9

X X X

Выделение и преодоление рисков (правовых, организационных, коммуникационных, социальных, методических) в процессе спортивно-массовой работы на площадках по

месту жительства

Определение и опора на передовой практический опыт спортивно-массовой работы на

площадках по месту жительства

Формирование творческой самостоятельности и деятельностного отношения к

физической культуре

Рис. Модель процесса формирования физической культуры детей 7-10 лет в ходе спортивно-массовой работы,

проводимой на площадках по месту жительства

7. Отсутствие налаженных связей со спонсорами и благотворителями.

8. Неразвитую систему интегрированных коммуникаций.

9. Отсутствие связей с родителями.

10. Разрыв связей со школами.

11. Отсутствие системы поощрений детей и инструкторов.

12. Отсутствие системы отбора инструкторов физической культуры.

Выявленные в ходе исследования риски были разделены на группы: социальные, организационные, методические, правовые и коммуникационные. При этом вся проведенная работа на площадках по месту жительства способствовала преодолению рисков. Если в правовой среде вероятность рисков была минимальной, то в других средах риски были достаточно высоки. Основным итогом работы явилась минимизация рисков.

Передовой практический опыт формирования физической культуры и организации спортивно-массовой работы по месту жительства изучался нами на примере Китая, Америки и России как спортивных держав. При этом были достигнуты определенные результаты в формировании самостоятельности и деятельностного отношения к физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 // Российская газета. - 2007. - 8 декабря.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/online/base/

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/online/base

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 27.06.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/online/base

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http:www.gov.ru

7. Стратегия развития физкультуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (Утверждена распоряжением правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р). - Режим доступа: http://www.allsportinfo.ru/ index.php

8. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы: Федеральная целевая программа (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7).

9. Молодежь России: Концепция Федеральной целевой программы на 2011-2015 гг. - Режим доступа: www. newparlament.ru/docs/view/1675/

10. О физической культуре и спорте в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 10.05.2011 г. № 2223-К3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 15/39 КЗ.

12. Дети Кубани: Закон Краснодарского края об утверждении краевой целевой программы на 2009-2013 годы (Принят Законодательным собранием Краснодарского края 24 декабря 2008 года).

13. Краснодару - столичный облик: Закон Краснодарского края об утверждении краевой целевой программы на 2008-2011 годы от 3 октября 2008 г. № 1560-КЗ (с изменениями от 8 и 26 декабря 2008 г., 7 июля, 3 октября, 24 ноября 2009 г., 4 мая, 15 октября, 7, 20 декабря 2010 г., 1 июня 2011 г.).

14. Стадион: Долгосрочная краевая целевая программа на 2010-2012 годы (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 436).

15. Строительство плавательных бассейнов на 2012-2014 годы: Долгосрочная краевая целевая программа (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 г. № 730).

16. Развитие детско-юношеского спорта в Краснодарском крае на 2011-2013 годы: Ведомственная целевая программа (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 г. № 972 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. kubansport.ru/

17. Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани: Долгосрочная краевая целевая программа на 2009-2011 годы с изменениями от 25 мая, 20 августа 2009 г., 9 марта, 10 августа, 7 октября 2010 г., 20 апреля 2011 г. (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 февраля 2009 г. № 75).

18. Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани: Ведомственная целевая программа на 2012-2014 годы (Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года № 670) [Электронный ресурс]. - Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края. - Режим доступа: http://www. kubansport.ru/dep2.html

19. Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар: Муниципальная долгосрочная целевая программа на 2011-2014 годы (Утверждена постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 15.06.2011 № 4205).

20. Комфортный город, уютный двор: Муниципальная долгосрочная целевая программа на 2010-2013 годы (Утверждена постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.05.2010 г. № 3429).

21. Безбородкин, П. В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Безбородкин. - СПб.: РГПУ, 2000. - 24 с.

22. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987. - С. 67-80.

23. Кудинов, А. А. Двигательные возможности школьников различных конституциональных типов и уровней биологического развития / А. А. Кудинов // Здоровье для всех:

материалы II международной научно-практической конференции. - Пинск: ПолесГУ, 2010. - С. 237-239.

24. Чермит, К. Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, Н. А. Цеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 6-9.

25. Чернышенко, К. Ю. Взаимосвязь параметров уровня сфор-мированности компонентов физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии / К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 197-201.

CONTENT OF ExPERIMENTAL MODEL OF PHYSICAL EDUCATION FORMING OF CHILDREN AGED 7-10 ON SPORTS GROUNDS IN A RESIDENCE

Lecturer A. Orlov, Associate professor E. Orlova,

Candidate of Pedagogical Sciences, professor А. А. Tarasenko.

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «Kuban State University of Physical

Education, Sport and Tourism», Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Abstract. The authors of the present article consider components of experimental model of physical education forming of children aged 7-10 on sports grounds in a residence in municipality city of Krasnodar. This model was realized in 2010-2013. In the article the purpose, tasks, pedagogical conditions of model realization were formulated; the structure and intercomponent communications are presented.

Key words: modeling, model, model blocks, target block, technological block, target audiences, social section of model, creative section, motivational block, control and estimated block, methodical basic provisions of model, risks, weaknesses, best pedagogical practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.