Научная статья на тему 'Содержание двигательной активности студентов вузов'

Содержание двигательной активности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / физическое воспитание / здоровый образ жизни.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бриллиантова О.О.

В статье особое внимание уделено двигательной активности студен-тов, главным компонентом содержания которой независимо от ее целей является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание двигательной активности студентов вузов»

СОДЕРЖАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© Бриллиантова О.О.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье особое внимание уделено двигательной активности студентов, главным компонентом содержания которой независимо от ее целей является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия.

Ключевые слова двигательная активность, физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Детство и отрочество нынешнего российского студенчества целиком приходятся на период, когда в силу известных социально-экономических и экологических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом и детей в особенности. Вместе с тем именно эти дети приходят сегодня в вузы, пополняют студенческие ряды. Однако учеба в институте не способствует улучшению здоровья и физической подготовленности молодых людей. В то же время усугубляется действие ряда школьных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья, и появляются новые, связанные с изменением образа жизни. Огромный объем информации, который необходимо усвоить, и постоянный дефицит времени при отсутствии навыков самостоятельной работы, нерегулярное питание, непривычный уклад жизни в общежитии, нерациональное проведение досуга в условиях свободы, открывшейся для еще не сформировавшейся личности, - все это негативно сказывается на здоровье студентов и их физической подготовленности.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях провозглашает своей основополагающей целью разностороннее развитие физических способностей студентов и на этой основе укрепление их здоровья.

Но традиционно обязательные занятия не в состоянии обеспечить нужный тренировочный эффект и, в лучшем случае, могут помочь лишь в освоении отдельных видов движений. В то же время, существующая в ряде вузов система факультативного физического воспитания (спортивные секции) настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно полностью решить и эту задачу.

Двигательная активность - функция переменная, обусловленная многочисленными социальными, природными и биологическими факторами. Среди них особо следует выделить: жилищные условия, режим, уровень и

* Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

Теория и методика физического воспитания

89

качество подготовленности спортивных педагогов, отношение родителей к физической культуре и спорту, климатические и метеорологические условия, состояние здоровья молодежи, биоритмы, возраст и половые различия, а также уровень развития двигательной координации и связи с вегетативной нервной системой [2].

Следует отметить, что двигательная активность обеспечивает развитие и сохраняет взаимодействие человека с природой за счет постоянной мобилизации резервных физиологических механизмов, используется для их активизации и восстановительных процессов центральной и вегетативной нервной систем за счет совершенствования компенсаторных возможностей организма, в том числе и в условиях производства, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, способствует повышению работоспособности и производительности труда [5].

Отсюда делается закономерный вывод, что жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность, в процессе которой восполняется и накапливается израсходованная энергия. Правильное распределение в течение суток физической и умственной нагрузки, а также отдыха помогает студенту постоянно сохранять трудоспособность, здоровье, бодрость духа и активную творческую деятельность.

Вместе с тем установлено, что двигательная активность студентов на обязательных учебных занятиях по физической культуре в вузе составляет 35-50 % от оптимального среднесуточного объема [4].

Студенты относятся к категории людей, занимающихся умственным трудом. Непосредственное воздействие умственного труда проявляется разнопланово. С одной стороны, малая двигательная активность способствует развитию процесса торможения в центрах коры больших полушарий и приводит к снижению тонуса центральной нервной системы. С другой стороны, умственное напряжение вызывает усиленный обмен веществ в головном мозге: в состоянии возбуждения в работающих центрах мозг поглощает больше кислорода, повышается интенсивность ряда химических реакций, связанных с использованием сахара нервной тканью.

Отечественные ученые отмечают, что при умственном труде суточные энерготраты лишь на 400-600 ккал превышают основной обмен, составляя 2200-2600 ккал. Многочисленными исследователями установлено, что основной причиной такого положения является незначительная мышечная активность (гипокинезия или гиподинамия). Она характеризуется нарушением биосинтеза белка в дифференцированных клетках, электролитным обменом, снижением механической прочности костной ткани к ударным воздействиям, в связи с усиленной элиминацией кальция влияет на ограничение адаптивных возможностей детренированного сердца и сосудов, на снижение активности кроветворных органов [6].

90

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Биологическая природа человека требует от него мышечной активности. Необходимо знать, что физическая культура для всех является основой предупреждения заболеваний, и если она осуществляется ежедневно, то это делает существование человека полноценным.

Содержание двигательной активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на развитие, поддержание и совершенствование его кинезиологического потенциала на разумно необходимом и достаточном или экстремально высоком уровне в зависимости от текущих или долгосрочных ее целей [1].

Целенаправленность движений, реализованных в физических упражнениях, определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями двигательной активности.

Целью одного конкретного упражнения могут быть развитие усилия в нужном направлении и заданной величины, перемещение звеньев тела, всего тела, спортивного снаряда или элементы тренажерного устройства.

Целью выполнения серии или комплекса упражнений может быть приобретение или совершенствование какого-либо физического качества, способности или умения.

Целью длительных занятий физическими упражнениями - достижение высокого уровня развития кинезиологического потенциала человека, его двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, достижение высоких спортивных результатов, воспитание упорства, трудолюбия, самодисциплины и других важных для личности и общества нравственных качеств и черт характера.

В настоящее время основным содержанием многих будущих профессий студентов является сочетание умственной деятельности со сравнительно простыми двигательными операциями (работа на компьютере).

В этой связи возникает вопрос о взаимодействии частей системы «человек-машина», представляющем собой процесс сложного приспособления, основанного на свойстве пластичности нервной системы, т.е. ее способности приспосабливаться к текущим потребностям момента.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что профессиональноприкладная физическая культура и стимулирование двигательной активности на данном этапе функционирования высшего профессионального образования имеют огромное значение.

Важное место в физическом воспитании студентов должно занять формирование знаний о двигательной активности - того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.

Именно знание основ теории спортивной тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ физического воспитания и закали-

Теория и методика физического воспитания

91

вания, а также других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей двигательной активностью, - показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании студентов.

Не менее важным является и формирование понимания роли двигательной активности в достижении высокого уровня здоровья, гармонического совершенства человека.

Такое понимание может послужить основой для формирования серьезной системы мотивации в регулярной двигательной активности и будет способствовать возникновению новой формы физкультурных и спортивных интересов, в центре которой находится идея всестороннего гармонического развития физических способностей, а не только спортивная результативность.

Студенческий период является самым сложным при формировании мотивов и интересов к двигательной активности. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей», и юноши и девушки покидают спортивные секции, бросают самостоятельные занятия физическими упражнениями. Становится весьма актуальным решение задачи формирования новых общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности.

О низком уровне сформированности мотивов и потребностей в двигательной активности у студенческой молодежи свидетельствуют негативные тенденции в состоянии здоровья данной социально -демографической группы [3].

Вызывает тревогу динамика хронических болезней, свидетельствующая об их росте в период учебы в вузе: 1-й курс - 41 %, 3-й курс - 48 %, 5 курс -46 %.

В частности, отмечается, что у студентов педагогических вузов широко распространены отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела имеют 29,9 % юношей и 32,9 % девушек; низкие показатели динамометрии ведущей руки выявлены у 46 % юношей и 43 % девушек. Также выявлен большой процент студентов с низкой степенью выраженности мышечного компонента. Кроме того, отмечаются врожденное несовершенство организации двигательной функции, конституционно пониженная выносливость, недостаточная тренированность мышц.

Таким образом, двигательная активность является неотъемлемой составляющей полноценной жизни любого студента. Увеличивая жизненные силы, обеспечивая физическое, психическое и психологическое благополучие студента двигательная активность оказывает благотворное влияние на его здоровье в целом и способы здорового образа жизни, позволяя при этом снизить риск преждевременных заболеваний.

92

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Культура здоровья студента: учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2003. - 224 с.

3. Бордуков М.И., Рыбаков А.С. Студенты о своем физическом и психическом здоровье // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. -С. 20-23.

4. Ивановская Т.В. Оптимизация учебного процесса в институте физической культуры на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 2003. - 27 с.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: учебник. - М.: Гарда-рика, 1999. - 448 с.

6. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. - М.: Советский спорт, 2004. - 480 с.

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Волков А.Н.* *, Веселов Е.А.*

Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород

В статье даны рекомендации по воспитанию у начинающих спортсменов моральных и волевых качеств личности, по путям взаимодействия в воспитательной системе «тренер-воспитанник». В ней раскрываются основные черты такой профессии как «тренер».

Ключевые слова: физическая культура, спорт, тренер, спортсмен, воспитание, волевые качества, моральные качества.

Несомненно, что успехи в спорте, учебной и трудовой деятельности во многом зависят от уровня развития моральных и волевых качеств. Они формируют социально одобряемое поведение, отрицательное отношение к наркотикам и алкоголю. Это является одним из эффективных средств профилактики девиантного поведения.

* Заместитель начальника кафедры Физической подготовки.

* Преподаватель кафедры Физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.