Научная статья на тему 'Структура и содержание процесса развития ритмичности в циклических движениях'

Структура и содержание процесса развития ритмичности в циклических движениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РИТМИЧНОСТЬ / РАЗНОВИДНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева А.В.

Представлено теоретико-экспериментальное обоснование структуры и содержания процесса развития ритмичности в циклических движениях. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная на этой основе модель процесса формирования ритмичности в циклических видах спорта (на примере бега на средние дистанции) создает оптимальные условия для совершенствования двигательного потенциала занимающихся; обеспечивает создание механизмов управления и коррекции процессом развития и совершенствования ведущей двигательной координации в соответствии с целевыми установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание процесса развития ритмичности в циклических движениях»

УДК 796.012.37

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РИТМИЧНОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ

А.В. Чернышева - старший преподаватель Ульяновский государственный технический университет

Ульяновск

STRUCTURE AND CONTENT OF RHYTHM DEVELOPMENT PROCESS

IN CYCLIC MOTIONS

A.V. Chernysheva - Senior Lecturer Ulyanovsk State Technical University Ulyanovsk

e-mail: anek_1982@mail.ru

Ключевые слова: структура, модель, целеполагание, педагогическая технология, ритмичность, разновидности и проявления, двигательный ритм.

Аннотация. Представлено теоретико-экспериментальное обоснование структуры и содержания процесса развития ритмичности в циклических движениях. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная на этой основе модель процесса формирования ритмичности в циклических видах спорта (на примере бега на средние дистанции) создает оптимальные условия для совершенствования двигательного потенциала занимающихся; обеспечивает создание механизмов управления и коррекции процессом развития и совершенствования ведущей двигательной координации в соответствии с целевыми установками.

Key words: structure, model, targeting, pedagogical technology, rhythmicity, varieties and manifestations, motor rhythm.

Summary. The author presents theoretical and experimental study of the structure and content of rhythm development process in cyclic motions. The results of the pedagogical experiment indicate that the developed on this basis model of the rhythm formation process in cyclic sports (for example, middle-distance running) creates optimal conditions for the improvement of motor capacities of the engaged; provides creation of control and correction mechanisms of the development process and the improvement of the leading motor coordination in accordance with the target settings.

ВВЕДЕНИЕ

Циклические движения характеризуются закономерным, последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Физиологической основой циклических движений является ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании циклических движений ускоряет процесс усвоения двигательного ритма, способствует установлению оптимального ритма всех физиологических функций. При достаточном уровне развития ритмичности у спортсмена формируется осознанное восприятие темпо-ритмовой структуры бегового шага, которое обусловливает наиболее целесообразное воспроизведение пространственных, временных и скоростных характеристик движений; умение управлять ритмом в соответствии

с двигательной задачей. Сформированный двигательный ритм, в процессе тренировочно-соревновательной деятельности, постоянно совершенствуется с учетом индивидуальности спортсмена, является одной из предпосылок формирования индивидуального спортивного мастерства [1, 6, 8, 10].

Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование структуры и содержания процесса развития ритмичности в циклических движениях (на примере бега на средние дистанции)

Задачи исследования:

1) представить теоретико-методическое обоснование структуры и содержания модели процесса развития ритмичности в циклических движениях (на примере бега на средние дистанции);

2) экспериментально обосновать эффективность разработанной модели.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Возникновение ритмических движений связано со структурой функциональной системы и характеризуется кольцевым характером управления, «которое может одновременно выступать и как таймер, и как программа, определяющая характер возникающего в ней ритма» [6]. Стартовый выстрел в легкой атлетике служит пусковым сигналом к началу мышечной деятельности. Возникшие импульсы преобразуются в механическое движение, в зависимости от внешних условий (уровня тренированности, задач соревнования, состава соперников, покрытия дорожки и др.), взаимодействия с силами сопротивления (нарастающее утомление, тактическая борьба, психо-эмоциональное напряжение и др.), при этом происходят непрерывная корректировка, уточнение двигательной программы, в результате чего устанавливается рациональное распределение мышечных усилий, частоты движений и длины бегового шага, оптимальное соотношение темпа и ритма, т.е. формируется оптимальный ритм на дистанции в данный момент [10]. Совершенная техника бега на средние дистанции, при сохранении структуры бегового шага по всей дистанции, характеризуется оптимальным соотношением длины и частоты шагов; вариативностью кинематических и динамических характеристик отдельных фаз движения (в зависимости от участков дистанции, скорости бега, индивидуальных антропометрических особенностей, физических возможностей спортсмена и др.) и обеспечивает высокую скорость передвижения и сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега; экономичность, свободу и естественность в каждом движении.

Результативность бега на средние дистанции определяется совокупностью относительно самостоятельных биомеханических структур техники старта и стартового разгона, бега по прямой, по виражу, финиширования, каждая из которых характеризуется присущим ей оптимальным сочетанием темпа и динамики, чередованием мышечного напряжения и расслабления, степенью акцентирования ведущих фаз бегового шага, обеспечивающих максимальную амплитуду и свободу движений, достижение гармонии двигательных действий. Активное восприятие и оперативный анализ действий соперника, ответные упреждающие действия, позволяющие занять более выгодную тактическую позицию; умение переключаться, управлять темпом, изменять длину бегового шага при прохождении различных участков дистанции, сонастраиваться на темп бега соперников и в то же время, в нужный момент, уйти в отрыв, реализуя свои собственные тактические схемы, определяет содержание индивидуального ритма легкоатлета-бегуна.

Изучение специальной научно-методической литературы, анализ двигательной деятельности в беге на средние дистанции спортсменов различной квалификации, эмпирические данные, полученные в результате исследований тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов, явились основой для теоретико-методического обоснования следующих разновидностей и проявлений ритмичности: старт и стартовый разгон; бег по прямой; бег по виражу; финиширование; индивидуальный ритм; ритмичность

бегового шага.

Проектирование и реализация модели процесса развития ритмичности в циклических движениях с учетом выявленных разновидностей - одно из направлений, обеспечивающее повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.

Моделирование позволяет представить в целостности и во взаимосвязи все компоненты, обусловливающие информационный, содержательный, управленческий аспекты развития ритмичности в циклических движениях, на основе выявленных разновидностей и проявлений, психофизиологических механизмов, целевых установок.

Разработка модели представляет собой сложный процесс и основывается:

- на основных биомеханических и психофизиологических закономерностях построения движений (Н.А. Бернштейн 1947, 1966; Д.Д. Донской, 1994; И.М. Сеченов, 1952

и др.);

- на ключевых положениях стимулируемого развития кинезиологических систем человека (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко);

- на ведущих положениях теории функциональных систем (П.К. Анохин);

на общих положениях системы спортивной подготовки, представленных в научных трудах В.Н. Платонова; Б.Н. Шустина; Ю.Ф. Курамшина и др.;

- на ведущих методологических положениях физкультурного, «спортивного» воспитания студенческой молодежи (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.А. Рапопорт и др.)

Данные теоретико-методологические положения моделирования в совокупности обеспечивают реализацию дидактического принципа единства всех сторон спортивной подготовки; принципа природосообразности; единства двигательного, интеллектуального и социально-психологического в процессе формирования физической культуры личности и обусловливают достижение этапных и конечных целей учебно-тренировочного процесса, повышение спортивного мастерства [2, 4, 9, 11].

Обязательным условием моделирования является осуществление тренером-преподавателем специально-организованной деятельности по формированию личностно-развивающей среды, в которой обучение, воспитание и развитие двигательно-координационных, морально-волевых качеств обеспечивается посредством включения спортсменов в активную познавательную деятельность, направленную на деятельностное освоение ценностного потенциала физической культуры и спорта, создание устойчивой мотивации к занятиям спортом, целеполагания.

Концептуальные положения моделирования учитывают особенности современного этапа развития студенческого спортивного движения в России, содержания физкультурного образования в вузах, которые направлены не только на развитие физических, двигательных способностей студентов и достижение высоких спортивных результатов, но и на деятельностное освоение ценностей физической культуры и спорта, формирование духовности, нравственного поведения, патриотизма [5, 7, 12, 13].

Цель является системообразующим элементом педагогического моделирования и определяет целостность модели процесса формирования ритмичности в циклических движениях, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех ее компонентов и, в то же время, рассматривается как проектируемый результат совместной учебно-тренировочной деятельности спортсмена, тренера, команды в специально-организованной среде. Структура целеполагания обусловлена содержанием целей и задач физкультурного образования студентов нефизкультурных вузов; тенденциями развития современного студенческого спорта; содержанием мотивационно-ценностной сферы студентов. При разработке иерархии целей нами учитывалась направленность мотивационно-ценностной сферы студентов, уровень базовой двигательной подготовленности.

В организованном нами педагогическом исследовании принимали участие студентки, прошедшие отбор по тестовым упражнениям на специализацию легкой атлетики. Из них: до

поступления в университет регулярно занимались легкой атлетикой 28,7% и имели подготовку на уровне третьего спортивного разряда 82,4%. Занимались другими видами спорта - 12,8%; посещали только уроки физической культуры - 68,5%. При анкетировании всего лишь 20,5% девушек отметили, что им нравится заниматься легкой атлетикой, и они хотят повысить свои спортивные результаты; 25,2% - рассматривают тренировочные занятия как активную форму проведения досуга; 47,3% - посещают тренировки с целью коррекции фигуры, укрепления здоровья. Результаты тестирования, анкетирования показали, что студентки, занимающиеся на специализации легкая атлетика, имеют различную базовую спортивную подготовку, личностные мотивы к занятиям легкой атлетикой, что необходимо учитывать при постановке целей на начальном этапе обучения в вузе.

Педагогическая технология рассматривается нами как способ организации, управления и практической реализации разработанной модели формирования ритмичности и предполагает разработку четкой процедуры осуществления учебно-тренировочного процесса, с установлением оптимальных параметров специально организованной совместной деятельности тренера и спортсмена, с выявлением педагогических условий и средств взаимодействия, формированием мотивационного компонента и механизмов оценки и коррекции процесса развития ритмичности. Структурными составляющими технологии являются: цель; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; формы организации учебно-тренировочного процесса; непосредственное дидактическое взаимодействие педагога, студента; результат деятельности.

При разработке технологии развития ритмичности необходимо учитывать ряд факторов: уровень физической подготовленности и развития сопутствующих двигательных координаций, состояние нервно-мышечного аппарата, степень синхронизации сокращения двигательных единиц и др. Данные факторы определяют выбор оптимальных средств и методов формирования ритмичности в циклических движениях по каждой ее разновидности в беге на средние дистанции. Рассматривая механизмы управления развитием данной двигательной координации, мы полагали, что успешность деятельности в этом направлении будет определяться ясным пониманием значимости и особенностей функционирования каждого структурного элемента педагогической технологии; системным использованием средств, методов; обеспечиваться решением создаваемых в учебно-тренировочном процессе проблемных ситуаций, способствующих активизации познавательной, интеллектуальной психоэмоциональной сферы студенток; личностно-деятельностным подходом, требующим осмысленного восприятия и деятельностного подхода со стороны обучаемого, что предполагает необходимость интеграции постоянно совершенствующихся теоретических знаний студентов с их спортивно-физкультурной деятельностью, ценностными ориентациями.

С целью проверки эффективности предложенной модели был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 студенток, занимающихся легкой атлетикой. Были организованы контрольная группа (КГ) - 18 человек и экспериментальная группа (ЭГ) - 18 человек. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с рабочей программой специализации легкая атлетика. Реализация педагогической технологии в экспериментальной группе, как основного структурного компонента разработанной нами модели процесса формирования ритмичности, обусловила более целенаправленное развитие физических и двигательных качеств.

Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности по следующим тестам: поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине; сгибание рук в упоре лежа; прыжок в длину; бег 100 м; кросс 2000 м.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей уровня общей физической подготовленности. Анализ результатов выявил, что улучшение показателей произошло в обеих группах, как в КГ, так и

в ЭГ, однако в последней, прирост результатов по большинству контрольных упражнений оказался существенно выше. Так, в КГ показатели в прыжках в длину с места возросли на 8,3%, в то время как в ЭГ - на 18,4%, (р<0,05); прирост результатов в тесте «поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине», в КГ составил 9,2%, а в ЭГ - 14,8%, прирост результата на 100 м в КГ - 6,8%, в то время как в ЭГ - 19,6%; показатель прироста в беге на 2000 м в КГ составил 5,8%, а в ЭГ - 16,4%.

Прогнозируемое управление процессом развития ритмичности возможно при наличии комплекса инструментальных и педагогических тестовых методик, отвечающих требованиям надежности и валидности, имеющих четкие количественные и качественные критерии оценивания. С этой целью нами были разработаны тесты по каждой разновидности и проявлению ритмичности, использование которых позволило диагностировать уровень сформированности отдельных разновидностей ритмичности в циклических движениях на начальном этапе педагогического эксперимента, выявить динамику прироста на промежуточных этапах исследования. Тестирование уровня сформированности ритмичности по выявленным разновидностям и проявлениям в начале эксперимента не выявило существенных различий (р >0.05).

На основе содержательной интерпретации полученных результатов тестирования нами были выявлены педагогические условия, уточнены методические подходы, скорректировано содержание комплексов специально-подготовительных упражнений, что обеспечило в дальнейшем значительные темпы прироста ритмичности по каждой выявленной разновидности. В целях выявления индивидуальных особенностей воспроизведения спортсменками темпо-ритмовых и кинематических характеристик бегового шага нами использовался инструментальный метод - видеосъемка, с последующей интерпретацией видеоматериала на основе использования программы компьютерного видеоанализа спортивной техники«Videopomt». Совместная аналитическая работа с тренером, включающая изучение видеоматериала техники бега ведущих спортсменов, проведение сравнительного анализа кинематических характеристик индивидуальной техники, выявление ведущих характеристик бега, собственных технических ошибок, обусловило формирование у студенток структуры специальных знаний, представлений об эталоне техники бегового шага; понимания биомеханической структуры бегового шага, роли и значимости правильного выполнения каждого элемента техники.

Итоговое тестирование показало, что в ЭГ, где осуществлялось направленное развитие и совершенствование ритмичности в соответствии с ее структурным содержанием, отмечались более высокие темпы прироста данной двигательной координации, чем у спортсменок КГ. Так, в КГ прирост показателей проявления ритмичности со старта и стартового разгона составил 5,1%, в ЭГ - 18,7, (р <0,05); темпы прироста ритмичности по прямой в КГ возросли на 5,8%, в ЭГ - на 19,2 %, (р <0,05); темпы прироста ритмичности по виражу в КГ составили - 4,9%, в ЭГ - 18,6%, (р <0,05); темпы прироста проявления ритмичности при финишировании в КГ составили - 5,2%, в ЭГ, соответственно - 16,8%, (р <0,05); темпы прироста ритмичности в структуре бегового шага в КГ составил - 3,9%, а в ЭГ - 12,5% (р<0,05); темпы прироста индивидуального ритма в КГ составил - 6,4%, в ЭГ -15,7% (р<0,05). Целенаправленное развитие ритмичности обусловило развитие сопутствующих двигательно-координационных качеств, повышение уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся, ускорение процессов адаптации организма к применяемым педагогическим воздействиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, развитие ритмичности в циклических движениях, на основе теоретико-методического обоснования структуры и содержания разработанной нами модели, создает оптимальные условия для совершенствования двигательного потенциала занимающихся; формирования деятельностного, мотивированного восприятия учебно-

тренировочного процесса; обеспечивает создание механизмов управления и коррекции процессом развития и совершенствования ведущей двигательной координации в соответствии с целевыми установками.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

2. Бальсевич, В.К. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

4. Виленский, М.Я. Прогностический потенциал физической культуры личности и его педагогическое обеспечение в высшей школе / М.Я. Виленский // Физическая культура и спорт в развитии личности студента : материалы междунар. науч.-практ. конф. (15-17 сентября 1998 г.). - М. : МИТУ, 1998. - С. 4-6.

5. Костюнина, Л.И. Системно-структурный подход к развитию ритмичности в оздоровительной аэробике : монография / Л.И. Костюнина, С.Н. Ключникова, Л.Д. Назаренко. - М. : Флинта: Наука, 2010. -120 с.

6. Котло, Е.Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе / Е.Н. Котло // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - C. 57-59.

7. Курамшин, Ю.Ф. Спортивные высшие достижения, их социокультурные ценности и антиценности : теоретико-методологический аспект / Ю.Ф. Курамшин. - СПБ. : СПб ТАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. -47 с.

8. Курганский, А.В. О возникновении и координации ритмических движений / А.В. Курганский // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 44-49.

9. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ТЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10. Назаренко, Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 45-50.

11. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1984. - 352 с.

12. Радаева, С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Радаева. - Красноярск, 2008. - 24 с.

13. Раппопорт, Л.А. Перспективы развития студенческого спорта в университетах России : монография / Л.А. Раппопорт. - Екатеринбург : ТОУ ВПО УТТУ-УПИ, 2004. - 356 с.

Literature

1. Balsevich, V.K. Sketches on Age Kinesiology of a Man / V.K. Balsevich. - M. : Soviet Sport, 2009. -

220 p.

2. Balsevich, V.K. Physical Culture : Youth and the Present / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 1995. - No. 4. - P. 2-7.

3. Verkhoshansky, Yu.V. The Foundations of Special Physical Training of Sportsmen / Yu.V. Verkhoshansky. - M. : Physical Culture and Sport, 1988. - 331 p.

4. Vilensky, M.Ya. The Prognostic Potential of Physical Culture of an Individual and his Pedagogical Support in High School / M.Ya. Vilensky // Physical Culture and Sport in Development of Student's Personality : materials of the International Scient. and Pract. Conference (September 15-17, 1998). - M. : MPSU, 1998. - P. 4-6.

5. Kostyunina, L.I. Systemic-structural Approach to the Development of Rhytmicity in Health-improving Aerobics : monograph / L.I. Kostyunina, S.N. Klyuchnikova, L.D. Nazarenko. - M. : Flinta: Science, 2010. - 120 p.

6. Kotlo, Ye.N The Variable Form of Organization of Physical Training Lessons in a Higher Educational Institution / Ye.N. Kotlo // Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. - No. 6. - P. 57-59.

7. Kuramshin, Yu.F. Sports Higher Achievements, their Sociocultural Values and Anti-Values : Theoretical and Methodological Aspect / Yu.F. Kuramshin. - SPb. : SPb SAPhC named after P.F. Lesgaft, 2002. - 47 p.

8. Kurgansky, A.V. The Origin and Coordination of Rhythmic Motions / A.V. Kurgansky // Theory and Practice of Physical Culture. -1996. - No. 11. - P. 44-49.

9. Lubysheva, L.I. The Conception of Human's Physical Culture Formation / L.I. Lubysheva. - M. : GTsOLIFK, 1992. - 120 p.

10. Nazarenko, L.D. Theoretical Substantiation and Methodology of Rhythmicity Development / L.D. Nazarenko, J.A. Ignatyeva // Physical Culture : upbringing, education, training. - 2000. - No. 1. - P. 45-50.

11. Platonov, V.N. Theory and Methods of Sports Training / V.N. Platonov. - Kiev : High School, 1984. -

352 p.

12. Radayeva, S.V. Physical Education Of Students of Non-Physical Culture Higher Educational Institutions on the basis of Sports-oriented Technologies : abstract of the dis. ... of Cand. of Ped. Sciences / S.V. Radayeva. -Krasnoyarsk, 2008. - 24 p.

13. Rappoport, L.A Prospects for the Students' Sports Development in Russian Universities : monograph / L.A. Rappoport. - Yekaterinburg : SEI HPE USTU-UPI, 2004. - 356 p.

Статья поступила в редакцию 17.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.