Научная статья на тему 'Организация двигательной активности — условие здорового образа жизни студентов'

Организация двигательной активности — условие здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11649
854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / IMPELLENT ACTIVITY / THE HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гущина Лионелла Юрьевна, Славнова Марина Юрьевна

В статье представлено содержание организации двигательной активности студентов как одной из составляющих здорового образа жизни. Автором предложены рекомендации по оптимизации современной организации двигательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of motion activity -condition for healthy lifestyle of students

The article provides the content of the organization of motion activity in students as a component of a healthy lifestyle. The author offers optimization of the modern organization of motion activity in students.

Текст научной работы на тему «Организация двигательной активности — условие здорового образа жизни студентов»

УДК 796

Л. Ю. ГУЩИНА щ М. Ю. СЛАВНОВА "

Омский государственный технический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ — УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ__________________________________________

В статье представлено содержание организации двигательной активности студентов как одной из составляющих здорового образа жизни. Автором предложены рекомендации по оптимизации современной организации двигательной активности студентов.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни.

Одним из основных факторов образа жизни является двигательная активность человека, привычный двигательный режим, от которого зависят здоровье, уровень и гармония физического развития, функциональное состояние организма, по особенностям которого судят о морально-волевых качествах и ценностно-мотивационных установках.

Научно-технический процесс в корне изменил характер трудовых процессов. На современном этапе подавляющее большинство профессий не связано с мускульными энергозатратами, резко повысились требования к скорости переработки информации, устойчивости к многочисленным воздействиям внешней среды, уровням нервно-психической напряженности.

В XXI веке наиболее опасны заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, болезни обмена веществ, предпосылки которых в значительной степени обусловлены малоподвижностью [1]. При недостаточном уровне двигательной активности у людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается риск заболеваний желудочно-кишечного тракта, остеохондроза, радикулита и др.

В теории и практике физической культуры накоплен опыт по исследованию двигательной активности студентов учеными О. В. Петуниным (1980), М. П. Кремлевым, Л. П. Макаренко (1995), Г. Г. На-таловым (1995), Л. А. Якимовой (2000) и др.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

Мышечная деятельность является непременным условием реализации двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивать как главенствующий признак жизни.

Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудша-

ется концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развиваются утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым [2].

Физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления. Импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов. Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринным железам, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной, работе мышц быстро улучшается кровообращение, а вместе с ним дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Следовательно, в основе положительного влияния физической активности на организм человека лежит теория моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича, суть которой в том, что существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами [3]. От нервных окончаний, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях, через центральную нервную систему передаются импульсы определенной частоты во внутренние органы. Если мышцы человека обладают хорошим тонусом, достаточно развиты, человек физически активен, то на внутренние органы воздействуют импульсы оптимально необходимой частоты, что нормализует деятельность мозга и внутренних органов.

Таким образом, самый верный и эффективный путьквысокойработоспособности,творческойактив-ности, физическому совершенству и долголетию — высокая физическая активность.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов питающих мышцы сердца у людей физического труда, а также у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени. Если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является общая выносливость, которая позволяет выполнять длительную работу интенсивно (50% от предельного уровня) с участием более половины мышц тела.

Научными исследованиями последних десятилетий обнаружена тесная связь между состоянием здоровья и выносливостью. Общая выносливость является интегративным показателем функционального резерва всех важнейших систем организма. Уровень выносливости как критерий здоровья соотносится с работоспособностью, устойчивостью к заболеваниям, стрессам. Широкое распространение получили общедоступные и эффективные средства выработки общей выносливости, работоспособности и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, как ходьба и бег. При этом популярна на современном этапе система К. Купера, направленная на увеличение возможностей организма для максимального потребления кислорода [3]. В связи с этим данная система является наиболее приемлемой для определения уровня двигательной активности студентов.

С целью определения степени физической подготовленности студентов мы использовали 12-минутный тест К. Купера. Выборка исследования составила 58 человек, студенток первого курса (групп общей физической подготовки) ОмГТУ. Студенткам предлагалось в течение 12 минут преодолеть как можно большее расстояние, чередуя бег с ходьбой. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительную степень физической подготовленности студенток, что является недостаточным и требует повышения их двигательной активности (табл. 1). Полученные показатели объясняются тем, что двигательный компонент деятельности студентов во время учебных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двигательной активности большинства контингента студентов.

Планирование объема двигательной активности зависит от биологических, социальных, трудовых факторов. Умственный и малоподвижный труд влечет биохимические, физиологические изменения, восстановление которых происходит в несколько раз медленнее, чем при трудовых процессах, требующих физических нагрузок. Японские ученые считают, что 10 тыс. шагов в сутки является достаточным минимумом двигательной активности [4]. Ученые научно-исследовательского института физической культуры определили, что недельный двигательный объем должен быть для студентов 10—14 часов.

Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 8000— 11000 шагов в сутки; в экзаменационный период — 3000 — 4000 шагов, в каникулы 14000 — 19000 [5]. Исходя из этого, можно полагать, что уровень их двигательной активности в период учебных

Таблица 1

Результаты физической подготовленности студенток

Степень подготовленности (%)

Очень плохо Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично

11 22 40 18 9

занятий составляет 50 — 65 %, в период экзаменов — 18 — 22 % биологической потребности.

Учебные занятия по физической культуре (два раза в неделю) не могут компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. Оптимальным двигательным режимом для студентов является следующее: мужчинам необходимы занятия 8—12 ч в неделю, а женщинам 6—10 ч. При реализации двигательного режима необходима двигательная деятельность в объеме 1,3 — 1,8 ч в день. Энергозатраты (1700 — 2000 ккал в неделю) должны реализовываться в виде мышечных нагрузок упражнениями с акцентом на укрепление мышц ног, живота, спины; развитие физических качеств.

Важным фактором оптимизации двигательной активности являются самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы с использованием упражнений специальной направленности, прогулки, дыхательная, аутогенная гимнастика, самомассаж). При этом необходимыми условиями самостоятельных занятий будет свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация, положительный эмоциональный и функциональный эффект от выполненной нагрузки.

Наиболее оптимальный вариант оздоровительных мероприятий для студентов следующий: ежедневная утренняя гимнастика — 15 — 30 минут, ежедневные физкультпаузы, физкультминутки — 5—10 минут через 3 — 4 часа малоподвижного труда, спортивные игры на свежем воздухе или оздоровительный бег три-четыре раза в неделю по 45 — 90 минут, комплексы специальных упражнений.

Утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1 — 1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5—1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же — быстрым спортивным шагом и т. д.

Одной из задач в настоящее время является создание моды на здоровый образ жизни и физическую активность студентов. Для мотивации и привлечения молодежи к здоровому образу жизни необходимо внедрение в учебный процесс новых нетрадиционных оздоровительных видов двигательной активности, таких как стретчинг, калланетика, шейпинг, пилатес, йога и др.

Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают значимость влияния воздействия физических упражнений на механизм здоровья.

Таким образом, обеспечение систематического оптимального двигательного режима студентов позволит повысить их двигательную активность, что благоприятно скажется на состоянии здоровья.

Библиографический список

1. Дамер, Н. А. Физическая культура — ведущий фактор укрепления здоровья молодежи / Н. А. Дамер // Здоровый об-

раз жизни человека — национальная проблема современного общества : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во Омского экономического института, 2009. — С. 83—86.

2. Жданова, Е. А. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами в концепции развития физической культуры в России / Е. А. Жданова, Д. В. Некрытов, А. В. Некрытов // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию образования РУДН. — М. : РУДН, 2010. — С. 339—343.

3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 444 с.

4. Самарин, А. В. Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи / А. В. Самарин // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы разви-

тия : материалы науч.-практ. конф. — Тюмень : Вектор Бук, 2011. — С. 96—99.

5. Ильинич, М. Ф. Физическая культура студентов / М. Ф. Ильинич. — М., 2003. — 340 с.

ГУЩИНА Лионелла Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected] СЛАВНОВА Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.03.2012 г.

© Л. Ю. Гущина, М. Ю. Славнова

УДК 796.0Ю:159.938.2 т. А. МАРТИРОСОВА

А. п. БЫЗОВ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ППФП СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества.

В последнее время задача формирования специалистов определенных специальностей средствами физической воспитания решается в рамках внедрения в учебной процесс инновационных технологий. При любом аспекте рассмотрения новейших технологий профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.

Современное производство, с его механизацией и автоматизацией производства, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Совершенствование техники и технологий производства обязывает развиваться и совершенствоваться человеку, как управляющему элементу данной системы. Чем совершеннее техника и технологии производства, тем более совершенный должен быть человек, управляющий ими.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания с целью подготовки специалистов

к профессионально-трудовой деятельности, соответствующих требованиям научно-технического прогресса. Полноценное использование этих знаний возможно при хорошем состоянии здоровья будущего специалиста, а значит, высокой работоспособности, которая может быть приобретена в результате регулярных и специально организованных занятий физической культурой и спортом в процессе физического воспитания студентов в вузе. Таким образом, качество физической подготовки студентов в процессе ППФП вуза приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение [1].

Учебный процесс по физическому воспитанию в вузах проводится в соответствии с Федеральной программой, вызванной малой привлекательностью и однообразием занятий. В ней не могут быть учтены зарождающийся новый нетрадиционный подход в системе ППФП, новые системы оздоровительных технологий ППФП для пополнения уже существующих. Целью преподавателя по физическому воспитанию в вузе является поиск рациональных подходов в ППФП студентов и физиологических характеристик внедряемых оздоровительных технологий.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.