Научная статья на тему 'Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования'

Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRITERIA AND FEATURES OF TRAINING'S EFFECTIVENESS / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGES TEACHER / GENERAL AND SPECIAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оршанская Евгения Геннадьевна

Рассматривается подготовка учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования России. Анализируется содержание программ повышения квалификации, разработанных в рамках общего и специального подходов, с позиции обеспечения ими билингвальной подготовки учителей. Приведены рекомендации по ее усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оршанская Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional vocational training of a foreign language teacher is carried out at 55 institutions of raising the level of teacher's skill and retraining of pedagogical staff. The level of realized training and the matter of raising the level of teacher's skill programmes at 26 leading institutions of additional vocational training have been analyzed. The existence of two kinds of programmes, general and special, has been revealed. General programmes are aimed for foreign language teachers without taking into account a teaching language. Special programmes are intended for teachers of one foreign language. Raising the level of foreign language teachers' skill in accordance with general programmes is carried out within five ways. The courses covered the questions of modernization of foreign languages acquisition process, introduction of new methods and means, methods of teaching foreign languages have become widespread. They contain information about aims and tasks of foreign language learning in primary and secondary school, active ways of its acquirement, application possibilities of different approaches for organization of foreign educational and cognitive pupils' speech activity. Raising the level of teachers' skill is carried out according five ways. Among them the most widespread courses are connected with the methods of English language acquisition and teaching and methodical convoy of English lessons. They introduce teachers to modern methods of foreign language teaching, the main components of educational and methodical materials and complexes. It is determined that they have professional orientation, contribute to raising the level of methodical and linguistic teacher training of a certain foreign language. At the same time only 11 per cent of general and special programmes have cognitive and practical orientation that provided more than getting theoretical information and also visiting and conducting lessons, their analysis on the basis of using new received knowledge. Besides the phenomenon of bilinguism and its significance for foreign language teacher activity is not considered, the acquaintance with norms of intercultural communication is not provided, the study of specificity of professional oriented bilingual expressions is lacking in analyzed programmes. For improving preparation of bilingual teachers it is necessary to add information about peculiarities of pedagogical work, rules of speech behaviour, ways of communicative speech skills development for effective communication in two languages into the programmes of raising the level of teacher's skill.

Текст научной работы на тему «Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования»

Е.Г. Оршанская

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Рассматривается подготовка учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования России. Анализируется содержание программ повышения квалификации, разработанных в рамках общего и специального подходов, с позиции обеспечения ими билингвальной подготовки учителей. Приведены рекомендации по ее усовершенствованию.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная подготовка; учитель иностранного языка; общие и специальные программы; профессионально ориентированная деятельность.

В настоящее время в России система дополнительного профессионального педагогического образования, по данным Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, состоит из 94 академий, институтов и центров, в которых осуществляется повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в соответствии с принадлежностью к определенному федеральному округу [1]. В Центральном федеральном округе находится 19 учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, в Северозападном федеральном округе - 11, в Приволжском федеральном округе - 16, в Южном федеральном округе - 14, в Уральском федеральном округе - 6, в Сибирском федеральном округе - 18, в Дальневосточном федеральном округе - 10.

Изучение программ по повышению квалификации учителей иностранного языка, реализуемых в данных учреждениях, позволило установить, что в 39 из них отсутствуют подобные программы. В связи с необходимостью повышения качества подготовки учителей иностранных языков с учетом билингвальных особенностей, специфики их деятельности, связанной с использованием двух языков в учебном процессе, изучен уровень существующей подготовки и содержание программ повышения квалификации в 26 учреждениях дополнительного профессионального образования, которые являются ведущими в перечисленных федеральных округах и осуществляют повышение квалификации учителей иностранного языка. Для того чтобы определить, обеспечивает ли изучение данных программ соответствующую речевую подготовку учителей иностранного языка к осуществлению профессионально ориентированного общения на двух языках, проанализированы тематика и основные компоненты курсов.

Изучение программ повышения квалификации для учителей иностранных языков показало, что существуют общие, составленные для всех учителей иностранного языка вне зависимости от преподаваемого языка, и специальные, предназначенные только для учителей одного определенного языка (например, английского) программы. В данной статье выделены и проанализированы основные составляющие общих и специальных программ для учителей английского языка.

Повышение квалификации учителей иностранных языков по общим программам реализуется по пяти направлениям: «Модернизация обучения иностранным языкам», «Внедрение новых методов и средств изучения иностранных языков», «Методика обучения иностранным языкам», «Психолого-педагогическое обоснование процесса обучения иностранным языкам»,

«Обучение иностранным языкам в условиях межкуль-турного пространства».

Направление повышения квалификации «Модернизация обучения иностранным языкам» включает следующие курсы: «Проблемы модернизации (языкового образования) обучения иностранным языкам в современной школе», «Инновационные процессы модернизации языкового образования», «Обновление содержания и технологий преподавания в условиях модернизации образования», «Актуальные (современные) проблемы преподавания иностранного языка в современной школе», «Активизация учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учащихся в обучении иностранным языкам». Программы данных курсов содержат сведения о целях и задачах обучения иностранным языкам в условиях модернизации языкового образования, факторах, определяющих специфику современной системы языкового образования, уровнях распространения и поддержки иностранных языков в учебных условиях, активных способах овладения иностранными языками.

В рамках следующего направления повышения квалификации «Внедрение новых методов и средств изучения иностранных языков» реализуются такие курсы, как: «Инновационные процессы в образовательной деятельности», «Технологии образовательного процесса», «Современные технологии повышения качества владения иностранным языком», «Современные технологии обучения иностранным языкам», «Современные перспективные технологии в преподавании иностранных языков», «Новые технологии в деятельности учителя иностранного языка», «Теория и практика разработки элективных курсов по иностранному языку», «Методика разработки электронного урока». Программы перечисленных курсов ориентированы на овладение информацией о цели, месте применения в учебном процессе (этап обучения) Кейс-метода, метода проектов и модульного обучения, рассматривается их эффективность по сравнению с традиционными методами. Анализируются возможности использования электронных средств обучения, компьютерного тестирования, отличия электронного урока от традиционного, основные этапы его разработки.

В направлении повышения квалификации «Методика обучения иностранным языкам» представлены курсы: «Содержание, формы и методы обучения иностранным языкам», «Теория и практика преподавания иностранных языков», «Новые подходы к составлению программ», «Компетентностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам», «Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам», «Формирование иноязычной коммуникативной компе-

тенции учащихся на разных этапах обучения», «Основы практической методики иностранного языка», «Совершенствование практических умений иноязычной речи», «Проблемные методы обучения иностранным языкам», «Раннее школьное обучение иностранным языкам», «Теория и методика преподавания иностранного языка в начальной школе», «Обучение младших школьников иностранному языку». Программы курсов, представленных в данном направлении, дают характеристику системе обучения иностранным языкам в начальной и средней школе: определяют цель, принципы, методы и средства обучения, способы организации взаимодействия учеников и учителя в процессе урочной деятельности, раскрывают содержание и методику применения коммуникативного, проблемного, компе-тентностно-деятельностного подходов при обучении иностранным языкам, особенности овладения английским языком в начальной школе, возможности применения современных методов и средств обучения.

Направление повышения квалификации «Психоло-го-педагогическое обоснование процесса обучения иностранным языкам» включает два курса - «Психология и педагогика», «Психолого-педагогические основы преподавания иностранных языков», которые предполагают получение сведений о психологических особенностях школьников разных ступеней обучения, проектировании педагогической деятельности и проблеме мотивации, способах гармонизации взаимодействия участников образовательного процесса.

Направление повышения квалификации «Обучение иностранным языкам в условиях межкультурного пространства» предлагает следующие курсы: «Иностранный язык в интегративном пространстве современной школы», «Формирование культурологической компетенции личности в полиязыковом пространстве», «Культурологический аспект в преподавании иностранного языка», «Обучение иноязычной культуре». Программы данных курсов предполагают рассмотрение иностранного языка как средства международного общения и направлены на получение сведений исторического, политического характера, о народных традициях и обычаях стран изучаемого языка, литературных и культурных контактах между Россией и этими странами.

Анализ представленных направлений повышения квалификации учителей иностранного языка по общим программам позволил выявить наиболее разработанные и распространенные курсы, к которым относятся курсы по модернизации обучения иностранным языкам, внедрению новых методов и средств изучения иностранных языков, методике обучения иностранным языкам. Основные составляющие обучения иностранным языкам в условиях межкультурного пространства и с учетом психолого-педагогических особенностей отражены в программах в меньшей степени.

Специальные программы повышения квалификации для учителей английского языка представлены по следующим направлениям: «Методика обучения английскому языку», «Внедрение активных средств изучения английского языка», «Учебно-методическое обеспечение уроков английского языка», «Формы контроля уровня владения английским языком», «Повышение профессионального мастерства учителя».

В рамках направления повышения квалификации «Методика обучения английскому языку» реализуются следующие курсы: «Теория и методика преподавания английского языка», «Современные подходы к преподаванию английского языка», «Базовая коммуникативная методика обучения английскому языку», «Особенности изучения английского языка в 10-11 классах», «Системный подход к преподаванию английского языка в средней и старшей школе», «Новые подходы в обучении английскому языку младших школьников», «Особенности планирования и организации обучения английскому языку в начальной школе», «Проблемы обучения английскому языку в начальной школе». В программы перечисленных курсов включены сведения о содержании и методах овладения английским языком в зависимости от этапа обучения, видах контроля и их осуществлении, о современных методиках обучения различным видам речевой деятельности и способам иноязычного общения, особенностях раннего языкового образования, основных подходах к преподаванию английского языка в начальной школе, эффективных методах и средствах обучения.

Направление повышения квалификации «Внедрение активных средств изучения английского языка» включает курс «Активные средства в преподавании английского языка», предусматривающий получение рекомендаций по разработке и применению в учебном процессе тренингов, ролевых игр, дискуссий, заданий в тестовой форме.

Направление повышения квалификации «Учебнометодическое обеспечение уроков английского языка» предлагает следующие курсы: «(Современные) Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому языку», «Программно-методическое обеспечение учебного процесса: новое поколение российских и британских УМК», «Учебно-методическое обеспечение урока иностранного языка». Данные курсы содержат информацию о новых государственных образовательных стандартах и примерных программах по английскому языку, требованиях, предъявляемых к современным учебно-методическим материалам, способах реализации обязательного минимума содержания среднего образования, основных составляющих УМК, календарно-тематическом планировании к УМК.

Направление повышения квалификации «Формы контроля уровня владения английским языком» представлено курсом «ЕГЭ как форма итоговой аттестации выпускников», в котором дается характеристика ЕГЭ как средства повышения объективности и унификации вступительных испытаний системы ВПО в рамках общегосударственной аттестации выпускников, организации и проведения ЕГЭ, его структуре, критериям оценивания заданий, стратегии и технологии подготовки к экзамену.

Направление повышения квалификации «Повышение профессионального мастерства учителя» реализуется с помощью курса «Совершенствование коммуникативной, общепедагогической и общекультурной компетенций учителя английского языка», в котором анализируются профессионально значимые качества и умения учителя английского языка, основные составляющие личной и профессиональной педагогической

культуры, его профессиональная деятельность, предлагаются способы стимулирования активности обучаемых, развития коммуникативных умений учителя.

Проанализировав вышеприведенные данные, можно сделать вывод о том, что среди выявленных направлений повышения квалификации учителей английского языка по специальным программам наиболее разработанными и распространенными являются курсы по методике обучения английскому языку и учебно-методическому обеспечению уроков английского языка. Проблемам внедрения активных средств изучения английского языка, форм контроля уровня владения английским языком, повышения профессионального мастерства учителя уделяется значительно меньшее внимание. Представляется, что специальные программы, разработанные с учетом особенностей преподаваемого языка, имеют большее профессионально ориентированное значение для педагогической деятельности учителя-билингва и предоставляют возможности для совершенствования уровня его методической и языковой подготовки применительно к конкретному иностранному языку. Данные программы позволяют учитывать специфику языка, своевременно информировать учителя об изменениях, происходящих в методике обучения, предлагать способы совершенствования его профессионально значимых умений, что, несомненно, оказывает положительное воздействие на качество его дополнительной подготовки.

Однако для успешного обучения по программам профессионально ориентированных курсов, реализуемых в рамках повышения квалификации для учителей иностранных языков, недостаточно только наличие тщательно подобранного теоретического материала и выполнения практических заданий. Изучение программ показало, что большая их часть (89%) имеет только познавательную цель и предусматривает получение теоретических сведений по указанным направлениям. В 11% программ включены посещение уроков, просмотр и анализ уроков с применением новых получен-

ных знаний, обмен опытом проведения уроков, основанных на использовании современных методов и средств преподавания иностранного языка.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что дополнительная профессиональная подготовка учителя иностранного языка осуществляется по соответствующим программам повышения квалификации, анализ которых позволил выделить два основных подхода, применяемых при их разработке: общий и специальный. Общие и специальные программы обеспечивают повышение квалификации учителей иностранного языка по пяти направлениям, два из которых представлены в обоих подходах: методика обучения иностранному языку и внедрение новых (активных) методов и средств изучения иностранного языка.

Однако несмотря на то, что содержание специальных программ является более профессионально ориентированным и учитывает некоторые особенности определенного языка, в нем не предусмотрено знакомство с понятием «билингвизм», отсутствует рассмотрение специфики деятельности учителя-билингва, не включены сведения о нормах межкультурного общения, регулирующих его речевое поведение, не уделяется внимание профессионально ориентированным высказываниям, характерным для речи учителя иностранного языка. Для повышения качества его подготовки представляется необходимым включение в программы повышения квалификации сведений об основных характеристиках понятия «учитель-билингв», особенностях профессиональной деятельности, о составляющих речевого поведения учителя в условиях искусственного двуязычия, совершенствование качественных характеристик его речи. Внесение предлагаемых дополнений позволит учителю рационально управлять своим речевым поведением с учетом национально-специфических норм общения, осуществлять результативную профессионально ориентированную коммуникацию на двух языках, повышать качество владения родным и иностранным языками, оказывать эффективное воздействие на обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. ИЯЬ: http://www.apkpro.ru/content/view Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.