Научная статья на тему 'Содержание антикоррупционного воспитания в вузе'

Содержание антикоррупционного воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕТЕРПИМОСТЬ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / INTOLERANCE OF CORRUPTION / STATE ANTI-CORRUPTION STRATEGY / PERSONALIZED UNDERSTANDING OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Михайлович

Статья посвящена антикоррупционному воспитанию в высшем учебном заведении как одному из направлений антикоррупционной стратегии государства. В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANCE OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN UNIVERSITIES

The article is devoted to anti-corruption education at universities as one of the areas of the state anticorruption strategy. As a direction for the anticorruption education implementation the author proposes a systemic integration of knowledge in various subjects, as well as involvement of students into socially important activities as part of the curriculum and extracurricular practices.

Текст научной работы на тему «Содержание антикоррупционного воспитания в вузе»

УДК 371.485 Николаев Сергей Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент, начальник факультета дополнительного профессионального образования Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний dom-hors@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Nikolayev Sergey Mikhaylovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Continuing Professional Education Department, Pskov Law Institute of the Russian Federal Service for Punishment Execution dom-hors@mail.ru

SUBSTANCE OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN UNIVERSITIES

Аннотация:

Статья посвящена антикоррупционному воспитанию в высшем учебном заведении как одному из направлений антикоррупционной стратегии государства. В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

Ключевые слова:

антикоррупционное воспитание, нетерпимость коррупции, антикоррупционная стратегия государства, персонифицированное понимание коррупции.

The summary:

The article is devoted to anti-corruption education at universities as one of the areas of the state anticorruption strategy. As a direction for the anticorruption education implementation the author proposes a systemic integration of knowledge in various subjects, as well as involvement of students into socially important activities as part of the curriculum and extracurricular practices.

Keywords:

anti-corruption education, intolerance of corruption, state anti-corruption strategy, personalized understanding of corruption.

Истинные масштабы коррупции в современном обществе сложно оценить объективно. Поражает тот факт, что более чем у половины россиян, согласно проводимым опросам, имеется личный опыт передачи взятки различным должностным лицам. Таким образом, несмотря на стремление российских граждан жить в правопослушном обществе, Россия остается страной с высоким уровнем латентной преступности. Как показывают исследования, наиболее «проблемными» в этом отношении являются правоохранительная сфера, здравоохранение, образование, муниципальное управление.

Снижение уровня коррупции представляется нелегким и весьма длительным процессом. Изучение проблемы свидетельствует о том, что зачастую неприятие коррупции базируется не на угрозе быть наказанным за совершенное преступление, а на воспитании общечеловеческих ценностей. С моральной точки зрения, правопослушным поведением считается то, что воспринимается как «добро» или «непричинение зла» независимо от мнения отдельного человека. Хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба и не нарушает ли справедливости. «Бог вложил в человека инстинкт самосохранения. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека, и он становится неспособным бороться с искушениями» [1].

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной стратегии нашего государства, учитывающей причины, поддерживающие коррупцию в российском обществе, осуществляется по следующим основным направлениям [2]:

- обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

- расширение системы правового просвещения населения;

- модернизация гражданского законодательства;

- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

- совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней;

- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

- распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности;

- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Обобщая перечисленные выше основные направления реализации антикоррупционной стратегии государства, мы приходим к выводу о необходимости внедрения антикоррупционного воспитания в вузе.

Представляется, что антикоррупционное воспитание в вузе целесообразно реализовывать формальным и неформальным способами. Так, формальное воспитание представляет собой включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом. Что касается неформального воспитания, то оно реализуется в свободное от учебы время и включает в себя патриотические мероприятия, конференции, экскурсии, различные формы внеучебной практики.

Основная цель реализации программ антикоррупционного воспитания: формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

1) познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;

2) поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

3) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

4) внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

- воспитание в себе ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетенции и т. д.);

- реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

Предполагаемый результат - личность, наделенная знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять.

В практике организации учебного процесса вуза можно применять различные формы антикоррупционного воспитания. Так, можно внести дополнения в учебнотематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов. Темы дополнений должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени на занятии, однако без систематизации указанные нововведения будут выглядеть как отдельные, ничем не связанные акции.

Другая форма антикоррупционного воспитания состоит в том, чтобы на основе анализа определить, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в учебно-тематические планы.

Рассматривая положительные аспекты интеграции антикоррупционного воспитания, необходимо отметить, что первая предложенная форма проще организуется и легче контролируется. Второй способ основывается на методах социального воспитания, которое должно продолжаться в течение нескольких лет. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Наиболее эффективной для использования в вузе является интегрированная система антикоррупционного воспитания, предусматривающая межпредметные связи и различные направления рассматриваемой проблемы.

В основе разработанной программы интегрированной системы антикоррупционного воспитания лежит принцип персонификации как осознание и принятие гражданином ответственности, связанной с коррупционными преступлениями.

Способы получения и предоставления информации в процессе антикоррупционного воспитания могут быть весьма разнообразными: лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими, потерпевшими) и др.

Особое мастерство и специальная подготовка требуется от организаторов учебных занятий по проблематике антикоррупционного воспитания. Это обстоятельство вызвано тем, что информирование слушателей о коррупционных проявлениях и отсутствие конкретных антикоррупционных целей учебного занятия может лишь сформировать у них желание ознакомиться с возможностями коррумпированного поведения и соответствующими факторами риска. В связи с этим при построении занятия о коррупции следует сохранять чувство меры, не забывая о том, что основная цель занятия - выработка персонифицированного понимания коррупционного поведения.

Персонифицированное понимание коррупционного поведения предполагает:

1) понимание слушателем предоставляемой информации. В этом случае наиболее уместно использование статистических данных уровня коррупционной преступности, социально-политических аргументов и примеров возможных коррупционных последствий;

2) усвоение и запоминание материала. Процесс антикоррупционного воспитания необходимо строить с использованием активных форм научения. Слушатели должны самостоятельно определять коррупционные преступления и выстраивать возможные последствия их совершения; учиться принимать грамотные правовые решения в повседневной жизни и на работе;

3) принятие информации лично для себя. Установки бывают особенно сильными, если они не навязываются, а формируются в процессе интенсивного обдумывания и всестороннего анализа материала. В качестве наиболее эффективных форм обучения необходимо использовать проектную деятельность слушателей и круглые столы.

Другим действенным методом антикоррупционного воспитания оказывается вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики. Необходимо подчеркнуть, что вовлечение юношества в антикоррупционные проекты в процессе внеучебной практики укрепляет их антикоррупционные установки.

Преподаватели, занимающиеся антикоррупционным воспитанием, зачастую сталкиваются с уже сформировавшимися противоположными установками. Действительно, предварительная установка слушателей блокирует противоречащую ей информацию о негативных последствиях коррупции для каждого члена российского общества. Для того, чтобы избежать такого блокирования, информацию следует подавать неожиданно, необычным способом и аргументированно для каждого отдельного слушателя.

Следующая стратегия изменения установки восприятия коррупции как обыденного явления современного общества основывается на том, что полученные знания хранятся в памяти отдельно друг от друга и нуждаются в определенном времени для своего согласования. В дальнейшем они изменятся сами собой. Этому будет способствовать грамотное, лаконичное построение программы обучения, учитывающей график прохождения дисциплин, в которые планируется интегрировать антикоррупционное воспитание. Таким образом, первая оценка информации антикоррупционной направленности может быть негативной, однако постепенно она изменится на неприятие коррупции.

Антикоррупционное воспитание в общем понимании основывается на воспитании общечеловеческих ценностей. Однако оценивая общее состояние современного российского общества, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Мы спрашиваем: ,,Почему страна задыхается от коррупции? Почему у нас огромное количество людей воруют друг у друга? Почему мы не можем наладить деловые отношения? Почему главной проблемой развития страны является проблема коррупции и криминала?” Конечно, социологи тут же скажут почему, но это будет неправильный ответ. А правильный ответ тот, который мы с вами сейчас пытаемся сформулировать: из сердца человеческого исходят злые помыслы, которые облекаются в плоть и кровь преступных деяний» [3].

С моральной точки зрения, хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба и не нарушает ли справедливости (равенства, беспристрастности). Кроме того, качество поступка может оцениваться и согласно его интенциям: поступок осуждается, если тот, кто его совершил, сознательно стремился причинить зло (даже если в связи с каким-либо обстоятельствами последствия не были отрицательными), и может быть оправдан, если совершивший этот поступок человек стремился к добру, но ему не удалось это сделать.

Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует расценивать как систематизированный процесс, последовательно интегрированный в ежедневную учебную деятельность слушателей. Программа антикоррупционного воспитания предусматривает возможность расширения проектов, связанных с несколькими изучаемыми предметами или дополнительной воспитательной деятельностью. Предпочтение должно отдаваться тем предметам, которые поощряют и развивают взаимопонимание учеников.

Следует отметить, что построение обучения на системе жестких запретов и правил, а также возможной каре за совершение коррупционных преступлений изначально ведет к

отторжению слушателями получаемых знаний. Коррупция, как и преступная деятельность в целом, - это вопрос выбора каждого человека. Задача заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для такого выбора, который соответствовал бы интересам общества. Кроме того, оценивая возможные результаты предлагаемого выбора, надо рассматривать все возможные варианты и последствия, то есть обучаемые должны научиться критически и прагматически воспринимать и оценивать свое поведение.

Таким образом, антикоррупционное воспитание в высшем учебном заведении является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции слушателями вуза. Реализация антикоррупционного воспитания предполагает системное интегрирование знаний в различные изучаемые дисциплины, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практики.

Ссылки:

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru/db/text/996355.html (дата обращения: 25.05.2012).

2. Национальная стратегия противодействия коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.

3. Святейший Патриарх Кирилл. «Забота о душе - это главная задача общества» : выступление в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 25 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php (дата обращения: 25.05.2012).

References (transliterated):

1. Vystuplenie Svyateyshego Patriarkha Kirilla na vstreche s kollektivom Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii. [Electronic resource]. URL: www.patriarchia.ru/db/text/996355.html (date of access: 25.05.2012).

2. Natsional'naya strategiya protivodeystviya korruptsii: utv. Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 aprelya 2010 g. № 460.

3. Svyateyshiy Patriarkh Kirill. «Zabota o dushe - eto glavnaya zadacha obshchestva» : vystuplenie v vypuske tele-programmy «Slovo pastyrya» 25 iyunya 2011 g. [Electronic resource]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php (date of access: 25.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.