Научная статья на тему 'Направления антикоррупционного воспитания в вузе'

Направления антикоррупционного воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕТЕРПИМОСТЬ К КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / INTOLERANCE AGAINST CORRUPTION / STATE ANTI-CORRUPTION STRATEGY / PERSONALIZED UNDERSTANDING OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Михайлович

В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено интегрирование знаний изучаемых дисциплин, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of anti-corruption education at higher school

The article is devoted to anti-corruption education at the university as one of the areas of the state anti-corruption strategy. The possible way of realization of the anti-corruption education system is integration of various disciplines knowledge, as well as the involvement of students into socially significant activities within the curriculum and extracurricular practices.

Текст научной работы на тему «Направления антикоррупционного воспитания в вузе»

Социология образования

91

С.М. НИКОЛАЕВ, доцент Направления

Псковский юридический институт антикоррупционного

ФСИН России воспитания в вузе

В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено интегрирование знаний изучаемых дисциплин, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, нетерпимость к коррупции, антикоррупционная стратегия государства, персонифицированное понимание коррупции.

Истинные масштабы коррупции в современном обществе объективно оценить очень сложно. Поражает тот факт, что у более чем половины россиян, согласно проводимым опросам, имеется личный опыт передачи взятки различным должностным лицам. Таким образом, несмотря на стремление российских граждан жить в правовом государстве, Россия остается страной с высоким уровнем латентной преступности. Как показывают исследования, наиболее проблемными в этом отношении являются правоохранительная сфера, здравоохранение, образование, муниципальное управление.

Снижение уровня коррупции представляется нелегким и весьма длительным процессом. Изучение проблемы свидетельствует о том, что неприятие коррупции зиждется не на страхе быть наказанным за совершенное преступление, а на воспитании общечеловеческих ценностей. «Бог вложил в человека инстинкт самосохранения. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека, и он становится неспособным бороться с искушениями» [1].

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной стратегии нашего государства осуществляется по следующим основным направлениям [2]:

- обеспечение участия институтов граж-

данского общества в противодействии коррупции;

- расширение системы правового просвещения населения;

- модернизация гражданского законодательства;

- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

- совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, при-нимаемыхпо ее предупреждению и по борьбе с ней;

- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

- распространение ограничений,запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности;

- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Обобщая перечисленные выше основные направления реализации антикоррупционной стратегии государства, мы прихо-

92

Высшее образование в России • № 1, 2012

дим к выводу о необходимости организации антикоррупционного воспитания в вузе. Представляется, что таковое целесообразно реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом. Что касается неформального воспитания, то оно подразумевает мероприятия по патриотическому воспитанию, конференции, экскурсии, различные формы вне-учебной практики.

Основная цель программ антикоррупционного воспитания - формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания:

1) познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;

2) поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

3) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

4) вносить свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

• проявлять на деле соответствующие ценностные установки (уважение к демократическим ценностям, неравнодушие ко всему происходящему, честность, ответственность за свои действия, совершенствование социальной, познавательной и культурной компетенции и т.д.);

• расширять свои личностные и профессиональные возможности (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность; действовать творчески, инициативно, осмысленно; сотрудничать, конструктивно разрешать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни вуза, местной общественности, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

В практике организации учебного процесса вуза можно применять различные формы антикоррупционного воспитания. Так, можно вводить дополнения в тематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов. Темы должны быть напрямую связаны с коррупцией; это легко организуется, не занимает много времени на занятии. Другая форма антикоррупционного воспитания состоит в том, чтобы на основе анализа определить, с какими базовыми ценностями связано явление коррупции, и вносить соответствующие коррективы в ход учебных занятий.

Необходимо отметить, что первая форма проще организуется и контролируется. Второй способ основывается на методах социального воспитания, требующих применения в течение длительного времени. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Наиболее эффективной для использования в вузе является интегрированная система антикоррупционного воспитания, предусматривающая межпредметные связи и различные аспекты рассматриваемой проблемы. В основе разработанной нами программы интегрированной системы антикоррупционного воспитания лежит принцип персонификации, трактуемый как осознание и принятие гражданином ответственности за коррупционные преступления.

Способы получения и предоставления информации в процессе антикоррупционного воспитания могут быть весьма разнообразными: лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свиде-

Социология образования

93

телями, политиками, государственными служащими, потерпевшими) и др.

От организаторов учебных занятий по проблематике антикоррупционного воспитания требуется особое мастерство и специальная подготовка. Последнее вызвано тем, что информирование слушателей о коррупционных проявлениях при отсутствии конкретных антикоррупционных целей учебного занятия может содержать опасность сформировать у них желание ознакомиться с соблазнами коррумпированного поведения и соответствующими факторами риска. В связи с этим при построении занятия о коррупции следует сохранять чувство меры, не забывая о том, что основная цель занятия - выработка персонифицированного понимания коррупционного поведения. При этом от слушателя требуется:

1) понимание предоставляемой информации (уместно использование статистических данных уровня коррупционной преступности, социально-политических аргументов и примеров возможных коррупционных последствий);

2) усвоение и запоминание материала (учащиеся должны самостоятельно определять коррупционные преступления и выстраивать возможные последствия их совершения, учиться принимать грамотные правовые решения в повседневной жизни и на работе);

3) принятие информации лично для себя (установки бывают особенно сильными, если они не навязываются, а формируются в процессе интенсивного обдумывания и всестороннего анализа материала).

Действенным методом антикоррупционного воспитания оказывается вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики.

Преподаватели, занимающиеся антикоррупционным воспитанием, зачастую сталкиваются с уже сформировавшимися противоположными установками, которые

блокируют информацию о негативных последствиях коррупции. Для того чтобы избежать этого, информацию следует подавать оригинальным, необычным способом и аргументированно для каждого отдельного слушателя.

С моральной точки зрения хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба, не нарушает ли справедливости (равенства, беспристрастности). Кроме того, качество поступка может оцениваться и согласно его интенциям: поступок осуждается, если тот, кто его совершил, сознательно стремился причинить зло (даже если последствия не были отрицательными), и может быть оправдан, если совершивший этот поступок человек стремился к добру.

Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует расценивать как систематический процесс, включенный в ежедневную учебную деятельность слушателей. Программа антикоррупционного воспитания предусматривает возможность расширения проектов, связанных с несколькими изучаемыми дисциплинами или дополнительной воспитательной деятельностью. Предпочтение должно отдаваться тем предметам, которые поощряют и развивают взаимопонимание учеников.

Следует отметить, что построение обучения и воспитания на системе жестких запретов и правил изначально ведет к отторжению получаемых знаний. Коррупция, как и преступная деятельность в целом, - это вопрос выбора каждого человека. Задача заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для выбора, который соответствовал бы интересам общества. Кроме того, оценивая возможные результаты конкретного выбора, надо рассматривать все возможные варианты и последствия, то есть обучаемые должны научиться критически воспринимать и оценивать свое поведение.

94

Высшее образование в России • № 1, 2012

Таким образом, антикоррупционное воспитание в высшем учебном заведении является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании у студентов неприятия коррупционных преступлений персонифицированного понимания ими коррупции как неприемлемого и аморального деяния.

Литература

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирил-

ла на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. URL: http:// www.patriarchia.ru/ db/ text/996355.html

2. Национальная стратегия противодействия

коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от ІЗ апреля 20І0 г. № 460.

NIKOLAEVS. THE CONTENT OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to anti-corruption education at the university as one of the areas of the state anti-corruption strategy. The possible way of realization of the anti-corruption education system is integration of various disciplines knowledge, as well as the involvement of students into socially significant activities within the curriculum and extracurricular practices.

Key words: anti-corruption education, intolerance against corruption, state anticorruption strategy, personalized understanding of corruption.

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (2О ООО знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (ЗО ООО знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

В статье должны быть указаны следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Общие требования к статьям см. на сайте www.vovr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.