Социология образования
91
С.М. НИКОЛАЕВ, доцент Направления
Псковский юридический институт антикоррупционного
ФСИН России воспитания в вузе
В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено интегрирование знаний изучаемых дисциплин, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.
Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, нетерпимость к коррупции, антикоррупционная стратегия государства, персонифицированное понимание коррупции.
Истинные масштабы коррупции в современном обществе объективно оценить очень сложно. Поражает тот факт, что у более чем половины россиян, согласно проводимым опросам, имеется личный опыт передачи взятки различным должностным лицам. Таким образом, несмотря на стремление российских граждан жить в правовом государстве, Россия остается страной с высоким уровнем латентной преступности. Как показывают исследования, наиболее проблемными в этом отношении являются правоохранительная сфера, здравоохранение, образование, муниципальное управление.
Снижение уровня коррупции представляется нелегким и весьма длительным процессом. Изучение проблемы свидетельствует о том, что неприятие коррупции зиждется не на страхе быть наказанным за совершенное преступление, а на воспитании общечеловеческих ценностей. «Бог вложил в человека инстинкт самосохранения. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека, и он становится неспособным бороться с искушениями» [1].
Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной стратегии нашего государства осуществляется по следующим основным направлениям [2]:
- обеспечение участия институтов граж-
данского общества в противодействии коррупции;
- расширение системы правового просвещения населения;
- модернизация гражданского законодательства;
- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
- совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, при-нимаемыхпо ее предупреждению и по борьбе с ней;
- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
- распространение ограничений,запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
Обобщая перечисленные выше основные направления реализации антикоррупционной стратегии государства, мы прихо-
92
Высшее образование в России • № 1, 2012
дим к выводу о необходимости организации антикоррупционного воспитания в вузе. Представляется, что таковое целесообразно реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом. Что касается неформального воспитания, то оно подразумевает мероприятия по патриотическому воспитанию, конференции, экскурсии, различные формы вне-учебной практики.
Основная цель программ антикоррупционного воспитания - формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания:
1) познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;
2) поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;
3) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
4) вносить свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:
• проявлять на деле соответствующие ценностные установки (уважение к демократическим ценностям, неравнодушие ко всему происходящему, честность, ответственность за свои действия, совершенствование социальной, познавательной и культурной компетенции и т.д.);
• расширять свои личностные и профессиональные возможности (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность; действовать творчески, инициативно, осмысленно; сотрудничать, конструктивно разрешать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни вуза, местной общественности, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).
В практике организации учебного процесса вуза можно применять различные формы антикоррупционного воспитания. Так, можно вводить дополнения в тематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов. Темы должны быть напрямую связаны с коррупцией; это легко организуется, не занимает много времени на занятии. Другая форма антикоррупционного воспитания состоит в том, чтобы на основе анализа определить, с какими базовыми ценностями связано явление коррупции, и вносить соответствующие коррективы в ход учебных занятий.
Необходимо отметить, что первая форма проще организуется и контролируется. Второй способ основывается на методах социального воспитания, требующих применения в течение длительного времени. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.
Наиболее эффективной для использования в вузе является интегрированная система антикоррупционного воспитания, предусматривающая межпредметные связи и различные аспекты рассматриваемой проблемы. В основе разработанной нами программы интегрированной системы антикоррупционного воспитания лежит принцип персонификации, трактуемый как осознание и принятие гражданином ответственности за коррупционные преступления.
Способы получения и предоставления информации в процессе антикоррупционного воспитания могут быть весьма разнообразными: лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свиде-
Социология образования
93
телями, политиками, государственными служащими, потерпевшими) и др.
От организаторов учебных занятий по проблематике антикоррупционного воспитания требуется особое мастерство и специальная подготовка. Последнее вызвано тем, что информирование слушателей о коррупционных проявлениях при отсутствии конкретных антикоррупционных целей учебного занятия может содержать опасность сформировать у них желание ознакомиться с соблазнами коррумпированного поведения и соответствующими факторами риска. В связи с этим при построении занятия о коррупции следует сохранять чувство меры, не забывая о том, что основная цель занятия - выработка персонифицированного понимания коррупционного поведения. При этом от слушателя требуется:
1) понимание предоставляемой информации (уместно использование статистических данных уровня коррупционной преступности, социально-политических аргументов и примеров возможных коррупционных последствий);
2) усвоение и запоминание материала (учащиеся должны самостоятельно определять коррупционные преступления и выстраивать возможные последствия их совершения, учиться принимать грамотные правовые решения в повседневной жизни и на работе);
3) принятие информации лично для себя (установки бывают особенно сильными, если они не навязываются, а формируются в процессе интенсивного обдумывания и всестороннего анализа материала).
Действенным методом антикоррупционного воспитания оказывается вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики.
Преподаватели, занимающиеся антикоррупционным воспитанием, зачастую сталкиваются с уже сформировавшимися противоположными установками, которые
блокируют информацию о негативных последствиях коррупции. Для того чтобы избежать этого, информацию следует подавать оригинальным, необычным способом и аргументированно для каждого отдельного слушателя.
С моральной точки зрения хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба, не нарушает ли справедливости (равенства, беспристрастности). Кроме того, качество поступка может оцениваться и согласно его интенциям: поступок осуждается, если тот, кто его совершил, сознательно стремился причинить зло (даже если последствия не были отрицательными), и может быть оправдан, если совершивший этот поступок человек стремился к добру.
Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует расценивать как систематический процесс, включенный в ежедневную учебную деятельность слушателей. Программа антикоррупционного воспитания предусматривает возможность расширения проектов, связанных с несколькими изучаемыми дисциплинами или дополнительной воспитательной деятельностью. Предпочтение должно отдаваться тем предметам, которые поощряют и развивают взаимопонимание учеников.
Следует отметить, что построение обучения и воспитания на системе жестких запретов и правил изначально ведет к отторжению получаемых знаний. Коррупция, как и преступная деятельность в целом, - это вопрос выбора каждого человека. Задача заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для выбора, который соответствовал бы интересам общества. Кроме того, оценивая возможные результаты конкретного выбора, надо рассматривать все возможные варианты и последствия, то есть обучаемые должны научиться критически воспринимать и оценивать свое поведение.
94
Высшее образование в России • № 1, 2012
Таким образом, антикоррупционное воспитание в высшем учебном заведении является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании у студентов неприятия коррупционных преступлений персонифицированного понимания ими коррупции как неприемлемого и аморального деяния.
Литература
1. Выступление Святейшего Патриарха Кирил-
ла на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. URL: http:// www.patriarchia.ru/ db/ text/996355.html
2. Национальная стратегия противодействия
коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от ІЗ апреля 20І0 г. № 460.
NIKOLAEVS. THE CONTENT OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AT HIGHER SCHOOL
The article is devoted to anti-corruption education at the university as one of the areas of the state anti-corruption strategy. The possible way of realization of the anti-corruption education system is integration of various disciplines knowledge, as well as the involvement of students into socially significant activities within the curriculum and extracurricular practices.
Key words: anti-corruption education, intolerance against corruption, state anticorruption strategy, personalized understanding of corruption.
Информация для авторов
К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (2О ООО знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (ЗО ООО знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).
В статье должны быть указаны следующие данные.
Сведения об авторах:
• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);
• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).
• ученая степень, звание, должность;
• адрес электронной почты;
• контактный телефон.
Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.
Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).
Общие требования к статьям см. на сайте www.vovr.ru