Научная статья на тему 'Social-pedagogic premises of incentive of students to problematic-exploratory studying activity'

Social-pedagogic premises of incentive of students to problematic-exploratory studying activity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PREMISES / ACTIVITY / PROBLEMATIC-EXPLORATORY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Sayfetdinov R. S.

The analysis of opportunities of sources of didactic socialization of students in incentive of them to problematic-exploratory activity is presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Sayfetdinov R. S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Social-pedagogic premises of incentive of students to problematic-exploratory studying activity»

УДК 370(082)

Сайфетдинов Рафаэль Саитович

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

prof_sochranov@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОБУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен анализ возможностей источников дидактической социализации студентов в побуждении их к проблемно-поисковой деятельности.

Ключевые слова: предпосылки, деятельность, проблемно-поисковая деятельность.

Поиск современной системой образования обновленного облика своей деятельности проявляет совокупность условий, факторов и предпосылок, тем или иным образом влияющих на становление новой позиции участников целостного и системного педагогического процесса. Ее инновационность заключается в организационно-содержательной вариативности деятельности современного специалиста. Вариативность, как ключевое понятие проведенного исследования, позволяет раскрыть две основных грани исследуемого процесса: личностную и социальную.

В качестве социальных предпосылок необходимости перевода образования с вербально образного, алгоритмизированного характера проявления на творческое саморазвитие могут выступать следующие предпосылки:

- усиление значимости образованности отдельного человека в общем процессе становления экономической модели развития государства и общества;

- кардинальное изменение содержания нормативных основ и базовых моральных критериев деятельности человека в различных сферах его проявления;

- введение в структуру и содержание жизнедеятельности человека нетрадиционных для отечественной ментальности основ личностной и профессиональной самореализации;

- изменение статуса системы образования в системе общественных социальных институтов;

- введение экономических показателей в систему базисных критериальных ценностей, определяющих эффективность образования на индивидуальном, групповом, коллективном и массовом уровнях жизнедеятельности человека;

- переход общества на новый уровень организации профессиональной, социально-бытовой и личностной деятельности человека;

- вариативность организации и реализации межличностных и предметно-деятельностных отношений в личностном и профессиональном аспектах;

- изменение характера и направленности соотнесения, воспитания, обучения и социализации личности с процессом ее развития;

- появление новой роли социальных факторов при определении уровневых и содержательных характеристик обучения, воспитания и социализации учащейся молодежи;

- вариативность и индивидуализация развития личности во всех уровнях его проявления (постановка цели, определение структуры и содержания, осуществление оценочно-корректирую-щих действий, прогностика соотнесения возможного и реально получаемого результата).

Названные социальные предпосылки влияют на процесс социализации отдельной личности через ее деятельность, отношения, в которые она вступает, и общение, позволяющее ей соотнести субъективное ощущение самодостаточности с объективным уровнем признания полезности тех или иных усилий человека в личностном и профессиональном самовыражении.

Деятельность, отношения и общение являются интегративными характеристиками и для педагогического процесса. Они раскрывают его структуру, содержание и регулятивные основы, определяющие деятельность современной шюлы. Можно отметить, что современные трактовки сущности основных характеристик педагогического процесса (системность, целостность, личностная ориентированность и технологичность) раскрывают педагогические предпосылки формирования у учащихся готовности к творческой дидактической самореализации. К ним можно отнести:

- социализацию современной школы;

- динамичность и нестабильность изменений стандартов, определяющих эффективность деятельности образовательного комплекса России;

278

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Сайфетдинов Р.С., 2010

- введение новых критериев оценивания деятельности учителей и воспитателей современной школы;

- изменение функций и роли педагогической деятельности в обучении, воспитании и социализации учащихся;

- введение новой совокупности интегративных характеристик действий ученика и учителя, подтверждающих продуктивность их дидактических усилий;

- изменение облика учителя и ученика не только по содержанию их дидактического проявления, но и по характеру складывающихся отношений;

- введение экономических параметров в оценку эффективности деятельности и проявления участников целостного педагогического процесса.

Совокупность перечисленных социальных и педагогических предпосылок необходимости формирования у студентов готовности к творческой дидактической самореализации проявляется в педагогическом процессе на основе взаимосвязи, взаимной детерминации и с различной направленностью. Можно лишь с уверенностью обозначить социальное как внешнее, а педагогическое как внутреннее состояние вуза, педагогический коллектив которого стремится к обновлению по сути, что проявляется, прежде всего, в становлении самодеятельностных основ его работы.

С точки зрения индивидуального проявления рассматриваемой готовности и социальные, и педагогические предпосылки являются внешними параметрами, влияющими на развитие личности. Внутренним основанием для возможности (невозможности) креативного дидактического самовыражения являются природная сущность человека, его мотивация и направленность деятельности. Те характеристики его проявления, которые наследуются им и формируются в процессе социализации, это, прежде всего, темперамент, особенности рефлексирования, соматика личности, характер, способности, система ценностей.

Поэтому в ходе исследования взаимосвязь социальных и педагогических предпосылок возможного креативного действия участников педагогического процесса соотносилась с природной готовностью студентов к творческому самопроявлению.

Одной из существенных предпосылок творческого проявления человека является значимость этого процесса в структуре нормативноморальных положений, определяющих направленность и содержание деятельности личности.

Форма отражения себя в современном динамичном мире все более проявляет стремление социума к формированию у человека целесообразных, рациональных, логических и прагматических действий, способствующих оптимальной личностной самореализации. Сенсорность, некомпетентность, недостаточная информационная насыщенность -факторы, которые в значительной степени осложняют процесс адаптации «Я» в системе социально-профессиональных отношений. Тем более становится проблематичным мобильное включение сенсорика и иррационалиста в экономически обусловленный процесс жизнедеятельности.

Ловкость (Н. Бернштейн), расчетливость, постоянное логическое обоснование своих действий реализуется человеком на основе его образованности, которая в ходе исследования принималась за завершенную характеристику, проявляющую наличие определенной личностной позиции совокупности убеждений человека. В целом, образованность - определенная уровневая характеристика развития, свидетельствующая о завершенности самостроительства и возможности соотнесения его с множеством других позиций, не всегда совпадающих (со-направленных) с индивидуальной трактовкой смысла и содержания тех процессов, которые тем или иным образом определяют развитие человека.

Значимость указанного соотнесения обостряется в последние годы появлением альтернативной традиционному менталитету россиян системы правил, положений и стандартов, оценивающих направленность, структуру и мотивы формирования личностной самодостаточности. Резкое смещение морали от духовности к экономической целесообразности привело к изменению позиции практически каждого человека. Один получил подтверждение скрываемых ранее взглядов. Другой ощутил бесперспективность прежней модели жизни. Третий, имея необходимый пси-хо-физиологический резерв жизнедеятельности, адаптировался в новой системе отношений и проявил социально-личностную креативность.

В обществе и системе педагогического развития личности на этапе коренных преобразований нормативных основ его деятельности происходит смещение и переоценка ценностей, формируются «новая» моральная обозначенность того или иного действия человека. Это приводит к необходимости каждое привычное (стереотипизирован-ное) действие соотносить с новой системой па-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

279

раметров, определяющих продуктивность и мобильность личности. Так, например, в России исполнительность, преданность и единообразие мышления сменились на самостоятельность, самодостаточность и плюрализм мнений. Это естественно привело каждого человека к осознанному (подсознательному) самоанализу эффективности привычного способа действия, мысли и чувствования. Тем самым кардинальное изменение содержания нормативных основ и базовых моральных критериев деятельности человека в различных сферах его проявления способствует формированию вариативной основы самореализации человека в личностном и профессиональном аспектах.

Отметим, что в ходе исследования термины «вариативность» и «творчество» рассматривались не как рядоположенные понятия, а как взаимосвязанные категории, тем или иным образом влияющие на процесс развития личности. Реализация вариативности невозможна без элементов творчества. С другой стороны, творческое действие (мысль, чувство) фактически всегда вариативно (нестандартно). Но это не означает, что вариативный и творческий являются синонимами. В проведенном исследовании они выступали как гиперболизированные характеристики нестандартного проявления человека.

Актуальность обозначенной взаимосвязи обоснована введением в структуру и содержание

жизнедеятельности человека нетрадиционных для отечественной ментальности основ личностной и профессиональной самореализации. Традиционно вариативность трактовалась как ситуативно нетрадиционный подход к осуществлению какого-либо процесса (действия). Вариативность соотносилась с возможностью выбора способов, путей, форм и методов достижения конкретной цели. Творческий характер действия имел, как правило, содержательную характеристику. Он заключался не в выборе пути достижения цели, а в наиболее продуктивном прохождении человеком признанного референтной социальной группой пути достижения цели.

Смена нормативно-моральных ценностей привела к смещению обозначенных позиций. Сейчас не существует четкого разграничения вариативных и творческих начал в том или ином оценочном суждении о направленности и содержании проявления отдельной личности. Это имеет как положительное, так и негативное значение.

Библиографический список

1. Румянцев С.А., Сохранов В.В. Самоконтроль как условие профессионального саморазвития студентов в процессе профессиональной подготовки // Известия ТулГУ. Серия «Педагогика». - Вып. 4. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. -286 с. - С. 89-92.

УДК 37

Смирнова Юлия Владимировна

Вологодский института права и экономики ФСИН России

julianna 1805@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК СУБЪЕКТА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА

В статье раскрываются структурные компоненты содержания воспитания старшеклассника как субъекта многонационального социума. На основе компонентов определены критерии воспитанности и представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: компоненты содержания воспитания, субъект многонационального социума, целостный педагогический процесс, социально значимые ценности.

Одной из закономерностей воспитательного процесса является единство обучения и воспитания. Вслед за отечественными исследователями, занимающимися разработкой содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), которые, наряду со знаниями, умениями и навыками, неотъемлемым компонентом считают опыт творческой деятельности

и эмоционально-ценностного отношения к миру, мы рассматриваем целостный педагогический процесс, где воедино слиты обучение и воспитание. Любая деятельность, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационноценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса [8, с. 169].

280

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Смирнова Ю.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.