Научная статья на тему 'СОЧИНСКАЯ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ТЕЗАУРУСНАЯ МАТРИЦА ЭКСКУРСИОННОГО ДИСКУРСА'

СОЧИНСКАЯ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ТЕЗАУРУСНАЯ МАТРИЦА ЭКСКУРСИОННОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ (ЛР) ПАРАДИГМА / ЭКСКУРСИОННЫЙ ДИСКУРС (ЭД) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ (ЯЛ) ЭКСКУРСОВОДА / ТЕЗАУРУС ЯЛ / МАКРОКОНЦЕПТ "ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ" / МАКРОКОНЦЕПТ "СОЧИ ОЛИМПИЙСКИЙ" / LINGUAL RHETORIC (LR) PARADIGM / EXCURSION DISCOURSE (ED) / GUIDE'S PROFESSIONAL LANGUAGE PERSONALITY (LP) / LP THESAURUS / MACROCONCEPT "SIGHT" / MACROCONCEPT "SOCHI OLYMPIC"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малютина Светлана Александровна

На примере макроконцепта « Сочи Олимпийский» представлены результаты создания модели тезауруса экскурсионного дискурса (ЭД), выступающего подтипом дискурса туристического как одного из институциональных видов дискурса. Материал исследования - методические разработки и индивидуальные тексты сочинских экскурсоводов, послужившие основой для их устной публичной речи (27 текстов, более 800 стр.). Экскурсионный дискурс и профессиональная языковая личность (ЯЛ) экскурсовода рассматриваются с концептуальных позиций лингвориторической (ЛР) парадигмы Сочинской школы. Это позволило представить экскурсионный дискурс как процесс и продукт речемыслительной деятельности экскурсовода - профессиональной ЯЛ особого типа, активного субъекта актуальных дискурсивных процессов российского полиэтносоциокультурно-образовательного пространства, носителя, пропагандиста и популяризатора русского языка, русской истории и культуры. В рамках ЛР подхода к изучению экскурсионного дискурса макроконцепт « Сочи Олимпийский» исследован как первый уровень конкретизации макроконцепта-абстракции «Достопримечательность». На втором уровне рассматриваются 12 мезоконцептов в рамках которых выделены 38 катаконцептов. Изучение процесса и продукта речемыслительной деятельности экскурсовода в системе универсальных ЛР параметров и механизмов реализации ЛР компетенции профессиональной ЯЛ позволяет сформулировать концептуально значимые положения и выводы, актуальные, в том числе для повышения уровня практических рекомендаций в области профессиональной подготовки экскурсоводов, совершенствования их речемыслительной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Малютина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCHI SCHOOL OF LINGUISTIC RHETORIC: THESAURUS MATRIX OF EXCURSION DISCOURSE

Using an example of the “Sochi Olympic” macroconcept, the article provides the results of creation of the thesaurus model of the excursion discourse (ED), a subtype of a tourism discourse, which, in turn, is a type of institutional discourse. The study material includes methodological developments and individual texts of Sochi tour guides, which serve as the basis for their oral public speaking (27 texts, a total volume of more than 800 pages). The study considers excursion discourse and professional language personality (LP) of a tour guide with regard to the concept of lingual rhetoric (LR) paradigm of Sochi School. This provided the idea of an excursion discourse as the process and the product of a guide’s speech and thought activity, a special type of professional LP, an active subject of relevant discourse processes in Russian multiethnic and cultural educational space, a Russian native speaker, advocate and promoter of the Russian language, Russian history and culture. Under the LR approach to the study of the excursion discourse, a macroconcept “Sochi Olympic” was analyzed as the first concretization level of an abstract macroconcept “Sight”. The second level includes 12 mesoconcepts: “Climate”, “Nature”, “History”, “Myths / Legends”, “Ethnography”, “Architecture”, “Culture”, “Politics”, “Sport”, “Economy”, “Cuisines of the Caucasus”, within which 38 cataconcepts are singled out. The study of the process and the product of a guide’s speech and thought activity within a system of the universal LR parameters and mechanisms of LR competence fulfilment in a professional LP formulates conceptually significant provisions and conclusions that are relevant, including for improving the level of practical recommendations in the field of guides professional training and improving their speech and thought culture.

Текст научной работы на тему «СОЧИНСКАЯ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ТЕЗАУРУСНАЯ МАТРИЦА ЭКСКУРСИОННОГО ДИСКУРСА»

УДК 81'374'42: 379.822 ББК 81.054 М 21

Малютина С.А.

Аспирант кафедры романо-германской и русской филологии Сочинского государственного университета, e-mail: svetlana_malyutina@bk.ru

Сочинская лингвориторическая школа: тезаурусная матрица экскурсионного дискурса

(Рецензирована)

Аннотация:

На примере макроконцепта «Сочи Олимпийский» представлены результаты создания модели тезауруса экскурсионного дискурса (ЭД), выступающего подтипом дискурса туристического как одного из институциональных видов дискурса. Материал исследования - методические разработки и индивидуальные тексты сочинских экскурсоводов, послужившие основой для их устной публичной речи (27 текстов, более 800 стр.). Экскурсионный дискурс и профессиональная языковая личность (ЯЛ) экскурсовода рассматриваются с концептуальных позиций линг-вориторической (ЛР) парадигмы Сочинской школы. Это позволило представить экскурсионный дискурс как процесс и продукт речемыслительной деятельности экскурсовода - профессиональной ЯЛ особого типа, активного субъекта актуальных дискурсивных процессов российского полиэтносоциокультурно-образо-вательного пространства, носителя, пропагандиста и популяризатора русского языка, русской истории и культуры. В рамках ЛР подхода к изучению экскурсионного дискурса макроконцепт «Сочи Олимпийский» исследован как первый уровень конкретизации макроконцепта-абстракции «Достопримечательность». На втором уровне рассматриваются 12 мезоконцептов в рамках которых выделены 38 катаконцептов. Изучение процесса и продукта речемыслительной деятельности экскурсовода в системе универсальных ЛР параметров и механизмов реализации ЛР компетенции профессиональной ЯЛ позволяет сформулировать концептуально значимые положения и выводы, актуальные, в том числе для повышения уровня практических рекомендаций в области профессиональной подготовки экскурсоводов, совершенствования их речемыслительной культуры. Ключевые слова:

Лингвориторическая (ЛР) парадигма, экскурсионный дискурс (ЭД), профессиональная языковая личность (ЯЛ) экскурсовода, тезаурус ЯЛ, макроконцепт «Достопримечательность», макроконцепт «Сочи Олимпийский».

Malyutina S.A.

PhD student, Department of Romance-Germanic and Russian Philology, Sochi State University, e-mail: svetlana_malyutina@bk.ru

Sochi School of Linguistic Rhetoric: thesaurus matrix of excursion discourse

Abstract:

Using an example of the "Sochi Olympic" macroconcept, the article provides the results of creation of the thesaurus model of the excursion discourse (ED), a

subtype of a tourism discourse, which, in turn, is a type of institutional discourse. The study material includes methodological developments and individual texts of Sochi tour guides, which serve as the basis for their oral public speaking (27 texts, a total volume of more than 800 pages). The study considers excursion discourse and professional language personality (LP) of a tour guide with regard to the concept of lingual rhetoric (LR) paradigm of Sochi School. This provided the idea of an excursion discourse as the process and the product of a guide's speech and thought activity, a special type of professional LP, an active subject of relevant discourse processes in Russian multiethnic and cultural educational space, a Russian native speaker, advocate and promoter of the Russian language, Russian history and culture. Under the LR approach to the study of the excursion discourse, a macroconcept "Sochi Olympic" was analyzed as the first concretization level of an abstract macroconcept "Sight". The second level includes 12 mesoconcepts: "Climate", "Nature", "History", "Myths / Legends", "Ethnography", "Architecture", "Culture", "Politics", "Sport", "Economy", "Cuisines of the Caucasus", within which 38 cataconcepts are singled out. The study of the process and the product of a guide's speech and thought activity within a system of the universal LR parameters and mechanisms of LR competence fulfilment in a professional LP formulates conceptually significant provisions and conclusions that are relevant, including for improving the level of practical recommendations in the field of guides professional training and improving their speech and thought culture.

Keywords:

Lingual rhetoric (LR) paradigm, excursion discourse (ED), guide's professional language personality (LP), LP thesaurus, macroconcept "Sight", macroconcept "Sochi Olympic".

Зимние Олимпийские игры 2014 г. явились грандиозным событием для нашей страны, став объектом исследований ученых самых разных научных направлений. Так, в данном журнале опубликован целый ряд работ, так или иначе затрагивающих олимпийскую тематику сквозь призму региональной экономики: «Олимпийское наследие как составной элемент регионального туристского продукта» [1], «Региональный туристский продукт и его трансформация в результате влияния Олимпийских игр» [2]; cоциологии: «Тенденции развития досуговой сферы людей с ограниченными возможностями здоровья в постолимпийский период (на примере Сочи 2014)» [3]; образовательного пространства физической культуры и спорта: «Технологическая схема управления процессом профессионально-ориентированной волонтерской подготовки в области физической культуры студентов в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта

и туризма» [4] и др. Языковеды и, в частности, представители Сочинской лингвориторической (ЛР) школы не стали исключением: см., например, монографию «Формирование концепта «Олимпиада "Сочи-2014"» в региональном дискурсивном пространстве: лингвориторический подход» [5].

Предпринятое нами исследование опирается на труды, раскрывающие с позиций ЛР парадигмы [6; 7; 8] методологию изучения регионального дискурсивного пространства на примере Большого Сочи [9], категорию «региональная языковая личность (ЯЛ)» и лингвореги-онологию как область ее изучения [10]. Мы учитываем специфику отражения концепта «курорт Сочи» в ментальных представлениях совокупной региональной ЯЛ местных жителей и отдыхающих [11] и особенности внедрения инновационного медиаконцепта «Олимпиада "Сочи-2014"» в общественное языковое сознание сквозь призму системы универсальных ЛР параметров [12].

В продолжение этих идей в наших работах, в частности, в качестве объекта ЛР исследования охарактеризован современный экскурсионный дискурс [13]; в функциональной роли доминанты регионального экскурсионного дискурса постулирован концепт «Сочи Олимпийский» [14]; с позиций комплексного ЛР подхода детально проанализирована вер-бально-семантическая инструментовка экскурсионного дискурса на лексическом уровне) [15] и т.д.

В рамках интегративной ЛР парадигмы Сочинской школы исследованы различные виды дискурсивных процессов полиэтно-социокультно-образовательного пространства, в том числе в аспекте функционирования тезауруса ЯЛ и его репрезентации в дискурсивно-текстовом континууме (см., напр.: [16-22] и др.). С точки зрения синер-гетического взаимодействия универсальных ЛР параметров, линг-вокогнитивный уровень языковой личности (ЯЛ), или тезаурус, является объединяющим началом, центрирующим не только другие уровни ЯЛ (вербально-семантический, мотивационный, синтез-уровень), но и идеологические аспекты речемыс-лительной деятельности и дискур-сивно-текстообразующего процесса (Этос, Логос, Пафос, София), базовые механизмы реализации интегральной ЛР компетенции (инвентивный, диспозитивный, элокутивный, ак-циональный) и обеспечивающие механизмы (ориентировочный, ре-дакционно-рефлексивный, мнемонический, психориторический [23; 24 и др.].

В результате исследования на первом уровне абстракции в качестве доминанты любого экскурсионного дискурса (ЭД) нами был выделен макроконцепт «Достопримечательность». Его конкретизацией на региональном материале выступает макроконцепт «Сочи Олимпийский», номинирующий территорию с совокупностью всех объектов показа и рассказа. Употребление терминов

макро-, мезо- и катаконцепты см., в частности: [25; 26]. В работе в качестве наиболее крупного ментального образования в классификации концептов анализируется макроконцепт, обобщающий значение всех слов определенного смыслового спектра в качестве семантической категории наиболее высокой степени абстракции (ср. активно функционирующие термины «суперконцепт», «мегаконцепт»). В ходе концептуализации и категоризации мира происходит членение макроконцепта на более конкретные и/ или частные значения, уточняющие общее глобальное понятие; затем возможно дальнейшее членение.

Зимняя 0лимпиада-2014 стала мощным импульсом для активизации региональной корпоративной ЯЛ экскурсовода как профессионального выразителя доминант общественного языкового сознания, а в особой социокультурно-политической ситуации внедрения инновационного проекта - его пропагандиста. Появилось множество экскурсий, в названии и тематике которых макроконцепт «Сочи Олимпийский» репрезентирован в ореоле положительных коннотаций эмотивной лексики: «Олимпийское наследие Сочи», «Олимпиада в Сочи: по следам великих побед», «Олимпийский Сочи», «Олимпиада в Сочи - гордость страны» и др.

Пример из экскурсии «XXII Олимпийские и XI Паралимпий-ские игры - гордость города Сочи и всей России»: Россия провела первые в своей истории зимние Олимпийские игры, которые стали важнейшим событием в жизни нашей страны. Игры способствовали экономическому росту региона, превращению Сочи в курорт мирового уровня и центр деловой активности. В живой речи экскурсоводов частотны такие словосочетания: Олимпиада - эпохальное событие для страны; XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры - гордость города Сочи и всей России; Зимняя

Олимпиада 2014 уже явилась мощнейшим стимулом для обновления и дальнейшего развития курорта Сочи; «Олимпиада - это международный престиж» и т.п.

На втором уровне в качестве ме-зоконцептов нами рассматриваются 12 номинаций, которые, в свою очередь, дифференцируются на 38 катаконцептов. Мезоконцепт «Климат» представлен 2 катаконцепта-ми: «погода» (солнечно, тепло, жара, влажность, субтропики, приморский, морской бриз, теплый ветер, морской воздух, осадки, дождливая зима, температура воды и др.), «сезон» (бархатный, высокий, мертвый, летний, пик сезона).

Мезоконцепт «Природа» представлен 4 катаконцептами: «живая природа» (лес, пальмы, магнолии, платан, эвкалипт, чайки и др.), «неживая природа» (море, горы, реки, озера, водопады, солнце, минеральные воды и грязи, Мацеста и др.), «экология» (заповедник, зеленые стандарты, самшитовая огневка и др.), «курорт» (бальнеологический, грязевой, климатический; оздоровление).

Мезоконцепт «История» представлен 2 катаконцептами: «исторические личности» (ученые, врачи, коммерсанты, меценаты, зодчие и др.) «памятники» (истории, архитектуры, археологии, монументального искусства, памятники письменности или документальные памятники).

Мезоконцепт «Мифы / Легенды» представлен 3 катаконцептами: «герои» (девушка Мацеста, Прометей, аргонавты, старец Мамед, убых Маго и др.), «божества» (Ахун, Быт-ха и др.), «иные мифические персонажи» (Агура, Медея, духи гор и рек, духи лесов и др.).

Мезоконцепт «Этнография» представлен 2 катаконцептами: «народ» (армяне, кавказцы, многонациональный город, убыхи, шапсуги и др.), «традиции и ритуалы» (семейные и свадебные; гостеприимство и кавказское застолье; молебны у

священных деревьев, например, Тюльпанового, и др.).

Мезоконцепт «Архитектура» представлен 2 катаконцептами: «архитектура объемных сооружений» (дороги, электростанции и подстанции, санатории, гостиницы, театры, стадионы, больницы, школы, жилые дома, магазины и др.), «ланд-шафтно-парковая архитектура» (парки, бульвары, скверы, беседки, мостики, фонтаны, лестницы и др.)

Мезоконцепт «Культура» представлен 4 катаконцептами: «отдых» (пляж, прогулки, набережная, купание в море, рестораны, кафе, бары, клубы и др.), «развлечения» (театр, концерты, шоу, аттракционы, казино и др.), «экскурсии» (достопримечательности, музеи, выставки, галереи и др.), «массовые культурные мероприятия» (Всемирные хоровые игры, Международный фестиваль молодежи и студентов, Кинотавр, КВН и др.). Дифференцировать ме-зоконцепт «Культура» достаточно сложно, потому что области, входящие в него, пересекаются и взаимопроникают друг в друга.

Мезоконцепт «Политика» представлен 2 катаконцептами: «политические деятели», «политические события» (саммиты, переговоры, сессии, совещания, встречи, конференции и др.).

Мезоконцепт «Спорт» представлен 3 катаконцептами: «Олимпиада "Сочи-2014"», «герои спорта», «спортивные состязания».

Мезоконцепт «Экономика» представлен 3 катаконцептами: «бизнес» (гостиничный, ресторанный, туристический), «производство» (форелевое хозяйство, пчеловодство, чайные плантации и др.), «форумы» (Международный туристический форум, Всероссийская неделя охраны труда, Международный инвестиционный форум и др.).

Мезоконцепт «Кавказская кухня» (совокупность блюд народов Кавказа, собранная из национальных кухонь: армянской, грузинской, азербайджанской, абхазской,

аварской, лезгинской, кабардинской, осетинской, черкесской, вай-нахской - кухня чеченцев и ингушей) представлен 7 катаконцептами: «закуски» (бастурма, долма, суджук; сыры: осетинский сыр, адыгейский сыр, сулугуни и др.), «супы» (хаш, шурпа, харчо и др.), «основные блюда» (шашлык, хинкали, чахохбили, чанахи и др.), «соусы» (ткемали, аджика, лобио, сациви, наршараб и др.), «мучные изделия» (лаваш, хачапури, хычины, самса, матнакаш, осетинские пироги и др.), «сладости» (чурчхела, пахлава, козинаки, гата), «напитки» (алкогольные: чача, вино, армянский коньяк; безалкогольные: тан, айран, мацони и др.).

Как показали результаты анализа большого массива экскурсионных дискурс-текстов, мезоконцепт «Реклама» представлен 3 катаконцептами: «уникальность» (статус демонстрируемых в ходе экскурсий достопримечательностей и артефактов как специфических, единственных и неповторимых явлений); «ценность» (объективная ценность рассматриваемых объектов, предметов, явлений для северокавказской, российской, мировой культуры); «необходимость». Последний в

аспекте функций профессиональной ЯЛ экскурсовода подразумевает необходимость: обогащения тезауруса, ассоциативно-вербальной сети и прагматикона групповой этносоци-остратной ЯЛ экскурсантов, как гостей олимпийского города-курорта Сочи, так и местных жителей; повышения их культурного уровня; эстетического и духовного развития; морально-нравственного воспитания - в процессе ознакомления с демонстрируемыми в ЭД достопримечательностями и артефактами.

Проведенное исследование процесса и продукта речемыслительной деятельности экскурсовода сквозь призму универсальных ЛР параметров и механизмов реализации ЛР компетенции профессиональной ЯЛ дало возможность сформулировать концептуально значимые выводы, которые можно использовать, в том числе, в ходе профессиональной подготовки экскурсоводов для совершенствования их речемыслительной культуры в качестве лекторов, ораторов, полемистов. Они позволяют поднять на более высокий уровень методические рекомендации в области практической подготовки данного типа специалистов туриндустрии.

Примечания:

1. Ковалева М.К. «Олимпийское наследие» как составной элемент регионального туристского продукта // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. Майкоп, 2016. Вып. 2 (180). С. 78-84.

2. Кулишкин Д.Ю. Региональный туристский продукт и его трансформация в результате влияния Олимпийских игр // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. Майкоп, 2015. Вып. 1 (155). С. 103-108.

3. Маркина Е.В. Тенденции развития досуговой сферы людей с ограниченными возможностями здоровья в постолимпийский период (на примере Сочи 2014) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп, 2016. Вып. 2 (179). С. 88-92.

4. Василиади А.Г. Технологическая схема управления процессом профессионально-ориентированной волонтерской подготовки в области физической культуры студентов в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. Майкоп, 2016. Вып. 2 (178). С. 109-117.

5. Пермякова Н.И., Ворожбитова А.А. Формирование концепта «Олимпиада "Сочи-2014"» в региональном дискурсивном пространстве: лингвориторический подход: монография. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2018. 176 с.

6. Ворожбитова А.А. Алгоритмы и перспективы лингвориторического исследования аксиологической прагматики в динамике дискурсивных процессов социокультурно-образовательного пространства // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-1 (23). С. 177-181.

7. Vorozhbitova A.A., Issina G.I. Systemness of terminological triads "mentality -mindset - mental space", "concept - text concept - discourse concept": linguo-rhetoric aspect // European Researcher. 2013. № 4-3 (47). С. 1014-1018.

8. Vorozhbitova A.A., Potapenko S.I. Linguistic & Rhetorical Paradigm as innovative theoretical methodological platform of studying discursive processes of east slavic and western cultures // European Researcher. 2013. № 10-2 (61). С. 2536-2543.

9. Ворожбитова А.А. Методология лингвориторического исследования регионального дискурсивного пространства (на примере Большого Сочи) // Лингворито-рическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2008а. № 11. С. 20-26.

10. Ворожбитова А.А. Региональная языковая личность и лингворегионоло-гия как область ее изучения // Там же. 2008б. № 11. С. 130-138.

11. Ворожбитова А.А., Зубцов А.С. Специфика отражения концепта «курорт Сочи» в ментальных представлениях совокупной региональной языковой личности (в сопоставлении с отдыхающими) // Там же. 2008. № 12. С. 172-182.

12. Ворожбитова А.А. Пермякова Н.И. Общественное языковое сознание и инновационный медиаконцепт: лингвориторические параметры анализа // Там же. 2010. № 15. С. 32-37.

13. Малютина С.А. Современный экскурсионный дискурс как объект лингвориторического исследования // Там же. 2016. № 21. С. 46-49.

14. Малютина С.А. Концепт «Сочи Олимпийский» в экскурсионном дискурсе: лингвориторический подход (на материале текстов 2014-2017 гг.) // Там же. 2017. № 22-2. С. 64-68.

15. Малютина С.А., Ворожбитова А.А. Вербально-семантическая инструментовка экскурсионного дискурса (лексический уровень) в лингвориторической парадигме // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 34-44.

16. Ворожбитова А.А. «Языковая личность» и «литературная личность» как лингвориторические категории // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 8. С. 24-33.

17. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая модель «Филолог как профессиональная языковая личность» и поликультурный аспект подготовки специалиста в области русской филологии // Там же. 2012а. № 17. С. 205-210.

18. Ворожбитова А.А. Дискурсивные процессы литературно-художественной коммуникации и тип литературной личности «Писатель русского зарубежья»: лингвориторический подход // Там же. 2015. № 20. С. 11-16.

19. Кегеян С.Э., Ворожбитова А.А. Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма): монография. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2011. 156 с.

20. Ворожбитова А.А. Официальный дискурсивный фон исторического этапа Великой Отечественной войны: экспрессия Победы в лингвориторике «Правды» 1941-1945 гг. // Былые годы. Российский исторический журнал. 2012б. № 3 (25). С. 76-81.

21. Vorozhbitova A., Potapenko S., Berezovskaya L. Discourse of Communism and Socialist linguistic personality: Rhetorical perspective. Amazonia Investiga. 2019. № 8 (23). P. 739-748. Retrieved from https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/ amazonia/article/view/929

22. Vorozhbitova A., Karabulatova I., Bzegezheva Z. A glossy magazine discourse of the early twenty-first century as a tool of globalization: Sochi school of linguistics and rhetoric // Amazonia Investiga. 2019. № 8 (24). P. 170-180. Retrieved from https:// www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/969

23. Ворожбитова А.А. Интегральная лингвориторическая компетенция языковой личности и механизмы ее реализации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2003. № 3. С. 134-142.

24. Ворожбитова А.А. Универсальный модуль: «Лингвориторическая парадигма как интегративный подход в филологической науке» (теоретические предпосылки) // Modern engineering and innovative technologies. 2019. Issue № 10, рart 4. P. 6-14.

25. Годес О.В. Образная репрезентация концептосферы ВОЛШЕБСТВО в английском, русском и украинском языках (на материале произведений Дж. К. Роу-линг): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2009. 21 с.

26. Приходько А.Н. Концепты и концептосистемы: монография. Днепропетровск: Белая Е.А., 2013. 307 с.

References:

1. Kovaleva M.K. "Olympic legacy" as a compound element of the regional tourist product // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5: Economics. Maikop, 2016. Iss. 2 (180). P. 78-84.

2. Kulishkin D.Yu. Regional tourist product and its transformation as a result of the Olympic Games impact // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5: Economics. Maikop, 2015. Iss. 1 (155). P. 103-108.

3. Markina E.V. Tendencies in the development of the leisure sphere of physically disabled people during the post-Olympic period (as shown by Sochi 2014) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. Maikop, 2016. Iss. 2 (179). P. 88-92.

4. Vasiliadi A.G. The technological scheme of management of the professionally focused volunteer training of students in the field of physical culture at the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. Maikop, 2016. Iss. 2 (178). P. 109-117.

5. Permyakova N.I., Vorozhbitova A.A. Formation of the concept "Olympic Games Sochi-2014" in the regional discursive space: linguistic and rhetorical approach: a monograph. Sochi: RITs FGBOU VO "SSU", 2018. 176 pp.

6. Vorozhbitova A.A. Algorithms and perspectives of the linguistic and rhetorical research of axiological pragmatics in dynamics of discourse processes of sociocultural and educational space // News of Sochi State University. 2013. No. 1-1 (23). P. 177-181.

7. Vorozhbitova A.A., Issina G.I. Systemness of terminological triads "mentality -mindset - mental space", "concept - text concept - discourse concept": linguo-rhetoric aspect // European Researcher. 2013. No. 4-3 (47). P. 1014-1018.

8. Vorozhbitova A.A., Potapenko S.I. Linguistic & Rhetorical Paradigm as innovative theoretical methodological platform of studying discursive processes of east slavic and western cultures // European Researcher. 2013. No. 10-2 (61). P. 2536-2543.

9. Vorozhbitova A.A. Methodology of linguistic rhetorical research into regional discourse space (a case study of Greater Sochi) // Linguistic & rhetorical paradigm: theoretical and applied aspects. 2008а. No.11. P. 20-26.

10. Vorozhbitova A.A. Regional linguistic personality and linguistic regional studies as research field // Ibidem. 2008b. No. 11. P. 130-138.

11. Vorozhbitova A.A., Zubtsov A.S. Specificity of reflecting "Sochi resort" concept in mental representations of collective regional linguistic personality (in comparison with holidaymakers) // Ibidem. 2008. No. 12. P. 172-182.

12. Vorozhbitova A.A., Permyakova N.I. Public linguistic consciousness and innovative media concept: linguistic rhetorical parameters of the analysis // Ibidem. 2010. No. 15. P. 32-37.

13. Malyutina S.A. Modern excursion discourse as an object of linguistic rhetorical research // Ibidem. 2016. No. 21. P. 46-49.

14. Malyutina S.A. "Olympic Sochi" concept in excursion discourse: linguistic & rhetorical approach (a case of 2014-2017 texts) // Ibidem. 2017. No. 22-2. P. 64-68.

15. Malyutina S.A., Vorozhbitova A.A. Verbal and semantic tools of excursion discourse (lexical level) in linguistic & rhetorical paradigm // Current issues in philology and pedagogical linguistics. 2019. №4. P. 34-44.

16. Vorozhbitova A.A. «Linguistic personality" and "Literary personality" as linguistic rhetorical categories // Linguistic & rhetorical paradigm: theoretical and applied aspects. 2007. No. 8. P. 24-33.

17. Vorozhbitova A.A. Linguistic rhetorical model of "Philologist as professional linguistic personality" and polycultural aspect of training Russian philology specialist // Ibidem. 2012а. No. 17. P. 205-210.

18. Vorozhbitova A.A. Discursive processes in literary belletristic communication and "Russian migr writer" type of literary personality: linguistic & rhetorical approach // Ibidem. 2015. No. 20. P. 11-16.

19. Kegeyan S.E, Vorozhbitova A.A. Linguistic rhetorical parameters of political discourse (based on the texts of ideologists of Bolshevism): a monograph. Sochi: RITs SGUTiKD "SSU", 2011. 156 pp.

20. Vorozhbitova A.A. Official Discourse Background of the Great Patriotic War Historic Period: Victory Expression in "Pravda" Linguo-rhetorics of 1941-1945 // Bylye Gody. Russian Historical Journal. 2012b. No. 3 (25). P. 76-81.

21. Vorozhbitova, A., Potapenko, S., Berezovskaya, L., Lebedeva, E., Kushko, N. Discourse of Communism and Socialist linguistic personality: Rhetorical perspective. Amazonia Investiga. 2019. No. 8 (23). P. 739-748. Retrieved from https://www. amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/929

22. Vorozhbitova, A., Karabulatova, I., Bzegezheva, Z., Druzhinina, V., Pyankova, T. (2019). A glossy magazine discourse of the early twenty-first century as a tool of globalization: Sochi school of linguistics and rhetoric. Amazonia Investiga. 2019. No. 8 (24). P. 170-180. Retrieved from https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/ amazonia/article/view/969

23. Vorozhbitova A.A. Integral linguistic rhetorical competence of language personality and its implementation mechanisms // Linguistic & rhetorical paradigm: theoretical and applied aspects. 2003. No. 3. P. 134-142.

24. Vorozhbitova A.A. Universal module: "Linguistic and rhetorical paradigm as an integrative approach in philological science": (theoretical background) // Modern engineering and innovative technologies. Issue No. 10. Part 4. 2019. P. 6-14.

25. Godes O.V. Figurative representation of conceptual sphere MAGIC in English, Russian and Ukrainian (based on J.K. Rowling's works): Dis. abstract for the Cand. of Philology degree. Belgorod: Belgorod State University. 2009. 21 pp.

26. Prihodko A.N. Concepts and conceptual systems: a monograph. Dnepropetrovsk: Belaya E.A., 2013. 307 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.