13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.036 М.И. АЛДОШИНА
доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет Е-mail: [email protected]
УДК 378.036 M.I. ALDOSHINA
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Orel State
University
Е-mail: [email protected]
СОЧЕТАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ КОНСТАНТ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE COMBINATION OF CULTURAL AND COMPETENCE CONSTANTS IN UNIVERSITY EDUCATION
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования - соотношению понятий культурологического и компетентностного подходов в университете. Размышления о соотнесении значимости культурно-личностных и профессиональных компонентов в рамках содержания профессионального образования в университетском образовательном процессе обуславливаются и социокультурными сдвигами в российском обществе.
Ключевые слова: культура, компетентность, университетское образование, студент.
This article is devoted to an urgent problem of modern professional education - value concepts and cultural competency-based approaches at the University. Reflections on the correlation of the significance of cultural and personal and professional components within the content of professional education in the University educational process are determined by the socio-cultural changes in the Russian society as well.
Keywords: culture, competence, University education, student.
Начало ХХ1 века в российском образовании характеризуется рассогласованием при решении смыслообра-зующего вопроса о цели и ценностных ориентирах, в том числе, и университетского образования. Педагогика профессионального образования решает дилемму о соотношении культурологического и компетентностного подходов при решении поставленной проблемы, о соотнесении их базовых понятий, смысловых констант в терминологическом поле высшего образования.
Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется изменениями в области целей образования, повышением требований к уровню и качеству подготовки будущих педагогов. В условиях перехода высшего образования на ФГОС-3 и ФГОС 3+ наиболее важной является проблема структуры и содержания процесса формирования профессиональных компетенций.
Компетентностный подход (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской и др.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение самостоятельно решать задачи и проблемы, возникающие при освоении новых знаний и технологий, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки. Содержательной и целевой характеристикой современного специалиста выступает культура его профессиональной деятельности как показатель соответствия эталону профессиональной ком-
петентности, представляющая собой сложный синтез когнитивно-личностного и предметно-практического опыта профессиональной деятельности.
Компетентностный подход - это подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций. Обеспечить на государственном уровне его трансляцию в высшее образование призваны Федеральные образовательные стандарты третьего поколения. «Особенность нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее ООП ВПО, ООП ВО) состоит в реализации идей компетент-ностного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»)» [1, с.4]. В ФГОС ВПО и ФГОС ВО определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки, специальностям. По каждому из них дается полная характеристика профессиональной деятельности, включающая область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности, представлены требования к результатам освоения образовательных программ, в соответствии с которыми выпускник должен обладать определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций. «Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании ориентирован на формирование личности специалиста - в единстве
© М.И. Алдошина © M.I. Aldoshina
его теоретических знаний, практической подготовленности, способностей и высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности» [6, с.5].
Широкому распространению компетентностного подхода в образовании способствовали следующие социокультурные векторы. В первые десятилетия ХХ1 века в России социокультурные основы профессионально-педагогической деятельности обусловлены экономической глобализацией, усилением культуроцентричности производства и необходимостью его кардинального преобразования, интеграцией профессионального обучения с организацией производительного труда и современными рыночными институтами, переходом ценностей рыночной экономики из субкультурного состояния в состояние общероссийских аксиологических основ, интенсивной образовательной и профессиональной интеграцией работников в европейские образовательные структуры, потребностями общества в инноваторах, ростом общественного запроса на синтез различных групп компетенций, нацеленностью модернизации образования на воспитание социально-интегрированного молодого специалиста [4, с.58-59]. Введение новых образовательных единиц в стандарты высшего образования обусловлено социально-экономическими потребностями.
1. В условиях неопределенности рыночной экономики, развития социально-профессиональных технологий, усиливающейся конкуренции работников на рынке труда востребованным становится профессионально мобильный, инициативный, ответственный работник, способный планировать, организовывать и контролировать свою работу.
2. Актуальной квалификационной характеристикой специалиста оказывается динамическая профессиональность - интегративное качество, обусловленное совокупностью профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих «универсальность работника».
3. Сопряженность спроса на квалифицированных специалистов, структуры и качества подготовки выпускников приводит к необходимости создания профессионально-образовательных кластеров, включающих базовые предприятия и профессиональные школы всех ступеней образования.
Реализация ФГОС на основе компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей, призванных помочь академическому сообществу в формировании социального заказа на выпускника вуза, прежде всего - состава компетенций, которыми он должен обладать [3, с.39].
Обеспечить реализацию компетентностного подхода в высшем образовании на государственном уровне призваны Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения (приказ МОиН РФ №46 от 17.01.2011). При этом результат подготовки педагогических кадров (по новому закону «Об образовании в РФ», приказ МОиН РФ №273 от 29.12.2012) будет опреде-
ляться соотношением компетенций, знаний, умений, личностных качеств, а также способностью к саморазвитию и саморефлексии.
Традиционным для культурологического подхода является констатация факта реализации функций образования - личностно образующей, культурообразующей и профессиональной - в специфической соцокуль-турной ситуации. К середине 60-х годов ХХ века передовые страны пришли к пониманию того, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния основной массы населения; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания и самого человека как вида; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в бездуховное существо. Это обусловлено глобальными изменениями, произошедшими в жизни и требующими адекватных реакций системы образования на них. В их числе: императив выживания, стимулируемый техногенными и социогенными катастрофами; новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта востребовали человеческие качества как самый важный ресурс развития и умения ими пользоваться; демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования); отсутствие в прежнем виде социального заказа на воспитательный идеал и результаты образования (отсюда определенная реальная свобода, данная образовательным учреждениям); стандарт и вариативность в образовании (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты учебного плана); плюрализм политический, культурологический, религиозный, педагогический; развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического); возвращение религиозности, церковности; расширение круга потребителей педагогического знания, возникновение общественно-педагогического движения, пока слабого, неоформленного; противоречивость образовательного процесса - востребованность научных достижений и эмпиризм большинства учителей, некомпетентность, научный нигилизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, иногда и предметно; кризисное состояние семьи (невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье (педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей); противоречивость воспитательной ситуации: личность живет в мире все больших возможностей (развития физического, психического и социального) и, с другой стороны, нарастание источников ранней деградации (быстро ме-
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
няющиеся факторы рассогласования человека с природой и социумом, алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм СМИ, акультуры, рекламы). Массовая культура несет отпечаток насилия, гедониза-ции, стратификации и «варваризации» (В. Даниленко, А. Панарин). Особенно ярко «варваризация» культуры заявила о себе на рубеже веков: откат в прошлое и упрощение традиций (особенно норм морали); внедрение в культуру иной логики жизни - ее мифологизация; стремление общественной элиты подавить подчинить низшие слои общества; откровенная пропаганда насилия, жестокости, культа физической силы [1]. Подобные социальные и социально-педагогические проблемы не способствуют качественному решению задач профессиональной подготовки педагогов к качественному выполнению ими профессиональных функций.
Данные характеристики современной социокультурной среды оказывают различное (отрицательное и положительное) воздействие на развитие университетского образования, закладывая проблемы и противоречия или намечая вектор их разрешения. В России с 2007 г. вступил в силу закон о двухуровневой системе высшего образования: степень бакалавра соответствует первому уровню образования, магистра - второму. В условиях Болонского соглашении, которые выполняет Россия, заложены англо-саксонские традиции, есть и достоинства, и весьма существенные для нашей страны недостатки, важно не обсуждать их, а использовать первые и избегать вторых.
Образование как институт существует в конкретной социокультурной среде. Данная среда детерминирует те классы задач, которые могут быть решены, а также характер и формы педагогической деятельности. Утопичны представления, что через образование можно проектировать будущее. Но можно попытаться определить состояние образования в зависимости от состояния общества, «вывести» одно из другого, обозначить пути развития. Определить судьбу образования можно, приведя в соответствие, согласовав степень социокультурного развития общества (с учетом этнических, географических, климатических и т.п. особенностей, меры социальности) и уровень развития образовательной практики.
Понятие образования имеет в современной науке различные оттенки трактовки (Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, О.В. Долженко, Г.Б. Корнетов, Н.А. Лурья, С.А.Смирнов, Л.А. Степашко и др.). Образование - это процесс приобщения к культурно-детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека, через которые он вынужден пройти. Всеобщность таких задач выступает условием существования образования как особого вида социальной практики, частично воплощенной в жизни института образования. С другой стороны, образование включено в широкий контекст жизни общества. Перемены, происходящие в его жизни, влияют на систему реально признанных ценностей, целевых уста-
новок, путей их достижения. Эти перемены означают перемены в образе мира, месте человека в нем. В результате меняются требования, предъявляемые к системе образования.
Фундаментальным антропологическим основанием образования является принципиальная незавершенность каждого появляющегося на свет человека, который от рождения принадлежит к биологическому виду. Лишь включившись в живую ткань человеческих отношений, межличностного общения и взаимодействия, действуя в мире культуры, учась пользоваться ее достижениями, воспроизводя и развивая ее, человек обретает свой человеческий образ, т.е. образовывается.
Накопление и трансляция общественно-исторического опыта вне естественно-генетических структур оказываются возможными исключительно благодаря возникновению такого феномена, как культура (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, П.С. Гуревич, Л.А. Закс, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили) Именно в культуре, как результате духовной и практической деятельности людей, этот опыт опредмечивается теми, кто ее создает, и распредмечивается теми, кто ее осваивает. Человек образовывается, распредмечивая воплощенные в культуре сущностные человеческие силы и одновременно опредмечивая себя в новых культурных объектах.
Реальным культурным содержанием образование человека наполняется только в условиях внебиологи-ческого способа связи людей в их совместной деятельности, т.е. обществе как социально организованном пространстве их жизни. Образование отдельного человека призвано придать ему образ, который содержит в органическом единстве общие, особенные и единичные характеристики. На уровне общих характеристик человек в образовании обретает свои родовые черты, некие универсальные свойства, делающие его человеком как таковым независимо от их конкретного социокультурного наполнения. На уровне особенных характеристик образование приводит к наполнению всех указанных свойств человека конкретным социокультурным содержанием, в зависимости от места, времени, условий его жизни, принадлежности к половозрастным, этническим, социально-классовым, религиозно-конфессиональным, профессиональным и другим общественным группам. На уровне единичного образование оказывается неразрывно связанным с реализацией уникально неповторимых свойств каждого отдельного человека, с его самоидентификацией, самоопределением, самореализацией.
Профессиональная культура педагога выступает частью общей культуры личности, характеризующей, в самом общем виде, профессиональные ценности и убеждения педагога как основу его профессиональной деятельности. Выпускники университета «должны стать носителями профессионально-культурной компетентности - императива качества личности, влияющего на готовность обучаться всю жизнь; способность к активному применению теоретических знаний
в профессиональной деятельности; нравственную и коммуникативно-творческую направленность; профессиональное самоопределение; соответствие требованиям специальности и стандартам квалификации и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии обучаемых» [5]. Таким образом, проявляется связь категории «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Схематически можно заложить дуальную зависимость «Личность»
- «Профессионал» как смысловую доминанту компетентностно-ориентированного профессионального образования и тройную имплицитность «Личность»
- «Профессионал» - «Ментальный гражданин» как базовую характеристику культуро-ориентированного образования педагогов в университете.
В настоящее время характер преобразований, происходящих в России, таков, что приводит к смене парадигмы социальной жизни, идеологии, культуры, морали. Эти условия определяют соотношение культуры и образования, влияют на сознание личности, ее внутренний мир, создают предпосылки для формирования нового мировосприятия, направленности ценностных ориентаций. Культура и компетенции находятся в сложной иерархической системе соподчинений и зависимостей. Профессиональная культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности, это синтез культуры как исторически сложившегося уровня развития общества, результатов развития творческих сил и способностей
человека и педагогики как науки об образовании человека в соответствии с требованиями общественного развития. В современных условиях совершенствования системы образования формирование компетенций выступает целью профессионального образования и полагается частью профессиональной культуры личности. Мы полагаем, что в рамках имплицитного соединения культурологического и компетентностного подходов происходит формирование эмерджентных единиц профессиональной деятельности и различных групп компетенций будущих педагогов. Мы рассмотрели профессиональную культуру педагогов как интегральное явление и высшую форму проявления их профессиональной компетентности, как исторически выработанную систему специальных знаний, способов и норм, необходимых педагогам для осуществления продуктивной образовательной деятельности и постоянного ее насыщения ценностным и мировоззренческим содержанием.
Следовательно, профессионально-педагогическая культура, приобретает новое качество, так как является обязательным требованием к уровню подготовки современных бакалавров педагогического образования, с ориентацией на ценности профессиональных компетенции, на профессиональные функции будущей деятельности в соответствии с профессиональными стандартами, на базу устойчивых личностных ценностных ориентиров. Однако, реалии социокультурной жизни и образовательного процесса в конкретном университетском образовательном процессе свидетельствуют о неоднозначности «сплетения» этих процессов.
Библиографический список
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: ИЦПКПС, 2010. 52 с.
2. Алдошина МИ. Формирование эшоэстешческэй культуры: методология, модель, методика: Монография. М., Изд-во МГОУ 2008. 263 с.
3. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем. // Высшее образование в России №11, 2007. С. 39.
4. Мищенко А.С., Клюшкин В.И. Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов // Человек и образование. № 3 (36) 2013. С.58-63.
5. Мухаметзянова Г.В. Социально-экономические предпосылки модернизации качества высшего образования // Партнерство через образование. 2008. №4. www.sipkro.ru
6. Сальников Н.Л., Бурухин С.Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. №2. С.5.
References
1. Аsarova R.N., Zolotareva N.M. Development of certificate of competence: guidelines for organizers of design work and teaching staff of universities. M.: ICPPS, 2010. 52 p.
2. AldoshinaM.I. Formation ethno-esthetical culture: methodology, model, technique: Monograph. M, MSRU press, 2008. 263 P.
3. Zeer E.P., Zavodchikov D.P. Identification of graduates' universal competences by employer. // Higher education in Russia № 11,
2007. P. 39
4. Moiseenko A.S., Klyuskin V.I. Building competencies and professional culture of teachers // People and education. № 3 (36) 2013. Pp.58-63.
5. Mukhametzianov G.V. Socio-economic assessment upgrading the quality of higher education // Partnership through education.
2008. № 4. www.sipkro.ru
6. Sal'nikov N.L., Burukhin S.B. Reform of the higher school: the concept of a new educational model // Higher education in Russia. 2008. № 2. P. 5