13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.026.9
UDC 378.026.9
М.И. АЛДОШИНА
доктор педагогических наук, профессор Орловского государственного университета Е-mail: maraldo1@rambler.ru С.В. ВОРОНКОВ
аспирант Орловского государственного университета E-mail: pedagog57@mail.ru
M.I. ALDOSHINA
doctor of Pedagogic, professor of the Orel state University
Е-mail: maraldo1@rambler.ru S.V. VORONKOV graduate of the Orel state University E-mail: pedagog57@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
THE MODEL OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS
В статье представлена модель формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования. Охарактеризованы целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты разработанной модели.
Ключевые слова: правовая культура, модель формирования правовой культуры бакалавра педагогического образования, компоненты правовой культуры.
The article presents a model of formation of legal culture of bachelors of pedagogical education. The target, informative, organizational activity, estimated-effective components of the developed model are characterized..
Keywords: legal culture, the model of formation of legal culture of the bachelor of pedagogical education, the components of legal culture.
В системе образования произошли значительные изменения в области модернизации и правовых отношений, формирования правовой системы, отвечающей современным требованиям и реалиям. В этой связи, формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования, проявляющееся, прежде всего, в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для достижения педагогических результатов, должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе, необходимым компонентом профессионального становления личности. Особую актуальность этот процесс приобретает в условиях модернизации системы высшего профессионального образования, в которой определяющим выступает процесс формирования опыта деятельности личности, ее готовность в профессионально-педагогической деятельности принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям современного образовательного законодательства при организации образовательного процесса. Таким образом, возникает проблема исследования, ко -торая заключается в разрешении противоречия между сложившейся системой профессиональной подготовки студентов в вузе и современными требованиями к уровню правовой культуры бакалавров педагогического образования как необходимого компонента их профессиональной и социальной компетентности.
В своем исследовании мы ставим задачу разработать модель формирования правовой культуры бакалав-
ров педагогического образования, в образовательном процессе университета. Для этого мы используем моделирование, как метод теоретического исследования, для того чтобы:
- понять, как устроен объект исследования, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
- научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях;
- прогнозировать прямые и косвенные последствия заданных способов и форм воздействия на объект» [1].
Для разработки данной модели мы использовали метод моделирования [13]. Моделирование рассматривается как процесс познания явления или процесса. Исходным постулатом при использовании моделирования выступает то, что некая промежуточная система - модель, подобна прототипу и более удобна для изучения или освоения, что дает возможность переноса полученных данных в реальную практику.
С.А. Саркисян, Л.В. Голованова, определяя педагогическую систему, особо подчеркивают связи и отношения частей в ее составе. В процессе моделирования, в связи с данным подходом, становится важным учет коммуникативности на всех уровнях. Для нашей модели формирования правовой культуры бакалавра педагогического образования важны следующие виды связей:
• взаимосвязь основных субъектов педагогическо-
© М.И. Алдошина, С.В. Воронков © M.I. Aldoshina, S.V. Voronkov
го процесса (преподавателей, студентов),
• взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного); компонентов правовой культуры бакалавров педагогического образования (когнитивного, деятельностного, личностного, аксиологического и рефлексивного); теоретических основ формирования правовой культуры личности бакалавра педагогического образования и их практической реализации;
• взаимосвязь правового образования и правового воспитания в рамках процесса формирования правовой культуры личности студентов;
• аудиторной и внеаудиторной деятельности, традиционных и инновационных форм правоприменительной деятельности в университете;
• взаимосвязь университета и социокультурного окружения (образовательные организации, культурно-просветительские и правоохранительные учреждения, общественные организации, объединения и т.п.),
В нашем исследовании модель рассматривается как структура и механизм, обеспечивающие оптимальные условия для функционирования, развития и саморазвития создаваемой теоретической модели формирования правовой культуры бакалавра педагогического образования.
В ходе построения нашей модели мы учитывали следующие условия развития педагогической системы: целостность, коммуникативность, структурность, междисциплинарность, управляемость, развитие, полноту и многоуровневость описания. Целостность данной модели характеризует единство ее компонентов (когнитивного, личностного, аксеологического, деятельностного, рефлексивного), наличие у системы интегративных качеств (сформированности правовой культуры определенного уровня), которых нет у ее компонентов, систему связей и отношений, которые выделяют ее (как самостоятельную единицу) из окружающей среды. Коммуникативность данной модели утверждает наличие и учет различных связей разного вида и уровня (субъектов, компонентов, видов деятельности и т.п.). Структурность и многоуровневость данной модели характеризуются возможностью выделения этапов развития правовой культуры бакалавров педагогического образования, значимых форм деятельности, в рамках которых реализуется ее содержание, и видимых параметров фиксации получаемых результатов. Наряду с устойчивостью структура обладает изменчивостью и подвижностью, с чем связана возможность преобразования системы деятельности и появления новых инте-гративных качеств или перехода имеющихся на более высокий уровень. Управляемость данной модели обеспечивается направленностью на интересы студента; сопряженностью с ценностями права и педагогической деятельности; реальностью достижения поставленной цели формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования; конкретностью, определенностью затрат и кадрового обеспечения, диа-гностичностью и возможностью коррекции, в случае
необходимости. Возможность развития данной модели обуславливается переходом целостности на другой уровень. Полнота гарантируется адекватностью отражения объекта в модели, эмпирическим характером получения материала, многократностью проверки с помощью различных приемов.
Опираясь на структурно-функциональную характеристику педагогической системы, можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный. При построении модели мы исходили из научного представления о наличии подобных структурных компонентов системы и взаимосвязей между ними. Модель включает составляющие обобщенного характера, которые в самостоятельном виде могут рассматриваться как подсистемы, состоящие из частных компонентов, которые в структуре подсистемы генерируют ее построение. Взаимосвязь компонентов системы и целостность процесса формирования правовой культуры личности студентов, будущих бакалавров педагогического образования обеспечивается опорой на закономерности, ведущие идеи и тенденции, определяющие совокупность последовательных действий, направленных на обеспечение целостности обобщенных компонентов.
Модель формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в условиях университетского образования, построенная на основе интеграции правовых и профессионально-педагогических знаний, направленных на осознание социальной, профессиональной и личностной значимости права и правопорядка; воспитание чувства ответственности за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний; овладение системой профессионально-прикладных правовых знаний, и включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи процесса формирования правовой культуры личности); содержательный (правовые знания основ образовательного права, способы деятельности, опыт правоприменительной деятельности и осуществления эмоционально-ценностных отношений к ценности права и правоотношениям в сфере образования); организационно-деятельностный (реализация процессов аудиторного правового образования в соответствии с ФГОС ВПО, внеаудиторного правового образования (педагогический практикум решения проблемно-ситуационных правовых задач, НИРС, педпрактика, социально-значимая деятельность) и правовое воспитание студентов; оценочно-результативый (уровень сформированности правовой культуры студента в соответствии с критериями её сформированности).
Отмечаем, что данная модель может быть отнесена к структурно-содержательным, в которой отражены взаимодействие структурных элементов и содержательное «наполнение» процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования через именование основных компонентов.
Целевой компонент структурно-содержательной
модели формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования является наиболее значимым, так как детерминирует содержание правового образования и правового воспитания и их процессуальную сторону.
Целевой компонент модели обуславливается модернизацией российского образования и социальным заказом, который определен в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Студент должен быть готов к профессиональной деятельности с использованием правовых норм и нормативно-правовых актов. Таким образом, важной характеристикой студента является правовая компетентность, позволяющая выпускнику обоснованно принимать различные решения в процессе профессионально-педагогической деятельности и соблюдать правовые нормы в рамках образовательного процесса. Профессиональная компетентность выступает условием становления педагогической культуры, что позволяет определить стратегическую цель: создание педагогических условий, способствующих формированию правовой культуры бакалавров педагогического образования в образовательном процессе университета.
Для достижения поставленной цели, на основе структуры правовой культуры бакалавров педагогического образования, мы определяем следующие задачи:
• создание соответствующей мотивации студентов на усвоение правовых ценностей, знаний образовательного законодательства РФ, системы правовых отношений; развитие эмоционально-чувственной сферы, стимулирование правовой деятельности в рамках образовательного процесса университета;
• формирование системы правовых знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессионально-педагогической и правоприменительной деятельности в правовой среде образовательной организации;
• изменение теоретических и методических подходов, обеспечивающей реализацию содержания и формирование правовой культуры студентов в университете;
• создание модели формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в различных видах учебно-познавательной и социально-значимой деятельности студентов;
• создание широкого поля научно-исследовательской и социально-значимой, практической деятельности студентов для проявления правовой активности в изучении, сохранении и трансляции правовых знаний и способов решения проблем с помощью норм образовательного права.
Центральным звеном между целью и результатом формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования является содержание образования, отраженное в содержании учебного материала. Данное обстоятельство обуславливает выделение второго компонента - содержательного.
Содержательный компонент структурно-
содержательной модели включает в себя содержание правовой культуры бакалавра педагогического образования (когнитивный, личностный, аксиологический, деятельностный, рефлексивный элементы) и содержание процесса формирования искомого новообразования (правовые знания основ образовательного права, правовые умения и навыки, правовые ценности, опыт творческой правоприменительной деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к ценностям права и образования). Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, подчиняющийся общим законам развития личности и воплощающий единство сознания, деятельности и общественных отношений.
Когнитивный компонент в структуре правовой культуры личности бакалавра педагогического образования характеризует уровень, полноту, осознанность и прочность правовых знаний: основ образовательного законодательства и правового регулирования правоотношений в системе образования РФ; о социально-правовой защите участников образовательного процесса; об организации правового просвещения, воспитания и обучения детей и взрослых в образовательной организации; о степени освоения правовых понятий, терминов и норм в системе образовательного права; о нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношение участников образовательного процесса и деятельность работников образовательной организации; о способах формирования профессионально-педагогического правового мышления.
В когнитивном компоненте выделены правовые знания, способствующие успешной профессионально-педагогической деятельности в условиях образовательной организации, которые создают основу для формирования правового мышления. Наряду с правовыми знаниями он включает понимание правовых категорий. Правовые знания выполняют системообразующую функцию в процессе формирования правовой культуры. На их основе формируется правовое поведение бакалавров (стратегия, тактика, стиль педагогической деятельности).
Деятельностный компонент в структуре правовой культуры бакалавра педагогического образования определяет уровень ответственного, творческого преобразования педагогической деятельности с позиции образовательного права. Главной целью развития правовой культуры и ее показателем является правомерное поведение бакалавра. Реализация этого компонента правовой культуры обеспечивает практическую активность в овладении и совершенствовании правовых знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций.
Аксиологический компонент связан с ценностями, ценностными ориентациями, мировоззрением, нравственностью. Как отмечают В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова, одной из отличительных черт ак-сиологизации образовательного пространства является установка на формирование ценностного отношения к себе, к окружающим людям, к учению, к
собственной профессиональной деятельности, к окружающему миру в процессе непрерывного образования человека. Следовательно, аксиологический компонент выделяется нами в связи с тем, что студент в период профессионально-педагогической деятельности постоянно находится в правоотношениях с участниками образовательного процесса (бакалавр педагогического образования - ученик и их законный представитель - родитель). Он обладает правовым статусом, который включает в себя комплекс прав, свобод и обязанностей и обеспечивает реализацию конституционного права обучающихся на образование, руководствуясь нормативно-правовыми актами (ФГОС, базисный учебный план, образовательная программа), а также решает педагогические задачи социальной защиты прав и свобод обучающихся в правовой среде образовательной организации, оценивая происходящие события, постановку задач, поиск принятия решений и их реализацию с позиции образовательного права, то есть этот компонент определяет позитивное отношение бакалавров к педагогической деятельности.
Аксиологический компонент рассматривается в качестве той основы, на которой происходит целенаправленное формирование личностно-ценностного отношения студента к праву. Функция аксиологического компонента приобретает доминирующее значение, так как способствует пробуждению интереса к образовательному праву, поскольку предоставляет бакалаврам педагогического образования возможность освоить научно-теоретические основы правового регулирования правоотношений в образовательном процессе, а также социальной и воспитательной работе в образовательной организации, психолого-педагогические механизмы их осуществления.
Личностный компонент непосредственно связан с личными качествами студентов: восприимчивостью к правовой информации, коммуникативностью, умением планировать свою педагогическую деятельность, способностью критически оценивать её результаты с позиции образовательного права.
Вслед за В.Н. Дружининым, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко, мы считаем, что способности обеспечивают успешность педагогической деятельности бакалавров в правовой среде. Поэтому особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность.
В ФГОС ВПО указано, что в ходе профессиональной подготовки студенты должны овладеть способностями: понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); владеть культурой мышления (ОК-1), в том числе и правовой; использовать нормативно-правовые документы в своей
деятельности (ОК-13); нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). Следовательно, данные способности характеризуют личностный компонент в структуре правовой культуры бакалавров педагогического образования и создают доминирующую правовую направленность личности. Они характеризуются такими качествами личности, как оригинальность, гибкость, критичность, ассоциативность, образность, продуктивность правового мышления; проявление творческого подхода к решению проблемных ситуационно-правовых задач; готовность будущих бакалавров проектировать и реализовывать педагогические модели правового просвещения, воспитания и образования обучающихся; стремление к самосовершенствованию, преобразованию педагогического процесса в соответствии с действующим образовательным законодательством Российской Федерации.
Рефлексивный компонент. Усвоение, присвоение и развитие правовой культуры происходит в процессе активной деятельности и неразрывно связано с процессами осмысления, осознания и формирования собственного личностного ценностного отношения к правовому знанию, собственной деятельности, то есть с процессом рефлексии. Под рефлексивным компонентом правовой культуры мы понимаем способность мыслить, обдумывать различные варианты развития, аргументировать, осознанно относиться к педагогической деятельности, интерпретировать правовые знания, а также готовность к признанию своей ошибочности, умение демонстрировать логику своего истолкования, наличие собственного мнения при решении проблемно-ситуационных правовых задач в образовательном процессе. Рефлексивный компонент позволяет студентам сознательно контролировать результаты своей правоприменительной деятельности и уровень собственного правового развития в рамках реализации и защиты своих прав, свобод и обязанностей в образовательном процессе университета, выявлять причины затруднений и проводить коррекцию способов деятельности. Рефлексивный компонент в структуре правовой культуры личности бакалавра педагогического образования определяет уровень саморазвития и самооценки личности, умение контролировать свое правовое поведение в условиях образовательного процесса, в различных ситуациях, возникающих в процессе его подготовки и в будущей профессиональной деятельности.
Содержание процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в образовательном процессе университета мы рассматриваем с позиций культурологической концепции (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Данный подход предполагает выделение четырех структурных элементов содержания:
- опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - правовых знаний; опыта осуществления известных способов деятель-
ности - в форме умений действовать по образцу в проблемно-ситуационных правовых ситуациях; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях правового обучения и воспитания; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций в правоотношениях и правовом поведении.
Эти «элементы связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, правовые умения формируются на основе правовых знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой правовых знаний и правовых умений в деятельности по разработке локальных правовых актов и способов организации правового просвещения, обучения и воспитания обучающихся.
Охарактеризуем элементы содержания правового образования, опираясь на классические исследования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина [11]. Правовые знания: понятия и термины образовательного права; факты правовой действительности; нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, приказы, инструкции, положения); знания о правовом положении участников образовательного процесса и способах правового регулирования правоотношений в сфере образования. Правовые умения: анализировать текст нормативно-правового акта, обосновывать необходимость его применения относятся к интеллектуальным умениям; решать проблемно-ситуационные правовые задачи, конструировать систему организации правового просвещения, обучения и воспитания обучающихся относятся к практическим умениям; разработка учебных и социальных проектов по вопросам образовательного права - к предметным; самоконтроль, планирование собственной деятельности - к общеучебным.
Особую значимость приобретает умение принимать нестандартное решение в проблемно-ситуационных правовых ситуациях, т.е. опыт творческой деятельности, признаками которого выступают: самостоятельный перенос правовых знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; видение структуры объекта; видение возможных решений данной проблемы; построение нового способа решения проблемы, отличного от известных.
Опыт эмоционально-ценностных отношений проявляется в виде ценностных ориентаций личности, ко -торый непосредственно связан с аффективной сферой и формируется в процессе деятельности. В контексте нашего исследования правовые ценностные ориентации - это система установок, интересов, сформированные на основе правовых знаний и умений, которые находят свое выражение в правовом поведении бакалавра в педагогической деятельности.
Организационно-деятельностный компонент модели представлен рядом педагогических условий, реализация которых, с нашей точки зрения, может
значительно повысить эффективность формирования правовой культуры студентов. В качестве дидактического инструментария выбраны формы организации и методы обучения, направленные на формирование всех компонентов правовой культуры. Данный компонент представлен последовательным, поэтапным процессом формирования правовой культуры бакалавра педагогического образования в образовательном процессе университета. Формирование правовой культуры бакалавра педагогического образования в университете, включает в себя возможности процесса обучения и осуществления воспитательных воздействий на личность в рамках целостного педагогического процесса в университете, педагогического практикума решения проблемно-ситуационных правовых задач, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, педагогической практики и социально-значимой деятельности.
Среди педагогических условий, способствующих эффективной реализации структурно-содержательной модели формирования правовой культуры студентов, выделяем следующие: совершенствование организации учебного процесса, обеспечивающего возможность последовательного усвоения правовых знаний, формирования правовой мотивации и становления позитивного правового опыта в рамках учебно-профессиональной и научной деятельности при активном использовании методов активного и интерактивного обучения, а также в рамках учебной практики; совершенствование образовательного процесса путем внедрения спецкурса «Основы правовой культуры бакалавров педагогического образования» в вариативной части Рабочего учебного плана.
Организация спецкурса включает в себя лекции (теоретический материал основ образовательного права) и семинарские занятия (рассмотрение реальных профессиональных задач). В качестве итоговой аттестации студенты защищают проектную работу, тему которой выбирают самостоятельно с учетом профессиональных интересов.
Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования является педагогическим процессом. Отличительной особенностью педагогического процесса является разница фиксируемых состояний в начале и в конце педагогического воздействия на конкретную личность. Динамика процесса формирования правовой культуры студентов в процессе университетского образования имеет место при соблюдении следующих его этапов: диагностический, подготовительный, формирующий, оценочно-рефлексивный.
Реализация модели формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете будет оптимальной, если сопровождается систематическим мониторингом его динамики, созданием условий для развития личности, индивидуально-ориентированных траекторий образования, диалоговых технологий, оказания специальной помощи студентам с проблемами в сфере правового развития в случае необходимости. Систематизирующим аспектом
структурно-содержательной модели формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования выступает оценочно-результативный компонент, который мы рассматриваем как меру отражения целостности модели, обеспечивающую ее существование; методологический инструментарий управления качеством процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования; средство, с помощью которого осуществляется выбор стратегии развития правовой подготовки студентов; основание для оценки реального уровня сформированности правовой культуры студента.
Этапы формирования правовой культуры
учебно-познавательной деятельности. Он представлен критериально-оценочным инструментарием выявления уровня сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования.
При определении критериев сформированности правовой культуры мы исходим, во-первых, из понимания сущности правовой культуры бакалавра педагогического образования, которая соединяет в себе правовые знания, профессиональные компетенции, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умения и навыки оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующего образователь-бакалавров педагогического образования
Оценочно-результативный компонент отражает эффективность протекания процесса формирования правовой культуры студентов, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью. В качестве оценки результативности обучения выступает диагностика уровня сформированности компонентов, входящих в состав правовой культуры бакалавров педагогического образования. Данный компонент направлен на развитие рефлексивных умений, самоконтроля, адекватной самооценки студентами своей
ного законодательства, выбирать и использовать для достижения поставленных образовательных целей в педагогической деятельности законные средства. Во-вторых, исходим из общих положений, что:
- основой содержания правовой культуры являются правовые знания, ценности, ценностные ориентации, взгляды, убеждения, которые влияют на направленность и правовую позицию личности в использовании правовых норм в образовательном процессе;
- предпосылкой правового поведения является
критерии Показатели
когнитивный полнота, осознанность и прочность правовых знаний: • основ образовательного законодательства и правового регулирования правоотношений в системе образования РФ; • о социально-правовой защите участников образовательного процесса; - об организации правового просвещения, воспитания и обучения детей и взрослых в образовательной организации; • правовых понятий, терминов и норм в системе образовательного права; • нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношение участников образовательного процесса и деятельность работников образовательной организации; • о способах формирования профессионально-педагогического правового мышления.
деятельно стный правовые умения: • применять полученные правовые знания при принятии правомерных решений в различных педагогических ситуациях; • работать с нормативно-правовыми актами различного вида и уровня, регулирующими образовательные правоотношения; • соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями законов; • оценивать факты правомерного и противоправного поведения; • соблюдать свои правовые права и обязанности в педагогической деятельности; • оказывать практическую помощь в области социальной защиты обучающихся; • осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения; • организовывать правовое просвещение, воспитание и обучение детей и взрослых в образовательной организации; • анализировать ситуацию на рынке образовательных услуг, оценивать собственные профессиональные возможности, • ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений с позиции законодательства РФ.
аксиологичекий • осознание правовых ценностей и значимости образовательного права; • наличие правового самосознания, потребности и заинтересованности в профессионально-правовой подготовке; • оценка своего правового поведения в различных профессионально-педагогических ситуациях; • раскаивание от собственного неправомерного поведения и правонарушения со стороны других лиц; • неудовлетворенность по поводу низкого качества правовых знаний и умений у себя и окружающих; • удовлетворенность от собственного правомерного поведения и правомерного поведения иных членов образовательного процесса; • положительные эмоции после удачно найденного правового решения жизненной и профессионально-педагогической ситуации; • стремление к собственному правовому образованию и повышению правовой культуры у окружающих, иметь внутреннюю установку не совершать правонарушения и преступления в своей профессиональной деятельности.
личностный • понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; • владение культурой мышления, в том числе и правовой; • использование нормативно-правовых документов в своей деятельности; • ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; • использование знаний юридических наук при решении социальных и профессиональных задач; • оригинальность, гибкость, критичность, ассоциативность, образность, продуктивность правового мышления; • проявление творческого подхода к решению проблемных ситуационно-правовых задач; • готовность проектировать и реализовывать педагогические модели правового просвещения, воспитания и образования обучающихся; • стремление к самосовершенствованию, преобразованию педагогического процесса в соответствии с действующим образовательным законодательством Российской Федерации.
рефлексивный • понимание сущности и назначения рефлексии в профессионально-педагогической деятельности; • усвоение знаний о способах организации рефлексии; • наличие умений и навыков: • самоконтроля, самосовершенствования; • анализа причин противоправного поведения обучающихся; • выявлять правовые основания организации учебно-познавательной и трудовой деятельности; • адекватно оценивать результаты своей педагогической деятельности с позиции образовательного права; • владеть способностями: • к самоконтролю на основе личностно-значимых правовых ценностей; • к осуществлению самодиагностики в целях самопознания, саморазвития и преобразования собственной деятельности по формированию правовой культуры; • к рефлексии собственной педагогической деятельности с учетом правовых норм в сфере образования.
компетентность, система отношений студентов к праву, законности, установленному правопорядку в обществе, студенческом коллективе и образовательной организации.
При обосновании различных видов критериев правовой культуры мы берем в качестве основы классификацию средств педагогической диагностики В.Н. Мошкина [8]. Для оценки правовой культуры студентов в целом используются эталоны, в качестве которых выступают образцы деятельности в соответствии с правовыми нормами в сфере образования, личность бакалавра педагогического образования с высоким уровнем готовности к творческому использованию норм образовательного права. Эталоны оценки используются во взаимосвязи с другими видами критериев: параметрами, показателями, уровнями, нормами и эквивалентами.
При оценке уровня сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования используются параметры: знание норм образовательного права (нормативно-правовых актов); правовые ценности, взгляды, убеждения; мотивация к изучению законодательства; опыт практического применения правовых норм; дисциплинированность; требовательность в выполнении правовых норм; правовая активность; исполнительность; правовая устойчивость; принципиальность; волевая готовность к преодолению трудностей в соблюдении правовых норм; опыт самосовершенствования правовой самоподготовки; опыт самоконтроля за соблюдением правовых норм. Данные параметры оценки фиксируют основные элементы и компоненты правовой культуры. Обобщая сказанное, позволяет выделить группы параметров, которые отражают содержание компонентов правовой культуры бакалавров педагогического образования:
- правовые знания - когнитивный компонент;
- правовые умения - деятельностный компонент;
- правовые ценности - аксиологический компонент;
- правовая позиция и активность - личностный компонент;
- правовой самоконтроль - рефлексивный компонент.
Следовательно, мы имеем основания выделять следующие критерии сформированности правовой культуры бакалавров педагогического образования: когнитивный, деятельностный, аксиологический, личностный, рефлексивный. Предлагаемые критерии служат основанием для разработки показателей и уровней их сформированности.
В качестве одного из видов критериев оценки В.Н. Мошкин называет эквиваленты, в основе которых - результаты анализа характеристик предшествующей деятельности студентов, оценки уровня их готовности к реализации норм образовательного права в своей профессионально-педагогической деятельности. [8]. Эквиваленты применяются в сочетании с различными шкалами оценки, в нашем случае со шкалой из трех уровней: высокий уровень правовой культуры, чем на предыдущем этапе обучения (положительная оценка);
уровень правовой культуры, равный ранее выявленному уровню (удовлетворительная оценка); правовая культура более низкого уровня, чем выявленный ранее уровень (отрицательная - неудовлетворительная оценка).
В ходе исследования мы обосновали уровни сорми-рованности правовой культуры студентов: низкий -базовый уровень, средний - профессионально-функциональный, высокий - профессионально-эффективный.
Низкий - базовый уровень характеризуется следующими позициями: студент осознает роль правовой культуры в структуре будущей профессионально-педагогической деятельности и общей культуре личности; имеющиеся знания образовательного права реализует в практике эпизодически, использует их в проблемно-ситуационных задачах не систематически; связывает высокий уровень культуры с профессиональной успешностью; не владеет технологией организации правового просвещения, воспитания и обучения обучающихся; недостаточно развиты умения саморегуляции и правоправного поведения.
Средний - профессионально-функциональный уровень характеризуется: принятием на личностном уровне гуманистической ценности правовой культуры, устойчивым стремлением к овладению приемами самореализации правовых норм в профессиональной и личностной деятельности, наличием мотива самосовершенствования правовой культуры с целью достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности; наличием знаний о структуре, особенностях (достоинствах и недостатках) собственной правовой культуры; рефлексивностью отдельных аспектов профессиональных коммуникаций.
Высокий - профессионально-эффективный уровень характеризуется: включением идеи практической значимости правовой культуры в систему индивидуально-профессиональных ценностей, развитым мотивом самосовершенствования с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере; наличием системных правовых знаний, умениями саморегуляции; профессионально-социальной адаптацией в постоянно обновляющихся условиях; «обретением состояния внутреннего комфорта», достижением чувства удовлетворённости от результатов профессиональной деятельности. Достигнув такого уровня развития правовой культуры, студент бакалавр - субъект профессионального самовоспитания, а его правовая культура - имманентное свойство личности.
Результативность процесса формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования, отражаемого в модели, определяется позицией будущего бакалавра и зависит от соблюдения определенных педагогических условий.
Бакалавр педагогического образования, получающий в университете профессионально-педагогическую подготовку, это, во-первых, человек, имеющий ясное представление о своих профессиональных и правовых ценностях и целях и уверенный в их важности и значительности. Во-вторых, он понимает природу и ценности правовой культуры как важнейшей составляющей
своего личностного роста в профессии. В-третьих, всегда воплощает на практике отношение к своей педагогической деятельности и образовательному праву; организует образовательный процесс и реализует свой правовой статус в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере образования.
Предлагаемая нами структурно-содержательная модель формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования охватывает весь образовательный процесс в университете - от приобретения правовых знаний, умений, навыков, компетенций;
развития ценностно-правовой направленности личности студента, правовых взглядов, представлений, мотивов, правовых установок, ценностных ориентаций и отношения к закону как к ценности, до проявления социально-правовой активности студентов в правомерном поведении в правовой среде университета, что свидетельствует о проявлении правовой культуры и готовности в профессионально-педагогической деятельности соблюдать образовательное законодательство РФ, организовывать процесс правового просвещения, обучения и воспитания обучающихся.
Библиографический список
1. АлексеевН.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 45 с.
2. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416 с
4. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М. Знание, 1991. 160с.
5. ДавыдовВ.В. Теория деятельности и социальная практика. Вопросы философии. 1996. №5. С.53-62.
6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
7. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. 740 с.
8. Мошкин В.Н. Дидактические средства контроля знаний и умений учащихся в проблемном обучении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1997
9. МясищевВ.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. 428 с
10. ПлатоновК.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
11. СкаткинМ.Н. Дидактика средней школы 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 324 с.
12. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
13. ШтофВ.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. 116с
14. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 759 с.
References
1. Alekseev N.G. Development of conditions of development of reflective thinking : Author's abstract, dis. Dr. ped. sciences. - M, 2002. - 45 p.
2. Ananiev B.G Person as a subject of knowledge. SPb.: Peter, 2001. 288 р.
3. Andreeva G.M. Social psychology. M: Publishing house of Moscow University, 1980. 416 р.
4. GorstkoA.B. Meet the mathematical modeling. M. Knowledge, 1991. 160 р.
5. Davydov V.V. Activity theory and social practice / V.V. Davydov// Questions of philosophy. 1996. №5. Pр.53-62.
6. Krajewski V.V. Methodology of pedagogical research. Samara, 1994.
7. Modern dictionary of foreign words. M: 1992. 740 р.
8. Moshkin V.N. Didactic means control knowledge and skills of students in the problematic teaching: Author's abstract, cand. dis. on Pedagogical Sciences. Kazan, 1997.
9. Myasishchev V.N. Personality and neuroses. - HP: Publishing house of Leningrad University, 1960. 428 p.
10. Platonov K.K. Structure and development of personality. M: Nauka, 1986. 254 р.
11. Skatkin M.N. Didactics secondary school 2-e Izd., Rev. and extra M: Education, 1982. 324 р.
12. The philosophical and psychological problems of the development of education / edited by V.V. Davydov. M: Pedagogy, 1981. 176 р.
13. Shtof V.A. Modeling and knowledge. Minsk, 1974. 116 р.