НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
УДК 371.32
Смахтина Наталья Ивановна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области», учитель истории и обществознания, директор школы
e-mail: [email protected]
СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье приводятся сведения о современном состоянии обучения в средней общеобразовательной школе. Реформы в отечественном образовании и изменившиеся условия выдвигают новые требования к качеству обучения, что объективно ведет к поиску новых способов проведения школьных уроков, применения новых технологий в преподавании гуманитарных предметов. Для уроков истории актуально сочетание традиционных и инновационных методов обучения, что позволяет использовать весь арсенал отечественной педагогической науки в полной мере.
Ключевые слова. Методы обучения, инновационные методы, традиционные методы.
Smahtina Natalia Ivanovna, MBOU "Average general education school № 4, Shchigry Kursk region ", a teacher of history and social studies, the director of the school
e-mail: [email protected]
COMBINING INNOVATIVE AND TRADITIONAL METHODS OF LEARNING ON LESSONS OF HISTORY IN SECONDARY SCHOOL
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
Annotation. The article provides information on the current state of education in secondary general education schools. Reforms in the domestic education and changed conditions put forward new requirements to the quality of education, which objectively leads to the search for new ways of conducting school lessons, the use of new technologies in the teaching of humanitarian subjects. For the lessons of history, a combination of traditional and innovative teaching methods is relevant, which makes it possible to use the entire arsenal of Russian pedagogical science to the fullest.
Keywords. Methods of teaching, innovative methods, traditional methods.
В современных условиях модернизации российского образования повсеместно усиливается роль гуманитарных дисциплин, которые обеспечивают успешную социализацию личности. К таким школьным предметам, в первую очередь, относятся история и обществознание, значение которых трудно оспорить: изучение исторического опыта позволяет школьнику не только адекватно оценивать современные социальные и политические процессы, но и способствует формированию активной гражданской позиции и собственной точки зрения на происходящее.
За последние годы в отечественной системе образования произошли значительные изменения. Вызваны они, отчасти, значительным увеличением объема информации, которую необходимо усвоить школьнику при изучении школьных курсов истории и обществознания. Сложность этих предметов заключается еще и в том, что информация постоянно обновляется, меняется, появляются новые точки зрения на, казалось бы, устоявшиеся общественные явления.
Немаловажную роль играют и изменившиеся условия организации обучения в средней школе. Во-первых, претерпели изменения школьные образовательные программы и учебные планы. Во-вторых, появившиеся новые учебные и учебно-методические пособия требуют оснащение кабинетов
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 истории техническими средствами - мультимедийными проекторами, интерактивными досками и пр.; необходимо подключение к сети Internet [1].
Все эти нововведения требуют изменений и в профессиональной деятельности педагогических кадров. Новое содержание образования, новые педагогические технологии тесно связаны со способностью учителя к анализу и самоанализу, готовностью к инновациям, стремлением к творчеству, повышению собственного образовательного уровня. Современный учитель должен оперативно сориентироваться в потоке выпускаемых учебно-методических пособий и средств обучения, оценивать их по новым критериям, отбирать из предлагаемых образовательных продуктов необходимое и, что самое главное, владеть новой методикой преподавания предмета. Только при соблюдении этих условий возможно органично включать инновационные методы обучения в учебный процесс и периодически их использовать месте с традиционными.
Естественно, что необходимым условием успешного обучения школьника является правильно сформированная мотивация. Для того, чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности, причем каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
Под методами обучения понимают способы совместной деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Существует большое разнообразие методов обучения, среди них выделяют традиционные и инновационные.
К традиционным изначально относят две группы методов:
1. Репродуктивные;
2. Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные методы обучения используются для развития у обучающихся творческого подхода к освоению предмета, учат извлекать дополнительную информацию из уже известного ученикам.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
Сущность объяснительно-иллюстративных методов состоит в том, что учитель на уроке разными средствами (устно, с помощью наглядных пособий, технических средств и пр.) сообщает обучающимся уже «готовую» информацию, а они лишь фиксируют в памяти эту информацию [2].
Другими словами, оба из вышеприведенных методов предполагают передачу знаний обучающимся в готовом виде. Но традиционные методы имеют в своей основе и существенные общеизвестные «минусы»: низкая самостоятельность обучающихся в освоении предмета и высокая нагрузка на их память, «средний» объем и «средний» темп изучения материала (т.е. учитель вынужден ориентироваться на «среднего» ученика»); при увеличении объема излагаемой информации возможно рассеивание внимания, что ведет к неполному усвоению изучаемой темы и пр.
Поиски более эффективного усвоения материала обучающимися привели к использованию в преподавании инновационных методов обучения.
Считается, что благодаря им происходит более полное усвоение знаний обучающимся, позволяет ему активно сотрудничать с одноклассниками. Поэтому эти методы принадлежат к коллективным формам обучения. Во время их применения учителем на уроке истории над изучаемым материалом работает группа обучающихся, при этом каждый из них несет персональную ответственность свой «участок работы» [3].
Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у школьников, учат их систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать на предложенные учителем темы. Поэтому на школьных уроках истории целесообразно использовать упражнения, носящие творческий характер, групповые задания, деловые игры; проводить уроки-экскурсии, более активно использовать видеоматериалы, Интернет-ресурсы, наглядные пособия и пр.
Инновации в школьном обучении включают и новые методики преподавания, и новые способы не только организации содержания образования, но и методов оценивания конечного образовательного результата.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 Инновационные методы имеют активные и интерактивные формы, применяемые в обучении. Они предполагают взаимодействие учителя и обучающихся, основанное на коммуникациях не только между школьниками, но и между обучающимися и учителем. Это взаимодействие должно ориентировать ученика на развитие его творческих способностей, умение самостоятельно мыслить и рационально решать поставленные задачи.
Но инновационные методы требуют профессионализма и самого учителя, и более тщательной подготовки к уроку: интересная информация, раздаточный материал, оборудование для проведения урока и пр.; важно умение вести диалог со школьниками, искать и находить содержательные компромиссы.
В настоящее время составной частью концепции современного обучения помимо традиционных являются разнообразные типы школьных уроков: интерактивные, альтернативные, креативные и пр. Они стимулируют познавательный интерес школьников, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учеником, что является необходимым для успешного усвоения материала.
До сих пор самым распространенным типом школьного урока является комбинированный, позволяющий сочетать традиционные методы с применением педагогических инновационных приемов: проведение исторической «интеллектуальной разминки», владение рефлексией, дискуссия, дидактическая игра, анализ «проблемных ситуаций» и пр. Подобные приемы позволяют для каждого ученика сформировать важные умения слушать других, помогать, выяснять, расспрашивать и т.д., то есть привить навык «работы в команде». Эти умения в дальнейшем помогут школьнику решать конфликты и проблемы, усилят его коммуникабельность, учат руководить, что несомненно пригодится ему в дальнейшей профессиональной деятельности за стенами школьного образовательного учреждения.
Для современных выпускников сформированные на уроках истории компетенции могут быть достаточно актуальны: в настоящее время востребованы не только полученные в школе знания, но и навыки
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 самостоятельного умственного труда, умение ориентироваться в информационном потоке. Ведь если совсем недавно знания, полученные в школе, среднеспециальном учебном заведении или вузе, могли служить человеку достаточно долго, возможно, в течение всей его профессиональной трудовой деятельности, то в век информационных технологий их необходимо постоянно обновлять и совершенствовать, что может быть достигнуто только с помощью самообразования.
Таким образом, сочетание традиционных методов обучения, ориентированные на передачу знаний, умений, навыков от учителя к обучающимся, и инновационных образовательных технологий способствуют развитию познавательного интереса, формируют способность к самостоятельному усвоению знаний, активизации умственной деятельности и развитию мышления у школьников.
Список источников:
1. Хорькова Н.А. Инновационные уроки // Педагогическая мастерская: информационный портал [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/609477/ (дата обращения: 10.05.2018)
2. Юричева О.Д. Соотношение традиционных и инновационных методов и технологий на уроках истории и обществознания при переходе на ФГОС // Социальная сеть работников образования: информационный портал [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/12/sootnoshenie-traditsionnykh-i-innovatsionnykh-metodov-i (дата обращения: 10.05.2018)
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М., 2005.
206 с.