Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания'

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2592
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / УРОКИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / TEACHING METHODS / HISTORY AND SOCIAL STUDIES LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силакова Наталья Ильинична

В статье раскрывается роль и значение применения элементов исследовательской деятельности на школьных уроках истории и обществознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS ON LESSONS OF HISTORY AND SOCIETY

The article reveals the role and importance of the application of elements of research activity in school history and social science lessons

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

УДК 372.893

Силакова Наталья Ильинична, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Щигры Курской области», учитель истории и обществознания

e-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается роль и значение применения элементов исследовательской деятельности на школьных уроках истории и обществознания.

Ключевые слова: методика преподавания, уроки истории и обществознания.

Silakova Natalia Ilinichna, MBOU "Average comprehensive school № 3, Shchigry Kursk region, teacher of history and social studies

e-mail: [email protected]

RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS ON LESSONS OF HISTORY

AND SOCIETY

Annotation: the article reveals the role and importance of the application of elements of research activity in school history and social science lessons.

Keywords: teaching methods, history and social studies lessons.

Современный образовательный процесс построен таким образом, что образовательная деятельность обучающихся должна соответствовать определенным требованиям и их уровню подготовки. Федеральные образовательные стандарты нового поколения под основным результатом

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 образования понимают индивидуальный прогресс личностного развития. Учебный предмет и его специфика отражают системно-деятельностный подход, т.е. система целенаправленно организованной учебной деятельности рассчитана на освоения обучающимися основных теорий и понятий, свойств изучаемых объектов через универсальные и предметные способы действий.

При таком подходе не обойтись без включения исследовательской деятельности школьника на уроках и во внеучебной деятельности. В настоящее время исследовательская деятельность на школьных занятиях относится к технологиям развивающего обучения, причем она способствует не только развитию умственных и творческих способностей, но и критического мышления, умения последовательно ставить цели и их достигать. Как правило, исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в средней школе предполагает наличие творческой задачи, решить которую возможно с помощью применения основных этапов исследования: выявление проблемы, знакомство с теорией, подбор необходимых материалов и литературы, анализ и обобщение собранного материала, комментарий и собственные выводы.

Для обучающегося исследование выступает как возможность оценить свой потенциал, проявить себя в групповой или индивидуальной работе, показал свою инициативность и ответственность. Обучающийся видит конкретный итог своего труда, он может публично его представить. Результаты исследования имеют большое практическое значение: школьник нашел способ решения проблемы, смог попробовать свои силы в формулировании выводов, обобщил результаты. Для учителя исследование - это не только возможность дифференцированного подхода к обучающимся, но и способ повысить познавательную активность школьников, поддерживать постоянный интерес к предмету. [1]

Уроки истории и обществознания в школе объективно призваны научить обучающегося последовательно решать исследовательские задачи, ведь в новой реальности история нашей страны постоянно пересматривается. Многие факты, ранее казавшиеся незыблемыми, сейчас трактуются по-иному. В современных

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 геополитических условиях исследователи (как отечественные, так и из сопредельных государств) предлагают собственные версии исторического процесса и собственную хронологию. Существует множество как учебных изданий, так и научной, и научно-публицистической литературы с прямо противоположными точками зрения на одни и те же события.

Естественно, что в таких условия школьникам сложно разобраться в происходящем, они самостоятельно не могут составить объективные представления по тому или иному историческому периоду, сделать правильные выводы. Именно поэтому исследовательская деятельность, организованная учителем на уроках истории и обществознания, поможет школьникам решить целый ряд важных задач: разобраться в причинно-следственных связях исторических событий, проследить их развитие, рассмотреть разные точки зрения участников и разные оценки их деятельности и т.п. [2]

Можно рекомендовать разные виды подготовки к занятиям - работа в библиотеке, музее, архиве, компьютерном классе и т.д. Как результат -успешное усвоение изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, умение работать с альтернативными источниками информации, закладываются основы мыслительной деятельности. Обучающиеся участвуют в обсуждении проблемы, отстаивают свои суждения и выводы, что в итоге приводит к успешному коммуникативному процессу, повышению качества знаний, развитию мобильной, креативной личности.

Одним из вызовов современности является воспитательная компонента, патриотическое воспитание школьников. На уроках истории и обществознания в качестве исследовательских проектов можно и нужно предлагать тематику исследований, связанных с историей своего населенного пункта, своей «малой родины» и с именами отдельных персоналий, прославленных земляков, своих родственников и т.п. Изучение подобных тем при участии обучающихся в исследовательской деятельности помогает привить школьникам основы патриотизма и формированию активной гражданской позиции. На наш взгляд, применение исследовательской деятельности на уроках истории и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 обществознания сближает учителя и ученика, дает возможности для их дальнейшего творческого взаимодействия.

Список литературы

1. Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/09/21/tekhnologiya-issledovatelskogo-obucheniya-na-urokakh-istorii-i (дата обращения: 14.03.2017)

2. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе// Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.