НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
УДК 372.893
Силакова Наталья Ильинична, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Щигры Курской области», учитель истории и обществознания
e-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация: в статье раскрывается роль и значение применения элементов исследовательской деятельности на школьных уроках истории и обществознания.
Ключевые слова: методика преподавания, уроки истории и обществознания.
Silakova Natalia Ilinichna, MBOU "Average comprehensive school № 3, Shchigry Kursk region, teacher of history and social studies
e-mail: [email protected]
RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS ON LESSONS OF HISTORY
AND SOCIETY
Annotation: the article reveals the role and importance of the application of elements of research activity in school history and social science lessons.
Keywords: teaching methods, history and social studies lessons.
Современный образовательный процесс построен таким образом, что образовательная деятельность обучающихся должна соответствовать определенным требованиям и их уровню подготовки. Федеральные образовательные стандарты нового поколения под основным результатом
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 образования понимают индивидуальный прогресс личностного развития. Учебный предмет и его специфика отражают системно-деятельностный подход, т.е. система целенаправленно организованной учебной деятельности рассчитана на освоения обучающимися основных теорий и понятий, свойств изучаемых объектов через универсальные и предметные способы действий.
При таком подходе не обойтись без включения исследовательской деятельности школьника на уроках и во внеучебной деятельности. В настоящее время исследовательская деятельность на школьных занятиях относится к технологиям развивающего обучения, причем она способствует не только развитию умственных и творческих способностей, но и критического мышления, умения последовательно ставить цели и их достигать. Как правило, исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в средней школе предполагает наличие творческой задачи, решить которую возможно с помощью применения основных этапов исследования: выявление проблемы, знакомство с теорией, подбор необходимых материалов и литературы, анализ и обобщение собранного материала, комментарий и собственные выводы.
Для обучающегося исследование выступает как возможность оценить свой потенциал, проявить себя в групповой или индивидуальной работе, показал свою инициативность и ответственность. Обучающийся видит конкретный итог своего труда, он может публично его представить. Результаты исследования имеют большое практическое значение: школьник нашел способ решения проблемы, смог попробовать свои силы в формулировании выводов, обобщил результаты. Для учителя исследование - это не только возможность дифференцированного подхода к обучающимся, но и способ повысить познавательную активность школьников, поддерживать постоянный интерес к предмету. [1]
Уроки истории и обществознания в школе объективно призваны научить обучающегося последовательно решать исследовательские задачи, ведь в новой реальности история нашей страны постоянно пересматривается. Многие факты, ранее казавшиеся незыблемыми, сейчас трактуются по-иному. В современных
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 геополитических условиях исследователи (как отечественные, так и из сопредельных государств) предлагают собственные версии исторического процесса и собственную хронологию. Существует множество как учебных изданий, так и научной, и научно-публицистической литературы с прямо противоположными точками зрения на одни и те же события.
Естественно, что в таких условия школьникам сложно разобраться в происходящем, они самостоятельно не могут составить объективные представления по тому или иному историческому периоду, сделать правильные выводы. Именно поэтому исследовательская деятельность, организованная учителем на уроках истории и обществознания, поможет школьникам решить целый ряд важных задач: разобраться в причинно-следственных связях исторических событий, проследить их развитие, рассмотреть разные точки зрения участников и разные оценки их деятельности и т.п. [2]
Можно рекомендовать разные виды подготовки к занятиям - работа в библиотеке, музее, архиве, компьютерном классе и т.д. Как результат -успешное усвоение изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, умение работать с альтернативными источниками информации, закладываются основы мыслительной деятельности. Обучающиеся участвуют в обсуждении проблемы, отстаивают свои суждения и выводы, что в итоге приводит к успешному коммуникативному процессу, повышению качества знаний, развитию мобильной, креативной личности.
Одним из вызовов современности является воспитательная компонента, патриотическое воспитание школьников. На уроках истории и обществознания в качестве исследовательских проектов можно и нужно предлагать тематику исследований, связанных с историей своего населенного пункта, своей «малой родины» и с именами отдельных персоналий, прославленных земляков, своих родственников и т.п. Изучение подобных тем при участии обучающихся в исследовательской деятельности помогает привить школьникам основы патриотизма и формированию активной гражданской позиции. На наш взгляд, применение исследовательской деятельности на уроках истории и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 обществознания сближает учителя и ученика, дает возможности для их дальнейшего творческого взаимодействия.
Список литературы
1. Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/09/21/tekhnologiya-issledovatelskogo-obucheniya-na-urokakh-istorii-i (дата обращения: 14.03.2017)
2. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе// Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 3-7.