Научная статья на тему 'Событийный и личностно-деятельностный подходы к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся'

Событийный и личностно-деятельностный подходы к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УЧАЩИЙСЯ / ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / СОБЫТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCY OF SOCIAL COOPERATION / STUDENTS / METHOD OF APPROACHING / PERSONALITY / EVENT / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванаевская Е. А.

В статье обосновано предназначение событийного и личностно-деятельностного подходов к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT-DRIVEN AND PERSON-ACTIVITY METHOD OF APPROACHING TO FORM THE COMPETENCE OF SOCIAL COOPERATION OF THE STUDENTS

The article gives the reason of event-driven and person-activity method of approaching to form the competence of social cooperation of the students during out-of-school activity.

Текст научной работы на тему «Событийный и личностно-деятельностный подходы к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся»

УДК 371

СОБЫТИЙНЫЙ И ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

© 2011 Е.А.Иванаевская

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья поступила в редакцию 11.10.2011

В статье обосновано предназначение событийного и личностно-деятельностного подходов к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: компетентность социального взаимодействия, учащийся, подход, личность, событие, деятельность.

Решение важной социально-педагогической проблемы формирования компетентности социального взаимодействия учащихся затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современной социальной ситуации востребуется социально компетентный человек, который, понимающе познавая социальные преобразования, находит свое место в социальной инфраструктуре и территории проживания. Эта многоаспектная проблема со всей очевидностью отражает необходимость создавать условия для того, чтобы учащиеся не просто овладевали знанием о социальной инфраструктуре государства и территории проживания, о нормах социального поведения, о различных способах социального взаимодействия и др., но, стремясь к взаимодействию и контактам со сверстниками и взрослыми, к обмену опытом, к оказанию помощи в процессе сотрудничества, выстраивали целевую иерархию социального взаимодействия, анализировали социальную ситуацию, разрабатывали планы взаимодействия, проектировали и реализовывали их в деятельности под знаком взаимопонимания, выводящего учащихся на понимание добра, долга, ответственности, свободы, справедливости в ситуации социального взаимодействия с людьми.

Постановка и возможное решение этой проблемы удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики, запросы общества в социально компетентных людях. Решение задачи формирования компетентности социального взаимодействия учащихся требует реализации адекватных ее содержанию подходов и принципов. Анализ научной литературы показал на

Иванаевская Елена Александровна, старший научный сотрудник Самарского регионального Центра гражданского образования. E-mail: elena. ivanaevskaja@gmail. com

наличие подходов, на основе которых может быть основан процесс формирования компетентности социального взаимодействия учащихся во внеурочной деятельности. Подход задает обобщенное видение предмета исследования, стратегию и направленность научной и практической деятельности учителя. Подход, как подчеркивает Э.Г.Юдин, есть точка зрения, с которой рассматривается объект изучения <...> есть понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования1. Е.Н.Степанов и Л.М.Лузина считают, что подход - это ориентация исследователя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности2.

Осмысление представленных выше точек зрения ученых относительно понимания ими понятия «подход» показывает, что общим во взглядах ученых является то, что конкретный подход, позволяя достигать сформированную исследователем цель, определяет стратегию его деятельности, которая реализуется в адекватной ей позиции исследователя. При выборе научных подходов и принципов мы опираемся на раскрытые выше теоретические положения о компетентности социального взаимодействия как личностного образования учащихся, о содержании ее структурных компонентов. Таким подходами в нашем исследовании являются системный, ценностный, событийный и лично-стно-деятельностный подходы. В данной статье раскрывается предназначение событийного и личностно-деятельностного подходов к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся.

1 Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: 1997. - С.69.

2 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: 2002. -С.83.

Идея «событийного подхода» в образовательном процессе возникла как планирование жизненного пути человека (Е.И.Головаха, А.А.Кроник)3. В ряде исследований (Д.В.Григорьев, Л.И.Новикова) событийный подход рассматривается с позиции работы с проблемами воспитания, отражающих ракурс жизненных проблем. В большинстве исследований событийный подход противопоставляется мероприя-тийному подходу. Так, Д.В.Григорьев отмечает, что важным моментом качественного преобразования воспитательного процесса может стать переориентирование деятельности учителя с мероприятийного подхода на событийный, ха-растеризующийся наличием ярких, эмоционально насыщенных, лично и общественно значимых дел, где событие - это «ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании ребенка»4. В.В.Сериков рассматривает событие как субъективное переживание, а не мероприятие, хотя последнее может и должно становится для детей событием. Событие - это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, - подчёркивает учёный, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их5. В.И.Слободчиков, отмечает, что «со-бытие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности»6. Воспитание во внеурочное время в современной школе может и должно быть понято как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере совместного бытия (со-бытия), как пишет Д.В.Григорьев7.

Реализация событийного подхода к формированию компетентности социального взаимодействия учащегося обеспечивает воспитательно-развивающий характер со-бытия, которое наполняет их опыт сотрудничества, взаимодействия. «Взрослый, - пишут В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, - входит в со-бытие как живой но-

3 Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - М.: 2008. - С.45.

4 Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В.Григорьев, ред. Е.И.Соколова. - Пермь: 2001. - С. 77 - 88.

5 Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: 1999. - С.88.

6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособ. для вузов. - М.: 2000. - С.138.

7 Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как

событие // [Электронный ресурс] Режим доступа:

http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc -

С. 1 (Дата обращения 11.10.2011).

ситель существующей возрастной стратификации, символизации мира и его духовных смыслов, которые оказываются для него особой матрицей тех действий, с помощью которых он и самоопределяется в со-бытии. В свою очередь, ребенок вначале входит в со-бытие своей органичностью (живой пластичностью), можно сказать - предельной неопределенностью, неза-данностью того или иного способа бытия, неза-данностью своих способностей, а тем самым -максимально несвободным (еще некому быть свободным), жертвой внешней и внутренней стимуляции, «чистой» потенциальностью (даже «тело» еще не оформлено, есть только телесность). Требуется длительный процесс конвергенции, сворачивания «чистой» потенциальности в точку (обретение души), с которой только и возможно становление авторства и универсальность само-развития. Собственно говоря, во встрече, в со-бытии пластичной органичности ребенка и действенной программы взрослого и начинается становление индивидуальных способностей (как содержаний индивидуальной психики), происходит обретение все большей свободы от своей незаданности и все большей свободы для своей собственной укорененности в человеческом сообществе»8. Внеурочная деятельность учащихся, обеспечивающая формирование компетентности социального взаимодействия, с точки зрения событийного подхода предстаёт диалектическим единством ярких, запоминающихся событий и повседневности с ее будничным, но не менее важным содержанием и делами.

Анализ научной литературы показывает, что логика формирования компетентности социального взаимодействия учащегося в рамках событийного подхода вписывается в разработанную Ю.В.Громыко типологию со-бытия. Данная типология представлена импринтинговыми, экс-пликативными и личностно-образующими общностями. В случае импринтинговой общности входящая в нее личность прикрепляется к содержанию и формам, носителями которых является данная общность, как к внешнему стимулу. В экспликативной общности личность как бы обнаруживает и вскрывает для себя в более развернутой и выявленной форме те фрагменты содержания и смысла, которые были ей известны, но не существовали для нее и не осознавались ею в полной мере. Более того, она одна и неспособна вырабатывать подобные смыслы, для этого ей и необходима данная общность. В личностно-образующей общности личность впервые вырабатывает или вскрывает те смыслы и содержания, которые образуют

8 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии..... - С.181.

основу ее мира. Для личности как бы впервые «вспыхивает» план реальности, из которого она может черпать энергию собственного кон-ституирования9.

Осмысление идей Ю.В.Громыко о типах общностей, в которые входит личность, показывает, что в процессе формирования компетентности социального взаимодействия учащихся первостепенное значение приобретает организация вхождения школьников личностно-образующую бытийную общность, из которой они черпают цели социального взаимодействия, социально-преобразующей добровольческой деятельности, выводящей их в сферу мировоззренческого осмысления социальной действительности и ее противоречий. Однако, поскольку со-бытийная общность не организуется, а «выращивается», следует, как отмечает Ю.В.Громыко, учитывать, что одна и та же группа людей для человека может последовательно выступить импринтинговой, эксплика-тивной и, наконец, личностно-образующей общностью10.

Другими словами, тематика и содержание событий, в которые будут включаться учащиеся должны носить эволюционный характер, что позволит, с нашей точки зрения, упорядочивать и нормализовать смыслы социального взаимодействия школьников. Упорядочивание и нормализация смыслов требует поэтапного включения школьников в импринтинговую, эксплика-тивную личностно-образующую общности. В рамках импринтинговой общности школьники познают содержание и формы деятельности ее субъектов. В рамках экспликативной общности сознание школьников «обращает внимание» на известные, но еще в полной мере не укоренившиеся в «утаенном плане сознания» ценности, на содержание социального взаимодействия деятельности, которое также еще не осознается в полной мере. В рамках личностно-обра-зующей общности школьники вырабатывают такие смыслы, которые помещаются в «утаенный план сознания». Их сознание не столько «обращает внимание» на ценности, сколько «знает» эти ценности, которые они способны востребовать при создании программ и проектов созидательной деятельности, социального взаимодействия. При этом сознание школьников «распознает» значение ценностей и, делая объектом своих размышлений и самое себя, и отношение к миру, к событиям, оно (сознание) «превращает объективное отражение бытия в

9 Громыко Ю.В.- Цит. по: Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.lexed.ru /pravo/journ/0107/grig.doc - С. 2 (11.10.2011).

10 Там же. - С. 3.

его осмысленное отражение, «очеловеченное» понимание»11.

Итак, событийный подход к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся, будучи связанным с созданием сети взаимосвязанных педагогических событий, обеспечивает упорядочивание и нормализацию смыслов социального взаимодействия учащихся через поэтапное их включение в импринтинго-вую, экспликативную личностно-образующую общности, позволяющее (поэтапное включение) а) через формирование представлений школьников о содержании и формах деятельности общности (когнитивный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся) развивать стремление школьников к взаимодействию и контактам с ее субъектами, к анализу способов, форм своего сотрудничества и взаимоотношений с ними (мотивационный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся); б) через включение в социальное взаимодействие в рамках деятельности общности (деятельностный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся) развивать способность школьников наделять смыслом реализуемые общностью ценности в целом и ценности, определяющие содержание со-бытия в конкретный момент социального взаимодействия (аксиологический компонент компетентности социального взаимодействия учащихся). Это и есть то новое, которое мы привносим в понимание событийного подхода. В этом нам видится его предназначение к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся.

Перед нами встает задача формирования способности учащихся к рефлексии содержания деятельности общности и ее ценностей, к рефлексии на себя, взаимодействующего с общностью. В такой рефлексии заложена возможность осознания школьниками со-бытия как совместного бытия с общностью, ее субъектами и людьми. Осуществляя рефлексия, выполняющую ценностно-ориентационную функцию, школьник «выступает для себя и как объект управления (как Я - исполнитель), и как субъект управления (как Я - контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия»12.

Обоснуем предназначение личностно-дея-тельностного подхода к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся. Согласно личностно-деятельностному под-

11 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С.157.

12 Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи,

концепции, взгляды. / Сост.: Кулюткин Ю.Н., Сухоб-ская Г.С. - СПб.: 1996. - С.51.

ходу, личность учащегося рассматривается как субъект деятельности; цели, содержание и приёмы обучения и воспитания обусловлены потребностями и интересами учащегося, а также его индивидуально-психологическими особенностями. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в трудах Б.Г.Ананьева, Д1.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, где личность человека рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. И.А.Зимняя выделяет ряд характеристик личностно-деятельностного подхода, имеющих параллели с методами и подходами социального воспитания учащихся, ориентированных на субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе13.

Личностно-деятельностный подход к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся предполагает, что социальное взаимодействие осуществляется в процессе собственной активности, направленной на взаимодействие с окружающим миром, на овладение знаниями о социальной инфраструктуре государства и территории проживания и др. (когнитивный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся), обеспечивающей овладение опытом социального взаимодействия и социально-преобразующей добровольческой деятельности (деятельностный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся), развитие стремления школьников к осуществлению социального взаимодействия (мотивационный компонент компетентности социального взаимодействия учащихся), к реализации ценностей в социальном взаимодействии (аксиологический компонент компетентности социального взаимодействия учащихся).

В соответствии с идеей единства личности и деятельности формирование личности происходит посредством передачи опыта культуры, социального опыта, способов деятельности. Лич-ностно-деятельностный подход означает взгляд на образовательный процесс в школе с позиций теории деятельности, что предполагает организацию данного процесса в виде интенсивной, усложняющейся работы.

Личностно-деятельностный подход к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся, направленный на организацию субъектно-субъектного социального взаимодействия учащегося со сверстниками и взрослыми, во-первых, обеспечивает самореализацию; во-вторых, стимулирует социальную ак-

13 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: 2001. - С. 64.

тивность учащегося по решению проблемных задач в рамках равнопартнёрских, доверительных отношений с людьми, которое удовлетворяет их интересы и намерения.

Личностный компонент личностно-дея-тельностного подхода заключается в том, что всё обучение и воспитание строится с учётом прошлого опыта учащегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном социальном взаимодействии. Содержание обучения «преломляется» через личность учащегося, через его мотивы, ценностные ориентиры, цели, интересы, перспективы и т.п. Личность находится в центре социального взаимодействия, обучения и воспитания, образования. Соответственно, образование центрируется на учащемся, на его личности, становится антропоцентрическим по целям, по содержанию и формам организации.

Деятельность как форма активного социального взаимодействия учащегося с окружающим миром направлена на преобразование природной и социальной действительности, которая является необходимым условием развития человека; в процессе социального взаимодействия познается действительность, приобретается жизненный опыт, вырабатываются знания, формируются умения (Г.А.Атанов)14. Деятель-ностный компонент личностно-деятельностного подхода создает условия для овладения образцами и способами мышления и деятельности, для развития познавательных сил школьника. Личностно-деятельностный подход к формировании компетентности социального взаимодействия учащихся обеспечивает единство личностного и деятельностного его компонентов, поскольку школьник выступает субъектом социального взаимодействия.

Итак, личностно-деятельностный подход к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся, будучи связанным с развитием способности школьника «занимать определенную позицию»15, обеспечивает развитие личностного опыта социального взаимодействия школьника а) через реализацию механизмов образования личностного опыта социального взаимодействия (рефлексия, переживание, ценностные отношения, мотивы деятельности) развитие смысловой сферы сознания; б) через актуализацию личностного опыта социального взаимодействия учащегося на основе диалога или полилога осознание значения совместного опыта социального взаимодействия; в) через

14 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. -Донецк: 2001. - С.8.

15 Рубинштейн С.Л.- Цит. по: Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: 2008. -С.161.

выполнение школьниками адекватных содержанию социального взаимодействия ролей осуществление социальных действий, основанных на собственных ценностных представлениях и касающихся других субъектов (их интересов, жизненных проявлений), приводящих к обмену

с ними ценностями и результатами деятельности. Это и есть то новое, которое мы привносим в понимание личностно-деятельностного подхода. В этом нам видится его предназначение к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся.

EVENT-DRIVEN AND PERSON-ACTIVITY METHOD OF APPROACHING TO FORM THE COMPETENCE OF SOCIAL COOPERATION

OF THE STUDENTS

© 2011 E.A.Ivanaevskaya°

Samara Regional Institute of professional skills improvement and retraining of education employees

The article gives the reason of event-driven and person-activity method of approaching to form the competence of social cooperation of the students during out-of-school activity.

Key words: competency of social cooperation, students, method of approaching, personality, event, activity.

Elena Aleksandrovna Ivanaevskaya, senior staff scientist of Samara regional Centre of civil education. E-mail: elena. ivanaevskaja@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.