УДК 159.92
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕВЕНЦИИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
© 2015 З.К.Давлетбаева
Сибайский институт Башкирского государственного университета
Статья поступила в редакцию 21.01.2015
В статье определены теоретические подходы и принципы, раскрывающие концептуальную линию модели превенции асоциального поведения учащегося. Даны определения понятий: «профилактика», «превенция», «асоциальное поведение».
Ключевые слова: превентивный, личностно-ориентированный, событийный, деятельностный, подход.
Асоциальное поведение представляет собой достаточно сложный феномен не только в плане его структурного анализа, но и в плане его содержательного аспекта изучения. Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, позволил выделить наиболее существенные ее признаки: 1) Асоциальное поведение носит осознанно-умышленный характер прямого воздействия на личность. 2) Асоциальное поведение это любая форма активности человека, направленная против личности: от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений. 3) Асоциальное поведение предполагает попрание моральных, правовых, политических и организационно-профессиональных норм. 4) Асоциальное поведение включает в себя агрессивное, аморальное, делинквентное и криминальную формы поведения. 5) Асоциальное поведение как субъективная иерархия социальных установок конкретной личности, противоречащая сложившейся системе социальных норм общества. 6) Асоциальное поведение как нарушение способов реагирования и социального взаимодействия конкретной личности с окружающей средой.
Таким образом, под асоциальным поведением мы понимаем субъектно-деструктивную активность человека, направленную на удовлетворение потребностей человека путем социально-неприемлемых форм поведения, характеризующееся преднамеренным и осознанно-умышленным характером прямого воздействия на личность, противоречащее сложившейся системе социальных отношений общества, и проявляющееся в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений.
В настоящее время констатируется огромный перечень биологических и социально-психологических факторов способствующих возникновению асоциального поведения. Так, например одним из факторов асоциального поведения является неполноценность нервной системы, которая проявляется в следующих, наиболее часто встречающихся формах: нервные нарушения у детей, психическая неустойчивость, повышенная аффективная возбудимость, расторможенность влечений, задержка психического развития1.
Основными социально-психологическими факторами возникновения асоциального поведения учащихся являются: нестабильная социально-экономическая ситуация в стране, смещение нравственных ценностей на меркантильные, негативное влияние средств массовой информации, безработица, бедность семьи, нарушение семейного воспитания и многие другие. Формальное воспитание в современной школе также негативно отражается на личностном развитии учащихся. В большинстве случаев воспитательное воздействие ограничивается «поучительно-монологичными» назиданиями и «отчитыванием» учащихся за плохое поведение.
В частности, плохое поведение ученика порождает враждебную или защитную реакцию взрослых, а критическая оценка учеников приводит к еще большей раздражительности, в то время как взрослый становится все более недовольным его поведением. Учителю важно снять противостояние и задаться вопросом «Что нужно ребенку?»2.
Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru
1 Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: учеб. пособ. - Ч.1. Факторы формирования девиантного поведения / В.А.Пятунин. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. - 142 с.
2 Леванова, Е.А. Эмоциональное образование как основание профилактики саморазрушающего поведения / Е.А.Леванова, Л.В.Тарабакина // Образование личности - 2013. - №1. - С. 18 - 24.
Без знания личностных и индивидуальных особенностей учащихся, взрослым трудно перестроить свое отношение к ученику, преодолеть выработанный «стереотип» в отношениях. Эти, и другие причины, отталкивают детей от школы, они не только не формируют нравственные основы их личностного развития, но и становятся одной из причин порождающих асоциальное поведение учащихся. Часто происходит так, что школа, под любыми предлогами избавляется от «неудобного» ученика, у которого появились сложности в поведении.
В связи с вышеизложенными проблемами в настоящее время все большую остроту приобретает вопрос, связанный с психологическими аспектами обеспечения превенции и профилактики асоциального поведения учащихся в условиях образовательных систем.
Начиная с 80-х годов прошлого века и по настоящее время, в концептуальных положениях отечественных авторов изучающих проблему предупреждения асоциального поведения, четко прослеживаются следующие направления: профилактический (Р.В.Овчарова3, А.Д.Гонеев4, Н.И.Лифинцева5, Н.В.Ялпаева6, и др.); профилактический и превентивный (М.А.Алемаскин7, С.А.Беличева8, Е.А.Горшкова9, В.Г.Соловьянюк-Кротова10, и др.); превентивный (Е.А.Горшкова11,
3 Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. - М.: «Сфера», 2001. - 480 с.
4 Основы коррекционной педагогики: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; под ред. В.А.Сластенина. - 2 -е изд., перераб. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.
5 Основы коррекционной педагогики: .... - С. 219.
6 Основы коррекционной педагогики: .... - С. 122.
7 Алемаскин, М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних / М.А.Алемаскин // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Сб. науч. трудов. - Тюмень: ТГУ, 1985. - 92 с.
8 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А.Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. - 235 с.
9 Горшкова, Е.А. Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе как средство перевоспитания трудновоспитуемых подростков / Е.А.Горшкова // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Сб. науч. трудов. - Тюмень. 1985. - 92 с.
10 Соловянюк-Кротова, В.Г.Стратегии профилактики
девиантного поведения старшеклассников [Электрон-
ный ресурс] / В.Г.Соловянюк-Кротова // Информацион-
ный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. -
№ 2. - Педагогика. Психология. - Режим доступа:
ЫЦр:// www.zpu-ioumal.ru/e-zpu/2010/2/Solovianiuk-
К^руа/
И.В.Дубровина12, В.М.Минияров13, В.А.Ельцова14, А.Л.Нелидов15, Т.Т.Щелина16 и др.).
Психолого-педагогические концепции предупреждения позволяют рассматривать психологическую превенцию асоциального поведения учащихся на уровне взаимодействия субъект-субъектных отношений, как учитывающую цели, задачи, интересы и потребности субъекта. Анализ работ современных отечественных авторов по проблемам предупреждения асоциального поведения, способствовал выявить основные направления в организации профилактической работы и создать ее дефиницию.
Таким образом, под профилактикой асоциального поведения мы понимаем воздействие на образовательную среду с целью создания психологических условий снижающих вероятность возникновения тех или иных трудностей в поведении учащихся, опосредованное повышением психологической культуры всех субъектов образовательной среды.
Превенция асоциального поведения представлена нами как комплекс мер психологического воздействия на личность учащегося всеми членами образовательной среды, включенными в коррекционную деятельность, основанную на глубоком понимании того, что такая деятельность должна строится на антиципации, позволяющего предвосхищать, предупреждать и прогнозировать пути вывода учащегося из ситуации асоциального поведения17.
При создании процессуальной модели превенции асоциального поведения учащихся мы основывались на основные ее положения: превентивный, личностно-ориентированный, событийный и деятельностный подходы. Содержание
11 Горшкова, Е.А. Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе .. - С.18 - 23. - С.18.
12 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. -160 с.
13 Минияров, В.М. Программа образовательного учреждения сопровождения (для педагога и психолога) /
B.М.Минияров, В.А.Ельцова. - Самара: Городское управление образования, 2006. - 23 с.
14 Минияров, В.М. Программа образовательного учреждения сопровождения.. - С. 23.
15 Профилактика формирования асоциальных групп в школе (психолого-педагогический аспект) / А.Л.Нелидов, Т.Т.Щелина // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - № 4. - С.37 - 47.
16 Профилактика формирования асоциальных групп в школе ... - С.37- 47. - С. 37.
17 Давлетбаева, З.К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект / З.К.Давлетбаева // Вестн. С-Петерб. ун-та. - 2013. - Сер. 12. - Вып.1. -
C. 3 - 10.
превентивного подхода основано на учете антиципации. Данный подход основан на закономерностях: прогнозирования, способствующее действовать и принимать педагогические решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении будущего поведения учащихся; выстраивания воспитательной деятельности на основе знаний о личностных и индивидуальных особенностях учащихся; регулирования воспитательного воздействия в соответствии с заданными параметрами про-социального поведения (оптимальная модель поведения) учащихся.
Процесс воспитания с учетом опережающей информации о причинно-следственных отношениях относительно перспективного развития поведения учащихся будет способствовать формированию антиципации взрослых участников образовательного пространства. Обучение и воспитание, как процесс образовательно-воспитательной деятельности, всегда предполагает «зону ближайшего развития»: перспективу, планомерность, выраженность во времени. Тем не менее, если обучение, опосредованное четко обозначенным результатом имеет конкретные и ясные пути решения ее задач, то в случае воспитания учащихся, современные педагоги не всегда владеют арсеналом необходимых методов достижения ожидаемой цели воспитания.
Превентивный подход предполагает выстраивание модели с учетом антиципации, когда взрослые участники образовательной среды, вооруженные знаниями о личностных и индивидуальных особенностях ребенка, соразмеряя их с точными критериями оценки результата воспитания, предупреждают его асоциальное поведение.
Значимость превентивного подхода для моделирования процесса собственно превенции асоциального поведения учащихся состоит в том, что позволяет решать следующие задачи: 1) формирование антиципационных способностей у взрослых субъектов образовательной деятельности в решении конкретной прогностической задачи; 2) осуществление подбора средств и методов в соответствии с возможностью получения опережающей информации о будущем состоянии, перспективах и тенденциях развития тех или иных объектов и явлений на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии; 3) осуществление подбора психологических методик способствующих не только констатировать те или иные психологические факты, но и позволяющие раскрыть следствия; 4) развитие рефлексивной сферы субъектов образовательной
деятельности, что позволяет наиболее эффективному взаимодействию с учащимися.
В представленной модели антиципация, как познавательная деятельность субъектов образовательной деятельности, направленная на прогнозирование поведения учащихся, может стать эффективным при определенных условиях, а именно: 1) Знание учителем сущности, специфики и форм прогнозирования (предчувствия, предвидения, предсказания), места выполняемых им функций в деятельности учителя. Профессиональная прогностическая компетентность базируется на научной картине мира и специальных знаниях, является предметом целенаправленного формирования в процессе подготовки профессионала. 2) Наличие у учителя глубоких теоретических знаний индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей своих учеников (характера, темперамента, способностей, уровня обученности, воспитанности, потребностей, интересов, мотивов, жизненных планов), их прошлого, настоящего и будущего, служащих основанием для прогнозирования и выступающих базой для конструирования и принятия решений о педагогическом воздействии. 4) Сформированность у учителя рефлексивных процессов, способности сопереживать эмоциональному состоянию учеников через отождествление себя с ним.
Превентивный подход в предлагаемой нами модели основан на двух принципах. В контексте принципа опережения лежит важная стержневая линия работы педагога-психолога, в силу которого и будет зависеть результативность ее применения: это способствование изучению взрослых субъектов образовательного пространства индивидуально-типологических и характерологических особенностей учащихся и формированию культуры взаимоотношений и взаимодействия с ними. Без соответствующих психологических знаний не может быть и «опережения».
Осуществляя прогнозирование асоциального поведения, необходима исчерпывающая информация: 1) во-первых: об особенностях проявления и форм асоциального поведения учащихся в школе; 2) во-вторых: об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления; 3) и, в-третьих: о характерологических особенностях каждого учащегося.
Превенция - это организация сейчас того, что в последующем даст положительный эффект и предупредит отрицательный. Исходя из вышесказанного, в основу превентивного подхода опосредованной прогнозированием поведения
учащихся должен быть положен принцип собственно опережения.
Следующий принцип, рассматриваемой в контексте превентивного подхода, обозначен как принцип единства диагностики и коррекции развития18. Данный принцип предполагает, что коррекционная работа будет строиться на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития. Предлагаемая нами модель базируется и на лич-ностно-ориентированном подходе, который связан с конкретным объектом прогнозирования -личностью учащегося.
Категория личности выступает основополагающей и центральной в превентивной модели. Без знания и понимания учителем структурных компонентов личности невозможно построить любое конструктивное общение. Поведение непосредственно обусловлено личностью, ее структурными компонентами, в частности моральными установками, убеждениями, нравственными принципами и отношениями, сложившимися в процессе жизни и деятельности. Поэтому социальная направленность поведения напрямую зависит от динамики формирования функциональных и системных структур личности учащегося.
Личностно-ориентированный подход позволяет рассматривать личность как целостный, динамично структурированный концепт, способствующий выработке полноценной характеристики поведения, причин его возникновения и видения решения круга психологических проблем в контексте превенции асоциального поведения учащегося. Он также позволяет четко и информативно устанавливать причинно-следственные отношения ожидаемых результатов поведения в соответствии с личностными особенностями учащегося, соотносить личностные особенности учащегося с параметрами его поведения.
Поведение есть сложная, неоднозначная категория. Например, сложность его анализа может состоять в том, что тот или иной поступок может иметь ситуационный характер. Это можно объяснить тогда, когда субъект поступает так или иначе в зависимости от неоднозначно сложившейся ситуации, а не в силу сложившихся его личностных данных, предопределяющие четкую перспективу его поведения, в зависимости от сформированности его нравственных устоев.
18 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми ...- С.17 - 20. - С.17.
Другим примером может стать ситуация, когда один и тот же поступок у учащихся может иметь совершенно противоположные мотивы. Именно поэтому, учет личностных особенностей учащихся позволит учителю увидеть первопричину будущей модели поведения учащегося и создать условия успешной его коррекции.
Знания личностных и индивидуальных особенностей учащихся позволит учителю очерчивать новые конкретные педагогические цели и задачи для всего классного коллектива и каждого ученика. Психолог способствует учителю использовать соответствующие методы в процессе воспитания. Данный подход предоставляет учителю не только возможность наблюдать, как прогрессирует ученик, но и планировать дальнейшую работу в соответствии с полученными знаниями.
В построении превентивной модели важными теоретическими предпосылками относительно реализации ключевых идей личностно-ориен-тированного подхода явились положения В.М.Миниярова. Как подчеркивает автор, важное место занимает стадия предварительного изучения детей, где выясняются основные положительные и отрицательные качества и свойства личности. Уточняющая стадия позволяет определить основные мотивы отклонений в поведении. На последней стадии по поступкам, совершаемым ребенком в различных видах деятельности, можно поставить окончательный диагноз. Однако в настоящее время в педагогической практике преобладает путь распознавания отклонений по явным признакам. Такое распознавание отклонений чаще всего осуществляется на этапе, когда они приобретают устойчивый характер19.
Использование личностно-ориентированного подхода в процессе превенции предполагает соблюдение таких принципов как принцип индивидуализации и принцип типологизации.
Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают одну личность от другой. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. К сожалению, в современной школе учитель
19 Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М.Минияров. - М.: Московский психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
в большей степени ориентируется на «массу», им очень трудно разглядеть индивидуальность каждого ребенка.
Таким образом, необходимость реализации принципа индивидуализации на основе лично-стно-ориентированного подхода исходит из понимания того, что существует множество людей с различными заболеваниями, которыми они обладают, поэтому к каждому нужно подходить индивидуально, зная все его патологические стороны. Принцип индивидуализации есть ориентация на конкретного человека, его проблемы, а не на «человека вообще», способствующий только его целостно-обобщенному представлению. В то же время мы используем личностно-ориентированный подход, с целью подбора средств и методов, для того чтобы учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учащихся дает возможность учителю: 1) выбрать оптимально соответствующие формы взаимоотношений с учащимся в процессе учебной деятельности; 2) прогнозировать будущее поведение учащегося; 3) гуманизировать учебно-воспитательный процесс исходя не от желаемых нормативных требований, а прежде всего от реального состояния и возможностей учащихся.
Принцип индивидуального подхода в превентивной модели предполагает учет индивидуальных черт характера, темперамента и способностей учащегося, не только чтобы понять внутренние побудители и мотивы его поведения, но и находить конструктивные формы взаимодействия с ним. Опора на знание индивидуальных особенностей личности учащихся позволит создать оптимальные социально-психологические условия, опосредованные особой системой отношений с ребенком, которые создадут предпосылки к формированию у него волевых качеств, позитивного отношения к учебе, адекватного отношения к самим себе, к окружающим людям.
Трудности в развитии ребенка возникают тогда, когда ему не были созданы соответствующие условия, которые позволили бы ему развить необходимые качества. Так, учителя, имея арсенал глубоких знаний индивидуально-типологических особенностей детей, имеют возможность применить конкретные приемы и методы для создания особой среды для конкретного учащегося. Это способствует тому, что учитель способен самостоятельно вести коррекционную работу при условии постоянного отслеживания результатов своей деятельности. Центральным в содержании определенной совокупности личности качеств является характерологическое свойство, которое приобретает свое симптоматиче-
ское значение при наделении его оценочными признаками, по которым и составляется типический образ отклоняющегося от нормативного поведения.
Одними из эффективных составляющих кор-рекционного воздействия являются социально-психологические типы личности, сформированные под влиянием того или иного стиля семейного воспитания. Автором оригинальной методики является профессор, доктор педагогических наук В.М.Минияров. С помощью стилей семейного воспитания автором полностью прослеживается детерминированный процесс развития ребенка, позволяющий увидеть причинно-следственные связи, устанавливающиеся в процессе семейного воспитания или учебно-воспитательной деятельности20.
Одним из важных преимуществ является построение целостного психологического портрета, раскрывающего индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в глубоких и тонких описаниях характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств или недостатков того или иного социально-психологического типа личности. Составленный портрет ребенка позволяет выстроить коррекционную программу с учетом перспективы дальнейшего развития личности ребенка. Знание социально-психологического типа, основанного на учете характерологических особенностей школьника, способствует учителю полноценно организовать процесс воспитания, а при необходимости и перевоспитания отдельных учащихся.
Концептуальную основу событийного подхода в превентивной модели составляет феномен «эмоционального включения» учащегося в жизненные события. Отношение к людям, к миру, к себе, а также последующее его отражение в поступках человека, предопределяется не только когнитивным осмыслением, но в первую очередь, сложной гаммой чувственного «проживания» жизненных ситуаций, которое подводит его к смысловым единицам направляющее его поведение в общее стратегическое русло. Событийный подход в нашей модели представлен двойным значением: жизненное событие, запланированное или стихийное, ситуационное, заданное внешними обстоятельствами и предопределенное ими, имеющее внутреннее событийное значение для учащегося. Психологическая значимость событийного подхода предопределяется обретением новых ценностных ориентиров в поведении.
20 Минияров, В.М. Психология семейного воспитания.... - С. - 18.
Коррекция поведения учащегося не может быть основана только на основе когнитивного уровня, без участия «эмоционального проживания» значимых событий. Например, невозможно, привить ребенку моральные чувства только на основе рассуждений («Будь совестливым» или «Будь человечным»). Для него важно эмоционально прожить ситуацию, осмыслить, понять и принять ее как истинно человеческую данность. Например, для тревожного учащегося, который привык быть «изгоем» в классе, неожиданным событием может стать похвала, моральная поддержка учителя.
Любое поведение основывается на определенных, сложившихся в онтогенезе моральных принципах и ценностях. Подведение же социальной направленности поведения учащегося к просоциальному руслу, в большей степени, может быть сформирован через эмоциональный компонент. Это наиболее глубокий пласт психики, который затрагивает всю остальную психическую сущность. Событийный подход в нашей модели реализуется не только через создание запланированных школьных и внешкольных событий, но и подразумевает что события могут разворачиваться стихийно (на основе антиципации взрослых субъектов образовательной деятельности), заданные самой школьной или внешкольной ситуацией (создание ситуации глубокой смысловой рефлексии достигнутых результатов, конфликт и умелое его разрешение, ситуация открытого обсуждения, создание ситуации для психологической и физической нагрузки учащегося и т.д.). Данный подход осуществляется в процессе коррекционной деятельности всеми взрослыми субъектами образовательного процесса, включая родителей.
Событийный подход в превентивной модели предполагает соблюдения двух принципов: принципа своевременности и непрерывности. Принцип своевременности предполагает своевременную реализацию необходимых мероприятий, направленных на личностное развитие учащихся, и, в первую очередь, детей находящихся в зоне риска, испытывающим определенные трудности в обучении, поведении и самочувствии.
Своевременное планирование мероприятий предотвращает не только усиление развития негативных свойств личности, но и способствует эффективной психокоррекции проблемных зон учащихся, а также служит барьером для возникновения негативных отклонений в личностном развитии здоровых детей. Принцип непрерывности базируется на положении о том, что личностное развитие учащегося находится в посто-
янном развитии, и требует от взрослых беспрерывного психолого-педагогического сопровождения, построенных на четко обоснованных его принципах, целях и задачах. Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает целенаправленное воздействие, способствуя естественному развитию личности школьника. Непрерывное сопровождение ориентирует педагогов на постоянное, а не случайное владение целостной информацией о личностных и индивидуальных особенностях учащихся, направленности его поведения, что способствует устанавливать причинно-следственные отношения изменения динамики параметров психолого-педагогического статуса школьника.
Для конструирования стратегии взаимодействия администрации с субъектами образовательной деятельности с целью организации превенции асоциального поведения учащихся нами был использован деятельностный подход.
Основная идея деятельностного подхода в превенции связана с пониманием деятельности как организации создания необходимых условий для становления и развития субъектности учащегося: творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, а также для выработки алгоритма социально приемлемого поведения учащихся, в спектре его творческого развития.
В превентивной модели деятельностный подход, также как и вышеприведенные подходы, представлен в коррекционном аспекте. Учет деятельностного подхода обусловлен следующими закономерностями нормального хода развития в онтогенезе: реализация индивидуальных способностей через включение учащегося в кружки и другие виды внеучебной деятельности; включение ребенка в процесс творческой деятельности способствует самореализации, развитию его способностей; учет деятельностного подхода в целях повышения мотивации учебной деятельности, в частности учащихся «группы риска».
Учебная деятельность является одним из главных факторов в формировании таких важных личностных компонентов ребенка, как мотивы, направленность, в целом его социализации. В случае школьной неуспеваемости учащегося рекомендуется вовлечение в продуктивный вид деятельности, тем самым способствуя повышению его самооценки. Создание данной ситуации, как правило, позволит положительно отразиться и на успешность учебной деятельности ребенка.
Мы исходим из позиции, что включенность в деятельность позволяет учащемуся реализовать «творческую энергию», проявить индивидуальные качества и способности, тем самым способствуя активному ему самоутверждению. Творческая деятельность, опосредованная индивидуальными склонностями и способностями, позволяет ребенку направить излишек активной энергии в творческое русло, которое при отсутствии необходимых условий может трансформироваться в различные формы асоциального поведения.
Реализация деятельностного подхода основана на принципах организации совместной деятельности детей и взрослых и подхода к коррекци-онной работе к каждому ребенку как одаренному. Суть первого принципа заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте превенции асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях.
Данный принцип позволяет оценить мотива-ционную сторону поведения, определить социальную направленность личности учащихся. Включение учащегося в деятельность способст-
вует проявлению и кристаллизации его индивидуальности, развитию задатков и творческих способностей, самостоятельности и активности, тем самым обеспечивая продуктивную линию личностного развития.
Принцип подхода к коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному означает, что дети, с которыми проводится психокорекцион-ная работа не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы21.
Таким образом, разработанные нами теоретические подходы, основанные на концептуальных идеях отечественных авторов, раскрывают концептуальную линию превенции асоциального поведения учащегося, что способствует реализации парадигмы важнейших ее теоретико-методологических основ.
В первую очередь, предложенная модель требует переструктурирования работы классных руководителей, социальных педагогов и других субъектов образовательной деятельности. Практика показывает, что все привыкли работать по стандарту, новое же вызывает у них сложности. Особая сложность возникает в преодолении административных и финансовых барьеров.
21 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми ...- С.17 - 20. - С.18.
A CONCEPTUAL MODEL FOR PREVENTION OF STUDENTS' ANTI-SOCIAL BEHAVIOR
© 2015 Z.K.Davletbaeva°
Sibai Institute Bashkir State University
The paper defines theoretical approaches and principles that reveal a conceptual model line prevention of a student's antisocial behavior. Such terms as «prevention», «prevention», «antisocial behavior» are defined. Keywords: preventive, student-oriented, event, activity, approach.
Zinfira Kinyabulatovna Davletbaeva, Candidate of psychology, Associate professor of Department of psychology and pedagogy. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru