Научная статья на тему 'Теоретические подходы к пониманию превенции и профилактики в контексте предупреждения асоциального поведения учащихся'

Теоретические подходы к пониманию превенции и профилактики в контексте предупреждения асоциального поведения учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1260
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕВЕНЦИЯ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFYLAXIS / PREVENTION / ANTISOCIAL BEHAVIOR / AN INDIVIDUAL APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

В статье представлен содержательный анализ понятий «превенция» и «профилактика». В данном контексте проанализированы основные концептуальные подходы превентивной и профилактической работы в ракурсе предупреждения асоциального поведения учащихся. На основе выявленных отличительных признаков превенции и профилактики, разработаны дефиниции и определены содержательные аспекты направлений, как относительно самостоятельных форм предупреждения асоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO PREVENTION AND PROFYLACTIC TREATMENT OF ANTISOCIAL BEHAVIOR AMONG STUDENTS

This article presents an informative analysis of the concepts «prevention» and «profylaxis». The main conceptual approaches to prevention and prophylactic treatment of anti-social behavior of students are analyzed in this context. Definitions are developed and areas of substantial aspects as relatively independent forms of prevention of antisocial behavior are identified on the basis of the identified distinguishing features of prevention and prophylaxis.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к пониманию превенции и профилактики в контексте предупреждения асоциального поведения учащихся»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕВЕНЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

© 2012 З.К.Давлетбаева

Сибайский институт Башкирского государственного университета

Статья поступила в редакцию 29.10.2012

В статье представлен содержательный анализ понятий «превенция» и «профилактика». В данном контексте проанализированы основные концептуальные подходы превентивной и профилактической работы в ракурсе предупреждения асоциального поведения учащихся. На основе выявленных отличительных признаков превенции и профилактики, разработаны дефиниции и определены содержательные аспекты направлений, как относительно самостоятельных форм предупреждения асоциального поведения.

Ключевые слова: профилактика, превенция, асоциальное поведение, индивидуальный подход, образовательная среда.

В связи с увеличением деструктивных форм нарушений, растущей подростковой и детской преступности, как в России, так и за рубежом проблема превенции и профилактики асоциального поведения учащихся в настоящее время получила большой резонанс и находит отражение в исследованиях таких наук как психология (С.А.Беличева, Е.В.Змановская, С.В.Косарец-кая, В.М.Минияров, В.А.Момот, А.Б.Петрова, Р.С.Романов, Т.Г.Харитонова, С.В.Шепелева и др.), педагогика (О.В.Андрюшина, С.В.Дое-далина, И.Протасова, Г.Ф.Садрисламов, Я.Ю.Смирнов, Е.В.Звягина, Ю.А.Клейберг, Д.А.Кураева, А.А.Кочин, Е.Н.Фанина, А.Б.Фомина, С.Н.Щербакова, А.Л.Нелидов, Т.Т.Ще-лина, Л.Р.Хусаинов и др), юриспруденция (Д.И.Аминов, Р.М.Абызов, А.А.Глухова, И.В.Севастьянова, В.Л.Цветков, Г.Г.Шиханцов и др.), социология (И.Л.Первова, П.Г.Бо-роноев, С.В.Курбанова и др), медицина (Н.А.Гусева, Е.Г.Дозорцева и др.).

Как показал анализ научной литературы, концептуальные составляющие превенции асоциального поведения детей и подростков, а также предлагаемые модели авторами исследований рассматриваются в соответствии с принадлежностью к той или иной области исследования. Так, в юриспруденции, превентивное направление нашло отражение в виктимологи-ческой профилактике. Виктимологический аспект профилактики связан, прежде всего, с осуществлением мер по устранению ситуаций

Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологии. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru

(обстоятельств), способствующих преступному поведению1.

Одним из успешных подходов в решении задач превенции асоциального поведения, исследователи в области юриспруденции, считают изучение личности подростка, допускающего в своем поведении те или иные формы отклонений, раскрытия причин, влияющих на деформацию, выявление позитивных сторон их личности2.

Первые документы о превенции появились в США в 1915 г. в области психического здоровья. Профессиональная позиция, представленная М.Ричмонд и другими пионерами социальной работы, позволила отстоять мнение о том, что хороший социальный работник не только помогает вытащить людей из ямы, но и пытается найти способ, как освободиться от ям вообще. К 1930 г. Ричмонд определила превенцию как один из конечных результатов нескольких процессов, в ряду которых она рассматривала исследование, индивидуальную терапию, общественное образование, законодательство и административные изменения. Кроме того, ее заслугой было распространение потенциала превенции от частного случая до широкого сообщества, расширение спектра превентивной интервенции от микро- до макроуровня3.

Ставшее тривиальным за много веков утверждение, что болезнь (в том числе и социальную) легче предотвратить, чем излечить, не те-

1 Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. - СПб.: 2000.

2 Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. Дисс.... к.юр.н. - Челябинск: 2004.

3 Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб заведений. - М.: 2004.

ряет своей актуальности и сегодня. Основанием внедрения превентивных мер в область задач психологической службы образования стал государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» в 1995 году, где отмечается ухудшение социально-экономического положения детей, рост сиротства, в том числе -жертв вооруженных конфликтов т.п. Особую тревогу вызывал факт, что, по данным Генпрокуратуры РФ, в 1995 г. более 1,5 млн. подростков не учились в школе4. В решении коллегии Министерства образования РФ от 29.03.96 подчеркивается, что основная задача психологической службы заключается в создании превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства и гуманизацию общественных отношений в образовании5.

В Советском энциклопедическом словаре, указано, что понятие «превенция» происходит от латинского слова «praeventю» - опережаю, предупреждаю. Содержательный анализ понятия предупреждение показывает, что оно логически связано с понятиями предвосхищение, предугадывание, предотвращение. Однокоренными словами понятия «предупреждение» является глагол «упредить», что значит предвосхитить или прогнозировать предстоящие события.

Наиболее общим понятием, охватывающим все формы проявления опережающего отражения, является понятие «антиципация». Психические процессы прогноза и подготовки к предстоящим событиям, делам и поступкам свойственны любому виду активности. Что бы ни делал человек, в его голове всегда имеется образ предстоящего будущего. Просит ли ребенок игрушку, ловит ли брошенный ему кем-то мяч, идет ли ученик на урок, ждет ли хозяин прихода гостей, ведет ли водитель автомобиль - в общем, готовится ли человек что-либо сделать или ожидает реакции окружающих на свои действия, но всех случаях происходят интегральные психические процессы, называемые антиципацией. Антиципация психологами рассматривается как «способность... действовать и принимать те или иные решения с определен-

4 Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» 1995 год. - М.: 1995.

5 Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: 2000. - С.15.

ным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий»6.

Общепсихологический и психофизиологический аспект опережающего отражения внешнего мира представлен в работах многих авторов (П.К.Анохин, Т.Ф.Базылевич, А.В.Брушлин-ский, Г.Е.Журавлев, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков, И.Н.Трофимова, И.М.Фейгенберг и др.).

Психические явления, связанные с будущим, нашли свое выражение В русском языке. Л.Ершов7, проанализировав словарь В.И.Даля, насчитал в нем свыше 70 глаголов, фиксирующих все уровни антиципации (вот некоторые из них: предощущать, предчувствовать, предвкушать, предполагать, предвосхитить, предусмотреть, предумыслить и т.д.). Особенно много в русском языке слов, обозначающих процессы общения (например, предсказывать, прорицать, предвещать, предупреждать, предостерегать, предрекать, предрасполагать, предуверять, предубеждать и т.д.).

Помимо термина «антиципация» для обозначения этого явления в психологии различными авторами употребляются и другие слова. Так, наиболее часто встречающимися из них являются «предвидение», «предвосхищение» и «прогнозирование». Словарь русского языка трактует предвидение как действие и состояние по значению глагола предвидеть - способность, умение предвидеть. Предвидеть - это значит «предполагать, видеть заранее, что должно произойти, предугадывать; изучая, анализируя факты, данные и т.п., делать верный вывод о дальнейшем развитии чего-либо, предсказы-вать»8. Предвосхищение - это действие по значению глагола предвосхитить или предвосхищать. С.И.Ожегов9 толкует данное слово, как «сделать что-нибудь или понять, познал, что-нибудь раньше других; определить; предугадать». Прогнозировать — значит составлять прогноз чего-либо. Прогноз в свою очередь обозначает «предсказание, суждение о дальнейшем течении, развитии чего-либо (событий, явлений и т.п.) на основании имеющихся различных данных»10. «Прогнозирование хода событий и регулирование на этой основе деятельности, -

6 Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. - М.: 1974. - С.43.

7 Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека.

- М.: 1991.

8 Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой .

- в 4-х томах, 3-е изд. - М.: 1985 - 1988. - С.475.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: 1991. - С.577.

10 Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой .... - С.475.

писал Б.Ф.Ломов, - является одной из основных функций психики»11.

На протяжении развития психологии как науки в связи с изучением различных аспектов психической жизни накапливался материал о способности человека к опережающему отраже-нию12. К настоящему времени доказано, что опережающее отражение - фундаментальное свойство психики. Это проявляется в том, что опережающее отражение (антиципация) включено в систему функционирования психики как целостного, интегративного образования. Прогнозирование включено в любую человеческую деятельность. Но можно назвать такие виды деятельности, где прогнозирование является основным содержанием. Особую роль прогнозирование играет в педагогической деятельности. В процессе обучения и воспитания школьников возникает необходимость в прогнозах будущего состояния ученика или группы. При разработке такого прогноза существенным является не только стандартизированный ретроспективный анализ прошлых тенденций, но и психология человека, в отношении которого строится прогноз.

Анализ опыта А.С.Макаренко, Л.А.Лев-шина, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова и др.13 показывает, что в своей педагогической деятельности, они обращают внимание на перспективный подход в процессе обучения и воспитания, а в прогностических способностях видят возможности для повышения эффективности своего труда. «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, - писал А.С.Макаренко, - и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться»14.

Основываясь на анализ прогностической теории Л.А.Регуш15, смысловая структура которой представлена как в личностном, так и в профессиональном плане его функционирования, мы можем выделить основные признаки психологической превенции: 1) психологическая превенция выступает как процесс преду-

11 Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика.. - С.43.

12 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: 1975.

13 Лысенкова С.Н. Когда учиться легко. Из опыта работы учителя. - М.: 1974; Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7 томах. - Т. 5. - М.: 1958.

14 Макаренко А.С. Избр. пед. произвед. - М.: 1946.

15 Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в

познании будущего. - СПб.: 2003.

преждения: заблаговременного устранения неблагоприятных для развития ребенка факторов; 2) психологическая превенция это, прежде всего прогнозирование пространственно-временных отношений явлений объективного мира, опосредованное знаниями закономерно развивающихся причинно-следственных отношений; 3) превенция это реализация мер психологического воздействия на личность учащегося, на основе четко выстроенного плана; 4) прогнозирование является промежуточным этапом между получением знаний об объекте управления и самим воздействием; 5) основаниями прогнозирования являются знания о развитии процесса или явления в прошлом. Это знания о циклах повторяемости объектов прогноза, знание аналогичных процессов, уже имевших место, знаний закономерностей и теорий.

Таким образом, одним из содержательных аспектов психологической превенции является совокупность мер с целью предупреждения неблагоприятных факторов в личностном развитии детей и подростков, основанного на принятии тех или иных решений с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Начиная с 80-х годов прошлого века и по настоящее время, в концептуальных положениях отечественных авторов изучающих проблему предупреждения асоциального поведения, четко прослеживаются следующие направления: 1) профилактический (Р.В.Овчарова, А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева и др.); 2) профилактический и превентивный (М.А.Але-маскин, С.А.Беличева, Е.А.Горшкова, Д.А.Ку-раева, В.Г.Соловьянюк-Кротова и др.); 3) превентивный (Е.А.Горшкова, И.В.Дубровина, В.М.Минияров, В.А.Ельцова, А.Л.Нелидов, Т.Т.Щелина и др.).

Психолого-педагогические концепции предупреждения (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева и др.) позволяют рассматривать психологическую превенцию асоциального поведения учащихся на уровне взаимодействия субъект-субъектных отношений, как учитывающую цели, задачи, интересы и потребности субъекта. По мнению И.В.Дубровиной, анализ различных гипотез касающихся источников асоциального поведения подростков, лежит не только в деморализации как таковой, а, прежде всего в системе сложившихся установок. Если же асоциальное поведение несовершеннолетних рассматривать с точки зрения той психологической роли, которую играет в процессе их самореализации, по-

иска себя, тогда можно будет разглядеть источники такого поведения в деформации глубинных психологических структур либо в ограничениях ресурсов - внешних, если ситуация не способна обеспечить необходимые средства, и внутренних, если подросток или юноша просто не знает, что преследуемая им цель может быть достигнута социально приемлемым путем. Такой подход делает возможным совершенно иные способы психокоррекционной и психопрофилактической работы, конкретные виды которой применительно к подросткам и юношам имеют свои особенности.

Важной концептуальной основой превенции асоциального поведения является концепция Р.В.Овчаровой, которая считает, что «успех в предупреждении противоправного и преступного поведения несовершеннолетних может быть обеспечен только совместной работой всех субъектов, осуществляющих работу с детьми и подростками группы риска»16. Автор считает, что необходимы специальные меры, направленные на оздоровление социальной жизни и внутреннего мира детей и подростков. Необходима гуманизация отношения общества к детям, переход от карательного реагирования на различные отклонения поведения несовершеннолетних к оказанию всесторонней и своевременной помощи им, т.е. «восстановление приоритета воспитания над наказанием... Прежде всего, работа с несовершеннолетними должна быть ориентирована на предупреждение конфликтных ситуаций, приводящих к деформациям развития личности»17.

Так, представленная М.А.Алемаскиным в 1985 году, концепция предупреждения асоциального поведения учащихся в общеобразовательных учреждениях была составлена с учетом основных выявленных им факторов. Теоретические позиции, адресованные педагогам, основывались на таких профилактических мероприятиях, как: 1) повсеместное обучение родителей с целью преодоления безнравственных и антипедагогических позиций родителей; 2) педагогическое просвещение родителей со стороны учителей и психологических консультаций по выбору форм и методов воспитания.

При этом существенное внимание автор концентрировал на превентивной работе: 1) построение конструктивных отношений с трудновоспитуемыми подростками, построенными с учетом знаний личностных особенно-

16 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: 2001.

17 Там же. - С. 207 - 209.

стей; 2) знание этих учащихся, выявление отставаний в развитии личности, постоянный контроль за учебной деятельностью и поведением учащихся, уважительное к ним отношение, установление личных контактов; 3) организация систематической помощи им, формирование уверенности в своих силах, создание успеха в учебной деятельности; 4) вовлечение в общественную и внеклассную деятельность, укрепление авторитета среди товарищей в классе; 5) формирование положительных отношений педагогически запущенных подростков в коллективе класса; 6) активизация организации свободного времени подростков. При этом он отмечал, что актуальна постоянная занятость «.всех подростков в свободное время, а не погоня за массовостью периодически проводимых мероприятий - в этом решение вопроса. Ведь большинство правонарушений совершается в свободное и вечернее время. Бездеятельное времяпровождение - основная причина правонарушений»18. Анализ научных концепций современных исследований показывает, что отечественные авторы, ведущие исследования в русле психолого-педагогических стратегий предупреждения деструктивного поведения школьников, основываются, прежде всего, на организации превентивной системы действий, опосредованных изучением индивидуальных особенностей личности школьника (В.Г.Со-ловьянюк-Кротова, Д.А.Кураева и др.). Выстраивая превентивный подход к предупреждению деструк-тивного поведения старших школьников19 Д.А.Кураева считает, что специалистам общеобразовательных организаций, необходимо осуществлять свою деятельность по следующим направлениям: 1) изучение личности и индивидуальности старшеклассников, их семей и выявление факторов и условий, влияющих на их поведение (психолого-педагогическая диагностика); 2) изменение отношения старшеклассников к себе и к окружающим; 3) создание педагогических условий для формирования организаторских и лидерских навыков у старшеклассников; изменение отношений старшеклассников к реальности; 4) формиро-

18 Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Сб. научных трудов. -Тюмень: 1985. - С. 92.

19 Кураева Д.А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению деви-антного поведения старшеклассников: Монография. -Краснодар: 2010.

вание у старшеклассников умение рационально организовывать свое свободное время.

Автор в своей концепции предлагает и профилактический подход, реализация которой представлена через следующие направления: работа по позитивному изменению внутрисемейных отношений; формирование позитивного отношения специалистов общеобразовательных учреждений к старшеклассникам с деструктивным поведением.

Интерес представляет опыт превентивной программы отечественных авторов В.М.Ми-ниярова и В.А.Ельцовой20, основанный на серии программ психологического сопровождения образовательных учреждений по предупреждению асоциального поведения учащихся. Разработанные авторами направления психологического сопровождения образовательного учреждения сфокусированы на работе с родителями, педагогами, учащимися и с администрацией, в которых отражен целостный подход, органично увязывающего теоретические основы с содержательными и организационно-методическими компонентами деятельности школьного психолога-практика.

Одним из важных концептуальных положений программы озвученных авторами является идея о том, что психодиагностика в образовательном учреждении должна способствовать изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности и системы межличностных отношений.

Несомненным преимуществом программы является представленная В.М.Минияровым комплексная диагностика характера, которая соответствует требованиям современной психологической службы образования: во-первых, она занимает меньше времени (экономичность в процедуре проведения), проста и доступна в обработке и анализе, ее результаты «переводятся» на педагогический язык; во-вторых, комплексная диагностика позволяет создать в кратчайший срок социально-психологический портрет школьника; в третьих, обладает прогно-стичностью, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности; и в четвертых, высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе

20 Минияров В.М., Ельцова В.А. Программа психологического сопровождения образовательного учреждения (для педагога и психолога). Городское управление образования. - Самара: 2006.

самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Таким образом, анализ работ современных отечественных авторов по проблемам предупреждения асоциального поведения, способствовал выявить основные направления в организации профилактической работы: 1) педагогическое просвещение родителей и психологических консультаций по выбору форм и методов воспитания; 2) «лечение» социальной ситуации, то есть коррекция педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка; 3) консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия; 4) работа по позитивному изменению внутрисемейных отношений; 5) совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды; 6) формирование благоприятного психологического климата в школе: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ученик-ученик); 7) проведение психолого-педагогического консилиума, направленного на изучение личностных особенностей учащихся и форм психолого-педагогического сопровождения; 8) повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения и др.

Таким образом, под профилактикой асоциального поведения мы понимаем воздействие на образовательную среду с целью создания психологических условий снижающих вероятность возникновения тех или иных трудностей в поведении учащихся, опосредованное повышением психологической культуры всех субъектов образовательной среды.

Содержание превентивной работы в трудах отечественных авторов находят выражение в следующих направлениях: 1) построение конструктивных отношений с трудновоспитуемыми подростками, построенными с учетом знаний личностных особенностей; 2) знание этих уча-

щихся, выявление отставаний в развитии личности, постоянный контроль за учебной деятельностью и поведением учащихся, уважительное к ним отношение, установление личных контактов; 3) организация систематической помощи им, формирование уверенности в своих силах, создание успеха в учебной деятельности; 4) вовлечение в общественную и внеклассную деятельность, укрепление авторитета среди товарищей в классе; 5) формирование положительных отношений педагогически запущенных подростков в коллективе класса; 6) активизация организации свободного времени подростков; 7) диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса в ходе которого выявляются изолированные учащиеся; 8) обучение трудновоспитуемых подростков нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения, формируя у подростков «творческое отношение к общению»; 9) анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников; 10) изучение личности и индивидуальности старшеклассников, их семей и выявление факторов и

условий, влияющих на их поведение (психолого-педагогическая диагностика); 11) изменение отношения старшеклассников к себе и к окружающим; 12) создание педагогических условий для формирования организаторских и лидерских навыков у учащихся и др.

Исходя из вышесказанного, под превенцией асоциального поведения мы понимаем комплекс мер психологического воздействия на личность учащегося всеми членами образовательной среды, включенными в коррекционную деятельность, основанную на глубоком понимании того, что такая деятельность должна строится на антиципации, позволяющего предвосхищать, предупреждать и прогнозировать пути вывода учащегося из ситуации асоциального поведения.

Таким образом, анализ концептуальных подходов отечественных авторов позволил выявить отличительные признаки превенции и профилактики, а также их содержательные аспекты, как относительно самостоятельных форм предупреждения асоциального поведения.

THEORETICAL APPROACHES TO PREVENTION AND PROFYLACTIC TREATMENT OF

ANTISOCIAL BEHAVIOR AMONG STUDENTS

© 2012 Z.K.Davletbaeva"

Sibay Institute of the Bashkir State University

This article presents an informative analysis of the concepts «prevention» and «profylaxis». The main conceptual approaches to prevention and prophylactic treatment of anti-social behavior of students are analyzed in this context. Definitions are developed and areas of substantial aspects as relatively independent forms of prevention of antisocial behavior are identified on the basis of the identified distinguishing features of prevention and prophylaxis.

Keywords: profylaxis, prevention, antisocial behavior, an individual approach, educational environment.

Zinfira Kinyabulatovna Davletbaeva, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychology department. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.