Научная статья на тему 'Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание'

Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9458
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ / АГРЕССИВНОЕ / АМОРАЛЬНОЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ И КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTISOCIAL / AGGRESSIVE / IMMORAL / DELINQUENT AND CRIMINAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давлетбаева З. К.

В статье определены содержательные аспекты асоциального поведения учащихся, определены основные ее виды. В процессе последовательного структурированного рассмотрения, понятие асоциального поведение приобретает логическую обоснованность и целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-SOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS: TYPES AND CONTENTS

The article reveals the content aspects of students' antisocial behavior and its key types. Structural research allows to see the concept of antisocial behavior as logical and integral.

Текст научной работы на тему «Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание»

УДК 37+159.9

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ: ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

© 2012 З.К.Давлетбаева

^байский институт Башкирского государственного университета

Статья поступила в редакцию 17.11.2011

В статье определены содержательные аспекты асоциального поведения учащихся, определены основные ее виды. В процессе последовательного структурированного рассмотрения, понятие асоциального поведение приобретает логическую обоснованность и целостность.

Ключевые слова: асоциальное, агрессивное, аморальное, делинквентное и криминальное поведение.

Рассматривая асоциальное поведение как одно из актуальных проблем современной психологии, обобщая огромное количество изученных и проанализированных работ, среди которых наиболее значимы исследования И.А.Агеевой, М.А.Алемаскина, Е.Н.Андреевой, Е.В.Андриенко, С.А.Беличевой, Е.Ф.Бойко, Е.В.Борусяк, Н.В.Дмитриевой, И.В.Дубровиной, С.В.Духновской, Н.Л.Карпова, Е.В.Ки-яшко, Я.Л.Коломенского, Е.М.Змановской,

A.И.Миллера, М.А.Одинцовой, В.М.Обухова, Т.И.Ломыткиной, А.М.Прихожан, А.А.Реан, Л.А.Регуш, В.М.Миниярова, Л.М.Семенюк,

B.Г.Степанова, Л.М.Шипицыной, В.Л.Цвет-кова и многих других, можно отметить, что данная проблема рассматривается в следующих аспектах: 1) асоциальное поведение в ракурсе когнитивно-поведенческого подхода (Е.В.Зма-новская, С.А.Романов, В.Л.Цветков, Л.Б.Шней-дер, A.R.Patterson, L.Grosby, S.Vushnich,

G.R.Patterson, A.M.Home); 2) через рассмотрение личностных черт характера детей с асоциальным поведением (А.Е.Личко, В.В.Королев, В.М.Минияров, О.В.Кербиков,

H.Ю.Максимова, А.А.Кочин, ВА.Пятунин, P.M.Crittenden, A.H.Claussen, A.E.Lieberman,

C.H.Seanah, H.Mansfield и др.); 3) в плане представления асоциального поведения в виде насильственных действий над детьми в семье и учителей в школе (Е.Н.Волкова, Д.Г.Ле-витес, О.В.Ладыкова, С.В.Ардашева, Н.М.Бо-розинец, Е.В.Евмененко, Г.Ю.Козловская, С.Г.Вершловский и др.

В то же время междисциплинарный характер изучения проблемы поведенческих феноменов представляет известную сложность - в научной литературе существуют разночтения относительно дефиниций и их содержательных характеристик.

Давлетбаева Зимфира Киньябулатовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru

Исключительная сложность и недостаточная разработанность ряда важных, в том числе и базовых понятий психологической науки, отсутствие жестких определений содержания этих понятий обуславливают большое разнообразие в обозначении отклонений в содержании и формах психической деятельности. Поэтому одной из наиболее приоритетных и первоочередных задач изучения проблемы асоциального поведения является конкретизация и уточнение научной терминологии, связанной с разнообразными формами поведения. Поведение отличное от нормативного в психологической литературе нашли свое отражение в таких понятиях как: «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «аморальное поведение», «делин-квентное поведение», «аддиктивное поведение» и многие другие. Многозначность понятий относительно разнообразных проявлений социально нежелательного поведения порождает некую фрактальность в их образовании и связанную с этим терминологическую путаницу.

На протяжении последних лет термин «асоциальное поведение» приобрел наиболее всеобъемлющее и распространенное значение в западной социологии, психологии, педагогике, криминологии и других науках и областях знаний, в то время как в отечественной литературе имеют место существенные разночтения в его понимании и применении.

В научной литературе, понятие «асоциальное поведение» в трактовке разных авторов рассматривается как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичные понятия. Оно включает в себя либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения. Например, Ж.Годфруа асоциальное (ую) поведение (личность) определяет, как неспособность устанавливать прочные социальные связи, нежелание придерживаться принятых норм, малая лояльность по отношению к другим, несклонность соблюдать свои обязанности перед ними и, наконец, отсутствие чувства вины даже за свои

самые неблаговидные поступки (Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-т. Изд. 2-е, стереотипное. - Т.2 / Пер. с франц. - М.: 1999). По большому счету, в настоящее время в литературе определения сущностного смысла такой отрицательной позиции, как «асоциальное поведение», не отлича-

Одними из существенных характеристик, разводящих два основополагающих понятия как асоциальное и девиантное поведение является осознанность и степень ее мотивированности. Исходя из схемы на рис.1, можно предположить, что асоциальное поведение характеризуется наибольшей выраженностью по степени осознанности поведения, а это значит, что оно носит умышленный характер. Так, например нанесение оскорбления другому, кража или угон автотранспорта, всегда имеет преднамеренный и осознанный характер, тогда как при таких видах девиантного поведения, как буле-мия, или зависимость к наркотикам, мотивы которых не всегда могут быть полностью осознанны человеком. Связь между вышеназванными видами поведения заключается в том, что совершению асоциальных поступков нередко предшествуют ставшие привычным для человека такие формы поведения как, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и другие формы отклоняющегося поведения. Рассмотрим виды асоциального поведения через те отклонения в поведении, которые существуют в настоящее время в обществе.

По мнению Р.М.Абызова все указанные понятия означают отход, отступление от общепринятых требований в качестве норм и наиболее общими следует признать социальные отклонения. Это связано с тем, что они включают в себя все виды отступлений от среднестатистической нормы как позитивной, так и негативной направленности. Социальные отклонения имеют различные масштабы и могут рассматриваться на разных уровнях. В сфере индивидуального поведения они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые нормами права, нравственности, правилами человеческого

ются друг от друга, скорее, они сводятся к указанию на социальность и на нормы общества (Звягина Е.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций: Дис...к.пед.н. 13.00.01 - Магнитогорск: 2006. - С.14).

общежития1. Среди множества новых терминов, которые появились в русскоязычной психологической литературе за последние годы в связи с переводом большого количества англоязычных работ по социальной психологии на русский язык, образовались такие термины как «просоциальное поведение» и «антисоциальное поведение». Слово «просоциальное» происходит от корня исходного понятия «социальное», означающее «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»2, что дает основание утверждать о том, что новый термин означает разнообразные виды поведения человека, идущие на пользу людям и обществу. Что касается термина «антисоциальное», то оно относится к тем видам социального поведения, которые наносят вред обществу и людям. Таким образом, в смысловом звучании «антисоциальное» и «асоциальное» являются в научной литературе идентичными. Рассмотрим понятия, означающие социальные отклонения, использующиеся в качестве их взаимодополнения в научной литературе, в соответствии с их изначальным происхождением (таб. 1).

Как отмечает И.Л.Первова, асоциальное поведение рассматривается в большей степени как антидисциплинарное, вступающее в противоречие с общепринятыми нормами и опосредованным образом наносящее вред обществу. Оно дифференцируется с антисоциальным поведением, направленным непосредственно против общества, носящим антиобщественную направленность и включающим прямые или косвенные разрушительные тенденции с элементами

1 Абызов Р.М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. - Ижевск: 1998.

2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Око-

ло 65 000 слов и фразеологических выражений / Под

ред. проф. Л.И.Скворцова. - 26-е изд. перераб. и доп.

- М.: 2008.

Таб. 1. Используемая терминология социально-деструктивного поведения в современной научной литературе

Зарубежная терминология Русскоязычная терминология

Антисоциальное, антидисциплинарное (звучание в переводе с англ.) Асоциальное

Девиантное (от лат. deviato - отклонение) Отклоняющееся

Аддиктивное (с англ. addiction - склонность, пагубная привычка) Зависимое

Делинквентное (от лат. delinquo - обижать, нарушать) Противоправное

Просоциальное (звучание в переводе с англ.) Социально-одобряемое

враждебного отношения к обществу или без них3. Как утверждает Ж-Н.Фишер, наиболее обстоятельно изучающего проблемы асоциального поведения,4 асоциальное поведение это тип культуры, которая действует в заданной социальной системе, а девиация есть сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но также может содержать структурирующие элементы и составлять потенциальный фактор социального изменения. Кроме того, «конструкцию» Фишер рассматривает как: 1) дезадаптацию; 2) положение асоциальной личности; 3) отклонение и меньшинство.

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений. В различных науках определение асоциального поведения имеет свои особенности, а именно: в криминологии данное поведение определяется с точки зрения причин совершенного преступления; социологии - в контексте действия социальных законов; в психологии - с уточнением психологических механизмов, включая личностный смысл. Определения и разных авторов и разных наук не противоречат друг с другом, а скорее, дополняют друг друга.

Асоциальное поведение может различаться по степени общественной опасности и проявляться в виде аморальных поступков, правонарушений и преступлений. Два первых проявления относятся к докриминальному уровню, «когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопро-ступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»5.

Несмотря на то, что асоциальное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подро-

стка к одному виду асоциального поведения повышает вероятность его вовлечения в дру-гое6. Такого же мнения придерживаются и ряд других отечественных авторов разрабатывающих проблему асоциального поведения детей (Т.Ш.Ангуладзе, В.Л.Цветков, Е.Н.Фанина, Я.Ю.Смирнов, А.А.Кочин, Г.И.Макартычева, С.В.Титова и др.).

Асоциальное поведение характеризуется нарушениями социализации, социально-педагогической запущенностью, десоциализацией. Источником асоциального поведения является совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности (его дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение человека от социально-позитивных связей и отношений, и как следствие ведет его десоциализацию. Десоциа-лизация неразрывно связана с деморализацией, одним из выражений которой является трудно-воспитуемость. Та или иная степень деморализации лежит в основе асоциального поведения7.

К диагностически значимым показателям асоциального поведения несовершеннолетних И.Л.Первова относит следующий комплекс проявлений десоциализации: 1) отсутствие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; 2) несознательность и недисциплинированность по отношению к учебной деятельности; 3) отсутствие разнообразия и глубины полезных интересов; 4) неадекватное отношение к педагогическим воздействиям; 5) неспособность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих; 6) отсутствие самокритики, навыков самоанализа; 7) невнимательное, нечуткое отношение к окружающим, неспособность к эмпатии; 8) восприимчивость к дурному влиянию, несамостоятельность, пассо-вание перед трудностями; 9) отсутствие внешней культуры поведения (в одежде, речи, манерах); 10) наличие дурных привычек и пристрастий (алкоголь, наркотики, никотин, нецензурные выражения и т.п.)8.

3 Первова И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социально-типологический анализ: Дис... докт. соц. наук. - СПб.: - 2000.

4 Ficher G-N. Les domains de la Psychologies. Les process du social. Paris, 1991.

5 Беличева С.А. Основы превентивной педагогики. -М.: 1993.

6 Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: 1989.

7 Кожин А.А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России: Авто-реф. дис... докт. пед. наук. - СПб. 2007.

8 Первова И.Л. Асоциальное поведение ....

Асоциальное поведение

Просоциальное поведение

Агрессивное Аморальное Делинквентное Криминальное

о драчливость; о лживость; о мелкое воровство в о мошенничество;

о жестокость по о сквернословие; транспорте; о кража;

отношению к дру- о клевета; о мелкое хулиганство; о вымогательство

гим; о ябедничество; о незначительное хище- о разбой;

о вербальная агрес- -> о непослушание; ние продуктов в мага- > о заложничество;

сия; о нарушение дисцип- зине и на рынке; о вандализм;

о злословие; о рукоприкладство; лины; о безответственность; о драки без нанесения тяжких телесных по- о рэкет; о насилие;

о оскорбления и др. о уклонение от общественно-полезной вреждений; о нарушение порядка в о убийство; о шантаж;

деятельности и др. общественных местах; о коррупция и др.

о отношение, отра- о незаконное хранение

жающее готовность оружия;

извлечь выгоду и др. о вымогательство кар-

манных денег у других

школьников и др.

Рис. 1. Виды асоциального поведения

Дети, имеющие нарушенное поведение, являются достаточно широкой и аморфной категорией населения, что обусловливает разнообразие в ярлыках, используемых для обозначения этой группы различными дисциплинами (медицинскими, психологическими, педагогическими, юридическими и социальными), а именно:делинквенты, дети с нарушенным или отклоняющимся поведением, с кондуктивными расстройствами, с эмоциональными нарушениями (включая агрессивность и гиперактивность), агрессивные дети и, наконец, дети с асоциальным поведением. Каждый из терминов имеет свою историю возникновения и использования, однако, взаимопроникновение определений и поведенческих проявлений вызывает определенные трудности у исследователей, в связи с чем, в последнее время большинство ученых склоняются к мнению о необходимости объединить эти группы под более общим и наименее спорным названием - дети с асоциальным поведением. В понятие асоциального поведения входят такие формы проявлений поведения, как драчливость, причинение вреда чужой собственности, жестокость по отношению к людям и животным, воровство, ложь, побеги и т.п.9. Для большинства здоровых детей в онтогенезе характерны проявления тех или иных форм асоциального поведения, кото-

9 Kazdin A.E. Conduct Disorder in Childhood and Ado-lescence.London, Sage. 1987.

рые не являются реальной помехой в ежедневной деятельности, уменьшаются со временем и не оказывают негативного влияния на последующую взрослую жизнь.

По данным Института медицины США (Institute of Medicine, 1989) от трех до шести процентов общего населения детей в Америке страдают серьезными эмоциональными расстройствами. Эпидемиологическое исследование популяции несовершеннолетних правонарушителей показало, что около 90% из них имеют психиатрические диагнозы, включая кондуктивное расстройство (Otto, R. и др., 1992). По данным Американской ассоциации психиатров (American Psychiatric Association, DSM-IV, 1994) асоциальное поведение формирует клиническое содержание и основу для синдрома, классифицируемого как кондуктив-ное расстройство. В случае сочетания трех из перечисленных выше асоциальных форм поведения, прослеживающихся у ребенка на уровне, превышающем обычный для нормы на протяжении шести месяцев, ставится диагноз кон-дуктивного расстройства10. В этом варианте речь идет о клиническом типе асоциального поведения, его тяжелой форме, когда каждодневная деятельность индивида нарушается, что

10 Richters I., Ciccetti D. Toward a developmental perspective on conduct disorder Developmental fund Psycho-pathology 5(1/2), 1 - 4. 1993.

подтверждается родителями, учителями, воспитателями и т.д.11.

В системе образования асоциальное поведение и кондуктивные расстройства обычно обозначаются термином «социальная дезадаптация». Если в США эта группа детей решением законодательного акта об образовании лиц с нарушениями (Individuals with Disabilities Education Act - IDEA, 1995) была исключена из системы специального обучения и передана под юрисдикцию общеобразовательного обучения, то в России эта категория детей выделена относительно недавно, и включена в систему специального образования с открытием групп и школ для детей с нарушенным поведением. Важным аспектом теоретического анализа проблемы, является рассмотрение видов асоциального поведения: агрессивное, аморальное и делин-квентное и криминальное поведение.

Агрессивное поведение. Проблеме изучения агрессивного поведения человека уделено огромное количество как отечественных, так и зарубежных работ (A.Buss, R.Felson, J.Te-deschi, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, К.А.Абу-льханова-Славская, Л.С.Выготский, О.М.Зю-бин, А.А.Реан и др). Закономерности социально-психологических, социально-эконо-мических воздействий на психику человека, в том числе ребенка, отмечены еще в конце XIX столетия Г.Тардом. Но агрессивное поведение несовершеннолетнего не всегда можно связать с «революционными преобразованиями» или экономическими потрясениями, идеологическим кризисом или кризисом в отношениях между его родителями. Есть еще ряд особенностей, которые лишь в своей совокупности потенцируют агрессивное поведение несовершеннолетнего. С клинических позиций можно выделить возрастные закономерности, патологические и непатологические составляющие, значение пубертатного криза, органического фона, ведущего синдрома, личностных характеристик в «механизмах» формирования криминальной агрессии. В наиболее тяжелых, брутальных случаях криминальной агрессии наблюдается сплав патопсихологических и психопатологических особенностей несовершеннолетнего лица12.

Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический

11 Kazdin A.E. Conduct Disorder in Childhood and Ado-lescence.London, Sage. 1987.

12 Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведе-

ние у детей и подростков с нарушенным развитием. -

М.: 2009.

ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. При этом выраженную социально-негативную оценку имеют прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»13. Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие проявления, как: 1) выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; 2) тенденцию к разрушению; 3) направленность на причинение вреда окружающим людям; 4) склонность к насилию (причинению боли).

Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание, а вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их. По мнению специалистов, обычно агрессивные действия у детей и подростков выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); 2) способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутвержде-

13 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: 1997.

нии. Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считаются: упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования; желание обидеть, унизить, оскорбить; властность; неумение понять интересы другого; разрушительные действия.

Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей: 1) недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; 2) сниженный уровень саморегуляции; 3) неразвитость игровой деятельности; 4) сниженная самооценка; 5) нарушения в отношениях со сверстниками14.

В житейском сознании агрессивность является синонимом злонамеренной активности. Однако само по себе деструктивное поведение злонамеренностью не обладает, таковой ее делают мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотиваци-онная агрессия как самоценность, второй - инструментальная - как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Аморальное поведение. Распространенным видом нарушения является так называемое аморальное поведение. В педагогике и психологии, обычно выделяют два вида нарушений в поведении - «... преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере социальных отношений и т.д.^15. Из этого определения следует, что действия первого вида представляют общественную опасность, степень которой находит свое выражение в конкретных нормах закона. Действия второго вида относят к числу непротивоправных, хотя известно, что эти виды аморального поведения осуждаются не только общественной моралью и нравственностью, но и

юридически. Аморальное поведение не влечет за собой уголовной ответственности, но осуждается обществом. Моральные нормы - это правила, которым люди следуют добровольно и нарушение которых может сопровождаться изменением отношения людей к данному человеку. В психологической литературе социальные проявления на уровне мелких правопроступков относят к докриминогенному уровню, например это, нарушения норм морали, правил общения, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности16. По мнению А.Бандуры, процесс усвоения моральных ценностей и правил общественного поведения проходит через стадии модификации и моделирования. Сначала дети наблюдают допустимое поведение, а затем стараются поступать также. Соответственно, так шаг за шагом, дети становятся социально адаптированными личностями17.

Л.Колберг и К.Гиллиган18 показали, что формирование моральных убеждений - процесс постоянный и непрерывный, в ходе которого индивидуум проходил все условные стадии морального развития. Остановимся на уровневом подходе подробнее. На первом, доморальном уровне, Л.Колберг выделяет у детей чувствительность к проявлению плохого и хорошего со стороны родителей. При этом формируются новые установки, и происходит пересмотр авторитетов. Интерпретация действий зависит от реальных последствий, происходит подчинение поведения соответствующим правилам. Человек на этом уровне озабочен лишь личными интересами, мотивациями выступают либо избегание наказания, либо получения поощрения. Если этот уровень затягивается, то подросток может так и «не повзрослеть», оставаясь всю жизнь инфантильным, резким, эгоистичным, мелочным, «жалким» человеком.

На втором уровне происходит переориентация на социум, формируется желание соответствовать обществу. На этом уровне происходит осознание разницы между своим желанием и тем, что приходится делать. Данный уровень способствует становлению правильного мировоззрения и, соответственно, отношения к жизни, окружающим людям, к оценке их деятельности.

На третьем уровне отражается этика самостоятельных ценностно-моральных принципов, где на первое место выходят условия прав лич-

14 Петрусь Н.Я. Педагогика. Научно-теоретический журнал. - 2007. - №3. - С.117 - 120.

15 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: 1985.

16 Социальная профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / Под ред. С.А.Беличевой. - М.: 1993.

17 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: 2000.

18 Там же. - С. 397.

ности, достоинства. Равенства, осознание своей принадлежности. Принимается для себя «внутренняя конституция», по принципам которой строится дальнейшая жизнь. Л.Колберг установил и то, что представители разных сословий и классов проходили одни и те же стадии формирования ценностных установок, что подтверждает наличие определенной детской субкультуры, плавно переходящей во взрослую жизнь. Основная задача, которую ставил Л.Колберг, заключалась в выявлении и даче теоретического толкования того как соотносятся между собой моральные суждения и поведение, влияют на то, каким будет поступок - нравственным или безнравственным. Подросток приходит к осознанию, что он не может быть всегда ведомым, а может самостоятельно принимать решение, к пониманию того, что все зависит от принятого решения. Мотивацией становятся: завоевание уважения, избегания самоосуждения за ошиб-ки19. Таким образом, аморальное поведение -это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

Делинквентное и криминальное поведение. Делинквентное поведение учащихся в настоящее время становится предметом множества научных исследований (В.Г.Степанов, В.А.Пяту-нин, С.Ф.Савченко, О.Г.Ивановская, Н.А.Гусева, Л.Я.Гасадина, В.П.Кудрявцева и др.). Значительно чаще делинквентное и криминальное поведение подростков, его истоки и условия развития изучаются представителями социально-когнитивных теорий и теорий научения (Ваnduга, 1977, 1989; Walters, 1963; Stumphauzer, 1973; Неnqqе1ег, 1988; Майт, 1988; Ноте, Claser, 1992; Quera, S^, 1990, Ноте, 1995 и др.), интеракционистского направления (Таnnenbaum, 1953; Lemert, 1975; Весkеr, 1976; Рай^^^ 1982, 1986, 1996; ^Aeris, Salewski, 1985 и др). При этом само понятие «личность» обычно не используется, а делинквентные и криминальные проявления рассматриваются в структуре нарушений поведения, часто с применением категориального аппарата клинических классификаций МКБ-10, DSM-III и DSM-IV. Психологические исследования аномалий развития личности у подростков с противоправным поведением за рубежом выполняются, как правило, в русле психоаналитических подходов (Redl, 1974, 1979; MdKarthy, 1978; ВоеИ^ег, 1983; Loesе1,1985; Reinfried, 1999 и др.). Следует отметить отчетливую профилактическую и реабилитационную направленность большинства зарубежных ра-

19 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста....

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бот, посвященных делинквентности несовершеннолетних. При этом в них чаще всего используется комплексный психолого-психиатрический (Welten, Jonqman 1996) или психолого-педагогический (Weidner, 1997; Рай-тингер, 1996) подходы. Реализуются принципы мультисистемной терапии (Goldstein, Huff, 1995; Villani, Sharfstein, 1999). Методологическая основа таких работ обычно имеет интегра-тивный характер.

Понятие «делинквентность» произошло от английского «delinquency» - правонарушение (от лат. delinquo - обижать, нарушать). Понятие делинквенты (от лат. delinquens - совершающий проступок) появилось во времена английской буржуазной революции XVII века. Наименование «главного делинквента» было присвоено Карлу I Долгим парламентом, а его активные сторонники получили название делинквенты. Актами парламента от 27 марта и 18 августа 1643 г. к делинквентам стали относить роялистских лордов, высшее английское духовенство, католиков и всех других духовных и светских лиц, участвовавших в вооруженной борьбе против парламента или содействовавших королю различными другими спосо-бами.20В современной юриспруденции понятие «делинквент» используется для обозначения лица с социально-отклоняющимся поведением - правонарушителя, преступника и др.21.

Делинквентное поведение - не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине, совершенное покупателем (хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др. В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать и ри-

20 Архангельский С.И. Аграрное законодательство Великой Английской революции 1643 - 1648. - Ч. 1. -М.;Л.: - 1935.

21 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.; СПб.: 1997.

совать краской на стенах и др. Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно отнести все или большинство административных правонарушений22.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется аморальным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку. Однако в специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. Введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквент-ность» А.Е.Личко23 подразумевал цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, не связанных напрямую с криминальным поведением, т.е. не квалифицируемых как серьезные правонарушения или преступления и не наказуемых согласно Уголовному кодексу. В мировой практике также нет единства в дифференцировке понятия делинквентности: в его содержание вкладывают как попрание общественных норм, так и уголовно наказуемые действия, осуществляемые несовершеннолетними, хотя для обозначения первого имеется отдельный термин - нарушитель общественного порядка (status offender). Одной из причин такого разночтения является неоднозначность квалификации правонарушений в различных странах. Так, например, в США обзывание соседей, неподчинение родителям, нахождение вне дома в ночное время, грубость и сквернословие, богохульство, попытки дразнить чужую собаку и подобные формы негативного поведения рассматриваются как делинквентные, а субъекты их проявляющие могут быть определены под полицейский контроль по заявлению учителей, воспитателей, соседей, родителей, других взрослых или самих полицейских. Так, в материалах Всемирной организации здравоохранения делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивидууму или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в асоциальную личность.

Таким образом, делинквентное поведение является опасным видом асоциального поведения, заключающееся главным образом в административных проступках. Однако наиболее

22 Кравченко А.И. Социология. - М.: 2007.

23 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: 1985.

опасной и реальной угрозой обществу является криминальная сфера, где речь идет исключительно о профессиональной преступности. Криминальное (преступное) поведение - разновидность асоциального поведения, серьезное правонарушение, наказуемое по нормативам Уголовного кодекса.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. По мнению ученых, социально-психологическое отчуждение в большинстве случаев результат эмоционального отвержения родителями, их безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанции между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп. По данным эмпирических исследований, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы24. Большой криминогенностью обладает феномен личностной тревожности, обусловленной наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство, тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное существование.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях асоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться механизмами преступного поведения. Преступное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые умышленные преступления, которые в зависимости от регуляционных особенностей можно

24 Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». - М.: 2008.

подразделить на три вида: 1) преступления целевые, где всегда имеются определенные личные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.); 2) преступления-самоцели, где сам процесс их совершения доставляет чувство удовлетворения преступнику (хулиганство, сексуальное насилие и др.); 3) преступления-средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интересов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое «для экономии средств и получения прибыли», и т.п.).

Во втором случае преступное поведение обусловливается таким механизмом, как антисоциальные поведенческие стереотипы (привычки, навыки, установки). С позиций криминальной психологии последние часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно при наличии у человека низкого уровня психической регуляции. Исходя из вышесказанного, асоциальное поведение, как по содержанию, по целевой направленности, так и по степени об-

щественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях (нарушениях норм морали, незначительные правопро-ступки, преступления). При этом асоциальные проявления можно наблюдать не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлениях, то есть происходит деформация системы внутренней регуляции поведения.

Таким образом, асоциальное поведение - это субъектно-деструктивная активность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека путем социально-неприемлемых форм поведения, характеризующееся преднамеренным и осознанно-умышленным характером прямого воздействия на личность, противоречащее сложившейся системе социальных отношений общества, и проявляющееся в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений.

ANTI-SOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS: TYPES AND CONTENTS

© 2012 Z. K. Davletbaeva" Sibay Branch Institute of Bashkir State University

The article reveals the content aspects of students' antisocial behavior and its key types. Structural research allows to see the concept of antisocial behavior as logical and integral. Key words: antisocial, aggressive, immoral, delinquent and criminal behavior.

Zimfira Kinyabulatovna Davletbaeva, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the Psychology department. E-mail: dav-zinfira@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.