УДК 371.385 ББК Ч 420.278
И. В. Груздева
Потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании социокультурной компетентности учащихся гимназии
В статье обозначаются основные функции социокультурной среды, сущностные характеристики и структура социокультурной компетентности как интегративного личностного образования, проявляющегося в совокупности и взаимосвязи когнитивной, мотивационной, поведенческой и рефлексивной сфер. Автором раскрываются образовательные возможности проектной деятельности, этапы ее использования в процессе формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: социокультурное пространство; социокультурной среда; социокультурная компетентность; социокультурные практики; социокультурные пробы; социокультурные проекты; проектно-исследовательская деятельность; исследовательская деятельность.
Современная школа как социальный институт в настоящее время является тем социокультурным пространством, в котором ребенок приобретает не только знания, но и опыт жизни, взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Социокультурная среда - это пространство культурного развития человека, включающее ценности, отношения, символы, вещи, предметы. Эти элементы не могут быть принципиально стандартизированы, соответственно, задается и реализуется множество образовательных моделей организации жизнедеятельности школьников в этом пространстве. Социокультурная среда задает условия функционирования личности в социуме и, по мнению Л. П. Буева, выполняет следующие функции:
• способствует распространению новых культурных ценностей,
• стимулирует групповые интересы,
• активизирует взаимодействие субъектов общения,
• формирует отношение к базовым ценностям,
• способствует усвоению социального опыта и приобретению новых качеств, необходимых человеку для жизни [1].
Социокультурное пространство ученика Л. П. Буева рассматривает как органичную среду проявления собственного «Я», по-
скольку главным мотивом деятельности в социокультурной среде становится обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.
Для успешной социализации, реализации своего потенциала, позиционирования своего «я» учащийся должен обладать социокультурной компетентностью, которая традиционно рассматривается как сложное, многомерное образование, включающее систему знаний, умений, навыков в области социальных отношений и культуры, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности.
Изучая сущность социокультурной компетентности, Н. Г. Муравьева определяет данный феномен как интегративную характеристику личности, предполагающую наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающую способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающую способность использовать информационные ресурсы для смыслообра-зующей творческой деятельности в информационном пространстве [2].
В современном обществе социокультурная компетентность проявляется в способности человека выстраивать стратегии
взаимодействия с другими людьми в окружающем его изменяющемся мире в контексте социальной культуры. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен в этом отношении «ментальный» аспект, проявляющийся в осмысленном восприятии социальной среды, в осознанном выстраивании отношений с окружающими людьми.
В настоящее время осуществляется целенаправленный поиск теоретических оснований и прикладных аспектов формирования социокультурной компетентности детей на разных уровнях системы образования, в том числе - в начальной и основной школе. Основная цель инновационной деятельности МАОУ «Гимназия № 10» состоит в методологическом обосновании и практическом изучении воспитательного потенциала проектно-исследоавательской деятельности в этом процессе.
К основным концептуальным посылкам нашего исследования относятся:
• понимание социокультурной компетентности как интегративного личностного образования, проявляющегося в когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферах;
• ценностное развитие и воспитание школьника в детско-взрослой событийной общности в урочной и внеурочной деятельности;
• признание социокультурных ценностей, определяющих смысл человеческого бытия (личности, общества, поступка, события) в качестве основного содержания взаимодействия;
• построение технологии формирования социокультурной компетентности на основе выявления и развития потенциальных возможностей ребенка и максимального использования разных видов деятельности.
Эффективность формирования социокультурной компетентности предопределяется реализацией различных методологических подходов к педагогическому процессу, одним из которых в практике инновационного поиска МАОУ «Гимназии № 10»» рассматривается деятельностной подход, в соответствии с которым становление данного личностного образования осуществляется в разнообразных познавательных социокультурных практиках и социокультурных пробах: на занятиях надпредметного курса «Основы проектной деятельности», способствующего освоению стратегий создания и реализации проектов; в социокультурных акциях (праздниках, фестивалях, конкурсах); в детско-взрослом событийном сообществе «Инсайт» посредством использования технологии мировоззренческого диалога.
МАОУ «Гимназии № 10» представляет собой современное образовательное учреждение, в котором:
• опыт проектно-исследовательской деятельности рассматривается как образовательная ценность;
• педагоги школы владеют технологией организации проектно-исследовательской деятельности;
• проекты и исследования, над которыми работают учащиеся, включены в систему учебной и внеучебной деятельности;
• к реализации проектов и исследований привлекаются родители и другие социальные партнеры школы;
• содержание проектов отвечает актуальным общественным потребностям и личностным интересам школьников;
• в процессе проектно-исследовательской деятельности происходит становление важнейших качеств современной личности (инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь).
В качестве основных средств организации проектно-исследовательской деятель-
ности мы используем учебные пособия, дневники проектной деятельности, портфо-лио учащегося, видеопризентации, а также методы активного проблемного и проектного обучения (тренинговые игры, проектирование, моделирование).
Культура проектно-исследовательской деятельности является одним из инструментов формирования активной жизненной позиции, поскольку создает условия для:
• развития инициативности и творчества учащихся;
• организации самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой);
• интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества;
• развития рефлексивных умений учащихся;
• превращения ученика в самостоятельного субъекта обучения, несущего ответственность за его результаты;
• максимального раскрытия творческого потенциала учащегося;
• изменения отношений «учитель-ученик» (учитель не противостоит учащемуся, а является его партнером в процессе обучения);
• профессионального роста самого педагога.
Проиллюстрируем воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности на примерах опытно-поисковой работы нашей гимназии.
Участие в фестивале социокультурных проектов «Открывая мир - открываю себя» дает ученику не только возможность приобрести опыт создания проектных работ как средства его «укоренения» в культуре и освоения разных типов мышления, но и развить навыки межличностного общения в различных проектных сообществах. Организуемое в процессе выполнения коллективных творческих дел сотрудничество
и сотворчество детей и взрослых в социокультурной проектной деятельности влияет на позитивное восприятие социума как средства и ресурса развития и самореализации, способствует овладению способами целевой, продуктивной, организованной на основе диалога деятельности в информационно-коммуникационных технологиях. В процессе создания и реализации краткосрочных исследовательских и творческих проектов учащиеся приобретают опыт творческой работы.
Большое значение для учащихся гимназии имеет освоение стратегий социокультурного поведения в рамках надпред-метного курса «Основы проектной деятельности». В процессе овладения проектно-исследовательской деятельностью ребенок впервые сталкивается с социокультурными практиками, результаты которых оцениваются окружающими социально значимыми нормативами. Это способствует изменению отношений ребенка с окружающими людьми в соответствии с жестко заданными социальными требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социокультурного поведения и во многом определяют его развитие в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования и развития нельзя пускать на самотек.
В структуре социокультурной компетентности мы определяем ряд компетенции:
• мотивационную;
• операционно-деятельностную;
• рефлексивную;
• информационную;
• коммуникативную.
Их формирование определяется логикой организации проектно-исследовательской деятельности (табл.).
Таблица
Формирование социокультурной компетентности в процессе проектной деятельности
Этапы проекта Формируемые компетенции (далее - К)
Замысел В сфере мотивационных К - у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация деятельности, включая познавательные мотивы. В сфере операционно-деятельностной К и рефлексивной К - учащиеся овладевают всеми типами проектно-исследовательских действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере информационных К - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных К - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли
Деятельностный этап В сфере мотивационных К - формирование мотивации деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере операционно-деятельностной К и рефлексивной К - формирование всех типов проектно-исследовательской деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану. В сфере информационных К - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных К - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей, умение взаимодействовать со сверстниками в проектно-исследовательской деятельности
Представление работы В сфере мотивационных К - самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере операционно-деятельностной К и рефлексивной К - учащиеся учатся анализировать свою деятельность, делать выводы, корректировать деятельность. В сфере информационных К - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере коммуникативных К - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме, учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Организация проектно-исследователь-ская деятельности позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Эта деятельность обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения. Важно то, что проектная деятельность предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
В 2012/13 учебном году в МАОУ «Гимназия № 10» было реализовано 50 проектов учащихся 5-8-х классов. Наибольшей популярностью пользовались проекты, связанные с вопросами жизни учащихся в гимназии
(40%). Второе место по популярности занимают проекты, посвященные безопасному и здоровому образу жизни (30 %). Также учащиеся выбирали проекты, связанные с организацией различных праздников в гимназии (12 %), и проекты, связанные с компьютерной зависимостью (10 %). Психологические проблемы, представленные в проектах, волнуют 8 % учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность всегда субъективна и целенаправленна; она способствует развитию навыков разрешения проблем и принятия решений. В процессе проектно-исследовательской деятельности формируются разные типы и виды мышления (продуктивное, критическое,
абстрактное, логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное и т.д.). Дети приобретают такие мыслительные и проектно-исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге - умение учиться не только в школе, а в течение всей жизни.
Организация социокультурного образовательного пространства - это система педагогических действий по приведению в соответствие отдельных внутренних компонентов данного пространства с целью обеспечения его функционирования как целостной реаль-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ности, наполненной совокупностью целесообразных отношений. Пространство представлено четырьмя основными областями: взаимодействия, отношений, деятельности и культурных связей, которые, интегрируя, дополняют и расширяют друг друга. Основанием для выделения этих четырех областей являются не только виды деятельности, осуществляемые в социокультурном образовательном пространстве(урочная,внеурочная деятельность), но и культурные ценности образования в целом (обеспечение связей и коммуникаций в сообществе, наследование и создание новых ценностей, включение ребенка в мир культуры и другое).
1. Почтарева Е. Ю. Социокультурная компетентность как фактор становления субъектности личности / ГБОУ ДПО СО «ИРО». - Екатеринбург, 2009.
2. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9.