УДК 37.072
М. Б. Захарова
Диагностика компонентов воспитательного пространства
Автор статьи анализирует подходы к понятию «воспитательное пространство», при этом акцент сделан на событийный подход, в котором единицей анализа эффективности и результативности функционирования воспитательного пространства выступает воспитательное событие. Отсутствие единообразия в понимании термина «воспитательное пространство» создает существенные трудности для построения модели воспитательного пространства, ее реализации на практике, а также сравнения в функционировании различных воспитательных пространств. Для автора существенным моментом выступает конструирование регионального воспитательного пространства с целью обеспечения целостности и системности. Реализация данной модели возможна при условии сетевого взаимодействия всех субъектов воспитательного пространства. С целью осуществления диагностики и мониторинга эффективности и результативности воспитательного пространства автор выделяет и обосновывает следующие критерии: инициативность в реализации воспитательного события, степень удовлетворенности субъектов, периодичность и системность воспитательных событий в деятельности образовательных организаций, инновационность, формируемые ценности и смыслы.
Ключевые слова: воспитательное пространство, воспитательное событие, компоненты воспитательного пространства, диагностика и мониторинг, показатели эффективности и результативности, удовлетворенность субъектов воспитательного события.
M. B. Zakharova
Diagnostics of the Educational Space Components
The author analyzes the approaches to the term of educational space, with emphasis on the event-driven approach, in which the unit of the analysis of the efficiency and effectiveness of the functioning of the educational space serves an educational event. The lack of uniformity in the understanding of the term «educational space» creates considerable difficulties to build a model of the educational space, its implementation in practice, as well as to compare the functioning of various educational spaces. The essential construct stands for regional points of educational space for the author in order to ensure the integrity and consistency. Implementation of this model is possible provided networking all actors of the educational space. In order to implement the diagnosis and monitoring of the effectiveness and efficiency of the educational space, the author selects and justifies the following criteria: creativity in the implementation of educational events, the degree of satisfaction expressed by stakeholders, the frequency and consistency of educational events in the activities of educational institutions, innovations generated values and meanings.
Keywords: educational space, educational event, features of educational space, diagnostics and monitoring, impact and outcome indicators, satisfaction of the actors of the educational events.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. приоритетом в системе образования является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [10, 11]. В связи с этим перед педагогической наукой и практикой стоит задача поиска эффективных форм и методов воспитания подрастающего поколения. Одной из главных проблем, мешающих достижению заявленных целей, на наш взгляд, является разобщенность усилий тех организаций и учреждений,
которые призваны способствовать воспитанию ребенка. Нет единства действий как на межведомственном уровне, так и внутри системы образования как ведущей отрасли, ответственной за воспитание детей. Невозможно добиться устойчивого результата в воспитании детей, если в регионе образовательные организации выступают конкурентами в борьбе за детей.
Ранее в истории России не ставился вопрос об особенностях региональной образовательной системы, поскольку действовала единообразная образовательная политика на уровне всей страны. Сегодня образование и воспитание могут и должны стать мощными средствами преобразования регионального уклада жизни. Особую значимость приобретает организация воспитательного пространства региона, призванного
© Захарова М. Б., 2017
обеспечивать социализацию обучающихся и воспитанников, формирование у них самосознания, ценностных ориентаций, гражданской позиции и т. п. Для их формирования большое значение имеет сетевое взаимодействие всех субъектов воспитательного пространства.
Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых (Д. В. Григорьев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова) [3, 4, 6, 7]. Сама по себе среда не обязательно будет обладать воспитывающим влиянием, а ребенок, находящийся в этой среде, будет приобретать именно те умения и навыки, формировать те компетенции, которые востребованы социумом. Для реализации воспитательного потенциала педагогического пространства необходимы целенаправленные усилия его участников.
На сегодняшний день понятие «воспитательное пространство» находится в стадии осмысления и определения, поэтому на теоретическом уровне нет единообразия в понимании данного термина, что осложняет на уровне практики процесс поиска эффективных моделей построения и проектирования воспитательного пространства [1, 2, 5, 8]. Чаще всего практики действуют методом проб и ошибок, следовательно, важной задачей как в теоретическом, так и в практическом плане выступает обоснование критериев и показателей диагностики и мониторинга эффективности воспитательного пространства. Один из главных недостатков практики современного воспитания состоит в отсутствии системности, когда организации и учреждения представляют собой отдельные структуры, осуществляющие взаимодействие только на формальном уровне под давлением «сверху». Это находит выражение
— в слабой концептуальной проработке самой идеи регионального воспитательного пространства;
— отсутствии согласованности действий на различных уровнях управления, между отдельными организациями;
— слабой научной, методической и кадровой поддержке компонентов его структуры;
— недостатке ресурсного обеспечения (в том числе, качественной информацией о состоянии и проблемах, связанных с воспитанием);
— отсутствии полноценного проблемного его анализа, фрагментарности целевых ориентиров его развития.
Последнее ограничение, на наш взгляд, является типичным для большинства региональных образовательных систем, при этом мы считаем его ключевым при построении инновационного воспитательного пространства, нацеленного на достижение стратегических приоритетов. В связи с этим стоит задача выделить ключевые элементы воспитательного пространства, которые могли бы выступать критериями и показателями его функционирования и развития, следовательно, могли быть положены в систему диагностики и мониторинга.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательной организации, муниципальном, региональном, на уровне страны в целом. И все же для эффективного решения задач, связанных с воспитанием личности, оптимальной является разворачивание модели воспитательного пространства на муниципальном или региональном уровне. Важность регионального уровня в решении проблем организации воспитания обусловлена еще и тем, что в рамках региона можно
— наилучшим образом обеспечить комплексность принимаемых мер, охватив как все ступени образования (от дошкольного до профессионального), так и все необходимые условия его модернизации на принципах вариативности и целостности воспитательного пространства;
— создать единую сеть информационного обеспечения по вопросам воспитания;
— обеспечить целевую подготовку педагогических кадров к реализации современных идей и технологий воспитания.
Можно выделить индивидуальных
и групповых субъектов воспитательного пространства: индивидуальными субъектами могут быть дети; родители; педагоги, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры из числа родителей и других членов микросоциума; муниципальные служащие и т. д. В качестве групповых субъектов могут выступать семья; группы сверстников; объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения, медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления и т. д.
В современной педагогической науке исследование феномена воспитательного пространства идет в нескольких направлениях [2, 5, 7, 8, 9]. Во-первых, под воспитательным пространством
понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного учащегося или группу детей. В отличие от природной среды, которая существует независимо от нашего желания, воспитательное пространство является результатом деятельности субъектов самого пространства. В связи с этим для диагностики важным оказывается вопрос о выделении структурной единицы пространства. Чаще всего структурной единицей воспитательного пространства рассматривают учреждение образования, принимающее участие в создании данного пространства, а механизмом его создания - взаимодействие субъектов, коллективов, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными дидактическими принципами и подходами.
Во-вторых, воспитательное пространство рассматривается как часть среды, в которой преобладает определенный педагогически сформированный образ жизни [7]. В данном случае взаимодействие всех субъектов воспитательного пространства определяется целью образа жизни личности обучающегося, а механизмы создания данного пространства схожи
с образовательными. При таком подходе важный диагностческий компонент включает уровень взаимодействия и степень удовлетворенности этим взаимодействием субъектов воспитательного пространства.
В-третьих, воспитательное пространство раскрывается через понятие «событие» и трактуется как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, объединенных усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способных выступать интегрированным условием личностного развития как взрослого, так и ребенка. С точки зрения построения модели сетевого взаимодействия при формировании регионального воспитательного пространства, а также для диагностики эффективности и результативности данного взаимодействия событийный подход рассматривается нами как наиболее перспективный.
Воспитательные события, представляющие континуум воспитательного пространства, могут выступать качественной характеристикой социума, от которой зависят успешность адаптации субъектов воспитательного пространства, снижение риска неблагоприятных условий социализации, коррекция неблагоприятного влияния окружающей социальной среды и др. [8]. При таком подходе воспитательное пространство становит-
ся инструментом, с помощью которого возможна контролируемая социализация личности, то есть воспитание приобретает характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации всех субъектов.
Ученые (Е. В. Бондаревская, В. А. Караков-ский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова) сходятся во мнении, что воспитательное пространство представляет собой множество взаимосвязанных педагогических событий, организованных социальными субъектами: учреждениями образования, культуры, здравоохранения, спорта и др. [1, 4, 6, 7]. Анализ использования категории «пространство» в социально-педагогических исследованиях позволяет выделить несколько основных аспектов понимания его педагогического содержания, которое может быть положено в основу диагностики эффективности и результативности функционирования воспитательного пространства.
Первое основание для классификации, структурирования и диагностики воспитательного пространства, - субъектность инициативы, то есть тот субъект, которому принадлежит идея того или иного воспитательного события. По данному основанию можно выделить
— воспитательное событие, инициированное органами управления образования (воспитательно-административное событие);
— воспитательное событие, инициированное педагогами (воспитательно-образовательное событие);
— воспитательное событие, инициированное обучающимися или родителями (воспитательно-развивающее событие).
Это основание позволяет дать количественную характеристику воспитательного пространства в зависимости от того, какую долю в нем составляют события, инициированные разными субъектами.
Второе основание для диагностики воспитательного пространства - степень удовлетворенности участников воспитательного события его организацией, процессом и результатом. Анализ и рефлексия этих характеристик дает качественно-количественный показатель функционирования всего воспитательного пространства, а также степени вовлеченности (следовательно, степени воспитательного воздействия) каждого субъекта.
Еще одна количественная характеристика, которая должна быть положена в основу диагностики (а в перспективе - и мониторинга) воспи-
тательного пространства - открытость, связь с внешним миром, тое есть количество образовательных организаций, принимавших участие в воспитательном событии, а также типы этих организаций. Мы полагаем, что наиболее эффективным будет такое событие, в подготовке и реализации которого принимают участие несколько образовательных организаций, относящихся к разным типам (дошкольная образовательная организация, школа, учреждения дополнительного образования детей, учреждения профессионального образования), а также учреждения и организации других ведомств. Промежуточное положение по степени воспитательного воздействия будет занимать событие, организованное несколькими учреждениями, относящимися только к одному типу (например, дошкольные образовательные организации). Наименьшую эффективность и результативность мы прогнозируем в том случае, если воспитательное событие организуется, например, только одной школой.
Следующая характеристика - единство и целостность пространства - диагностируется через периодичность, системность, повторяемость воспитательных событий в деятельности отдельных образовательных организаций и всей региональной системы образования.
Тесно связана с предыдущим показателем такая характеристика воспитательного пространства, как инновационность/традиционность. При этом хотелось бы уберечь сторонников инноваций от крайностей, поскольку массовое внедрение инноваций в педагогическую практику чревато целым рядом негативных последствий, в первую очередь, с точки зрения воспитания личности ребенка. Пожалуй, это один из самых сложных, с точки зрения оценки и диагностики, критериев. Мы рассматриваем инновационность воспитательного пространства с точки зрения наличия возможностей, превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; возможность для личностного самоопределения и саморазвития субъектов воспитательного пространства.
И наконец, последний критерий для диагностики эффективности и результативности воспитательного пространства - ценности и смыслы для субъектов: обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательных организаций, органов управления образованием, социума.
Воспитательное пространство - это культурная среда, природа, искусство, предметное окру-
жение учащегося, уровень культуры педагогических работников, родителей, этнический культурный опыт, соседи, улица, друзья, средства массовой коммуникации, СМИ (интернет, телевидение, пресса, книжные издания и др.). Эти направления деятельности реализуются не стихийно, а организованно и целенаправленно, что предполагает создание воспитательной системы, которая призвана привлекать к содержанию и контролировать различные воспитательные воздействия воспитательного пространства. Отсюда вытекает значимость управления процессом формирования и обогащения воспитательного пространства. Именно педагогически управляемое пространство окажет значительную помощь как учреждению образования, так и семье в воспитании подрастающего поколения. Воспитательное пространство может формироваться в результате инициативы управленческих структур различных уровней (органов местной власти, территориальных органов управления образованием, директора и педагогического коллектива учреждения образования и др.), различных социальных институтов, а также деятельности самих обучающихся, в основе которой лежат их личностные потребности по освоению и присвоению жизненного пространства. Соответственно, и реализоваться воспитательное пространство может на различных уровнях: учреждения образования, региона, страны. Воспитательное пространство - пространство воспитания личности, а не функционирования различных социальных институтов. И от того, кем и с помощью чего формируется и обогащается воспитательное пространство, зависит результат воспитательного процесса - уровень воспитанности личности учащегося.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
2. Борисова, Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Т. Ф. Борисова - М., 1999. - 204 с.
3. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие [Электронный ресурс] / Д. В. Григорьев. - Режим доступа: //Ы1р: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc. -
С. 1 (Дата обращения 29.03.17).
4. Караковский, В. А., Новикова, Л. И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! (Теория и практика воспитательных систем) [Текст] //
В. А. Караковский, Л. И. Новикова,
Н. Л. Селиванова. - М. : Новая школа, 1996. - 157 с.
5. Лурье, Л. И. Моделирование региональных образовательных систем [Текст] / Л. И. Лурье. - М. : Гардарики, 2006. - 287 с.
6. Новикова, Л. И., Соколовский, М. В. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) [Текст] / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-134.
7. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления [Текст] / под ред. Н. Л. Селивановой. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М. : Издат. корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
9. Стратегия развития воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст] / под ред. И. А. Зимней. - М. : Издательский сервис, 2004. - 480 с.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. от 29.05.2015, № 996-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tE FnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 29.03.17)
11. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //http://base.garant.ru (дата обращения 29.03.17)
Bibliograficheskij spisok
1. Bondarevskaja, E. V Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija [Tekst] / E. V. Bondarevskaja - Rostov n/D : Izd-vo Rosto vskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000. - 352 s.
2. Borisova, T. F. Obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor social'nogo vospitanija shkol'nikov [Tekst] : dis. ...
kand. ped. nauk: 13.00.01. / T. F. Borisova - M., 1999. -204 s.
3. Grigor'ev, D. V. Sobytie vospitanija i vospitanie kak sobytie [Jelektronnyj resurs] / D. V Grigor'ev. - Rezhim dostu-
pa: //http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc -S. 1 (Data obrashhenija 29.03.17).
4. Karakovskij, V. A., Novikova, L. I., Selivanova, N. L. Vospitanie? Vospitanie. Vospitanie! (Teorija i praktika vospitatel'nyh sistem) [Tekst] // V. A. Karakovskij, L. I. Novikova, N. L. Selivanova. - M. : Novaja shkola, 1996. - 157 s.
5. Lur'e, L. I. Modelirovanie regional'nyh obra-zovatel'nyh sistem [Tekst] / L. I. Lur'e. - M. : Gardariki, 2006. - 287 s.
6. Novikova, L. I., Sokolovskij, M. V Vospitatel'noe prostranstvo kak otkrytaja sistema (Pedagogika i siner-getika) [Tekst] / L. I. Novikova, M. V. Sokolovskij // Ob-shhestvennye nauki i sovremennost'. - 1998. - № 1. -S. 132-134.
7. Razvitie lichnosti shkol'nika v vospitatel'nom pros-transtve: problemy upravlenija [Tekst] / pod red. N. L. Selivanovoj. - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2001. - 284 s.
8. Serikov, V. V Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanij a pedagogicheskih sistem [Tekst] / V V. Serikov. - M. : Izdat. korporacija «Logos», 1999. -272 s.
9. Strategija razvitija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy [Tekst] / pod red. I. A. Zimnej. - M. : Izdatel'skij servis, 2004. - 480 s.
10. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Fed-eracii na period do 2025 goda. Utv. ot 29.05.2015, № 996-r [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tE FnyHlBitwN4gB.pdf (data obrashhenija 29.03.17)
11. Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. N 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 20122017 gody» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://base.garant.ru (data obrashhenija 29.03.17)