Научная статья на тему '\ собственники \ хрупкая красота'

\ собственники \ хрупкая красота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ собственники \ хрупкая красота»

Хрупкая красота

Большинство российских производителей елочных игрушек, несмотря на то что выпускают такую радостную продукцию, далеки от оптимизма. Усиливается давление конкурентов из Китая и Украины - их более дешевые украшения предпочитают брать на реализацию торговые сети в расчете на продажи втридорога. Неясны перспективы спроса в связи с кризисом, который уже сказался на корпоративных заказах.

Чтобы пересчитать российских производителей елочных игрушек пальцев одной руки хватит с избытком. Путем опросов выяснилось, что всего в России четыре компании, которые можно считать отечественными производителями елочных украшений, чья

продукция поставляется в некоторые российские регионы. Правда, насколько широк рынок сбыта, наши собеседники определить затруднялись. Вообще во всем, что касается точных цифр, таких как выручка, прибыль, словом, финансовых и производст-

венных показателей деятельности, этот сектор весьма закрыт, как и рынок отечественной игрушки в целом.

Наши герои в общей сложности производят не более 10 млн. игрушек в год. При этом, по словам собеседников журнала, на Новый год каждая российская семья хотя бы одну новую елочную игрушку да покупает, а всего в стране, напомним, живет около 142 млн. человек. Словом, масштаб импорта по сравнению со скромным российским производством весьма впечатляет. «По данным Росстата, общая доля изделий отечественной легкой промышленности на российском рынке составляет около 3%. Я думаю, что доля отечественных елочных

Ирина ВОРОБЬЕВА

игрушек также не превышает этой цифры», — считает Владимир Денисович, гендиректор красноярской фабрики «Бирюсинка».

С одной стороны, наших производителей, за исключением нижегородской компании «Ариель», душит дешевая, преимущественно пластиковая и ввезенная, рискнем предположить, не совсем легальными путями китайская новогодняя игрушка. Второй сильный конкурент — сравнимая по качеству, но также более дешевая за счет, прежде всего, дешевой рабочей силы, продукция братской Украины. Людмила Невструева, гендиректор ПК «Иней»: «Китайская игрушка, и пластиковая, и стеклянная, изготовлена на штамповочной машине, поэтому

она намного дешевле изделий ручной работы. Цены украинской продукции также значительно отличаются от российской, что дает торговле широкие возможности для варьирования торговой надбавкой».

Например, в одном из магазинов сети «Детский мир» в центре Москвы половину новогоднего ассортимента занимают украшения с «Незалежной», продающиеся по весьма недешевой цене. Так, стоимость популярного в новейшее время шара диаметром 100 мм (так называемая сотка, весьма подходящая для больших двухметровых елок) украинской фирмы Irena — около 400 руб. Справедливости ради стоит добавить, что украинские игрушки выглядят весьма эффектно, нарядно и даже «богато».

Розничная стоимость большинства изделий наших производителей составляет от 140 (за фигурное изделие: зайчика, допустим, или котика) до 250 руб. за украшенный росписью «сотый» шар.

Кстати, производителей на Украине несравненно больше, чем в России, что гендиректор красноярской фабрики «Бирюсинка» объясняет традиционно широким изготовлением поделок артельно-кустарным способом: «У них всегда были развиты народные промыслы. Они и при коммунистах что-то строгали и выдували, так и сейчас игрушки делают». «На Украине дешевая рабочая сила,— добавляет Людмила Невструева. — Люди оттуда не зря приезжают работать к нам стеклодувами, разрисовщиками. И, уезжая, надеются, что мы снова их пригласим». Сотрудники российского «Инея» в среднем зарабатывают в четыре — пять раз больше, чем украинские разрисовщики и стеклодувы: от 10 до 20 тыс. руб. в зависимости от производительности.

В связи же с кризисом непростая жизнь отечественных производителей этой радостной продукции усложнилась еще больше. Крупные сетевые компании повышают ретро-бонусы (скидки за возможность продажи в сети), мелкая розница опасается приобретать для реализации большое количество бьющегося сезонного товара.

Правда, не все наши собеседники сетовали на трудности. «Зачем вообще говорить о проблемах? - считает Аркадий Таранов, гендиректор и владелец нижегородской компании «Ариель». - Мы же своего рода Деды Морозы, Санта Клаусы, а какие у них трудности? Я, кстати, снижения спроса не ощутил. Заметил лишь, что сократилось число корпоративных заказов со стороны европейских компаний».

Елочкам от «Елочки»

Возглавляет список отечественных производителей клиент Сбербанка, крупнейшая в России фабрика елочных игрушек «Елочка», расположенная в городе Высоковск

Клинского района. В этом году с помощью кредита Сбербанка «Елочка» открыла музей елочной игрушки, рассчитанный на прием 130 тыс. туристов в год. Руководство компании отказалось от рассказа о планах и современной жизни «Елочки», сославшись на занятость в предновогоднюю пору. Предприятия этого профиля, действительно, наиболее интенсивно работают три последних месяца в году, непосредственно на продажу. В остальное время произведенная продукция поступает на склад. Так что в основном нам придется оперировать информацией из других источников и ранее предоставленным нашему журналу интервью директора Ольги Волковой.

Годовой объем выпуска «Елочки» — не менее 9 млн. игрушек. Фабрика производит 700 видов продукции. Помимо популярных сегодня шаров с пейзажами, сложными узорами, российскими достопримечательностями, например с изображением храма Христа Спасителя, украшениями на рождественскую тематику, традиционных фигурок зверушек, снегурочек, снеговиков и дедов морозов, «Елочка» выпускает еще и ин-терьерные украшения (гирлянды с бантами, еловыми лапами, разнообразные связки и комбинации), внедренные в производстве уже в новейшее время. Продукция компании, по словам ее гендиректора Ольги Волковой, продается во всех российских регионах, около 10% экспортируется в Европу, США, Израиль, страны СНГ. На экспорт идет эксклюзив — шары со сложной художественной росписью, игрушки в виде самоваров, матрешек.

Судя по всему, «Елочка» не только крупнейшее, но и наиболее успешное предприятие в этом секторе российского рынка. Например, в ассортименте новогодней продукции сети «Детский мир» половину занимает продукция «Елочки», в сети «Рамстор» фабрика также представлена наиболее широко. Именно «Елочку» называли представители крупных дистрибьюторских компаний, в том числе «Веста Альфа», отвечая на вопрос о ведущих российских производителях елочных украшений. «Елочка», кстати, относится к предприятиям народных художественных промыслов России, благодаря чему пользуется льготным налогообложением. Если численность сотрудников у других фигурантов нашего материала не превышает 70—80 человек, включая стеклодувов и разрисовщиков, а на десять стеклодувов, поясним, приходится 25 разрисовщиков, то в «Елочке» работают 430 человек. Многие из них, так же, как на второй старейшей фабрике елочных игрушек в России ПК «Иней», трудятся не один десяток лет, будучи представителями семейных династий.

Контрольный пакет предприятия принадлежит коллективу, включая топ-менеджмент.

о о га с т в е н н

¡прямые инвестиции / №ig (80) £008 | реальный сектор

рушка», а после войны начал работать филиал в деревне Данилово Павлово-Посад-ского района. Центральные же цеха размещались в Москве недалеко от станции метро «Семеновская». Первые новогодние шары фабрики поражали покупателей изображениями героев былинного эпоса, народных сказок, персонажей произведений Пушкина, Маршака и Чуковского. В 50—60-е годы прошлого века одним из художников фабрики работала М.Н. Бар-трам - дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Н.Д. Бартрама. Название «Иней» производство получило в 1990 году.

После акционирования директор фабрики Михаил Свердлик создал при производстве

Гендиректор фабрики «Елочка» Ольга Волкова начинала работать разрисовщицей

X I

ш о н

и

ю □

и

Возглавляет фабрику первая женщина-директор в ее истории Ольга Волкова, отработавшая на фабрике 34 года. Свою карьеру она начинала рабочей-разрисовщицей.

История «Елочки» начинается с 1818 года, когда адмирал, князь А.С. Меншиков (потомок «полудержавного властелина») получил разрешение на открытие в своем имении в селе Александровка стекольного завода по производству бутылок и ламп. Рождение же елочной игрушки связано с именем купца Григория Орлова, открывшего рядом с заводом мастерскую, где из цветного стекла сначала выдували сережки, бусы, а затем и украшения для новогодних елок. После революции крестьянские

артели по производству елочных игрушек объединили в фабрику елочных украшений, названную в 70-е годы «Клинским объединением «Елочка». В 1992 году фабрика акционировалась, став ОАО «Елочка». Примерный объем выручки компании, по нашим данным, около 80 млн. рублей.

Новый «Иней»

История производственной компании «Иней» также восходит к дореволюционным артелям, которые на дому занимались кустарным изготовлением мишуры, картонных фигур, выдували и расписывали гирлянды и бусы. В 1937 году на основе такой артели в Москве была создана фабрика «Спортиг-

магазин «Страна детства» с широким ассортиментом отечественной, не только новогодней, игрушки. Кстати, нынешний гендиректор Людмила Невструева пришла в компанию на должность директора магазина, оставив заведование обувным отделом в центральном «Детском мире».

Покупателям и корпоративным заказчикам в фабричный магазин практически в центре Москвы добраться было проще, чем до деревни Данилово под Павловским Посадом. Среди клиентов, по словам наших собеседников, было немало европейцев, восхищавшихся продукцией «Инея», ее дешевизной. «Пять лет назад в последний раз к нам на Семеновскую приезжал заказчик

из Кремля подбирать украшения для кремлевской елки», — рассказывает начальник производственного цеха Валентина Добровольская. О том, как фабрика потеряла здание в Москве, в «Инее» не разъясняют. Так или иначе, но компании пришлось развиваться в деревне Данилово, благо повезло с новыми акционерами.

«Они фактически не дали нам разориться», — говорит Людмила Невструева, но о ком идет речь, не раскрывает. По нашим данным, акционер «Инея» — торговая группа «Инвент». В Данилово построили новые помещения для производства, отремонтировали, переделали и переоснастили строение, возведенное 70 лет назад, а также здания для музея и магазина, где цены по сравнению с широкой розницей ниже на 50—100 руб. Строительство, к слову, еще продолжается. Основные посетители магазина — ребята, родители и учителя, приезжающие с популярными экскурсиями на фабрику.

Оказавшись на предприятии в будний день, мы с редакционным фотографом увидели три экскурсионных автобуса и застали шумные группы школьников в музее фабрики — в нем выставлены игрушки «Инея» разных десятилетий, не считая елки с украшениями 30-х годов.

«Экскурсии мы проводим уже три года, — рассказывает гендиректор фабрики Людмила Невструева, — Детей встречают в музее Дед Мороз со Снегурочкой (по совместительству сотрудники стеклодувного цеха и цеха разрисовки). Ребятам показываем процесс производства елочных украшений. Каждому из маленьких гостей дарим шарик, угощаем чаем, словом, все очень довольны».

Что касается планов, то в этом году компания собиралась выпустить 700 тыс. елочных украшений, что на 20% больше, чем в прошлом, но намеченное скорректировал кризис. Людмила Невструева: «Будем стараться не снизить прошлогодних показателей (то есть объема производства в 560 тыс.

реальный сектор | прямые инвестиции / №ig (80) gq08|

игрушек - ред.). Некоторые крупные сетевые розничные компании серьезно увеличили ретро-бонусы, другие боятся брать на реализацию большие объемы сезонной продукции. Все будет зависеть от развития ситуации к январю». Пока фабрике пришлось расстаться с сотрудниками, приехавшими с Украины, сократив персонал со 100 человек до 70. Сейчас здесь работают 15 разрисовщиц и 11 стеклодувов. Основной состав сотрудников «Инея» - женщины, прорабо тавшие не один десяток лет. Одна из старожилов рисовального цеха, Людмила Демидкина, трудится здесь уже 40 лет. Ее привела на фабрику сразу после школы работавшая здесь же мама. Из 11 стеклодувов четверо -молодые специалисты, нетакдав-но закончившие полугодовое обучение.

Из ближнего Подмосковья молодых людей редко привлекает фабрика елочных украшений. Они предпочитают устроиться на работу в Москве. Так что «Иней» принимает не только бывших соотечественников с Украины, но и людей из регионов. На фабрике, в частности, работают уроженцы Кирова. «Мы разослали в региональные миграционные службы письма о том, что нам требуются работники, — говорит Людмила Невст-руева. - Предоставляем приезжим сотрудникам комфортное жилье на время работы и учебы, выдаем во время обучения 3тыс. руб. стипендии плюс оплачиваем качественно сделанные изделия. Срок обучения разрисовщика и стеклодува под руководством опытных мастеров - шесть месяцев».

Оплата на «Инее» сдельная, зависит от производительности труда. Некоторые мастера зарабатывают и до 20 тыс. руб. Людмила Невструева объясняет: «Ассортимент росписей шаров обновляется ежегодно на 80%, в том числе за счет рисунков, представленных на конкурс нашими работницами.

Коллекция этого года состоит из 40 композиций. Количество изделий, на котором присутствует один рисунок — от 3 до 5 тыс. штук. Ну что такое 5 тыс. в масштабах страны? Иными словами, в следующем году вы уже не найдете игрушку с прошлогодним рисунком». Залежавшийся на складе с прошлого года товар — явление для «Инея» незнакомое, поскольку работает компания преимущественно под заказ тех же крупных розничных сетей, причем заказ поступает в начале года.

Изделия «Инея» продаются в сетях Metro и «Перекресток». Среди городов распространения, помимо Москвы, - Новосибирск, Архангельск. Так что порой компании все же не удается удовлетворить корпоративных клиентов, решивших сделать крупный заказ (например, более ста шаров с логотипом фирмы) незадолго до праздника. Корпоративный заказ занимает в общем объеме производства «Инея» не более 5%, но, возможно, этот показатель увеличится — в этом году фабрика взяла в аренду станок для печатания логотипов.

Что до новинок, то в этом году «Иней» начал выпускать игрушки с объемной разрисовкой. По словам сотрудников, такие в России выпускают только у них. Еще одна особенность продукции компании в этом году — более красочная роспись и тщательная прорисовка деталей. «Взгляните на этого Умку, — говорит Валентина Добровольская, показывая медвежонка в платочке. -Мастер сделал только четыре операции, нарисовав и ротик, и носик, и глазки, и реснички». Всего же таких «операций» для появления на свет Умки понадобилось 12.

«Мы не отстаем от современных тенденций, — сообщает наша собеседница, — широко используем модный в этом году жемчужный цвет (в прошлом преобладали красный и синий), всевозможные присыпки (крупные, мелкие, золотые, серебряные), стразы в зависимости от рисунка. Очень много выпускаем украшений с российской пейзажной росписью. Кстати, пейзажи этого года и прошлого абсолютно разные. Среди наших любимых новинок шар «Монастырь». Продолжаем выпускать всеми любимые фигурные игрушки, изображающие зверушек, Деда Мороза, Снегурочку. Очень интересна новинка этого года — детская коллекция шаров с изображениями животных («Каркуша», «Олененок», «Спящий мишка»). А все эти Санта Клаусы и Гарри Поттеры - не наше». Вообще отечественную игрушку, включая украинскую, объединяет общий нарядный стиль. «Европей-ч. ■ 4 екая игрушка более простая, — замечает Людмила Невструева. — У них нет пейзажных рисунков. Могут приклеить две бархатистые тесьмы и провести пару полосок. Наша елка намного интереснее».

Всего у компании около 100 наименований изделий. Финансовые показатели в «Инее» не раскрывают, поясняя, что прибыли почти нет и фирма держится на энтузиазме работников и акционеров, решивших сохранить и развивать одно из старейших российских производств.

Людмила Невструева: «Государство нас не поддерживает, поскольку мы не относимся к предприятиям народно-художественного промысла (такие компании имеют право платить НДС по сниженной 10% ставке вместо 18%—ред.). Работаем круглый год, а продаем лишь три месяца, зарплату же людям платить надо, так что нас поддерживают

о о б с т в е н н

¡прямые инвестиции / №12 [80] 2008 | реальный сектор

I I

<u о н u

ю □

u

акционеры. Я надеюсь, что после кризиса мы будем набирать людей, искать специалистов, увеличивать продажи, поскольку спрос есть. Игрушки, сделанные в течение года, мы практически полностью продаем».

Примерный объем выручки «Инея», по нашим данным, более 20 млн. рублей.

Здравствуйте, я Дед Мороз

Далее по списку — самый оптимистичный из наших героев - гендиректор и владелец нижегородской фабрики стеклянных елочных украшений «Ариель» Аркадий Гаранов, в прошлом архитектор. Совладелец «Ариели» — супруга Гаранова Елена Терсинских, по образованию лингвист. «Ариель» — производное от «Аркадий и Елена». Во многом благодаря Елене 15 лет назад, в самом начале работы, компании, занимавшейся росписью посуды, удалось наладить контакты с немецкими партнерами. Именно для них коллектив художников сделал первую партию рождественских шаров. Кстати, сначала стеклянные шары приобретали в Польше, затем заказывали на соседней фабрике елочных украшений в Кстово, после ее банкротства кстовские стеклодувы пришли на работу в «Ариель». В целом число работников фабрики колеблется в зависимости от заказов от 60 до 80 человек.

«Они выпускают, скорее, сувенирную продукцию на новогоднюю тематику, — характеризует изделия «Ариели» Людмила Невст-руева из «Инея». — Некоторые их шары даже не обязательно вешать на елку - многие из них продаются на специальной подставке».

«Мы специализируемся на изделиях (помимо шаров «Ариель» выпускает вазы, подсвечники - ред.) с высококачественной художественной росписью, — говорит гендиректор Аркадий Гаранов, — в том числе, с такими эксклюзивными изображениями, как виды конкретных городов:

Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Саратова, Москвы, Франкфурта, Ротенбур-га, Атланты, Чикаго, Аннаполиса». Словом, на фабрике «Ариель» готовы создать вид любого города в соответствии с заявкой, вплоть до изображения конкретного магазина и отеля. Среди изделий компании есть шары с изображением здания Газпрома (заказ медийного подразделения корпорации) и гостиницы «Балчуг».

Изготовление такой продукции чаще всего — корпоративный заказ, либо заказ для продаж в конкретном городе. Есть и уникальные изделия авторской работы, стоимость которых для заказчика не имеет значения. Например, шары большого диаметра (более 20 см) с тщательной прорисовкой серьезных сюжетов.

ком» (рисунок на стеклянных шарах этой коллекции стилизован под вышивку). Есть шары и с явно молодежным трендом -«Снеговик-диджей», «Снеговик-сноубор-дист». Постоянно высоким спросом пользуется серия «Русская зима», выпущенная в 1996 году.

«Ариель», к слову, наиболее активно из героев нашего рассказа участвует в зарубежных специализированных выставках, хотя сейчас большая часть продукции фирмы продается в России. Аркадий Га-ранов: «Мы стараемся удовлетворять все заказы независимо от места проживания заказчика и времени поступления заявки. Но еще несколько лет назад большую часть производства мы переориентировали на российский рынок. Во-первых, мы

Одна из старейших советских фабрик елочных игрушек «Иней» под руководством Людмилы Невструевой развивает производство недалеко от Павловского Посада

Не удивительно, что у компании более 100 наименований изделий. Но большая часть продукции фабрики, утверждает ее директор, доступна широкому покупателю, продается в Московском доме книги, таких демократичных сетях, как «Ашан», OBI. Аркадий Гаранов: «Как бы хорошо это ни было нарисовано, но, в основном, мы выпускаем новогоднее украшение, сувенир, предмет интерьера».

Среди новинок этого года, не считая изделий с символом года, коллекции «Зимний сад» (шары «Розы на снегу», «Виноград на снегу»), «Шифон», «Вышиваем крести-

патриоты, а во-вторых, зачем пускать сюда поддельщиков из бывших советских республик, когда мы сами можем делать качественный продукт».

Кстати, о конкурентах. По словам Аркадия Гаранова, в России у «Ариели» конкурентов нет, а в мире ему известно лишь три компании такого уровня - в Италии, Чехии и Польше...

Любые конкретные показатели своей деятельности наш собеседник скрывает: «Зачем переводить праздник в рубли? Меня больше интересует, кто делает изделия такого же уровня, как мы. Нам хватает, хотя

реальный сектор | прямые инвестиции / №ig (80) goos|

не на все — хотелось бы производство расширить, людям больше платить». «Слово массовый, — продолжает Аркадий Таранов, — к нашим изделиям не подходит. Мы выбрали сектор более качественных изделий и в меньшем количестве. Могу сказать, что в прошлом году выпустили более 60 тыс. изделий. Год от года объем производства может изменяться в зависимости от заказов. Одному клиенту нужно 10 шаров со сложным рисунком, другому — 100 с более простым, а стоимость заказов одинакова. В этом году всего много. Несмотря на кризисы, русские все равно Новый год празднуют широко, в отличие от европейцев, которые будут экономить на всем, включая телефонные разговоры. И чем сильнее кризис, тем больше в России полетит петард в небо». По нашим данным, годовая выручка компании - не менее 12 млн. рублей.

Скромная «Бирюсинка»

И завершает наш рассказ краснояр екая компания «Бирюсинка», пред приятие художественно-народного промысла во главе с 50-летним Владимиром Денисович. По его словам, он миноритарный акционер фирмы. Имена мажоритариев он не раскрывает, как и подробности своего прихода на фабрику: «Пришел и пришел, одни покрышками занялись, а я вот игрушками». До поста гендиректора наш собеседник был заместителем предыдущего топ-менеджера.

«Бирюсинка» действует с 1942 года, но в отличие от «Елочки» и «Инея» большую часть своей жизни занималась исключительно изготовлением мягкой игрушки, а также игрушки из ПВХ, в том числе и новогодней тематики. Первоначальное название фабрики — «Детская игрушка», в 1967 году

ее переименовали в промышленное объединение «Сибирская игрушка». В 1989-м фабрика акционировалась, став ЗАО КФ «Бирюсинка». В компании работает около 100 человек.

Владимир Денисович, гендиректор: «Изготовление елочных игрушек для нас не основное производство. Мы выпускаем мягко-набивную игрушку, игрушки из ПВХ, карнавальные костюмы. Выручка (20 млн. руб.) распределяется равномерно». То есть на елочные украшения приходится около 5 млн. руб., а примерный объем производства этого сектора «Бирюсинки», по нашим данным, около 100 тыс. елочных украшений в год. Благодаря наличию не одной лишь новогодней продукции деньги на фабрику поступают не только в конце года.

«Мы очень маленькие, скромные, практически локальный производитель, никакого влияния на рынок не оказываем», — говорит наш собеседник. Правда, добавляет, что продукцию фабрики можно найти в Уральском регионе, Владивостоке, Новосибирске. В Москве и Подмосковье она распространяется через партнеров «Бирюсинки» — фирму

«Москвитянка».

«Ничего особенного, — характеризует продукцию своего предприятия Владимир Денисович. — Берется шарик, разрисовывается. То же самое, что на «Елочке» с «Инеем». Ведь ценность игрушки не в том, что на ней нарисовано, и не в том, сколько она стоит, главное, чтобы радовала. Как говорит один мой знакомый, «у меня на душе светло становится, когда я наряжаю елку с внуками и вешаю на нее шарик, который

покупал еще со своей мамой. Недаром Новый год - праздник семейный».

И тем не менее «Бирюсинка» стремится изготавливать игрушки с изображением сибирской символики - кедрами, знаменитыми красноярскими столбами. Сотрудничает фабрика и с корпоративными заказчиками (крупные предприятия и компании региона, учебные заведения), выполняет индивидуальные заказы.

«Подаришь дорогущий «Паркер» — никто и внимания не обратит, а после такого подарка, как шарик с изображением комсомольского значка, разговоров на полночи», - говорит Владимир Денисович.

Но в связи с кризисом количество корпоративного заказа практически у каждого постоянного клиента, по словам гендиректора, снизилось. «Планов у нас никаких, -хмуро делится своим видением будущего наш собеседник, — не снизить бы объем производства. К тому же у нас сломали полпредприятия в связи с расширением дороги. Деньги за слом выделили, но это одна десятая часть реальной стоимости, которую в связи с постановлением Министерства обложили налогом на прибыль. Какие темпы роста? Вы что? Живем - лишь бы концы с концами свести. За счет низких зарплат выживаем (по словам гендиректора, в среднем работники фабрики получают около 15 тыс. руб. - ред.). Сокращений не будет -уже давно все сократили, но и новых людей принимать не станем».

Но если вернуться к шарам, то все же цена и роскошная роспись и в самом деле не главное. В 90-е ходил анекдот: накупил новый русский самых дорогих новогодних игрушек. Через неделю приносит возвращать. Его спрашивают: «Почему? В чем дело?». «Да как-то не радуют», — отвечает.

о о га с т в е н н

место

• компания

кто контролирует объем

производства в 2008 году, шт.

• выручка в 2008 году, млн.руб.

ОАО «Елочка» Ольга Волкова

9 000 000 80.0

около

ЗАО «ПК Иней» группа «Инвест»

560 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более 20.0

ООО «Ариель»

Аркадий Гаранов, Елена Терсинских

более

60 000 12.0

не менее

ЗАО КФ «Бирюсинка» Владимир Денисович

100 000 5.0

¡прямые инвестиции / №1£ (80) £008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.